Псалом 52 Крайнее нравственное развращение есть следствие безбожия. 1. В конец, о маелефе, разума Давиду. Псалом принадлежит Давиду, как писателю; по своему содержанию он представляет учение для разума – о том заблуждении, в которое он впадает, именно, при забвении о Боге. – О маелефе, это выражение еврейское, по точному произношению – ал-махалах, значит о болезни или скорби. Некогда, законодатель Еврейского народа, пророк Моисей, предостерегая современное ему поколение и его потомство, сказал: «если ты будешь слушаться гласа Господа Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его; то не наведу на тебя ни одной из болезней (евр. махалах), которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, Бог Твой, целитель твой» ( Исх.15:26 ). Но во дни Давида, народ нарушил этот завет Божий, данный чрез Моисея, – все уклонились, сделались равно непотребными; не было делающего добро»... И вот Господь послал им скорбь – болезнь, ибо наказал пленом людей своих (ст. 4–5 и 7). – Скорбь Давида об этом состоянии народа и выражается в этом псалме. Сей псалом вполне сходен с 13-м псалмом, а потому имеет с ним и одинаковое изъяснение. 2. Рече безумен в сердце своем: несть Бог, растлеша и омерзишася в беззакониих, несть творяй благое. Ср. Пс.13:1 . 3–4. Бог с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога? Вси уклонишася, вкупе непотребни Быша, несть творяй благое, несть до единаго. Ср. Пс.13:2–3 . 5. Ни ли уразумеют ecu делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Ср. Пс.13:4 . 6. Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх: яко Бог рассыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их. Не боясь Бога, люди видели предмета страха там, где его не было, или в мнимых богах – идолах, или в сильной, но суетной власти коварного царя Саула ( Пс.51:1,9 ). Но что здесь не было истинного страха, это очевидно, так как Бог рассыпал кости человекоугодников, – поразил их преждевременною смертью на войне и, мертвые, они быстро в тлении обнажили кости, которые, быв не погребены, остались в разбросанном состоянии. Так Господь, за неповиновение своей воле, подверг их постыждению – попранию их костей ногами врагов и диких зверей, ибо Он уничижил их, – зато, что они уничижили Его. 7. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Бог пленение людий Своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль. Ср. Пс.13:7–8 . Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 130 Смирение и сыновняя любовь – основание надежды на Бога. Песнь степеней или восхождений (см. Пс.119 ). 1. Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои: ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене. Псалмопевец проникнут глубоким убеждением, что для очищения его беззаконий нужны не столько жертвы и кропление крови, что полагалось по Закону, сколько смирение, глубокое до сокрушения сердца и самоуничижения: ибо существенная «жертва Богу – дух сокрушен сердца сокрушенного и смиренного Бог не презрит» ( Пс.50:19 ). В таком сознании псалмопевец и исповедует чистосердечно свое глубокое смирение. – «Господи, взывает псалмопевец, мое сердце не возносилось – не было надменным; не возносились и очи мои, – не смотрел я гордо, с презрением на других, как бы не желая и замечать их просьб или расположения ко мне. Ниже ходих в великих, – не поступал я так, как будто я кто-то великий, а другие все меньше и не достойнее меня... ниже в дивных, паче мене, – не выдавал я себя как бы за кого-то дивного – чрезвычайного, кому нужно удивляться, пред кем все должны страшиться (ср. Деян.8:9–11 ). – Нет, разумеется, я был совершенно чужд презренной гордости и постыдного самомнения, я был смиренномудрым (ст. 2). 2–3. Аще не смиренномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоенное на матерь свою, тако воздаси на душу мою. Да уповает Израиль на Господа от ныне и до века. Аще не смиренномудрствовах, правильнее – не мудрствовал ли я во смирении? – да, разумеется (ст. 1 и Пс.131:1 ). Но вознесох душу мою, яко отдоенное на матерь свою, – а так как я возносил, т. е. обращал в молитве к Тебе, Господи, душу мою, также, яко отдоенное, или, как дитя, только что отнятое от груди, самое нежное, обращается к матери своей, т. е. с самой искренней любовью и преданностью, исключающими всякую гордость: то и Ты, Господи, тако воздаси на душу мою, – также с любовью матери обрати взор свой на мою душу, т. е. как на грудное дитя, с чистым сердцем, и не презри ее в ее смирении. – «Да уповает Израиль на Господа отныне и во век!» Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 122 Праведник, и при уничнжении своем, как преданный Господу раб, получает от Него милость. Песнь степеней или восхождений (см. Пс.119 ). 1–2. К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси. Се, яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему, Дóндеже ущедрит ны. Благочестивый израильтянин, приходя в Иерусалим и стоя во дворе Дома Божия, знал, что Господь обитает не в храме только: а потому, обращая взор ко святилищу храма, он, в тоже время, умственный взор свой возводил к небу. – «К Тебе возвожу очи мои, Живущему на небе», говорит благоговейный псалмопевец. – Так, ибо Святое Святых храма, где был Ковчег Завета, этот видимый престол Божий, было только, так-сказать, первым, ближайшим небом, а истинный престол Господа Вседержителя всегда на небе. И Господь, входя некогда с народом, при Иисусе Навине, с востока на запад, в землю Обетованную, первоначально возшел на гору Сион, где храм, а потом возшел и на небо небес на восток, где Его вечный престол ( Пс.67:5–6,17,19, 25–26,33–35 ). – К этому пренебесному престолу псалмопевец и обращает свой умиленный молитвенный взор – «Вот, как очи рабов обращены на руку господ своих, как очи рабыни – на руку госпожи ее, – в ожидании от них подаяния насущного хлеба: так и наши очи обращаются к Богу, как Господу нашему, – с преданностью и уверенностью, что Он помилует нас, – избавит силою Своей всемогущей десницы. 3–4. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения: наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих, и уничижения гордых. – Обращая свой молитвенный взор к горнему престолу Божию, псалмопевец, как искренно преданный раб Господа Вседержителя, просит Его о заступлении. – «Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо много-много мы испытали уничижения – презрения: особенно много, в полной мере душа наша испытала поношений со стороны гобзующих – надменных от изобилия всяких благ; много испытала душа наша и презрения со стороны гордых, ставивших нас ни во что. Псалмопевец сознает, что причиною такого уничижения были грехи его и других, но, со смирением, просит Господа о помиловании. И он вполне уверен, что Господь ущедрит его... (ст. 2). Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 123 Бог спас народ свой – Израиля от злейших врагов, как бы из бурных потоков, из пасти зверей, из сетей ловцов. Песнь степеней или восхождений (см. Пс.119 ). 1–5. Яко аще не Господь бы был в нас, да речет убо Израиль: яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли Быша нас: внегда прогневатися ярости их на ны, убо вода потопила бы нас. Поток прейде душа наша: убо прейде душа наша воду непостоянную. Убежденный в чрезвычайной помощи Господа при избавлении народа от злейших его врагов, псалмопевец призывает всех Израильтян с чувством благодарности благословлять Бога-Спасителя (ст. 6). Если бы не Господь был между нас, – так да скажет Израиль, – если бы не Господь был с нами, когда восстали люди враждебно против нас; то они, эти враги наши, живых пожерли Быша – проглотили бы нас: когда гнев их на нас превратился в сильнейшую ярость, то воды потопили бы нас... мы погибли бы как беспомощный путник в ярых волнах бурной воды, – Поток прейде душа наша, – наша душа вошла бы в этот поток, или – дыхание наше залила бы вода этого потока, и мы захлебнулись бы в нем. Убо прейде душа наша воду непостоянную, – наша душа вошла бы в непостоянную, бурную воду, или – дыхание наше залила бы ярая волна горного потока... То есть: мы неизбежно погибли бы от злых врагов, которые внезапно и с яростью набросились на нас, как сильные волны горных потоков, все разрушающие на своем пути и потопляются мирных жителей долин. 6–8. Благословен Господь, Иже не даде нас в ловитву зубом их. Душа наша яко птица избавися от сети ловящих: сеть сокрушися, и мы избавлени быхом. Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю. – Благословен Господь, который не дал нас в ловитву – добычу зубам их – врагов: ибо они, яростно-злые, как звери, готовы были бы растерзать нас зубами. – Душа наша избавилась, как птица, от сети ловцов – этих врагов-пленителен: сеть сокрушися, разорвалась, и мы, попавшие было в нее, избавились... То есть: враги нас окружили, переловили было, заковали бы нас, как пленников, в цепи, и, как добычу, отвели бы в свою страну – на погибель... Но Господь не оставил нас! – «Помощь наша была в имени Господа, сотворившего небо и землю», – т. е. мы признали имя Господа в молитве, и Он, как Творец и Владыка неба и земли, всесильный против всяких врагов, избавил нас, народ свой, от явной и неизбежной гибели (ср. Пс.19:2–3,6–10 ). Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 124 Праведные, при покровительстве Божием, вечно в непоколебимы в благополучии. Песнь степеней или восхождений (ср. Пс.119 ). 1–3. Надеющиися на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век живый во Иерусалиме. Горы окрест его, и Господь окрест людий Своих, отныне и до века. Яко не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных, яко да не прострут проведнии в беззакония рук своих. Люди, надеющиеся на Господа, как гора Сион, – тверды пребудут в своем благоденствии, как гора Сион, где обитает Господь, избравший ее местом своего пребывания на веки ( Пс.131:13–14 ). Так и всякий живущий в Иерусалиме. в этом граде Божием, где сам священный Сион, с храмом Господа, и надеющийся на Него, также пребудет здесь непоколебимо, – не пойдет в плен. – «Горы – окрест Иерусалима, а Господь – окрест народа своего», – как горы ограждают святой город, это избранное место пребывания Божия, так Господь охраняет свой избранный и святой народ: горы стоять от-века, так и Господь будет защищать народ свой отныне и во-век. – Яко не оставить Господь жезла грешных на жребии праведных, – Господь будешь покровительствовать своему народу, особенно тем, кто надеется на Его помощь, а потому Он не допустишь, чтобы жезл нечестивых был над жребием праведных, иначе – чтобы власть нечестивых, идолопоклонников–иноплеменников была над уделом праведных, над Обетованной землей, разделенной по жребии между благочестивым народом Израильским: так – дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию, – чтобы они, под властно язычников, не перешли в язычество и не стали приносить жертв идолам, и, таким образом, не оставили бы Закона Божия совсем. 4–5. Ублажи, Господи, благия и правыя сердцем. Уклоняющияся же в развращения отведет Господь с делающими беззаконие: мир на Израиля. Ублажи, Господи, благих, – продли мир и благоденствие людям добрым и тем, кто прав сердцем,– чья совесть чиста пред Законом, не оставляй тех под властью беззаконных!.. (ст. 3). А уклоняющихся в развращения – склонных к язычеству и идолослужении да отведет Господь, разумеется – в плен, под тяжелое иго рабства у язычников, – со всеми делающими беззаконие... Мир на Израиля – да будет мир и благоденствие в народе Израильском, находящемся под властью Господа, на которого он надеется (ст. 1–2). Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 132 Братская любовь, это – дар благодати Божией и великое благо в жизни. Песнь степеней. 1–3. Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе? Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его: яко роса Аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века. «Се, что прекрасно и что отрадно, не то ли, чтобы братьям жить вместе?» спрашивает псалмопевец, проникнутый глубоко убеждением, что союз братской любви и согласия есть существенное благо народной жизни, наоборот, раздор и разделение привносить неизбежную гибель. Это убеждение основывается не только на наблюдении раздора в отдельных семействах, как в первобытной семье Адама или в семействе патриарха Иакова, так и в целом народе. Так особенно было гибельно по своим последствиям отделение десяти колен от двух в особое царство, при царе Ровоаме, следствием чего было неизбежное падение обоих царств и – особенно тяжкое рабство иудеев в плену Вавилонском. И вот почему, псалмопевец, видя снова собравшихся на Сионе соотечественников, без различия их уже по племенам, восторженно приветствует их как единение, как одно семейство. Такое братство – как бы миро – драгоценное ароматическое масло) на голове, стекающее на бороду, как некогда оно стекала именно на бороду первосвященника Аарона, при его посвящении, и даже – на ометы или на края одежды его. То-есть, – такое братство, имеющее в основе самую искреннюю, взаимную любовь, есть великий дар благодати Божией, внешним образом которой служило миро или елей при помазании царей и первосвященников; таково особенно обильное помазание Аарона, при его посвящении в первосвященника, когда елей помазания действительно стекал с его головы на бороду и даже на одежды. (Исх.29,30; Лев.8 ). Такое братство – как бы роса Ермонская, т. е. особенно обильная роса, какая бывала на горе Ермон, и сходившая иногда на горы Сионские, т. е. окружающая Сион ( Пс.124:1–2 ). Как роса Ермонская, при своем чрезвычайном обилии, равняющаяся дождю, орошает землю и содействует ее богатому плодородию: так и братская любовь, объединяя все сердца, образует величайшую силу, которая создает благополучие жизни и отраднейшее настроение народа. Так благодетельно братское единение на горах Сионских; ибо, говорит псалмопевец, там – именно в этой стране Господь заповедал благословение свое и жизнь до века: иначе – здесь Господь избрал место для своего постоянного пребывания и потому благословил его (ср. Пс.131:13–18 ). Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

ПОГИБЕЛЬ Адам должную любовь к Создателю своему обратил к созданию Его и так тяжко согрешил и погиб (5:34, см. ХРИСТИАНИН , 1087). Всяк живущий своею волею погибает (5:43, см. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ , 351). Жизнь есть путь, каждый идет или в погибель или ко спасению (4:180, см. ЖИЗНЬ ВРЕМЕННАЯ , 357). Через Спасителя мы избавлены от вечной погибели (5:8, см. СЫН БОЖИЙ , 1031). Душа, просвещенная Христом, ясно видит, какой путь ведет к погибели, а душа, не просвещенная светом Христа, не познает пути, который в ров погибели ее ведет (4:9, см. ДУША , 314). Кто не принимает Христа, тот погибает (5:11, см. СПАСЕНИЕ , 982). Душа грехами оставляет Христа, а без помощи погибает (2:60, см. ДУША, 324). Путь нечестивых к вечной погибели ведет (2:57, см. НЕРАДЕНИЕ , 611). Диавол тщится человека с собою в погибель привести (4:51, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ , 367). Вечная пагуба наступает душе, обладаемой сатаной, отлучившей себя от Христа (1:243, см. БЕССОВЕСТНОСТЬ , 14). Если удалится Бог от человека, то он погибнет (4:12, см. ЧЕЛОВЕК , 1171). Люди, не принимающие благодати Божией, погибают (4:11, см. БОГ , 75). Погибель наступает для голодающего словом Божиим (2:8, см. СЛОВО БОЖИЕ , 900) (2:30, см. ДУША, 329). Погибель грозит тому, кто не живет согласно божественных правил (2:9, см. СЛОВО БОЖИЕ, 901). Человек, пьянства страстью обладаемый, уже почти в рове погибели лежит (1:50, см. ПЬЯНСТВО , 782). ДУША нерадивая не слышит предостережения и идет в погибель Что страшнее, как вечная погибель? и что вожделеннее, как вечный живот? Бог в Писании Своем говорит и чрез проповедников, рабов Своих, аки гремит: бедная душа! погибнеши во веки, аще не покаешися. «Одождит на грешники сети: огнь и жупел и дух бурен, часть чаши их. Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его» ( Пс. 10, 6, 7 )... Но бедная душа сильнаго того Божия гласа не слышит и пребывает без покаяния, как пребывала. Бог зовет: обратися ко Мне, душа, и спасешися, и вечно жива будеши: но не слышит душа Божия звания, и идет и стремится в погибель, как стремилась; не слышит, понеже отверстаго слуха не имеет (4:68). Нерадивый пастырь сам идет в погибель и людей ведет за собой (4:180, см. ПАСТЫРЬ , 673). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского/Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Пиштенур. Церковь Филиппа апостола. Филипповская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Филиппа апостола Год постройки:1895. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Кировская область, Тужинский район, с. Пиштенур Координаты: 57.487007, 47.838228 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Федеральная трасса " Вятка " . Если ехать от посёлка Тужа в сторону Яранска, поворот направо напротив села Ныр. Расстояние от Ныра до Пиштенура 7 км, асфальт. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты После открытия прихода в 1904 году, Пиштенур получил название село Алексеевское. Село Алексеевское – Филипповская церковь, деревянная, построена в 1895 году; расстоянием от г. Вятки в 200 в., от уездного города в 22 в.; от благоч. в 13 в.; причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные: земли: усад. и под церк. площ. 3 д., пах. 27 д. 960 с., сен. 2 д. 1440 с., неудоб. 960 с.; братский денежный доход: 584 р. 27 к., содержание от казны свящ. 75 р. и пс. 25 р.; руги соб. на весь причт до 40 п. ржи и 60 п. овса; прихожан: прав. рус. 590 м. п., 606 ж. п., крещ. черем. 203 м. п., 188 ж. п.; приход состоит из 11 сел., расст. 2 – 5 в. Село расположено в местности низменной, безлесной. Маленькая речка, вроде ключа, летом высыхает. В селе смешанная земская школа; в приходе никаких школ нет. Прихожане занимаются землепашеством, а также отхожим промыслом. При селе вол. правл. Комаровское и акушерский пункт. Парох. прист. Сорвижи в 65 вер.; ж. д. ст. Котельнич в 105 вер. Село стоит в 6 вер. от Котельнического тракта. «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. (Вятка, 1912)». Автор: архивариус Духовной Консистории В. И. Шабалин. Комментарии и обсуждение На представленной фотографии - не Филипповская церковь в Пиштенуре, а Александро-Невская в селе Круг-Мазары Кикнурского района (См. книгу " Памятники архитектуры Кировской области. Арбажский и Кикнурский районы. 1999 год, стр. 48. Оригинал хранится в Кикнурском краеведческом музее). Пиштенурская и Круг-Мазарская церковь на самом деле очень похожи, поэтому в свое время возникали споры по этому поводу, но Пиштенурская была проще по архитектуре и с меньшим количеством окон. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=36159

Псалом 114 Господь слышит молитву праведника и спасает его от смертных болезней. Аллилуиа. То-есть: «хвалите Бога». 1–2. Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего, яко приклони ухо свое мне: и во дни моя призову. Возлюбил я, точнее – мне отрадно то, что Господь слышит глас моего моления, – что приклоняет ко мне ухо свое, или внимательно выслушивает мою молитву, которая, разумеется, возносится при стройном пении псалма. – Посему, и во дни моя – и во все дни моей жизни я буду призывать Господа на помощь мне, – что бы Господь миловал и спасал меня (ст. 4–5). 3–4. Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя: скорбь и болезнь обретох и имя Господне призвах: о Господи, избави душу мою: Милостив Господь и Праведен, и Бог наш милует. Когда объяли меня болезни смертные и обретоша – постигли беды или бедствия, кои могли свести меня во ад – в могилу, когда я встретил скорбь и болезнь; то я молитвенно призвал имя Господне, т. е. обратился к милости и помощи Господа... Я сказал: «О, Господи! избавь душу мою». – Я знаю, что Господь Милостив и Праведен, и Бог наш милует, а потому я и обратился к Нему за милостью. 5–8. Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя. Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя: яко изят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения. Благоугожду пред Господем во стране живых. Особенная милость Господа проявляется в Его отеческом попечении. – Господь хранить младенцев. Так, Он сохранил Измаила, сына Авраама от рабыни его Агари, когда она с сыном томилась смертельной жаждой в пустыне, и впоследствии! произвел от него целый народ. Так, Он сохранил в Египте Моисея, который был оставлен матерью на волнах быстрого течения Нила, воспитал его при дворце и прославил, как знаменитого вождя своего народа. Так, Он благословил рождение Самуила, хранил и воспитал его при скинии, а потом явил величайшим пророком. Так Господь хранит не только младенцев и юных, но и всех взрослых, кто простодушны и незлобивы, как дети. – Зная о таком попечении Божием, и я, говорит псалмопевец, смирихся – сознал свою немощь, с кротостью младенца покорился воле промысла Божия к своих бедствиях, и Господь спас меня. – Возвратись, душа моя, в покой твой, или успокойся, в виду явной помощи Божией, ибо Господь облагодетельствовал тебя: Он избавил душу мою от смерти, очи мои от слез, и ноги мои от поползновения – от поскользновения, преткновения и падения; иначе – избавил от падения, страдания и самой смерти. А потому буду я благоугождать Господу во стране или на земле живых: ибо «не мертвые восхваляют Господа, ни все нисходящии во ад, но живые...» ( Пс.113:25–26 ). Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

составление и перевод А.А. Бурова Святой Иперхий, авва, пустынник Райский (память 7 августа) Святой Иперехий (греч.: Υπερχιος, лат.: Hyperechios), имя которого означает превосходящий, известен своими верой и мудростью. Считается, что ему принадлежит ряд высказываний, в том числе: Монах трудится день и ночь, бодрствуя и пребывая в молитвах, и, уязвляя сердце свое, проливает слезы и призывает милость с неба. 70 Как лев страшен для диких ослов, так испытанный монах – для похотливых помыслов. Пост для монаха есть узда греха. Кто сбрасывает сию узду, тот делается конем женонеистовым. Иссушенное постом тело монаха извлекает душу его из глубины страстей, и пост монаха иссушает потоки удовольствий. Целомудренный монах почтен будет на земле и на небесах увенчается пред Высочайшим. Монах, не удерживающий языка своего во время гнева, никогда не удержит своих страстей. Слово лукавое да не произносят уста твои: виноград не производит терния. Хорошо есть мясо и пить вино и не снедать в оклеветании плоти брата. Нашептывающий змий изгнал Еву из рая; подобен сему бывает и наговаривающий на ближнего: он погубляет душу слушающего – не спасает и своей. 71 Сокровище монаха есть произвольная нестяжательность. Брат, собирай себе сокровище на небеси ( Мф.6:20 ), ибо будешь наслаждаться им в беспредельные веки. 72 Песнь духовная да будет в устах твоих, и поучение да облегчит тяжесть предстоящих тебе искушений. Пример на это пред глазами: путник отягченный ношей и облегчающий труд путешествия пением. Нам должно вооружать себя прежде искушений. Ибо таким образом мы будем искусны, когда они найдут на нас. 73 Поистине мудр тот, кто не словом поучает, но назидает делом. 74 Мыслию твоею всегда будь в Царстве Небесном – и ты скоро наследуешь оное. Жизнь монаха должна быть по подобию ангелов, попаляющая грех. 75 Драгоценность монаха есть послушание. Стяжавший послушание и сам будет услышан и с дерзновением предстанет пред Распятого, ибо распятый Господь послушлив был даже до смерти ( Фил.2:8 ) 76 . Древо жизни, поднимающееся в высоту, есть смиренномудрие. Подражай мытарю, чтобы не подвергнуться осуждению с фарисеем. Возлюби кротость Моисееву, чтобы остроконечное сердце твое превратилось в источники вод (сравн. Пс.113:8 ). 77 Освобождай ближнего от грехов, насколько есть у тебя силы, без укорения. Ибо Бог обращающихся не отвергает от Себя. Слово же злобы и лукавства да не обитает в сердце твоем против ближнего твоего, чтобы мог ты с дерзновением говорить: « " остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»» ( Мф.6:12 ). 78 Почил с миром. 71 Древний Патерик. Глава 4. О воздержании и о том, что должно соблюдать его не только относительно пищи, но и относительно движения души. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010