Псалом 90. Лист из Катаха (Псалтирь) св. Колумбы. Нач. VII в. (Dublin. RIA. S. n.) Псалом 90. Лист из Катаха (Псалтирь) св. Колумбы. Нач. VII в. (Dublin. RIA. S. n.) Одна из древнейших ирл. рукописей - Катах св. Колумбы (Dublin. RIA. S. n., нач. VII в.). Это галликанская Псалтирь, во многом зависящая от греческих источников. Сохранилось лишь 58 листов примерно из 110 (Пс 30. 10 - 105. 13). Псалтирь не имеет литургического деления, но надписания нек-рых псалмов (напр., с формулой legendus ad) содержат 18 титулов (Пс 2, 26-27, 40, 43-47, 49-50, 52, 68, 83, 90, 105-106, 129), к-рые часто интерпретируются как литургические указания ( Salmon P. Les «Tituli psalmorum» des manuscrits latins. R., 1959. P. 48-74). Однако др. исследователи полагают, что это элементы экзегезы, заимствованные из толкований отцов Церкви ( Dyer. 1989). Тем не менее титул Пс 64 - vox ecclesiae ante baptismatum paschalismatum («глас Церкви перед пасхальным крещением») - может указывать на литургическую практику. Псалтири, несомненно принадлежащие к К. о., разделены на 3 части по 50 псалмов каждая (выражение «три по пятьдесят» в ряде источников служит синонимом полной Псалтири, напр.: The Rule of Tallaght. 58/Ed. E. J. Gwynn//Hermathena. 1927. Vol. 44 (2nd suppl.). P. 80-81). Примерами таких Псалтирей являются рукописи Lond. Brit. Lib. Vitellius. F.XI (нач. X в.), Саутгемптонская Псалтирь (Cantabr. St. John " s. C.9, нач. XI в.), Псалтирь из Клонмакнойза (Edinbourg. Univ. Lib. 56, 1025 г.), Псалтирь Ригиварха (Dublin. Trinity College. 50, после 1055 г.; изд.: Lawlor H. J., ed. Psalter and Martyrology of Ricemarch. L., 1914. 2 vol.). Ряд Псалтирей содержат также библейские песни и коллекты (напр., Lond. Brit. Lib. Cotton. Galba. A. V., XII в.). В основном библейские песни соответствуют рим. традиции: после Пс 50 указаны Песнь вавилонских отроков (Benedicite), Песнь из Ис 12 (Confitebor), Песнь Езекии из Ис 38 (Ego dixi); после Пс 100 - Песнь прор. Анны из 1 Цар 2 (Exultavit), Песнь прор. Моисея из Исх 15 (Cantemus), Песнь из Авв 3 (Domine audivi); после Пс 150 - Песнь прор. Моисея из Втор 32 (Audite caeli) (см.: Mearns J. The Canticles of the Christian Church, Eastern and Western, in Early and Medieval Times. Camb. (GB), 1914. P. 68-70). При этом само деление Псалтири на 3 части хотя и встречается в др. зап. обрядах (см., напр.: Magistretti M., ed. Beroldus, sive ecclesiae ambrosianae mediolanensis kalendarium et ordines saec. XII. Mil., 1894. P. 57-58), но более характерно для вост. традиции (Il testo integrale della «Narrazione degli abbati Giovanni e Sofronio» attraverso le «Ερμηνεαι» di Nicone/Ed. A. Longo//RSBN. 1965/1966. Vol. 2/3(12/13). P. 251-252), с к-рой ирл. традицию объединяет чередование стояния и сидения во время чтения групп псалмов и чтение «Отче наш» и библейских песней между 3 группами псалмов.

http://pravenc.ru/text/1684161.html

7 . Таким образом, ко всеобщей, все превышающей Причине подходит и анонимность 431 , и все имена сущего как к настоящей Царице всего, от Которой все зависит и Которой все принадлежит как Причине, как Началу 432 , как Завершению. В соответствии с Речением, Она является «всем во всем» 433 , и Она по праву воспевается как Основа всего, все начинающая, доводящая до совершенства и сохраняющая, защита всего и очаг 434 , к Себе все привлекающая и делающая это объединение 435 , неудержимо и запредельно. Ибо Она – Причина не только связи, жизни, или совершенства, чтобы всего лишь от одного или другого из этих попечений называться Сверхименной благостью: все сущее Она заранее просто 436 и неограниченно содержала в Себе все приводящими в исполнение благостями единого Своего всепричинного промысла, и всеми существами по праву и воспевается и называется. 8 . Таким образом, богословы заимствуют имена для Нее не только от всеобщих или частных промыслов, или предметов предпопечения, но и из некоторых божественных видений 437 , озаривших посвященных или пророков в священных храмах 438 или в других местах. Превосходящую и всякое имя Благость они называют именами то одной, то другой причины и силы, придавая Ей то человеческие, то огненные, то янтарные формы и вид, воспевая Ее «очи» ( Пс.11:4, 90:8 ), «уши» ( Иак.5:4 ), «волосы» ( Дан.7:9 ), «лицо» ( Пс.33:17 ), «руки» ( Иов.10:8 ), «спину», «крылья» ( Пс.90:4 ), «»плечи« (там же), »зад« ( Втор.33:23 ) и »ноги« (там же 24:10). Они снабжают Ее »венками " ( Откр.14:14 ), «престолами» 439 ( Иез.1:26 ), «кубками», «чашами» ( Пс.74:9 ; Притч.9:2–3 ) и другими полными таинственного смысла вещами, о которых мы скажем, по мере сил, в «Символическом богословии» 440 . А теперь, собрав из Речений то, что имеет отношение к настоящему сочинению, и пользуясь сказанным как неким правилом, взирая на него, перейдем к раскрытию умопостигаемых Божьих имен. И, как того требует иерархический 441 устав, всякий раз, когда мы богословствуем, мы должны зрящей Бога мыслью созерцать в полном смысле слова являющие Бога 442 видения и созерцание и священные уши 443 подставлять разъяснениям священных Божьих имен, на святом святое, согласно божественному преданию, основывая, ограждая его от насмешек и глумления непосвященных 444 , главное же, если только вообще найдутся такие люди, избавляя их тем самым от богоборства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Скачать epub pdf Псалом 74 Псалом этот имеет такое надписание: В конец, да не растлиши, псалом песни Асафу. Надписание это, составляющее 1-й стих псалма, состоит из нескольких отрывочных, не имеющих между собою никакой связи, речений, или кратких выражений, из которых каждое повторяется в надписаниях псалмов уже не один раз и в своем месте было объясняемо. Так, изречение в конец объяснено в псалмах 4, 6, 8, 50 и др. Выражение да не растлиши имеется в надписаниях 56-го и 57-го псалмов, где и дано ему объяснение. Псалом песни – это изречение встречалось в надписаниях псалмов 66, 67, 47 и др., и там же оно было объяснено. Асафу – это имя стоит в надписаниях тринадцати псалмов и означает в одних – писателя тех псалмов, а в других – то лицо из рода Асафа, известного певца и начальника хора при Давиде, которому передан был псалом составителем его, для музыкального и хорового исполнения. В надписании сего (74-го) псалма имя Асафа приведено в последнем значении, т.е. что псалом этот, по составлении его, передан для пения, с аккомпанементом музыки, одному из потомков Асафа, состоящему начальником певческого хора. В этом псалме ясно развивается та мысль, что Бог несомненно спасает Своих верных рабов и осуждает их врагов. Под именем беззаконных и высокомерных врагов, которым угрожает праведное наказание Божие (ст. 8, 9 и 11), некоторые толковники и ученые исследователи Псалтири (свящ. Вишняков и еп. Порфирий) разумеют ассириян и основывают свое мнение на весьма близком сходстве псалма сего с последующим, 75-м псалмом, который, несомненно, относится к чудесному поражению ассириян при Сеннахириме, царе ассирийском, и при Езекии, царе иудейском. В рассматриваемом псалме выражается уверенность, что Бог скоро окажет помощь Своему угнетенному врагами народу. Уверенность эта подняла упавший дух царя Езекии и народа его после того, как пророк от имени Божия предвозвестил предстоящее поражение нечестивых и богохульных ассириян ( 4Цар.19:32–34 ). Пс.74:2 Исповемыся тебе, Боже, исповемыся тебе и призовем имя Твое: повем вся чудеса Твоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

То, что у праведного «горячность», ревность, то для нечестивого – «дух гложущий и жгучий». «Чаша» от Господа – последняя участь для человека и для народов: это или чаша осуждения ( Пс.75 /74:9), или чаша спасения ( Пс.116 /115:4). Давид говорит: «Господь – часть удела моего и чаши моей» ( Пс.16 /15:5); человек может такое о себе сказать: во всем, чем я пользуюсь, Бог – участник. Если сказано, что «дух жгучий – часть души», то руах здесь никак не «ветер» (Раши, ТМс) 107 , это – доля навек. Когда мы смотрим на тех, кого Бог уже не испытывает, и видим, что они преуспевают в жизни, нужно твердо знать участь этих людей:   им никак не удастся выскользнуть;   их место будет зачищено, и никакого продолжения жизни от них не будет;   дух ревности Божьей обернется для них гложущей жгучей мукой;   И конца этому нет. Псалом 11 (ТМ:12) говорит о том, как повреждается богообщение в народе и какова позиция праведного в мире, где измена проникла в среду ближних. Читаем Псалом (кроме надписания) целиком. Пс.11:2             Спаси, Господи, ибо иссяк милостивый,                         исчезли верные среди сынов человеческих. «Милостивый» (хасид ). – «Познайте, что отделил Господь милостивого для Себя» (П.4:4) – это было для Давида указанием на новое и трудное служение в богопознании, о чем Христос сказал: «пойдите, научитесь, что есть: «милости хочу, а не жертвы " » ( Мф.9:13 ; Ос.6:6 ). Милость есть стержень понятия святости, и вот Давид говорит: среди людей нет милостивого. И продолжает: среди людей нет верных. " Верные» – эмуним; того же корня амен – «истинно» (имя Божье – Элохе амен – Бог Истины; Ис.65:16 ) и хеемин 108 – «верить»; об Аврааме сказано: «и поверил Господу, и Он вменил это ему в праведность» ( Быт.15:5 ). Верить – это «истинствовать»: ληθεω ( Еф.4:15 ), допустить Истину в себя, жить по Истине. Нет милостивого и нет верных среди людей – это не жалоба гонимого: это точная констатация факта духовной жизни, поскольку «милостивый» и «верный» – это одно лицо, только он назван по-разному. Давид говорит: «любите Господа, все милостивые Его; верных хранит Господь» ( Пс.31 /30:24). Кто по-настоящему милостив, тот и верен: «милостивый» простирается к Богу, и его Бог хранит – «верного».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Разделять себя и сливаться со своим ближним . Я отменяю одно оглашение, отчасти потому, что не успеваю этого делать, а отчасти потому, что вижу, что вам достаточно вместо многих слушать в неделю только одно оглашение. Ибо вы сами совершенны, сами можете быть своими учителями, вы сами уже наставлены в добре и научены вполне Богом (см. 1Фес. 4:9 ). Увещание Обращайтесь между собою ласково и приветливо И когда я не говорю наставления, то вы сами восполняйте причиняемый мною недостаток (см. 1Кор. 16:17 ). Крепись, эконом; мужайся, старший пахарь ( πρωτοαροτριων); возмогай, келарь; будь тверд, повар, и вы, все остальные пахари, а также и несущие другие послушания, особенно старшие между вами, – благодать вам, мир и сила от Бога. Радуйтесь и вы, надсмотрщики 74 , будильщики 75 , которым приходится бдеть и заботиться об исполнении своих послушаний. Храните залог (см. 1Тим. 6:20 ) моих смиренных наставлений, воздерживайтесь от неприличного смеха, буйных порывов, долгих праздных бесед; о раздражительности же и об ослушании с вашей стороны я даже слышать не должен (см. Еф. 5:3 ); я желаю, чтобы ваши речи были степенны, снисходите друг к другу, будьте радушны, обращайтесь между собою ласково и приветливо. Вся искушающе, как говорит апостол, добрая держите, от всякия вещи злыя отгребайтеся ( 1Фес. 5:21–22 ), и Господь мира ( 2Фес. 3:16 ), возводящий меня, по вашей молитве, от рова преисподнейшего (см. Пс. 87:7 ) моих прегрешений, да подаст вашим душам силу и крепость, да упасет Он Сам вас и да воспитает на воде покойне ( Пс. 22:2 ), обращая вас на стези правды ( Пс. 22:3 ), охраняя от козней лукавого змия и волка, возвеселяя, услаждая, делая кроткими, утешая и удостаивая нас и Царства Небесного, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 12 Об отречении от мира и родства и о посвящении себя делам добродетели Уврачуй свои язвы, а потом уже начинай лечить и других Отцы мои, братия и чада. Посредством этой письменной беседы 76 и рассуждения я в настоящее время как бы посещаю вас и указываю вам должное, оглашая вас и возвещая вам оправдания Господни (см. Пс. 18:9 ). И вы в свою очередь постоянно молитесь обо мне, чтобы мне, благовествующему вам, как сказано, волю блаженного Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, дан был дар слова. Я знаю и помню, каким мне следует быть в отношении бесстрастия. Ибо слово истины (см. 2Кор. 6:7 ; 2Тим. 2:15 ; Еф. 1:13 ) требует такого предстоятеля, который бы сначала сам стал выше страстей, дабы затем мог подавать руку и тем, кто труждается. Но я далек от должного порядка вещей, и настолько, что ко мне вполне приложимы слова: врачу, исцелися сам ( Лк. 4:23 ); и: изми первее бревно из очесе твоего ( Мф. 7:5 ); и: уврачуй свои язвы, а потом уже начинай лечить и других. Ибо я сознаю, что я погряз во грехе больше всякого человека. Увещание

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

(1) Новейшие говорит, что самые дальние южные страны не населены не по причине чрезмерного жара, но по причине необыкновенного холода. Ибо как под северным небом (полюсом) страны окованы льдом, так и под южным полюсом мрачны; как опытом дознал оный славный мореплаватель Кук. Притом, почитаемый древними ненаселенным, жаркий пояс новейшими, однакоже, путешественниками найден населенным. Пс.74:8 .  Яко Бог Судия есть: сего смиряет и сего возносит Бог, говорит, есть истинный и праведный Судия: потому что Он знает все и знает, прежде, нежели что-либо получило бытие, по словам Сосанны, и одного из людей унижает, а другого возвышает, по своему усмотрению, соразмерно делам каждого, а равно и соответственно праведному Его суду (1). (1) Слова Исихия: Господь делает нищим и богатым, смиряет и возвышает ( 1Цар. 2:7 ), впрочем не без причины, но чтоб испытать иных богатством, а других бедностью. Афанасий, изъясняя это в высшем смысле, говорит: унизив обрезанных, возвысил язычников. Слова блажен. Августина из 29-й главы рассуждений его, где он обращается к Богу: лучше же Ты сам во всем, и все сие в Тебе. Ибо всемогущество Твое объемлет все и никто не может убежать от Твоей власти, ибо кто не искал к себе Твоей милости, тот не может избежать и Твоего гнева, так как ни от востока, ни от запада (т. е. как написано здесь), ни от пустых гор. Ибо Бог судья есть. Пс.74:9 .  Яко (потому что) чаша в руце Господни, вина нерастворена, исполн растворения. Это слово иносказательное и содержащее подобие. Давид здесь рукою Господа называет силу Его, чашею вина – меру наказания. Ибо, по словам Феодора и Феодорита, под вином надобно разуметь наказание, так как наказание, подобно вину, отнимает у человека силу и расслабляет телесный состав, и приводит человека в замешательство в мыслях и словах его, так что он тогда уподобляется пьяному. Это вино наказания неподдельно, как суровое, язвительное, не растворенное сострадательностью. Но хотя сия чаша гнева Божия полна вина неподдельного, однакоже есть и другая чаша в руке Божией, исполненная раствора, то есть, человеколюбия. Как сей раствор, или сию смесь вина составляет вода, вливаемая в вино, то раствор и смешение в строгом наказании составляет человеколюбие. Ибо выражение: полна раствора, не должно соединять с предыдущим: с вином не растворенным, но читать его отдельно само по себе, без союза. Или должно думать, что опущен союз: и, и читать так: и чаша в руки Господа полная раствора. Иначе как было бы возможно, чтоб одна и та же чаша содержала в себе и не растворенное вино, и раствор? А что две здесь чаши разумеются, это открывается и из последующих слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Итак, нам, как ходящим во тьме, Христос явился светильником, посредством евангельского учения освобождающим нас от того древнего мрака, который внес в наши души враг всех и не допускал, чтобы мы взирали на действительного и истинного Бога и не видели стези благочестия и жизни. Итак, сияние, которое показал нам Христос, яко свет будет, то есть, не едва заметный и слабый, какой без сомнения был показан чрез Моисея; ибо закон был в загадках и тенях; но как свет чистый и непричастный мраку и проникающий в ум и сердце, сообщающий нам духовный блеск и вводящий в нас луч чистого ведения. Авв.3:4 . Рози в руках его. В богодухновенном Писании рог всегда берется или в смысле царства и могущества, или в смысле гордости, о чем сам блаженный Давид учит говоря: рех беззаконнующым, не беззаконнуйте: и согрешающым, не возносите рога. Не воздвизайте на высоту рога вашего, и не глаголите на Бога неправду ( Пс.74:5–6 ); ибо горделиво говорящие суетное, по написанному ( Пс.148:8 ), неправду говорят на Бога, извращая правильность учения о Нём, или другим каким-либо образом дерзко поступая против Него. Но рог есть знак могущества, когда говорится о Боге и Отце, открывшем нам Сына. Воздвиже рог спасения нам ( Лк.1:69 ). И опять: рог его вознесется во славе ( Пс.111:9 ); ибо все славно, что чудесно совершено силою Хри- —297— стовой. Итак, Единородный пришел в подобном нам виде, и что касается плоти и человечества, то Он имел вид свойственной нам слабости, но, как Бог, Он имел в руках все роги, то есть все царства, против всякого могущества противных сил. Когда говорим: в руках, то этим выражаем: во власти. Поэтому в молитвах к Богу мы научились говорить: в руку Твоею жребии мои ( Пс.30:16 ). А что Христу подчинена всякая сила дьявольская и так называемые роги, то есть неограниченное владычество нечистых духов над городами и странами (ибо они разделили между собой всю землю) – в этом кто может сомневаться? Ибо одних Он изгнал со властью из людей, другие же приходили и умоляли Его, чтобы Он не повелевал им идти в бездну.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первоначально псалом имел большее значение, чем антифон, поскольку выбор того или иного псалма зависел от его содержания (при последующем же сокращении псалма до одного стиха смысл этого выбора терялся). Напр., на мессе 4-го воскресенья Адвента стих псалма Coeli enarrant gloriam Dei прямо не связан с темой Адвента, но в том же псалме далее есть слова о женихе, выходящем из своего брачного чертога (sponsus procedens de thalamo suo - Пс 18. 6). На 3-й рождественской мессе псалмический стих Cantate Domino canticum novum слишком общий по содержанию, но в том же псалме дальше есть слова: «Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою» (Пс 97. 2). На память епископов поется только стих Memento, Domine, David, тогда как дальше в псалме есть слова: «Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются» (Пс 131. 9), что гораздо больше соответствует теме праздника. Начиная с 1-й недели после Пятидесятницы И. выбирались по порядку следования псалмов в Псалтири (Пс 12-118). Сокращение псалмов было связано, по-видимому, с изменением литургического пространства храмов - сакристий стали сооружать не около главного входа в храм, как раньше, а ближе к алтарю, что привело к уменьшению времени шествия. Первоначальный рим. репертуар И. отражен в ряде рукописей (во франкских - Антифонарии из аббатства Райнау (Zürich. Zentralbibl. Rh. 30. Fol. 1v - 13v, VIII/IX в.); «Антифонарии Памелия» (Brux. Ms. 10127-10144. Fol. 90-115, VIII/IX в.); Антифонарии из аббатства св. Корнелия Компьенского, или «Антифонарии Карла Лысого» (Paris. lat. 17436, 860-880 гг.); Корбийском Антифонарии (Paris. lat. 12050. Fol. 3-17, после 853 г.); Антифонарии из Санлиса (Paris. Bibl. Ste. Geneviève. lat. 111, 877-882 гг.); в римских - Vat. lat. 5319, XI в.; Colon. Bodmer. 74, 1071 г.; и др.). В отличие от градуалов и офферториев И. этого периода не повторяются и всегда связаны с конкретным днем. В большинстве ранних рукописей порядок пения И. такой: антифон - стих псалма - антифон - «Gloria Patri...» - антифон. В нек-рых рукописях в конце помещен дополнительный псалмический стих с антифоном - Versus ad repetendum (напр., в «Антифонарии Карла Лысого»), что соотносится с указаниями некоторых Ordines Romani галликанского происхождения (напр., «Capitulare ecclesiastici ordinis», 3-я четв. VIII в.- OR XV 122, 154// Andrieu. Ordines. Vol. 3. P. 120, 125).

http://pravenc.ru/text/468855.html

Рукописи D 7с) 72 . Афины 713 (XII в.) – Тремпелас Г (Веч.К) : а. «молитвы на заре»: б.=«мол. 1, 2, 3 антифона». в. «молитвы 2 стихословия»= г. [XIV]=«мол. 2, 3 антифона». д.=«мол. Евангелия утрени». е.=«мол. Пс. 50 ». =«мол. после 3, 6, 9-й песни». з.=«Хвалите»; после призыва диакона. Здесь расположение молитв достаточно разумно: и рассматривались по их содержанию, как утренние скорее, чем ночные, и, следовательно, они были помещены после тех, которые имели более ночной характер. Чтобы восполнить число шести молитв, предназначенных шести «славам» двух стихологий (кафизмы), обратились ко 2-ой молитве верных [XIV]; осталась оторванной от других в начале, чтобы сопровождать, вероятно, великую ектению: в таком случае она не считалась молитвой 1-го антифона, потому что в палестинской службе молитвы следуют за псалмами, а не предшествуют им, как это было в Константинополе. после канона, предшествовала Хвалите, как всегда. предназначенная для Хвалите, следовала за ними, и таким образом она приблизилась к Славе в вышних и к просительной ектении. 73 . Каракаллу 163 (1512 г.)=Дмитриевский II, 705 (Beч.L): а. «молитвы на заре или утрени»: б. шесть первых мол. (не обозначены Дмитриевским) вероятно: в. [XIV]="" txt " > г. без номера=«мол. Евангелия»;=«мол. Пс. 50 ». д.=«9, 10». е.=«Хвалите, отпуст, главопреклонения». Несмотря на очень сжатое описание Дмитриевского, эта рукопись кажется довольно близкой к Афин. 713. Она, однако, более близка к древним рубрикам в том, что касается молитв и Рукописи D 6а) 74 . Гротт. ΓβΧ (X в.) (Beч.G): а. «мол. на заре 1 »=и ектения. б. – пронумерованы; после каждой молитвы: Заступи, Пресвятую, возглас. в. рубрика «50». г.=«7, 8, 9»; Заступи, Пресвятую, возглас. д. «мол. ектении»;=«отпуста»; после призыва диакона. е. Σοφα. Ελογετε γιοι. Χριστς ληθινς Θες μν... Молитва Пс. 50 не пронумерована и не сопровождается ектенией. Древность этой рукописи, несмотря на ее оригинальность (уже отмеченную в Вечерне), заставляет нас принять во внимание нумерацию ее молитв: не учтена, хотя она находится межлу и напротив, следует за как «9-я»; может быть, перед нами собрание молитв из иного источника по отношению к и К сожалению, эта рукопись единственная в своем роде.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Роги, или рога, у животных служат им средством для защиты от врагов, а потому и в Священном Писании роги в применении к людям означают символ могущества, крепости, силы (ср. 1Цар.2:1, 10 ; Пс.74:5–6, 11 ; Пс.148:14 ; Иер.48:25 ). Избодем (от слова – «избодати, избости») значит: «ударим, будем бить, колоть», избодем роги (cornu ferire) – «будем бодать, колоть рогами», – в просторечии: «спыряем рогами». В изречениях сих стихов псалмопевец показывает, каким образом Бог царствовал над народом Своим; подобием, взятым от рогатых животных, изображает необычайную силу, которою народ поражал восстающих против него (избодем роги, уничижим). Выражениями: о Тебе, о имени Твоем дает знать, что народ израильский победоносен был потому, что воинствовал под покровительством Божиим. Как древние отцы наши не мечом поражали врагов, так и мы ныне, говорит, уповаем не на оружие свое, и не меч спасает нас от их нападения, а один Господь спасает нас и Он один уничижает и посрамляет ненавидящих и угнетающих нас, т.е. все усилия их погубить нас при Его покровительстве остаются тщетны, и они со стыдом бегут от нас. Пс.43:9 О Бозе похвалимся весь день, и о имени Твоем исповемыся во век. Так как все победы наши над врагами, все случаи спасения от их нападений мы можем и должны приписывать ни кому другому, как единому Богу и Его покровительству и силе, то ничем другим и не должны хвалиться, как только помощью Божиею: о Боге, говорит псалмопевец, похвалимся всякий день, и имя Твое будем прославлять во век. Пс.43:10 Ныне же отринул еси и посрамил еси нас, и не изыдеши, Боже, в силах наших. Отринул значит: «отверг, оставил без помощи». В выражении: не изыдеши: в силах наших – силами называются войска, или отряды войска, потому что вооруженное воинство всегда составляло силу и крепость народов. От этого стиха начинается горькая жалоба людей, тяжко угнетенных и оскорбленных врагами, на то, почему Тот же Самый Бог, Который всегда благодетельствовал и помогал народу Своему, ныне оставил его без Своей помощи, – отверг и отдал на посрамление тот самый народ, которому в прежние времена даровал всегда победы и одоление на врагов. Ныне же Ты отринул, говорит псалмопевец, и посрамил нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010