24. Ты найдешь это в молитве Господней (см. Мф.6:9 ). «Отче наш, Который на небесах». Восхваление Бога в том, что Он именуется Отцом, и в этом – благоговейное прославление. Восхваление Бога и в том, когда говорим, что Он обитает на небесах, а не на земле. «Отче наш, Который на небесах, да святится Имя Твое», то есть да освятит Он рабов Своих. Ведь Его Имя святится в нас тогда, когда люди исповедуют себя христианами. Следовательно, «да святится Имя Твое» – выражение пожелания. «Да придет Царство Твое». Прошение о том, чтобы Царство Христово было во всех. Если Бог царствует в нас, то для врага нет места. Вина не царствует, грех не царствует, но царствует добродетель, царствует целомудрие, царствует благочестие. Далее: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш каждодневный подай нам сегодня». Это наибольшее прошение из всех других 74 . «И прости нам долги наши, – сказано, – как и мы прощаем долги должникам нашим». Поэтому принимай Хлеб ежедневно, чтобы тебе ежедневно получать прощение твоих долгов. «И не допусти нам впасть в искушение, но избавь нас от лукавого» 75 . Что же следует дальше? Слушай, что говорит священник: «Через Господа нашего Иисуса Христа, в Котором и с Которым Тебе честь, хвала, слава, величие и сила с Духом Святым от века, и ныне, и всегда, и во все веки веков. Аминь». 25. Теперь другое 76 . Хотя есть только одна книга псалмов Давида, отвечающая тем требованиям к молитве, о которых мы сказали выше, тем не менее все составляющие молитвы в полной мере находятся в одном псалме. Мы находим их в восьмом псалме. Даже начинается он так: «Господи, Господь наш, как дивно Имя Твое по всей земле!» Итак, на первом месте – обращение. Затем следует моление: «Как посмотрю на небеса, дела перстов Твоих», то есть «я увижу небеса». «На луну и звезды, которые Ты основал». Он не говорит «посмотрю на небо», но – «посмотрю на небеса», на которых начинает сиять благодать небесной славой. Пророк обещал тогда, что эти небеса дарованы тем, которые заслужили у Господа небесную благодать. «На луну и звезды, которые Ты основал»: луна – Церковь , звезды – сыны Церкви, и днем сияющие светом небесной благодати. Затем посмотри на его прошение: «Что такое человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Ты умалил его лишь немногим от ангелов, славой и честью Ты увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих». И далее идет благодарение: «Все покорил под ноги его: овец и волов всех, сверх того и скот полевой» ( Пс.8:1–8 ) и так далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Далее следует указать на пример Лота и на тот способ, каким дочери соблазнили отца своего на грех. Здесь вино перебродившее показывает себя соблазнителем и обманщиком, разжигателем низменных страстей, виновником нецеломудрия и кровосмешения; с того времени оно тысячи и миллионы людей привело к падению, лишило чести и во все времена показывало себя самым злейшим и опаснейшим врагом доброй нравственности и благоповедения. Сильное царствование Саула и мудрое управление Давида сделали израильский народ великим и могущественным. Но во времена царей вино было причиною нравственного расслабления, греха и порока. Довольно указать на Амона, Авессалома и сестер его. Исходя из этой точки зрения, нетрудно понять, почему Давид представляет гнев и наказание Всемогущего в образе сосуда в руке Иеговы, наполненного кипящим опьяняющим напитком. Он напояет из этого сосуда живущих на земле, и скорбь и ужас является последствием этого. Ибо чаша, говорится в Пс.74:9 , в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли. Здесь перебродившее, опьяняющее вино характеризуется прямо и решительно как средство суда и наказания. Какое место занимает по отношению к вину мудрый Соломон, это видим мы у Екклезиаста ( Еккл.2:3 ), где он говорит: Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей. То, что мудрый Соломон считает необходимым, чтобы составить себе беспристрастное понятие о том, что составляет благо для человека, и чтобы постигнуть, что такое глупость, это должно быть рекомендуемо еще и сегодня (и может быть сегодня в особенности) тем, которые призваны и воображают себя призванными быть вождями и учителями. Но особенно необходимо рекомендовать это, как уже замечено, таким людям, которые задаются целью писать по алкогольному вопросу. Подтверждение этого мы находим в книге Притчей Соломона ( Притч.20:1 ), где говорится: Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Итак, неси полевые плоды, приобретенные твоим корыстолюбием, потому что (поле) не возвратит даже посеянных семян; и с виноградника ты не соберешь, который по корыстолюбию похитил. Чем Бог в древности угрожал иудеям через Михея, это теперь исполнил над нами: «Будешь сеять, а жать не будешь; будешь давить оливки, и не будешь умащаться елеем; выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь» (Мих. 6: 15). Может быть кто-нибудь скажет: «Не все корыстолюбцы, не все клятвопреступники; когда согрешают немногие, почему для всех вообще растворена полынь гнева Божия? Нужно было, чтобы только на злых было возложено наказание». Но как в одном теле, если только в части бывает истечение, все тело нуждается в очищении, так и у нас. Так как мы одно тело, и все – члены Христа; при болезни одной части все становимся участниками в страдании. Так некогда, когда сын Саула согрешил, все войско подверглось наказанию; и когда Давид исчислил народ вопреки желанию Божию, произошла гибель общая. Об этом говорит даже внешнее учение, что часто весь город вкушает от нечестия одного мужа. Потому-то чаша гнева Божия для нас растворена без растворения: «ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее» (чаша в руце Господни полна растворения вина нерастворенного) (Пс. 74: 9). Видишь, как изменчива природа этой чаши! Если она не растворена, как она полна растворения? Растворенное не бывает нерастворенным. Здесь разумеется то и другое вместе: и не растворена она, потому что, вследствие праведного суда, (она) без примеси божественного сострадания к падающим постоянно; но растворена она, так как (состоит) из различных кар и мщений, которыми обычно Бог наказывает не сделавшихся отчаянными во зле. Как те, которые удаляют телесные болезни и в лечении выработали опыт, очищают наиболее тяжелые раны теплой водой и едкими лекарствами, и помощью искусства смягчают страдание от присущей в них нечистоты, – так (поступает) и всезнающий Бог с бесчувственными к Его ударам, которым (бесчувственным) лучше было бы раньше отмаливаться от наступления испытания.

http://pravmir.ru/o-zasuxe-nebesa-tvoi-s...

Под первым сыном Иисус Христос разумел мытарей и других, подобных им, грешников, которые вначале не исполняли заповедей Божиих, но потом, услышав проповедь Иоанна Крестителя, раскаялись и вступили в Христову церковь . Под вторым сыном он разумел первосвященников и книжников, которые, по-видимому, исполняли закон Божий, но не оказали послушания Богу и не приняли проповеди Спасителя. § 74. Притча о злых виноградарях. (Мф. 21, 33–46; Марк. 12, 1–12; Лук. 20, 9–19). «Один хозяин, – сказал Господь, – насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило (бассейн или яма, над которою выжимали виноградный сок), построил башню (для стражей) и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда пришло время собирания плодов, он послал своих слуг к виноградарям за плодами. Виноградари, схватив слуг его, иного прибили, а иного побили камнями. Опять он послал других слуг, больше прежнего, – и с ними поступили так же. Наконец, имея одного сына, любезного ему, он послал к ним его, говоря: «постыдятся сына моего». Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его». И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили». Сказав эту притчу, Иисус Христос спросил первосвященников и книжников: „когда придет хозяин виноградника, что сделает с этими виноградарями?“ Те, не поняв значения; притчи, ответили: „злодеев сих предаст злой смерти; а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут в свое время отдавать ему плоды“. Иисус Христос сказал им: «отнимется от вас царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его». Первосвященники и старейшины сказали: «да не будет» (т. е. этого не должно быть). Тогда Иисус Христос, взглянув на них сказал: „неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших“ ( Пс. 117, 22 ). Значение притчи о злых виноградарях таково: хозяин – Бог Отец; виноградник – иудейская церковь ; ограда – закон ветхозаветный; виноградари – первосвященники и вообще начальники иудейские; рабы, посылаемые за плодами, – пророки 69 ; сын, убитый вне виноградника, это Иисус Христос, Сын Божий, Которого старейшины иудейские распнут (и распяли) на Голгофе вне Иерусалима: Он же есть камень отверженный строителями,– и ставший главою угла, т. е. основанием и главою церкви Им основанной; иные делатели виноградника – апостолы и преемники их – христианские пастыри и учители. § 75. Притча о браке царского сына (Мф. 21, 1–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

С другой стороны, день один, или, лучше, славянское – день един, означает исключительность и неповторимость, единственность этого дня. Это относится к исключительности значения света в природе, во всем мироздании. Но день сотворения света – это и прообраз, и предначало «восьмого дня», невечернего дня, когда воссиял во мраке этого мира Свет истинный. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир ( Ин. 1:9 ). Это о свете Христовом, свете благодатном, фаворском говорится, что тьма проходит, и истинный свет уже светит ( 1Ин. 2:8 ). Этот свет явился на Фаворе и воссиял от живоносного гроба Господня. Это об этом дне пророчески восклицает псалмопевец: Сей день сотворил Ягве: возрадуемся и возвеселимся в оный! ( Пс. 117:24 ) День сотворения света в первом творении предначинает и указует на пасхальный день пакибытия, когда проходит седмица времен и открывается вечность восьмого дня. Там не будет счета времен и дней. День этот будет единственный, ведомый только Ягве: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима ( Зах. 14:7–8 ). Св. Василий Великий так пишет об этом: «Посему, и Моисей, чтобы вознести мысль к будущей жизни, наименовал единым сей образ [первый день творения, точнее, день един, св. Василий именует образом «века», в смысле «вечности». – Г.Ф.], сей начаток дней, сей современный свету, святой Господень день, прославленный воскресением Господа. Потому и говорит: бысть вечер, и бысть утро, день един " 74 . И был вечер, и было утро: день один. На востоке счет дней идет с вечера. Библейские дни так же начинаются вечером. Богослужебные дни в Православной Церкви так же начинаются с вечера. Если же считать днями и ночами, то сутки состоят из ночи и дня. Так понимает прп. Ефрем Сирин (укорененный в восточной семитской традиции) и дни творения. Уже приводилось его суждение, что в ту первую ночь были сотворены небо и земля, бездны и воды. Потом уже воссиял свет, ночь сменилась утром первого дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Стих 27. Он же спросил: «Как тебе имя?». Он ответил: «Иаков». «И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Говорит: достаточно тебе борьбы с Богом как благословения. Более же всех знамений тебе новое имя — Израиль, что означает «человек, видящий Бога». Ведь действительно, если бы явившийся был по природе ангелом, то Иаков был бы назван Израилем неверно, ибо не видел Бога. Следовательно, Он был одновременно и Богом, и человеком, и ангелом, во всём истинным, но человеком по воплощению, ангелом по служению, Богом же по природе. Глава 44 Стих 5. Чаша означает не что иное, как питьё. Гадает на ней — означает, что она княжеская, а питьё в ней используют на торжествах. Эта вещь (чаша) была знаком зависти. Глава 49 Стих 4. Поскольку природа воды такова, что рядом с огнём она начинает бушевать, а при удалении огня перестаёт, потому и говорит, что не погибнешь и не исчезнешь со смертью. Этим ведь [Иаков] говорит [Рувиму] о том, что он не будет кипеть, как вода. Хотя грехом твоим ты заслужил изгнание, ты не примешь подобия ни воды, ни жара, угашающего воду, но будешь лишён всякого потомства. Стих 10. Говоря об ослице или ослёнке, на которого воссел Господь перед Своими страданиями, сейчас он упоминает те же самые страдания. «Моет в вине одежду свою» и т. д. Обычно Писание называет вином казнь и смерть: «Ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения» (Пс. 74:9), как бы говоря: [наказание] в руках Божиих, и Он поражает, кого хочет. Когда же назвал эти страдания и смерть вином, то справедливо прибавил: «И в крови гроздов одеяние свое», поскольку кровью называет страдание. Одеждой же называет зрак раба. Достаточно показано, что одежды нельзя отчистить от вина, вернее, вино тотчас так пятнает одежду, что эти пятна нельзя удалить иначе, чем с огромным трудом. Для людей смерть — это отложение жизни, а для Господа — не отложение жизни, а переход к другой, лучшей жизни, которую Он воспринял, когда воскрес из мёртвых. Поэтому и сказал [Иаков]: «Моет в вине одежду свою» и т. д. Он говорит, что смерть Христа дана Ему не в наказание, как остальным, но чтобы яснее показать, что [после воскресения] Он стал бессмертным и нетленным.

http://bogoslov.ru/article/6023939

Чт ). «Земле, земле! восклицает святитель Димитрий Ростовский . Бог Слово припадает к тебе, как друг, оплакивая прежнее отпадение твое, и теперь снова обнял тебя, как свою искреннюю, в лоно Его возвращенную». Лк.22:42 . глагóля: óтче, áще вóлиши мимонести чáшу сию от менé: Обáче не моя вóля, но твоя да бýдет. (говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.) Под чашею здесь разумеются предстоявшие Господу страдания. Выражение пить чашу нередко употребляется в Священ. писании для обозначения страданий ( Исх.51:17 ; Пс.74:9 ; Ин.18:11 ; Мф.20:22 ). Образ заимствован от обычая древних восточных царей – посылать иногда осужденным на казнь чашу с ядом. Таким образом эти слова молитвы Господа имеют следующий смысл «Если бы возможно было, чтобы мир спасен был и правосудие Твое, Отец Мой Небесный, удовлетворено было без Моих крестных страданий и смерти, который так тягостны для Моей человеческой природы, то Я молил бы Тебя избавить Меня от этих страданий. Но так как мир не может быть спасен без таковой искупительной жертвы, потому что в предвечном совете премудрость Твоя нашла необходимым именно это средство к его спасению, то да будет воля Твоя, т. е. пусть будет не так, как Я хочу по Своей человеческой природе, но как хочешь Ты, Премудрый и Всеблагий, – не Моя воля, но Твоя да будет.» Св. Златоуст пишет: «Господь просит избавить Его от смерти, показывая Свое человечество и немощь природы, которая не может без страдания лишиться настоящей жизни. Господь молится, чтобы научить нас просить об избавлении от бедствий, но если это будет невозможно, то с любовью принимать угодное Богу. Потому Он и сказал Богу Отцу: не якоже Аз хощу, но якоже Ты». «Если и с нами случится искушение, поучает один из наших архипастырей, станем пред изображением молящегося Господа, посмотрим на чашу, исходящую свыше, повергнемся в прах пред Отцом небесным и скажем Ему словами Единородного: да мимо идет и от нас чаша сия; однакоже не как мы хощем, но как Ты: да будет воля Твоя! И Отец небесный услышит молитву нашу, как услышал Он моление Единородного, и спокойствие совести, тишина сердца будет для нас вместо ангела укрепляющего!»

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

оригинале и 9 гомилий в лат. переводе Руфина Аквилейского; из нек-рых др. гомилий сохранились отрывки. В перечне блж. Иеронима упомянуты 120 гомилий О., в совокупности охватывавшие 64 псалма (Пс 3, 4, 8, 12, 13, 15, 16, 18, 22-27, 29, 36-39, 49, 51, 52, 54, 67, 71-77, 79-85, 87, 108, 110, 118, 120-125, 127-129, 131-135, 137-139, 144-147, 149; ср.: Nautin. 1977. P. 258; Dorival. 2014. P. 10). Греч. текст всех гомилий О. на Псалтирь долгое время считался утраченным. Был известен лишь сделанный Руфином Аквилейским лат. перевод гомилий на 3 псалма (In Psalmos XXXVI, XXXVII, XXXVIII homiliae=In Ps. hom. lat.; CPG, N 1428. 1-3; PG. 12. Col. 1319-1410; крит. изд.: Homélies sur les Psaumes 36 à 38. 1995. (SC; 411)): Пс 36 (5 гомилий), Пс 37 (2 гомилии) и Пс 38 (2 гомилии). В 2012 г. М. Молин Прадель обнаружила в собрании Баварской гос. б-ки греч. рукопись, содержащую подборку гомилий на Псалтирь без указания авторства (Monac. gr. 314, XII в.). В результате осуществленного группой исследователей анализа внешних и внутренних свидетельств было убедительно доказано, что все содержащиеся в рукописи гомилии принадлежат О. (подробнее см.: Perrone. 2015). В 2015 г. новонайденные греч. гомилии вышли в критическом издании (In Psalmos homiliae graecae=In Ps. hom. gr.; крит. изд.: Origenes Werke. 2015. Bd. 13). В греч. оригинале сохранились гомилии на Пс 15 (2 гомилии), Пс 36 (4 гомилии), Пс 67 (2 гомилии), Пс 73 (3 гомилии), Пс 74 (1 гомилия), Пс 75 (1 гомилия), Пс 76 (4 гомилии), Пс 77 (9 гомилий), Пс 80 (2 гомилии), Пс 81 (1 гомилия). Из сопоставления с перечнем блж. Иеронима ( Hieron. Ep. 33. 4. 7) следует, что в перечне не всегда приводятся точные сведения о числе принадлежащих О. гомилий. Для Пс 73, 74, 75, 77, 80, 81 данные перечня и число сохранившихся гомилий совпадают. Циклы гомилий на Пс 36 и 67 сохранились не полностью: 4 гомилии из 5 для Пс 36 и 2 гомилии из 7 для Пс 67. В случае Пс 15 перечень содержит ошибочное указание на 3 гомилии; в действительности 2 сохранившиеся охватывают все содержание псалма.

http://pravenc.ru/text/2581523.html

Пс. 11 7. Когда услышишь, что хулят иные Промысл, тогда не приобщайся к их нечестию, но, обратясь к Господу, произнеси: Пс. 13 8. Если желаешь узнать, каков должен быть гражданин Небесного Царствия: Пс. 14 9. Видя угнетаемых, утешай их, молясь за них и говоря им этими словами: Пс. 19 10. Если увидишь упорство беззаконных во зле, не думай, что злоба в них от природы, как говорят, а увидишь, что они сами причиной того, что грешат: Пс. 35 11.  Если кто хочет смутить тебя и привести в боязнь, имей упование на Господа и читай: Пс. 10 12.  При гонении и поношении врагов, во множестве восстающих на тебя: Пс. 3, 24, 26, 41, 139 13.  Если желаешь укрепиться против нападающего врага: Пс. 38 14 . Видя лукавнующих, которые уготовляют тебе сети: Пс. 5, 7 15 . Если злоумышление врагов продолжается – не падай духом, как будто забыт ты Господом, но призови Господа, воспевая: Пс. 12, 25, 34, 42 16. Если терпишь скорби от нападающих и хочешь узнать пользу терпения: Пс. 39 17. Если раскаиваешься в со деланном грехе и молишь о помиловании: Пс. 50 18. Если желаешь научиться, как должно приносить благодарение Господу: Пс. 28, 104, 106, 134, 145–150 19. Желая вспомнить, какие благодеяния Божии оказаны отцам, сколь Бог благ, а люди – неблагодарны: Пс. 43, 77, 88, 104, 105, 106, 113 20. Благодарение Господу, когда Он услышал тебя в скорби: Пс. 4, 45, 74, 114 21. Когда спасен ты от врагов твоих, избавлен от гонителей своих: Пс. 9, 17 22. Видя, что Господь пасет тебя и благоустрояет путь твой: Пс. 22 23. Впав в руки врагов, и мудро избежав их, и уклонившись от зло-умышлений их: П 33 Молитвослов. Издание пятое. – Москва. Синодальная типография, 1897 год. Псалмы, выражающие чувствования верующего 1. Прославление Бога за дела творения и промысла, наипаче же за благодеяния, на человека изливаемые: Пс. 102 2. Прославление Бога за особенное хранение верующего: Пс. 22 3. Без благословения Божия невозможно иметь успеха в делах своих: Пс.126 4. Промысел Божий о верующем и избрание его для жизни вечной:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   Божье знание неразрывно связано с Его полновластием, Он знает каждую вещь как саму по себе, так и в связи со всеми другими вещами, потому что Он Сам создал ее, поддерживает ее существование и заставляет ее в каждый момент времени функционировать в соответствии с Его замыслом (Еф 1:11). Идея о том, что Бог, все зная и предопределяя, не держит все под Своим контролем, является не только не библейской, но и просто бессмысленной.    Верующему знание о Божьем всеведении дает уверенность в том, что он не будет забыт и что Бог позаботится о нем согласно Своему обещанию (Ис 40:27—31); неверующему мысль о Божьем всезнании должна внушать ужас, напоминая о том, что он не может ни спрятаться от Божьего ока, ни скрыть от Него свои грехи (Пс 138:7—12, Пс 93:1—11, Ион 1:1—12). Божественное провидение    «Дела Божьего провидения заключаются в непрерывной заботе о Его творениях и в мудром, святом и полновластном управлении всеми их действиями» (Вестминстерский краткий катехизис, Q. 11). Если акт творения был однократным проявлением божественной силы, ставшим причиной бытия мира, то провидение является постоянным проявлением все той же силы, посредством которой Творец, в соответствии со Своей волей, поддерживает бытие всех творений, Сам участвует во всех событиях и направляет все к установленной Им цели. Бог всецело управляет Своим миром. Его рука может быть невидима для людей, но она простерта надо всем творением.    Некоторые полагают, что Бог знает будущее, но не управляет им; что Он поддерживает мировой порядок, но не вмешивается в него; что Он осуществляет общий надзор за событиями, но не вникает в детали. Библия решительно отвергает все подобные попытки ограничить Божье провидение.    Библия ясно учит, что Бог проявляет Свою провиденциальную власть над вселенной в целом, Пс 102:19, Дан 4:32, Еф 1:11 над физическим миром, Иов 37, Пс 103:14, Пс 134:6, Мф 5:45 над животным миром, Пс 103:21,28, Мф 6:26, Мф 10:29 над жизнью народов, Иов 12:23, Пс 21:29, Пс 65:7, Деян 17:26 над рождением человека и его жизненной участью, 1 Цар 16:1, Пс 138:16, Ис 45:5, Гал 1:15—16 над внешними коллизиями человеческой жизни, Пс 74:7—8, Лк 1:52 над явлениями, кажущимися случайными или незначительными, Прит 16:33, Мф 10:30 в защите праведных, Пс 4:9, Пс 5:13, Пс 62:9, Пс 120:3, Рим 8:28 в удовлетворении нужд Своего народа, Быт 22:8,14, Втор 8:3, Флп 4:19 в ответах на молитвы, 1 Цар 1:19, Ис 20:5—6, 2 Пар 33:13, Пс 64:3, Мф 7:7, Лк 18:7—8 и в разоблачении и наказании нечестивых, Пс 7:13—14, Пс 10:6.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010