Псалом 74 Пс.74:1 . В конец, да не растлиши, псалом песни Асафу. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу, да не погубиши: псалом и песнь Асафова. СОДЕРЖАНИЕ В сем псалме содержится общая молитва церкви, которая благодарит Бога за сохранение ея, и утешает себя покровительством Его. Сим будучи обнадежена, ругается врагам своим и возвещает им суд и вечную погибель. Пс.74:2 . Исповемыся тебе, Боже, исповемыся тебе и призовем имя твои: повем вся чудеса твоя. Глас избранных людей Божиих, которые, имея лучшее понятие о Боге, нежели прочие народы, долг свой поставляют в том, чтоб хвалить, благодарить и прославлять Бога. Сего ради глаголют: исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе. Повторяют одно и то же дважды, дабы тем показать как усердный жар в пении похвал Божиих, так и убедить Бога к дальнейшему продолжению милостей, а чрез то возиметь случай к новому хвалению чудных дел Его. Кратко рещи, Пророк сими словами разумеет то, что верные справедливую имеют причину благодарить и хвалить Бога, понеже явил им помощь Свою и впредь помогать обещал. Пс.74:3 . Егда прииму время, аз правоты возсужду. Сия суть словеса Господа Бога, верховнаго Судии всех, Который, подтверждая слова праведных, обещает, что Он в свое время воздаст им должныя почести, а нечестивым, не исповедующим и не призывающим Его, наказание. Егда, глаголет, прииму время, Аз правоты возсужду. Судить правоты означает здесь то же, что дела, в безпорядке находящияся, приводить в лучшее состояние, якоже Павел глаголет: праведно у Бога, воздати скорбь оскорбляющим, а оскорбляемым отраду ( 2Фес. 1:6 ). Сими словами напоминает Апостол, чтоб мы терпеливо сносили скорби, понеже приидет время праведнаго мздовоздаяния. Впрочем, не должно удивляться, что Пророк вводит здесь лице Самого Бога, взаимно ответствующаго молитвам верных. Ибо таковое лиценаведение гораздо сильнее трогает сердце, нежели как бы просто сказал Пророк, что Бог некогда отмстит за Свою церковь и разсеянную паки соберет. Вся же сущность слов в том состоит, что хотя Бог верным Своим не вдруг помогает, однако же никогда не забывает их, но награду, которая всегда готова, отлагает на время, дабы самое ожидание во всех бедствиях подкрепляло и утешало.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Скачать epub pdf Декабрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 12: гл. 1 (Ин.20:21–27)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1910. Т. 3. 12. С. 257–272 (1-я пагин.) —257— Ин.20:21 . И рече им паки: мир вам, – якоже посла Мя (живый) Отец, и Аз посылаю вы. 2447 В этих словах Господь наш Иисус Христос поставил наставников и учителей вселенной и домостроителей Божественных Его таинств, которым повелевает, наподобие светил, освещать и осиявать уже не одну только страну иудейскую, по соответствующей закону мере простирающуюся «от Дана и до Вирсавии» ( 2Цар.3:10, 17:11 др.), по написанному, но всю подсолнечную и повсюду рассеянных и живущих. Истину, следовательно, говорит Павел, что «никто сам на себя не принимает честь, но призываемый от Бога» ( Евр.5:4 ). Так и Господь наш Иисус Христос пред всеми другими призвал к достославнейшему апостольству Своих учеников и утвердил как бы колеблемую и падавшую всю землю, сообщив ей, как Бог, подкрепление и опору в лице их (ср. 3Цар.10:12 ). Поэтому-то и сказал устами псалмопевца о земле и апостолах, что «Я утвердил столбы её» ( Пс.74:4 ). Действительно, блаженные ученики сделались как бы столбами и утверждением истины (ср. 1Тим.3:15 ), которых, говорит, и послал Он, как Его послал Отец, указывая одновременно как на апостольское достоинство, так и на несравненную славу данной им власти, а вместе с тем объявляя и путь апостольского служения. Ведь если Он думал, что Он должен посылать Своих учеников так, как и Его послал Отец, то для тех, кои должны были подражать Ему во всём, разве не необходимо было видеть, для какого дела Отец послал Своего Сына? —258— Различно уясняя нам образ Своего посланничества, Он говорил: «не пришел Я призвать праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:13 ), и опять: «не имеют нужду здоровые во враче, но больные» ( Лк.5:31 ), – и кроме того, еще: «и потому что низшел Я с неба, не да творю волю Мою, но волю Пославшего Меня» ( Ин.6:38 ), то опять: «ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы Он судил мир, но чтобы спасен был мир чрез Него» ( Ин.3:17 ). Итак, сократив в немногих словах служение апостольства, Он говорит, что послал их также, как Его послал Отец, дабы они видели отсюда, что они обязаны призывать грешников к покаянию, исцелять больных как духовно, так и телесно, в устроении дел искать отнюдь не своей собственной воли, но воли Пославшего, и учением, сколько доступно, спасать мир. И действительно, мы видим, что и сами святые ученики старались блистать всем этим, и для удостоверения в этом не требуется много труда для раз прочитавшего Деяния Апостолов и послания Святого Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Клятва — 1) торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего-нибудь священного, ценного, авторитетного, присяга; 2) заклятие, проклятие; 3) клятва церковная — отлучение от церковного общения. Клятва была принята в ветхозаветные времена и имела в виду призывание Бога в свидетели: Клятва пред Господом да будет между обоими , — заповедует Бог израильтянам через Моисея ( Исх.22:11 ). Утверждая завет с Авраамом, Авимелех говорит ему: поклянись мне здесь Богом…, И сказал Авраам: я клянусь… тут оба они клялись ( Быт.21:23-31 ). Давид пишет: клялся хранить праведные суды Твои, и исполню ( Пс.118:106 ). Примеры неразумных клятв: клятва Иеффая о своей дочери ( Суд.11 ), клятва Саула ( 1Цар.14:24 ), в Новом Завете – клятва Ирода ( Мф.14:6-7 ), апостола Петра ( Мф.26:72-74 ). Третья заповедь Ветхого Завета запрещала опрометчивые клятвы и ложные свидетельства. Иисус Христос пояснил, какой должна быть клятва в ( Мф.5:33-37 ) и ( Мф.23:16-22 ), то же и у апостола Иакова ( Иак.5:12 ). Запретил ли Христос клясться, и если да, то в чём (чем) и почему? Как известно, в дохристианские времена клятва составляла одну из традиционных форм договорных отношений между людьми. Так, Авимелех просил Авраама клятвенно пообещать, что не причинит зла ни ему самому, ни его сыну, ни его внуку, и будет хорошо поступать с той землей, на которой гостит. Авраам отнёсся к этому с пониманием и тут же выполнил просьбу, сказав: «Я клянусь» ( Быт.21:22-24 ). В другой раз Авраам сам требовал клятвы: от слуги. Содержание клятвенного заверения касалась предполагаемой женитьбы его наследника, будущего патриарха, Исаака. Причём, согласно замыслу, слуге предстояло поклясться не Кем иным, как Богом неба и земли ( Быт.24:2-3 ). Патриарх Иаков (родоначальник двенадцати колен Израиля ) просил перед смертью сына, Иосифа, чтобы тот клятвенно подтвердил, что похоронит его не на территории языческого Египта, но в гробнице отцов ( Быт.47:29-30 ). Таким образов, во времена Ветхого Завета клятва, сама по себе, не считалась чем-то богопротивным. Осуждению мог подвергнуться либо клянущийся непристойно, либо нарушивший клятву (без соответствующих извинительных причин).

http://azbyka.ru/klyatva

Часть II § 69. Содержание сей части Бог, покланяемый в единстве существа своего и прославляемый в трех лицах, есть Царь, Господь и Владыка своих тварей. Ибо, по словам святого Григория Богослова , – «для благодати Его не довольно было наслаждаться только созерцанием Себя, а надлежало сему благу разлиться и распространиться, дабы весьма многих облагодетельствовать». 39 Посему, после созерцания бесконечных совершенств триипостасного существа Божия, следует обратиться к Божественному домостроительству, или изложить учение о целой совокупности существ, видимых и невидимых, имеющих бытие кроме Бога и вне Его Божественной сущности, сотворенных Богом и направляемых к великой цели, указанной Его святой волею. § 70. Разделение В составе существ видимых и невидимых заключаются: 1) вселенная вообще, в особенности 2) Ангелы, 3) человек. Посему вторая часть Богословия Догматического состоит из следующих трех отделений: 1)          Учение о вселенной вообще; 2)          Учение об Ангелах; 3)          Учение о человеке. Отделение первое. Учение о вселенной вообще. § 71. Содержание и разделение В рассуждении о вселенной вообще представляются два вопроса: А) Как произошла вселенная? Б) Как продолжает существовать? На первый вопрос Богословие Догматическое отвечает учением о творении, на второй – учением о промысле Божием. А) О творении вселенной § 72. Предметы учения Священное Писание открывает нам истинное понятие о происхождении вселенной, когда учит, что она а) получила начало свое от триипостасного Бога; б) получила начало чрез творение, т. е. приведена в бытие из ничего; в) получила начало во времени; г) единым действием воли и словом Божиим; д) в известном порядке и постепенности; е) по побуждению высочайшей любви Божией и для откровения славы триипостасного Бога; наконец ж) вышла из рук Творца совершенной и чуждой всякого зла. § 73. Творец вселенной Что вся вселенная действительно получила бытие от Бога, по всеблагой Его воле, сие с одной стороны явствует из самого понятия о вселенной: ибо она, конечно, не могла произойти сама собою, или по слепому случаю; а с другой стороны эта истина утверждается повсюду в священном Писании. Самые первые слова оного таковы: в начале сотвори Бог небо и землю ( Быт. 1:1 ). Псалмопевец говорит: вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли ( Пс. 134:6 ), и в псалме 103 представляет величественную картину творения и промышления. Апостол Павел говорит: Тем создана дыша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая ( Кол. 4:16, 17 ). § 74. Участие трех Лиц Пресвятой Троицы в творении

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Г.С. Битбунов Вход Господень в Иерусалим Событие праздника Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, которое описано четырьмя евангелистами ( Мф. 21: 1–11 ; Мк. 11: 1–11 ; Лк. 19: 28–40 ; Ин. 12: 12–19 ). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49: 10–11 ; Пс. 8 :2–3 ; Зах. 9: 9 ). Воспоминанию этого события посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих. Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического формуляра важное место занимают пальмовые ветви (греч. βια, церковнослав. этот праздник называют Неделей ваий (греч. Κυριακ τν βαων). Свт. Амвросий Медиоланский толкует данное именование следующим образом: «Именно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы преселимся в свет Небесного Отечества» 74 . В славянской традиции известно обозначение праздника еще и как Недели цветоносной или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья. Начать нужно с изложения события Входа Господня в Иерусалим. Итак, за пять дней до иудейского праздника Пасхи Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился. Когда они исполнили повеление, Христос сел верхом и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, которые встречали Господа, постилая свои одежды и срезанные с деревьев ветви на Его пути, радостно восклицая: Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! ( Мф. 21: 9 ; Мк. 11: 9 ; Лк. 19: 38 ; Ин.12:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Е.А. Авдеенко Кафизма X Пс.70:10,11             …враги мои говорят обо мне,                         и стерегущие душу мою совещаются вместе,                   Говоря: «Бог оставил его,                         преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего». «Стерегущие» – «они пяты мои стерегут, потому что выжидают душу мою» ( Пс.56 /55:7). «Совещаются» йаац – сказано о «совете нечестивых»; см. Пс.1:1 . «Не столько ужасают демонов будущие вечные муки, сколько увеселяет погибель несчастных людей» (св. Максим Грек ) 385 . Пс.70:13             Да постыдятся и исчезнут противящиеся душе моей,                         да оденутся поношением и позором ищущие зла мне. «Противящиеся» сатан – ср.: «они противятся мне за то, что я [упорно] следовал доброму» ( Пс.38 /37:21). Это враги особой категории: они связаны с «противником» (сатан) всякого «добра». Враги псалмопевца имеют «сатаническую» природу. Пс.71:9             Пред Ним пали пустынники,                         и враги Его прах лизать будут. «Пустынники» цийим – демоны, которые живут в безводных местах ( Мф.12:43 ); им назначено пожирать своего поверженного господина: «Ты сокрушил голову левиафана, дал его в пищу народу пустынников ( Пс.74 /73:14 386 ). «Лизать прах» – не знак унижения человека, но обозначение духовной природы (демонов); ср.: «и будут лизать прах, как змей (нахаш), как ползучие земные содрогаются в укрытиях своих» ( Мих.7:17 ). «Змей» – нахаш , который соблазнил прародителей, проклят «ходить на чреве и есть прах все дни жизни своей» (см. Быт.3:14 ). Отношение к фарисействующим – главная тема Псалма 72 (73). Этот Псалом повествует о том, как верующий человек видит (и смущается тем), что ложно благочестивые стали вождями народа и благоденствуют; верующий просит вразумления; он начинает видеть истинное состояние этих людей; сам изменяется – приходит к непрерывному богообщению. Читаем Псалом 72 целиком. Пс.72:1,2             Псалом Асафа. Подлинно, благ к Израилю Бог –                         к чистым 387 сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВИАФАН Левиафан в глубине вод. Миниатюра из Ктувим. XIII в. (Ambres. Ebraico. B. 32. inf. Fol. 136r) Левиафан в глубине вод. Миниатюра из Ктувим. XIII в. (Ambres. Ebraico. B. 32. inf. Fol. 136r) [Евр.    ,   греч. Λευαθν; лат. Leviathan], имя сотворенного Богом мифического морского чудовища в ВЗ. Точная этимология евр. слова   не известна, возможно, оно является производным от семит. корня   со значением «сгибать, скручивать»; обычно это слово сопоставляется с араб.   - «извиваться», что может отдаленно указывать на змееподобный вид Л. Согласно т. н. народной этимологии, представленной в раввинистической лит-ре, имя Л. происходит от соединения 2 слов   - венок, завиток и   сокращенное от   - большая рыба, чудовище. И хотя сравнительная этимология может указывать на змееподобный вид Л., следует принимать во внимание, что Л.- имя собственное, а значит, представление о физическом облике чудовища не может быть основано только на происхождении этого термина. Л. в ВЗ Упоминается 6 раз в канонических книгах, преимущественно в поэтических текстах, к-рые не формируют при этом его единого образа. В одних текстах Л. предстает вселенским монстром и противником Господа (Пс 73. 13-14), в других - Его послушным творением (Пс 103. 26). Образ Л. стоит в одном ряду с описаниями др. морских чудовищ, выступающих в виде сверхъестественных противников Бога: дракона (   - Ис 27.1), моря или морского чудовища (   - Иов 7. 12), а также Раава (Ис 51. 9; Пс 86. 4; 88. 11). В переводе LXX можно усмотреть тенденцию к демифологизированию и деперсонифицированию образа Л.: вместо имени собственного в Иов 3. 8 использовано слово «кит», а в Ис 27. 1; Иов 40. 20; Пс 74. 14; 103. 26 - «дракон» (δρκων). В Пс 73. 13-14 провозглашение спасительного владычества Господа над всей землей сопровождается упоминанием Его побед над морем (  ), драконами (   - вариант «змиями») и Л., у к-рого Господь, согласно синодальному переводу, сокрушил главу (Пс 73. 14). В Масоретском тексте, так же как в Септуагинте и Вульгате, говорится о сокрушении «голов» у Л., который, т. о., представлен в этом стихе как многоголовый морской змей. Рассказ о победе Господа над Л. служит вступлением к прославлению последующего совершённого Им упорядочивания вселенной. Очевидно, описание победы Господа в первозданной битве над олицетворяющим воды хаоса Л., включенное в контекст поэтического повествования о творении мира (Пс 73. 15-17), призвано утешить скорбящих, оплакивающих осквернение святилища врагами Господа (Пс 73. 1-10). Отголоски представления о противостоянии Господа морскому чудовищу представлены также в Иов 7. 12; 9. 13; 26. 12; 38. 8-11 (отдельные авторы рассматривают эти примеры как аллюзии на Л.- см., напр.: Lipinski. P. 506).

http://pravenc.ru/text/2463309.html

Псалом 74 Исповедуя чудеса Божии, псалмопевец учит грешных не превозноситься, ибо Господь – Судия смиряет грешных, а праведных возносит. 1. В конец, да не растлиши, псалом песни Асафу. Ср. Пс.56, 57 и 58. Настоящий псалом вдохновенного певца Асафа написан, вероятно, по поводу нашествия Ассириян и поражения их (ср. Пс.75:1 ). Изложение сего псалма отчасти драмматическое. 2. Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе и призовем имя Твое, повем вся чудеса Твоя. Проникнутый благоговением к сильной власти Бога, Судии народов, псалмопевец прославляет Его чудеса в своем псалме. – Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе, – торжественно в псалмах мы – сам Асаф и с ним другие певцы – левиты – во храме воспеваем свои чувства пред Тобой, славим Тебя. И призовем имя Твое, – в торжественном исповеданы – славословии молитвенно призываем Имя Твое, – прославляем Твои свойства и совершенства, возлагая на Тебя упование свое. – Повем вся чудеса Твоя, – все чудеса, в которых проявлялись все свойства и совершенства Бога Судии, будут воспеваемы в псалмах, составленных именно Асафом. 3–4. Егда прииму время, Аз правоты возсужду. Растаяся земля и вси живущии на ней, Аз утвердих столпы ея. На молитвенное славословие имени Божия Асафом Господь отвечает: – Егда прииму время, Аз правоты воссужду, или – когда Я усмотрю-изберу время, то воссужду – произведу свой суд в правоте – совершенной, всесторонней правде. Разумеется, это будет суд между народом Израильским и гордыми врагами, поборниками его. – Растаяся земля и еси живущии на ней, точнее – колеблется земля, трепещут все ее обитатели, как бы во время землетрясения... Аз утвердих столпы ея, – но Я, говорит Господь, утвержу ее столбы, как бы здания, чтобы оно не упало, даже не поколебалось. Разумеется, вероятно, волнение народа, точнее – жителей Иерусалима во время нападения Ассириян. Когда Рабсак, полководец Сеннахирима, обложил войсками Иерусалим, то не только жители его взволновались страхом, но поколебались и столпы земли, т. е. царь Езекия, его советники и старшие священники; но Господь укрепил их мужество откровением своей воли чрез пророка Исаии и совершил страшный суд над полками Ассирийскими, – истребил их ( Пс.36;37:1–3,6–7 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 20 1–28. Союзная война моавитян, аммонитян и идумеев против Иосафата и счастливое для последнего ее окончание. 29–37. Продолжительность, благочестие и слава царствования Иосафата; новый ошибочный союз его с домом Ахава и пророческое обличении ему. 2Пар.20:1 .  После сего Моавитяне и Аммонитяне, а с ними некоторые из страны Моанитской, пошли войною на Иосафата. 2Пар.20:2 .  И пришли, и донесли Иосафату, говоря: идет на тебя множество великое из-за моря, от Сирии, и вот они в Хацацон-Фамаре, то есть в Енгедди. Описываемый здесь поход Иосафата некоторые исследователи (например, Гезениус) отождествляли с рассказываемым в 4Цар.3 союзным походом Иосафата вместе с Иорамом и царем едомским против моавитян. Но, при некоторых чертах сходства обоих рассказов, каждый из них имеет и свои отличительные черты, не позволяющие отождествлять их. Здесь, таким образом, надо видеть самостоятельный факт, не отмеченный в книгах Царств. Указание на него не без основания находят в псалме ( Пс.82 ) (евр. 83), где стихи ( Пс.82:7–9 ) так же как во ( 2Пар.20:1 ), в числе врагов, ополчившихся против народа Божьего, называются Моав, Аммон, Едом, а также в псалме ( Пс.47:4–7 ) (евр. 48), где также можно видеть указания на победу Иосафата над союзниками (см. у Н. И. Троицкого , «Псалтирь. Последовательное изъяснение славянского текста», Тула, 1904, с. 226–227). Союзные силы, предпринявшие поход против Иосафата (ст. 1), состояли из моавитян, аммонитян (ст. 1), обитателей Сеира, т.е. идумеев (ст. 10–23), и «некоторых из страны Моанитской» (ст. 1). Последнее выражение в еврейском, в Vulgata и славянском текстах читается: некоторые из аммонитян (евр.: Mehaammonim, Vulgata: de Ammoniis, слав.: «от аммонитов»), что не дает удовлетворительного смысла: об аммонитянах есть упоминание ранее в том же стихе. LXX передают: κ τν Μιναων (впрочем, в кодексах 44, 74, 106, 120, 121, 134, 234: κ τν μμαντων). Минеями назывались жители округа Маон, находившегося в южной части удела Иудина колена, к юго-востоку от Хеврона ( ( Нав.15:55 ; 1Цар.23:25,25:2 ); «Толковая Библия», т. II, с. 98, 285 и 287; Onomasticon, 696). В этом округе оставались еще потомки прежних обитателей, которые, при случае, возмутились против покоривших их иудеев. Признавая, таким образом, правильность чтения LXX, а также русского синодального перевода – «из страны Моанитской», разницу между ними и еврейско-масорецком тексте, можно объяснить из перестановки одной евр. буквы: и (см. у проф. Гуляева, с. 540–541; Ср. Fr. Böttcher, «Neue exegetisch-kritische Aehrenlese zum Alten Testamente», 1865, s. 233).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

НАКАЗАНИЕ Наказание Бог посылает за грехи (1:7; см. ГРЕХИ, 266) (2:254; см. СТРАХ БОЖИЙ , 1000). Наказание Божие на народ и страну за ГРЕХИ бывает Когда неприятель подымает оружие и на наше отечество находит, сие не иное что значит, как гнев Божий, грехами нашими возгоревшийся. Такожде, когда нивы наши не приносят нам плода, или частые пожары бывают, или моровая язва расширяется, или иное какое бедствие находит на нас: Бог наказует нас общим бедствием, да в чувство приидем и покаемся... В таких бедственных обстоятельствах, когда люди наказующия Божия руки не чувствуют, и не токмо от грехов не отстают, и не каются, но и грехи ко грехам прилагают; то должно непременно общаго бедствия еще большаго ожидать. Сего ради хотя и всегда, а паче в таких случаях, должно всем обще, познавши и признавши свои грехи и беззакония, единодушно от глубины сердца возвысить глас: «Господи Боже сил! обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся» ( Пс. 79, 8 ) (3:118). Христианин неисправный наказывается (4:18; см. ХРИСТИАНИН , 1118). Наказание Божие за преступления Злодеев и душегубцев казнь Божия постигает: они думают долго жить, и беззакониями свирепеть, но невидимо им ров копается, и нечаянно впадают в той. Тако Ирод искал погубить Христа, и толико младенцев погубил, и хотел долго царствовать, но не удалося: «изомроша бо ищущии душу Отрочате»! Тако Авессалом искал отца своего Давида умертвить, но нечаянно обесился между небом и землею ( 2Цар. 18, 9 ). Тако Фараон озлобивший Израиля, и Божиим неоднократным наказанием убежденный, отпустил было его от себе, но паки, раскаявшися на свою беду, погнался вслед его, хотя поработить его и вместо раба иметь; но нечаянно, где надеялся корысти, тамо погибель себе и всему своему воинству сыскал, погрязнув, яко олово, в воде. Тако судьбы Божии постигают своевольных и неисправных беззаконников (5:91). Господь наказывает за малый ГРЕХ и угодивших Ему людей Есть Он и всевидящий и вси наши дела, вси замыслы, вси сердечныя помышления назирает. Он и несоделанное наше видит: «несоделанное мое видесте очи Твои» ( Пс. 138, 16 ) глаголет Псаломник ( Пс. 139, 16 ). И как есть безконечное добро, то и малейшаго зла ненавидит, и за тое наказует, ибо правосудлив есть. Не было Ему приятнейшаго и любезнейшаго между сынами Израилевыми, изшедшими из Египта, как Моисей святый, с которым Он как друг с другом беседовал; для котораго моления и меч гнева Своего отвращал от непокоривых и жестоковыйных людей, которому наконец Сам объявлял, глаголя: «вем тя паче всех», однакож за некое преступление наказал и его: до земли обетованной его не допустил, хотя той с великим усердием желал ея. А когда Бог и другов Своих за преступление наказует: вы, безстрашно и явно противу Божия закона дерзающии, что думаете? (1:74–75).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010