После душевного Вашего утешения, которое, конечно, получили в Вашем путешествии, в своем отечестве встретила Вас скорбь о многом, близком сердцу Вашему. Хотя сему причины суть и действия страстей в сем деле находящихся людей, но нельзя не видеть тут и Промысла Божия, действующего ими как орудиями. Сердце Ваше поражается скорбию, но в оной вопиет ко Господу: Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретшим ны зело ( Пс.45:2 ). Хотя и тягостны скорби, но спасительны, и суть знамением к нам милости Божией: благодарите Его, а Он силен пременить участь сына Вашего на лучшее. О делах мира, в суете ума погруженных, какой суд можем изрещи? Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна ( Пс.93:11 ) и воздаст комуждо по делом его ( Пс.71:13 ), долготерпит в настоящее время и ожидает покаяния. А я, при бесчувствии моем, когда воззрю на множество моих зол и грехопадений, то вижу, чего должен ожидать. Токмо едино человеколюбие и милосердие Божие поддерживает не впасть в безнадежие. Аще же по правосудию будет судить, то тьмами достоин мучится. Аще беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит? ( Пс.129:3 ) и: Аз правоты возсужду ( Пс.74:3 ). Буди же милость Его на нас! Скажу Вам о наших событиях: сентября 17 числа Преосвященный наш Николай скончался, в мире отошел ко Господу; погребение совершал, 21 сентября, тульский Преосвященный Димитрий, добрый пастырь; отец игумен был на погребении и меня с собою брал. Оттуда преосвященный Димитрий посетил нашу обитель. Сентября 8 числа посетил нас Андрей Николаевич Муравьев, пробыл около двух суток; а Николай Васильевич Гоголь два раза был в обители. Желаю Вам благодушествовать и здравствовать душевно и телесно, и молитесь о мне, грешном, Вашем смолитвеннике И. М. 2 октября 1851 года. 144 Благодарю Вас за поздравление меня со днем Ангела и за желание сохранения моего здоровья, которое до сих пор находится в различных изменениях, по временам и нередко чувствую слабость и какую-то болезненность, и паки проходит; но о теле не надобно бы много пещися; ибо когда внешний наш человек тлеет, тогда внутренний обновляется ( 2Кор.4:16 ), да оно же временно и тленно; а душа бессмертна; о сей-то бы надобно попещися, ибо не знаем, когда конец приспеет; видим собратий наших отходящих, а сами в нечувствии пребываем, как будто вечные здесь жители.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Вслушиваясь в слово: три действия в начальном стихе первого псалма – три ступени зла . Как единодушно отмечают комментаторы, и старые, и новейшие, первый псалом – это вступление ко всей Псалтири в целом. Среди других псалмов ему принадлежит особое место 70 . По-еврейски Книга Псалмов называется, как называлась уже во времена Кумранской общины 71 , Книгой Хвалений (sfer t e hillm); но ведь Псалом 1 – если и «хваление», славословие Богу, то лишь косвенно, не в узком и строгом смысле. Другое, может быть, еще более древнее наименование Книги Псалмов, сохраненное в Иерусалимском Талмуде (YerBer 4, 3, 7в-8а; YerŠab 16, 1, 15с; YerTaa 2, 2, 65с) и отразившееся в родственной языковой традиции сирийских христиан, – Книга Песнопений (sfer mizmrt, сир. ktaba d-mazmr); но согласимся, что псалом 1 не назовешь без оговорок и «песнопением», что его облик мало типичен для богослужебно-гимнографического жанра 72 . Скажем шире, этот псалом – не совсем молитва; то есть не один из тех громогласных, страдальчески-просительных или благодарно-ликующих воплей к Богу, из каковых состоит большая часть Псалтири. Его назначение – другое. Он предпослан всем последующим псалмам, как произносимой молитве предпосылается размышление в тишине. Можно вспомнить еврейские предания о великих древних молитвенниках, которые не дерзали приступить ни к вечерним, ни к утренним, ни к дневным молитвам, не приготовив себя длящейся по целому часу безмолвной медитацией 73 . Это же самое можно высказать и чуть иначе. Тема других псалмов – жизнь человека перед лицом Бога. Не только радости и огорчения, победы и скорби (или, как в Пс. 50 «/51, вина и раскаяние) составляют ткань этой жизни. В ткань эту, в ткань молитвы, могут по-своему вплетаться и размышления. Молитвенный контекст их выражен через прямые обращения к Богу: «Что есть человек, что Ты помнишь его?» ( Пс. 8:5 , ср. 143/144:3); «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?» ( Пс. 14 /15:1) 74 ; «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня» ( Пс. 18 /19:13). Все вообще так называемые жизненные вопросы в таком контексте – вопросы человека, живущего жизнью перед Богом, к своему Богу. Равным образом поучения, время от времени встречающиеся в Книге Псалмов, обращены к людям от лица этого человека, а в конечном счете – от лица этого Бога, включены в контекст длящейся беседы их двоих; таковы, например, Пс. 52 /53 или 77/78. Но тема псалма 1 – с ам такой человек. Описывается это «блаженство» 75 , коренящееся в радостном и охотном, великодушно-добровольном соединении его воли с законом и наставлением 76 Бога, осуществляющееся в неторопливом возрастании, подобном возрастанию насыщенного влагой, зеленеющего дерева, и увенчивающееся живым общением с Богом 77 . Именно потому в псалме 1 нет внешних примет диалога между Богом и человеком, что он как раз в этот диалог и вводит.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

11– я из 12-ти молитв Моск. Служебн. ­­ молитва псалмов 148–150 § без молитвы: Слава в вышних, Сподоби, Господи. вход в алтарь III) ектении оглашенных и верных в алтаре § молитва оглашенных § 1-я молитва верных § 2-я молитва верных 12– я из 12-ти молитв Моск. Служебн. ­­ 3-я молитва верных: «отпустная» молитва главопреклонная Служебника ­­ молитва главопреклонная Константинопольская Псалтырь 91 Константинопольская Псалтырь разделялась на 76 антифонов, состоящих из псалмов и библейских песен. 6 антифонов пелись ежедневно: Пс. 85 как 1-й предвечерний антифон, Пс. 140 как 8-й входной вечерний антифон, Пс. 3–62–133 как 1-й предутренний антифон, Дан. 3:57–88 как 8-й входной утренний антифон, Пс.50 и Пс.148–150 на утрени. 68 антифонов пелись по очереди: 6 на вечерне и 6 на утрени. Пелись все в одну неделю, но таким образом, что антифоны, пропетые в одну неделю на утрени, на следующей неделе пелись на вечерне, и наоборот. Пели два хора, называемые «А» и «Б», которые чередовались каждую неделю; по этой двухнедельной традиции поются до сих пор два воскресных тропаря после «Слава в вышних Богу» на утрени: «Днесь спасение миру» или «Воскрес из гроба». Нечетные антифоны пелись с «Аллилуиа» на каждый стих, как до сих пор поется на всенощном бдении «Блажен муж». Четные антифоны имели разные краткие припевы из трех только слов, как «Услыши мя, Господи» (осталось на «Господи, воззвах»), «Помяни мя, Господи», «Спаси мя, Господи» и т. п. См. порядок антифонов с припевами недели «А» для вечерни и для утрени, по изданию музыкальных рукописей Нац. Афинской Библиотеки (ЕВЕ) 2061 и 2061 профессора Козмы Георгиу, «Ежедневное антифонное распределение псалмов и песней для песненных последований вечерни и утрени». 92 Канон антифонов Великой Церкви (Св. Софии) приписывается патриарху Анфиму (535–536) 93 По Евхологию Paris gr. Coislin 213 94  существовали молитвы (теперь утеряны) для всех 74 антифонов Псалтыри и для 8 песней 95 . Припевы константинопольских антифонов, одновременно с разделением на палестинские кафисмы, намечены на полях знаменитой Хлудовской Псалтыри 96 , написанной и украшенной св. мучеником за почитание икон Лазарем. 97  Другие украшенные псалтыри этого типа: Paris (fond ancien) gr. 20 и Vatican. Barberini gr. 285.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Первоначально псалом имел большее значение, чем антифон, поскольку выбор того или иного псалма зависел от его содержания (при последующем же сокращении псалма до одного стиха смысл этого выбора терялся). Напр., на мессе 4-го воскресенья Адвента стих псалма Coeli enarrant gloriam Dei прямо не связан с темой Адвента, но в том же псалме далее есть слова о женихе, выходящем из своего брачного чертога (sponsus procedens de thalamo suo - Пс 18. 6). На 3-й рождественской мессе псалмический стих Cantate Domino canticum novum слишком общий по содержанию, но в том же псалме дальше есть слова: «Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою» (Пс 97. 2). На память епископов поется только стих Memento, Domine, David, тогда как дальше в псалме есть слова: «Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются» (Пс 131. 9), что гораздо больше соответствует теме праздника. Начиная с 1-й недели после Пятидесятницы И. выбирались по порядку следования псалмов в Псалтири (Пс 12-118). Сокращение псалмов было связано, по-видимому, с изменением литургического пространства храмов - сакристий стали сооружать не около главного входа в храм, как раньше, а ближе к алтарю, что привело к уменьшению времени шествия. Первоначальный рим. репертуар И. отражен в ряде рукописей (во франкских - Антифонарии из аббатства Райнау (Zürich. Zentralbibl. Rh. 30. Fol. 1v - 13v, VIII/IX в.); «Антифонарии Памелия» (Brux. Ms. 10127-10144. Fol. 90-115, VIII/IX в.); Антифонарии из аббатства св. Корнелия Компьенского, или «Антифонарии Карла Лысого» (Paris. lat. 17436, 860-880 гг.); Корбийском Антифонарии (Paris. lat. 12050. Fol. 3-17, после 853 г.); Антифонарии из Санлиса (Paris. Bibl. Ste. Geneviève. lat. 111, 877-882 гг.); в римских - Vat. lat. 5319, XI в.; Colon. Bodmer. 74, 1071 г.; и др.). В отличие от градуалов и офферториев И. этого периода не повторяются и всегда связаны с конкретным днем. В большинстве ранних рукописей порядок пения И. такой: антифон - стих псалма - антифон - «Gloria Patri...» - антифон. В нек-рых рукописях в конце помещен дополнительный псалмический стих с антифоном - Versus ad repetendum (напр., в «Антифонарии Карла Лысого»), что соотносится с указаниями некоторых Ordines Romani галликанского происхождения (напр., «Capitulare ecclesiastici ordinis», 3-я четв. VIII в.- OR XV 122, 154// Andrieu. Ordines. Vol. 3. P. 120, 125).

http://pravenc.ru/text/468855.html

Разделять себя и сливаться со своим ближним . Я отменяю одно оглашение, отчасти потому, что не успеваю этого делать, а отчасти потому, что вижу, что вам достаточно вместо многих слушать в неделю только одно оглашение. Ибо вы сами совершенны, сами можете быть своими учителями, вы сами уже наставлены в добре и научены вполне Богом (см. 1Фес. 4:9 ). Увещание Обращайтесь между собою ласково и приветливо И когда я не говорю наставления, то вы сами восполняйте причиняемый мною недостаток (см. 1Кор. 16:17 ). Крепись, эконом; мужайся, старший пахарь ( πρωτοαροτριων); возмогай, келарь; будь тверд, повар, и вы, все остальные пахари, а также и несущие другие послушания, особенно старшие между вами, – благодать вам, мир и сила от Бога. Радуйтесь и вы, надсмотрщики 74 , будильщики 75 , которым приходится бдеть и заботиться об исполнении своих послушаний. Храните залог (см. 1Тим. 6:20 ) моих смиренных наставлений, воздерживайтесь от неприличного смеха, буйных порывов, долгих праздных бесед; о раздражительности же и об ослушании с вашей стороны я даже слышать не должен (см. Еф. 5:3 ); я желаю, чтобы ваши речи были степенны, снисходите друг к другу, будьте радушны, обращайтесь между собою ласково и приветливо. Вся искушающе, как говорит апостол, добрая держите, от всякия вещи злыя отгребайтеся ( 1Фес. 5:21–22 ), и Господь мира ( 2Фес. 3:16 ), возводящий меня, по вашей молитве, от рова преисподнейшего (см. Пс. 87:7 ) моих прегрешений, да подаст вашим душам силу и крепость, да упасет Он Сам вас и да воспитает на воде покойне ( Пс. 22:2 ), обращая вас на стези правды ( Пс. 22:3 ), охраняя от козней лукавого змия и волка, возвеселяя, услаждая, делая кроткими, утешая и удостаивая нас и Царства Небесного, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 12 Об отречении от мира и родства и о посвящении себя делам добродетели Уврачуй свои язвы, а потом уже начинай лечить и других Отцы мои, братия и чада. Посредством этой письменной беседы 76 и рассуждения я в настоящее время как бы посещаю вас и указываю вам должное, оглашая вас и возвещая вам оправдания Господни (см. Пс. 18:9 ). И вы в свою очередь постоянно молитесь обо мне, чтобы мне, благовествующему вам, как сказано, волю блаженного Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, дан был дар слова. Я знаю и помню, каким мне следует быть в отношении бесстрастия. Ибо слово истины (см. 2Кор. 6:7 ; 2Тим. 2:15 ; Еф. 1:13 ) требует такого предстоятеля, который бы сначала сам стал выше страстей, дабы затем мог подавать руку и тем, кто труждается. Но я далек от должного порядка вещей, и настолько, что ко мне вполне приложимы слова: врачу, исцелися сам ( Лк. 4:23 ); и: изми первее бревно из очесе твоего ( Мф. 7:5 ); и: уврачуй свои язвы, а потом уже начинай лечить и других. Ибо я сознаю, что я погряз во грехе больше всякого человека. Увещание

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Итак, нам, как ходящим во тьме, Христос явился светильником, посредством евангельского учения освобождающим нас от того древнего мрака, который внес в наши души враг всех и не допускал, чтобы мы взирали на действительного и истинного Бога и не видели стези благочестия и жизни. Итак, сияние, которое показал нам Христос, яко свет будет, то есть, не едва заметный и слабый, какой без сомнения был показан чрез Моисея; ибо закон был в загадках и тенях; но как свет чистый и непричастный мраку и проникающий в ум и сердце, сообщающий нам духовный блеск и вводящий в нас луч чистого ведения. Авв.3:4 . Рози в руках его. В богодухновенном Писании рог всегда берется или в смысле царства и могущества, или в смысле гордости, о чем сам блаженный Давид учит говоря: рех беззаконнующым, не беззаконнуйте: и согрешающым, не возносите рога. Не воздвизайте на высоту рога вашего, и не глаголите на Бога неправду ( Пс.74:5–6 ); ибо горделиво говорящие суетное, по написанному ( Пс.148:8 ), неправду говорят на Бога, извращая правильность учения о Нём, или другим каким-либо образом дерзко поступая против Него. Но рог есть знак могущества, когда говорится о Боге и Отце, открывшем нам Сына. Воздвиже рог спасения нам ( Лк.1:69 ). И опять: рог его вознесется во славе ( Пс.111:9 ); ибо все славно, что чудесно совершено силою Хри- —297— стовой. Итак, Единородный пришел в подобном нам виде, и что касается плоти и человечества, то Он имел вид свойственной нам слабости, но, как Бог, Он имел в руках все роги, то есть все царства, против всякого могущества противных сил. Когда говорим: в руках, то этим выражаем: во власти. Поэтому в молитвах к Богу мы научились говорить: в руку Твоею жребии мои ( Пс.30:16 ). А что Христу подчинена всякая сила дьявольская и так называемые роги, то есть неограниченное владычество нечистых духов над городами и странами (ибо они разделили между собой всю землю) – в этом кто может сомневаться? Ибо одних Он изгнал со властью из людей, другие же приходили и умоляли Его, чтобы Он не повелевал им идти в бездну.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7 . Таким образом, ко всеобщей, все превышающей Причине подходит и анонимность 431 , и все имена сущего как к настоящей Царице всего, от Которой все зависит и Которой все принадлежит как Причине, как Началу 432 , как Завершению. В соответствии с Речением, Она является «всем во всем» 433 , и Она по праву воспевается как Основа всего, все начинающая, доводящая до совершенства и сохраняющая, защита всего и очаг 434 , к Себе все привлекающая и делающая это объединение 435 , неудержимо и запредельно. Ибо Она – Причина не только связи, жизни, или совершенства, чтобы всего лишь от одного или другого из этих попечений называться Сверхименной благостью: все сущее Она заранее просто 436 и неограниченно содержала в Себе все приводящими в исполнение благостями единого Своего всепричинного промысла, и всеми существами по праву и воспевается и называется. 8 . Таким образом, богословы заимствуют имена для Нее не только от всеобщих или частных промыслов, или предметов предпопечения, но и из некоторых божественных видений 437 , озаривших посвященных или пророков в священных храмах 438 или в других местах. Превосходящую и всякое имя Благость они называют именами то одной, то другой причины и силы, придавая Ей то человеческие, то огненные, то янтарные формы и вид, воспевая Ее «очи» ( Пс.11:4, 90:8 ), «уши» ( Иак.5:4 ), «волосы» ( Дан.7:9 ), «лицо» ( Пс.33:17 ), «руки» ( Иов.10:8 ), «спину», «крылья» ( Пс.90:4 ), «»плечи« (там же), »зад« ( Втор.33:23 ) и »ноги« (там же 24:10). Они снабжают Ее »венками " ( Откр.14:14 ), «престолами» 439 ( Иез.1:26 ), «кубками», «чашами» ( Пс.74:9 ; Притч.9:2–3 ) и другими полными таинственного смысла вещами, о которых мы скажем, по мере сил, в «Символическом богословии» 440 . А теперь, собрав из Речений то, что имеет отношение к настоящему сочинению, и пользуясь сказанным как неким правилом, взирая на него, перейдем к раскрытию умопостигаемых Божьих имен. И, как того требует иерархический 441 устав, всякий раз, когда мы богословствуем, мы должны зрящей Бога мыслью созерцать в полном смысле слова являющие Бога 442 видения и созерцание и священные уши 443 подставлять разъяснениям священных Божьих имен, на святом святое, согласно божественному преданию, основывая, ограждая его от насмешек и глумления непосвященных 444 , главное же, если только вообще найдутся такие люди, избавляя их тем самым от богоборства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

К. Е. считал педагогику главным призванием любого образованного человека. Совершенствуя методику преподавания предшествующих вардапетов, он создал неск. учебных пособий, в к-рых собраны комментарии, гомилии, увещевательные речи, материалы по философии и др. наукам (напр., Матен. 1379). К. Е. уделял особое внимание системе воспитания; стремился ликвидировать причины, рождающие порочные явления, усиливая в учениках сознательное чувство вины и желание исправиться. Исходя из возрастных особенностей, он разделил обучение на 3 этапа: на 1-м главную роль играет участие педагога; на 2-м - эрудиция ученика и его ответственность за свои поступки; для 3-го характерно сочетание этих составляющих. В ученике К. Е. больше всего ценил умение подражать учителю. По сведениям историка Акопа Карнеци (XVII в.), К. Е. похоронен в Ерзнке, в ц. св. Саргиса. М.-Э. С. Ширинян К. Е. является автором, завершающим тысячелетнюю историю классического периода арм. гимнографии (см. в ст. Армянский обряд ). Его шаракан в честь Успения Пресв. Богородицы «Восток, блеском превосходящий солнце» 1-го побочного гласа с алфавитным акростихом отличается торжественной мелодией. К. Е. интересовали также вопросы теории, эстетики и практики духовной музыки. Он написал муз. эстетико-теоретический трактат «Толкование на Пс 28. 3 - «Глас Господень над водами»», который состоит из 3 частей: 1) толкование на текст псалма, 2) толкование на гласы, продолжающее традицию трактатов Мовсеса Грамматика «О церковных чинах» и Анании Ширакаци «О науке гласов», 3) толкование учения о звуке, основанное на идеях Давида Анахта и Ованнеса Ерзнкаци. А. С. Аревшатян Соч.: Послание к жителям Карни/Ред.: А. Даниелян//Гандзасар. Ереван, 1996. 6. С. 557-584 (на арм. яз.); Шаракан на Успение Св. Богородицы «Восток, блеском превосходящий солнце»//Духовные песнопения, записанные в Шаракане (Гимнарии). Вагаршапат, 1875. С. 1008-1015 (на арм. яз.); Karapetyan T. Kirakos Erznkaci " s On the Eight Thoughts of Evagrius//St. Nersess Theol. Review. New Rochelle, 2000/2001. N 5/6. P. 65-118; Пролог к Сретению Господню/Ред.: диак. Т. Багумян//Эчмиадзин. 2011. 3. С. 82-109 (на арм. яз.); На Пс 109/Ред.: диак. Т. Багумян//Там же. 4. С. 106-119 (на арм. яз.); О молитве/Ред.: диак. Т. Багумян//Там же. 10. С. 59-90 (на арм. яз.); Поучения об исповедании грехов/Ред.: иером. Захария (Багумян) //Там же. 2012. 3. С. 68-94 (на арм. яз.); На Пс 28. 3/Ред.: иером. Захария (Багумян)//Там же. 7. С. 64-91 (на арм. яз.); На Ин 1.1/Ред.: иером. Захария (Багумян)//Там же. 9. С. 78-107 (на арм. яз.); О грехах/Ред.: иером. Захария (Багумян)//Там же. 2013. 1. С. 55-65 (на арм. яз.); Наставительные слова/Ред.: архим. Захария (Багумян)//Там же. 5. С. 75-87 (на арм. яз.); Похвала Богородице/Ред.: архим. Захария (Багумян)//Там же. 9. С. 106-109 (на арм. яз.); На соч. «О восьми помыслах» св. Евагрия Понтийского/Ред.: архим. Захария (Багумян)//Там же. 12. С. 74-114 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/1840145.html

2–3 ст. представляют изложение тех оснований, по которым друзья псалмопевца советовали ему бежать в горы. Первое основание к бегству советники Давида видели в том, что нечестивые, т. е. негодные, испорченные люди, составили заговор с целью истребить незаметным, коварным образом (= во мрац) правых сердцем (ср. Пс.7:11 ), т. е. добрых, безукоризненно-честных и благомыслящих людей, следовательно, в том числе и самого псалмопевца, как главного представителя нетерпимого ими доброго направления. Злоумышленники уже вполне готовы к исполнению своего замысла и представляют собою как бы шайку злодеев, которые в темную, безлунную (ν σκοτομν) ночь, спрятавшись в своей засаде, подстерегают неосторожных путников с натянутыми луками и вложенными в тетиву стрелами, ежеминутно готовые поразить свою жертву. Другое побуждение к бегству указано в том, что теми же злоумышленниками разрушены самые основания государственного порядка и благоустройства, общественного и частного спокойствия и безопасности. – Основания, или столпы – представители твердой законной власти в государстве – цари и правителя (ср. Ис.19:10 с евр. и 13:15), и вообще господство начал законности и справедливости (ср. Пс.74:4; 81:5 ; почему бл. Иерон. переводил: законы, leges=Симм.: θεσμο). Царь Давид, как богоизбранный представитель законной власти, в своем, основанном на строгой законности и справедливости, правлении (ср. Пс.100:2–8 ), служил столпом и утверждением благоустройства, спокойствия и безопасности Израиля ( Пс.77:70–72 ). Но заговор Авессалома, подорвав в народе уважение и доверие к Давиду и поставленным им правителям ( 2Цар.15:3–6; 16:7–8 ) и возбудив к восстанию против него многих, на место начала законности поставил господство насилия и тем поколебал основы общественного порядка и благоустройства и лишил государство спокойствия и безопасности. При таком преобладании разрушительных начал беззакония и насилия, праведнику, т. е. мирному, честному гражданину, негде искать уже охраны своего спокойствия и благосостояния, и самому царю, представителю и охранителю законности и правды, и в этом смысле праведнику по преимуществу, ничего не остается, как позаботиться о своей личной безопасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

72 Псалом 141-й ( Пс.141 ) написан потому же случаю, как 140-й ( Пс.140 ), и потому слова: «выведи из темницы душу мою» содержат самое существенное моление. Преследуемый и спасающийся в разных мрачных пещерах и между гор, лишенный мирной свободы, Давид был как бы в темнице. Особенно ему было неприятно настоящее состояние – потому, что его душа не имела покоя. Наше душевное беспокойство, происходящее от нашей преданности грехам, может стеснять нашу волю так, как она не может быть стеснена даже в тюрьме, а потому должно особенно усердно молиться об освобождении нас от грехов, а потом и благодарить Его – освобождающего нас от грехов по нашей просьбе. 73 Спасение Давида, а с ним и сохранение веры было дорого не для одного Давида, но вместе и для многих праведников, которые ждали его избавления, как торжества правды и добродетели, или вообще торжества истины над неправдою, представителей Бога на земле над грешниками, недостойными милостей Божиих. Кроткий, ничем не оскорбляющий Саула и невинно преследуемый, Давид был прообразом будущего Великого Страдальца Иисуса Христа, поэтому-то праведники особенно желали видеть справедливый суд над Давидом, чтобы через него утешиться за будущего Страдальца. 74 Псалом 129 ( Пс.129 ) написан был также по поводу несчастий Давида, в которых он чувствовал себя как бы находящимся в глубине водной. «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубоком болоте и не на чем стать; вошел в глубину вод и быстрое течение увлекает меня», говорил Давид в другом псалме ( Пс.68:2–3 ). Находясь в самом беспомощном состоянии, он взывал однако к Богу, потому что нет глубины бездны, хотя бы и греховной, откуда бы Господь не услышал взывающего к Нему и не спас бы его. Бог всегда готов помочь нам. 75 Прося Господа услышать его молитву, Давид выражается человекообразно, представляя, что Бог слышит, как бы ушами. 76 Вероятно псалмопевец чувствовал какой-нибудь грех за собой, который мог препятствовать скорому услышанию его молитвы, но он как бы отстраняет это препятствие от мыслей Божиих, а больше, конечно, от своего ума, который поэтому делается еще более убежденным в помощи Божией, и поэтому заявляет, что Господь может очистить и грехи наши, препятствующие нам получать Божии милости, а без этого, т.е. если бы Господь не относился к нам со снисхождением, пред Его правосудием оказались бы виновными не только грешники, но и праведники, потому что нет безгрешного праведника ( Рим.3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010