Стоит только прислушаться к её голосу. А этот голос внутри человека есть только тень вечных законов Божиих, вложенных в основу мира. Вот почему Ф. Достоевский (1821–1881) утверждал, что убийца начинает получать наказание в момент совершения преступления, а родоначальник немецкой классической философии И. Кант (1724–1804) как-то сказал, что его поражают две вещи в мире: «звёздное небо надо мною и закон нравственности во мне». Первопричину угрызения совести следует искать в грехе, в своём или чужом, в нарушении законов жизни, разъединяющих нас с Богом, ибо «... грех есть беззаконие» ( 1Ин.3:4 ). Обозначение греха как «беззакония» очень правильно, ибо когда человек забывает Законодателя, тогда пренебрегает и Его законами. Бог же судит грех и беспощадно уничтожает его как беззаконную, враждебную Ему силу. «Потому что Бог наш есть огонь поядающий» ( Евр.12:29 ), т.е. истребляющий грех . Для каждого человека существует какая-то определённая, присущая лишь ему одному мера греха, как написано: «...чрез это всегда наполняют меру грехов своих» ( 1Фес.2:16 ). Подобно тому как капля за каплей наполняется ведро, так и человек становится полон зла, хотя бы он собирал его понемногу. И лишь тогда, когда мера греха наполнилась, Бог совершает суд, в результате которого люди соединённые с грехом скорбят, страдают и умирают. «Когда праведник отступил от праведности своей и начал делать беззаконие, то он умрёт за то. И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив» ( Иез.33:18–19 ). «Мера греха» или «мера беззакония» – как бы заработанная плата, расчёт за прожитую жизнь. Добрый и справедливый Бог оценивает людей по их делам. Добрые дела вознаграждаются, а злые – наказываются. И каждый человек, к какому бы народу он ни принадлежал, несёт ответственность за все свои поступки. От меры греха человека зависит продолжительность его жизни: «... кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих» ( Пс.54:24 ). И наоборот, для слушающего голос Божий и исполняющего Его волю сказано: «...

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Пс.54:5. Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя.   Вот, сердце мое превратило всю внутренность мою. Но и боязнь смерти «нападе на мя». Это говорит или о спасительной смерти, при виде которой пророк, движимый человеческим помышлением, исполнился боязни, — или о смерти душ, которые погибнуть за такие дерзостные дела. Пс.54:6. Страх и трепет    напали на пророка, который видел, что Возлюбленный Божий терпит это от нечестивых. Покры [п]же его тьма,    потому что совершаемое с Спасителем подлинно достойно тьмы.    Потом, как бы оставленный среди совершающих это, и не находя себе никакого убежища и места, куда бы уклониться от зол, желает воспарить в высоту и, соделавшись птицею, лететь по воздуху. Пс.54:9. Чаях Бога спасающаго мя от малодушия и от бури.    Бурею называет скорбь, причиненную ему страданием. Пс.54:10. Яко видех беззаконие и пререкание во граде.    Представляет и причину, по которой совершал молитву. Пс.54:13. Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо.    Это справедливо можно отнести к лицу предателя. Пс.54:14. Ты же, человече равнодушне, владыко Мой и знаемый Мой,    то есть: ты, которого Я поставил владыкою, и именно — Иуда. Пс.54:15. Иже купно наслаждался еси со мною брашен.    Или иначе сказать: ты, неоднократно удостоенный одной со Мною трапезы. В дому Божии ходихом единомышлением.   Говорит это, потому что неоднократно входил с ним во храм. Пс.54:16. Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи.    Поелику не восхотели принять Тебя — жизнь, то постигнет их такая смерть. Сказано же: «да снидут во ад живи». Ибо, зная, что Он наследник, говорили: «приидите, убием Его» (Мф. 21:38). Пророк же ведение признавал за жизнь. Пс.54:17. Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя. Аз к Богу воззвах.   О чем же воззвал он, как не о том, чтобы избавил душу его от ищущих погубить ее? Потому и был услышан. Пс.54:18. Вечер и заутра и полудне повем,    то есть, не перестану возвещать, что Ты услышал и избавил душу мою. Пс.54:19. Яко во мнозе бяху со мною,    потому что против меня многие собрались, намереваясь похитить у меня душу мою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Пс.54:14.   Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой, Пс.54:15.   Иже купно наслаждался еси со мною брашен: в дому Божии ходихом единомышлением. Эти слова сказываются от лица Владыки Христа предателю Иуде (Афанасий, Феодорит, Кирилл). Пс.54:16.   Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищах их, посреде их. Этим Давид предсказывает справедливость наказания сопротивным (Феодорит). Пс.54:17.   Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя. Давид, произнося эти слова, не ищет человеческой славы, но возбуждает других к подражанию ему, чтобы и они взывали и были выслушиваемыми (Неизвестный толковник). Пс.54:18.   Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой. Эти слова указывают нам три основные времена молитв, которые мы называем: вечернею, утреннею и полуденною. Эти времена молитв употребляемы были на молитву святыми в образец нам (Василий В.). Пс.54:19.   Избавит миром душу мою от приближающихся мне: яко во мнозе бяху со мною. Пс.54:20.   Услышит Бог, и смирит я Сый прежде век: несть бо им изменения, яко не убояшася Бога. Пс.54:21.   Простре руку свою на воздаяние: оскверниша завет Его. Несть в беззаконнующих «изменения» , т.е. исправления. Почему? — «Яко не убояшася Бога» . Поэтому и «простре руку свою на воздаяние» нечестивым зла и скорбей. Потому что «оскверниша завет Его» , т.е. попрали Его святые заповеди (Максим Грек). Пс.54:22.   Разделишася от гнева лица Его, и приближишася сердца их: умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы. Паче коровьего масла уста их, но враждебно сердце каждого из них, ибо поработившись «гневом» одно говорили, а другое замышляли. И хотя иудеи рассеяны по всей вселенной, но они согласны и соприкосновенны во зле: это-то и означает: «приближишася сердца их» (Феодорит, Евсевий). Пс.54:23.   Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику. Что значит возложить на «Господа печаль» свою? — Устранить ум от всего мирского и заботиться об угождении только Ему. При всех искушениях своих осуждай сам себя, как виновного во всем и не укоряй никого из оскорбляющих тебя; потому что и ты согрешал подобно, и ты имеешь разные страсти. Если Бог праведно подвигнет на тебя людей воздать тебе за обиды и порицания, какие держал ты в мысли и изрекал на них во все время своей жизни, то целый мир должен быть занят тобою. Итак, претерпи находящие на тебя воздаяния с благодарностью Богу и с пользою для себя (Кирилл, Исаак).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс.54:17. Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя.    Давид, произнося эти слова, не ищет человеческой славы, но возбуждает других к подражанию ему, чтобы и они взывали и были выслушиваемыми (Неизвестный толковник). Пс.54:18. Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой.    Эти слова указывают нам три основные времена молитв, которые мы называем: вечернею, утреннею и полуденною. Эти времена молитв употребляемы были на молитву святыми в образец нам (Василий В.). Пс.54:19. Избавит миром душу мою от приближающихся мне: яко во мнозе бяху со мною. Пс.54:20. Услышит Бог, и смирит я Сый прежде век: несть бо им изменения, яко не убояшася Бога. Пс.54:21. Простре руку свою на воздаяние: оскверниша завет Его.    Несть в беззаконнующих «изменения», т.е. исправления. Почему? — «Яко не убояшася Бога». Поэтому и «простре руку свою на воздаяние» нечестивым зла и скорбей. Потому что «оскверниша завет Его», т.е. попрали Его святые заповеди (Максим Грек). Пс.54:22. Разделишася от гнева лица Его, и приближишася сердца их: умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы.    Паче коровьего масла уста их, но враждебно сердце каждого из них, ибо поработившись «гневом» одно говорили, а другое замышляли. И хотя иудеи рассеяны по всей вселенной, но они согласны и соприкосновенны во зле: это-то и означает: «приближишася сердца их» (Феодорит, Евсевий). Пс.54:23. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику.    Что значит возложить на «Господа печаль» свою? — Устранить ум от всего мирского и заботиться об угождении только Ему. При всех искушениях своих осуждай сам себя, как виновного во всем и не укоряй никого из оскорбляющих тебя; потому что и ты согрешал подобно, и ты имеешь разные страсти. Если Бог праведно подвигнет на тебя людей воздать тебе за обиды и порицания, какие держал ты в мысли и изрекал на них во все время своей жизни, то целый мир должен быть занят тобою. Итак, претерпи находящие на тебя воздаяния с благодарностью Богу и с пользою для себя (Кирилл, Исаак).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Тоже пророки – Давид и Исаия предсказали, что Христа Спасителя будут презирать ( Пс.21:6; 68:7,9,20 ; Ис.49:7,53:3 ), что Он будет отвергнут братьями ( Пс.68:8 ; Ис.53:3 ), князьями и начальниками языческими и иудейскими ( Пс.2:1–2,117:22 ), будет для иудеев предметом ненависти, камнем претыкания и соблазна ( Пс.68:4,108:5 ; Пс.8:14 ). И эти пророчества исполнились на Иисусе Христе ( Мф.13:54–57 ; Мк.6:3,9:12,23:11 ; Ин.6:42,9:29 ; Рим.15:3 ; Мк.3:21 ; Ин.1:11,7:5 ; Мф.27:18 ; Мк.15:10 ; Ин.15:18–25 ; Мф.2:3–18 ; Лк.23:12 ; Деян.4:25–27 ; Мф.21:42–45 ; Ин.7:48,9:29 ; Деян.4:11 ; IKop.2:8 ; Мк.12:10–12 ; Лк.20:17–19 ; 1Пет.2:7–8 ; Рим.9:32–33 ). Пророки Давид, Исаия, Даниил, Моисей и Захария предсказали, что Христос Спаситель будет предан врагам одним из Его учеников ( Пс.40:9 ), оставлен своими учениками ( Зах.13:7 ), будет продан за тридцать сребреников ( Зах.11:12 ), что за эти деньги потом будет куплено поле горшечника ( Зах.11:13 ), что Он будет страдать и мучиться за грехи всего народа ( Ис.53:4,6–11,63:1–5 ), что Ему нанесут удары-побои по ланитам, будут плевать в лицо и оскорблять ( Ис.50:6 ; Мих.5:1 ; Пс.21:7–8 ; Ис.68:19–20 ; Пс.88:51 ). что Он будет обвиняем ложными свидетелями ( Пс.26:12,34:11 ), что Его руки и ноги будут прободены ( Пс.21:16 ; Зах.13:6 ), что Ему дадут пить уксус с желчью ( Пс.68:21 ), что Он будет как бы оставлен Богом ( Пс.21:1 ), поставлен в число злодеев ( Ис.53:12 ), с молчанием, будет терпеть это от своих гонителей ( Ис.53:7 ) и будет даже ходатайствовать за своих убийц ( Ис.53:12 ; Пс.108:4 ), которые осудят Его на смерть ( Ис.53:12 ; Дан.9:26 ). Из книг нового завета мы видим, что все эти пророчества сбылись на Христе Спасителе: предательство – Мф.26:23–25 ; оставление учениками – Мф.26:31,56 ; Мк.14:27,50 ; Ин.16:32 ; сребреники – Мф.26:14–16,27:9 ; Мк.14:10–11 ; Лк.22:4–6 ; поле горшечника – Мф.27:6–10 ; мучение за грехи народа – Мф.20:28,26:67 ; Мк.10:45,14:33–36 ; Лк.22:42,44 ; Ин.12:27 ; Деян.3:18 ; 1Пет.2:21,3:18 ; удары, плевание в лице и оскорбления – Мф.26:39–62,27:39–49 ; Мк.14:65,15:19,29–39 ; Лк.22:63–64 ; Ин.18:22,19:3 ; обвинение лжесвидетелями – Мк.26:59–62 ; Мк.14:55–60 ; Лк.23:10 ; прободение рук и ног – Мф.27:35 ; Мк.15:24 ; Лк.23:33 ; Ин.19:18,20:25–27 ; желчь и уксус – Мф.27:34.48 ; Лк.23:35–37 ; Ин.19:28–30 ; кажущееся оставление Богом – Мф.27:46 ; Мк.15:34 ; поставление в число злодеев – Мф.27:38 ; Мк.15:27–28 ; Лк.22:37,23:33 ; молчание перед гонителями – Мф.26:62,27:12–14 ; Мк.14:60–61,15:3–5 ; Лк.23:9 ; Деян.8:32–35 ; ходатайство за убийц – Лк.23:34 , осудивших на смерть – Мф.27:50 ; Мк.15:44 ; Лк.23:46 ; Ин.19:33 ; Деян.10:39,13:27–29 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пс.53:6. Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей. Пс.53:7. Отвратит злая врагом моим: истиною Твоею потреби их.     «Зло», замышляемое врагами, Господь обращает на самих обижающих, как Сам Он сказал: «да сотворите ему, якоже и он умысли сотворити» (Втор. 19:19) (Григорий Нисский). Пс.53:8. Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо.    Непрестанно возносимая к Богу молитва больше той, которая совершается через известные промежутки, и самоохотное дело важнее служб, которые исправляют понуждаемые уставом, ибо только «доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7). Об этом Пророк с восхищением и воспел нечто преславное, говоря: «волею пожру Тебе». «Исповемся» (буду благодарить) Тебя, «Господи, яко благо» (добро). Кто благодарит благодетеля, тот на будущее время сделает его еще щедрее (Кассиан, Исихий). Пс.53:9. Яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое.    Совершенное безпопечение о земном и всегдашнее поучение в божественном Писании приводит душу в страх Божий; страх же Божий производит трезвение. И тогда душа начинает видеть, как демоны воюют против нее посредством помыслов и отражает их: о чем и говорит Давид: «и на враги моя воззре око мое» (Максим). 1 В конец, в песнех разума Асафу, 54    Давид написал и этот псалом во время бегства от Саула и обитания своего в пустыне. Своими страданиями Пророк изображает страдания, которые должен претерпеть Христос. Надписание повелевает «разумно» внимать сказанному, потому что содержит в себе прикровенный пророческий смысл. Псалом также изображает и человека, испытываемого искушениями, и повелевает воспевать с «разумением» Того, Кто может освободить от постигших испытаний (Феодорит, Исихий). Пс.54:2. Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего: Пс.54:3. Вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся. Пс.54:4. От гласа вражия, и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие, и во гневе враждоваху ми.    С молящимся Христом будем молиться и мы; будем подражать Ему в претерпеваемых Им скорбях, как рабы Своему Владыке (Исихий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пс.58:8             Вот, изрыгают [злобу] устами своими,                         мечи в губах их, ибо [думают]: кто слышит? «Изрыгают» – передают от переполнения; глагол применяется именно к речевой деятельности, когда ее источник «изливает» слово через край, например: «день дню отрыгает глагол» ( Пс.19 /18:3). «Кто слышит?» – Господь говорит фарисейской верхушке народа: «ты это [все] делал, и Я молчал» ( Пс.50 /49:21). За века, когда Бог «молчал» (века молчания), созрело настроение (убеждение, уверенность), что так и будет, что все под контролем, ибо «кто слышит?» – «забыл Бог, скрыл лицо Свое, не увидит никогда» ( Пс.10:11 /9:32). Пс.58:9             И Ты, Господи, посмеешься им                         и поругаешься всем народам. «Посмеешься им… поругаешься народам» – тема Псалма 2: «почто бушуют народы и людие тщатся о пустом?» ( Пс.2:1 ); это произошло, когда объединились «на Помазанника Господа» язычники (те больше «шумят») и иудеи (эти больше «тщатся»). О союзе в истории иудеев и язычников (или бывших христианских народов) сказано: «Ты, Господи, посмеешься им и поругаешься всем народам». То же в Псалме 2: «обитающий в небесах посмеется, Адонай поругается им» ( Пс.2:4 ). Пс.58:10             Сила – его; я – Тебя сохраню,                         ибо Бог – прибежище 337 мое. «Сила его» – о силе врага (переход от множественного числа к единственному; ср. Пс.55 /54:22). «Сохраню» шамар – сохраняется нечто крайнее ценное: человек должен был «хранить рай» ( Быт.2:15 ), райские Херувимы – «хранить путь древа жизни» ( Быт. 3:24 ). При том, что у врага – «сила»,        человек на проклятой (после грехопадения) земле говорит Богу: «я – Тебя сохраню». В этих словах – вся суть аскетики. Пс.58:11             Бог мой, милость Его предварит меня,                         Бог даст увидеть мне соглядатаев моих. «Предварит» – придет спереди, предвосхитит; глагол того же корня, что кедем «восток». «Благодать Божья и предваряет наше желание, но она и последует за нашей волею: «и утром молитва моя предварит Тебя» ( Пс.88 /87:14)» (ПсСвОт).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Псалом 54 Если принять во внимание яркость подробностей в изображении автором своего состояния при открывшихся настроениях в Иерусалиме и постигнувших бедствиях, которые угрожали писателю, и то, что все эти гонения направлялись против личности писателя псалма, то таким автором нужно считать Давида; против него велись гонения и никто лучше его не мог знать его душевного состояния в данном положении, да и все волнения в Иерусалиме, о которых говорит псалом, совпадают с известными и описанными в исторических книгах событиями из жизни Давида. Написан псалом во время гонения Давида от Авессалома, когда уже изменил ему Ахитофел ( Пс.54:14–15 ) и когда он приготовился бежать из Иерусалима ( Пс.54:7–9 ). Господи! Услышь мою молитву и помоги мне, притесняемому от нечестивого (2–4). Я потерял мужество и готов бежать в пустыню (5–9). Расстрой союз и сплоченность врагов, завладевших городом и вносящих в него злодеяние и коварство (10–12). Моим врагом сделался друг мой (13–15). Накажи их, Господи. Я буду взывать к Тебе постоянно (16–18). Господь спасет меня и погубит моих врагов за их постоянство в коварстве и злодеяниях (19–22). Праведника Господь спасет, а врагов его низложит (23–24). Пс.54:4 .  от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня. Стих знакомит с причиной «печали... и смятения» ( Пс.54:3 ) Давида, т. е. удрученного состояния его духа. Это – неприязненное отношение к нему его противников и те нестроения в общественной жизни, которые уже ярко обнаружились во время господственного положения его врагов в Иерусалиме. Враги Давида не только говорили против него ( «голос врага»), но переходили и к неприязненным против него действиям ( «в гневе враждуют» – обнаруживают неприязнь действиями). Так, напр., они «возводят на Давида беззаконие», т. е. обвинения в нарушении им закона. О таких нарушениях говорили те клеветы, которые распространял в народе Авессалом об отце, как дурном, несправедливом и нерадивом его правителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Извествый гебраист Делагарде (de Lagarde) в своем сочинении: «Orientalia» (Zweites Heft; 1880) приводит еще другие теории, касательно данного предмета. Указывают на имя финикийского божества «», которое, по Плавту, произносилось – «alon»; оно, без сомнения, находится в однокоренной связи с еврейским êl «». Словом «» êl обозначалось название планеты «Сатурн»; в силу отдаленности, последняя отожествилась с божеством, которому было приписано обладание небом и землей. Но такой взгляд не соответствует миросозерцанию евреев. Были даже попытки сблизить имя Божие «» êl с однозвучными греческими речениями: «Ιλος», «Ηλος», «Ηλιος»; но и такое производство не может быть принято, вследствие нетвердой обоснованности родства корней семитических и арийских. При решении рассматриваемого вопроса не обойдем молчанием объяснение Фридриха Делича 19 . Он, разбирая значение еврейской частицы «» êl (она выражает направление к цели) и ссылаясь при этом на мнение Делагарде, говорит, что корень здесь общий с речением «» êl: Бог , к Которому все обращается и направляется, в этом смысле есть «Цель всякого человеческого желания, стремления» («Gott als der, welchem man zastrebt, das Ziel aller Menschensehnsucht»). Для уяснения родственной связи двух названных слов, Деличем приводится из ассирийского языка глагол «»=«направляться», «быть к кому- либо близким», – эквивалент еврейскому «» sachár. – Высказанное мнение о происхождении имени Божия «» el не безынтересно; оно, до известной степени, оправдывает воззрение первого человека, верующего в высочайшее Существо. К Нему человек устремлял свои очи; направлял свои помыслы и упования; поднимал руки к своему Создателю; ощущал Его присутствие близ себя. Во все времена религиозно настроенные, истинно верующие, люди взывают: «Очи всех на Тя уповают» ( Пс.144:15 ); " Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю». ( Пс.120:1–2 ); «Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя» ( Пс.54:17 ); «Гласом моим ко Господу воззвал, гласом моим ко Господу помолился» ( Пс.141: 2 ); «Простираю к Тебе руки мои» ( Пс.142:6 ); «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою: воздеяние руку моею...» ( Пс.140: 2 ); " Близ ecu Ты, Господи» ( Пс.118:151 ); «Близ Господь всем призывающим Его» ( Пс.144:18 ); «Бог приближаяйся Аз есмь, глаголет Господь, а не Бог издалеча» ( Иер.23:23 ); «Господь недалече от единого коегождо нас суща» ( Деян.17:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Velika...

Со слова с рдзмо, приходитъ члвк дши, за­кона к и вскаго зла. Просто Вскаго влга на вывае от слова с рдзмо. Сег ради да прилжи ко свтом а паче же да прочитае свтю книг с размо, и не спшн: дабы рдзмти глема. Понеже вс книги сты бываю во цркви читаны со премною, а свта книга атырь, во цркв себ не иметъ. На день, во весь годъ читаема бываетъ, во вскю црквню слжб не мнн; тог ради, иже велми полезна, и потревна сть. Л. 6-й об. Въ нашей алтири мног разиыхъ зыквъ, на и не возмож­но рдзмти, но токм вдаютъ, иже мнги зык исксни и сть. И то ради вины, ин в сей кннг аломной, истолкованы алмы, на нашъ простой словенской зыкъ, с великн самой истинный в ни виденъ двдовъ размъ, вез вскаг удобнйшаго ради разма, на слав и честь стом имени и всмъ людемъ во бщю полз. Псалтирь Фирсова не распространялась в списках. Другого подобного списка нет в других библиотеках. С 13-го стиха 54 Псалма мною ещё приобретены подарком от тайного советника, г-на библиотекаря Императорской Публичной библиотеки Афанасия Феодоровича Бычкова, «Псалмы Давида», буквальный перевод кандидата С.-Петербургского Университета Мандельштама. Берлин. 1872, Третье издание. Г. Мандельштам хотя и озаглавил: буквальный перевод, но многие выражения, им переведённые, не означают буквального перевода. Так например, в Пс.72 -м, по Славянскому счету, в стихе 19: исчезли будто от потопа, в Русск. переведено: исчезают от внезапных ужасов, в Пс. раввина Пумпянского; исчезнут от ужасов, в Пс. преосв. Амвросия: погибоша от страха. Почему г.Мандельштам перевёл: от потопа? не известно. По Рейнекцию евр. бэгала значит: страх, ужас; и по Буксторфию тоже значение имеет. См. Лев. гл.26, ст.16. В 78 Пс. ст.19 Мандельштам перевёл: воинства, а равв. Пумп. перевёл: общины, в Русск. Пс. стада, в Пс. преосвящ. Амвросия: живота, евр. хайягъ, буквально значит: жизнь. В 76 Пс. ст.3 Мандельштам перевёл: сквозь руку мою ночью текли слезы беспрерывно, равв. Пумп. ночью простерта рука моя и не устает; в Русск. Пс. нощию рука моя простерта и не опускается, преосв. Амвросий: руце мои нощию простерта, и не изнемогосте. Почему так перевёл Мандельштам и с какой Еврейской Псалтири, неизвестно, а буквальности в его переводе, в приведённых местах, нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010