Архив Пн Слово архимандрита Диодора (Исаева) при наречении во епископа Мелекесского и Чердаклинского 29 марта 2013 г. 19:15 29 марта 2013 года в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил  чин наречения архимандрита Диодора (Исаева) во епископа Мелекесского и Чердаклинского. При наречении архимандрит Диодор обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, преемники апостолов Христовых! Благоволением и неизреченной милостью Бога Всемогущего, избранием Святейшего Патриарха и Священного Синода мне суждено быть епископом Церкви Христовой в родном для меня Симбирском крае. Ясно осознаю, какое это высокое и ответственное призвание. Но утешительные слова Христовы «не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16), укрепляют мой дух. С горячей верой предаю себя воле Божией и с благодарным сердцем взываю к сонму архипастырей Российских, которые да будут мне верными помощниками и наставниками на пути предстоящего служения. Благоговение, страх и трепет (Пс. 54:6) объемлют ныне мое сердце, вместе с великим учителем и святителем Церкви Иоанном Златоустом говорю: «Я знаю свою душу, немощную и слабую; знаю важность этого служения и великую трудность этого дела… Не может естество человеческое его понести, не может грешный человек, каким я являюсь, вместить невместимое, исполнить неисполнимое…» (О священстве, Слово 3). Но вера в промысл Божий и упование на благодать Господню, врачующую немощь и восполняющую скудость сил человеческих, прививают жизненный опыт и помогают осознать и почувствовать, что сила Божия действительно «в немощи совершается» (2 Кор. 12:9). Важной составляющей предстоящего служения в Мелекесской епархии мне видится миссионерская и образовательная деятельность, работа с молодежью и укрепление приходских общин, активная работа в социальном служении, неустанное попечение о благе Святой Церкви. Сегодня перед Церковью стоит множество задач, которые невозможно решить без деятельного участия архиерея. Близость епископа к нуждам народа Божия — одно из главных условий для решения намеченных целей.

http://patriarchia.ru/db/text/2877654.ht...

Наставления старца игумена Назария I. О монашестве Христос Спаситель говорит: аще кто хощет по мне ити, той непременно должен отвергнуться себе, и взять крест свой, и по Мне ити ( Мф.16:24 ). Сие шествие должно быть не иное какое, как то, чтоб совершенно удалиться от мира. Исаия Пророк вопиет: Изыдите от среды его, и нечистотам не прикасайтеся ( Ис.52:11 ). И Иеремия о том же: бежите от среды Вавилоня ( Иер.51:6 ). И Давид вопиет: се удалихся бегая, и водворихся в пустыню, яко видех беззаконие и пререкание во граде день и нощь ( Пс.54:8:10 ). Познай, что Сын Божий сошел на землю не погубити душ человеческих, но на путь истинный наставити нас. Он, образом жития Своего, а не словом только, учил презирати мир. Господь не имел покоя в мире: и последующим по Нем повелел бегати его. Прелестна бо и обманчива жизнь мира, бесплоден его труд, опасно его веселие, скудно его богатство, призрачна его честь, непостоянна, ничтожна; и горе надеющимся на его мнимые блага: от сего многие без покаяния умирают. Блаженны и преблаженны удаляющие себя от мира и от похотей его. Тецы, тецы, возлюбленне, к мирному и преславному иноческому житию, вступи в ярем похвальный, который Сам Сын Божий наименовал Своим благим игом и легким бременем. Святии Апостолы возлюбили сие иго и предали верным; Богоносные и Богодухновенные Отцы, помощию благодати Божией и искусством, в оном жительстве успели, и советуют нам, как должны и мы в оном подвизаться. Раз смотри, возлюбленне, и познай, что монашеское житие основано на Божественной заповеди, по пророческому, Евангельскому и Апостольскому учению, о сем рече Господь: могий вместити да вместит ( Мф.19:12 ). Сюда зрит и слово Апостола Павла: хощу быти всем яко же аз ( 1Кор.7:7 ). Еще прежде Моисеева закона подвижническая жизнь просияла в Енохе и Мельхиседеке, под законом в Илие и Иоанне Крестителе, а во времена благодати – в целых соборах и полках монашествующих. Рассмотри прилежно, сколь многие благоугодно в иночествующем образе пожившие, к Богу преселилися и ныне со Ангелами пребывают. Если и ты, возлюбленне, желаешь безмолвного и благого иноческого жития: то благое себе избираеши.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Псалом 54 Если принять во внимание яркость подробностей в изображении автором своего состояния при открывшихся настроениях в Иерусалиме и постигнувших бедствиях, которые угрожали писателю, и то, что все эти гонения направлялись против личности писателя псалма, то таким автором нужно считать Давида; против него велись гонения и никто лучше его не мог знать его душевного состояния в данном положении, да и все волнения в Иерусалиме, о которых говорит псалом, совпадают с известными и описанными в исторических книгах событиями из жизни Давида. Написан псалом во время гонения Давида от Авессалома, когда уже изменил ему Ахитофел ( Пс.54:14–15 ) и когда он приготовился бежать из Иерусалима ( Пс.54:7–9 ). Господи! Услышь мою молитву и помоги мне, притесняемому от нечестивого (2–4). Я потерял мужество и готов бежать в пустыню (5–9). Расстрой союз и сплоченность врагов, завладевших городом и вносящих в него злодеяние и коварство (10–12). Моим врагом сделался друг мой (13–15). Накажи их, Господи. Я буду взывать к Тебе постоянно (16–18). Господь спасет меня и погубит моих врагов за их постоянство в коварстве и злодеяниях (19–22). Праведника Господь спасет, а врагов его низложит (23–24). Пс.54:4 .  от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня. Стих знакомит с причиной «печали... и смятения» ( Пс.54:3 ) Давида, т. е. удрученного состояния его духа. Это – неприязненное отношение к нему его противников и те нестроения в общественной жизни, которые уже ярко обнаружились во время господственного положения его врагов в Иерусалиме. Враги Давида не только говорили против него ( «голос врага»), но переходили и к неприязненным против него действиям ( «в гневе враждуют» – обнаруживают неприязнь действиями). Так, напр., они «возводят на Давида беззаконие», т. е. обвинения в нарушении им закона. О таких нарушениях говорили те клеветы, которые распространял в народе Авессалом об отце, как дурном, несправедливом и нерадивом его правителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова А.Ф. Лосев. Имяславие Имяславие – одно из древнейших и характерных мистических движений православного Востока, заключающееся в особом почитании имени Божьего, в истолковании имени Божьего как необходимого, догматического условия религиозного учения, а также культа и мистического сознания в православии. I. История вопроса а) Современное имяславие коренится не только в первых столетиях христианства, но обнаруживается как характерная черта и в ряде древних религий, в первую очередь в религии Ветхого Завета. Так, в Ветхом Завете имя Божие является Его силой и энергией и неотделимо от самого Бога. Имя это вечно (Исх. 3:15); третья заповедь закона запрещает употреблять имя Божие напрасно (Исх. 20:7); строго запрещено осквернение имени Божьего (Лев. 18:21; 20:3; 22:1–2; 24:16); оно славно и страшно (Втор. 28:58–61); мы находим далее роскошное и обстоятельное описание Соломонова храма, дома имени Божьего (2 Пар. 2:1:3, 1.3; 4, 11; 5, 1. 13–14; 7, 1–3; 6, 2. 5–6–10. 34. 38; 7, 11. 16.20); но особенно восхваляется имя Божие в Псалмах. Оно величественно по всей земле (Пс. 8:2.10), оно защищает в беде (Пс. 20:2), побеждает колесницы и коней (Пс. 19:8–10), именем Божьим достигается искупление (Пс. 54:3; 116:4); поклоняется ему вся земля (Пс. 66:4; 44:6; 118:10–20); оно благословенно во веки веков (Пс. 72:18–19; 113:2); служение Богу – это служение Его имени (Пс. 68:5; 92:2; 103:1; 106:47; 114:9; 118:26–27; 134:1; 148:21; 149:13), оно великое и страшное (Пс. 99:3; 11:9) и т. д. На эту тему особенно важно исследование: W. Heitmüller. In Namen Jesu. Eine sprach – und religionsgeschichtliche Untersuchung zun Neuen Testament, Göttingen, 1903. Хотя книги Нового Завета представлены на греческом языке, однако понимать их следовало бы с учетом и древнееврейской традиции. И тогда обнаруживается, что и Новый Завет тоже полон мистики имени. В первую очередь вера в имя Божие – это заповедь. «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа» (I Ин. 3:23; 5:13).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

К Павлину К Павлину Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе (Мф. 12, 35) и: дерево познается по плоду своему (Лк. 6, 44). Ты измеряешь меня своими добродетелями и, великий, превозносишь малых; занимаешь последнее место за столом, чтобы возвыситься во мнении хозяина. Ибо что или как мало имею я, чтобы удостоиться похвального слова от ученого голоса, чтобы я, ничтожный и незначительный, получил похвалу из тех уст, которые защищали благочестивейшего императора. Не уважай меня, любезнейший брат, по числу лет, не считай седину мудростью, но мудрость сединой, по свидетельству Соломона: седина человека мудрость его. Моисей получает повеление избрать семьдесят старейшин (см.: Числ. 11, 16); он сам знал, что они должны быть старцы, но они должны быть избраны не по возрасту, а по мудрости. И Даниил, будучи еще юношей, судит престарелых, и молодой человек осуждает бесстыдных стариков. Не измеряй, повторяю, веры летами и не предпочитай меня за то, что я прежде начал воинствовать в рати Христовой. Апостол Павел, сосуд избранный, обратившийся из гонителей, последний по времени, стал первым по доблестям; хотя после всех, но больше всех потрудился. Иуда, который некогда слышал: Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой, иже купно наслаждался еси со мною брашен, в дому Божии ходихом единомышлением (Пс. 54, 14–15), — обличается словом Спасителя, как предатель Друга и Учителя. И затягивает узел поносной смерти на высоком дереве.                              Энеида, 12 Напротив, разбойник меняет крест на рай и казнь за человекоубийство делает мученичеством. Сколько и теперь людей, которые долго исполняют свои обязанности, а между тем не более как крашеные гробы, наполненные костями мертвых? Непродолжительный жар лучше продолжительной теплоты. Наконец и ты, вняв слову Спасителя: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21), слова обращаешь в дела и, за обнаженным Христом следуя обнаженным, удобнее и легче восходишь на лествицу Иакова. Ты равнодушно снимаешь тунику и надеваешь почетное рубище; не с набитым кошельком, а чистосердечно и искренно хвалишься, что ты нищ и духом, и делами. Нет ничего великого с печальным и бледным лицом принимать на себя вид постящегося или выставлять напоказ свой пост и, получая большие доходы с имений, носить дешевое платье.

http://pravoslavie.ru/2726.html

54. Библейские тексты об Ангелах Ангелы а) сотворены Богом: Ездра сказал: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их» ( Неем. 9:6 ). – «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» ( Пс. 32:6 ). «Им создано все... престолы ли... начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» ( Кол. 1:16 ). б) составляют воинство небесное: явившийся к Иисусу Навину с мечом, на вопрос: кто он? отвечал: «я вождь воинства Господня» (1Нав. 5:14). – «[Михей] сказал... я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его» ( 3Цар. 22:19 ). – «По воле Своей (Всевышний) действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земли» ( Дан. 4:32 ). в) суть служебные духи Божии: «Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» ( Пс. 90:11 ), – «Благословите Господа, все воинства Его, служители Его» ( Пс. 102:21 ). – «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий» ( Пс. 103:4 ). – «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» ( Лк. 16:22 ). – «Не все ли они (Ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр. 1:14 ). г) повинуются воле Божией: «Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его» ( Пс. 102:20 ). д) исполняют намерение Божие: " послал Господь Ангела, и вывел нас из Египта» ( Чис. 20:16 ). – «Ангел сказал... Захарии: «я Гавриил... послан говорить с тобою и благовестить тебе» ( Лк. 1:19 ). е) исполняют суды Божии: «послал Господь язву на Израильтян... И простер Ангел [Божий] руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку свою» ( 2Цар. 24:15, 16 ). – «Послал Господь Ангела, и он истребил всех храбрых и главноначальствующих и начальствующих в войске царя Ассирийского» ( 2Пар. 32:21 ), – «Ангел Господень поразил Ирода за то, что он не воздал хвалы Богу " ( Деян. 12:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Архив Пн Слово архимандрита Антония (Азизова) при наречении во епископа Ахтубинского и Енотаевского 29 марта 2013 г. 19:09 29 марта 2013 года в Тронном зале соборного Храма Христа Спасителя в городе Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил  чин наречения архимандрита Антония (Азизова) во епископа Ахтубинского и Енотаевского. При наречении архимандрит Антоний обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, и милостивый отец! Богомудрые архипастыри! Благоволением Святаго Духа, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и определением Священного Синода Русской Православной Церкви призываюсь я, недостойный, на высшую степень священства. Всего восемь лет назад стоял я в храме Иоанно-Предтеченского монастыря города Астрахани и на вопрос отца наместника: «Чесо пришел еси, брате?» — отвечал: «Желаю жития постнического». И в этом ответе была моя надежда на обретение новой жизни в Господе нашем Иисусе Христе. И Господь дал мне новое имя и вместе с ним счастье новой благодатной жизни в монашеском братстве и возможность служения Церкви Христовой. Тогда, готовясь к пастырскому служению, я прочитал удивительные и глубокие «Шесть слов о священстве» святителя Иоанна Златоуста. И поразила меня одна простая мысль вселенского учителя Церкви о том, что нет более высокого служения на земле, чем священство. Эта мысль питала мое произволение, укрепляя в несении возложенных послушаний. Все годы моего пребывания в священном сане я благодарил Господа за удивительную возможность лицезреть полноту Святой Божественной Литургии, предстоять престолу Божию и возносить молитву от лица людей об их нуждах, печалях и радостях и, самое главное, о спасении их душ. И вот теперь призывает меня Господь, чтобы в третий раз вопрошать о любви к Себе. Когда впервые Высокопреосвященнейший владыка Иона рассказал мне о своем намерении просить о возведении меня в сан епископа, «страх и трепет прииде на мя» (Пс. 54:6). Осознание своего ничтожества и меры ответственности повергли меня в печаль, но постепенно в моем сердце возрастало иное чувство — горячее желание быть орудием промысла Божиего, стремление всецело отдать себя Церкви Христовой и людям, желание исполнить апостольское слово: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).

http://patriarchia.ru/db/text/2877746.ht...

Архив Пн Слово архимандрита Вениамина (Рудого) при наречении во епископа Талгарского 27 апреля 2023 г. 16:32 27 апреля 2023 года в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Вениамина (Рудого) , клирика Чимкентской епархии , во епископа Талгарского, викария Астанайской епархии . При наречении архимандрит Вениамин обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные архипастыри! При размышлениях о возлагаемом на меня большом бремени ответственности за народ Божий, мои сердце и разум наполняются священным трепетом — по слову псалмопевца Давида: «Страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня» (Пс. 54:6). Осознавая тяготу епископского креста, с сердцем сокрушенным и смиренным (Пс. 50:19) взываю о помощи к Пастыреначальнику Христу, Его Пречистой Матери и угодникам Божиим, прошу и Вас, Ваше Святейшество, милостивый Первосвятитель и Отец, и вас, всечестные архипастыри, вознести усердные молитвы об укреплении меня в предстоящем делании и даровании мне духа премудрости и разума, духа совета и крепости, духа ведения и благочестия (Ис. 11:2). Утешаю себя надеждой на премудрый и благой Промысл Божий, которым вел Он меня с юных лет жизни. Мне довелось родиться и получить светское образование в атеистической стране, в эпоху административных преследований Церкви Христовой. Обрести веру, не утонуть в море безбожия мне помогли традиции благочестия, которые в нашей семье были заложены тремя поколениями священнослужителей и сохранялись, несмотря на гонения. Господь определил мне нести церковные послушания, принять священный сан и монашеский постриг на родной и дорогой моему сердцу благословенной земле Казахстанской, омытой кровью новомучеников, очищенной страданиями исповедников, согретой молитвами праведников. Находясь в преддверии высокого епископского служения, хотелось бы поблагодарить всех, кто воспитывал меня и укреплял, кто словами и жизненными примерами утверждал меня в Православии и любви к Богу, кто молитвами сохранял от всяких искушений и обстояний — моим родителям и благочестивым сродникам, духовным наставникам и собратьям-священнослужителям.

http://patriarchia.ru/db/text/6022593.ht...

Архив Пн Слово архимандрита Каллистрата (Романенко) при наречении во епископа Горноалтайского и Чемальского 29 октября 2013 г. 19:15 29 октября 2013 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Синодальной резиденции в Даниловом монастыре , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Каллистрата (Романенко)  во епископа Горноалтайского и Чемальского. При наречении архимандрит Каллистрат обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Волею Божиею, избранием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви определено мне быть епископом новообразованной Горноалтайской епархии. Сознаю свое недостоинство перед лицом такого высокого избрания. «Страх и трепет» (Пс. 54:5) приходит в мою душу, и «буря внутрь помышлений сумнительных» (кондак 4-й Акафиста Божией Матери) нападает на меня. Какие задачи мне предстоит решать, исполняя это послушание? С какими проблемами мне грешному предстоит столкнуться? Какие новые искушения ждут меня на этом нелегком пути? Я родился и вырос в городе Москве. В школьные годы пономарил в храме, пел и читал на клиросе. Сразу по окончании средней школы поступил в Московскую духовную семинарию . На третьем году обучения в семинарии был принят в братию Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Жизнь в стенах лавры, руководство духовника — архимандрита Кирилла (Павлова), личный пример братии и, прежде всего, владыки наместника — Преосвященного Феогноста, архиепископа Сергиево-Посадского , дали мне пример служения Богу. Много хороших и душеполезных книг написано о том, как надо подвизаться и что есть жизнь во Христе. Но есть большая разница между знанием, полученным из книг, и опытом, приобретенным воочию через общение со старшими братиями, воплотившими в повседневной жизни написанное в мудрых книгах. Одно из правил духовной жизни, усвоенных мною в этой святой обители, гласит: «Не дает Господь креста не по силам!» Если ты сам взялся за какое-то дело, то дело это может оказаться выше твоих сил. Но если тебе дали послушание, если задачу перед тобой поставили те, кто поставлен над тобой от Бога, то каким бы сложным ни казалось тебе вначале порученное, в результате увидишь, что пусть и не простое это дело, но все же посильное. Потому что Сам Господь укрепит твои «плесне и глезне» (Деян. 3:7) и даст силы к исполнению возложенного на тебя послушания.

http://patriarchia.ru/db/text/3330871.ht...

Отец Марк (Думитру; 1910–1999) был мучеником за веру. Он всю свою жизнь принес в жертву Христу. Лучшие годы, с 19 до 54 лет, он с небольшими перерывами провел в тюрьмах, в нечеловеческих условиях, как политзаключенный, вернее, как исповедник. И то, что он остался после всего этого жив, – великое чудо Божие. У отца Марка не было возможности получить образования. Бедный крестьянский мальчик из многодетной семьи, он смог выучиться только на портного, но посмотрите, какое великолепное толкование на псалом 50 он составил! Не каждый богослов способен уловить в этом тексте, известном каждому, столько смыслов и столько глубины. Толкование это стало известно знаменитому румынскому духовнику архимандриту Клеопе (Илие), бок о бок подвизавшемуся с тихим и безмолвным монахом Марком в монастыре Сихастрия. Старец Клеопа немедленно записал это замечательное толкование, благодаря чему оно и не пропало втуне. Ознакомимся же с ним и мы, чтобы самим увидеть великое чудо – как Бог отверзает умы избранников Своих, любящих Его, и будем внимать словам тех молитв, которые возносим Богу. Предисловие архимандрита Клеопы (Илие) Почти за каждым церковным богослужением мы слышим псалмы 50-й и 142-й, но немногие постигают их духовный смысл. На Божественной литургии перед малым входом – выходом со святым Евангелием – поются также блаженства, которые напоминают нам о знаменитой Нагорной проповеди Иисуса Христа, Спасителя нашего, и показывают, как мы, грешные, можем стать счастливыми (блаженными) уже в этой земной жизни. В ходе нескольких бесед с одним верующим, пребывающим сейчас в возрасте «трудов и болезней» (Пс. 89: 10) и прошедшим за свою жизнь через многие и тяжкие испытания, которые он верой и благодатию Божией препобедил, я обнаружил у него глубокое духовное разумение Священного Писания и святых отцов. Это побудило меня попросить его поделиться с нами своим духовным опытом и разъяснить те смыслы, которые складываются у него в уме, когда он слышит или читает эти псалмы и блаженства. Бог попустил Давиду совершить эти великие грехи, чтобы он всему миру оставил уникальную покаянную молитву

http://pravoslavie.ru/147530.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010