3) Называется Церковь невестой Христовой. Так апостол ее называет: Обручил вас (к верным говорит) единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11:2 см. еще: Ис. 62:5; Ос 2:19-20; Еф. 5:32; Откр. 19:7; Пс. 44:11-12). «Обручители» ее – пророки и апостолы. Об этом святой Иоанн Златоуст на слово Павлово: Обручил вас, и прочее, – так говорит: «В мире сем девы пребывают прежде брака, а после брака уже не девы. Здесь же иначе: но если и не девы прежде брака сего, но после брака девы бывают. Так вся Церковь есть дева. Ибо говорит, обращаясь ко всем – и к мужам, имеющим жен, и к женам, имеющим мужей. Но видим, как обручил нас, какое приданое, какие дары нося: ни серебро, ни золото, но царствие небесное». И немного позже: «Образом этого было дело, совершившееся при Аврааме. Ибо он послал раба верного обручить отроковицу языческую (см. Быт. гл. 24). И здесь послал Бог рабов Своих обручить Сыну Своему Церковь – и пророков, свыше вещающих сие: Слушай, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей (Пс. 44:11-12); смотри, и апостол, со многим дерзновением вещает и говорит эти слова: Обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (Беседа 23). 4) Называется Церковь Матерью верных. Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, – утешает ее Сам Бог через пророка (Ис. 54:1). Она чад своих рождает не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек (1 Петр. 1:23). Воспитывает их и взращивает пищей Божия Слова и святых Таин (см. еще Гал. 4:26-27). 5) Называется Церковь двором овчим. Так Христос называет ее: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит в другом месте, тот вор и разбойник (Ин. 10:1 и следующее). В этом святом дворе верные, как овцы кроткие, незлобивые, мирные, любящие, простосердечные, водворяются и пасутся Господом, Пастырем своим, душу Свою за них положившим, как и пророк поет: Господь пасет меня и ничего меня не лишит, на месте злачном – там поселил меня, у тихой воды воспитал меня (Пс. 22:1-2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

«В начале Ты, [Господи,] землю основал и дела рук Твоих – небеса. Они погибнут,... Ты же пребываешь, и все..., как одежда, обветшают, и как одежду совьешь их, и изменятся» ( Пс.101:26–27 ). 4. Это выражение – «в начале» – может опровергнуть мнение тех, кто говорит, что земля есть начало всего, что все из нее произошло, так как раньше ее ничего не было. Между тем вот она оказывается не началом, но основания ее имеют какое-то мы­слимое начало. Господь и Иову говорил о Себе, как Основатели земли: «где был ты, когда Я полагал основания земли?» ( Иов.38:4 ). Хотя осно­вал землю Господь, чрез которого произошло все, но и об Отце говорится: «Господь премудростью основал землю» ( Прит.3:19 ). А сказанное о Боге: «повесил землю ни на чем» ( Иов.26:7 ) показывает, что она занимает место в самой средине всего. «и все..., как одежда, обветшают, и как одежду совьешь их, и изменятся». Все видимое состарится и подобно одежде придет в ветхость. Ты же изменишь и обновишь все и из тленного сделаешь нетленным. Это и божественный апостол сказал: «что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Римл.8:21 ). " А Ты – тот же, и лета Твои не оскудеют» ( Пс.101:28 ). Итак, тварь Ты изменяешь как хочешь. Владыка, а Сам Ты имеешь природу неизменную и высшую перемен. В посла­нии к Евреям ( Евр.1:10–12 ), божественный апостол указал на это как на свойство Сына. Но, конечно, чрез Сына мы усматриваем и Отца, так как что Он делает, то делает точно также и Сын, и в том и другом познается одна и та же природа. Мы знаем еди­ное действование Троицы. «Сыны рабов Твоих вселятся, и потомство их во век исправится» ( Пс.101:29 ). Вместо «исправится», Симмах поставил – «пребудет». Это означает, что, освободившись от рабства, они по­селятся в Иерусалиме и их семя пребудет во век. «Сыны рабов Твоих» – нужно понимать не исключительно в плотском смысле, но и в смысле воспитания и усвоения истинного порядка жизни, по­тому что в этом именно смысле называются некоторые сынами про­роков, т.е. как будто произошли от пророков по своей пророческой способности. Семенем (потомством) же их оказались те, которые получили от них пользу. Об этом же семени божественный апостол гово­рит: «до времени пришествия семени, к которому относится обетование» ( Гал.3:19 ), и: «Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» ( Гал.3:16 ). Это семя во век пребудет. Соединенное с Словом Божиим оно, имеет нескончаемое бытие и дарует жизнь верующим, по слову Самого Господа: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» ( Ин.6:54 ), в Самом Христе Господе нашем, Ко­торому слава во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

15:30), ибо сердцу веселящуся, лице цветет (Притч. 15:13). Итак, говорит Он, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло (Мф. 6:22). Слава же благая утучняет кости (Притч. 15:30), как и душа Павла, которая говорит:радуюсь и сорадуюсь всем вам (Флп. 2:17). И: сердце веселящееся благоиметися творит (Притч. 17:22). И Апостол: Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Флп. 4:4). Есть же и в Евангелии: надобно было радоваться и веселиться, говорит Отец, что сын Мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15:32). Ему же слава во веки. Аминь.    «Ибо когда станем нетленными и бессмертными и исполненными видимого Его Богоявления, будучи осияваемы во всесвятых созерцаниях светлейшими блистаниями, как ученики во время того Божественнейшего Преображения, причаствуя мысленному Его светодаянию [Col. 1805] в бесстрастном и невещественном уме и превышающему ум соединению в неведомых и блаженных озарениях осиявающих лучей, в божественнейшем подражании небесным умам, тогда станем равны Ангелам, как говорит Божественное слово, и сынами Божими, будучи сынами воскресения (Лк. 20:36)». Посему прекрасно Екклезиаст учит, сказав:Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест. И продолжает: Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему… Ибо вси дние его во тме и плачи и в ярости мнозе, и в недузе и во гневе… и труд его на ветер… Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел (Еккл. 5:11-16). И часто [с богатством] бывает, что не даст ему Бог власти от него ясти, яко чужд муж ясти имать от него… понеже нищ позна ходити противу живота (Еккл. 6:2, 8). И другой: не заботься о завтрашнем дне, потому что не знаешь, что родит этот [день]; Да не хвалится завтрашним днем, потому что не знаешь, что тебя встретит (ср. Притч. 27:1), ибо жизнь наша пройдет, как след облака… как прохождение тени время наше, и нет возврата от смерти для человека (Прем. 2:4-5). Давид же: Возверзи на Господа печаль твою и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику (Пс. 54:23), ибо не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы… Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся (Пс. 36:19, 25); Ловитву Его благословляй благословлю, нищия Его насыщу хлебы (Пс. 131:15). И Петр: Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1 Пет. 5:7). Подобным образом и Павел: Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом (Флп. 4:5-6). И еще: Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2 Кор. 9:8-9). И Господь: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться… потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Небесного… и это все приложится вам (Мф. 6:25, 32-33). Ему же слава во веки. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

2) Жертва хваления и благодарения, когда мы от сердца благодарим Его за оказанные и оказываемые Им неисчислимые благодеяния. Он нас создал, и разумной душей и образом Своим почтил, да славим Его. Он нас, падших, восставил, заблудших взыскал и погибших искупил «не тленным серебром или золотом, но драгоценною Кровью Христа» ( 1Петр 1:18–19 ), да усердно и от любви благодарим Его. Он, как чадолюбивый Отец, милостиво промышляет о нас, питает, поит, одевает, сохраняет нас от козней вражьих, Духом Своим Святым нас просвещает и оживляет, движет нас к желанию и исканию небесных Его благ, поощряет к истинному покаянию, и кающимся отпускает грехи, верующим отверзает двери царствия небесного, и прочие блага даром нам подает, да " приносим Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» ( Евр.13:15 ). Такой жертвы требует от нас Бог: «Принеси Богу жертву хвалы». Такая жертва Ему благоугодна, как говорит пророк: «Восхвалю имя Бога моего песнью, возвеличу Его славословием; и это будет угодно Богу более, нежели юный телец с подрастающими рогами и копытами» ( Пс.68:31–32 ). Эту жертву должно христианам приносить вечером, утром и в полдень, по примеру Псаломника: «Вечером, и утром, и в полдень поведаю и возвещу " ( Пс.54:18 ), – прежде же всего во всякое время благословить Господа, как тот же пророк Божий о себе говорит: «Благословлю Господа на всякое время, всегда хвала Его во устах моих» ( Пс.33:2 ). Итак, если кто хочет хвалить Бога в вечной жизни, тот да не прекращает Его здесь хвалить и славить. 3) Жертва милости и милосердия. Ибо как Сам Господь Щедр, Долготерпелив и Многомилостив, так и за приятное приношение Себе считает, когда мы братии нашей милость являем, страдающим сострадаем, бедствующим подаем руку помощи. «Ибо таковые жертвы благоугодны Богу» ( Евр.13:16 ). Потому Сам Господь говорит: «Милости хочу, а не жертвы» ( Ос.6:6 ). К этому Христос иудеев отсылает: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы» ( Мф.9:13 )? Такое жертвоприношение перед всем миром превознесет Христос, и приносившим любезно скажет: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня», и прочее ( Мф.25:35–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

3. 6). 43.  …кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, …или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе (1 Кор. 5. 11). 44.  …худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15. 33). 45.  Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего… дело преступное я ненавижу… клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю. Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне. Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими (Пс. 100. 2–7). 46.  Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! (Пс. 138. 17). 47. Алфавитный патерик. 48. Еккл. 4. 10. 49. Притч. 8. 19. 50. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания, статья 10. 51. 2 Кор. 4. 10. 52. Очевидно, что правила эти, в существенных началах своих, должны быть непременно соблюдаемы, как заключающие в себе постановления Апостолов и святых Отцов, как принадлежащие к нравственному преданию Церкви. Столько же очевидно, что в мелочных частностях, относящихся к наружному благочинию, должно применяться к требованию и положению каждого монастыря. 53. Четьи-Минеи, житие святого Василия Великого, 1 января. 54. Не Великий, но другой, позднейший инок Скита. 55. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 56. Притч. 15. 27. 57.  Так предохраняйте сынов Израилевых от нечистоты их (Лев. 15. 31). 58. Мф. 26. 23. 59. Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия и Иоанна. Ответы на вопросы 256 и 258. 60. Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия и Иоанна. Ответы на вопросы 256 и 258. 61. Святого Исаака Сирского Слово 9. 62. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. Статья о авве Агафоне. 63.  Положи, Господи, охрану устам моим (Пс. 140. 3). 64. Никифора Монашествующего Слово. Добротолюбие. Ч. 2. 65. «Тех, которые притворяются добродетельными и кожею овчею по наружному виду являют одно, а в сущности по внутреннему человеку суть другое, которые исполнены всякой неправды, исполнены зависти, ревности и злосмрадных страстей, почитают святыми и бесстрастными весьма многие, имеющие неочищенное душевное око и не могущие познать их от плодов их; пребывающих же во благоговении, добродетели и простоте сердца, истинно святых, пренебрегают как бы обыкновенных людей, оставляют их без внимания и презирают, вменяют за ничто.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   Ответ.    Здесь изображаются люди нечестивые, которые всякие неправды и гонения возводят на благочестивых.     «Нет во устах их истины: что ни говорят, всегда лгут». О таковых еще в другом псалме го­ворит: «Уста его полны проклятий, и горечи, и ле­сти: под языком его мучение и болезнь» (Пс 9:28).     «Сердце их суетно». О таковых говорит Хри­стос: «Злой человек из злого сокровища выносит злое» (Мф 12:35), «ибо из сердца» их «исходят злые помыслы» (Мф 15:19), они подобны «окрашен­ным гробам, которые снаружи кажутся краси­выми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф 23:27). На сердце их не иное что, как только суета, и о том только думают и замышляют в сердце своем, как бы здесь про­славиться и обогатиться.     «Как гроб открытый, гортань их». Как от гроба, в котором труп смердящий лежит, ис­ходит смрад, так и от них не иное что, как смрад нечестия, лести и хулы исходит.     «Языками своими льстят». О таковых в дру­гом месте говорит: «Слова их мягче масла, но ранят они, как стрелы» (Пс 54:22). Такие люди ласково говорят, но в сердце иное замышля­ют. Смягчают слова свои, но ими, как стрела­ми, хотят уязвить, и уязвляют. Снаружи ка­жутся друзьями, но внутри злые враги. Ибо злее скрытый враг, нежели явный. Так Иуда, предатель Господа нашего, устами говорил Ему: «Радуйся Равви! И поцеловал Его, -» но те­ми словами и поцелуем как знаком предавал Господа и Учителя своего в руки врагов Его (Мф 26:48—49). И таковых людей все более и более умножается, чем ближе конец мира на­ступает. От таких сердец, как служителей дья­вольских, много пострадает благочестивая душа.    Послушаем же далее, что против них во­пиет к Богу Псалмопевец святой, ревнуя по Боге, Которого они бесстрашно прогневляют. «Суди их, Боже, да отстанут от замыслов сво­их, за их великое нечестие низвергни их, ибо они прогневали Тебя, Господи» (Пс 5:11). То же гово­рит о них и апостол: «суд им давно готов, и по­гибель их не дремлет» (2 Петр 2:3). Не знают, где, и когда, и как суд Божий их постигнет, но в яму, которую другим копают, сами впадут.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Израиль «веселится пред Господом», взяв в руки «ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных» ( Лев. 23:40 ). И Моисей с божественным умилением говорит: о вожделенных дарах неба, о росе, о дарах бездны, лежащей внизу о вожделенных плодах от солнца и произведениях луны… о крепости первородного тельца и рогах буйвола, о силе и быстроте льва!.. ( Втор. 33 ). Вот почему Псалмопевец призывает к прославлению Бога: и ангелов, и солнце, и луну, и все звезды света, и небеса небес, и воды превыше небес, и рыб, и все бездны, и огонь, и град, и снег, и туман, и бурный ветер…и деревья плодоносные и все недра, и зверей, и всех животных, и пресмыкающихся, и птиц крылатых, и царей земных, и князей, и судей и всех людей!.. ( Пс. 148 ). И действительно, во «святом» Иерусалимском храме, где «восседал на херувимах Бог Израиля» ( Исх. 25:22 ; Пс. 17:11 ; Дан. 3:54 ), собрались «небо и земля со всем воинством своим» и там совокупно прославляли Творца ( Пс. 28:9 ). Там были в разных изображениях: и херувимы, и львы, и волы, и распускающиеся цветы, и пальмовые деревья, и гранатовые яблоки, и огурцы, и литое из меди море, и цветкообразные светильники, и для курений фимиам, и для возжжений елей, и миро для священного помазания и т.д ( Исх. 25–30 ). И что особенно замечательно, так это соединение в изображениях херувимов: человека, зверя и птицы: «и у каждого херувима – два лица; с одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме лицо львиное» ( Иез. 41:18–19 ), и по два распростертых вверх крыла ( Исх. 25:20 ; 3Цар. 6:24 )!.. И в этот храм для поклонения Богу Израиля и при том с надеждой быть услышанными и получить просимое имели право входить и все иноплеменники из земли далекой ( 3Цар. 8:41–43 ). Где же, спросим г. Мережковского и других «новопутейцев» и когда Израиль почитал только «чистого духа» только «все отвлеченно – духовное, бескровное и бесплотное?!.» Где и когда он смотрел на свое тело и на всю плоть мира, – от человека до скота и зверей, и птицы, и рыбы, и растений и светил небесных, – как на «порождение дьявола», как «на неискупимо – грешное, проклятое, бесовское?!.» Где и когда он признавал «весь мир», как отрицание Бога», и «Бога как отрицание всего мира?!.» Разве не Израиль признал себя «святым» и плоть человека достойнейшим образом Бога и ангелов Его?!.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

Исх.15:14 .  Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских; Исх.15:15 .  тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана. Впечатление, произведенное переходом через Чермное море на народы, владеющие землей Ханаанской и живущие невдалеке от нее. Песнь приписывает им те же самые чувства, которые вызвало чудо и в народе еврейском ( Исх. 14:31 ): однородные явления производят одинаковые действия. После египтян филистимляне были первым народом, которого боялись евреи ( Исх. 13:17 ); главный враг поражен, и по законам психологии мысль переходит от египтян к филистимлянам ( Исх.15:15 , Нав. 2:9, 11 ). Исх.15:16 .  Да нападет на них страх и ужас; от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Подобное состояние народов желательно для евреев и во все дальнейшее время странствования до земли Ханаанской. Устрашенные помогающей евреям мышцею Всевышнего, немые как камень, т.е. бессильные что-нибудь предпринять ( 1Цар. 25:37 ), они не в состоянии будут оказать им сильного сопротивления ( Втор. 2:25, 11:25 , Нав. 2:9–11 ). Исх.15:17 .  Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка! Но и при этом условии введение и поселение евреев в Ханаане зависит от Бога ( Втор. 31:1–6 ), в силу чего он и умоляется довести данное дело до конца. «Гора достояния Твоего» – гористая Ханаанская местность ( Пс. 67:16–17 , Ис. 5:1 ), составляющая собственность Господа ( Иер. 2:7 ) и, как жилище Его, являющаяся местом святым, святилищем ( Пс. 77:54 ). Исх.15:18 .  Господь будет царствовать во веки и в вечность. Здесь, в Ханаане, Господь будет царем Своего народа ( Пс. 104:11 ). Исх.15:19 .  Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря. Исх.15:20 .  И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– «Послал царь начальника податей…» – ρχν της φορολογας, – во 2Мак.5:24 – он назван по имени – Аполлоний . – «С большою толпою…» – ν οχλ βαρε, по 2Мак. в указ. месте – с 22 000 человек. – «Поразил его великим поражением…» – гебраизм, усиленное выражение – наподобие – «смертию умреши». 1Мак.1:30–32 . коварно говорил им слова мира, и они поверили ему; но он внезапно напал на город и поразил его великим поражением, и погубил множество народа Израильского; взял добычи из города и сожег его огнем, и разрушил домы его и стены его кругом; и увели в плен жен и детей, и овладели скотом. По 2Мак.5:25 и д. это нарочно было отнесено на субботу, когда иудеи соблюдали строгий покой. Ближайший повод к нападению неизвестен; вероятно, город не хотел принимать столь сильного сирийского войска. 1Мак.1:33 . Оградили город Давидов большою и крепкою стеною и крепкими башнями, и сделался он для них крепостью. «Оградили город Давидов…» – это не то же, что Иерусалим, а лишь укрепленная юго-западная часть его – на холме Сионе ( 2Цар.5:7 ; ср. 3Цар.8:1 ). Различение это делается в самой книге несколько раз, см. 1Мак.6:26, 10:11, 11:41, 12:35–37, 13:10 , ср. также – 1Мак.2:31, 14:36 и мн. др. – Что касается наименования «гора Сион», то здесь надо иметь в виду, что писатель книги часто применяет это наименование не к крепости Сионской, где был «город Давидов», а к «горе храма», тоже укрепленной, в противовес Сирийской крепости ( 1Мак.4:60, 6:62, 10:11 ; еще яснее – 1Мак.4:37 и д., 1Мак.5:54, 7:33 ). Основание к этому давалось в поэтическом и пророческом употреблении имени Сион, которым обозначалась и храмовая гора в качестве жилища Иеговы ( Пс.2:6 ; Пс.73:2 ; Ис.8:18 ) и весь Иерусалим, как город, в котором Иегова, Бог Израилев, владычествует ( Пс.47:2–3 ; Ис.16:1, 24:23 ; Иер.8:19 и др.). – К усвоению наименования Сион храмовой горе особенно побуждало занятие Сиона языческою крепостью, что мешало соединять с понятием Сиона мысль о жилище Иеговы. 1Мак.1:34 . И поместили там народ нечестивый, людей беззаконных, и они укрепились в ней; «Народ нечестивый…» – θνος " αμαρτωλν – иудейское обозначение язычников ( 1Мак.2:48,62 ; 1Мак.3:15 ; ср. Тов.13:6 ; Гал.2:15 ); напротив: святой, праведный народ δικαων или δκαιον θνος – обозначение иудеев ( Есф.1:7,9 прибавление). 1Мак.1:35 . запаслись оружием и продовольствием и, собрав добычи Иерусалимские, сложили там, и сделались большою сетью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени, оно означает, что Бог не зависит от условий времени, как формы изменчивого бытия. Такие понятия, как " прежде " , " после " , " теперь " и тому подобные к Богу неприложимы, поскольку все связанные с этими понятиями временные изменения для Бога не существуют. В Священном Писании можно найти много свидетельств о вечности Божества и его независимости от условий времени. Например, в Пс. 54, 20 Бог называется " от века Живущий " . Пс. 89, 3: " Прежде, нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную от века и до века Ты — Бог " . Плач. 5, 19: " Ты, Господи, пребываешь во веки " . 2.2.4. Неизмеримость и вездеприсутствие Этими двумя свойствами, очень близкими по смыслу, за Богом отрицается зависимость от пространства, как формы существования изменчивого бытия. Священное Писание много говорит о вездеприсутствии, вездесущии Бога. Пс. 138, 7-10: " Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведет меня " . В Иер. 23, 24 Бог устами пророка спрашивает: " Не наполняю ли Я небо и землю? — говорит Господь. — Небо — Престол Мой, а земля — подножие ног Моих " . В силу того, что Бог не зависит от пространства, следует, что Бог для Своего бытия не нуждается в месте. Именно этим обусловлено евангельское требование поклонения Богу " в духе и истине " (Ин. 4, 21), в противовес ветхозаветному культу, который был жестко локализован в пространстве. В Ветхом Завете считалось, что единственным местом, где может происходить непосредственное служение Богу, принесение жертв, является гора Мориа, на которой находился ветхозаветный храм. Когда мы говорим о вездеприсутствии Божием, то тем самым утверждаем, что Бог проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто. Св. Иоанн Дамаскин ( " Точное изложение Православной веры " , кн. 1, гл. XIII) говорит: " Все отстоит от Бога, но не местом, а природой " . Бог Сам не нуждается в месте и нельзя назвать конкретное место, в котором Бог пребывал бы.

http://sedmitza.ru/lib/text/431685/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010