54 Пс.54:1 . В конец, в песнех разума Давиду 5 . Пророк, прозрев духом, что сделают со Христом народ иудейский и самый Иуда, исполненный скорби и недоумения, которое в настоящем псалме называет «печалью», при виде таковой дерзости не перестает смущаться и недоумевать, и умоляет Бога, чтобы обратил к нему слух Свой, внял молитве его, а во-вторых уведал молитвенно воссылаемое прошение, и в-третьих воззрел на состояние воссылающего молитву, а таким образом, удостоил выслушать его. Почему и присовокупляет: Пс.54:3 . вонми ми, и услыши мя. Пс.54:2 . Внуши Боже молитву мою. Приносит различные прошения, умоляя принять их. Ибо говорит, не презри меня слезно молящегося, но «вонми ми» с благоволением и подай помощь. Пс.54:3 . Возскорбех печалию моею и смятохся. Ибо исполнился недоумения, видя беззаконные поступки со Спасителем, что и объясняет впоследствии говоря: Пс.54:4 . от гласа вражия и от стужения грешнича. Смысл же всей речи таков: обрати внимание на то, что «возскорбех», что «смятохся», что исполнен я печали, и уразумев сие, «услыши мя». Яко уклониша на мя беззакония. Ибо все совершенное против Спасителя относит к собственному своему лицу. Так поступили со мною по злопамятности, порожденной неразумным гневом. Вражда есть продолжительный гнев. По сей-то причине стал я боязлив и смущен, как будто мне угрожает уже смерть, пришли на меня такое беспокойство и такой страх, что, кажется, не вижу ни луча света, но пребываю во тьме. И рассуждал я, что лучше всего спасаться мне бегством, и молился, чтобы у меня были крылья, и чтобы, переселиться мне и в другом месте искать себе покоя. Пс.54:5 . Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя. Вот, сердце мое превратило всю внутренность мою. Но и боязнь смерти «нападе на мя». Это говорит или о спасительной смерти, при виде которой пророк, движимый человеческим помышлением, исполнился боязни, – или о смерти душ, которые погибнут за такие дерзостные дела. Пс.54:6 . Страх и трепет напали на пророка, который видел, что Возлюбленный Божий терпит это от нечестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

составитель К.В. Гриценко Смерть Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в своё время. Ек.7,17 Когда же тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. 1Кор.15,54 О, смерть! как горько воспоминание о тебе для человека, который спокойно живёт в своих владениях, для человека, который ничем не озабочен и во всем счастлив и еще в силах принимать пищу. Сир.41,1 Итак, для чего ты отвращаешься от того( ред.смерти), что благоугодно Всевышнему? десять ли, сто ли, или тысяча лет, -в аде нет исследования о времени жизни. Сир.41,6–7 О, смерть! отраден твой приговор для человека, нуждающегося и изнемогающего в силах,для престарелого и обремененного заботами обо всем, для не имеющего надежды и потерявшего терпение. Сир.41,3–4 Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня. Пс.48,16 Не бойся смертного приговора: вспомни о предках твоих и потомках. Это приговор от Господа над всякою плотью. Сир.41,5 ..во власти Господа Вседержителя врата смерти. Пс.67,21 Мысль об ожидаемом и день смерти производит в них( ред. Людях) размышления и страх сердца. Сир.40,2 Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его. Сир.11,26 Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрём. Сир.8,8 Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. Екк.7,1–2 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти. Откр.2,11 Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают её принадлежащие к уделу его. Прем.2–23,24 Когда умрёт человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена. Иов.14,14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Рим.5,14

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

Просит не верить лжи и молиться Господу для пребывания в духе любви …Не увлекайтесь ложными словами и не доверяйте подозрениям людей, которые без затруднения принимают все в худую сторону, будто бы я такие поступки почитаю безразличными. Да будет известно тебе, возлюбленнейший и досточестнейший для меня, что не знаю, испытывал ли я в душе своей когда-нибудь в другое время столько печали, сколько испытываю теперь, как скоро услышал о нарушении церковных уставов. Но молись только, чтобы дал нам Господь не делать ничего по раздражению, а иметь любовь, которая не гордится, не бесчинствует (1 Кор. 13, 4–5). Ибо посмотри, как не имеющие любви превознеслись выше всякой человеческой меры и бесчинствуют на свете, отваживаясь на поступки, каким протекшее время не представляет и примеров. 373 г . К Антиохийской Церкви Утешает в скорбях и побуждает к терпению Кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы к вам и успокоился бы (Пс. 54, 7) желанием, какое имею свидеться с вашею любовью. Но теперь не только нет у меня крыльев, а и самое тело, издавна утружденное долговременным недугом, совершенно сокрушено ныне непрерывными скорбями. Ибо у кого такая адамантовая душа, кто в такой степени совершенно несострадателен и жесток, что, слыша повсюду обращаемые к нам стенания, как будто какой-то лик сетующих оглашает нас общим и единогласным плачем, не пострадал бы в душе, не преклонился до земли и не истаял совершенно от таких безмерных попечений? Но Святой Бог силен избавить нас от затруднений и даровать некоторое отдохновение после долговременных трудов. Потому желаю, чтобы и вы имели то же утешение и, увеселяя себя надеждою утешения, с терпением переносили болезненное чувство настоящих скорбей. Ибо несем ли мы наказания за грехи, то казней сих достаточно уже к отвращению от нас гнева Божия; призываемся ли сими искушениями к подвигам благочестия, то праведный Законоположник не попустит нам быть искушаемыми сверх сил (1 Кор. 10, 13), но за предпринятые труды воздаст нам венец терпения и упования на Него. Посему да не изнеможем, вступив в подвиг благочестия, и заслуженного трудами да не погубим отчаянием. Ибо не один мужественный поступок и не кратковременный труд показывает твердость души, но Испытующий сердца наши хочет, чтобы по долговременном и усиленном испытании оказались мы достойными венцов правды. Только да сохранится мысль наша неослабною, да соблюдется непоколебимым утверждение веры во Христа, и скоро придет Помощник наш, придет и не замедлит. Ибо всё... заповедь на заповедь, правило на правило... тут немного и там немного (Ис. 28, 10). Так Дух Святой ободряет питомцев Своих обетованием будущего. Ибо надежда — после скорбей, но уповаемое не вдалеке. Если бы кто наименовал целую жизнь человеческую, то и это, конечно, весьма малое протяжение в сравнении с тем нескончаемым веком, который служит целью наших упований.

http://pravoslavie.ru/2061.html

54. Библейские тексты об Ангелах Ангелы а) сотворены Богом: Ездра сказал: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их» ( Неем. 9:6 ). – «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» ( Пс. 32:6 ). «Им создано все... престолы ли... начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» ( Кол. 1:16 ). б) составляют воинство небесное: явившийся к Иисусу Навину с мечом, на вопрос: кто он? отвечал: «я вождь воинства Господня» (1Нав. 5:14). – «[Михей] сказал... я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его» ( 3Цар. 22:19 ). – «По воле Своей (Всевышний) действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земли» ( Дан. 4:32 ). в) суть служебные духи Божии: «Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» ( Пс. 90:11 ), – «Благословите Господа, все воинства Его, служители Его» ( Пс. 102:21 ). – «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий» ( Пс. 103:4 ). – «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» ( Лк. 16:22 ). – «Не все ли они (Ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр. 1:14 ). г) повинуются воле Божией: «Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его» ( Пс. 102:20 ). д) исполняют намерение Божие: " послал Господь Ангела, и вывел нас из Египта» ( Чис. 20:16 ). – «Ангел сказал... Захарии: «я Гавриил... послан говорить с тобою и благовестить тебе» ( Лк. 1:19 ). е) исполняют суды Божии: «послал Господь язву на Израильтян... И простер Ангел [Божий] руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку свою» ( 2Цар. 24:15, 16 ). – «Послал Господь Ангела, и он истребил всех храбрых и главноначальствующих и начальствующих в войске царя Ассирийского» ( 2Пар. 32:21 ), – «Ангел Господень поразил Ирода за то, что он не воздал хвалы Богу " ( Деян. 12:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

21 января/3 февраля Церковь чтит память преподобного Максима Грека († 1556) – аскета, проповедника, переводчика, глубокого духовного писателя. И сегодня его слова и наставления звучат сквозь века, не теряя для нас своей актуальности и силы.    Самолюбие Страшный, весьма страшный недуг, о, душа, есть самолюбие, и этот злой нрав, утвердившись долгим временем в душах наших, требует больших трудов и подвигов, пока не будет изгнан из нас. О великодушии и совете Всех птиц превосходнейший есть орел – тем, что особенною силою своих крыльев подымается в недосягаемую высоту. Из всех же владеющих на земли наиболее уважаемый царь есть тот, который управляет своим царством при посредстве мудрых советников и великодушных воевод и с ними вооружается против супостатов. О лихоимстве Бегай зла богомерзкого ростовщичества, за которым следует страшное преступление заповеди Божией и правды Его; дерзостное же прекословие, и злодеяние, и лесть постоянно обходят городские стены, ради чего языки потопляемы бывают (Пс.54:10.), будучи свыше посекаемы божественным мечом. Бегай зла лихоимства, делающего антихристом, то есть противником евангельским заповедям, всякого, утешающегося им. Ибо Христос Господь, как написано, пришел разрешить души убогих, связанных неправедными лихвами (Пс.71:14; Лк. 4:18.); ростовщик же, беснуясь неистовством златолюбия, опять связывает их процентными оковами. Бегай ростовщического зла, претворяющего своего последователя в неверного и служителя богомерзких идолов (Еф. 5:5.). Если же лихоимство есть полное служение идолам, как слышим от божественного проповедника, то всеми силами избегай злобы лихоимания. Если желаешь безвозвратно вселиться в божественной горе вместе со святыми, угодившими Богу, и с ними вечно веселиться во свете, то бегай этой мерзости…. Питаясь кровью бедственно живущих и утешаясь пагубною лихвою, ты уподобляешься какому-то зверю-кровопийце, и из сухих костей стараешься высосать мозги, подобно псам и воронам. Тебе велено, о несмысленная, своими трудами питать убогих, а не пить кровь других посредством лихоимства, – служить иным, а не властвовать над другими. Зачем точишь нож на свое сердце? Христос Господь до конца возлюбил крайнюю нищету, так что не имел где приклонить священную Свою главу. Ты же, окаянная, не страшишься пагубными лихвами непрестанно томить бедных поселян. О, какое ужасное неистовство!

http://pravoslavie.ru/100747.html

Архив Пн Слово архимандрита Василия (Данилова) при наречении во епископа Котласского и Вельского 17 ноября 2012 г. 17:57 17 ноября 2012 года в крестовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Василия (Данилова) при наречении во епископа Котласского и Вельского. При наречении архимандрит Василий обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри! В сей час, когда благодать Божия через вас призывает меня к высшему в Церкви епископскому служению, которое есть продолжение служения Апостольского, что убо реку или что возглаголю? «Страх и трепет прииде на мя, и сердце мое смятеся во мне» (Пс. 54:5-6). Исповедую, прежде всего, безмерную благость Божию ко мне грешному, которая так явно и обильно изливалась на меня на всех путях жизни моей. Исповедую и всю немощность мою, всё недостоинство мое. В минуты просветления духовного ничего не вижу в себе, кроме грехов и немощей. Но знаю и помню слова Господа: «Сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12:9). А потому не смею отрекаться служения, к которому призываюсь. Всегда считал за лучшее: ничего не искать и ни от чего не отказываться, полагаясь во всем на волю Господню. Если многие святители Божии были при своем избрании в трепете, если такие сильные духом, как Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, ужасались высоты святительского служения и уклонялись от него, то я лишь осмеливаюсь дерзновенно воскликнуть словами апостола Петра: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный» (Лк. 5:8). Смущается душа моя в сию минуту. Трудность и высота предстоящего служения поражают мой ум. Но слышу, что глаголет Господь: «Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16). Понимаю, что епископство есть не власть и почесть, а дело труда и подвига. Как нести ответственность за себя, за паству, за пастырей? Трудно ходить достойно звания христианина, еще труднее ходить достойно звания епископа.

http://patriarchia.ru/db/text/2596940.ht...

Архив Пн Слово архимандрита Геннадия (Гоголева) при наречении в епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии 7 октября 2010 г. 22:05 Вечером 7 октября 2010 года, в канун дня памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (†1392), в Тронном зале  Свято-Троицкой Сергиевой лавры  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения   архимандрита Геннадия (Гоголева) , настоятеля Вознесенского кафедрального собора г. Алма-Аты, во епископа Каскеленского, викария  Астанайской епархии . При наречении архимандрит Геннадий обратился к Святейшему Патриарху Кириллу и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри! Благоволением человеколюбивого Бога, избранием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви надлежит мне, грешному, слабому телом и духом человеку, воспринять от ваших рук огненную благодать Пятидесятницы, призывающую меня к архиерейскому служению. «Сердце мое смятеся во мне, страх и трепет прииде на мя...» (Пс. 54:5-6) — именно эти слова Псалтири передают нынешнее мое состояние духа. В трепет приводят меня мысли о моем недостоинстве, о моих душевных немощах и физических болезнях. Со смущением и страхом предстою я ныне пред вами, милостивые архипастыри. Но едва подниму глаза и обращу взор на святыню предстоящего мне служения, как смущаюсь и переживаю еще более — ибо апостольская благодать, даруемая в сем таинстве, столь велика и значительна, что простое осознание этого факта способно привести в крайнее смущение самую бесстрашную душу. «Люди, живущие на земле и еще принадлежащие ей, поставлены распоряжаться небесным» , — свидетельствует святитель Иоанн Златоуст о высшем таинстве священства. Где найти подкрепление, вступая на поприще столь ответственного служения? Слово Божие и опыт Церкви дают ответ на этот вопрос. И ответ этот состоит в следующем: душевные и физические немощи наши, располагая нас ко смирению и пробуждая в нас непрестанное покаянное чувство, могут послужить нам во благо, чтобы совершая служение, не уповать на свои силы и таланты, но стремиться быть послушным орудием Бога и Его Святой Церкви. Осознавая эту простую и высокую истину, найду ли сегодня силы произнести вместе со святым апостолом Павлом столь утешительные и ободряющие слова: «Сладко да похвалюся в немощех моих, да вселится в мя сила Христова» (2 Кор. 12:9)?

http://patriarchia.ru/db/text/1293537.ht...

Архив Пн Слово архимандрита Иннокентия (Ерохина) при наречении во епископа Уссурийского, викария Владивостокской епархии 6 декабря 2010 г. 20:00 Вечером 6 декабря 2010 года, по окончании всенощного бдения в Свято-Екатерининском соборе г. Краснодара, Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Иннокентия (Ерохина)  во епископа Уссурийского, викария Владивостокской епархии . Во время чина наречения архимандрит Иннокентий произнес речь, обращенную к Предстоятелю Церкви и сослужащим ему епископам, в которой изложил основные вехи своей жизни и испросил Первосвятительских молитв о предстоящем ему высоком служении Церкви. Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богопросвещенные архипастыри! Промыслом Божиим, избранием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви ныне я, грешный, призываюсь к великому и ответственному делу служителя Христова и домостроителя таин Божиих  (1 Кор. 4, 1). Со страхом и осознанием своего крайнего недостоинства пришел я сюда, чтобы от ваших рук воспринять благодать апостольского преемства, огонь святой Пятидесятницы, который испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строит, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон  (1 Кор. 3,13-15). И потому в эти дни, часы и минуты сердце мое смятеся во мне… (Пс. 54, 5). Как велика святыня и благодать архиерейства и насколько несовершенно, слабо и болезненно состояние моей души! И когда все это пытаешься соотнести, едва ли захочешь поднять глаза, чтобы обратить взор на предстоящее служение. Разве есть во мне сила, способности, энергия, целеустремленность — одним словом, то, что сегодня так необходимо для епископа? Однако, вспоминая слова св. апостола Павла о том, что немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, а незначащее избрал, чтобы упразднить значащее (см. 1 Кор. 1, 27-28), смиренно принимаю призвание Святой Церкви и твердо верю, что Бог наш, сотворивший из ничего весь видимый и невидимый мир, силен подать все потребное — и способности, и силы, — тем, кто верно служит и работает Ему.

http://patriarchia.ru/db/text/1335303.ht...

Архив Пн Слово архимандрита Каллистрата (Романенко) при наречении во епископа Горноалтайского и Чемальского 29 октября 2013 г. 19:15 29 октября 2013 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Синодальной резиденции в Даниловом монастыре , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Каллистрата (Романенко)  во епископа Горноалтайского и Чемальского. При наречении архимандрит Каллистрат обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Волею Божиею, избранием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви определено мне быть епископом новообразованной Горноалтайской епархии. Сознаю свое недостоинство перед лицом такого высокого избрания. «Страх и трепет» (Пс. 54:5) приходит в мою душу, и «буря внутрь помышлений сумнительных» (кондак 4-й Акафиста Божией Матери) нападает на меня. Какие задачи мне предстоит решать, исполняя это послушание? С какими проблемами мне грешному предстоит столкнуться? Какие новые искушения ждут меня на этом нелегком пути? Я родился и вырос в городе Москве. В школьные годы пономарил в храме, пел и читал на клиросе. Сразу по окончании средней школы поступил в Московскую духовную семинарию . На третьем году обучения в семинарии был принят в братию Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Жизнь в стенах лавры, руководство духовника — архимандрита Кирилла (Павлова), личный пример братии и, прежде всего, владыки наместника — Преосвященного Феогноста, архиепископа Сергиево-Посадского , дали мне пример служения Богу. Много хороших и душеполезных книг написано о том, как надо подвизаться и что есть жизнь во Христе. Но есть большая разница между знанием, полученным из книг, и опытом, приобретенным воочию через общение со старшими братиями, воплотившими в повседневной жизни написанное в мудрых книгах. Одно из правил духовной жизни, усвоенных мною в этой святой обители, гласит: «Не дает Господь креста не по силам!» Если ты сам взялся за какое-то дело, то дело это может оказаться выше твоих сил. Но если тебе дали послушание, если задачу перед тобой поставили те, кто поставлен над тобой от Бога, то каким бы сложным ни казалось тебе вначале порученное, в результате увидишь, что пусть и не простое это дело, но все же посильное. Потому что Сам Господь укрепит твои «плесне и глезне» (Деян. 3:7) и даст силы к исполнению возложенного на тебя послушания.

http://patriarchia.ru/db/text/3330871.ht...

Поздравительное слово митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II в день его архиерейской хиротонии 4 вересня 2006 р. 18:54 Ваше Святейшество, Святейший Владыка и Отец! Москвичи избалованы постоянным общением с Вами и для них это что-то обычное, как в семье дети привыкают с утра до вечера быть с любящим отцом. Но и в каждой семье бывают особенные события, которые волнуют, которые необычны для повседневной жизни. Для нас тоже сегодня великий и волнующий день. Взоры многомиллионных чад Русской Православной Церкви ныне обращены к Вам и видимым знаком того — присутствие здесь собора архиереев нашей Церкви, которые принесли любовь Вашей многомиллионной паствы. Наверное, трудно представить человека, который бы в течение 45 лет жил ежечасно, как натянутая струна, а Вы, Ваше Святейшество, прошли эти годы в постоянном напряженном самоотверженном служении Богу и людям. И естественно задуматься, в чем таинственный секрет такого необычного для человека подвига. Мы находим ответ в Священном Писании, вспоминая слова псалмопевца «обновится, яко орля юность твоя» (Пс. 102:5), т.е. только получая силу от Бога, можно так повседневно служить Ему. Мы, Ваше Святейшество, преисполнены глубокой радости, что в Вашем лице видим человека веры. Наверное, для многих является трудным одно место в Евангелии, где Господь говорит, что верующему все возможно, он способен горы передвигать (Мф. 17:20). Вы своим архипастырским 45-летним служением показали исполнение этих слов Спасителя. Без Вашей веры невозможно было бы духовное возрождение России, без Вашей веры невозможно было бы за пять лет воздвигнуть этот храм, без Вашей веры невозможно было бы услышать, что в этом году уже во многих регионах России преподаются «Основы православной культуры». Спасибо Вам, Ваше Святейшество, за Ваше героическое священное служение Церкви и народу. Мы вспоминаем, как в течение этих лет Вам близки были страдания людей, и те страдания, о которых сейчас упомянул Президент России Владимир Владимирович, которые два года тому назад были подобны иродову убийству.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203549...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010