По тематике псалмы обычно относятся к одному из трех видов: хвала, прошение, благодарение. К хвалебным псалмам относятся . Среди них особыми группами выделяются «песни Сиона» ( Пс. 45, 47, 75:86 ), прославляющие Иерусалим как город Господа, «псалмы Царства Господня» (46, 92, 9597), воспевающие всемирное Царство Божие в стиле пророческих писаний, и «исторические псалмы», в которых описываются события Исхода и подробно перечисляются благодеяния Бога Своему народу ( Пс. 104106, 113, 134:135 ). Прошения коллективные или индивидуальные – псалмы страдания или плача. Они представляют собой непосредственное обращение к Богу с воплем о спасении, зовом на помощь, заверением в невиновности ( Пс. 7, 16:25 ) или исповеданием грехов ( Пс. 50 и другие покаянные псалмы). Почти все они завершаются выражением упования на Бога ( Пс. 3, 5, 41, 42, 5456, 62, 129 и др.), уверенности в том, что молитва услышана, и благодарением (например, Пс. 6, 21, 68:139 ). Лишь один псалом-плач завершается выражением безысходности ( Пс. 38 ). Своё бедственное положение псалмопевцы обычно описывают языком метафор, оставляя в стороне конкретные факты своей жизни. Тема благодарения, часто встречающаяся в конце псалмов, где она завершает собой прошения, в некоторых псалмах становится центральной ( ). Границы между этими тремя видами чётко не очерчены, темы часто переплетаются. Иногда встречаются псалмы дидактического характера ( Пс. 1, 36, 111:126 ), в других псалмах содержатся пророчества ( Пс. 2, 49, 74, 80, 84, 94:109 ) или образная символика (речь идёт, например, о чаше, огне, горниле и т.д.). Наконец, в Псалтири есть несколько «царских песней», относящихся к разным видам псалмов. В них содержатся молитвы ( Пс. 19, 60:71 ) и благодарение за царя ( Пс. 20 ), некоторые из них являются пророчеством ( Пс. 2 и 109), царской песнью восхождения по ступеням храма ( Пс. 131 ), песнью на бракосочетании царя ( Пс. 44 ). Возможно, некоторые из них были псалмами восшествия на престол. Царя в Израиле называли Господним помазанником ( mashia, отсюда Χριστς и Μεσσα в LXX и Новом Завете), это помазание делало его наместником Господа на земле. Царя называли также приёмным сыном Божиим, желали, чтобы царствование его длилось вечно, а могущество распространилось по всей земле. Псалмопевцы видели в царе спасителя своего народа, который призван установить в нём мир и справедливость. В Псалтири идея царского мессианства, впервые возвещенная пророком Нафаном ( 2Цар. 7 ), выражена в псалмах 88 и 131. «Царские» псалмы поддерживали в народе ожидание истинного Царя и Спасителя сынов Израиля – Мессии, потомка Давида. Царь Давид

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

227 Подобный же прототип изображения иконописного Богородицы с Младенцем к Пс. 44:1 , где самые слова «отрыгну сердце мое» сделались заглавием иконы. Церковно-исторических сюжетов находим сравнительно мало, что объясняется содержанием Псалмов: апостолы проповедующие на тронах различным народностям ( Пс. 18:4 ); история оклеветания женщиною Григория Богослова ( Пс. 26:12 ), внесенная сюда помимо толковников; Григорий изгоняет Ария ( Пс. 33:6–7 ); Григорий приводит к Христу Тиридата ( Пс. 34:1 ), Симон хиротонизует две фигуры, принимая от них золото, из их волос брызгает огонь, а сзади его – дьявол с черным мерилом ( Пс. 68:30 ); Траян с воинами на террасе дома, ниже – темницы с заключенными Петром и Павлом, еще ниже – ров, где львы терзают святителя ( Пс. 94:5 ). Наиболее интересные сюжеты относятся к истории иконоборства: к Пс. 25:5  миниатюрист изображает патриарха Никифора и преподобного, держащих иконы; далее преподобный обличает лжепатриарха и иконоборцев; иконоборческие епископы изображены с руками и одеждой в крови; под общим именем «преподобного» (σιος πατρ) разумеется, конечно, св. Феодор Студит . К Пс. 68:27  – известное изображение иконоборцев, ругающихся над иконами Христа, которую они сожигают в варе сосуда. Рядом Распятие – образ Христа-первообраза, вновь поругаемого в Его образе, как говорили современные писатели. Из множества символических иллюстраций возьмем наиболее любопытные, разделив их на сцены и отдельные изображения. Пс. 21:13 : Христос изображен сидящим на горе, которую обступили волы свирепые, одна фигура – человеческая, в хламиде знатного вельможи, но с рогами; это изображение иллюстрирует толкования Евсевия, Симмаха, Аквилы и др., образно представляя Христа на суде человеческом; волы – это судьи (и грешники изображены рогатыми в Углич. Псалтыри к Пс. 74 ), а гора – гора Васанская, Божья. Эта гора вместе и Сион, который представляется или в виде высокой башни, в окне которой виден Христос ( Пс. 64:2 ), или в виде скалистой горы, на которой дом с Богородицей и Младенцем ( Пс. 77:68–70 ), или же с иконой Знамения ( Пс. 67:16 ); под горой изображаются Давид, Иеремия, Иезекииль, Даниил или даже Самуил, помазующий Давида, или же сам Христос стоит перед зданием на Сионе, а в окне видна царица Сиона, и гора эта утверждена над адом с низверженным дьяволом ( Пс. 101:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Параллели из Ветхого Завета берут не произвольно подходящие к изречениям сюжеты, но указанные различными толкованиями отцов Церкви. Так, к Пс. 20:2  изображение Езекии, венчаемого ангелом, поднятого на щит, с лабарумом в руках и одетого в тунику с лороном, вошло в Псалтырь по толкованию Феодорита, указавшего на историю болезни и выздоровления Езекии после победы над Сеннахерибом; миниатюрист же изобразил вместо того торжественное венчание царя (в Угличской Псалтыри Христос венчает Соломона), которое и было принято впоследствии для изображения подобных случаев. Пс. 104 представляет жертвоприношение Исаака; к Пс. 49 – жертва Авраамова и др.; к Пс. 104 же – история Иосифа; к Пс. 20:10  – изображение в лондонской рукописи Содома горящего, Лота и жены его и пр.; Пс. 41:7  – вознесение Илии. Наиболее же обширные иллюстрации имеет исторический Псалом 76, изображающий Исход; также Пс. 77 с изображением чудес, язв египетских; к Пс. 126:1  – столпотворение вавилонское; Пс. 136:1  – на реках вавилонских и пр.; наконец, к песням Исхода, гимнам Исаии, Ионы, Захарии – собственные иллюстрации. Все остальные библейские сюжеты обработаны в манере символической или дают лирического характера сцену, каковы, напр., изображения Авраама с душами праведных на лоне. Несравненно более значения, как символические параллели к изречениям Псалтыри и как непосредственное воплощение ее пророческих гаданий, имеют события новозаветные, включая сюда и события из истории древней Церкви. Главное лицо этих событий Иисус Христос есть, так сказать, обычное выражение религиозного мышления, любимая фраза иллюстратора; его изображение сопровождает сцены поучительного характера, как ясное для каждого указание всевышней воли и милости. Слова начальные «блажен муж» выражены Христом, благословляющим «блаженного» в красной одежде, и так как по толкованию Василия Великого лишь Бог истинно блажен, то рядом изображена Слава Господня с трояким хвалением «Свят, Свят, Свят». Образ Христа на небесах или икона его в медальоне, являющаяся иногда на небесах или на Кресте, помещается над Моисеем боговидцем ( Пс. 89 ) или над молящимся, кающимся и спящим Давидом ( Пс. 3, 6, 7, 9, 15, 37 ) как осуществление надежд, столь ясно выраженных псалмами; к этому же образу обращается праведный ( Пс. 13:2 ) и им повергается нечестивый ( Пс. 100:1 ); Христос, возседяй на херувимах, внизу которых лики льва и вола извергают пламя, служит выражением славы и торжества ( Пс. 9:37, 17:11 ); перед ним падают ниц народы – три волхва ( Пс. 21:30 ) и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Тотчас же вслед за этой литургией, как и при Эферии, совершалась другая в храме Воскресения с Евангелием Ин. 20:1–18 . Но затем на рассвете воскресения лекционарии указывают неизвестную IV в. службу в Константиновой базилике и для нее назначают: Деян. 1:1–14 , аллил. Пс. 147:1 : Похвали Иерусалиме Господа; Мк. 16:2–8 . В 9-м ч. дня, как и при Эферии, положена служба на Елеоне (поется один псалом), откуда отправляется процессия с пением псалмов в храм Воскресения, а отсюда вечером на Сион, где читается Ин. 20:19–25 с прокимном Пс. 149:1 : Воспойте Господеви песнь нову. В понедельник Светлой седмицы литургия совершается в Константиновой базилике и чтения на ней Пс. 64:1 (см. выше), Деян. 2:22–41 , аллил. Пс. 147:1 (выше), Лук. 14 (вероятно, как и теперь у армян, 24) Лк. 14:1–12 , во вторник – в мартириуме св. Стефана (в IV в. тоже в Константиновой базилике): Пс. 5:13 : Яко Ты благословиши праведника Господи: Деян. 2:42–3:21 , Пс. 20:1 : Господи, силою Твоею возвеселится: Лк. 24:18–35 , в среду на Сионе (IV в. – на Елеоне): Пс. 147:1 (выше), Деян. 3:22–4:12 , Иак. 1:1–12 , Пс. 64:1 (выше), Лк. 24:36–40 , в четверг – на Елеоне (IV в. – в храме Воскресения): Пс. 98:5 : Возносите Господа Бога нашего: Деян. 4:13–31 , Иак. 1:13–27 , Пс. 14 : Господи, кто обитает: Мф. 5:1–12 (по ассоциации с горой?), в пятницу – пред Голгофой (IV в. на Сионе): Пс. 97:3 : Видеша вси концы: Деян. 4:32–5:11 , Иак. 2:1–13 , Пс. 92 : Господь воцарися: Ин. 21:1–14 , в субботу – в храме Воскресения (IV в. – пред Голгофой): Пс. 66:1 : Боже ущедри ны: Деян. 5:12–33 , Иак. 2:14–26 , Пс. 80:2 : Радуйтеся Богу помощнику нашему: Ин. 21:15–25 . Как видим, Евангелия пасхальной седмицы почти все взяты из повествований о воскресении. Двойные чтения из Апостола (со среды) вполне согласны с древней практикой: обычай брать одновременно чтения из Деяний и посланий и доселе соблюдается почти во всех инославянных восточных церквах. В Фомину неделю на литургии в Константиновой базилике лекционарии назначают: Пс. 64 (выше), Деян. 5:34–6:7 , Иак. 3:1–33, 147:1 , (выше), Ин. 1:1–11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

45 Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля. В этом стихе говорится о величии Божиего могущества. 45 Господь сил с нами. Этот рефрен, повторяющийся в ст. 12, является выражением упования на Бога. 45 Остановитесь и познайте. Т.е. «оставьте дела ваши и тогда познаете величие дел Божиих». Глава 46 Пс. 46 Этот псалом, наряду с Пс. 92, 95–98 , обыкновенно относят к разряду царских псалмов. В центре его образ Господа, Который восседая на Своем небесном престоле, царствует над всем мирозданием. Для христиан Пс. 46 может служить молитвой, прославляющей вознесение и воцарение Иисуса Христа. Следует отметить, что Христос в Евангелии называется и Царем, и Воином ( Лк. 23,38 ; Ин.1,49 ). 46 все народы. Поскольку Господь царствует над всем мирозданием, а не только над Израилем, воздать Ему хвалу псалмопевец призывает не одних евреев, а все народы, живущие на земле. 46:3 См. статью «Бог царствует: полновластное владычество Божие». 46 покорил нам народы. Господь, Божественный Воитель, одержал великое множество побед над врагами избранного Им народа, из которых первая истребление фараонова войска, преследовавшего покинувших Египет евреев (Исх., гл. 14). 46 избрал нам наследие наше. Имеется в виду завоевание и последующее заселение евреями земли обетованной. Во Втор. 7,7–11 разъясняется, что только по милости Божией, а не по каким-то иным причинам, земли Палестины стали принадлежать израильтянам. 46 Восшел Бог при восклицаниях. Несомненно, что в этом стихе представлена картина восшествия Господа на Его небесный престол. Однако неверно было бы полагать, что эпизод Его воцарения действительно когда-то имел место, ибо Господь царствует «от века» ( Пс. 92,2 ). Просто, одержав с помощью Божией военную победу, народ Израиля воздает Ему хвалу. 46 князья народов собрались к народу Бога Авраамова. Бог обещал Аврааму благословить через него все народы земли ( Быт. 12,1–3 ). Этот замысел Он окончательно исполнил через Своего Сына Иисуса Христа. Глава 47 Пс. 47 Это гимн земной обители Господа Сиону (ср. с Пс. 75; 83; 86 и 121). В результате грехопадения (Быт., гл. 3) люди утратили возможность прямого общения с Богом, Чья святость несовместима со грехом. Патриархи могли лишь воссылать Ему хвалу жертвоприношениями на воздвигаемых ими алтарях. После исхода из Египта, Господь «поселился» среди искупленного Им народа в скинии собрания, а затем в храме. С пришествием Христовым символика иерусалимского храма была замещена реальностью Его воплощения ( Ин. 1,14 ). Духом Его Церковь , как и каждый отдельный христианин, обратилась в храм Божий ( Еф. 2,19–22 ; 1Кор. 6,19 ). Содеянное Христом не оставило места таким материальным святыням, как гора Сион.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Для прокимнов восьми гласов на чтении Евангелия на воскресной Утрени использованы стихи следующих псалмов. Первый глас – “1. Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем; 2. Словеса Господня, словеса чиста ( Пс.11:6–7 )”. Второй глас – “1. Востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси, и сонм людей обыдет Тя ( Пс.7:7–8 ); 2. Господи Боже мой, на Тя уловах, спаси мя ( Пс.7.2 )”. Третий глас – “1. Рцыте во языцех, яко Господь воцарися, ибо исправи вселенную, яже не подвижится ( Пс.95:10 ); 2. Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля ( Пс.95:1 )”. Четвертый глас – “1. Воскресни, Господи, помози нам, и избави нас, Имене Твоего ради ( Пс.78:9 ); 2. Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам ( Пс.43:2 )”. Пятый глас – “1. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, яко Ты царствуеши во зеки (самое близкое зто 1Цар.24:21 ); 2. Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя ( Пс.9:2 )”. Шестой глас – “1. Господи, воздвигни силу Твою и прииди во еже спасти нас ( Пс.79:3 ); 2. Пасый Израиля, вонми, наставляяй яко овча Иосифа ( Пс.79:2 )”. Седьмой глас – “1. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесётся рука Твоя, не забуди убогих Твоих от конца ( Пс.9:33 ); 2. Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя ( Пс.9:2 )”. Восьмой глас – “1. Воцарится Господь во век, Бог Твой, Сионе, в род и род ( Пс.145:10 ); 2. Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем ( Пс.145:1: 2 )”. Итак, для прокимнов используются псалмы – 9, 11, 43, 79, 95, 145 и, кроме того, для прокимна “Всякое дыхание...” – стихи псалмов 148–150. Следовательно, прокимны, при всей их краткости, как бы обнимают всю Псалтирь, – мы как бы всю ее мысленно прочитываем прежде, чем приступим к слушанию Евангелия. Третий вид употребления псалмов на Утрени – это новозаветное преображение их содержания. Самый характерный пример представляет 18-я кафизма, псалмы которой претворены в песни в честь Святого Духа – степенны (антифоны недели утра Осмогласника).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Псалом избранный Суди, Господи, обидчиков моих, сразись с воюющими со мной. Пс 34:1 Возьмись за оружие и щит и восстань на помощь мне! Пс 34:2 Отметил нас свет лица Твоего, Господи! Пс 4:7б Как оружием благоволения Ты оградил нас. Пс 5:13б Дал Ты боящимся Тебя знамение, чтобы убежать от лица лука. Пс 59:6 Чтобы познали на земле путь Твой, во всех племенах – спасение Твоё. Пс 66:3 Увидели все концы земли спасение Бога нашего. Пс 97:3в Поклонимся месту, где стояли ноги Его. Пс 131:7б Тогда возликуют все деревья дубравные. Пс 95:12б Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли. Пс 73:12 Возносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свято оно. Пс 98:5 Благослови нас, Боже, Боже наш. Да благословит нас Бог. Пс 66:7б – 8а Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё. Пс 27:9а И паси и вознеси их до века. Пс 27:9б После полиелея седален, глас 8 Подобен: Повеление таинственное: В раю меня некогда обнажило дерево,/вкушением от которого враг приносит умерщвление;/но древо Креста, одежду жизни людям приносящее,/водружено было на земле,/и весь мip наполнился всякой радостью./Видя его возносимым, люди,/Богу с верою согласно воззовем:/«Полон славы дом Твой!» Слава, и ныне: повторяем то же. Степенна, 1–й антифон 4–го гласа. Прокимен, глас 4 Увидели все концы земли/спасение Бога нашего. Стих: Воспойте Господу песнь новую, ибо дивное сотворил Господь. Пс 97:3, 1а Евангелие от Иоанна, зачало 42б Сказал Господь: «Отче, прославь имя Твое». Пришел же с неба глас: «И прославил, и снова прославлю!» Народ же, стоявший и слышавший, говорил: «Гром был». Другие говорили: «Ангел говорил Ему». Ответил Иисус и сказал: «Не для Меня был этот глас, но для вас. Ныне – суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И Я, когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». А это Он говорил, давая понять, какою смертью предстояло Ему умереть. Ответил Ему народ: «Мы слышали из Закона, что Христос пребывает вовек; а как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? Кто этот Сын Человеческий?» Сказал же им Иисус: «Еще малое время свет с вами есть. Ходите, пока имеете свет, чтобы тьма вас не объяла; а ходящий во тьме не знает, куда идет. Пока имеете свет, веруйте в свет, чтобы стать вам сынами света!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Иисус Христос признавал Давида богодухновенным мужем ( Марк.12:36 = Пс.109:1 ), нередко прилагал к Себе псаломские пророчества ( Пс.8:3 = Матф.21:16 ; Пс.117:22–23 = Матф.21:42 ; Пс.109:1 = Марк.12:36 ; Пс.81:6 = Иоан.10:34 ; Пс.40:10 = Иоан.13:18 ; Пс.108:17 = Иоан.17:12 ) и признал, что в псалмах находится о нем не мало пророчеств, наравне с законом и пророками ( Лук.24:44 ). Точно также евангелисты и апостолы очень часто прилагали к Иисусу Христу псаломские пророчества ( Пс.68:10 = Иоан.2:17 ; Пс.21:19 = Иоан.19:24 ; Пс.68:22 = Иоан.19:28 ; Пс.15:8–11 . Пс.131:11 = Деян.2:25–31 ; Пс.117:22 = Деян.4:11 ; Пс.2:1–2 = Деян.4:25–26 и мн. др.). Вообще, по вычислению специалистов в Новом Завете до 50 цитат приводится из Псалтири, и после Исаии она чаще всех других ветхозаветных книг цитируется 225 . Согласно учению Иисуса Христа и апостолов, Псалтирь в христианской Церкви всегда составляла неизменную часть канона и помещается во всех соборных и отческих исчислениях священных ветхозаветных книг. В христианском богослужении она употребляется чаще других книг. В православном богослужении она еженедельно вся прочитывается, а в великий пост дважды в неделю прочитывается. Вообще, с древнего и до настоящего времени, Псалтирь – наиболее употребительная у христиан священная книга и в своей каноничности никогда ни в ком не вызывала сомнения. Значительная разность в частных выражениях между переводом 70 и еврейским текстом Псалтири – ныне общепризнана. Решение вопросов, какое чтение должно иметь преимущество, зависит в каждом частном случае от специального экзегеса. Монографий по этому вопросу не знаем 226 . Несомненно, лишь мессианские пророчества (напр. пс. 15:10;21:17;109:3 и др.) исправнее в тексте перев. 70, о других же – задача детальной экзегетики. Ожидаем ее выполнения в Cursus scripturae sacrae (Paris, 1885), в коем еще не вышло толкование на Псалтирь. У других же толковников этот вопрос решается мимоходом и случайно. Толковательная литература на Псалтирь своим обилием превосходит все ветхозаветные книги и едва ли уступает даже толкованию на ветхозаветные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

член с 1891 г.; пожертв. 2.000 р.+150 р. (в пользу бывших воспитанников Академии); почётный член Братства с 1898 г. Сергий, архимандрит Андрониева монастыря в Москве, впоследствии Архиепископ Владимирский; пожизненный член с 1880 г.; пожертв. 100 р.; ум. 1904 г. Сергий, архимандрит, настоятель русской церкви в Афинах, ныне Епископ Ямбургский, ректор С.-Петербургской Духовной Академии; пожизн. член с 1895 г.; пожертв. 200 р.+100 р.; почётный член Братства с 1905 г. 170 . Скворцов, Павел Арсеньевич, регент Чудовского хора в Москве, пожизн. член с 1882 г.; пожертвовал 100 р. Смирнов, Андрей Петрович, профессор Московской Духовной Академии; пожизн. член с 1882 г.; пожертв. 100 р.; ум. 1896 г. Смирнов, Иоанн Алексеевич , священник, ныне протоиерей в Москве; пожизн. член с 1880 г.: пожертвовал 120 р. Смирнов, Пётр Алексеевич, кафедральный протоиерей в С.-Петербурге, ныне Председатель Духовно-Учебного Комитета; пожизн. член с 1889 г.; пожертв. 100 р. Смирнов, Пётр Алексеевич, священник, ныне протоиерей в Москве; пожизн. член с 1882 г.; пожертв. 100 р. 175 . Смирнов, Сергей Константинович, протоиерей, ректор Московской Духовной Академии; пожизн. член с 1880 г.; пожертв. 100 р.; почётный член Братства с 1887 г.; ум. 1889 г. Смирнов-Платонов, Григорий Петрович, протоиереии в Москве; пожизн. член с 1891 г.; пожертв. (в пользу бывших воспитанников Академии) 300 р.; почётный член Братства с 1894 г.; ум. 1898 г. Соколов, Алексей Иванович, протоиерей Архангельского собора в Москве, пожизн. член с 1880 г.; пожертвовал 105 р.; ум. 1899 г. Соловьев, Александр Иванович , протоиерей в Семи- —45— палатинске; пожизн. член с 1904 г.; пожертв. 100 р. Соловьев, Иван Иванович, почётный гражданин; пожизн. член с 1883 г.; пожертв. 100 р. 180 . Соловьев, Павел Антонович, священник, бывший эконом Московской Духовной Академии; пожизн. член с 1891 г.; пожертв. 100 р. Соловьев-Михайлов, Александр Петрович, протоиерей в Москве; пожизн. член с 1880 г.; пожертв. 100 р.; ум. 1881 г. Сретенский, Гавриил Григорьевич, священник, потом протоиерей в Москве; пожизн.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Чтобы помочь читателю найти псалмы, отвечающие его молитвенному настроению, предлагаем здесь следующий перечень псалмов по содержанию.    Благодарственные и хвалебные: Пс.33, Пс.65, Пс.66, Пс.91, Пс.95, Пс.96, Пс.102, Пс.103, Пс.116, Пс.145, Пс.149, Пс.150.    Прославляющие Бога: Пс.8, Пс.17, Пс.92, Пс.102, Пс.103.    Назидательные: Пс.1, Пс.40, Пс.32, Пс.45, Пс.84, Пс.89, Пс.100, Пс.111, Пс.126.    Изливающие скорбь: Пс.3, Пс.12, Пс.16, Пс.37, Пс.54, Пс.87, Пс.141, Пс.142.    Выражающие надежду на Бога: Пс.53, Пс.85, Пс.90, Пс.111, Пс.120.    Просящие о защите от врагов и неприятностей: Пс.3, Пс.4, Пс.24, Пс.40, Пс.54, Пс.69, Пс.Пс.142.    Покаянные: Пс.38, Пс.50.    Выражающие радость: Пс.32, Пс.83, Пс.114. Книга Притчей Соломоновых    Главным автором Книги Притчей был Соломон, сын Давида, царствовавший в Израиле за тысячу лет до Р.Х. Некоторые же части этой книги были написаны другими авторами. Так что Соломон может быть назван главным писателем Книги Притчей, как Давид — Псалтири. Когда Соломон, начиная свое царствование, вознес Богу свои молитвы и всесожжения (жертвы, которые сжигались), Бог явился ему ночью и сказал: «Проси, что Мне дать тебе» (2 Пар. 1:7). Соломон просил у Бога лишь одного — мудрости. Чтобы управлять народом Божиим. И сказал Бог Соломону: «За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства... но просил себе разума... вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе... во все дни твои». (3 Цар. 3:11-13). И, действительно, Соломон прославился своей мудростью, так что из далеких стран люди приходили его послушать. Многие изречения Соломона вошли в Книгу Притчей. В еврейской Библии Книга Притчей называется «Мишле Шеломо», у Семидесяти толковников — «Паремии», в славянской библии — «Притчи Соломона». У святых отцов она называется «Панаретос София» — «Премудрость всякой добродетели».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010