Ст. 4. Увы, племя грешное, народ, обремененный беззаконием, семя непотребное: оставили Господа, хулили Святаго Израилева, отвернулись назад . Поставленного мною в конце: отвернулись назад у LXX толковников нет, и вместо хулили у них стоит: возбудили на гнев , а вместо семени непотребного – семя наихудшее . Прочие, следуя этому, еврейское mereim перевели наихудших , чтобы отступление было не столько по вине семени (чтобы не думали, что у доброго и злого природа различна), сколько следствием развращения тех, которые по собственной воле оставили Господа. В начале книги надписание говорит о лице (пророка), причине и времени (пророчества); во втором стихе пророк возбуждает внимание слушателей, в третьем повествует о том, что сказал Господь, в четвертом, как бы во гневе укоряет племя грешное и народ, полный и обремененный беззаконием. Это не значит, чтобы иное было племя и иной народ, как некоторые думают, но сам Израиль называется и племенем и народом и сынами преступными или нечестивыми, так что прежде по благодати называвшиеся сынами Господа впоследствии за свои пороки стали называться сынами беззакония, или, как остальные согласно поставили, сынами совращающими , то есть δαφθειροντες, так как они по своей вине лишились блага дарованного по природе. А в словах: хулили Святаго Израилева говорится собственно об Иудеях, взывавших: не имамы Царя, токмо Кесаря ( Ин. 19:15 ), и: не сей ли есть тектонов сын? ( Мф. 13:55 ), и: «Он имеет демона и есть Самарянин» ( Ин. 8:48 ). Итак, поскольку они оставили Христа и хулили Святаго Израилева, то посему отвернулись назад, так что те, которые назывались частию и сынами Божиими, впоследствии названы сынами чуждыми, которые солгали Господу ( Пс. 17:46 ). Спаситель заповедует, чтобы мы, взявшись за плуг, не озирались назад ( Лк. 9:62 ), чтобы не подражать жене Лота. Поэтому и апостол, простираясь вперед, забывает заднее ( Филип. 3:13 ). А что сказал по LXX: народ исполненный грехов , то этим показывает, что не было вида грехов, которого не было бы в народе Израильском. Если же будем читать, как стоит в еврейском, народ обремененный беззаконием , то припомним о том свидетельстве, что нечестие сидит над талантом олова ( Зах. 5:7 ) и что от лица грешника говорится в псалме тридцать седьмом: беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне ( Пс. 37:5 ) . О ясном мы говорим коротко, чтобы останавливаться на более темном и на том, что нуждается в объяснении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Обратимся к образу Христа — Доброго Пастыря. Основной источник этого образа — евангельская притча, в которой Сам Христос называет Себя так (Ин 10:11–16). Собственно образ Пастыря коренится в Ветхом Завете, где нередко предводители народа израильского (Моисей — Ис 63:11, Иисус Навин — Числ 27:16–17, царь Давид в псалмах 77, 71, 23) называются пастырями, о Самом же Господе говорится — “Господь, Пастырь мой” (Пс 23:1–2). Таким образом, Христос в евангельской притче указывает на исполнение пророчества и обретение утешения народом Божьим. К тому же образ пастыря имел и имеет всем понятный смысл, так что и поныне в христианстве принято называть священников пастырями, а мирян — паствой. Христос-Пастырь изображается в виде античного пастуха, одетого в хитон, в пастушеских зашнурованных сандалиях, нередко с посохом 8 и сосудом для молока; в руках он может держать тростниковую флейту. Сосуд для молока символизирует Причастие; жезл — власть; флейта — сладость Его учения (“Никто никогда не говорил так, как этот человек” — Ин 7:46) и упования, надежды. Такова мозаика начала IV в. базилики из Аквилеи. Художественными прототипами образа могли послужить античные изображения пастуха, покровителя стад Гермеса с ягненком на плечах, Меркурия с барашком у ног. Агнец на плечах Доброго Пастыря — образ Богообщения, божественной радости о пропавшей овце — кающемся грешнике — в Евангелии от Луки (Лк 15:3–7), где раскрывается и пророчество Исайи: “Агнцев будет брать на руки и носить на груди своей, и водить дойных” (Ис 40:11). Тут тайна искупления мира во Христе, отношения Бога, “пола-гающего жизнь свою за овец” (Ин 10:11), к людям. Овца в данном случае есть образ падшей человеческой природы, воспринятой Богом и возведенной Им к Божественному достоинству. С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца — ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, “вземлющего грехи мира” (Ин 1:29). Агнец — Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения “Агнец будет пасти их и водить их на живые источники вод” (Откр 7:17). Агнец есть евхаристический образ, и в христианской иконографии он нередко изображается на дне литургических сосудов. Агнцем называется в современной литургической практике и часть просфоры, освящаемая в Евхаристии.

http://pravmir.ru/drevnexristianskaya-iz...

Однако эволюционисты не оставляют попыток найти в Писании случая употребления этого слова в значении, исключающем буквальное его понимание. Сами эти попытки, конечно, являются признаком слабости их позиции. Ведь если бы она была достаточно крепка, не нужно было бы углубляться в длительные и неблагодарные поиски. Но рассмотрим те примеры небуквального употребления слова «день» (в единственном числе), найденные эволюционистами. Наиболее масштабный список цитат «подтверждающих» это мнение приведен еще у А. П. Лопухина и с тех пор ничего более серьезного найдено не было. Вот его слова: «Всем известно, что по-еврейски слово йом может означать и действительно означает во многих местах св. Писания неопределенный период времени ( Быт.2:4, 17 ; Лев.7:35-36 ; Втор.9:24; 31, 17–18; 32, 7 ; Пс. 2, 7 ; Ис.34:8; 63, 4 ; Иер.46:10 ; Иоил.2:31 ; Ам.3:14 ; Зах.14:9 ; Мф.10:15; 12, 36 ; Ин.8:56 ; Рим.2:5 ; 2Кор.6:2 )». 6 Сразу стоит заметить, что Новый Завет написан на греческом языке и цитаты из него не могут ничего сказать об том, какое значение имеет еврейское слово «йом», а потому и приведение их доказывает лишь слабость позиции автора! Эти цитаты можно условно сгруппировать в следующие смысловые кусты: Итак во всех цитатах приведенных выше ( Быт.2:4 мы сознательно не касались, ибо вопрос, что за день подразумевается в этом стихе будет рассмотрен позже) не содержится никаких свидетельств того, что слово «йом» можно понимать в значении неопределенного периода. Сейчас же стоит заметить, что в еврейском языке, вопреки мнению «православных эволюционистов» существует несколько терминов для выражения слова «период» или «эпоха». Иврит — русский словарь сообщает целых четыре термина для первого слова. Это слова — махазор rOzhm, идав ((это слово имеет также значение «эпоха»), перек qrp, текупах hpVqt. Близким к искомому эволюционистами значению «неопределенно долгий период времени» также обладает слово олам, lO(u слово дор rOd. И вообще надо заметить, что вопреки утверждению о. Стефана (Семитический язык начала второго тысячелетия до Р.Х. был так беден словами, что часто одно слово выражало несколько понятий), древние языки гораздо богаче новых синонимическими конструкциями и словарным запасом. «Сравнивая лексическую и грамматическую ткань древних и новых языков, мы видим, что их (древних языков) грамматический строй отличается большим многообразием и совершенством». 9 Неужели о. Стефан серьезно считал, что наша речь в конце ХХ века по Р.Х. ушла далеко вперед по сравнению с языком Пятикнижия, книги Иова или книги Иисуса Навина? Неужели создатель 89 псалма не знал подходящего термина для обозначения времени? — Конечно знал. Для обозначения эпохи Моисей использовал слово «олам» (век, вечность, эпоха ср.  Быт. 49, 26 ), а для обозначения дня или суток — слово «йом» (см. Исх.15:18 ). Так почему же он не употребил в первой главе Бытия слово «олам»? — Очевидно потому, что хотел сказать то, что сказал!

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

Ответом Своим Он еще более растравил рану. Он был врач, рассекающий не для того, чтобы разделить, а чтобы соединить. 6. Здесь слушайте меня со вниманием и обратите ко мне ум ваш, потому что я хочу исследовать глубокий предмет. . Неужели это все? Неужели Ты сделался человеком, принял плоть, совершил такие дела домостроительства для того, чтобы спасти один этот угол (земли), и притом погибающий? А вся вселенная — скифы, фракияне, индийцы, мавры, киликийцы, каппадокийцы, сирияне, финикияне и вся земля, которую освещает солнце, разве лишатся этого? Разве Ты пришел для одних иудеев, а язычников оставляешь в пренебрежении? Разве Ты не взираешь на смрад, не смотришь на дым, не обращаешь внимания на оскорбление Отца Твоего, на поклонение идолам, на почитание бесов? Между тем пророки не так говорили; а что, например, говорит Твой праотец по плоти? ( ) (Пс. 2:8). И Исайя, видевший херувимов: ( ) (Ис. 11:10). И Иаков: ( ) (Быт. XLIX:10). И Малахия: медные» ( ) и не изменится предположенное: ( ) (Мал. 1:10—11). И еще Давид: ( ) (Псал. 46:2—3, 6). И еще другой: ( ) (Втор. 32:43). И Ты сам, пришедши, не призвал ли тотчас волхвов, эту твердыню язычников, силу диавола, могущество бесов, и по снисхождению не сделал ли их провозвестниками? Ты призываешь волхвов; пророки говорят о язычниках; и по воскресении из мертвых Ты говоришь ученикам: ( ) (Мф.28:19). Когда же пришла эта несчастная, бедная, просящая о дочери, умоляющая облегчить ее несчастие, тогда Ты говоришь: ? Когда пришел сотник, Ты говоришь: ( ) (Мф.8:7); когда говорил разбойник, Ты отвечаешь: ( ) (Лук. 23:43); когда принесен расслабленный, Ты говоришь: ( одр твой ) (Мф.9:6); когда умер Лазарь, Ты говоришь: ( ) (Иоан. 11:43), и четверодневный вышел. Прокаженных Ты очищаешь, мертвых воскрешаешь, расслабленного укрепляешь, слепых исцеляешь, разбойников спасаешь, блудницу делаешь целомудреннее девы, а этой не отвечаешь ничего? Что за новое, что за необычайное, что за странное дело? 7. Внимательно слушайте, чтобы узнать твердость этой жены, и мудрость и попечительность Господа, чтобы видеть, как промедление приносит пользу, чтобы видеть, как отказ доставляет богатство, чтобы и тебе, если ты будешь молиться и не получать, никогда не оставлять молитвы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3316...

Хотя выражение “Царство Божие” и не встречается в Ветхом Завете, тем не менее, его идея постоянно чувствуется в писаниях пророков. О Боге часто говорится как о Царе Израиля: “Господь будет царствовать во веки и в вечность.” ( Исх.15:18 ) Смотри также: Чис.23:21 ; Втор.33:5 ; Ис.43:15 ; и всей земли ( 4 Цар.19:15 ; Ис.6:5 ; Иер.46:18 ; Пс.28:10; 96:1; 98:1-4 ). Несмотря на то, что Бог всегда правит миром как Царь, в других местах говорится о дне, когда Он станет Им и начнет править Своим народом. Смотри, например, у Исайи: “И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его [будет] слава” ( Ис.24:23 ). Смотри так же: Ис.33:22; 52:7 ; Соф.3:15 ; Зах.14:9-11 . Исходя из этого можно сделать вывод, что, хотя Бог — Царь, полнота правления Его еще должна прийти. Таким образом, представление о Царстве Божьем в Ветхом Завете диалектично. В будущем должно наступить Царство добра и справедливости, которое пророки связывали с пришествием Царя-Мессии. Сравн., напр.: “И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века”. ( Мих.4:7 ) Пророк Иеремия предрекает воцарение отрасли Давидовой (23:5) “Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду Иногда в Ветхом Завете употребляется выражение “Царство Яхве”, но оно означает вполне определенное историческое понятие — Иудейское царство (см., напр.: 1Пар.28:5 ; 2Пар.13:8 ) Выражение “Царство Небесное” (малькут шамаим) впервые встречается в раввинистической литературе спустя полвека после земной жизни Господа Иисуса, а именно у раввина Иоханана бен Заккая около 80 г. н.э. В этом термине нет указания на грядущее Божие правление миром будь то на небе или в будущей жизни. Эта идея передавалась термином будущий век (Сравн. Мф.12:32 “если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ou;te evn nu/n aivw/ni ou;te evn me,llonti [ни в сем веке, ни в будущем] ”).

http://azbyka.ru/apokalipsis/cvyashchenn...

„Тогда-то сказано будет, – говорит Златоуст, – се человек и дела его! Тогда сказано будет всем нераскаянным, что Нафан пророк Давиду: яко ты сотворил еси в тайне, аз же сотворю глагол сей пред всем Израилем и пред солнцем сим ( 2Цар.12:12 )». 3) В рассуждении нечестия самих грешников, которые трепетать будут от лица разгневанного Судии: и восплачутся пред ним вси языцы. 4) В рассуждении обвинения всех тварей. Тогда все твари на грешников восстанут, и осудят их в крайней неблагодарности, что они не познали благости Божия и чести, и пользы в созданиях им оказанной. Обвинять будет небо, огонь, воздух, земля, что они чрез них суете подвержены были или, как Павел пишет: суете тварь повинуся неволею ( Рим.8:20 ). Какой воистину страх, когда не точию Творец восстанет на грешников, но и самая совесть их и самые творения! О сем так говорит св. Златоуст: „в той день нечего будет нам ответствовать, когда небо и земля, воздух и вода, и целый мир восстанет против нас во свидетельство беззаконий наших. Аще же и все умолчат, – то самые помышления наши, самые дела наши – в особенности станут пред очами нашими, осуждая нас пред Богом» 235 . § VI Великолепен будет суд сей, поскольку Отец будет присутствовать невидимо с Духом Святым, а Христос – видимо, окружённый сиянием славы Своей штами тем Ангелов и всеми святыми. Великолепие сие произойдёт: 1) из совершенств Божиих: всемогущества, премудрости, правды, истины. 2) От славного престола Божия и от славы крепости Его, на нюже и Ангелы взирают, покрывающе лица свои. 3) От многочисленного собрания, которое составлять будут все человеки от Адама произошедшие: яко грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут ( Ин.5:25 ). Всемогущество, то есть Божие возбудит всех, кои только умерли, и представит суду Своему. § VII Сей суд будет справедливейший: 1). В рассуждении последнего решения, которое издано будет в самой справедливости: идут сии в муку вечную: праведницы же в живот вечный ( Мф.25:46 ). 2) В рассуждении Судии, Который есть Неумолимый, как говорит Давид: Бог судитель праведен, и крепок ( Пс.7:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Молитв, в которых христианин называет себя «червем дрожащим» не существует, это откровенная ложь, рассчитанная на некомпетентную аудиторию. Ложью также является утверждение о ежедневном произнесении слов, в которых христианин отождествляет себя со псом и свиньей. Слова «пес смердящий», в которых подразумевается печальное духовное состояние человека-грешника, встречаются в молитве после канона Ангелу-хранителю. Образное выражение «яко бо свиния лежит в калу, тако и я греху служу» в тропаре 6-ой песни покаянного канона Господу Иисусу Христу. Чтение этих канонов обычно происходит во время подготовки к Таинству Причащения, поэтому они не могут входить в ежедневное молитвенное правило. Слова где христианин называет себя «блудным, грешным и окаянным» присутствуют в третьей молитве вечернего молитвенного правила (молитва Святому Духу). Однако все эти тексты, во-первых, имеют библейское основание, поскольку «нет человека, который не грешил бы» ( 3Цар.8:46 ; Еккл.7:20 . Ср.: 1Ин.1:8 ), поэтому осознание своего несовершенства, даже в мыслях, и рождающееся от этого смирение есть основание для богоугодности нашей молитвы (см. Пс.50:19 ). Во-вторых, в данном случае слова молитв не относятся к самой личности человека, а к его греховному состоянию, которое удаляет христианина от Бога и должно естественно вызывать неприятие и омерзение. Это становится очевидным, если посмотреть на весь контекст молитв, а не отдельно выдранные из него фразы. В православной аскетической традиции отвержение греха, неприятие своего греховного состояния есть основание для победы над ним, что и выражают соответствующие тексты молитв. Это необходимо для того чтобы «зародилась нелюбовь к страстности, ненависть, неприязнь, которая и есть военная духовная сила и одна заменяет всю рать. Где нет ее, там без брани победа уже в руках врага» 18 . Подобная тенденция характерна для так называемых «новых мусульман», которые пытаются для других и для самих себя представить свою измену христианской вере, оправданной и необходимой. Например, бывший священник Владимир Сохин перешедший в ислам примерно в таких же красках описывал жизнь православных христиан, обвиняя их в сознательном культивировании суеверий и даже в телесной грязи 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

На Ютубе также можно найти достаточно подробные разборы, которые сделали, например, иерей Павел Хмелинин (СПб.), протодиак. Павел Бубнов (Минск), иерей Валерий Сосковец (МО), прот. Олег Стеняев (М.) и другие. Что касается занятий с преподавателем, летом 2023 года Лаврские курсы церковнославянского языка (СПб.) организуют онлайн-интенсив из трех частей по разбору молитвенных текстов: 1. Молитвы утренние; Молитвы на сон грядущим; Молитвы в течение дня; Часы во Св. Пасху (в июне: 12.06 -23.06); 2. Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу; Канон молебен ко Пресвятей Богородице; Канон Ангелу Хранителю (в июле: 03.07-18.07, за исключением 06.07 и 11.07); 3. Последование ко св. Причащению; Молитвы по св. Причащении (в августе: 31.07-11.08). Объем каждой части 20 академических часов, занятия проводятся в Skype по будним дням с 19:30 до 21:00 по московскому времени. Занятия записываются, записи хранятся в Skype 30 дней и доступны для скачивания. Преподаватель – Сергей Анатольевич Наумов, канд. филол. наук. В рамках курса рассматриваются следующие темы: - О том, как, кого и в чем молитва умеет убеждать и чем конкретно отличаются церковные молитвы от «самодельных». - О том, как сложились последования молитв и что было, когда их еще не было. - Разбор каждой молитвы и каждой инструкции для молящегося, включая вариативные: кем и когда написана (если есть такая информация), как устроена (особенно касается канонов), какие мысли содержит, как изменялась, против какой ереси направлена, какие имеет иконографические и интертекстуальные параллели и т.п. - Ответы на вопросы – собственно то, чем занятия с преподавателем отличаются от чтения книг и просмотра видео. «Помолюся духом, помолюся же и умом: воспою духом, воспою же и умом», т.е. с пониманием, говорит ап. Павел (1 Кор.14:15). «Пойте Богу нашему … пойте разумно», говорит псалмопевец Давид (Пс.46:7-8). Да не превратится молитва наша в непонятную мантру-заговор или бессмысленное «дэу-дэу-краснодэу», обличающее нашу леность и небрежение. И если вещам, связанным с профессией, хобби и прочими земными аспектами бытия, человек подчас готов «учиться, учиться и учиться», по крылатому выражению В.И.Ленина (к слову, до него выходившему из-под пера писателей А.П.Чехова (1896) и А.К.Шеллера-Михайлова (1864), министра народного просвещения И.Д.Делянова (1888), критика В.Г.Белинского (1837)), то кольми паче подобает понудити себе, да творим с разумением поне малейшия и частократнейшия от молитв, не лишающе душу нашу ежеденныя вечныя пищи.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/08/s_...

Плодом такой философии были не построенные на словах города, не какие-нибудь, как сами они называют, скиндапсы 196 и трагелафы 197 – ничего не означающие сочетания букв, не категории, разложения и смеси, не симвамы и парасимвамы 198 и вся именословная мудрость, не какие-нибудь черты, нигде не имеющие места 199 , не взаимные сочетания звезд и созвездия, выдуманные в оскорбление Божия Промысла. Ибо все сие почитал он предметами второстепенными и придаточными, которыми можно заняться для забавы, чтобы не стать посмешищем для людей, выдающих себя знатоками таких вещей. 7. Первым же и важнейшим для него делом было говорить правду перед князьями, иметь дерзновение перед царями, в подражание божественному Давиду, который говорил пред цари и не стыдился ( Пс. 118:46 ), останавливать безрассудство волнующейся черни, власть раздраженных господ, истощание несогласных семейств, грубость невежд, заносчивость ученых, превозношение богатого, презорство живущего в довольстве, нищету, доводящую до преступлений, гнев стремительный и лишающий рассудка, неумеренность в наслаждениях, невоздержность смеха, чрезмерность скорби; прекращать беспорядки юности, малодушие старости, одиночество вдовства, отчаяние сиротства. Всего этого не предпочтет ли силлогизмам, линиям и рассматриванию звезд всякий здравомыслящий человек, рассудив, что если бы все занимались умозаключениями, стали геометрами и астрономами, то от сего не произошло бы никакой пользы для нашей жизни, а скорее бы все расстроилось; напротив того, если не будет в обществе ни одной из добродетелей, мной исчисленных, по необходимости придет все в беспорядок и замешательство. И нужно ли говорить, сколько добродетели сии лучше и выше Антисфеновой гордости, Диогенова прожорства и Кратесова общеженства? Пощадим сих философов, по крайней мере из уважения к наименованию 200 , чтобы и им от сего мужа получить некоторую пользу. Но чтобы не распространяться о целомудрии, воздержности, смирении, приветливости, общительности, человеколюбии и о прочих доблестях, которыми наш философ превосходит всех, обратимся к тому, что по порядку времени последнее, а по важности первое.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Вот, Ты пядями измерил дни мои и состав мой как ничто пред Тобою. Подлинно, все суета – всякий человек живущий. Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает сокровище и не знает, для кого собирает его» . ( Пс.38:5–7 ). Всем нам подобает явиться перед Судищем Христовым. Перед тем Судом, Судом Божиим, а не человеческим, предстанешь и ты. Там будет правое и строгое испытание дел, слов и помышлений наших. Там будет все явное, что мы во всей жизни нашей ни сделали, и перед всем светом откроется, и всякий по совести обличится. Там рядом станут цари и подданные их, господа и рабы их, родители и дети их, пастыри и люди их, благородные и низкие, богатые и убогие, и всякий за себя ответ воздаст. Грехи, которые грешник здесь покаянием, сокрушением сердца и слезами загладит, уже там и не явятся. Грехи же грешника же непокаявшегося, все, какие он ни сделал, словом, или делом, или помышлением, явны там будут всему миру. Тогда о нем будет сказано: «Вот человек и дела его!» Там на две части все собравшиеся люди разделятся: одни станут по правую сторону Праведного Судии, и призовет их в вечное Свое царство Царь славы Господь; другие станут по левую сторону этого Судии, и отошлет их в вечный огонь, уготованный дьяволу и Ангелам его. «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:46 ). Христианин! Вспоминаешь ли ты страшный день этот, и имеешь ли светильник горящий, и елей в сосуде, и готовишься ли ко встрече грядущего того Судии? Осмотрись! Осмотрись и ты, возлюбленный пастырь, как пасешь стадо Христово? Поручил тебе Христос Господь пасти овец Своих, овец не бессловесных, но словесных, души христианские, Кровью Его святою искупленные. Как их пасешь? Питаешь ли их пищей слова Божиего? Ходишь ли перед ними образом добрых дел? Показываешь ли им путь спасения? Хранишь ли их от волков душевных, демонов? Осмотрись! Начальник и властитель, как поступаешь с людьми Божиими, порученными тебе? Печешься ли о них и промышляешь ли об общей пользе, чего должность твоя от тебя и сила присяги требует? Не ищешь ли своей скверной корысти? Осмотрись! Судья, как судишь, как и кого оправдываешь, и кого обвиняешь? Осмотрись! Господин, как с рабами и крестьянами, людьми, подобными тебе, поступаешь? Осмотрись! Раб, как и с какой совестью господину твоему служишь? Осмотрись! Отец, как детей своих воспитываешь? Чему их учишь? Не вливаешь ли яда соблазнов в юные сердца их, вместо здравого учения и наставления? Осмотрись! Чадо, как отца родившего тебя почитаешь? Отдаешь ли должное родителю и питателю твоему? Осмотрись! Муж, хранишь ли верность жене своей, и жена, хранишь ли верность мужу своему? Осмотрись! Купец, как торгуешь и как продаешь? Осмотрись! Осмотрись, пожалуйста, всякий христианин, что и как ныне делаешь, говоришь и мыслишь? Все, что ни делаешь, говоришь и мыслишь ныне, на том всенародном позорище явится перед тобой.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010