«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Молитвослов с пояснениями Данный молитвослов содержит молитвы утренние, молитвы на сон грядущим (вечерние) и молитвы разные. Пояснения к молитвам состоят из перевода и разъяснения трудных для понимания слов и выражений церковнославянского текста, ссылок на Священное Писание, а также почерпнутого из святоотеческих толкований раскрытия духовного смысла образов, содержащихся в молитвах. Где возможно, рассказывается об истории происхождения молитв. При работе над пояснениями использовался греческий текст молитв, с которого был сделан перевод на славянский. Этот перевод не всегда передает глубину и красоту греческих выражений. Наши пояснения в какой-то мере помогут восполнить эту потерю. В конце брошюры даются краткие сведения о составителях молитв. От редакции Не каждый верующий человек сможет объяснить, что означают выражения «...у Него же несть пременение, или преложения осенение» (5-я молитва из утренних молитв), или «...странна муки всякия покажи мя», или «...мирскаго мя превышша слития сотвори» (7-я молитва из утренних молитв) или что означают слова «мшелоимство» или «свадих». Между тем, отцы Церкви учат читать молитвы «умно», вникая в их смысл. В псалме 46 говорится: «Пойте Богу… разумно» (Пс. 46, 7–8), то есть молитесь Богу, возносите хвалу Ему с рассуждением, разумением, пониманием того, что читается или поется. Важно, чтобы церковнославянский язык был понятен читающему. Для этого необходимы комментарии к текстам, объяснения непонятных слов и выражений. Дореволюционные толковые молитвословы, переизданные в последние годы, большей частью устарели в отношении языка и не соответствуют уровню знаний и культуре мышления современного человека. Данный молитвослов содержит молитвы утренние, молитвы на сон грядущим (вечерние) и молитвы разные. Пояснения к молитвам состоят из перевода и разъяснения трудных для понимания слов и выражений церковнославянского текста, ссылок на Священное Писание, а также почерпнутого из святоотеческих толкований раскрытия духовного смысла образов, содержащихся в молитвах. Где возможно, рассказывается об истории происхождения молитв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕЛХИСЕДЕК Жертвоприношение Авеля, Мелхиседека, Авраама. Мозаика ц. Сан-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне. VII в. Жертвоприношение Авеля, Мелхиседека, Авраама. Мозаика ц. Сан-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне. VII в. [Евр.  ;   греч. Μελχισδκ; лат. Melchisedech], прав. (пам. в Неделю св. праотец и в Неделю св. отец), свящ. ветхозаветный и царь. Его теофорное имя носит составной характер и обычно интерпретируется как «мой Царь - праведность/справедливость» или «Царь праведности/справедливости» (ср.: Евр 7. 2 - Astour. 1992. P. 684; Hasselhoff. 2012. Sp. 611; Rechenmacher. 2012. S. 55, 117). Наиболее близкой параллелью к нему является имя Адониседек (   - «[мой] Господь-праведность» Нав 10. 1, 3; ср. также:   - «[мой] Царь - Бог» - Быт 46. 17 ). Оба элемента имени встречаются в др. библейских именах, напр.:   в 1Ездр 10. 31;   - 3 Цар 22. 11; Иер 32. 3. Согласно др. интерпретации, 2-я часть имени М. содержит отсылку к имени западносемит. божества: «[бог] Цедек - [мой] царь» ( Reiling. 1999. P. 560). Прав. Мелхиседек встречает праотца Авраама. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XIII в. Прав. Мелхиседек встречает праотца Авраама. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XIII в. Согласно Быт 14. 17-24, когда Авраам возвращался после победы над царем Еламским Кедорлаомером и его союзниками, к нему навстречу вышел М. с хлебом и вином и благословил именем Бога Всевышнего. М. назван царем г. Салима (    ), к-рый считается более древним наименованием Иерусалима (ср.: Пс 75. 3). М. был священником Бога Всевышнего (     ср.: Пс 78. 35), Владыки (   - Создателя) неба и земли, от имени Которого Авраам получил через М. благословение (Быт 14. 18-19). Имя Бога Всевышнего в Быт 14. 22 соотнесено с именем Божиим - тетраграмматоном (  ). Это дополнение отсутствует в переводах LXX, Vetus Latina и Пешитте (BHS. P. 19) и считается позднейшей редакторской глоссой. Из окончания стиха Быт 14. 20 по МТ («он дал ему десятую часть») не совсем ясно, кто был совершителем этого; у глагола не указан по имени субъект, но, судя по параллельному описанию этого события в др. традициях (Евр 7; античные авторы и т. д.), вероятно, речь идет об Аврааме. На первый взгляд исходя из букв. понимания текста, принесение М. «хлеба и вина» (Быт 14. 18) означает подкрепление Авраама и воинов, вернувшихся с битвы. При этом подношение из рук священника может обладать сакральным значением и быть может связано с его благословением ( Westermann. 1985. P. 205). В LXX М. передал им хлеба и вино (ρτους κα ονον).

http://pravenc.ru/text/2562922.html

Глава 2 1–11. Последние распоряжения и смерть Давида. 12–46. Первые шаги самостоятельного правления Соломона – меры к ограждению неограниченной царской власти. 3Цар.2:1 .  Приблизилось время умереть Давиду, и завещал он сыну своему Соломону, говоря: Смертельный исход болезни Давида, уже ранее предуказанный ( 3Цар.1:1–4,15 ), обусловливал вторичное, торжественное помазание Соломона ( 1Пар.29:20–22 ). 3Цар.2:2 .  вот, я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и будь мужествен «Путь всей земли» (ср. Нав.23:14 ) – неизбежный для всех людей жребий смерти. 3Цар.2:3 .  и храни завет Го­с­по­да Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, и определе­ния Его и по­становле­ния Его, как написано в законе Мо­исеевом, чтобы быть тебе бла­го­ра­зу­мным во всем, что ни будешь делать, и везде, куда ни обратишься; Увещания Давида сыну очень напоминают наставления Иеговы Иисусу Навину ( Нав.1:6–7 ). Теократический царь народа Божия для успеха своего правления, должен всю свою деятельность основывать на законе Моисеевом ( Втор.17:18–19 ), соблюдая уставы (евр. хуккот) Иеговы, заповеди мицвот ), определения мишпатим ) и постановления эдот ) Его. Специальный смысл отдельных терминов закона не может быть точно выражен (по раввинам, хуккот – законы в отношении к Богу, для которых не надо нарочитого обоснования, мицвот – законы также в отношении Бога с определенно выраженным основанием; мишпатим – законы об отношении к людям; эдот – законы, опирающиеся на исторические факты); в совокупности своей (ср. Втор.8:11 ; Пс.118:5–7 ) они означают всю целость закона об отношении к Богу и людям. 3Цар.2:4 .  чтобы Господь исполнил слово Свое, которое Он сказал обо мне, говоря: «если сыны твои будут наблюдать за путями своими, чтобы ходить предо Мною в истине от всего сердца своего и от всей души своей, то не прекратится муж от тебя на престоле Израилевом». Положительное обещание Божие ( 2Цар.7:11–16 ) выражено здесь, как и в ( 3Цар.8:25,9:5 ; Иер.33:17 ), в отрицательной форме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 46. О страстях Христовых Соблюдая надлежащую последовательность, мы переходим к рассмотрению того, что относится к уходу Христа из мира: во-первых, Его страстей; во-вторых, Его смерти; в-третьих, Его погребения; в-четвертых, Его схождения в ад. В отношении Страстей будет проведено троякое исследование: во-первых, самих Страстей; во-вторых, действенной причины Страстей; в-третьих, плодов Страстей. Под первым заглавием наличествует двенадцать пунктов: 1) необходимо ли было Христу пострадать ради избавления человечества; 2) существовали ли иные средства для избавления людей; 3) было ли это средство наиболее подобающим; 4) приличествовало ли Христу пострадать на кресте; 5) о глубине Его страданий; 6) были ли перенесенные Им муки наибольшими; 7) вся ли Его душа претерпевала страдания; 8) препятствовали ли Его страсти радости совершения; 9) о времени Страстей; 10) о месте [Страстей]; 11) приличествовало ли Ему быть распятым вместе с разбойниками; 12) должно ли усваивать страсти Христовы Божеству. Раздел 1. Необходимо ли было Христу пострадать ради избавления человечества? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Христу не было никакой необходимости пострадать ради избавления человечества. В самом деле, избавить человечество может один только Бог, согласно сказанному [в Писании]: «Не Я ли Господь (и нет иного «бога», кроме Меня; «бога» праведного и спасающего нет, кроме Меня)?» ( Ис. 45, 21 ). Но нет такой необходимости, которая могла бы понудить Бога, поскольку это было бы противно Его всемогуществу. Следовательно, Христу не было необходимости пострадать. Возражение 2. Далее, необходимое противоположно добровольному. Но Христос пострадал по Своей воле, о чем читаем: «Он истязуем был – но страдал добровольно» ( Ис. 53, 7 ). Следовательно, Ему не было необходимости страдать. Возражение 3. Далее, [в Писании] сказано: «Все пути Господни – милость и истина» ( Пс. 24, 10 ). Но со стороны божественной милости Его страдания не представляются необходимыми, поскольку она щедра в дарении и безвозмездно прощает долги. Не [представляются они] таковыми и со стороны божественной правосудности, согласно которой человек заслуживает вечного осуждения. Следовательно, страдания Христа ради избавления человечества не кажутся необходимыми.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Псалом 45 Пс.45 , равно как и Пс.46 и Пс.47 , принадлежат одному писателю из фамилии Кореевой, на что указывает как надписание еврейской Библии, LXX и Вульгаты, так и сходство псалмов со стороны их содержания, построения речи и языка. На основании сходства этих псалмов в содержании можно полагать, что и написаны они по одному и тому же поводу. Все псалмы указывают на нападение на евреев народов и царств ( Пс. 45:7, 46:4, 9–10, 47:5–6 ) и поражение последних; евреи выходили на борьбу с врагами с Кивотом Завета ( Пс. 46:6 ); Иерусалим представляется городом цветущим и сильным, со множеством башен ( Пс. 47:13–14 ); указывается на гибель кораблей Фарсийских ( Пс. 47:8 ). Все эти черты совпадают со временем царя Иосафата, когда на Иудею напали соединенные силы царей аммонитских, моавитских и сеирян (идумейских племен). Раздоры между этими народами повели к междоусобной борьбе между ними и кровопролитию такому, что когда евреи вышли навстречу со своими войсками, то на месте их лагеря застали громадное количество трупов, а оставшиеся в живых разбежались ( 2Пар. 20:1–24 ). Гибель кораблей Фарсийских произошла тоже при Иосафате, заключившем союз с нечестивым царем израильским Охозией, за что он и был осужден пророком, и корабли, назначенные для торговых сношений с Фарсисом, погибли, не выходя из гавани, от сильной бури ( 2Пар. 20:37 ). Надписание над 45 псалмом «Аламоф» понимается как указание на способ вокального исполнения псалма – петь тонким голосом, сопрано (от слова «Альма» – девица). Бог – наше прибежище, а потому никакие опасности, даже движение гор в моря не могут нас устрашить (2–4). Бог, как река, орошает Сион и ограждает его от врагов (5–6). Вот восстали народы, но Бог сокрушил и уничтожил их (7–10). Помните все народы, что Бог Иакова есть единый и истинный Бог (11–12). Пс.45:3 .  посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей. Движение гор в моря должно сопровождаться затоплением земли массой вод. Воды означают бедствие. Как бы велики ни были последствия, они не устрашат чтителей Иеговы. Воды здесь обозначают движение соединенных народов, затоплявших Иудею громадным количеством войск.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАТИКАНСКИЙ КОДЕКС [лат. Codex Vaticanus], одна из самых ранних греч. пергаменных рукописей (IV в.), содержащая книги Ветхого и Нового Заветов (принятое в текстологии обозначение В. к.- лат. сигла В, для новозаветной части - B или 03). Текст написан изящным унциальным письмом в 3 колонки на странице, по 40-44 строки в каждой. Исключение составляют поэтические книги, где текст разделен на 2 колонки. Формат 27 ´ 27 см, сохранилось 759 л. Рукопись находится в Ватиканской библиотеке (Vat. gr. 1209) по крайней мере с 1475 г., когда она впервые была упомянута в ее каталоге ( Ropes. P. XXXI). В X-XI вв. оригинальный текст был обновлен: переписчик навел стершиеся буквы, расставил диакритические знаки и внес нек-рые исправления. Эти поновления не только лишили рукопись ее первоначальной красоты, но и в значительной степени затруднили ее палеографический анализ, определение датировки и локализацию В. к. В XV в. в тексте были восполнены лакуны: Быт 1. 1-46. 26; Пс 105. 27-137. 6; Евр 9. 14-13. 25; 1 и 2 Тим, Тит, Флм и Откр (в текстологии известен как минускул 1957). В рукописи IV в. была утрачена часть листа, содержащая 4 Цар 2. 5-7, 10-13. На основании анализа почерков К. Тишендорф выделил в рукописи работу неск. переписчиков. Первому (B1) принадлежит часть ВЗ (он же переписывал нек-рые листы НЗ в Синайском кодексе ), этот текст был вскоре отредактирован вторым писцом на основании др. рукописи (В2; принятое в издании Г. Б. Суита обозначение этого переписчика для ВЗ-Ва). Третьим считается писец, работавший в X-XI вв. (Вв). ВЗ занимает 617 л. рукописи. Порядок книг ВЗ: Быт - 2 Пар, 1 и 2 Ездр, Пс, Притч, Еккл, Песн, Иов, Прем, Сир, Есф, Иф, Тов, Ос-Мал, Ис, Иер, Вар, Плач и Посл Иер, Иез, Дан; отсутствуют молитва Манассии и Маккавейские книги. НЗ начинается с л. 618. Возможно, вместе с указанными каноническими частями в рукописи были утрачены др. раннехрист. тексты, к-рые, как напр. в Синайском кодексе, изначально включались в рукопись. Порядок книг НЗ: Мф, Мк, Лк, Ин, Деян, Соборные послания, Рим, 1, 2 Кор, Гал, Еф, Фил, 1, 2 Фес, Евр; отсутствуют Аммониевы главы и Евсевиевы каноны (см. ст. Гармония евангельская ). Система деления новозаветного текста на главы является более древней, чем та, к-рая характерна для большинства пергаменных рукописей НЗ. Напр., Второе послание Петра не выделено среди др., возможно потому, что система деления появилась ранее того времени, когда оно стало считаться каноническим. Кроме того, в Посланиях ап. Павла нумерация глав единая, начиная от Послания к Римлянам и далее. послание к евреям следует за Посланиями к Фессалоникийцам; однако порядок нумерации показывает, что в рукописи, с к-рой переписывался В. к., Послание к Евреям находилось сразу после Послания к Галатам. Деление текста Деяний св. апостолов на 36 глав также отличается от принятого в большинстве рукописей.

http://pravenc.ru/text/Ватиканский ...

Псалом 41 Томимый жаждой приблизиться к Богу, Давид твердо уверен, что Господь приблизит – возвратить его к Себе, избавив от врагов – гонителей. 1. В конец, в разум, сынов Кореовых, псалом Давиду. Псалом этот, составленный Давидом, содержащей учение для просввщения разума и назначенный для пения, был передан левитам, потомкам Корея, составлявшим хор певцов при скинии ( 1Пар.6:22;9:19;26:30 ). 2–3. Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда прииду и явлюся лицу Божию? Елень или лань, в летний зной, томимая смертельной жаждой, быстро – неудержимо стремится к источнику ключевой – живой воды; таким же образом или в такой же степени сильно и душа моя, говорит Давид, томится стремлением к Тебе, Боже. Душа моя жаждет приблизиться к Богу крепкому и живому, который, разумеется, укрепляет силы души, подобно тому, как живая – ключевая вода укрепляет телесные силы жаждущей лани. – Столь сильной скорбью о разлуке с Богом томилась душа Давида потому, что он находился вдали от скинии, именно, на севере Палестины, в горах Большого и Малого Ермона (ст. 7). Находясь здесь, он томился ожиданием – когда он придет и явится лицу Божию, – возвратится из своего бегства и посетит скинию... 4–5. Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой? Сия помянух и излиях на мя душу мою: яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго. Изображая свою глубокую скорбь, Давид говорит: «мои слезы были моим хлебом», иначе – в скорби своей, обливаясь слезами день и ночь, я забывал о насущном хлебе, не принимал пищи ни днем, ни ночью; ибо в это время я говорил сам себе: где Бог твой? – разумеется, и место селения Его и лице Его далеко от тебя, находящегося в стране изгнания (ст. 7). Вспомнил я об этом и излиях на мя душу мою – плакал я за свою душу, удаленную от места селения Божия, – плакал и молился, дабы мне пройти в место селения дивного – где обитает Господь, – даже до дому Божия – в скинию: во гласе радования – слышать глас радости народа, присутствующего там во множестве при торжественном богослужении, – во гласе исповедания, при пении священных псалмов, в которых исповедовались дивные дела промысла Божия, и – шума празднующаго, т. е. хорового пения вместе с громкой священной музыкой, во дни праздничные, причем с пением сливались и молитвенные восклицания восторженного народа, предстоящего во дворе скинии (ср. Пс.46:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 46 Народ Израильский должен торжественно прославлять Бога, как великого и страшного Царя всей земли. 1. В конец, о сынах Кореовых. 2–5. Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Яко Господь Вышний страшен, Царь Велий по всей земли. Покори люди нам, и языки под ноги нашя: избра нам достояние Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби. В сознании величия Бога, как царя, псалмопевец прививает все народы к Его прославлению. – Восплещите руками все народы, – что обыкновенно и всегда служило выражением чувства радости, – все народы, потому что Бог есть царь всей земли. – Воскликните Богу гласом радости или – выражайте пред Богом свою радость не только рукоплесканием, но и громким голосом, – радость именно потому, что Он ваш Бог, – что Всевышний страшен – внушает страх врагам и благоговение своему народу и этим ограждает мир и благополучие земли Израильской. – Он покорил нам народы и племена под ноги наши, разумеется – те народы и племена Ханаанской земли, какие обитали в ней до пришествия сюда народа Израильского (ср. Пс.43:3–4 ). При завоевании земли Ханаанской, «поразил Иисус Навин и сыны Израилевы по эту сторону Иордана, к западу – на горе, на низменных местах, на равнине, на местах, лежащих при горах и в пустыне и на юге – Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев... Всех царей тридцать одного» ( Нав.12:7–8, 24 ). – Он избрал нам достояние свое или – дал нам в собственность землю, избранную в ряду других земель, – доброту Иаковлю, юже возлюби, иначе – красу Иакова, т. е. землю добрую или прекрасную, именно Ханаанскую, которую возлюбил, как землю благословенных патриархов, обетованную и потомкам их. 6–8. Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне. Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте. Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно. Избрав Себе и народу своему землю Ханаанскую в наследие, Господь восшел в нее вместе с народом торжественно: «восшел Бог при восклицаниях, Господь – при звуке трубном». – Псалмопевец напоминает о том собственно, как Иисус Навин с народом вступил в первый город Ханаана – в Иерихоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

46. Слово в Неделю Православия 125 «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых» ( Пс. 67, 27 ). В писаниях ветхозаветных пророков и в псалмах мы нередко встречаем торжественно-победное прославление путей Божиих среди Израиля и среди народов всего мира. Так, великий пророк Моисей оставил нам песнь израильтян, которую воспели они по переходе чрез Чермное море, прославляя Бога, даровавшего спасение народу Своему, ведущего Израиля «на гору достояния своего», приведшего в ужас и трепет всех обитателей Ханаана ( Исх. 15:1–18 ). Затем в псалмах Давидовых, где неоднократно встречаем мы изображение величия горы Божией, то есть Сиона, средоточия ветхозаветной Церкви, на которой благоволил обитать Бог во святилище, откуда Он воздает отмщение всем врагам Израиля, являя ничтожество «гор усыренных», то есть народов языческих, гордящихся своею силою ( Пс. 67, 16–17 ). Пророк Аввакум в величественной картине изображает шествие Бога Израилева, начинающееся от Синая, где был дарован Израилю закон, до явления Христова на земле во плоти для спасения «помазанного Своего», то есть Израиля. А пророк Даниил предызобразил самую славную судьбу Царства Божия на земле среди сменяющихся судеб царств мира под образом великого Камня, оторвавшегося от горы и сокрушившего владычество царств мира. Во всех этих пророках видим мы непоколебимую уверенность в том, что пути Божии суть «пути вечные» ( Авв. 3, 6 ), несокрушимые никакими усилиями людей. Хотя и «пришли язычники в наследие Божие и осквернили храм святый Его» ( Пс. 78, 1 ), однако сохраняющие веру в обетования, данные Богом, рабы Его не перестают возносить молитву: «Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны. Познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое» ( Пс. 66, 2–3 ). Хотя и усиливается на земле «насилие и грабительство» ( Авв. 1, 3 ), хотя «медлит исполнение видения», явленного пророку Аввакуму, однако праведный пророк сохраняет веру в то, что оно «непременно сбудется» и что «среди лет» явит Господь «дело Свое» ( Авв. 2:3–4, 3:2–3 ). Хотя «стыдение лица» покрывает пленных жителей Иерусалима, рассеянных во всех странах за отступление от Господа, однако не перестают благочестивые пленники еврейские иметь упование на Бога, что Он «воздвигнет царство вечное» и явится «Святый святых», предопределенный для спасения Израиля ( Дан. 9:7, 24, 2:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Слово на Святую Пасху. Св. Прокла, архиепископа Константинопольского 46 В начале бе Слово ( Ин. 1:1 ). Другие Евангелисты изобразили родословие Господа и Бога нашего Иисуса Христа по плоти: Иоанн же, избранный из Евангелистов (лира Богословия), богословствует о безначальном бытии Бога Слова, и повествует о предвечном и не свидетельствованном рождении Сына от Отца, говоря: вначале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу. Вся Тем быша ( Ин. 1:1–3 ). Сих пяти камней достаточно для того, чтобы оградить Церковь . Он (Евангелист Иоанн) сказал: в начале бе Слово (не сказал: «в начале стало Слово», но: в начале было Слово): вот безначальность Ипостаси Сына, и Его отношение к Отцу, – и это есть крепчайшее основание нашей веры. И слово бе к Богу: вот нераздельность естества, – и это есть сильный громовой удар Евангелиста на еллинов. И Бог бе Слово: вот неизменяемость естества, – и это есть величайшее поражение для иудеев. Сей бе искони к Богу: вот соприсно сущность (Сына) со Отцем, – и это есть сильное опровержение манихеев. Вся Тем быша: вот самовластие Творческое, – и этим заграждены уста всех еретиков. Все чрез Него (Слово) произошло: небо – Его творение, земля – Его создание, море – Его произведение; Им воздух распростерт, и свет явлен из ничего; Ангелы – Его рабы, Силы – Его служители, Херувимы – Его престол, Отец – Бог, Сын – Слово и Бог, равно как и Дух Святой – Бог . Число Ипостасей не рассекает естества, и Троичность не раздробляет сущности. Троица – единосущна силой, Божеством, благостью: Она основала и утвердила веру нашу, оградила Церковь , освятила вселенную, упразднила диавола, поразила и сокрушила демонов, уничтожила обрезание иудейское, изгнала заблуждение еллинское и заградила уста еретиков. Евангелист богословствует и о предвечном и несвидетельствованном рождении Сына от Отца, говоря в Евангелие: Единородный Сын, сын в лоне Отчи, Той исповеда ( Ин. 1:18 ), – как и в другом месте говорится: се глас с небесе, глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих ( Мф. 3:17 ). Итак, горнее, прежде всего, рождение (Сына) не свидетельствовано, потому что Единый рожден от Единого, и никто не знает, как (Отец) родил, кроме Отца, и – как (Сын) родился, кроме Сына ( Мф. 11:27 ). Времени (тогда) не было: поелику Он есть Творец веков ( Евр. 1:2 ). Не присутствовали и Ангелы, так как Он есть творяй Ангелы Своя духи ( Пс. 103:4 ; Евр. 1:7 ). Не было и неба, потому что Словом Господним небеса утвердишася ( Пс. 32:6 ). Не было и солнца; ибо Он положил сие светило великое в освещение дня ( Быт. 1:16, 17 ). Не было ни луны, ни звезд: поскольку луну и звезды Он основал ( Пс. 8:4 ). Не было и земли, ибо Он рек: да соберется вода, и да явится суша ( Быт. 1:9 ). Дивно посему Евангелист изобразил безначальное бытие Слова, и предвечное и несвидетельствованное рождение Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010