19) Христос есть Мелхиседек: ты Иерей во век по чину Мелхиседекову ( Пс.109:4 ). Мелхиседек называется в Писании без отца, без матери, без причта рода: и Христос был без отца по человечеству, а без матери – по Божеству. 20) Христос есть Солнце, восшедшее в рождении, зашедшее в смерти, и паки явившееся в воскресении. Сие Солнце сияет на благих, лишает же зрения – всех нечестивых. 21) Христос есть лоза виноградная: аз есмь лоза истинная ( Ин.15:1 ). Плоды её суть жизнь, веселие, мир, любовь, познание, правда, благочестие и проч. Изрядно о сем Кирилл Иерусалимский : „всякому, – говорит, – различен есть Спаситель в пользе его. Кто требует радости и укрепления, тому есть лоза; кто имеет нужду во входе,––тому есть дверь; кто желает приносить молитвы, тому есть ходатай и священник высочайший; кто имеет грехи, тому есть овча закланное за грехи мира " 25 . § II Христианине! зри, какое сокровище имеешь в себе – Христа Господа, Создателя и Искупителя твоего. Он всего Себя излил в тебя. Он, будучи по званию Своему Царь, Священник и Пророк, сотворил и тебя пророком, священником и царём по оному: и сотворил есть нас цари, и Иереи Богу ( Откр.1:6 ). Блюди, да не погубишь дражайшую сию маргаритку – Христа – дражайшего Благодетеля твоего. Потерять же Христа можешь: 1) Нерадением и безопасностью. Иосиф и Мария, родители Христовы (по воспитанию), потеряли Иисуса в Иерусалиме; поскольку между бесчисленным народом не могли иметь о Нём порядочного смотрения, но оставили Его ходить по своей воле ( Лк.2:41–46 ). Так юродивые девы, безопасно почивая, потеряли Иисуса, и на браках не были. 2) Незнанием: так как пишется о Иосифе и Марии: и не разуме Иосиф и Мати его ( Лк.2:43 ). Сколько есть ныне таковых, которые верою и именем Христовым хвалятся? Но ежели их вопросишь, что Христос? что Его лице? должность? заслуга? что вера? что отпущение грехов чрез веру? что примирение с Богом, оправдание и проч., поистине ни на едино не отвечают, поскольку не знают, – не знают, говорю, что они Христа из сердец и разума потеряли. Не довольно иметь Христа во устах, надобно иметь в уме и в сердце; не довольно точию во Христа верить, надобно знать в кого веришь, и как веришь?

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

40 Евр. 13, 8. 94. 41 2 Кор. 12,9. 42 Апок. 2,10. 43 Иов. 1,1. 44 1 Кор. 13, 8. 45 Канонник. Москва, 1986. С. 121. 46 Данные слова Старца нуждаются в пояснении, в противном случае они могут быть поняты неверно. Потому что когда ктолибо не обращается к врачу, «побуждая промысел Божий взять на себя заботу о его исцелении», тогда он действует по отношению к Богу как вымогатель, как искуситель, чего всегда избегал отец Порфирий. Однако когда человек в простоте, ненавязчиво, с полным доверием вручает себя в руки Божии, не прося об уврачевании, как делал и сам Старец, тогда часто благодать Божия производит исцеление. В этом случае больной, полностью доверившись любви Божией, не просит об исцелении, и даже потаенно, глубоко внутри у него нет такого желания. Он принимает любое определение Божие о нем. Хотеть выздороветь и, не обращаясь к врачу, требовать от Бога исцеления — это ошибка. Женщина в приводимом нами примере сказала: «Воля Божия да будет». Она не говорила: «Бог исцелит меня». Именно такой подход к болезни Старец и приводит в пример для подражания. Об этом же говорит и нижеследующая глава «Искренне предоставь свою болезнь на волю Божию». — Прим. греческого издателя. 47 Мф. 19,12. 48 2 Кор. 12, 7. 49 Священник, о котором повествуется в этой главе, был тяжело болен раком, и он просил отца Порфирия помолиться о том, чтобы над ним исполнилась воля Божия. — Прим. греческого издателя. 50 Мф. 17,4. 51 Ср.: Лк. 15, 24. 52 Ср.: Мф. 5,39. 53 Исх. 21,24. 54 Ср.: Пс. 50,19. 55 Ср.: Мф. 5, 44. 56 Лк. 6; 35. 57 Через три с половиной года, согласно принятому в Греции проценту с займа, сумма, с процентов становится равной самой ссуде. — Прим. перев. 58 Лк. 6,35. 59 Главная площадь Афин. — Прим. перев. 60 Никодим — один из членов Синедриона, тайный ученик Христа. См.: Ин. 3,1–21; 7, 32–53; 19, 38–42. Здесь имя Никодим используется в переносном смысле. — Прим. перев. 61 На Афоне всенощные бдения начинаются с заходом солнца и продолжаются всю ночь, до утра. Умилительное богослужение сопровождается торжественным пением и проходит с большим духовным молитвенным подъемом. — Прим. перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

В третьей главе, носящей пророческий характер, св. Петр говорит о " наглых ругателях " , которые смеются над ожиданием христианами второго пришествия Христова (ст 1-4), а затем повествует о последних судьбах мира: подобно тому как первый мир погиб в водах потопа, хотя тогдашним людям и казалось, что мир вечен и никакая гибель ему не угрожает, так и этот мир сгорит в огне. Мир, созданный Словом Божиим, тем же Словом и сохраняется, но до времени, до " дня суда и погибели нечестивых человеков " (ст. 5-7). Что касается мнимого замедления пришествия Господня, то нельзя говорить о сем замедлении по отношению к Тому, для Кого нет времени и у Кого " один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день " (Пс. 89:5). А если определение Божие о кончине мира до сего времени еще не исполняется, то причина этого только в Божественной любви к людям и Божием долготерпении: Господь " долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию " (ст. 8-9). Наступит кончина мира неожиданно: никто не будет знать о времени ее — как тать (вор) ночью, но выражению, употребленному Самим Господом (Мф. 24:43). При этом образе речи как побочная представляется та мысль, что погруженные в сон греховный и беспечные при этом потеряют все, что приобрели и имели, ибо тать похитит все это и погубит (Мф. 13:12; ст. 10). С приходом " дня Господня " последует преобразование мира огнем: " небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят " — небо перестанет существовать, как говорил об этом Господь в Мф. 24:35 и Тай-новидец в Апок. 20:11. Под " стихиями " разумеются простейшие составные части природы, каковыми в древности почитались огонь, вода, воздух и земля. Все разрушится, но не уничтожится, а лишь преобразуется и обновится, причем земля и все существующее на ней, все " дела " , то есть природа и искусство, древа, растения, минералы, животные, города, дома, оружия и учреждения — все это будет страшным образом разрушено действием огня (ср. Авв. 2:13).

http://sedmitza.ru/lib/text/430601/

Елизаветы Петровны от 7 дек. 1744 г., находится описание гробницы святого: «...на той гробнице на доске написанной образъ его преподобнаго Паисеи из давных летъ. А о чюдесехъ, каковые в прошедших годехъ происходили, того де в писании не обретается, а приходящей де народ, какия исцеления получаютъ ли, о томъ известия не имеютъ» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723-а. Л. 442 об.). В 1995 г. была сделана попытка обретения мощей святого (подробнее об археологических раскопках под руководством А. Г. Авдеева см.: Авдеев. 2009. С. 202-209). Канонизация П. подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, установленный в 1981 г. Ист.: Житие прп. Паисия Галичского по списку 1-й пол. XVIII в.//ПС. 1898. Ч. 2. С. 1-40 (то же: Каз., 1898); Антонов А. В., Баранов К. В. Акты XV-XVI в. из архивов рус. монастырей и церквей//РД. 1998. Вып. 3. С. 36-37. 27, 28; Маштафаров А. В. Вновь открытые монастырские акты XV - нач. XVII в.//Там же. Вып. 4. С. 43-44. 5; Авдеев А. Г. Житие прп. Паисия Галичского: Исслед. и тексты. М., 2009. С. 305-388; Житие Паисия Галицкого/Подгот.: С. А. Семячко//БЛДР. Т. 17: XVII в. СПб., 2013. С. 372-397, 620-628; Служба//Минея. Май (МП). М., 2002. Ч. 3. С. 71-87; Семячко С. А. К истории почитания прп. Паисия Галицкого и Овиновской иконы Богоматери//Рус. агиография: Исслед. Мат-лы. Публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 176-180, 192-197. Лит.: ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 447-450; Описание явлений чудотворных икон Пресв. Богородицы с показанием времени, когда оные случились, и мест, где сии святые иконы находятся//Собр. из разн. ист. книг Г. С. М., 1838. Вкл.: С. 16-17. 79; Козловский А. Взгляд на историю Костромы. М., 1840. С. 52-55, 142-144; Ист. сведения о нек-рых городах Костромской губ.//ЖМВД. 1848. Ч. 22. С. 5-6; Муравьёв. ЖСвРЦ. Май. 1858. С. 371-382. М., 1995р; Памятная кн. Костромской губ., 1862 г. Кострома, 1862. С. 330-331; СИСПРЦ. С. 194-195; Martinov J. Annus ecclesiasticus graeco-slavicus. Brux., 1863. P. 148; Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресв.

http://pravenc.ru/text/2578645.html

здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? 4Цар. 4:43 . 10. Ин. 6:10 . Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак, возлегло людей числом около пяти тысяч. Ин. 6:4 . 11. Ин. 6:11 . Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. 1Тим. 4:6 и д.; 1Цар. 9:13 ; Пс. 144:15, 16 . 12. Ин. 6:12 . И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. 13. Ин. 6:13 . И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Чудо насыщения пятью хлебами и двумя рыбами 5000 человек – то же, о котором повествуют первые три евангелиста ( Мф. 14:14 и далее; Мк. 6:32 и далее; Лк. 9:10 и далее. Ср. прим. к ним и Феофил.). Только, опуская некоторые черты сказаний тех евангелистов, Иоанн восполняет их некоторыми новыми частными чертами, будучи в общем совершенно согласен с ними. На вопрос, почему Иоанн из всей полуторагодовой деятельности Христовой в Галилее в это время описывает только это чудо (и следующее за ним хождение по водам и речь), и притом описанное уже другими евангелистами, можно отвечать тем, что это чудо тесно связано со следующею речью Господа, которую сообщает один только Иоанн, более «заботящийся о том, чтобы большую часть книги наполнить словами и беседами Христа к народу» (Злат.). Но можно видеть здесь ещё и другую причину. Характеристическая черта Евангелия от Иоанна – изображение развития неверия народа еврейского (вообще) во Христа Иисуса. – Из конца главы и отчасти изо всей речи Христовой, содержащейся в Ней, видим, что описываемое время было временем решительным, когда в отношении Иисуса Христа к галилеянам и обратно произошёл решительный переворот. Здесь случилось подобное тому, что случилось в Иудее, по изображению 8 и 12 глав, с тем различием, что в Иерусалиме, где преобладала завистливая ненависть ко Христу, поток неверия излился стремительно и дико и довёл Господа до смерти, в Галилее же, где народ был восприимчивее и доходил по временам до одушевления, когда этот народ не видел во Христе сочувствия к его ложным и извращённым мечтаниям относительно Мессии и охладевал к Нему, неверие принимало характер равнодушия; на Него не нападали, но от Него отпадали.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Объясн. Отсюда видно, что любовь ко Христу должна выражаться в подвигах служения Ему, в жертвах: кредитор прощает долг, а женщина миром помазала Христу ноги; стало быть, напрасно говорят, что Бог не требует Себе служения от рук человеческих: Лк.6:35 ; 1Кор.6:20 ; 1Ин.3:18 ; Лк.22:41 . Лк.19:41–42 . «Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». Объясн. На основании этих слов нельзя отвергать необходимости других разнообразных подвигов и жертв в служении Богу, как, напр.: Лк.6:35:8:3 ; Мк.12:41 ; на страшном суде не ради одного слышания слова Божия будет дано всепрощение: Мф.25:35 , стало быть, вся христианская жизнь должна истекать из стремления ко всему Христову учению: Мф.28:20 ; Иак.2:10 . Евр.13:20–21 . «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого кровью завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь». Объясн. Иисус Христос назван Пастырем, как и Сам назвал Себя Он, говоря: «Я есмь пастырь добрый»: Ин.10:11 . Этот Пастыреначальник во время земной жизни Своей избрал Себе помощников апостолов: Мф.10:1–5 ; Лк.10:1 , а затем основал в Церкви пастырей, учителей, пророков и др.: Еф.4:11 ; 1Кор.12:28–29 . Бог и в Ветхом завете высоко превознёсся, как говорит Писание: Исх.15:1–21 , и у нас, христиан православных, должно быть славословие и прославление Его не только словом, но и делом, так, чтобы, по словам Христа, и посторонние лица видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного: Мф.5:16 ; Пс.102:2–6 . О благодарности к Богу Лк.17:18–19 . «Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя». Объясн. Иноплеменник, кроме веры, показал ещё высокую добродетель – благодарность к Исцелившему, и Господь восхваляет такое душевное расположение, как, например, похвалил женщину, излившую миро на главу Его: Мф.26:12–13 , или бедную вдовицу, пожертвовавшую последние лепты: Мк.12:43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Однако, наряду со Священным Писанием в Ветхом Завете хранилась в преемственной передаче и незаписанная часть Слов Божиих, составлявшая в узком смысле Священное Ветхозаветное Предание (Втор. 4:9—10; 32:7; Иов. 8:8—10; Пс. 43:2; 77:3—4; Иона 1:3). И в Новом Завете Слова Божии, или Священное Новозаветное Преданно, впервые, после Вознесения Господа и на протяжении первого века, предали записям св. Апостолы, причем они записывали и свои деяния. Так образовалось Священное Новозаветное Писание. Однако, св. Апостолы не записали всего Священного Новозаветного Предания. Незаписанная ими часть Предания и составила, в узком смысле, Новозаветное Священное Предание, иначе — Апостольское Предание, так как оно передано св. Апостолами. Св. ап. Павел указал ап. Тимофею и способ хранения этого Предания: Что слышал от меня при многих свидетелях, то передай «верным людям», или «истинным сынам в вере», которые были бы способны и других научить (2 Тим. 2:2; 1 Тим. 1:2). Такая «преемственность» в передаче священного Апостольского предания сберегала его полноту, подлинность и неповрежденность. Но истинные сыны в вере не только устно передавали верным людям воспринятое ими Священное Апостольское Предание, но и предавали его записям. Так образовались письменные источники после св. Апостолов. Из этих источников мы и почерпаем незаписанное св. Апостолами Священное Новозаветное Предание. К числу таких источников принадлежат: «Правила св. Апостолов», «Апостольские Символы Веры», «Апостольские литургии», «Мученические акты», «Писания Мужей Апостольских», то есть учеников св. Иоанна Богослова, главным образом, — св. Игнатия Богоносца, Поликарпа, еп. Смирнского, и Папия, епископа Иерапольского, «Правила и постановления Семи Вселенских Соборов» и принятые Вселенскими Соборами «Правила поместных соборов» и «Правила и послания св. отцов и учителей Церкви» (VI Всел. Соб., прав. 2-е). Эти «Правила и постановления Вселенских Соборов» признаются боговдохновенными, потому что в них изложено апостольское учение: храним не нововводно (Догмат VII Всел.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Тело Д. Г. принесли в ц. св. Леонтия, где после отпевания оно находилось 7 дней до приезда в Галич кн. Дмитрия Шемяки. Останки Д. Г. положили в колоду и повезли в Москву, куда траурная процессия прибыла 14 окт. В Архангельском соборе Московского Кремля была отслужена панихида; затем колоду вскрыли, «мняще толико кости обрести», но увидели Д. Г. «всего цела суща, ничим же вредима», также и погребальные ризы, «яко же прежеположени на него», «лице же его бело, яко у спящаго, не имея черности, ниже синеты» (ПСРЛ. Т. 25. С. 261-262). Князь был похоронен в гробнице своего отца. В сент. 1507 г., во время строительства существующего ныне Архангельского собора, останки Д. Г. и его брата кн. Василия Косого были перезахоронены в одном гробу («того ради, что разсыпашася»). Гробница Д. Г. находится в Архангельском соборе, у зап. стены. Кончине Д. Г. посвящено стихотворение К. Д. Бальмонта «Смерть Димитрия Красного». Имя Д. Г. включено в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) (С. 58), описание облика князя встречается в иконописных подлинниках XVIII в. Канонизация Д. Г. совершилась включением его имени в Собор Тверских святых (праздн. установлено в 1979) и в Собор Костромских святых (праздн. установлено в 1981, имя Д. Г. включено в Собор в 2004). Ист.: Житие прп. Паисия Галичского: По списку 1-й пол. XVIII в.//ПС. 1898. 7/9. С. 27-28; ДДГ (по указ.); АСЭИ. Т. 1, 3 (по указ.); ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1; Т. 6. Вып. 2 (по указ.); Т. 8. С. 109-111; Т. 12; Т. 15; Т. 18; Т. 20. Ч. 1; Т. 23-28; Т. 30; Т. 37; Т. 39; Т. 42-43 (по указ.); Каштанов С. М. Очерки рус. дипломатики. М., 1970. Прил. (по указ.). Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 149-152; Экземплярский. Князья Сев. Руси. 1891. Т. 2 (по указ.); Голубинский. Канонизация святых. С. 353; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сентябрь. С. 153-154; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 556; Скворцов Л. П. Димитрий Юрьевич Красный, князь галичский//Поволжский вестн. Кострома, 1911. Окт. 9-15; Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918; Черепнин Л. В. Рус. феодальные архивы XIV-XV вв. М.; Л., 1948. Ч. 1. с. 117-120, 122-124, 128; Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991. С. 18, 32, 40, 60, 67, 70-72, 74, 76, 81, 89; Авдеев А. Г. Галичская земля в XII-XV вв.: (По Житию прп. Паисия Галичского): АКД. М., 2001. С. 10-11, 14.

http://pravenc.ru/text/178195.html

Тогда как все прочие существа получили бытие свое от Бога и находятся в постоянной от Него зависимости, Бог ни от кого, ни в чем не зависит – Он самобытен. Ясное учение о самобытности Божией мы находим в тех местах Св. Писания, где говорится: – 1) Что кроме Единого Бога нет другого Бога, и что Ему никто ничего не давал ( Ис.43:10 ); 2) что Он есть единственное начало всего, – альфа ( Ис.44:6 ); 3) что Он имеет жизнь в Себе Самом и есть источник жизни ( Ин.5:26 ). Бог не зависим. Под именем независимости в Боге разумеется такое свойство, по которому Он и в существе, и в силах, и в действиях Своих определяется только Собою, а не чем-либо сторонним, и есть самовластный; Св. Писание независимость Божию изображает так: – 1) Бог не нуждается ни в чем, и Сам дает всем все ( Деян.17:24–25 ); 2) ничто стороннее не может сообщить что-либо Богу ни в отношении к Его совершенствам, ни в отношении к Его совершенствам, ни в отношении к действиям ( Ис.40:13–14 ); Бог есть владыка над Всеми прочими существами ( Пс.49:12 ). Неизмеримость и вездеприсутствие приписываются Богу в том смысле, что Он, как Дух безпредельный во всех отношениях, не подлежит никакому ограничению пространством или местом, но наполняет Собою все. Наполняя же все, Он, естественно, находится во всяком месте и присущ всякому существу. Вера в вездеприсутствие Божие видна: 1) в период патриархальный в словах Иакова и Ливана, когда они утверждали между собой завет: се никтоже с нами есть: виждь, Бог свидетель между мною и тобою ( Быт.31:44 ); в период подзаконный ясное учение о вездеприсутствии Божием находим в словах Господа ( Ис. 66:1 ); в период христианский мысль о вездеприсутствии предполагается в замечании Спасителя самарянке, что поклонение Богу истинному не может быть привязано к одному месту, а должно совершаться повсюду ( Ин.4:21–23 ), и ясно выражается в словах апостола: Бог... сотворил весь язык человечь... взыскати Господа, да поне осяжут Его и обрящут, яко не далече от единого коегождо нас суща ( Деян.17:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Только к Церкви святой и непорочной ( Еф. 5:26–27 ) могут быть приложимы те отличительные черты, которыми рисует Иоанн виденную им жену. Он говорит, что жена была одета в солнце, под ногами ее – луна, и на голове ее – венец из 12 звезд. Одеяние в солнце, не просто освещение солнечным светом, доходящим издали, но нечто большее, и не просто какое-либо украшение 877 , а полное погружение в солнце и его свет и блеск, – такое одеяние есть выражение высшей славы, чистоты и совершенства жены. Такое одеяние и приличествует св. и славной христианской Церкви как телу Христову, члены которого, крестившись во Христа, и облекаются в Него, как в Солнце правды ( Гал. 3:27 ). Что солнце берется здесь не в простом понятии дневного светила, это становится понятным из дальнейшего. Если бы луна, находящася под ногами жены, была взята здесь как светило ночи ( Быт. 1:16 ), то оказалась бы совершенно излишнею, так как терялась бы в солнечном свете, которым была облечена жена. Она, очевидно, берется в своем общем значении светила и, как светило менее блестящее, освещает только нижние части жены 878 . В этом образе нет противоположения, но лишь соотношение, и поэтому луна не может быть принимаема 879 за символ земного света, в противоположность солнцу – символу света небесного и духовного. Не может быть принимаема луна и за символ ночи и тьмы 880 , и в ее положении под ногами жены нельзя видеть нарочитого указания на преодоление женою мрака и на ее господство над злом и нечестием. Луна при жене – с тою же целью как и солнце ( Пс. 89:37– 38 ), т.е. для придания ей большего света и большего блеска, для более очевидного обозначения ее прославленности и близости к небу, светила которого окружают ее. Этой же цели служат и звезды, окружающия голову жены ( Дан. 12:3 ; Мф. 13:43 ). Вся фигура жены, окруженная светом, отчасти напоминает явление Христа, 1:3–16, и Бога, 4:3, хотя только отчасти; там свет был, так сказать, собственный, здесь же свет посторонний по отношению к жене, – он был только ее одеянием, но не неотемлемою и природною принадлежностью; он для нее был украшением, даром 881 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010