2. Как понимать пророческое обетование; «завещаю вам завет вечем, преподобная Давидова верная» (ст. 3)? – Под «вечным заветом» нужно разуметь новый союз Бога с человеками чрез Иисуса Христа, который в противоположность нарушенному и расторгнутому завету Синайскому называется вечным, нерасторжимым (ср. Иер.31:31–34 ). Дальнейшие слова: «преподобная Давидова верная», или «неизменныя милости, обещанныя Давиду» определяют частные блага этого завета, именно, как объяснил ап. Павел: воскресение распятого Христа ( Пс.2:7 и 15:10), а чрез Него, прощение грехов Пс.39:7 ) и оправдание пред Богом (см. Деян.13:32–39 ). § 30. Гл. 60:1–22: пророчество о славе Иерусалима Изложение содержания. – а) После карательного гнева Божия на богоотступный Сион, или Иерусалим (60:10) и после презрения и ненависти к нему народов (ст. 14 и 15) настанут, времена славы Иерусалима. Провидя эту славу Иерусалима, пр. Исаия обращается к нему и приглашает его воспрянуть от долгого унижения и засветиться отблеском света Божия; потому что настало время светлого торжества его от присутствия над ним славы Иеговы. Вот мрак бедствий покроет всю землю и живущих на ней народов, а над Иерусалимом явится Господь и видимо узрится блеск славы Иеговы, так что цари и народы увидят это и пойдут на свет Сиона (60:1–3 ср. Ап.21:24). б) Затем сам Спаситель и Искупитель Сиона (ст. 16), прославленный Раб Иеговы, приглашает Иерусалим посмотреть, как дети его (Иудеи) идут к нему издалека, сопровождаемые с честью представителями народов (ст.4). С изумлением и с радостным трепетом сердца увидит он, как богатства народов направляются к Иерусалиму: вот, с юга (из гор. Мадиама и Ефы и из Савеи) караваны верблюдов несут в дар Богу золото и ладан и славословят Господа; вот, с востока собираются стада овец Кидарских и Наватейских для благодарной жертвы Богу, чтобы возвеличить дом молитвы, дом Иеговы; а, вот, с запада, как облака, как белые голуби летят, это – корабли ст. белыми парусами и впереди всех карабли Фарсисские плывут по морю; это – западные народы, давно ждавшие явление славы Иеговы, теперь спешат привесть чад Сиона, серебро и золото в дар Богу, который прославил его, т. е. Сион (ст. 5–0). Тогда сыновья иноземцев будут заботиться о благоустройстве и безопасности (– «созиждут стены») Иерусалима и цари их будут служить ему. Многие народы и цари придут с богатствами своими в Иерусалим, так что врата его будут отворены день и ночь для приема их (ср. Ап.21:25 и 26); потому что те народы и царства, которые не захотят служить Иерусалиму, погибнут, и, вот, слава Ливанова, прекрасные кипарисовые, певговые и кедровые деревья (это – цари и князья) придут, чтобы послужить украшением святилища Божия, и таким образом прославится подножие ног Господа; даже потомки врагов Сиона со смирением поклонятся ему, признавши его святость (ст. 10–14),

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

24:1–13 Господь опустошает землю. Впечатляющие описания усиливаются при помощи повторов, рифм и игры слов. В выражении уничтожает лицо ее читаем «изменяет вид ее» (ср. яркий термин Иерусалимской Библии «сгибает», «гнет»). Причиной суда названо (отметим двойное за то ст. 6) нарушение человечеством всех законов и обязательств. Не факт, что под вечным заветом подразумевается обещание Бога всему живому на земле в Быт. 9:9–11 , поскольку выражение в ст. 5 может означать просто «наиболее постоянное из всех соглашений» (но отметим намек на потоп в ст. 18б). 7 Упор на безрадостности – это поразительное пояснение тому, что в Евр. 11:25 названо «временным, греховным наслаждением» (RSV), а выражение, взятое оттуда же, – «опустевший город» (10; ср.: Быт. 1:2 ) – свидетельствует о разрушительном действии греха, превращающего установленный Богом порядок в изначальную бесформенность. Единственным проблеском надежды можно назвать упоминание об обирании винограда (13), о том, что немного осталось людей (6), как в 17:6 и в отрывках об «остатке», напр., 10:20–23. 24:14–16 Песнь о величии Господа и нынешние лишения. Песнь хвалы, судя по всему, принадлежит рассеянному «остатку» (см.: ст. 13), среди которого, говорится в Евангелии, могут находиться как обратившиеся язычники, так и еврейский народ (ср.: Ин. 11:52 ). Выражение на востоке (15) буквально звучит «при свете», перевод NIV подтверждается соответствующей фразой с запада (с моря; 14). Но здесь автор забегает вперед, а затем мы опять возвращаемся в напряженное настоящее ст. 16 (ср. те же метафоры в 17:4–6). 24:17–23 Вселенский суд. Первые три существительных в ст. 17, поразительно похожие в оригинале, возвращают нас к теме неизбежности суда. О тщетном бегстве в ст. 18а – ср. с Ам. 5:19 . (О предпосылках ст. 18б см. ст. 5.) Воинство выспреннее (буквальный перевод, вариант NIV – «силы небесные») может в некоторых контекстах означать просто «звезды» (ср.: 40:26); однако здесь, в дополнение к царям земным, которые будут заключены и наказаны (ср.: 2Пет. 2:4 ), фраза означает «духов злобы поднебесных» ( Еф. 6:12 ). Наиболее полно о подобных существах в Ветхом Завете говорится в Дан. 10:2–21 ; ср., вероятно, Пс. 81 . В Новом Завете – см. дальше, напр.: Рим. 8:38–39 ; Кол. 2:15 ; Отк. 12:7–12 . Но в самом конце говорится об абсолютной славе (23). Если солнце и луна потеряют свой свет, то только потому, что их затмит сияние Самого Света, Господа, воцарившегося в полной славе. По сути, это то же видение, что и в Отк. 21:22–27 . 25:1–12 Великое освобождение

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В том же смиренном виде показывает Мессию Исаия в другом пророчестве (11, 1 – 6), но где подробно изображены и высокие преимущества Мессии. Возникнет ветвь от пня Иессеева и отрасль от корней его изнесет плод (ст. 1).– Gessa, из котораго возникает ветвь, собственно значит не вообще стебель, но древо, срубленное до корня, по чтению Феодотиона и Симмаха χορμιος– пень ( Ис. 40, 24 . Иов. 14, 18 ). На такое значение указывает и второе полустишие. Так здесь изображается некто имеющий родиться от племени униженного, пришедшего в неизвестность. Иессей, от которого сия отрасль, славен по царственному потомству; след. пророчество говорит не об известных царях-потомках Иессея. Далее пророк показывает высокие дарования Духа и свойства истинно царские, которыми украшен будет потомок Иессеев (ст. 2–5); изображает не обыкновенный мир и повсемественное ведение Иеговы, которые распространятся при сем царе (6–9); благоговейные надежды язычников на сего царя (ст. 10); собрание рассеянных сынов израиля и их взаимную любовь (ст. 11 – 13); необыкновенные победы над народами (14–16). Здесь 1) все черты царя и царства Его не обыкновенны и приложены быть могут только к Мессии. Самый Давид не имел таких необыкновенных дарований духа и таких качеств нравственных, какие усваяет пророк известному для него потомку Иессееву Поразит землю жезлом уст своих и духом уст своих умертвит нечестиваго (ст. 4). Это действие принадлежит только Иегове! От какого царя можно ожидать водворения такого чудного мира, чтобы волк жил с ягненком, младенец играл с аспидом? Мир сей при том представляется в связи с повсемственным ведением Иеговы и с победами над народами; земные владыки никогда не дадут такого мира. 2) Некоторые черты сего потомка Иессеева очевидно те же самые, какими откровение доселе изображало избавителя мира. Подобное тому, что сам говорил Исаия о рабе Иеговы, говорится о потомке Иессеевом (ст. 1). Гибель нечестивого (ст. 4) напоминает сокрушение главы змия древнего. К потомку Иессеевому обратятся с благоговейными надеждами все народы, говорит пророк (ст. 10). Тоже говорил и о Мессии Иаков и Давид. Рабу Иеговы (53, 10–12) и помазаннику Сыну Божию ( Пс. 2, 4 ) достаются в добычу народы; потомок Иессеев также торжествует над народами, (ст. 14 – 16). 3) И предание иудейское, которого отзыв слышим между прочим в таргуме иерусалимском 39 новозаветное откровение обьясняют сие пророчество о Мессии ( Апок. 5, 2. 22, 16 . Рим. 15, 12 . 2Сол. 2, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

некоторое сходство с Иеремиею в Пс. 23 , – ср ст. 1 с Иер.10:12 , ст. 3–4 с Иер.7:2–4 ; ст. 8–10 с Иер.10:10 и 16, – совершенно ничтожное в сравнении с сходством его с Пс. 14 и 100 и др. Давидовыми же писаниями, или в Пс. 100 употребление в ст. 5. Chirck compagiuis, будто бы исключительно свойственного писаниям последнего периода, хотя употребляемого и в древнейших напр. Быт.31:39, 49:11 , Втор.33:16 (по евр.) и др.; также сходство выражений ст. 8 с 1Макк.9:23 и 73 и свойственное будто бы маккавейскому времени разделение двух партий – верных и нечестивых земли , хотя такое различие не менее ясно и в Пс.9:13 и 10:12 (с евр.), которые Гитциг тем не менее относит к Давиду и т п.), кажется им совершенно достаточным основанием, чтобы те или другие псалмы относить к одному времени с этими последними писаниями. Чем объяснить такую непоследовательность, как не предубеждением против писаний древнейших и предвзятым намерением низвести их к возможно позднейшему периоду?! 704 Св. Иустин Филос. в разгов. с Трифоном; св. Киприан в слове на вознесение, Афанасий В и бл. Феодорит в толк Пс, Иероним в письме к Дамасу и пр. см. толк. Псалт. Иринея Т. 1 стр.270, 1823 г. 707 В русск. пер. Псалт. Синод. изд. 1871 г. все глаголы переведены в прош. вр. и кроме того 1-я половина 2-го стиха в вопросительной форме: «Господи! Не надмевалось сердце мое, и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосязаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитя, отнятого от груди матери (в евр. или подле матери своей)? Душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди». – Но во 1-х, в приведенных словах псалмопевец изображает не какое-либо только временное, когда-то бывшее настроение своей души, а скорее обыкновенное и постоянное состояние, составлявшее отличительную черту его нравственного характера; а во 2-х частица в предложениях, в которых недостает второй соответствующей половины, по употреблению в Св. П., и согласно свидетельству филологов (Chr Stockii Clavis linguae Sanctae, Ptrpl 1827.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Пс.68:13             Толковали 375 обо мне сидящие во вратах,                         и [обо мне] – песни пьющих сикер. Человек становится «притчей» (ст.12) – его с кем-то сравнивают и высмеивают. «Во вратах» города сходился народ, там же был рынок. О ревнующем по Боге поют «песни» (с игрой на «струнных») в компании «пьющих сикер» – крепкий («пьянящий») напиток. В Псалме высвечивается положение:        человек, который имеет ревность по Боге, становится популярен в народе: он – предмет всеобщих пересудов и веселья. Так происходит только в эпохи, когда духовная слепота глубоко проникла в самый народ (как это было в Иерусалиме при Иисусе или с нашим народом в прошлом веке) – над праведными издеваются и шумят. И в этом шуме народном не тонет одинокий голос, который нельзя заглушить, потому что он ни с чем не смешивается: Пс.68:14             А я – молитва моя к Тебе,                         Господи, время благоприятно;                         Боже, по великой милости Твоей ответь мне                         в истине спасения Твоего. Во всеобщем ради Бога поношении – для молитвы время благоприятное 376 . Тут же является от Бога и «великая милость», и «истина спасения», то есть не временное облегчение, а твердый путь. «Блаженны вы, когда будут поносить вас ради Меня» ( Мф.5:11 ). Псалом 68 начинается с того, как чувствует себя душа, погружаясь во ад: «я погряз в топи пучинной, и не на чем стать» (ст.3). Псалом возвращается на эту первую мысль – пребывание во аде: Пс.68:15             вырви меня из грязи, да не погружусь,                         да вырвусь от ненавидящих меня и из глубин вод. «Глубины вод» и топкая «грязь» – образы преисподней (ст.3). Итак, «ненавидящие», «толкующие», «поющие», «братья» и сестры –        народ такой грязью облепил праведного, что сделал ему ад при жизни. Пс.68:20             Ты знаешь поношение мое                         и стыд мой, и позор мой; пред Тобой все враги мои. «Поношение… стыд… позор» – три синонима: полное бесчестие. Враги Мессии обратили это (поношение и прочее) против Бога («ради Тебя несу я поношение»; ст.8). Бог «знает» это («пред Тобой все враги мои») – поэтому полное бесчестие обратится на врагов Мессии: «да постыдятся и посрамятся… да опозорены будут желающие мне зла» ( Пс.40 /39:15; ср. Пс.35 /34:3). Их ожидает лишение прежнего статуса, и это будет первым признаком их духовного поражения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

В ст. 30 изобличается мелкость их мыслей, ибо какого еще чуда они ожидали, как не насыщения множества из ничтожных запасов? Упоминание о манне в пустыне (31) позволяет разгадать ход их рассуждений. Они, вероятно, считали, что тогдашнее изобилие превосходило то, что обеспечил Иисус, уже в силу своего количества. По–видимому, их представление о знамении сводилось к опыту израильтян в пустыне. Это было равносильно ожиданию, что Мессия, чтобы произвести на них впечатление, должен превзойти Моисея. Выражение хлеб с неба скорее всего взято из Пс. 77:24 , хотя имеются и другие параллели. Иисус подхватывает тему (32), начиная с отрицания, что хлеб небесный давал Моисей, а затем отождествляет хлеб с Собой. В отличие от манны, которая была дана только израильтянам и только на определенный срок, Иисус как хлеб непрерывно дает жизнь миру (33). Но ст. 34 показывает, что слушатели так и не смогли избавиться от буквального понимания. В следующем разделе Иисус подтверждает, что Он есть хлеб истинный. В ст. 35 зафиксировано первое из великих «Я есмь» Иисуса, и следующие стихи (35–51) представляют собой развернутый комментарий к этому изречению. Это прямой ответ на требование хлеба, ибо люди должны были понять, что Иисус говорит о духовной, а не материальной пище. Хлеб жизни означает хлеб, дающий жизнь, но такой хлеб доступен только тем, кто верует в Иисуса, – условие, которое его слушатели не выполнили (36). Если успех миссии Иисуса зависел от веры людей, не означает ли это неудачу? Ответ дает ст. 37. Окончательное решение в руках Отца. В выражении приходящего ко Мне подчеркнута важность индивидуального отклика. Категорическое отрицание – не изгоню вон – следует понимать как заверение, что Иисус сохранит пришедших. Как явствует из ст. 38,39, несогласие между Отцом и Сыном невозможно. Все, что дает Отец, получит Сын – чтобы ничего не погубить. Обратите внимание, что слово все в ст. 39 среднего рода (как и в ст. 37) и вбирает в себя все, что дано Отцом Сыну. Два упоминания последнего дня (40) показывают, что Иисус имеет в виду конец времен, когда все будет завершено.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

По церковному употреблению в составе великого повечерия псалом этот представляет собою молитву верующего на сон грядущий о том, чтобы Господь сохранил поручаемую Ему при отхождении ко сну жизнь и защитил не могущую в то время действовать душу его от козней невидимых врагов, преимущественно избирающих ночное время для искушения и устрашения различными сновидениями. Придаваемый ему в этом употреблении смысл кратко выражается в следующих, читаемых на том же повечерии, тропарях: «невидимых враг моих неусыпание веси, Господи, и окаянныя плоти моея неможение веси: темже в руце Твои предаю дух мой (ср. Пс.ст. 6), покрый мя крилома Твоея благости (ср. ст. 20–21), да не когда усну в смерть». – «Заступник души моея буди, Боже (ср. ст. 3), яко посреде хожду сетей многих (ср. ст. 5): избави мя от них и спаси мя (ст. 2, 3 и 16), Блаже, яко человеколюбец (ст. 20)». Въ конецъ, аломъ Двд, 1. Начальнику хора. Псалом Давида. [Во время смятения]. 1 . В евр.-халд. в надписании читаются только слова: начальнику хора, Псалом Давида; слав. т. е. «в состоянии вне себя от горести», так же как русское: во время смятения и лат. pro extasi, есть перевод греческого χστσεως, которое по свид. Евсевия и бл. Феодорита в их время читалось только в некоторых греч. списках, а из дошедших до нас древних кодексов не читается в Синайском и, без сомнения, не принадлежит первоначала ному переводу 70-ти, а внесено впоследствии. В теперешнем чтении эта прибавка, конечно, представляет заимствованное из самого Пс.изъяснение исторического положения псалмопевца при написании псалма (ср. ст. 23 и Евсевия о надп.) и вместе того состояния верующих, которому наиболее соответствует псалом, – именно состояния крайней опасности, близкого к отчаянию или малодушию (см. св. Афанасия Александр. посл. к Маркел. в р. п. стр. 21); но едва ли первоначальное чтение не было ξωστσεως,=внестояния, т. е. в смысле указания о назначении Пс.для тех из кающихся, которые стояли вне храма и назывались иначе плачущими? (См. выше стр. 39).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Псалом 9. Благодарственная песнь Господу за поражение врагов, с горячею молитвою о новом, скорейшем их поражении и истреблении Псалом 9-й представляет собою соединение двух, различных по своему характеру, песней, – благодарственной по случаю победы над враждебными народами (ст. 1–21) и просительной – об избавлении народа Божия от угнетения гордых и жестоких язычников (ст. 22–39), почему в евр. т. (=халд, и сирск.) и разделяется на два отдельные псалма 9 и 10-й (см. выше, стр. 55–56). Но не без основания 70 толк. (=лат., арабск., слав. и русск.) соединили обе эти песни в один псалом, потому что, при необычном в этой части собрания псалмов отсутствии надписания у второй из них, обе они близко сходятся между собою не только в общей своей мысли, выражении упования на Господа, но и в одинаковом изображении народа Божия, как бедных, нищих и угнетённых чтителей Господа (ср. ст. 10, 13, 19 с 23, 30, 31, 33, 35, 38 и 39), а врагов его, как гордых и нечестивых язычников (ср. ст. 6, 17, 18, с 23–28, 34, 36–37), равна как и во многих других частных мыслях и выражениях (ср. ст. 10 с 22; 13 и 20 с 33; 5–8 с 36–37; 19–21 с 39), и даже во внешней форме построения, так как в обеих заметно одинаковое строфическое расположение, большею частью четырестишиями, и акростихическое построение по евр. алфавиту, которое, начавшись в первой половине псалма, продолжается потом во второй, хотя и с пропуском некоторых букв, но с соответствующими им строфами, за которыми опять следует продолжение алфавита. Все эти черты сходства очевидно не могут быть объяснены случайными совпадениями и ведут к предположению, что обе части псалма близки одна к другой по времени и обстоятельствам своего происхождения, и что вторая из них написана была вскоре после первой и для продолжения ее при неожиданно изменившихся отношениях к неприятелям, когда, вслед за радостным событием победы над ними, пришлось испытать горькое чувство нанесенного ими поражения. Итак, как псалом, по свидетельству надписания (ст. 1), положению своему среди исключительно Давидовых псалмов и по всем внешним и внутренним признакам, бесспорно принадлежит Давиду, то можно полагать, что он относится ко времени войн Давида с сирийцами, когда вслед за славными победами над этими врагами на северной границе царства ( 2Цар.8:3–8 ; 1Пар.18:3–8 ), получено было известие о неожиданном, опустошительном набеге идумеев на южные пределы ( 1Пар.18:12 ; Пс.59:2 и 3; 3Цар.11:15–16 ) 110 которое естественно должно было изменить радость победного торжества в сетование пред Господом о поражении.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010