Мк.10:37 . Они сказали Ему: дай нам сесть у тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей. Даждь нам, да един одесную Тебе и един ошуюю Тебе сядева (дай нам сесть у Тебя одному по правую руку, а другому по левую) во славе Твоей, т. е. занять самые первые места в земном царстве Мессии (См. 1Цар.20:25 ; Пс.109:1 ). По Евангелию Матфея, Иисус Христос незадолго пред этим, когда Апостолы спрашивали Его: что будет им за то, что они все оставили ради Него ( Мф.19:27 ), высказал им обещание посадить их в Своем царстве на 12-ти престолах для суда над 12-ю коленами Израилевыми (ст. 28). Апостолы, по всей вероятности, поняли это обещание Христово буквально, и теперь, когда подходили к Иерусалиму, думали, что Господь в скором времени откроет Свое царство; потому и обратились к Нему с просьбой. Известно, что и Апостолы, до сошествия на них Св. Духа, имели, подобно Иудеям, неправильное понятие о царстве, устрояемом Иисусом Христом. Св. Златоуст так пишет относительно бывших недостатков Апостолов: „Никто не должен смущаться, видя Апостолов столь несовершенными; ибо крест еще не совершился, благодать Духа еще не была им дана. Если же хочешь познать добродетель их, то смотри на их последующую жизнь, и увидишь, что они были выше всех страстей“. К просьбе о высших местах могло расположить Апостолов Иакова и Иоанна и то обстоятельство, что они видели себя в большой чести пред другими у Господа (Злат.). Мк.10:38 . Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Мк.10:39 . Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещуся, будете креститься; Не веста, чесо просита (не знаете, чего просите). Апостолы не знали, потому что не имели надлежащего понятия о Христовом царстве, которое должно быть не таково, как обыкновенные земные царства. Можете ли пить чашу и пр. Здесь Господь указывает, что еще прежде прославления предстоят Ему Самому и Апостолам Его великие подвиги – придется страдать и умереть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

А (чтобы показать), что он произнес все это пророчество от лица Христова, Давид к словам: « жертвы и приношения Ты не восхотел », прибавил: « но тело уготовал Мне », разумея тело Владычное, общую за вселенную жертву, которая очистила наши души, разрешила грехи, уничтожила смерть, отверзла небеса, показала нам многие и великие надежды и все прочее устроила. Видя это, и Павел воскликнул так: « о, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его » (Римл. 11:33). Провидя все это (Давид) и сказал: « много сделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих ». Потом, сказав от лица Христова: « всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал », он присовокупил: « тогда я сказал: вот, иду » (Пс. 39:7–8). « Тогда » — когда же? Когда наступит время совершеннейшего учения; ибо, менее совершенному (люди) должны были научиться от рабов Его, а возвышеннейшему и превышающему природу человеческую от Самого Законодателя. Посему–то и Павел сказал: « многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил » (Евр. 1:1–2). И Иоанн также: « закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа » (Иоан. 1:17). Значит, величайшая заслуга закона и в том, что он приготовил природу человеческую для этого Учителя. Потом, дабы ты не подумал, будто (Христос) есть новый Бог и вводит какое–нибудь новшество, вот что говорит: « в свитке книжном написано о мне » (ст. 8). То есть, пророки издревле предвозвестили Мое пришествие, и в самом начале священных книг открыли людям познание о Моем Божестве. 3. Так, когда Бог говорит в начале творения: « сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему » (Быт. 1:26), то гадательно открывает нам Божество Сына, к Которому он обращает речь. Потом, желая показать, что новое не противно прежнему учреждению, но что была воля Божия и на то, чтобы та жертва прекратилась и на место ее введена была эта (тут было в самом деле стремление к улучшению, а не противоречие и не борьба), Давид к словам: « в свитке книжном написано о мне », присовокупил: « я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

требование Иисуса Навина к Ахану признать совершённый им грех: воздай славу Господу, Богу Израилеву и сделай пред Ним исповедание и объяви мне, что ты сделал (Нав 7:19). Мы знаем, что Человек Тот грешник — фарисеи говорят с полной уверенностью: человек, прямо нарушивший религиозный закон, никем иным, кроме как грешником, быть не может. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу — исцелённый настаивает на верности первой стороны дилеммы, сформулированной в ст. 16. Задолго до написания четвёртого Евангелия разрешение её было дано апостолом Павлом: конец закона — Христос (Рим 10:4) и, осудив Иисуса Христа, закон упраздняет себя (искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою Гал 3:10–14). Осудив Иисуса, фарисеи в результате осуждают и закон, и самих себя. Или и вы хотите сделаться Его учениками? — частица m» в начале вопроса предполагает отрицательный ответ и в данном случае означает иронию. Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики — Моисей олицетворяет закон, старый порядок вещей, см. резкие противопоставления в Нагорной проповеди у Матфея (Мф 5:21–22,27–28,31–34,38–39,43–44). Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог — об особых отношениях Моисея с Богом см. Исх 33:11 (И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим). Сего же не знаем, откуда Он — эти слова вступают в противоречие с 7:27, где иудеи говорят, наоборот, что Иисус не может быть Мессией, потому что Его происхождение из Назарета хорошо известно. В действительности оба утверждения об Иисусе ложны и одновременно же оба (в ключе Иоанновой иронии) истинны в смысле, скрытом от говорящих. Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он — ср. упрёк Христа Никодиму (3:10): признанные народом религиозные авторитеты оказываются не на высоте перед лицом непривычных для них событий: их реакция сводится к растерянности и озлоблению. Грешников Бог не слушает — см. 1 Ин 3:21–22; Ис 1:15; Пс 65:18; 108:7; Притч 15:29; Иов 27:8–9; 35:12. Понятно, что молитва искренне кающегося грешника будет услышана Богом, но не молитва лицемера, который и не собирается следовать Его воле.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

В прославлении человеческой природы Христа Иларий различает две степени или два элемента. Первый связан с воскресением Христа из мертвых. Иларий основывается на словах Евангелия Иоанна: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты дал Мне для совершения; и ныне прославь Меня, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя до создания мира» ( Ин. 17, 4–5 ). Совершив на земле все, что было предопределено совершить для спасения людей, прославив Отца Своими делами и учением, ввиду приближающейся смерти, Христос молится о том, чтобы воспринятому Им человеку была дана та же слава, которою Он обладал как Бог Слово до создания мира. «Сын, ставший теперь плотью, молился, чтобы плоть для Отца начала быть тем, чем было и Слово, чтобы то, что было во времени, получило славу той светлости, которая вне времени, чтобы преобразованная тленность тела была поглощена силою Божией и нетлением Духа» (De Tr. III, 16; срав. IX, 39–41). Такое прославление воспринятого человека Иларий относит к моменту воскресения Христа и, приурочивая на основании Деян. 13, 32–33 слова псалма: «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» ( Пс. 2, 7 ) к этому именно моменту, называет прославление Воскресшего третьим рождением Слова. Апостол Павел, имея в виду предвечное рождение Единородного Сына, называет Его «Перворожденным всей твари, потому что в нем было создано все, что на небе и на земле, видимое и невидимое» ( Кол. 1, 15–16 ), а потом Его же называет Перворожденным из мертвых в воскресении (ст. 18) (De Tr. II, 28). И Сам Господь указывает на этот же момент в словах: «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы Божией» ( Мф. 26, 64 ), показывая этим, что «тогда Сын Человеческий, рождаемый силою воскресения в совершенного Сына, т. е. к возвращению и дарованию телу славы Своей вечности, которую просил у Отца, будучи телесным… И этот день воскресения Его есть день получения славы, через которую Он рождается в то, чем был прежде времени» (ib., II, 27). Прославление же плоти состоит в поглощении ее смертности бессмертием и в Божественной славе. В этом прославленном состоянии видели Иисуса Христа избранные Его ученики на Фаворе, апостол Павел на пути в Дамаск, первомученик Стефан во время побиения его камнями и увидят все в день последнего Суда (ib., III, 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

Мф.12:36. Глаголю же вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный.Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда_    Праздным называет исполненное клеветы и лжи, или излишнее и вредное; а словом — оправдание и обвинение. Немаловажным средством к исправлению служит не только оправдание и обвинение, но и угроза, — что часто Он делает. Мф.12:37. От словес бо своих оправдишися и от словес своих осудишися.ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.    За добрые будешь оправдан, а за злые — осужден. Мф.12:38. Тогда отвещаша нецыи от книжник и фарисей, глаголюще: Учителю, хощем от Тебе знамение видети.Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.    Когда следовало бы преклонить голову, когда надлежало исполниться удивлением, они все-таки остаются бесстыдными; Кого по безрассудной дерзости недавно называли имеющим беса, теперь льстиво называют Учителем, и после стольких чудес желают видеть знамение, конечно, не с целью уверовать, а поставить в затруднение Господа. Не будучи в состоянии возражать Ему, так как Он всегда легко изобличал их, они переходят к делам. Лука (11, 16) говорит: «друзии же искушающе, знамения от Него искаху с небесе».А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.    Они предполагали, что земные знамения Он совершал волшебством, а знамения с неба, конечно, не может совершить, не будучи Богом. И в другом случае они говорили: «несть Сей от Бога Человек» (Ин. 9:16).не от Бога Этот Человек. Мф.12:39. Он же отвещав рече им: род лукав и прелюбодей знамения ищет…Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения;    Пока они поносят Его, Он кротко беседует с ними, а когда льстят, отвечает сурово, так как ни побеждается гневом, ни смягчается лестью. Порицает их за лукавство предков, как достойное порождение. Лукавым назвал род их, как издревле неверный и искушающий. И Давид сказал: «и не вероваша чудесам Его» (Пс. 77:32), и опять: «и искусиша и преогорчиша Бога Вышняго» (ст. 56). Назвал прелюбодейным родом за отпадение от Бога предков, которые некогда оставили веру в Бога и прилепились к демонам. Св. Писание Ветхого Завета и идолослужение называет прелюбодеянием, — что часто можно находить в книгах пророков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Привел их чрез бездну, как коня чрез степь, и они не утомились, и как скот чрез равнину, сошел Дух от Господа и был вождем их: так Ты привел народ Свой чтобы сделать себе славное имя . Господь, сделавшийся из защитника противником народа иудейского, который вызывал на гнев Духа Святого Его, и воевавший против них, Сам вспомнил о древних днях, когда за них молился Моисей в пустыне, говоря: «или прости им этот грех, или, если не сделаешь этого, изгладь меня из книги, в которую Ты вписал» ( Исх. 32 ). Таким образом Исайя, вспомнив древнее повествование, говорит: где тот Моисей, который вывел их из Чермного моря? Где пастырь овец? Где тот, который трудился с прочими пастырями стада Господня? Который достиг Духа Божия и вселил Его, молитвою и прошениями своими, в стаде Господнем? Или может быть так следует понимать: где та милость Господа, которою Он некогда помиловал народ Свой, даруя им также благодать Духа Святого, который вывел на правую, а не на левую сторону Моисея, раба Своего, мышцею величия Своего, который разделил воды пред ними, чтобы сделать Себе вечное имя, чтобы до настоящего дня говорили о могуществе Его. Ибо Он провел народ Свой чрез неизмеримые пучины вод, как коня по степи, и скот по равнине, и Дух Господень был водителем его, то есть стада Господня ( Исх. 14 ). Под духом же здесь мы должны понимать ангела, который был водителем народа Израильского по оному написанному: творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный ( Пс. 104:4 ), и в послании к Евреям: они суть служебнии дуси, в служение посылаема за хотящих наследовати спасение ( Евр. 1:14 ). Обратим внимание на то, что пишется в Деяниях Апостолов: Дух Господень восхити Филиппа и не видь его ктому каженик ( Деян 8:39 ): не должны ли мы понимать это относительно ангела. Есть такие, которые утверждают, что это сделал ангел о Духе Святом. Ясное мы наскоро пробегаем, чтобы остановиться на более темном. Ст. 15–16. Призри с неба и посмотри из жилища святаго Твоего и [из жилища] славы Твоей: где ревность Твоя и сила Твоя? Благоутробие Твое и милосердие Твое ко мне удержаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

по евр. тексту) и земля», то нельзя не придти к мысли, что они прежде всего означают небесные, земные пространства 4 , и кроме того все видимые и невидимые небесные тела, все миры, все солнца и звезды, составляющие вселенную» (стр. 361).Не знаю, далеко ли автор следил по Библии (и даже следил ли: цитаты не выставлены), что она разумеет под словом «небеса», или, говоря точнее: как по свидетельству Библии понимали евреи небо, – потому что, по убеждению автора, Моисей приспособлялся к пониманию евреев (стр. 361, 365, 375–6). Если проследить по Библии, как следует, то оказывается, что евреи с одной стороны понимали небо действительно так, как изъяснил автор: а с другой стороны они несомненно понимали его еще иначе, как это видно из многих мест Библии, о чем автор умолчал. Соломон в своей возвышенной молитве при освящении храма говорил, обращаясь к Иегове: «небо и небо небес не вмещают Тебя». И в той же молитве не раз повторял: «услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй... Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй» ( 3Цар.3, 27, 30:39 ).Если Соломон не мог явно противоречить себе, то не ясно ли, что еврей кроме физического неба, не могшего вмещать в себе Иегову, знал еще другое небо, отличное от физического, жилище необъятного Иеговы? Одно из двух: или мы должны предположить у евреев грубое материальное представление об Иегове, или должны убедиться, что еврей мыслил еще о некотором особенном, духовном небе. Псалмопевец говорит: «Господь на небесах поставил престол Свой» ( Пс.102:19 ). В следующем стихе призываются к благословению Господа «все ангелы Его», т. е. существа духовные. Если престол Господа может быть только духовным, то и небеса, на которых поставлен этот престол, могут быть только духовными. В псалме 118-м псалмопевец ясно различает три мировые области, которые он призывает к хвалению Бога. «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его все ангелы Его, хвалите Его все воинства Его» (ст. 1 и 2). Это – высший духовный мир, духовные небеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Потому когда говорит: Аз и Отец едино есма, то словом: едино, говорит о единстве сущности. Отец и Сын – «одно по сущности, а не по личности» ( Ориген Selecta in Ps. 135 ), не так, как у Шведенборга, одно в котором божественное – Отец, а человеческое – Сын; не так, как у Савеллия, – Yιοπατηρ Сыноотец, или у Ноэта, Сын то же, что Отец. Ренан, повторяя Шведенборга, пишет: «Бог не говорит с Ним (с Иисусом), как с кем-то вне Его; Бог в Нем... Он живет в Боге ежеминутным общением... Но он не провозглашает Себя единосущным Богу». – Справедливо, что Сын находится в постоянном внутреннем общении с Отцом ( Ин.8:16 ). Но ложь, будто Сын не признавал Себя единосущным Отцу: Он говорит прямо: Я и Отец – одно. Ложь и то, будто «Бог не говорит с Ним, как с кем-то вне Его». Сын и Отец действуют как два отдельные лица. Отец свидетельствует о Сыне голосом с неба: и прославих и паки прославлю ( Ин.12:30 ). Ст. 31–36. Как и прежде, иудеи схватились за каменья, чтобы бросать их в Иисуса за мнимое богохульство ( Ин.8:57 ). «Много добрых дел показал Я вам от Отца моего: за которое из них хотите побить Меня камнями»? говорил им Господь. «Добрые дела» – дела любви ( 1Тим.6:18 ; Быт.44:4 ), исцеления разнообразных больных, питание голодных. И народ свидетельствовал о Нем: «все делает доброе, глухих творит слышащими и немых говорящими» ( Мк.7:37 ). «Показал от Отца», силою Отца, пребывающего в Сыне, показал дела – еврейское выражение, значит то же, что совершил дела ( Пс.4:6, 70:20, 83:8 ). Много добрых дел для вас сделал, за которое из них хотите убить? Какая горькая жалоба, какая изумляющая кротость в этом вопросе! Иегова точно так же жаловался устами пророка ( Мих.6:3 ). И апостолы проповедовали: «Того, который благотворил и исцелял больных, вы умертвили» ( Деян.10:38–39 ). «Иудеи сказали – хотим побить тебя камнями – за то, что ты, будучи человек, делаешь себя Богом». Если бы иудеи думали, что Иисус выдает себя только за божественного человека, то не сказали бы: «Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И еще: елень любве и жребя твоих благодатей да беседует тебе ( Притч. 5:19 ), и у Иова: исчислил ли еси месяцы оленей, и болезни их отслеиши ли (Иова 39:2–3), и в Песня Песней говорится: подобен есть брат мой серне или младу еленю на горах благовонных (Песп. Песн. 2:9 ). Они встречались в Иерусалиме, и виделись взаимно, и проходили по нему и оставили его, и отправились в различные страны, так как Господь повелел им: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28:19 ), и Дух Его собрал их и дал им жребии и разделил, чтобы один отправился к индийцам, другой в Испании, третий в Иллирию, иной в Грецию, и каждый почил в стране своего благовествования и учения. То, что, как мы сказали, было предречено об Иерусалиме и что, по мнению иудеев, было сказано о римском государстве, некоторые относят к вселенной, чтобы не казалось разногласящим с предшествующим. Глава XXXV. Ст. 1–2. Возрадуется пустынная и непроходимая и восторжествует страна необитаемая и расцветет как лилия. Произрастая будет произрастать, и будет ликовать, радуясь и восхваляя. Слава Ливана дана ей, красота Кармила и Сарона. Они увидят славу Господа и благолепие Бога нашего. LXX : Радуйся пустыня жаждущая, и да возвеселится пустыня и да цветет как лилия. Расцветут и возвеселятся пустыни Иордана: слава Ливана дана ей и честь Кармила; и народ мой увидит славу Господа и величие Бога нашего. Так как Иерусалим обращен в смолу, и над ним поднимается вечный дым и обитают в нем пеликан и еж, ибис и ворон, драконы и страусы, бесы и онокентавры, ночное страшилище и косматые, и так как над ним исполнился приговор Господа: оставляется вам дом ваш пуст ( Лк. 13:35 ): то бывшая прежде пустынною, о которой в псалме говорится: глас Господа, стрясающаго пустыню, и стрясет Господь пустыню Каддийскую. Глас Господень, свершающий елени, и открыет дубравы ( Пс. 28:8–9 ), превратится в обилие во всем и, вследствие борьбы оленей, из всех лесов у народов будут изгнаны звери, владевшие прежде ими, чтобы исполнилось то, что говорится у этого же самого пророка: возвеселися неплоды не раждающая, возгласи и возопий не чревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа ( Ис. 54:1 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Почему ты прилепляешься к богатствам, которые, против на­шей воли, нужно будет оставить? Если же это верно, то оста­вим их добровольно. Почему ты желаешь славы и прочего подобного? Разве все это не отойдет от тебя? Разве Бог ни­когда не отнимет от тебя этого? Почему же ты не упражняешься в благочестии, когда знаешь, что всегда должен воздержи­ваться от зла? Мы между собою говорим так: какая польза мне? Разве я не благодарю тебя, если ты делаешь это ради меня? Разве не нужно было этого делать? Но Бог поступает не так: если тебе приключается какое-либо естественное зло, и ты Его ради терпеливо это переносишь, то Он не оставляет тебя благодарностью даже за эти заслуги. 39. Глава 44.   1-2. А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал . Этими словами Он открывает, что Он есть страж их, а что причиной и началом их наказания служат они сами, так как Он предал любезного и избранного друга на­казаниям не бесполезно и не без желания его исправления. Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней . Здесь Он приводит на память другое благодея­ние: Он желает, чтобы рождение признавалось не делом при­роды, но делом Его, по написанному: дел рук Твоих не презирай (Пс.137:8).   3. Не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный Израиль, которого Я избрал; ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих . Он вспоминает об источниках, которые проистекли в пу­стыне. Подобно тому, как Я желал, чтобы истекли источники, когда вы жаждали, так и теперь Я освобожу вас от скорбей. Излию дух Мой на племя твое, т.е.: Я излию на рождение твое Мое благословение, Мою любовь, Мое бла­говоление, так что Мои благодеяния будут переходить от рода в род. И будут расти между травою, как ивы при потоках вод. Один скажет: " я Господень " (ст. 4-5). Великое дело быть в об­щении с Богом и относиться к числу Его служителей! Другой назовется именем Иакова, а иной напишет рукою своею: " я Господень " , и прозовется именем Израиля .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010