Я знаю, Искупитель мой жив ( Иов.19:25 ). Он облек меня в ризы спасения ( Ис.41:10 ). – Но как грехи? – Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7, 8 ). Он есть умилостивление за грехи наши ( 1Ин.2:2 ). Господь пришел не праведников призвать, но грешников на покаяние ( Мф.9:13 ), и потому говорит: покайтеся, и веруйте во Евангелие ( Мк.1:15 ). Значит, мы спасаемся через покаяние, верою в обетование Божие. «Но грехи мои велики, – говоришь ты, – и еще грешить не перестаю». Не переставай и каяться; Господь поможет возненавидеть грех; а все, что противно душе, продолжительно быть не может. Пусть ты нарушил и закон естества, совершил то, чего и скоты не творят, и застарел уже в беззаконии: посмотри на лежащего в расслаблении 38 лет и на женщину, которую связал сатана и не давал выпрямиться 18 лет: не исцелил ли их Господь? Сему Целителю недугов нетрудно исцелить и тебя; обратись только к Нему с верою: Ему приятно спасти всякого человека. Его приглашали к себе мытари, и Он приходил к ним; приступали к нему блудницы, Он и от них не отвращался; даже разбойнику, когда он обратился к Нему с верою, не заградил пути в рай. Попусту жаловаться на свои немощи не нужно, ибо к миру призвал нас Господь ( 1Кор.7:15 ), и мы должны терпеливо переносить Искушения. Уповай на Господа, – говорит тебе Писание, – передай Господу путь твой, утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего (Ср. Пс.36:3–5 ). Люби душу твою, и утешай сердце твое, и печаль себе отрини далече: несть бо пользы в ней ( Сир.30:24, 25 ). Буди уповая всем сердцем на Бога ( Притч.3:5 ). Чем жаловаться на себя пред человеком, подобным тебе, лучше говори с Давидом: изныло от тоски око мое, истощилась в печали жизнь моя, и лета мои прошли в одних воздыханиях. Но я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты мой Бог . Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостию Твоею (Ср. Пс.30:10–17 ). Воззри на страдание мое, и изнеможение мое, и прости все грехи мои (Ср. Пс.24:18 ). Я уповаю на милость Твою, и сердце мое возрадуется о спасении Твоем (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Вспомним, наконец, что самое осуждение Христа на крестную смерть было вызвано Его официальным признанием Своего Божества. Когда первосвященник Каиафа под клятвой спросил Христа: Скажи нам, ты ли Христос, Сын Благословенного? Христос ответил: ты сказал, употребив установленную форму утвердительного ответа ( Мф.26:63 ; Лк.22:70 ; Ин.19:7 ). Теперь следует уяснить другой, связанный с этим очень важный вопрос: откуда Каиафа, многие иудеи и даже демоны (!) могли почерпнуть идею, что Мессия будет Сыном Божиим? Ответ здесь один: из ветхозаветного Священного Писания . Именно оно подготовило почву для этой веры. Действительно, еще царь Давид, живший за тысячу лет до рождества Христова, в трех псалмах именует Мессию Богом ( Пс.2 , Пс.44 , Пс.109 ). Еще яснее раскрыл эту истину пророк Исаия, живший за 700 лет до Р.Хр. Предсказывая чудо воплощения Сына Божия, Исаия писал: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: С нами Бог . И немного далее пророк еще определеннее раскрывает свойства Сына: И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности ( Ис.7:14, 9:6 ). Такие наименования нельзя применить ни к кому, как только к Богу. О вечности Богомладенца писал также пророк Михей ( Мих.5:2 ). Пророк Иеремия, живший примерно лет двести после Исаии, именует Мессию Господом ( Иер.23:5, 33:16 ), подразумевая Того Господа, Который послал его на проповедь ; а ученик Иеремии, пророк Варух, написал следующие замечательные слова о Мессии: Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми ( Вар.3:36–38 ) – т.е. Сам Бог придет на землю и поживет среди людей! Вот почему более чуткие из иудеев, имея такие определенные указания в Священном Писании , могли без колебаний признать в Христе истинного Сына Божия. Замечательно, что еще до Рождества Христова праведная Елисавета встретила Деву Марию, ожидавшую Младенца, следующим торжественным приветствием: благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? ( Лк.1:42–43 ). Ясно, что у праведной Елисаветы не могло быть другого Господа, кроме Того, Которому она служила с детства. Как объясняет ап. Лука, Елисавета сказала это не от себя, а по вдохновению от Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Слово 38 На Богоявление или на Рождество Спасителя Христос рождается – славьте! Христос с небес – выходите навстречу! Христос на земле – возноситесь! «Воспойте Господу, вся земля» ( Пс.95:1 )! И скажу обоим в совокупности: «да веселятся небеса, и да торжествует земля» ( Пс.95:11 ) ради Небесного, потом Земного! Христос во плоти – с трепетом и радостью возвеселитесь, с трепетом по причине греха, с радостью по причине надежды. Христос от Девы, сохраняйте целомудрие, жены, чтобы стать вам матерями Христовыми! Кто не поклоняется Сущему от начала? Кто не прославляет Последнего? Опять рассеивается тьма, опять является свет; опять Египет наказан тьмой, опять Израиль озарен столпом. Люди, сидящие во тьме неведения, да «видят великий свет» ведения ( Мф.5:16 ). «Древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор.5:17 ). Буква уступает, дух преобладает; тени проходят, их место занимает истина. Приходит Мельхиседек; рожденный без матери рождается без отца, – в первый раз без матери, во второй без отца. Нарушаются законы естества, мир горний должен наполниться. Христос повелевает, не будем противиться. «Восплещите руками все народы» ( Пс.46:2 ); «ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его», ибо возносится со крестом, «и нарекут имя Ему»: Великого Совета – совета Отчего Ангел ( Ис.9:6 ). Да провозглашает Иоанн: «приготовьте путь Господу» ( Мф.3:3 )! И я провозглашу силу дня. Бесплотный воплощается. Слово отвердевает. Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается. Безлетный начинается. Сын Божий делается сыном человеческим; «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ). Пусть иудеи соблазняются, эллины смеются, еретики притупляют язык! Тогда они уверуют, когда увидят Его восходящим на небо; если же и не тогда, то непременно, когда узрят Его грядущего с неба и восседшего судить. Но это будет после, а ныне праздник Богоявления, или Рождества, ибо так и иначе называется день этот, и два наименования даются одному торжеству, потому что Бог явился человекам через рождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Скачать epub pdf Глава 10. «Не давайте святыни псам» Мы подошли к тексту, точный смысл которого на протяжении многих веков оставался загадкой: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас ( Мф. 7:6 ). Текст этот, как кажется, стоит в Нагорной проповеди изолированно от того, что ему предшествует и что за ним следует. Изречение имеет форму пословицы, значение которой в наше время понять нелегко, поскольку мы можем лишь гипотетически восстановить контекст, в котором она была изначально произнесена 429 . Чтобы понять смысл изречения и тот ассоциативный ряд, который оно могло вызывать у слушателей Иисуса, нужно обратиться к Ветхому Завету и посмотреть, в каком смысле там говорилось о свиньях, псах, святыне и жемчуге. Свинья в иудейской традиции считается нечистым животным: закон Моисеев запрещает есть свинину и прикасаться к трупу свиньи ( Лев. 11:7 ; Втор. 14:8 ). В книге пророка Исаии народ непокорный – это народ, который приносит жертвы в рощах, и сожигает фимиам на черепках, сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него ( Ис. 65:2–4 ). Когда Господь придет с огнем и мечом, чтобы произвести суд над всякой плотью, тогда те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, – все погибнут ( Ис. 66:16–17 ). Собаки тоже считались нечистыми и презренными животными. В Ветхом Завете о псах упоминается, как правило, не в связи с домашними животными или овчарками, присматривающими за стадом. Обычно имеются в виду бродячие собаки, готовые наброситься на человека и растерзать его. В 21-м псалме, воспринимающемся в христианской традиции как пророчество о страждущем Мессии, говорится: Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои ( Пс. 21:17 ). О беззаконниках Псалмопевец говорит, что они воют, как псы, и ходят вокруг города ( Пс. 58:7, 15 ). Псы питаются человеческой кровью ( 3Цар. 22:38 ; Пс. 67:24 ), едят трупы людей ( 3Цар. 14:11; 16:4; 21:23 ; 4Цар. 9:10, 36 ). Сравнение человека с собакой воспринималось как сильное оскорбление ( 1Цар. 17:43 ; Ис. 56:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Е.А. Авдеенко Кафизма XVI Псалом 109 Христос относил к Себе как Богу и Мессии ( Мф.22:41 сл). Пс.109:1             Давида псалом.                         Сказал Господь Владыке 536 моему… Бог «Господь» (Яхве) говорит «Владыке» (Адон) – Богу-Мессии, Который был Владыкой (LXX: Господом) Давида 537 . Слова Псалма 109 стали решительным аргументом в полемике Иисуса с иудеями. «Когда собрались фарисеи, Иисус спросил их, говоря: «что вы думаете о Христе? чей Он сын?» Говорят Ему: «Давидов». Говорит им: «как же Давид, в Духе, называет Его Господом, когда говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» ( Мф.22:41–46 ). Пс.109:1             Сказал Господь Владыке моему:                         седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих                         в подножие ног Твоих. «Седи» – воссядь на престоле (ср.: «сидеть на престоле царства своего»; Втор.17:18 ); также: пребывать («сидящий в небесах»; Пс.2:4 ). «Одесную Меня» – справа от Меня. Сидение с правой стороны, как место самое почетное, требует понимание в символике сторон света. Ощущение ветхозаветного человека относительно сторон света носило ярко выраженный символический характер: восток – направление вперед, запад – назад, север – налево, юг – направо. В Ветхом Завете север – направление, которые держат сторонники Божии, юг – сторона противников Божиих. В этой системе координат правая сторона (юг) – угрожает. Поэтому обвинитель на суде стоял с правой стороны от обвиняемого; у пророка Захарии (3:1) диавол стоит одесную; в Книге Иова ( Иов.39:30 ) Орел, птица, символизирующая крайнюю степень осознанного богоборчества, смотрит (ориентирован) на юг (на правую сторону); мучители Иова встали справа от него ( Иов.30:12 ). Напротив, от севера – левая сторона – приходит слава Божья ( Иов.37:22 ), приходит Дух от Бога ( Иез.1:4 ) 538 . От севера ожидается сгущение облачной влаги в снег и иней – образ воплощения Мессии ( Иов.38:22–24 ); поэтому «Север» – такая сторона света, которая не соотносится ни к какой другой стороной, они просто не мыслятся в той же плоскости: «Бог простирает Север над пустотою» (LXX: «ни на что»; Иов.26:7 ) 539 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

3. Брат сказал: «Кто может, отче, соблюсти все заповеди, столь великие числом?» Старец ответил: «Подражающий Господу и следующий по стопам Его». Брат вопросил: «А кто может, отче, подражать Господу? Ведь Господь был Богом, даже став человеком. Я же – человек грешный, порабощенный бесчисленными страстями. Как могу я подражать Господу?» Старец ответил: «Из порабощенных веществом мира никто не может подражать Господу. И лишь могущие сказать: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою» ( Мф. 19:27 ) – одни они приемлют силу подражать Ему и свершать заповеди Его». Брат спросил: «Какую силу?» Старец ответил: «Внемли Самому Господу, глаголящему: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам» ( Лк. 10:19 ). 4. Восприняв эту силу и власть, Павел сказал: «Будьте подражателями мне, как я Христу» ( 1Кор. 11:1 ). И еще: «Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» ( Рим. 8:1 ). Также: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал. 5:24 ). И еще: «...для меня мир распят, и я для мира» ( Гал. 6:14 ). 5. Пророчествуя об этой власти и помощи, Давид говорил: «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится,речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на него» ( Пс. 90:1–2 ). И чуть далее: «На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия» ( Пс. 90:13 ), «яко Ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих» ( Пс. 90:11 ). А приверженные к плоти и любящие вещество мира пусть услышат от Него то, что слышат: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф.10:37 ); и чуть далее: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф. 10:38 ). Также: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» ( Лк. 14:33 ). Стало быть, желающий стать учеником Его, оказаться достойным Его и обрести от Него силу против духов лукавства удаляет себя от всякой плотской привязанности и обнажает себя от всякого материального пристрастия. И таким образом он подвизается за заповеди Его против невидимых врагов, как Сам Господь представил Себя нам во образец, будучи искушаем в пустыне вождем их и придя во вселенную ради одержимых им».

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Из этого повествования видно, что люди беззаконные бывают тревожны и имеют взгляд беспокойный и скорбный от того, что беззакония их для них бесследно не проходят, но постоянно представляются их уму, воспроизводятся их памятью и разрывают им сердце. Да, верно сказано, что, «чем кто согрешает, тем и наказывается!» Да где же и подлинно быть человеку тут спокойным и иметь светлый взгляд, когда ему, например, как сейчас слышали, день и ночь слышится голос: «За что ты убил меня?» Тут уже не до спокойствия и не до светлого взора. Тут лишь скорбь и горе, ужас и страх. О, поистине, «если обличениями будешь наказывать человека за преступления, [Ты Господи], то рассыплется, как от моли, краса его» ( Пс.38:12 ). Убойтесь же, братие, страшного гнева Божия и, сколько сил ваших есть, бегите от пути погибельного. Беззакония, как видите, даром человеку не проходят и последствия их и в сей жизни бывают для него ужасны. Так, приведенный пример показал вам, что одни лишь воспоминания о них, как червь, гложут сердце человека, не дают ему покоя ни днем ни ночью, отравляют ему всю его жизнь и, конечно, если не покается, то ведут его и к вечной погибели. Аминь. 5-й день 284. Против лжи (Из жизни преподобного Анувия Исповедника. Чет. Мин. июня 5) Святой царь и пророк Давид делает вопрос: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем! Кто может обитать на святой горе Твоей?» ( Пс.14:1 ) И на этот вопрос сам же и отвечает так: «Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего» ( Пс.14:2–3 ). Из этих слов Псалмопевца открывается, что он, между прочим, был убежден в том, что презирающие ложь и говорящие одну правду будут наследниками царствия Божия. Что же, справедливо такое убеждение Псалмопевца или нет? Мы, со своей стороны, уверены, что вполне справедливо, как и все, сказанное в Писании. В житии святых истина эта поясняется следующим примером. Однажды троим пустынным старцам – Суру, Исаии и Павлу – открыто было, что великий в пустынниках Египетских исповедник Анувий скоро должен отойти к Господу и чтобы они шли принять от него последнее благословение и проститься с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Замечательно описание Иисуса сына Сирахова, как он всю жизнь стремился к мудрости ( Сир. 51:18–38 ; см. также Сир. 6:18–37 ). «Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах; он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей» ( Сир. 39:1–2 )… Мудрость передается не только через чтение, но и в живом предании, из поколения в поколение, через наставления, беседы и обличения мудрых (См., например, Npumч. IV и Сир. 9:19–20 ). Предание соединяет в себе знание и опыт праведников всех времен, как и всего избранного народа. Значение личного опыта приводит к тому, что для Ветхого Завета старость есть часто синоним мудрости. «Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего и он возвестит тебе, старцев твоих и они скажут тебе» ( Втор. 32:7 ). «В старцах мудрость и в долголетних – разум!» ( Иов. 12:12 ). Однако, в той же книге Иова Елиуй возражает на это: «дух в человеке и Дыхание Вседержителя дает ему разумение. Не многолетние мудры и не старики разумеют правду» ( Иов. 32:8–9 ). Нравственный путь. Бог есть Источник нравственности и нравственного закона (напр., Ис. 45:23–24, 48:17 ). Поэтому богопознание невозможно без нравственной жизни ( Ис. 3:11 ; Прем. 1:4 ). Праведность есть признак богоприсутствия ( Нав. 22:31 ); знать Бога значит быть нравственным ( Иер. 22:16 ). Напротив, не знать Бога и быть безнравственным – одно и то же (напр., 1Цар. 2:12 , Иов. 18:21, 21:14–15 , Ос. 5:4 ). Падение Адама и Евы сразу отвратило их от Бога. Бог, как Праведный, пребывает с праведниками ( Пс. 36 ). Праведник как бы водворяется в правде и милосердии Божием ( Пс. 70 ). Вообще мудрость по преимуществу дается праведным ( Пс. 110 ) в опыте нравственной жизни и познания Провидения ( Ис. 29:13–24 ). Вера. Основа праведности – вера. В Ветхом Завете нет учения о вере, и слово «вера» не имеет в нем того точного смысла, который оно приобретает в Новом Завете. Тем не менее вера имеет огромное значение во всем Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Если этой старой поговоркой, сложенной еще темным народом, теперь так ищущим света, когда его уши при­клонены к книге закона, – отдаются «книги в руки попу», с тем чтобы он читал ему – народу из книги закона Божия внятно и присоединял толкование, дабы народ по­нимал прочитанное ( Неем.8:3–8 ): то, конечно и бесспорно, этой же самое поговоркой читатель и толкователь закона Божия народу освобождается от всех тех занятий, без которых ни город не построится, ни жители не на­селятся и не будут жить в нем,... от всего того, что поддерживает быт житейский. ( Сир.38:37–39 ). Когда наши первоучители, прелагая на славянский язык книги закона Божия, дошли до слов пророка Исаии: «еще не много, очень не много... и в тот день глухие услы­шат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых» (29:17–18), – с какой удвоенной ревностью стала трудиться эта «пара волов под ярмом» до падения друг за другом на борозде среди июля еще не до конца и не столь глубоко вспаханного, как бы им этого же­лалось! В эти минуты, как смеем думать и верить, пред их проникновенным умным взором предносилась картина такого будущего славян, когда если кому-либо из них, научившемуся читать, подадут книгу и скажут: «прочитай ее», – он не ответит: «не могу, потому что она запечатана» для моего разумения; и если передадут —266— ее другому с тем же приглашением: «прочитай ее», – и этот не отречется, говоря: «я не умею читать». ( Ис.29:11–12 ). Конечно и наши предки желали псаломски исповедоваться пред Богом своим и благодарить Его за то, что Он извлек их – чрез просветителей – из тинистого болота, поставил на камне ноги их и вложил в уста новую песнь. Сердцем они порывались сказать: «вот иду; я же­лаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой (или вернее желание знать и исполнять его) у меня в сердце». ( Пс.39:3–9 ). Но «гадания из древности» ( Пс.77:2 ) оставались не сбывшимися гаданиями, – рисовавшиеся картины карти­нами, – горячие желанья желаньями,... а действительность – действительностью... Прошла тысяча лет, краткая только пред очами Бо­жиими, как день вчерашний, когда он прошел ( Пс.89:5 ); но никак не краткая не только для единицы человече­ской, которой отмерена своя малая мера (ст. 10), а и для жизни народов...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

24:17); то возбуждая в себе благочестивые мысли: « что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его » (Пс. 42:5); и еще говорил, от размышлений обращаясь к молитвам: « отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня » (Пс. 38:14), и от молитв к размышлениям: « кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле » (Пс. 72:25). Так и Иов размышлениями возражал жене, внушавшей ему произнести сатанинские слова, и, укоряя ее, говорил: « ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать » (Иов. 2:10)? А пред Богом он прибегал к молитвам. И блаженный Павел обоими этими средствами помогал впадавшим в скорби и искушения; иногда говорил: « если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец » (Евр. 12:7, 8)? — а иногда с молитвою говорил: « верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил » (1 Кор. 10:13); и еще: « ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою » (2 Фесс. 1:6, 7). Итак, если и ты захочешь воспользоваться тем и другим оружием и крепко оградишь себя со всех сторон, размышлениями заграждая унынию доступ к себе, а молитвами, как своими, так и чужими, устрояя эту крепкую ограду, то скоро увидишь плоды таких усилий. Ты приобретешь не только ту пользу, что станешь мужественно переносить настоящие страдания, но, хорошо укрепившись ими, будешь и впредь неодолим никакими житейскими горестями. СЛОВО К ЖИВШИМ ВМЕСТЕ С ДЕВСТВЕННИЦАМИ. Нижеследующие два Слова или рассуждения, не соединенные общим заглавием, связаны между собою одинаковым содержанием, направленным в первом Слове против мужчин, имевших своими сожительницами девственниц, а во втором против девственниц, живших вместе с мужчинами, так что сам автор в одном месте второго Слова (отд. 4) ссылается на содержание своего первого Слова. Посему можно полагать, что эти два произведения написаны св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010