Скачать epub pdf Глава 9. Пастырь добрый За беседой с иудеями, рассмотренной в предыдущей главе, в Евангелии от Иоанна следует рассказ об исцелении Иисусом слепорожденного ( Ин.9:1–38 ), ставший объектом нашего внимания в книге «Чудеса Иисуса» 307 . Послесловие евангелиста к этому рассказу ( Ин.9:39–41 ) будет рассмотрено нами в главе 11-й настоящей книги, где мы проанализируем свидетельства Иисуса о Себе как «свете миру», рассыпанные по всему четвертому Евангелию. В настоящей главе мы обратимся к еще одному образу, который Иисус применял по отношению к Себе, – пастыря доброго. Этот образ, доминирующий в 10-й главе Евангелия от Иоанна, имеет богатую предысторию в Ветхом Завете. 1. Бог – пастырь Израиля Слово «пастырь», перекочевавшее в русский язык из славянского, употребляется ныне только в переносном смысле – прежде всего по отношению к священнослужителям. В православной традиции пастырями принято называть священников, «архипастырями» – епископов. Греческий прототип слова «пастырь» – ποιμν – стал именем собственным и в русском языке употребляется с ударением на первом слоге: «Пимен» 308 . Латинское слово «пастор» стало основным наименованием, употребляемым по отношению к служителям культа в протестантской традиции. Между тем греческий термин ποιμν, как и еврейский r‘, означает не что иное, как «пастух». В Библии скотоводство и земледелие представлены как две древнейшие профессии: старший сын Адама Каин был земледельцем, а младший – «пастырем овец» ( Быт. 4:2 ). Профессия пастуха была одной из наиболее востребованных. Древний человек не мог прожить без стада овец, так как мясо овцы употреблялось в пищу, а из ее шерсти изготавливалась одежда. Овца стала постоянным спутником человека сразу после того, как он был изгнан из рая; соответственно, и выпас овец стал неотъемлемой частью человеческого быта и бытия. Уже в книге Бытия образ пастуха применяется к Богу ( Быт. 49:24 ). В Псалтири говорится о Боге как Пастыре, который покоит человека на злачных пажитях и водит его к водам тихим ( Пс.22:1–2 ), а о народе – как овцах пажити Его ( Пс.78:13 ), овцах руки Его ( Пс.94:7 ), овцах паствы Его ( Пс.99:3 ). Псалмопевец обращается к Богу с молитвой: Пастырь Израиля! Внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя ( Пс.79:2 ). О царе Давиде говорится: …И взял его от дворов овчих и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля. И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их ( Пс.77:70–72 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

    «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин. 3:17).     «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:9—10).     «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения» (1 Тим. 6:17).     «Лучше малое достояние у праведника, чем великое богатство грешников» (Пс. 36:16).     «Подлинно, все суета — всякий человек живущий... напрасно только мятется он, собирает сокровище, а не знает, для кого собирает его» (Пс. 38:6—7).     «Не бойся, когда разбогатеет человек, или когда увеличится слава дома его: ибо при смерти он ничего не возьмет и не сойдет с ним слава его» (Пс. 48:17—18).    «Если богатство притекает, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61:11).    «Смутились все неразумные сердцем, уснули сном своим, и все:богатые мужи ничего не нашли в руках своих» (Пс. 75:6).    «Вместе безумный и неразумный погибнут, и оставят чужим богатство свое» (Пс. 48:11). Святой Златоуст об этом    Не тот убог, кто не имеет ничего, но кто много желает; не тот богат, кто много имеет, но кто никакой вещи не требует (Беседа 2 на 1 Послание к Тимофею).    Богатый себя многим попечениям подвергает, бесчисленными цепями, как некий пес, к деньгам своим привязан бывает (Беседа 2 на 1 Послание к Тимофею).    Богатство делает (людей) безумными (Беседа 10 на Послание к филиппийцам, гл. 3).    Нищета не препятствует к получению царствия, также и богатство не помогает избежать геенны (Беседа 2 на Послание к филиппийцам).    Если будем прилежно рассуждать о богатстве вечной жизни, то сможем презреть и земное (Беседа 18 на 1 Послание к Тимофею).    Богатство и суетная слава дьяволу подают повод для искушений и часто его восставляют, чтобы одержать победу (Беседа 22 на Послание к ефесянам).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

95 возвещайте в народах. Т.е. «рассказывайте другим народам и передавайте грядущим поколениям». 95 племена народов. Все народы, человечество. 95 судить вселенную по правде. Правда Божия, открытая знающим Его, не минует и те народы, которые не знают Его, поскольку Господь знает всех и все, Им сотворенное. Глава 96 Пс. 96 Этот псалом гимн хвалы Господу. 96 Господь царствует. Основная тема псалма, которая далее будет раскрываться посредством художественных образов (ст. 2–6). 96 все боги. Согласно Септуагинте: «все ангелы Его». 96 превознесен над всеми богами. См. ком. к Пс. 94,3 . 96 Он хранит души святых Своих. Господь хранит, оберегает от греха тех, кто предан Ему душою и кто любит Его. Глава 97 Пс. 97 Этот псалом содержит хвалу Господу и во многом перекликается с Пс. 95 . 97 Воспойте... новую песнь. Очевидно, псалмопевец прославляет Господа за Его новую милость, явленную народу Израилеву. См. статью «Музыка в церкви». 97 Явил Господь спасение Свое. См. ком. к ст. 1. 97 Вспомнил Он. Псалмопевец связывает явленную Господом милость с обетованиями, данными Им патриархам. 97:4–8 См. ком. к Пс. 96,1 . 97 Он идет судить землю. Речь идет не о последнем суде, а о восстановлении справедливости. 98:1 См. статью «Величие Божие». 98:2 Этот стих, провозглашая величие Божие на Сионе, распространяет его на всю землю и все народы. 98 великое и страшное, имя Твое. Иными словами, священное (см. Втор. 5,11 ). 98 Моисей... Аарон... Самуил. Вождь, первосвященник и царь. Псалмопевец проводит мысль, что высшие из сынов человеческих взывали к Господу, а Он внимал им, как стоящий неизмеримо выше их. 98 В столпе облачном. См. Исх. 40,34–38 . 98 Богом прощающим и наказывающим. Господь наказывает Своих детей, как любящий Отец, и прощает, как милосердный Царь, поскольку суд и милость в Его власти и Он милует всех, искренне прибегающих к Нему. 98 ибо свят. В этих словах содержится основной догмат веры святость Бога. Глава 99 Пс. 99 Основная идея этого псалма выражена в ст. 3: «Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы Его». Остальные стихи лирически раскрывают и разъясняют данную мысль, которая заключает в себе суть, основы и причины поклонения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Бойтес гда, вс к нсть бощымс 10. Бойтесь Господа, [все] святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его. 10 . Но возлагая упование на Господа, не предавайтесь беспечности, но бойтесь Господа, то есть живите богобоязненно, благочестиво, с благоговением пред величием Господа и с всегдашним опасением оскорбить Его своими грехами (ср. выше ст. 8 и Пс.24:12 ), все святые Его, то есть все члены избранного народа Его и вообще все верующие в Него, как освященные на служение Святейшему и призванные к святости ( Исх.19:6 ; Втор.7:6 ; Лев.19:2 ; ср. Пс.31:11 ). Крепкое упование, в соединении с благочестием, сделает вас достойными получения необходимых вам и всегда готовых у Господа благ (ср. ст. 9) и вы, обращаясь к Нему в своих нуждах, не встретите отказа в Его милости и полощи: ибо нет лишения боящимся Его, – Господь не отказывает в просьбах верным слугам Своим, не оставляет их без своей помощи и не лишает их необходимых благ, хотя временно и испытывает их скорбями ( Сир.1:13 а , 2:7–10). Слово вси (в выражении: вс не читается в евр.-халд., в Син. код. и у бл. Иеронима и вероятно внесено схолиастами в объяснение того, что речь обращена ко всем верующим, и в соответствие другим местам Псалтири, где призываются прославлять Господа или благоговеть пред Ним вси преподобнии Его ( Пс.30:24 ), вси правии сердцем ( Пс.31:11 ), все семя Израилево ( Пс.21:24 ) и т. п. бнищаша и взалкаша: же Гда не лишатс вскаг блага. 11. Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе. 11 . Скорее скимны, то есть молодые львы, которые при своей могучей силе и смелости обыкновенно легко достают себе добычу, – скорее они могут терпеть недостаток в пище и голоде, если Господь не попустит им расхищать стада верных рабов своих (ср. 1Цар.17:34–35 ) и не даст успеха в ловитве ( Иов.38:39–40 ). Так самонадеянные богачи, забывающие Бога, и вообще самонадеянные нечестивцы, полагающиеся во всем только на свое богатство, свое положение и силу (ср. Пс.48:7; 51:9 ), нередко теряют все своё состояние, бедствуют и терпят нужду (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   Вторая степень смирения есть, если кто не любя своей воли и не находит удовольствия в том, чтобы исполнять свои пожелания; но делами подражает Господу, сказавшему о Себе: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить Свою волю, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38). Исполнение своей воли ведет в муку, а самопринуждение готовит венец славы.    Третья степень смирения есть, – чтобы по любви к Богу, со всяким послушанием подчиняться старшему, подражая Господу, о Котором Апостол говорит, что «Он был послушлив даже до смерти» (Фил. 2:8).    Четвертая степень смирения есть, – чтобы в самом послушании на трудные дела и противные своему сердцу, или при каких-либо напраслинах, хранить молчаливое, но благодушное, и с доброй совестью терпение, и терпя, не ослабевать и не отступать назад; ибо Писание говорит: «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13); и еще: «мужайся, и да укрепляется сердце твое, надейся на Господа» (Пс. 26:14). Показывая также, что верному должно терпеть за Господа все противное. Пророк говорит от лица претерпевающих: «за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, «обреченных» на заклание» (Пс. 43:23).    В несомненной уверенности в Божественном воздаянии за терпение, они продолжают радуясь все переносить и говорят: «но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:37); или как в другом месте пишется: «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши, посадил человека на главу нашу» (Пс. 65:10)-12). Заповедь Божия относительно бед и напастей исполняя терпением, они, когда бьют в одну ланиту, подставляют и другую, когда отнимают у них ризу, они отдают и сорочку, когда принуждены бывают идти в кем одно поприще, идут с ним (Мф. 5; Лк. 6); и с Павлом Апостолом терпят от ложных братий гонение, – и благословляют клянущих их (2 Кор. 11).    Пятая степень смирения есть, чтобы худых помышлений, входящих на сердце, или худых дел, сделанных с сокровенности, не утаивать от своего аввы, но все открывать ему в смиренном исповедании. Убеждает нас к этому Писание, говоря: «Предай Господу путь твой и уповай на Него» (Пс. 36: 5); и еще: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (Пс. 105:1); также: «я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего и сказал: “исповедую Господу преступления мои”, и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И, действительно, человек в беззакониях зачатый, помышляет прилежно, как сказано, на злая во вся дни ( Быт.6:5 ): нет страха Господня пред очами его, нет Бога во всех мыслях его. И оттого во всякое время пути его гибельны, чужды для него все заповеди Господни, и он не хочет знать того, чтобы делать добро. Он даже пренебрегает, как сказано, и Самого Господа и в дерзости своей говорит: «не взыщет»; в сердце своем уверяет себя: не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла (Ср. Пс.9:25, 27 ). Уста его полны лжи, все члены его тела – орудия одного греха: глаза исполнены зависти, руки все только захватывают себе, и ноги быстры на все злые дела. Развращенное сердце его неуклонно следует пожеланиям грехолюбивой плоти, и неразумная его душа, раболепствуя телу ради временной сласти, вовсе не помышляет о имеющих быть с нею мучениях, но еще ублажает себя и веселится. Так вот покоятся все, уснувшие сном смертным! Хотя плотию и живут они, но душою мертвы для Бога, – живут так, как бы Бог не существовал в мире, как бы нет для них ни вечной жизни, ни вечной муки; обо всем этом они точно и не слыхали. Потому и живут спокойно под властью миродержателя, князя тьмы, князя века сего (см. Еф.6:12 ). Все сии в Писании именуются сынами века сего (Ср. Лк.16:8 ), также людьми мира сего, которых удел – здешняя жизнь (Ср. Пс.16:14 ). К сим сынам погибели принадлежат и те, которые хотя почитают себя людьми просвещенными, но Писание указывает на них, как на всегда учащихся и никогда не могущих прийти в познание истины ( 2Тим.3:7 ). Они хотя и озарены светом учения Христова, но внимания своего не обращают на него; и оттого вот остаются всегда сребролюбивы, надменны собою и недружелюбны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы. Все сии, как враги Креста Христова, соблюдаются ко дню суда и погибели; для них уже приготовлен мрак вечной тьмы ( 2Пет.2:17 ). Ибо снизойдут, как сказано, во ад все народы, забывающие Бога ( Пс.9:18 ); гнев Господень поглотит их, и пожрет их огнь ( Пс.20:10 ). Потому напрасно вы, спящие сном смертным, успокаиваете себя внушением лукавого духа, что Бог того не сделает, что возвестил в Писании, – по множеству гнева Своего не взыщет с вас. Напрасно вы помышляете, что в род и род не приключится вам зла; на зло вы себе это делаете, – когда Бога почитаете неправедным в словах: Бог неправедным никогда быть не может. Праведен Ты, Господи, – взывал пророк Давид, – и справедливы суды Твои; Ты явил правду в откровениях Твоих и истину непреложную ( Пс.118:38 ). И потому найдет рука Твоя всех врагов Твоих; десница Твоя обрящет всех ненавидящих Тебя; и во время негодования Твоего Ты сделаешь их подобными пещи горящей ( Пс.20:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

И уже в Ветхом Завете мы видим, что высший смысл понятия «правда» восходит к Богу: «Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен» ( Втор. 32:3-4 ). «Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день благодеяния Твои; ибо я не знаю им числа. Войду в [размышление] о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою — единственно Твою» ( Пс. 70:15-16 ). «Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова. Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его» ( Пс. 96:1–2 ). «Дело Его — слава и красота, и правда Его пребывает вовек» ( Пс. 110:3 ). Очень интересное высказывание находим в 84-м псалме: «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются; истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес; и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой; правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои» ( Пс. 84:11-14 ), то есть встретятся милость Господня и истина, проявившаяся в согласии Девы Марии на спасение человечества: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк. 1:38 ). Еще возможный вариант трактовки: после прихода на землю Христа и Его Спасительной Жертвы всякий человек будет примирен с Богом. У пророка Исайи есть очень красивая фраза, созвучная рассматриваемому отрывку: «Кропите, небеса, свыше, и облака да  проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это » ( Ис. 45:8 ). Также о близости явлений правды и милости говорится в 35-м псалме: «Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков! Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои — бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!» ( Пс. 35:6–7 ) и в призыве пророка Осии: «Сейте себе в правду, и пожнете милость;распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду» ( Ос. 10:12 ). Конечно, всем известен 50-й «покаянный» псалом с его концовкой: «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, (Господи,) по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов» ( Пс. 50:19–21 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

В Ветхом Завете юридический статус вдовы еще не был четко определен. О ней складывается общее впечатление как о слабой и беззащитной женщине, поставленной в один ряд с сиротами и пришельцами, и большая часть упоминаний о вдовах связана с недопустимостью неправедного суда по отношению к ним. «Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову!» (Втор 27:19; ср. Втор 24:17). Бог предстает в качестве высшего Судии обездоленных, Он «дает суд сироте и вдове, и любит пришельца…» (Втор 10:18; ср. Пс 67:6; Сир 35:14), — а также хранит и поддерживает их (Пс 145:9). Находя в Боге своего высшего покровителя, вдовы и сироты могли отдавать свое имущество на хранение в иерусалимский храм. На вопрос царского посланника о том, насколько велики сокровища этого храма, «первосвященник показал, что это есть вверенное на сохранение имущество вдов и сирот, и частью Гиркана, сына Товии, мужа весьма знаменитого…» (2 Мак 3:10). Вдовы наряду с пришельцами, сиротами и левитами раз в три года имели право на десятую часть дохода каждого, кто соблюдал Моисеев закон (Втор 14:28—29); вдовы могли после сбора урожая подбирать остатки снопов на поле (Втор 24:19; Руфь 2:2—3), а в садах — плоды маслин и виноградных лоз (Втор: 24:20—21). Они получали какие-то добровольные даяния в честь праздников седмиц (Втор 16:10-11) и кущ (Втор 16:13-14). По событиям середины II в. до Р. X . известно, что обездоленные получали определенную часть военной добычи: «После субботы, уделив из добычи увечным, вдовам и сиротам, остальное (предводительствуемые Иудой Маккавеем — А. П.) разделили между собою…» (2 Мак 8:28; см. также 2 Мак 8:30). Состояние безбрачия, а соответственно, и вдовства в Ветхом Завете не считалось благоприятным для женщины . И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день и скажут: «Свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, — сними с нас позор» (Ис 4:1). После смерти мужа вдова могла вернуться в дом своего отца (Быт 38:11; Лев 22:13). Согласно закону левирата, чтобы не пресекся род умершего, на вдове должен был жениться его брат (Втор 25:5—10; Быт 38:8). Только первосвященник не мог взять в супруги вдову (Лев 21:14).

http://pravmir.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-r...

В Ветхом Завете юридический статус вдовы еще не был четко определен. О ней складывается общее впечатление как о слабой и беззащитной женщине, поставленной в один ряд с сиротами и пришельцами, и большая часть упоминаний о вдовах связана с недопустимостью неправедного суда по отношению к ним. “Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову!” (Втор 27:19; ср. Втор 24:17). Бог предстает в качестве высшего Судии обездоленных, Он “дает суд сироте и вдове, и любит пришельца…” (Втор 10:18; ср. Пс 67:6; Сир 35:14), — а также хранит и поддерживает их (Пс 145:9). Находя в Боге своего высшего покровителя, вдовы и сироты могли отдавать свое имущество на хранение в иерусалимский храм. На вопрос царского посланника о том, насколько велики сокровища этого храма, “первосвященник показал, что это есть вверенное на сохранение имущество вдов и сирот, и частью Гиркана, сына Товии, мужа весьма знаменитого…” (2 Мак 3:10). Вдовы наряду с пришельцами, сиротами и левитами раз в три года имели право на десятую часть дохода каждого, кто соблюдал Моисеев закон (Втор 14:28–29); вдовы могли после сбора урожая подбирать остатки снопов на поле (Втор 24:19; Руфь 2:2–3), а в садах — плоды маслин и виноградных лоз (Втор: 24:20–21). Они получали какие-то добровольные даяния в честь праздников седмиц (Втор 16:10–11) и кущ (Втор 16:13–14). По событиям середины II в. до Р. Х. известно, что обездоленные получали определенную часть военной добычи: “После субботы, уделив из добычи увечным, вдовам и сиротам, остальное (предводительствуемые Иудой Маккавеем — А. П.) разделили между собою…” (2 Мак 8:28; см. также 2 Мак 8:30). Состояние безбрачия, а соответственно, и вдовства в Ветхом Завете не считалось благоприятным для женщины 43 . И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день и скажут: “Свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, — сними с нас позор” (Ис 4:1). После смерти мужа вдова могла вернуться в дом своего отца (Быт 38:11; Лев 22:13). Согласно закону левирата, чтобы не пресекся род умершего, на вдове должен был жениться его брат (Втор 25:5–10; Быт 38:8). Только первосвященник не мог взять в супруги вдову (Лев 21:14).

http://pravmir.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-r...

37 и след.). Тот образ был цельный, и стояло одно тело. Но ты, царь, увидел, что оторвался без участия чьих–либо рук камень и сокрушил образ, и камень занял и наполнил всю землю. Вот — то, что ты увидел: ты увидел четыре царства. « Ты — это золотая голова » (ст. 38), — потому что первыми царствовали ассирийцы, весьма богатые и весьма пышные, и весьма изнеженные. И говорит ему: « Ты — это золотая голова. После тебя восстанет другое царство, ниже твоего » (ст. 38–39), — потому что после ассириян царствуют персы и мидяне; были же и эти весьма блистательны. Третье царство восстанет медное — царство греков и македонян, — когда именно Александр, будучи в Элладе, снарядив войска, сделал нападение на Персию и низложил Дария, а царство его подчинил своей власти. Итак, он сравнен с медью по причине благозвучия беседы и языка. Эллины, бывшие с Александром, и сам Александр, бывшие красноречивыми в беседе, были сравнены с медью, так как золото, хотя и блестяще, однакож неблагозвучно; подобным же образом также и серебро; а медь, хотя и хуже по веществу, но благозвучна в отношении к издаваемому ею звуку. Поэтому он говорит: третье царство — то, которое обозначается чрез посредство меди; четвертое же царство и последнее — железное (Дан. 2:40). Итак, « будешь пасти их жезлом железным » (Пс. 2:9). Смотри на согласие пророчества: Даниил видел, что камень отсечен от горы без участия рук. Каким образом отсечен? Не железом, без содействия рук, потому что Дева рождает без постороннего содействия; камень же поразил образ и превратился в великую гору и наполнил всю вселенную. Один камень наполняет всю землю. Тот « камень оторвался от горы без содействия рук, и сделался великою горою и наполнил всю землю » (Дан. 2:34–35). 2. Какой это камень? Слушай, что говорит Исаия: Вот, Я полагаю в Сионе камень претыкания и камень соблазна (ср. Ис. 8:14; 28:16): и « всякий, верующий в Него, не постыдится » (Рим. 9:33). Но не один только Исаия говорит об этом камне, а пророчествует и Давид: « камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в очах наших » (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010