Вот здесь унимается даже и язык, – это неудержимое зло ( Иак.3:8 ), как замечает апостол Иаков, зло, от которого происходит большая половина человеческих грехов; но здесь оно удерживается, суетные беседы с суетными людьми пресекаются, а душе дается доступ беседовать с Богом. И что еще? Здесь же, в храме Господнем, почему-то сладостнее бывает слушать и слово Господне, которое со всею силою являет, что николиже тако глаголал кто от человек ( Ин.7:46 ), как Богочеловек Иисус Христос . Не от того ли и случается, что, стоящие во храме, внимательные рабы Господни, ощущают иногда неземную радость. И в храме славы Твоея стояще, – взывают к Богу, – на небеси стояти мним? Все это, сказанное нами, ясно выразил Давид: сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны, – взывал он пред Господом, – насыщаются от тука дома Твоего, и от потока сладостей Твоих Ты напояешь их ( Пс.38:8, 9 ). А опыт разве не тому же учит? Не случалось ли на душе каждого из нас быть какому-то горю: тяжелому чувству, которое бывает от грехов? И где это безотрадное чувство порою отходило от нас, исчезало, и мы, как бы на крыльях голубиных, в радостях духовных возносились к небесам? Где это благодатное изменение встречали более, как не в храме Божием? Да услышит тебя Господь в день печали, предвозвестил и Дух Божий через пророка всякому из нас: – да пошлет тебе помощь из святилища, и с Сиона да подкрепит тебя ( Пс.19:2, 3 ). Потому-то и преславный царь в мире Давид желал лучше быть у порога в доме Божием (Ср. Пс.83:11 ), нежели покоиться в царских своих чертогах. И происходящий по плоти от Давида Господь наш, Сын Бога живого, любил посещать дом Отца Своего; потому и в последние дни земной жизни Своей избрал его местом постоянных посещений. Все это не должно ли вразумлять нас и склонять к тому, чтобы мы любили обитель Бога своего, и даже место, где стоит храм Его? Кто имеет друга по сердцу, немало приятности доставляет ему не только друг, но и жилище его, и то место или улица, на которой стоит дом его. Господи! – взывал Давид, – возлюбил я обитель дома твоего и место жилища славы Твоея ( Пс.25:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

В-пятых, когда обратишь «грешника от ложного пути его» ( Иак.5:20 ). Ибо в Божественном Писании сказано: «Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:20 ). В-шестых, грехи прощаются через обилие любви, как и Сам Господь говорит: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» ( Лк.7:47 ); и Апостол говорит: «Любовь покрывает множество грехов» ( 1Пет.4:8 ). Есть и седьмой путь прощения грехов, который лежит через покаяние, хотя он и тяжел и многотруден, когда грешник слезами своими омочает постель свою (ср. Пс.6:7 ), и «слезы» становятся для него «хлебом день и ночь» (ср. Пс.41:4 ), когда он не стыдится открыть свой грех священнику Господа и искать средство исцелить его, как о том сказано: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» ( Пс.31:5 ). То, о чем говорил апостол Иаков, исполнилось в следующем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). Так и ты, когда приходишь к благодати крещения, то жертвуешь «теленка», ибо «в смерть Его [Христа]» (ср. Рим.6:3 ) крестился. Когда же влечет тебя мученичество, то приносишь «козла», ибо заколаешь дьявола, прародителя греха. Когда, движимый состраданием к нуждающимся, даешь милостыню и изливаешь любовь и милосердие, то отягощаешь священный жертвенник откормленными козлами. И если простишь «от сердца своего брату своему согрешения его» (ср. Мф.18:35 ) и отвергнешь язву ярости, если обретешь в себе простой и мирный дух, будь уверен, что заколол барана или принес в жертву овцу. Более того, если, наученный Божественными чтениями, будешь тосковать, «как голубь» (ср. Ис.38:14 ), и «о законе» Господа станешь размышлять «день и ночь» (ср. Пс.1:2 ), отвратишь грешника от его заблуждений и призовешь его обратно из презренного беспутства к невинности голубя, если, прилепляясь к добру (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Но посмотри, не являются ли эти «шатры, раскинутые Господом» (ср. Чис.24:6 ), теми, о которых Спаситель упоминает в Евангелии, когда говорит: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные шатры 37 » ( Лк.16:9 ). Потому и сказано, что они раскинуты Богом, дабы не были они «колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения» (ср. Еф.4:14 ). 4.9. Шатры эти также – «как кедры при водах». И кедры эти – не те, которым, как сказано, подобен похваляющийся и превозносящийся нечестивый (ср. Пс.36:35 ), но «кедры Божии», поддерживающие «виноградную лозу», принесенную «из Египта», и в которых покоится плод ее, и «горы покрылись тенью ее» (ср. Пс.79:9–11 ). И если уразумел ты, какое упокоение приносит путь мудрости, какую благодать и сладость дает он, отринь всякую невнимательность, всякое небрежение и стань на этот путь, и не устрашит тебя безлюдье пустыни. Ибо, пребывая в этих шатрах, получишь ты и манну небесную и будешь есть «хлеб ангельский» (ср. Пс.77:25 ). Встань на него, и да не устрашит тебя, как мы сказали, безлюдье пустыни. И тотчас присоединятся к тебе ангелы, представленные, как мне думается, в образе кедров. 5.1. Рассмотрим теперь то, что он пророчествовал о Христе. Ибо сказано о Нем: «Семя Его будет, как великие воды, превзойдет Агага царствование Его и возвысится царство Его и будет владычествовать над многими народами. Бог вывел Его из Египта, слава Его, как слава единорога 38 » ( Чис.24:7–8 ). Итак, Христос произошел от семени Израиля по плоти и господствует над народами, что не требует объяснения, особенно если прочитать сказанное Ему Отцом: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» ( Пс.2:8 ). Но что означает фраза «превзойдет Агага царствование Его»? «Агаг» переводится как «над кровлями» и в этом стихе не относится, как можно подумать, к названию какого-либо народа, но, как и в иных местах, это еврейское слово оставлено непереведенным, и потому кажется, что им назван народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Не любят они творящих беззаконие; потому, что и Ты «ненавидишь всех, делающих беззаконие. Ты погубишь говорящих ложь» ( Пс.5, 6, 7 ). Как скоро ведем себя хорошо, радуются Ангел и печалятся демоны; а как скоро уклоняемся от доброго, веселим диавола, Ангелов же лишаем их радости. Ибо у них радость «об одном грешнике кающемся» ( Лук.15, 7 ); а у диавола радость об одном праведнике, отвергающемся покаяния. Посему даруй, Господи, всегда радоваться Ангелам о нас, чтоб и Ты чрез них всегда прославлялся в нас, и мы с ними введены были в один овчий Твой двор, и совокупно исповедались святому имени Твоему, Творец человеков и Ангелов. И воспоминая о сем пред Тобою, исповедаюсь Тебе, принося хвалу за сии великие Твои благодеяния, какими почтил Ты нас, дав в служение нам Ангелов Своих духов. Ибо дал Ты нам все, что заключается на широте небесной; как будто бы мало было для нас того, что под небесами, если бы не присовокупил и того, что превыше небес. Да восхвалят Тебя за сие все Ангелы Твои, Господи; да исповедаются пред Тобою все дела Твои, и да благословят Тебя святые Твои, которых без меры почтив и обогатив, украсил Ты многими дарами. «Чудно имя Твое, Господи, по всей земли» ( Пс.8, 2 ). «Что есть человек, яко возвеличил еси его, или яко внимаиши умом к нему» ( Иов.7, 17 )? Ибо Ты, древняя истина, изрек: «радость моя с сынами человеческими» ( Притч. 8, 31 ). «Разве человек не гной, и сын человеческий не – червь " ( Иов. 25, 6 )? «Подлинно, совершенная суета – всякий человек живущий» ( Пс.38, 6 )? И достойным для себя почитаешь Ты отверзать на него очи Твои, и приводишь его с Тобою на суд! 27. Единый чистый, кто чист пред Тобою, если Ты Сам не очистишь избранных своих? Научи меня, глубочайшая бездна, Зиждительная Премудрость, поставившая «на весах горы и на чашах весовых холмы» ( Ис.40, 12 ), и поддерживающая тяжесть земли; и сию плотяную тяжесть, которую ношу я, поддержи невидимыми Твоими перстами, чтобы увидеть и познать мне, сколь «чудно имя Твое по всей земли!» ( Пс. 8:2, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

«И сын беззакония не будет более причинять зла ему», – т.е. антихрист, которого пришествие ожидается, как о том пишет Павел в по­слании к фессалоникийцам: «но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого. Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем» ( 2Фес.3:3–4 ). Но он не причинит зла верующим во Христа, потому что у них есть указания, как они могут уклониться от него и избежать его обольщения. Эти указания заключаются в речах Христа относительно кончины мира. " Посеку пред лицем его врагов его и ненавидящих его поражу» ( Пс.88:24 ). Враги и ненавидящие нас, как многократно гово­рилось, суть демоны. Их Христос сокрушил в первое свое при­шествие и нанес им рану крестом, как бы мечом; окончательно победит их при втором пришествии, так что они будут уже не в состоянии вести против нас борьбу. «И истина Моя и милость Моя с ним, и именем Моим возвысится мощь его " ( Пс.88:25 ). Отовсюду он ограждает верующего, желая, чтобы последний знал, как он полу­чил спасение, чем возвысился рог его, как он стал сильнее врагов. Все это дано нам именно чрез Христа, который есть ми­лость и истина Божия, а равно и имя Отца, и в Нем, как Сыне, все познается. «И положу на море руку его и на реках десницу его» ( Пс.88:26 ). Морем называется здесь крещение, – потому что о диаволе говорится: «пришедшего от севера удалю от вас, и изгоню в землю безводную и пустую, переднее полчище его – в море восточное» ( Иоил.2:20 ), – а ре­ками – дары Духа, как говорит Христос: «кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:38 ), причем Евангелист, желая пояснить сказанное, присовокупил: «сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин.7:39 ). Итак, вот где наша рука и десница; отсюда приобретаем мы силу. «Он будет звать Меня: Ты – Отец мой, Бог мой и защитник спасения моего» ( Пс.88:27 ). Не сам по себе (верующий) осмеливается на такое призывание, а по благоволению Спасителя, Который сделал нас Своими братьями и сообразными Себе, и потому повелел мо­литься: «Отче наш, сущий на небесах» ( Мф.6:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Слово 1. О вере [С помощью] Господа, содействующего и слово утверждающего, начнем прежде с речей о вере, а затем возьмемся и за последующее. Прежде всего, должно веровать в Бога, что Он есть, и ищущим Его воздает ( Рим. 11:6 ). Ибо вера вовек пребудет. Праведный верою жив будет ( Евр. 10:38 ). Настоящий праведник от веры веру имеет действенную, веру возрастающую, веру преисполняющуюся, веру, просвещающую на добрые дела, чтобы прославлялся Бог всяческих. Вера – начало прилепления к Богу. Совершенный верующий есть «камень в храме Бога, уготованный в Домостроительство Бога Отца, возносимый на высоту орудием Иисуса Христа, то есть Крестом, [словно] посредством веревки, – Духом» 10 . Вера для человека есть проводник, а любовь – путь, возводящий в Царство Небесное. И таковой становится богоносцем, то есть христоносцем, и храмом Божиим, и свято шествующим 11 , и украшенным всем из заповедей Иисуса Христа. И начало жизни через веру и любовь ничему [другому у такого] не предпочитается. Но о вере говорю действенной, поскольку вера без дел мертва ( Иак. 2:20 ) сама по себе. Дела же веры –любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, благость ( Гал. 5:22–23 ), смиренномудрие и похвала о Господе, упование на Бога, чтобы распять плоть, упокоиться от всяких дел, как упокоился и Бог от Своих ( Евр. 4:10 ), взять крест свой и последовать за Ним ( Мф. 10:38 ), жить Духом, достичь Духа, и такая вера и вменяется в праведность. Это есть дела веры. Верою стремящийся посредством заповедей, долу достигает вышнего Иерусалима 12 (ср. Гал. 4:26 ). Если же мы имеем такую веру, то мы – в вере и стоим в ней твердо, то и в Господе обитаем прекрасно. Говорит же и Господь через Пророка: Очи Мои на верные земля, посаждати я со Мною ( Пс. 100:6 ). Так же и Иеремия: Господи, очи Твои (зрят) на веру ( Иер. 5, 3 ). Говорит и Петр: покажите в вере вашей добродетель ( 2Пет. 1:5 ), любовь; и опять-таки: назидая себя на… вере ( Иуд. 20:2 ); Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

архимандрит Амвросий (Юрасов) О почитании святых ангелов и угодников Божиих Церковь Божию составляют все истинно верующие во Христа: и те, кто живет на земле, и те, кто пребывает на небе. Святые Ангелы, ветхозаветные праведники, святые угодники Божии, прославившиеся во Христе и умершие в вере Христовой, отцы и братья наши – составляют Небесную Церковь , Церковь торжествующую. Мы, православные христиане, еще живущие на земле, образуем Церковь воинствующую. Главой единой, Небесной и земной Церкви является Христос ( Еф.1:10; 4:6–16; 5:30 ; Кол.1:18 ). Все верующие во Христа есть члены Церкви – члены Тела Христова, каждому из которых «дана благодать по мере дара Христова» ( Еф.4:7 ). Святых еще в их земной жизни Господь назвал братьями, друзьями Своими ( Ин.15:14–15 ), участниками Божественной славы ( Ин.17:22 ); Он Сам освятил их и приобщил к Себе. Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Поэтому и по смерти своей святые угодники остаются близкими к Богу, даже становятся ближе к Нему, чем были, живя на земле. Они теперь «равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» ( Лк.20:36 ). Царь Давид воспевает праведников, память о которых вечна ( Пс.111:6 ). « Церковь будет возвещать их хвалу», – говорит премудрый Сирах (44:14). Они есть те, «которых весь мир не был достоин» ( Евр.11:38 ); они окружают теперь престол Божий, лицезрят Бога и вместе с Ангелами «будут судить мир» ( 1Кор.6:2 ). Каково же должно быть наше отношение к святым угодникам Божиим? «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр.12:22–24 ), – пишет своим единоплеменникам апостол Павел. Что же значит «приступили»? Это значит, что все живущие на земле люди могут находиться в тесном и непрерывном общении с Небесной Церковью. Общение это состоит в том, что святые угодники Божии вместе с Ангелами сострадают нам, живущим на земле, молятся за нас Богу ( 2Пет.1:15 ; Откр.5:8; 8:3–4 ), сорадуются о каждом кающемся грешнике ( Лк.15:10 ) и страждут о каждом нераскаявшемся в своих грехах. Мы же, со своей стороны, не только должны возносить им хвалу, чтить и прославлять их, не только подражать им, но и постоянно просить их заступничества и ходатайства за нас перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Суетные заботы, чего бы ни достиг человек, не приносят успокоения его душе: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!» ( Еккл.1:14 ); «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это — томление духа…» ( Еккл.1:17 ); «И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!» ( Еккл.2:11 ); «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа!» ( Еккл.4:4 ). Вечное и неизменное находится за пределами человеческого существования, и потому единственной опорой для человека является Бог, тайна Которого так и остается непостижимой для бренного существа. Осознание иллюзорности земного благополучия, суетности его приходит и к многострадальному Иову: «Опротивела мне жизнь. Не вечно жить мне. Отступи от меня, ибо дни мои суета» ( Иов.7:16 , ср. 7:3, 15:31, 31:5). Смысл быстротечной земной жизни придает только надежда на Господа — эта мысль не однажды повторяется в Псалтири: «Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий. Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то. И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя» ( Пс.38:6–8 , ср. 38:12, 61:10, 77:33, 143:4). Лишь Господь может избавить человека от суетного бренного существования: «…постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, не от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек. Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» ( 1Пет.1:22–25 ) Смотри также: «…не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас…» ( 1Пет.1:18–20 ). Т Темна вода во облацех

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

2. Бог как Царь и Судия. В проповеди Исаии Господь предстает как Царь иудейского народа (Ис 6. 5; 24. 23). Бог - единственный истинный Царь; Он - Владыка всех народов. Он действует в событиях мировой истории. Даже нечестивые завоеватели служат Его промыслительными орудиями (5. 25-29). В Израиле Он осуществляет Свои замыслы. Он печется о нем, как заботливый виноградарь о своих насаждениях (гл. 5). Но Он не таков, как боги язычников, к-рые обещают блага в обмен на жертвы. «Святой Израилев» отдаст Свой виноградник на попрание, если тот не будет приносить добрых плодов. Человеческий грех не способен разрушить план божественного домостроительства. Господь всегда сбережет остаток, сохранивший Ему верность. Одно из излюбленных именований Бога у Исаии - «Господь Саваоф» - «Бог воинств» встречается в 1-й ч. книги ок. 50 раз. Исаия изображает Господа Саваофа грозным Судией как отдельного человека (Ис 38 - болезнь Езекии), так и народов (13-23-я главы). Только благодаря божественному правосудию «живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа» (26. 9-10). 3. Исаия часто говорит о всеведении Божием и присутствии Бога в сотворенном Им мире. «Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысел свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: «кто увидит нас? и кто узнает нас?» Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: «он не разумеет»?» (29. 15-16; ср.: 37. 28). Господь не только грозный Судия, Творец вселенной и человека (37. 15), но одновременно и личный, «близкий» Бог, слышащий и слова пророка, и просьбу всякого скорбящего человека (Ис 38 - молитва царя Езекии) (ср.: Вейнберг. 2003. С. 152). Наиболее ясно мысль о соприсутствии Бога среди людей (ср.: Ис 33. 22) нашла выражение в знаменитом именовании Мессии: «С нами Бог» (  ) (ср.: 7. 14; 8. 8; Пс 45. 8, 12).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Вот в каких трогательных и ужасных чертах изобразил святой пророк бедственную участь, постигнувшую Иерусалим. После семидесятилетнего плена Вавилонского, иудеи опять возвратились в отечество, и снова построили Иерусалим и в нем храм Божий. Город лежит в двенадцати часах пути от Средиземного моря и в восьми часах от Иордана. Он находится на широкой плоской возвышенности, состоящей из нескольких вершин и возвышающейся более чем на 762 метра над уровнем моря. Долина Иосафатова с потоком Кедрон на восток и долиной Гион на юг и запад служат его границею. Гора Мориа занята мечетью Омара (по мусульманскому поверью здесь вознесся на небо Магомет), которая стоит на прежнем месте храма Соломона. Ни одному из христиан не дозволяется входить в эту мечеть под опасением смерти. Гора Сион находилась на юго-восток от горы Мориа. После 25-векового существования города на горе она была подведена под общий уровень с близ лежащею местностью, и сегодня мы наблюдаем лишь небольшое возвышение к Сиону. 2 февраля 4 г. по Р.Х. Лк. 2, 22–38 : Сретение 372 Господне. Пророчества Симеона 373 (28–35) и Анны 374 (36–38). Вифлеем 375 : Мф. 2, 1–12 : Поклонение волхвов 376 . Наука и философия только тогда приобретают свое истинное высокое значение и надлежащую силу, когда они покорно и смиренно склоняются к ногам Иисусовым. Пророчества о поклонении язычников: Пс. 71, 10, 15 : “Цари Фарсиса 377 и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы 378 принесут дары”. “И будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его”. 4 г. по Р.Х. Мф. 2, 13–15 : Бегство 379 святого семейства в Египет. Мф. 2, 16–18 : Избиение младенцев в Вифлееме и его окрестностях царем Иродом 380 . Пророчество об избиении младенцев: Иер. 31, 15 : “Так говорит Господь: голос слышен в Раме 381 , вопль и горькое рыдание; Рахиль 382 плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет”. Краткая историческая справка – предание о смерти Захарии: По преданию слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в Иутту. Захария в то время совершал служение в храме, а Елизавета скрылась с сыном в пустыне. Рассерженный ненахождением младенца Иоанна Ирод послал к Захарии в храм, спросить, где скрыл он своего сына. Захария ответил, что он служит теперь Господу Богу Израилеву и не знает, где его сын. После угроз лишить его, он повторил, что не знает, где его сын, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям ( Мф. 23, 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010