Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте, я изучил много  материала  по этой  теме, но так и не понял. Грех ли дружить с неверующими? С теме кто матерится, курит и т.д. Читал Священное Писание, но и там не нашёл чёткого ответа можно или нельзя. Вот например в 2Фес 3:6 написано удаляться от брата поступающего бесчинно. Но в толковании написано  что  брат это христианин, а бесчинный — праздный, без дела ходящий. Тоесть удаляться надо тех, которые именуют себя христианами, но живут праздно? Разъясните, пожалуйста. 6 Ответов Дружите на здоровье, но веру не предавайте: сами не материтесь, не блудите, не упивайтесь, не осуждайте, не воруйте, в храм и на богослужения ходите, участвуйте в Таинствах, молитесь, и т.п. Тоесть дружба, например с матершинниками не оскверняет человека, не заражает его тем же грехом? Чем заражаться грехом — не лучше ли помочь заражёным излечиться? Понял, спасибо за ответ. С такими неверующими, которые не несут в мир активного зла, дружить можно. Не исключено, что дружба с христианином даже может на них положительно подействовать. Но тех из неверующих, которые ведут откровенно аморальный образ жизни, надо избегать. Тем более, если они при этом активно проповедуют и навязывают свое безбожие и развращение. “Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых” Пс. 1:1 , “дурные сообщества развращают добрые нравы” 1 Кор. 15:33 . Этих библейских истин никто не отменял. С уважением, А что такое совет нечестивых и что значит не ходить на него? Есть разные мнения. Например: нечестивые это все неверующие; нечестивые это прям очень жестокие люди, которые не просто грешат, а прям за все рамки приличия выходят и может даже навязывают разврат другим. И не ходить на совет нечестивых это как? Вообще не подходить к таким людям, сторониться их, или именно не советоваться с ними по духовным вопросам, или просто не соглашаться с их развратом, не подражать им? В моем понимании это любое сборище людей, которые не просто грешат, а считают грех нормой и возводят его в принцип. И даже, возможно, советуют другим следовать их примеру. Участия в такого рода сборищах надо избегать, чтобы самому не развратиться.

http://azbyka.ru/vopros/greh-li-druzhit-...

Убийство Убийство запрещается: Не убивай ( Исх.20:13 ). Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради, не лжесвидетельствуй; не обижай; почитай отца твоего и мать [говорит Иисус Христос] ( Мк.10:19 ). Ненависть есть убийство: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей ( 1Ин.3:15 ). Убийство есть дело плоти: Дела плоти известны. Они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство, и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царствия Божия не наследуют ( Гал.5:19,21 ). Убийство исходит от сердца: Ибо от сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). Убийство не может быть скрыто от Бога: Ибо, вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь, и уже не скроет убитых своих ( Ис.26:21 ). Убийство вопиет о мщении на небе: И сказал [Господь]: [Каин] что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли ( Быт.4:10 ). Убийство оскверняет землю: Не оскверняйте земли, на которой вы [будете жить]: ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой крови, как кровью пролившего ее ( Числ.35:33 ). Убийство должно быть искуплено кровью убийцы: Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию ( Быт.9:6 ). Бог · считает гнусным делом убийство: Вот что ненавидит Господь: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную ( Притч.6:16–17 ). Но было ко мне слово Господне, и сказано: ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим ( 1Пар.22:8 ); · делает исследование об убийстве: ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных ( Пс.9:13 ). Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, [и ненавидящим Его воздает], и очистить [Господь] землю Свою и народ Свой ( Втор.32:43 ). И ты истребишь дом Ахава, господина твоего, чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господни, павших от руки Иезавели ( 4Цар.9:7 ). Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником ( Мф.23:35 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Щедрость Щедрость а) заповедуется: Я повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему в земле твоей ( Втор.15:11 ). Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, – одень его, и от единокровного твоего не укрывайся ( Ис.58:7 ). Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся ( Мф.5:42 ). Продавайте имения ваши и давайте милостыню ( Лк.12:33 ). Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах ( Лк.18:22 ). В нуждах принимайте участие ( Рим.12:13 ); б) угодна Богу: Доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор.9:7 ). Не забывай благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу ( Евр.13:16 ). Дел щедрости Бог не забудет: Не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его ( Евр.6:10 ). Господь воплощением подал пример щедрости: Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою ( 2Кор.8:9 ). Щедрость а) составляет характеристическую особенность верующих: Добрый человек милует и взаймы дает; он расточил, раздал нищим; правда его пребывает вовеки ( Пс.111:5,9 ). Добродетельная жена длань свою открывает бедному и руку свою подает нуждающемуся ( Притч.31:20 ); б) бывает суетною без любви: Если я раздам все имение мое, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы ( 1Кор.13:3 ). Щедрость должна быть оказываема а) для служения Богу: Сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы сделали они Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношение Мне ( Исх.25:1–2 ). Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих ( Притч.3:9 ); б) по отношению к верующим: Ученики [апостолов] положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, пославши собранное к пресвитерам чрез Варнаву и Савла ( Деян.11:29–30 ). В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим ( 1Кор.16:2–3 ). Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере ( Гал.6:10 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла С. Мовинкель. Фотография. Сер. XX в. [Норвеж. Mowinckel] Сигмунд Олаф Плютт (4.08. 1884, Хьеррингёй, Сев. Норвегия - 4.06.1965, Осло), норвежский библеист и протестантский теолог. Род. в семье пастора. Изучал теологию, а также историю, литературу и философию в ун-те Кристиании (Христиании, с 1925 Осло) с 1903 по 1908 г. В 1911 г. слушал лекции В. Грёнбека по истории религии в Копенгагене. С 1911 по 1913 г. был студентом философского фак-та в Марбургском ун-те в Германии, где изучал ассириологию у П. Йенсена. В 1912 г. слушал лекции Г. Гункеля о ВЗ в Гисене. В 1916 г. защитил в Кристиании докт. дис. на тему «Правитель Неемия» (Statholderen Nehemia), посвященную интерпретации Книг Неемии и Ездры. Начиная с 1917 г. преподавал ВЗ в ун-те Кристиании (Осло) в качестве доцента (1917-1922), экстраординарного профессора (1922-1933) и полного профессора (1933-1954). Продолжал читать лекции и после выхода на пенсию в 1954 г. Наряду с Гункелем М. являлся видным представителем направления Formgeschichte (Метод анализа форм), автором ок. 20 монографий, посвященных различным проблемам ветхозаветной библейской критики. Наиболее значителен вклад М. в изучение Псалтири. В своем монументальном 6-томном труде «Psalmenstudien», а также в более поздней работе «Offersang og sangoffer» (The Psalms in Israel " s Worship) М. попытался описать жанровую специфику псалмов и их связь с ритуалом Первого и Второго храмов. В частности, он выдвинул гипотезу о том, что первоначальным «местом в жизни» (Sitz im Leben) определенной группы псалмов (Пс (МТ) 8, 15, 24, 29, 33, 46-48, 50, 65-68, 75-76, 81-82, 84-85, 87, 93, 95-100, 118, 120-134, 149, а также Исх 15. 1-18) был осенний праздник Нового года, в к-рый ежегодно совершался ритуал интронизации Яхве. Данные псалмы исполнялись во время этого праздника, в их тексте нашли свое отражение различные связанные с ним культовые действия. Критическое рассмотрение гипотезы см. в: Petersen. 1998.

http://pravenc.ru/text/Мовинкель.html

Письмо 285 Горестная кончина брата М. А ... очень для неё прискорбна, и для многих, по участию и по естеству, сожалительна; но можем ли мы проникнуть в бездну судеб Божиих? Как, почему, на что и для чего так сделалось? Такой ужасный конец, и оставшиеся сироты без призрения? Все это известно токмо Единому Богу, пред Которым вся нага и откровенна настоящая и будущая, как и прошедшая. Можем ли мы знать, для чего такая кончина последовала? Может быть, это происшествие послужит ему ко очищению грехов, в неимении коих никто не может похвалиться; а другим ожесточённым и нерадящим о спасении примером и учителем к обращению на истинный путь. Вера токмо может доставить нам успокоение, и надежда на бесприкладное милосердие Божие к нам, грешным. Не отчаиваясь в милости Божией, надобно молиться о нем, и поминать, по чину матери нашей церкви. А о детях не силен ли Бог промыслить, промышляя о всяком Своём создании? Да, может быть, еще и полезнее устроит; бедность не порок, но еще учительница любомудрию; итак, и об них надобно возложить надежду на всепремудрый, всемогущий и отеческий промысел Божий. Мать А...я не должна безмерно скорбеть и упадать духом, а успокаивать себя верою и надеждою. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: и аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий ( Пс.126:1 ). – В настоящем вашем страхе об угрозе сожещи обитель, словеса сии Святаго Духа мотут вас ободрить и воскрилять упованием и надеждою на неусыпающего Стража и Промысленника о всей твари. Ежели кто чем наказуется праведным судом Божиим, то сие служит ко очищению его и к исправлению. Св. Пророк Иона послан был проповедовать Ниневии: три дни, и Ниневиа превратится ( Иона.3:4 ), что ж вышло? Ниневитяне покаялись, как повествует о сем св. Писание, и Господь отвратил гнев Свой от них и помиловал. Не смею сего примера приложить к кому-нибудь, но разумеяй да разумеет!... В первом же письме извещаешь о покупке келий для Л... М... и М... Я... Слава Богу, что послал им уголок; остается только «искать царствия Божия и правды Его, то им вся приложится» ( Мф.6:33 ). Ты, описывая её неисправность, невольно высказала и свою страсть и немощь, «она нам досаждает», а мы, видно, еще немощнее переносить оные – то надобно и нам смиряться; ты благоволишь о её немощах, – да смирится; – дай Бог, чтобы это исполнялось, но чтобы не обратилось в навык – леность и нерадение. О. М...ей пишет ко мне из Одессы от 20 февраля, что собирается ехать водою в Севастополь, а лошадей своих продал по дороговизне корма; пишет, что благополучно, только не хвалится своим товарищем; что делать, видно так надобно, к искусу его, понести сию тягость, и избежать мечтания о себе, видя свою немощь!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Послание 19(207). К Димитрию консулу При телесном отсутствии, какое другое можно найти утешение, кроме общения посредством письма? Поэтому посредством него мы, смиренные, теперь и обращаемся к любви твоей, прекраснейший из друзей, объемля тебя духом и извещая, что отсутствие не расторгло любви, но она, жаждая усилиться, еще более возбуждается, подобно томимым жаждою, прибегающим к источникам вод. Это в доказательство любви. А как ты проводишь жизнь во вверенной тебе императорами области, мы не ведаем, или лучше сказать, беспокоимся; ибо знаем, что к прежней твоей провинции, вопреки твоему желанию, но по повелению императора присоединена другая, и что она, находясь дальше первой, близка к варварам. От этого объемлет страх почтенную душу твою, как говорят, не желающую и не расположенную действовать мечом, идти войною или подвергаться войне. Все это побудило и нас совершать молитвы и моления, чтобы тебе быть невредимым в той и другой власти; и мы веруем, что ты сохранишься невредимым, имея пред очами страх Божий и получаемую оттуда помощь. Ибо где Бог покровитель, там исчезает всякое зло. «Ополчится Ангел Господень, – говорится в Писании, – вокруг боящихся Его и избавит их» ( Пс.33:8 ). Таким будь и ты, возлюбленный господин наш, чрез благочестие свое и добрые дела, под защитой Ангела-Хранителя жизни твоей. Бодрствуй в молитвах, трезвись в молениях, произноси суд справедливый, являй благосклонный взор бедному, будь защитником обижаемых, соблюдая умеренность в пище и питии; ибо неумеренность есть мать зол. Если другие забавляются и смеются, ты, господин мой, послушай Господа всех, Который говорит: «Горе вам, смеющиеся, ибо восплачете» ( Лк.6:25 ). Если другие сквернословят, ты, увещеваю, загради уши свои; ибо слова бывают путем к делам. Если другие наполняют дарами руки свои, ты, боголюбивый мой, довольствуйся «наградой», скажу словами Евангелия, даваемой по древнему обычаю ( Лк.10:7–8 ). Если другие живут нечестиво, ты будь благочестив, уклоняясь, сколько возможно, от людей порочных. Ибо ты знаешь, что эта жизнь, подобно сновидению, обольщает служащих ей. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» ( Мф.16:26 )? Этого да не будет и в мыслях твоих, почтенный, ибо ты имеешь врожденное добро и любишь служить Богу, приведшему тебя из небытия в бытие и даровавшему жизнь, движение и дыхание.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Разделы портала «Азбука веры» Трепет — 1) негодование ( Быт.27:33 ); 2) благоговение ( Пс.2:11 ); 3) страх ( Исх.15:15 ); 4) вообще душевное волнение, вызванное острым возбуждением душевных чувств, внутренняя дрожь ( Авв.3:16 ); 5) телесная, внешне выраженная дрожь ( Иов.4:14 ); 6) форма отображения действия Божьего в неживой природе (например, землетрясение) ( Сир.43:18 ). Чем страх Божий отличается от страха вообще? Страх, если не иметь в виду безотчётную тревожность, связан с обострением чувства опасности, отражением в разуме и сердце осознания конкретной угрозы. Предметом, вызывающим такой страх, как правило становится то, что может навредить человеку, составить угрозу для жизни, здоровья, комфорта, благополучия. В естественной обстановке человек нередко стремится либо скорей удалиться от источника страха (убежать, спрятаться, скрыться), либо купировать или избавиться от него (например, нейтрализовать, убить ядовитое насекомое, дикого, агрессивного зверя). Другое дело — страх Божий . Это глубинное чувство связано не столько с ощущением угрозы со стороны Бога (хотя каждый верующий знает, что Бог и действительно может наказать), сколько с переживанием боязни утратить благодатное общение с Ним как с Источником жизни, радости, милости, благ (см.: Богообщение ). В отличие от естественного страха перед опасностью, основывающегося на ощущении внешней угрозы, страх Божий основан на внутреннем чувстве глубокого благоговения перед Богом как перед Владыкой. В этой связи он назван началом мудрости ( Притч.9:10 ). Тогда как естественный страх одной личности перед другой часто служит причиной удаления, разрыва отношений (если они есть), страх Божий способствует уподоблению человека Богу и единению с Ним (см.: Богоподобие ). От страха Божьего как добродетели следует отличать тот панический страх перед Богом, какой, в силу помрачения разума, испытал прародитель Адам ( Быт.3:8 ), и тот ужас, который, по слепоте греховного сердца, испытали жители Гадаринской страны ( Лк.8:37 ). Первого страх вынудил бежать от Бога, прятаться между райских деревьев ( Быт.3:8 ), а последних побудил просить Сына Божия оставить их территорию и удалиться ( Лк.8:37 ).

http://azbyka.ru/trepet

1 Вероятно, пс. 62: «Боже, Боже, к Тебе утреннюю…» 2 Пс. 140: «Господи, воззвах к Тебе…» 3 Hist. Eccl. кн. VI, гл. VIII. 4 Пс. 102 и 145: «Благослови душе моя Господа...» и «Хвали душе ноя Господа...» 5 Пс. 9:92, 94, с соответствующими припевами. 6 У сербов это — особые самогласны. 7 «Das Kontakion» in Byz. Zeitschr. XIX 1910 Ss 285—59 8 Скабалланович, Миркович и др. 9 Кекелидзе, Скабалланович. 10 Скабалланович. 11 Кроме как в Великий пост. 12 Правильнее восемь. 13 «Помощник и покровитель...» 14 «Во глубине постла иногда...» или «Колесницегонителя фараона погрузи...», или «Волною морскою...», или «Сеченое сечется...» 15 «Божественным покровен медленноязычный мраком, извитийство-ва богописанный закон...» 16 А их почти всегда 4, а иногда и 6, и 8. 17 СПБ. 1896 г., т. III, стр. 582—633. 18 Grundriss der Griechischen Litteratur, 1860, Ss. 771, В. II. 19 Род. 01.08.1812 г.; священник в 1836 г.; послушник в Солем у Дом Геранже.в 1842 г.; в 1844 — приор аббатства Ст. Жермен в Париже; в 1863 г. кардинал; умер в 1889 г. 20 «Если кто желает составить канон, прежде [ему] необходимо написать ирмос (точнее — написать мелодию для ирмоса), затем прибавить тропари, равные ирмосу по количеству слогов и совпадающие с ирмосом по тоническим ударениям, а также сохраняющие (его) замысел». 21 Примером может служить хотя бы акафист Божией Матери, твор. Сергия. 22 Т.е. опять-таки псалмов 134, 135, а иногда и 136. 23 Папа Дамас, т.е. IV в. 24 По мозарабскому чину. 25 Песнь Богородицы, песнь Захарии, песнь Симеона Богоприимца 26 1 Кор 14 27 Еф 5:19. 28 Дидахи, Иустин, Послания ап. Павел 29 Гл. 59 — 61 30 Педагог, II, гл. 4. 31 Строматы VII, гл. 5. 32 Памятник IV века. 33 «Евсевий, Церк. Ист. VII, гл. 30. 34 «Против Цельса», VI, 31. 35 V, 10 36 Согласно Ассемани, «Библиотека», т I, стр 59 37 Литургия II и VIII книги Апостольских Постановлений, молитвы Серапионова евхология IV века и им подобные 38 Крумбахер, Леклерк, Миркович, Скабалланович. 39 Установл. кн. II, гл. V — VI. 40 На всех без исключения литургиях византийского типа, кроме, конечно. Преждеосвященных Даров, эта песнь поется независимо от степени праздника, то есть и в будние дни. и в малые и великие праздники.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

25. Страдания необходимы и полезны для христиан 1) Страдания посылаются людям для их исправления ( Евр. 12:5–11 ; 2Кор. 7:10 ; Рим. 5:3, 4 ). Рассуждая о сем, св. Иоанн Златоуст указывает следующую пользу от земных скорбей для добродетели: а) Чрез них Бог «упражняет душу в добродетели, ибо, когда душа избирает добродетель, не смотря на трудность и еще не получая награды, то оказывает расположение и великое усердие к ней...»; б) «Скорбь особенно располагает нас к любомудрию и делает крепкими»; в) «...Бог хочет научить нас презирать настоящее, не прилепляться и не привязываться к нему» (Беседа на 7 пс.). 2) Страдания рассматриваются как испытания, посылаемые Богом людям с целью сохранения и утверждения их веры и благочестия ( Иак. 1:2–4, 5:10, 11 ; 1Пет. 1:6, 7, 11, 4:1 ; ср. 2Кор. 4:16–18 ; 1Пет. 4:12, 13 ). «Всякому праведнику, – говорит св. Иоанн Златоуст , – необходимо пройти путем скорби» (29 Беседа на посл. к Евр.). «Таким образом, говорит тот же св. отец, людям неразумным справедливо можно было бы соблазняться, если бы происходило противное тому, что Христос сказал праведным: «в мире скорбни будете» ( Ин 16:33 )» (Из Бесед на 7 Пс.). «Путь крестный, по которому прошел на земле Сам Господь наш, – говорит один русский богослов-иерарх, – есть неизбежный для всех путь к Царствию Небесному» («Полное собрание проповедей арх. Херс. Димитрия». М. 1889, т. 2, стр. 163). «Если Господь наказывает тех, которых любит, и скорбями врачует и очищает души, то естественно, что лучшие из людей более других подвергаются лишениям, скорбям и озлоблениям, потому что они более других любимы Богом, способнее других к очищению, и след. достойнее того, чтобы Врач душ очищал от приражающегося к ним греха» (Ф. А. Голубинского «Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека» 154 М. 1885, стр. 429).   154 Примеч. Отсюда, конечно, далеко до фанатической апофеозы страдания и так наз. культа страдания, свойственного сектантам и не чуждого, напр., нашему русскому писателю Достоевскому. У Господа много путей, которыми Он ведет нас ко спасению, и между прочим Он может направлять и вести нас к добру и путем земного благоденствия и счастия, неотрицаемых нашею всеобъемлющею и чуждою узкого ригоризма религиею ( Puм. II, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

50. Святоотеческие изречения об отношении Ангелов к человеческому роду I. Ангелы-Хранители народов. Василий Великий : «Все Ангелы имеют как одно наименование, так, конечно, и ту же общую всем природу; однако ж одни из них поставлены начальствовать над народами, а другие быть сопутниками каждому из верных. Но в какой мере целый народ предпочтительнее одного человека, в такой же, без сомнения, по необходимости выше достоинство Ангела народоправителя, в сравнении с достоинством Ангела, которому вверено попечение об одном человеке» (Против. Евном. кн. III, в Тв. св. отц. VII, 128–130, снес. V, 341–342). Григорий Богослов : «Каждому (Ангелу) дано особое начальство от Царя иметь под надзором людей, города и целые народы» (Таин. песноп. слов. 6, в Тв. св. отц. IV, 366). Иоанн Дамаскин : «Они (Ангелы) охраняют части земли, правят народами и местами, как поставлены на то Творцом» (Точн. изл. прав. веры кн. II, гл. 3, стр. 55). II. Ангелы–Хранители церквей. Св. Григорий Богослов : «Я уверен, что особенный Ангел покровительствует каждую церковь , как научает меня Иоанн в Апокалипсисе» ( Апок. 1:20 ) (Слов. прощальн. пред 150 еписк. в Тв. св. отц. IV, 33); св. Амвросий: «Для защищения паствы Божией, не только поставил Господь епископов, но и Ангелов определил» (Exposim. evang. Luc. lib. II, п. 50). Св. Василий Великий , – который писал к пресвитерам никопольской церкви: «Вас печалит, что низринуты вы из ограды стен; но вы водворяетесь в крове Бога Небесного, и с вами – Ангел Хранитель церкви» (т. е. Никопольской) (Письм. 230, в Творении св. отц. XI, 178). Ангелы–Хранители частных лиц. Св. Василий Великий : «К каждому из верных приставлен Ангел, достойный того, чтобы видеть Отца Небесного» (Бесед. на Пс. 48:15 , в Тв. св. отц. V, 370); и в другом месте: «Что с каждым из верных есть Ангел, который, как детоводитель и пастырь, управляет его жизнью, против сего никто не будет спорить, помня слова Господа, сказавшего: «не презрите единого малых сих... яко ангелы их... выну видят лицо Отца... небесного» ( Мф. 18:10 ). И псалмопевец говорит: «Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его», – Ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами худыми делами: ибо, как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни – Ангела отдаляет многоплачевный и смердящий грех» (Бесед. на Пс. 33:8 , в Тв. св, от. V, 295–296); и в другом месте: «Поскольку и каждый из нас имеет святого Ангела, ополчающегося окрест боящихся Господа, то он может, по изобличении во грехах, сделаться повинным бедствию; его перестанет закрывать стена, т. е. защита святых сил, которые, пока пребывают с человеком, соблюдают непреоборимыми охраняемых ими» (Толкование на пророка Исаию, глава 5, в Тв. св. отц. VI, 192).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010