Разделы портала «Азбука веры» Всемогущество — существенное свойство Божье, проявляющееся в том, что Бог может совершать всё, что хочет, когда и как хочет, причём, без малейшего затруднения никто и ничто не в силах препятствовать Его действиям. Всемогущество Божие обнаруживается, в частности, в творении мира и в промышлении о нем. При этом нужно иметь в виду, что между волеизъявлением Божьим и связанным с ним Божественным действием нет хронологически измеряемого промежутка: «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» ( Пс.32:9 ). Всемогущество Божие проявляется как на небе, таки на земле. Он – не только Творец мира, но и Его Царь, Вседержитель. Он по Своему усмотрению располагает Своим творением ( Иер.27:5 ), созданным Его словом и «духом уст Его» ( Пс.32:6,9 ). Он властвует над силами, проявляющимися в мире природы и в социальном пространстве ( Пс.64:8 ). Он заставляет горы «прыгать» или «дымиться» ( Пс.113:4; 143:5 ), превращает пустыни в источники вод ( Пс.106:35 ), реки в пустыню, источники вод в сушу ( Пс.106:33 ). От Его взора трепещут горы и основания земли ( Сир.16:19 ). Священное Писание многократно свидетельствует о всемогуществе Бога: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» ( Быт.17:1 ). «Бог творит все, что хочет» ( Пс.134:6 ). «Он делает, чего хочет душа Его» ( Иов.23:13 ). «Вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?» ( Иер.32:27 ). В Евангелии от Луки говорится, что у Бога не останется бессильным никакое слово ( Лк.1:37 ). Если Бог всемогущ, то почему иногда утверждается, что Он что-то не может? Учение о всемогуществе Божьем выражено в Священном Писании со всей определенностью ( Иов.42:2 ). Вместе с тем Книги Писания содержат выражения, как будто бы противоречащие этому учению. Так, например, о Боге утверждается, что Он не может проявлять Себя как несправедливый ( Иов.34:10 ), не может отречься Себя ( 2Тим.2:13 ) и т. п. Против учения о Божественном всемогуществе выдвигались такие, порожденные отрицательной критикой вопросы, ответы на которые должны подтвердить его ложность или, по крайней, заставить верующих усомниться в его истинности. К числу таких вопросов принадлежат: может ли Бог умереть?, может ли Он создать такой камень, который не сможет поднять?, может ли, наконец, совершить невозможное (сделать то, что не может)?

http://azbyka.ru/vsemogushhestvo

4. О творении Прежде всего надлежит доказать, что есть Создатель твари, не образовавшийся, как баснословил Валентин, по Ахамофовой страсти, и по изникновении тридцати пяти эонов родившийся вследствие взаимного общения и страсти; а также и не какие-либо Ангелы, по учению Василида, Керинфа и других, состоящие, как говорят они, под начальством Иадаваофа, создали тварь. Не говорим и с мерзким Маркионом, будто бы кроме благого Творца есть некий иной. Напротив того, и сами научены, и других учим, что все создал Бог всяческих с Единородным Словом и Всесвятым Духом; потому что «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» ( Пс. 32, 6 ). И в другом месте, упомянув о видимой и невидимой твари и повелев песнословить Творца, Давид присовокупил: «яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася» ( Пс. 32,9 ); и еще: «простираяй небо яко кожу. Покрываяй водами превыспренняя Своя» ( Пс. 103, 2–3 ); и чрез несколько слов: «основаяй землю на тверди ея» ( Пс.103,5 ); и еще: «Сотворшему небеса разумом,... утвердившему землю на водах» ( Пс. 135, 5–6 ). И прежде Давида великий Моисей еще удостоверительнее научает нас, что сей Бог сотворил небо и землю со всеми стихиями, что Он создал естество света и украсил небо светилами, а землю лесами, лугами и жатвами; Он же произвел и роды животных, и птицам местом жительства определил воздух, плавающим отделил влажную сущность, а скотам и зверям – сушу и что после всего создал и естество человеческое. Согласно же с сим учат нас и все Пророки. Исаия взывает: «Сотворивый небо и водрузивый е, утверждей землю, и яже на ней, и даяй дыхание людем,... и дух ходящим на ней» ( Ис. 42, 5 ); и еще: «Поставивый небо яко камару и простер е, яко скинию» ( Ис.40, 22 ). И Сам Бог говорит устами его: «распрострох небо един» ( Ис.44, 24 ). А блаженный Иеремия сказал так: «сей Бог показавый землю» ( Ис. 45, 18 ), «наполни ю скотом двуножным и четвероножным. Посылаяй свет, и идет, призва его, и послуша Его с трепетом» ( Вар. 3, 32–33 ). Но нет мне нужды в пророческих изречениях, потому что прежде закона и пророков обучила этому людей сама природа. И оный древний Мельхиседек так сказал, благословляя Авраама: «благословен Авраам Богом Вышним, иже созда небо и землю» ( Быт. 14, 19 ). И сам патриарх то же изрек содомлянам: «Воздвигну руку мою к Богу Вышнему, Иже сотвори небо и землю» ( Быт. 14,22 ). И еще Авраам, посылая служителя для сговора невесты, сказал ему: «положи руку твою под стегно мое. И заклену тя Господем Богом небесе и Богом земли» ( Быт. 24, 2–3 ). И мужественный Иов, еще до законоположения отличавшийся добродетелию, признавал Создателем истинного Бога. Ибо говорит: «Прострый един небо, и ходяй по морю, яко по земли» ( Иов. 9, 8 ). Да и Сам Подвигоположник победоносного сего подвижника научает многому о твари.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 6 Так, по окончании сего видения, Пророк описывает другое созерцание, и говорит, что ( Зах.6:1 ) увидел «колесницы», числом четыре, исходящие из двух «гор медяных», и ( Зах.6:2 ) в первую колесницу запряжены были кони рыжие, во вторую вороные, ( Зах.6:3 ) в третью белые, а в четвертую пестрые в яблоках. Потом сказует, что вопросил он, и узнал от Ангела: Зах.6:5 . Сии суть четыри ветри небеснии, иже исходят предстати Господу всея земли. Четырьмя же ветрами называет Пророк четыре части вселенной; потому что многие и ветры полагают им равночисленными. Посему Пророк научается, что Бог всяческих, и блага подает людям, и насылает им скорби, употребляя в служение невидимые Силы. Так и блаженный Давид сказует: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их» ( Пс.33:8 ); о наказании же говорит в другом псалме: «посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, послание аггелы лютыми» ( Пс.77:49 ). Так и Богомудрый Захария видит коней вороных, устремленных в северную часть вселенной, и дает сим разуметь гибель Вавилона. Зах.6:6 . И белии исхождаху в след их, не для того, чтобы блага подать Вавилонянам, но чтобы, когда будут они наказываемы, оставшихся из пленных Евреев возвратить в Иудею: И рыжие 4 исхождаху на землю южную, угрожая бедствиями народам, восставшим на Иерусалим; потому что рыжим цветом пророческое слово прикровенно означило раздражительность. Зах.6:6–7 . И пестрые с крапинами исхождаху, и озираху еже объити землю, и рече: идите, обыдите землю, и обыдоша землю. Под землею разумеет здесь не землю Израильскую, но целую вселенную; называет же коней пестрыми, потому что исправляют всякого рода служения, где должно, наказывают, и где надобно, благодетельствуют. Зах.6:8 . И возопи, и призвал меня, и рече ко мне глаголя: се исходящии на землю северскую упокоиша Дух Мой на земли северстей, то есть, на Вавилонян наложил Я справедливое наказание, какое давно заслуживали, но доселе не понесли по Моему человеколюбию. После сих видений Пророку повелевается принять дары, принесенные пленниками, но не просто всеми, а

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Псалом 1 В еврейской, греческой и латинской Библиях именем Давида этот псалом не надписывается. Псалом не содержит указаний, по которым бы можно было узнать как писателя псалма, так время и обстоятельства его происхождения. В содержании общо говорится о судьбе праведных и нечестивых, почему этот псалом может рассматриваться как введение ко всей Псалтири, более всего касающейся изображения судьбы праведных и нечестивых. Во многих древнегреческих рукописях, когда кн. Деяний приводит место из настоящего второго псалма: «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» ( Пс. 2:7 ; Деян. 13:33 ), то говорит, что оно находится в первом псалме ( ν τ πρτ ψαλμ). Последнее указывает, что некогда настоящий первый и второй псалмы составляли один, первый псалом, почему и писателем последнего было одно лицо с писателем настоящего второго псалма, и написан он по одинаковому с последним поводу, т. е. во время Давида, Давидом, по поводу войны его с сиро-аммонитянами (см. Пс.2 Кто не поступает нечестиво, но всегда следует Закону Бога, тот блажен как дерево, посаженное при воде (1–3). Нечестивые же будут отвергнуты Богом (4–6). Пс.1:1 .  Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, «Блажен» – синонимично выражению «счастлив». Под последним нужно разуметь как внешнее земное благополучие (сл. 3 ст.), так и награду на суде Божием, т. е. духовное блаженство, небесное. «Муж», часть вместо целого (местонимия) – вообще человек. «Нечестивый» – внутренне разобщенный с Богом, имеющий и духовно живущий настроениями, несогласными с возвышенными заповедями закона: «грешный» – упрочивающий свое дурное внутреннее настроение в соответствующих внешних поступках, «развратитель» (евр. letsim, греч. λοιμν – насмешник) – не только поступающий лично дурно, но и издевающийся над праведным родом жизни. «Не ходит, ...не стоит, ...не сидит» – три степени уклонения ко злу, в виде ли внутреннего, хотя и главенствующего, но не постоянного влечения к нему ( «не ходит»), или в упрочении в себе зла путем внешних поступков ( «не стоит»), или в полном уклонении к нему, доходящем до внешней борьбы с божественным учением и до пропаганды своих воззрений.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Благодарность О благодарности к Богу Благодарственная молитва должна быть воссылаема: · за прощение грехов: Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его. Он прощает все беззакония твои, и исцеляет все недуги твои ( Пс.102:2–3 ); · за благость и милосердие божественные: [Ибо] вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ); · за спасение: Пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его ( Пс.95:2 ). Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем, ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец, и как невесту украсил убранством ( Ис.61:10 ). Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа по великой Своей милости, возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божию чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время ( 1Петр.1:3–5 ) · за победу над смертью : смерть! где твое жало? ад, где твоя победа? Жало же смерти грех , а сила греха закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом ( 1Кор.15:55–57 ); · за пищу: когда будешь есть и насыщаться: тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе ( Втор.8:10 ). Кто ест, для Господа ест; ибо благодарит Бога ( Рим.14:6 ). Благодарность к благодетелям Чувство благодарности свойственно даже язычникам и грешникам: Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают ( Лк.6:32–33 ). Заповедуется Иисусом Христом: Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? ( Лк.17:17–18 ). Апостолы учат а) за самое зло воздавать добром: Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками ( Рим.12:14–47 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

составитель К.В. Гриценко Добро, доброта, доброделание, добротолюбие О, человек! сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим. Мих. 6,8 Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. 3Ин.11 Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы скрыться не могут. 1Тим.5,25 Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. Екк.3,12 Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. 3 Ин,11 ..слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Рим.2,10 Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит. Притч.12,2 Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, – и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Ам.5,14 Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их. Мф. 7,17–20 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Мф.12,35 Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твёрдость словам своим на суде. Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник. Не убоится худой молвы: сердце его твёрдо, уповая на Господа. Пс.111,5 ..ибо доброхотно дающего любит Бог. 2Кор.9,7 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Лк.6,30 ..давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Лк.6,38 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. Лк.6,32 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. Лк.6,33

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

Мощи святых Человеческое тело предназначено Богом к нетлению: Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор.15:53 ). Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа… разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие ( 2Тим.1:8,10 . Ср. 1Кор.15:47–49 ; 2Кор.4:10–11 ). Свидетельство слова Божия о телах святых угодников: Много скорбей у праведника, и от всех их избавляет Господь. Он хранит все кости их; ни одна из них не сокрушится ( Пс.33:20–21 ). И двенадцать пророков – да процветут кости их от места своего! ( Сир.49:12 ). Указание в слове Божием на то, что тела святых по смерти их, остаются нетленными: И гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли ( Мф.27:52 ). Примечание. Так как здесь сказано, что воскресли тела [а не прах], то, значит, тела эти лежали в земле нетленными. Как изъясняет слово Божие, почему тела святых сохраняются нетленными? Сокровище сие [благодать Духа Святого] мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам ( 2Кор.4:7 ). Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин.6:55 . Ср. Ин.15:1–5 ; 2Кор.1:21–22 ; Еф.4:30 ; Рим.8:23 ). Примечание.Отсюда видно, что тела святых, будучи при жизни сосудами благодати Святого Духа, плоти и крови Господа нашего Иисуса Христа, сохраняются от тления этою же благодатью, сопребывающего с ними и после смерти. Как очищенные еще при жизни от греха – причины смерти и тления ( Рим.6:12 ), они не подлежат тлению и по смерти. Благодать Божия пребывает с телами святых и по смерти: И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея и ожил, и встал на ноги свои ( 4Цар.13:21 ). По успении его (Елисея), пророчествовало тело его ( Сир.48:14 ). Почему тела других людей по смерти не остаются нетленными, а подлежат разрушению? В большом доме есть сосуды, не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело ( 2Тим.2:20–21 . Ср. Евр.3:6 . 1Кор.15:40–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Терпение Терпение заповедуется: Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк.21:19 ). В скорби будьте терпеливы ( Рим.12:12 ). Я, узник о Господе, умоляю вас поступать с долготерпением ( Еф.4:1–2 ). Будьте долготерпеливы ко всем ( 1Фес.5:14 ). Христос был примером терпения: Он страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто изъяснит? за преступления народа моего претерпел казнь ( Ис.53:7–8 ; Деян.8:32–33 ). С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя Веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими ( Евр.12:1–3 ). Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его ( 1Петр.2:20–21 ). Служители Божии должны усовершаться в терпении и быть примером оного: Ты, человек Божий, преуспевай в терпении ( 1Тим.6:11 ). Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, нуждах, в тесных обстоятельствах ( 2Кор.6:4 ). Ты последовал мне в учении, житии, великодушии, терпении ( 2Тим.3:10 ). Верные должны обнаруживать терпение а) ко всем: Умоляем вас, братия, будьте долготерпеливы ко всем ( 1Фес.5:14 ); б) делая добро: Да не унываем, делая добро, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем ( Гал.6:9 ); в) принося плоды: Упавшее [зерно] на добрую землю, это те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении ( Лк.8:15 ); г) в скорби и преследовании:Мы хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами ( 2Фес.1:4 ); д) надеясь на Бога, в чаянии избавления от Него: Покорись Господу и надейся на Него. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло ( Пс.36:7–8 ). Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа ( Плач.3:26 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСПИД [Аспида; греч. σπις, οπδα], ядовитая змея, упоминаемая в Свящ. Писании (Быт 49. 17; Втор. 32. 33; Иов 20. 14; Пс 57. 5-6, 90. 13, 139. 4; Ис 11.8, 14.29, 30.6; Притч 23. 32; Рим. 3. 13). Развитию образа А. в христ. книжности послужил фрагмент из 57-го псалма: «                                          » (5-6). «Физиолог» визант. редакции описывает А. как существо, «имающи лепоту дивну», но наделенное кровожадным нравом: самка во время совокупления убивает самца, а рождающиеся дети прогрызают чрево матери; в нек-рых списках упоминаются также смертоносный взгляд А. (ср.: василиск, Горгона) и его дыхание, сжигающее все вокруг. Чтобы поймать А., охотники используют ветки омелы и одежду из пропитанной уксусом травы, бросают перед ним воловий навоз (испытывая к нему пристрастие, А. открывает уши и становится уязвим), произносят заклинания. В древнерус. азбуковниках А.- мифическая крылатая змея, с птичьим носом и раздвоенным хвостом, не переносящая звука трубы. Ловцы изматывают А. беспрестанной игрой на трубах, а потом хватают его раскаленными железными клещами. В «Собрании о неких собствах естества животных» Дамаскина Студита (рус. списки известны с XVII в.) об А. говорится, что это двуногий ядовитый змей, он не любит звука муз. инструментов и охотники ловят его при помощи органов. Аспид. Миниатюра из " Собрания о неких собствах естества животных " Дамаскина Студита. XVIII в. (РГБ. Унд. 688. Л. 69 об.) Аспид. Миниатюра из " Собрания о неких собствах естества животных " Дамаскина Студита. XVIII в. (РГБ. Унд. 688. Л. 69 об.) В более поздних памятниках (напр., «Книге естествословной», приписываемой Николаю Спафарию , кон. XVII - нач. XVIII в.) появляются нек-рые подробности описания А.: «звериные» уши, крылья, подобные крыльям летучей мыши, тело и хвост покрыты твердой и красивой чешуей, яд содержится не только «в устех», но и в хвосте; «летает прытко» и «велегласно свищет», убивая людей и животных ядовитым дыханием (РНБ. Q.V. 3. Л. 64-64 об., XVIII в.). В сборниках смешанного содержания кон. XVII - нач. XVIII в. А. представлен как мифическое существо, совмещающее в себе черты змеи, человека, василиска и птицы (РГБ. Унд. 628. Л. 416об.; РГБ. Рум. 364. Л. 387об.), как летающий змей (БАН. 33.9.1. Л. 80об.), как водное животное (РГБ. Поп. 74. Л. 33об.).

http://pravenc.ru/text/76668.html

Псалом 119 По молитве подается помощь от Господа скитальцу вне отечества. Песнь степеней, или – восхождений. Как отдельные израильтяне, вообще по влечению своего благочестивого сердца или по нарочитому обету, так все колена народа Израильского, обязательно по Закону, должны были посещать единственный свой храм единому истинному Богу и – от времени до времени – шествовать в Иерусалим ( Исх.23:17; 34:23 ). Такое путешествие и называлось восхождением, потому что Иерусалим стоял на высокой горе и окружен был многими горами ( Пс.83:1–3, 6–8 ). И вот, путешествуя из разных мест своей земли или возвращаясь из чужих, даже и отдаленных стран, и восходя с восторженным!, настроением в древний град Давида и во святой храм, Израильтяне выражали свои чувства в этих «псалмах восхождения» ( ; ср. ; ср. Мф.20:18 ; Мк.10:33 ; Лк.18:31; 19:28 ). 1–2. Ко Господу, внегда скорбити ми, воззвах, и услыша мя. Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива. – «Когда я скорбел, то воззвал ко Господу – в молитве, и Он услышал меня». Так говорит псалмопевец, находившийся вне родной Обетованной земли, пребывавший там долго, притом среди людей коварных, а потому и скорбевший… (ст. 5–7). Но Господь услышал его молитву. – А молился он так: Господи, избавь душу от уст неправедных, или от людей лживых, и от языка льстивого, который лестью – ложью только прикрывает злобу, которая в душе и готова вот-вот вырваться наружу и проявиться в открытой вражде (ст. 6–7). 3–4. Что дастся тебе, или что приложится тебе к языку льстиву? Стрелы Сильнаго изощрены, со угльми пустынными. Храня в душе мир даже с коварными людьми, между которыми долго пребывал (ст. 6), Псалмопевец недоумевает и даже негодует... – «Что дано будете тебе, обращается он с недоумением к коварному, что будет еще прибавлено тебе к языку льстиву или за коварство твоего языка» – И отвечает: «изощренные стрелы Сильного и угли пустынные...» То есть: за твои коварные слова, которые губительны как стрелы и падают обвинениями на голову, как горящие угли, тебе угрожает лютая казнь. Господь, как Сильный и страшный исполин-ратоборец, поразит тебя Своими острыми стрелами – молниями, и, в прибавление к тому, повержет на тебя опустошительные – раскаленные угли, которые все превращают в прах и пепел, – так, как это было сделано некогда в долине Сиддим над проклятыми городами, Содомом и Гоморрой. ( Быт.19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010