Чтобы помочь читателю найти псалмы, отвечающие его молитвенному настроению, предлагаем здесь следующий перечень псалмов по содержанию.    Благодарственные и хвалебные: Пс.33, Пс.65, Пс.66, Пс.91, Пс.95, Пс.96, Пс.102, Пс.103, Пс.116, Пс.145, Пс.149, Пс.150.    Прославляющие Бога: Пс.8, Пс.17, Пс.92, Пс.102, Пс.103.    Назидательные: Пс.1, Пс.40, Пс.32, Пс.45, Пс.84, Пс.89, Пс.100, Пс.111, Пс.126.    Изливающие скорбь: Пс.3, Пс.12, Пс.16, Пс.37, Пс.54, Пс.87, Пс.141, Пс.142.    Выражающие надежду на Бога: Пс.53, Пс.85, Пс.90, Пс.111, Пс.120.    Просящие о защите от врагов и неприятностей: Пс.3, Пс.4, Пс.24, Пс.40, Пс.54, Пс.69, Пс.Пс.142.    Покаянные: Пс.38, Пс.50.    Выражающие радость: Пс.32, Пс.83, Пс.114. Книга Притчей Соломоновых    Главным автором Книги Притчей был Соломон, сын Давида, царствовавший в Израиле за тысячу лет до Р.Х. Некоторые же части этой книги были написаны другими авторами. Так что Соломон может быть назван главным писателем Книги Притчей, как Давид — Псалтири. Когда Соломон, начиная свое царствование, вознес Богу свои молитвы и всесожжения (жертвы, которые сжигались), Бог явился ему ночью и сказал: «Проси, что Мне дать тебе» (2 Пар. 1:7). Соломон просил у Бога лишь одного — мудрости. Чтобы управлять народом Божиим. И сказал Бог Соломону: «За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства... но просил себе разума... вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе... во все дни твои». (3 Цар. 3:11-13). И, действительно, Соломон прославился своей мудростью, так что из далеких стран люди приходили его послушать. Многие изречения Соломона вошли в Книгу Притчей. В еврейской Библии Книга Притчей называется «Мишле Шеломо», у Семидесяти толковников — «Паремии», в славянской библии — «Притчи Соломона». У святых отцов она называется «Панаретос София» — «Премудрость всякой добродетели».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

112:7), «я благословлю Тебя отныне и вовек» (Пс. 113:26) и «буду ходить пред лицем Твоим на земле живых» (Пс. 114:9). «Разреши узы мои» (Пс. 115:7), «ибо велика милость Твоя» (Пс. 116:2). Когда «в тесноте воззову к Тебе, Господи, услышь меня» (Пс. 117:5), (дав мне) простор. «Укажи мне, Господи», чтобы я жил и «пути уставов Твоих держался до конца. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой, и сохраню его всем сердцем моим. Я заблудился, как овца потерянная» (Пс. 118:33—34, 176); взыскав, «избавь душу мою» (Пс. 119:2). «Охрани выхождение мое и вхождение мое» (Пс. 120:8), да «станут ноги мои во вратах Твоего Иерусалима» (Пс. 121:2). «К Тебе возвожу» душу мою и «очи мои, Живущий на небесах» (Пс. 122:1): «избавь душу мою из сети ловящих» (Пс. 123:7), чтобы я «не простер рук своих к беззаконию» (Пс. 124:3). «Да будут уста мои полны веселия и язык мой — пения» (Пс. 125:2). «Не оставь меня в стыде» (Пс. 126:5) и «благослови меня с Сиона, чтобы увидел я благоденствие Иерусалима» (Пс. 127:5); «да постыдятся все ненавидящие Сион» (Пс. 128:5).     «Да будут уши Твои внимательны к голосу моления» (Пс. 129:2) раба Твоего, Господи. Пусть «не надмевается сердце мое и не возносятся очи мои» (Пс. 130:1), но да пребываю в смирении, «доколе не найду места Господу, жилища» — Богу «Иакова» (Пс. 131:5). Где Ты «заповедал благословение и жизнь навеки» (Пс. 132:3), там я подниму «руки мои к святилищу и благословлю Тебя» (Пс. 133:2), Который будет «судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится» (Пс. 134:14). «Боже богов и Господи господствующих» (Пс. 135:2—3), «плачу» (Пс. 136:1) и «поклоняюсь пред святым храмом Твоим» (Пс. 137:2); «испытай меня и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23—24). «Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани от притеснителей» (Пс. 139:5). «Да направится молитва моя, как фимиам, пред Тобою» (Пс. 140:2), Господи. «Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое» (Пс. 141:7), Господи. «Услышь» меня, Господи, «по истине Твоей и не входи в суд с рабом Твоим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

СЛОВО 25. О NPUЗBAHVI НАРОДОВ. Во 2-м он сказал: «Ныне, цари, вразумитесь; научитесь, все судьи земли. Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом. Блаженны все уповающие на Него» ( Пс. 2:10–12 ). В 17-м он сказал: «Народ, которого я не знал, служил мне и по слуху повиновался мне» ( Пс. 17:44–45 ). В 30-м он сказал: «Сколь велико множество благ твоих, Господи, которые Ты хранишь для боящихся Тебя!» ( Пс. 30:20 ). В 32-м он сказал: «Воспойте Господу песнь новую!» ( Пс. 32:3 ). В 47-м он сказал: «Ибо земные цари собрались и сошлись вместе и, увидев сие, изумились» ( Пс. 47:6 ). В 65-м он сказал: «Вся земля да поклонится Тебе и воспоёт Тебя!» ( Пс. 65:4 ). В 66-м он сказал: «Освети нас лицом Твоим и помилуй нас. Прославят Тебя народы, Боже, восхвалят Тебя все племена» ( Пс. 66:2, 4 ). В 67-м он сказал: «Цари принесут Тебе дары. Царства земные, пойте Богу, воспевайте Господа!» ( Пс. 67:30, 33 ). В 71-м он сказал: «И владычествует Он от моря до моря и от рек до краёв вселенной; и враги Его будут лизать прах. Цари Фарсиса и островов поднесут дары, и поклонятся Ему все цари земли» ( Пс. 71:8–11 ). В 71-м он сказал: «И благословятся в Нём все племена земные, и наполнится славою Его вся земля. Аминь» ( Пс. 71:17, 19 ). В 82-м он сказал: «И да познают они: имя твоё – Господь» ( Пс. 82:19 ). В 83-м он сказал: «Он даст благословение, давая им закон, и они будут восходить от силы в силу» ( Пс. 83:7–8 ). В 88-м он сказал: «Они будут ходить в свете лица Твоего и о имени Твоём будут радоваться» ( Пс. 88:16–17 ). В 95-м он сказал: «Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу, вся земля! [Возвещайте] в народах чудеса Его» ( Пс. 95:1, 3 ). В 97-м он сказал: «Воспойте Господу новую песнь, ибо дивное сотворил Господь: все концы земли увидели спасение Бога нашего. Восклицайте Господу, вся земля!» ( Пс. 97:1, 3–4 ). В 99-м он сказал: «Воскликните Господу, вся земля! Служите Господу с веселием!» ( Пс. 99:1–2 ). В 101-м он сказал: «Когда соберутся вместе народы и цари, – служите Господу» ( Пс. 101:23 ). В 135-м он сказал: «Славьте Бога богов, ибо Он благ!» ( Пс. 135:1 ). В 138-м он сказал: «Буду считать их 1212 , но они многочисленнее песка» ( Пс. 138:18 ). В 143-м он сказал: «Боже, песнь новую воспою Тебе, дарующему спасение царям!» ( Пс. 143:9–10 ). В 148-м он сказал: «Цари земные, все народы и властелины, все судьи земные, юноши, девицы, старцы и отроки да хвалят имя Господа, ибо превознесено имя Его Единого! Слава Его на земле и на небесах сынам Израилевым, народам, приближающимся к Нему. Воспойте Господу песнь новую! Всякое дыхание да хвалит Господа!» ( Пс. 148:11–14; 149:1; 150:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

1446 Симеон Новый Богослов, преподобный. Гимн XXVI/Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения. Т. 3. С. 117 (разрядка наша. — иг. Ф.). 1447 Иер.23:23. На церковнославянском точно так же — «Бог приближаяйся Аз есмь глаголет Господь, а не Бог издалеча " _ 1448 Зигабен на Пс.33:19. 1449 Псалтирь в святоотеческом изъяснении, на Пс.33(со ссылкой на Василия Великого и Феодорита). 1450 Пс.72(в славянском переводе — так же «погибнут " _ 1451 Зигабен на Пс.33:19. 1452 Зигабен на Пс.33:19. 1453 Зигабен на Пс.33(с цитатой из Феодорита). 1454 Зигабен на Пс.146(цитируется блаженный Феодорит). 1455 Афонский патерик. С. 201—202 (в житии преподобного Дионисия Олимпийского). 1456 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 2, 1. Т. 2. С. 6—7. 1457 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 2, 1. Т. 2. С. 6—7. 1458 Афонский патерик. С. 195 (поучение преподобного Сергия царю Иоанну Васильевичу по поводу поездки на богомолье в Кириллов монастырь, в житии преподобного Максима Грека). 1459 На возношении Святого Агнца. 1460 Феофилакт Болгарский на Ин.13:33—35. 1461 Феофилакт Болгарский на Ин.13:17—19. 1462 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10. 2. 1. Т. 2. С. 7. 1463 Пушкин А.С. К Чаадаеву (1818)/Пушкин А.С. Соч. В 8 т. Т. 1. М.. 1967. С. 332. 1464 «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре»: 1465 Григорий Палама, святитель. Триады, II, 1, 30. С. 157 (разрядка везде наша. — иг. Ф.). 1466 В Последовании ко Святому Причащению молитва 7, святого Симеона Нового Богослова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

«Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп. 2:12). «Страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр. 10:31). «Да убоится Господа вся земля, да трепещут пред Ним все живущие во вселенной» (Пс. 32:8). «Начало премудрости — страх Господень» (Пс. 110:10). «Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он сильно возлюбит» (Пс. 111:1). «Какой человек бо ит ся Господа? Ему Он даст закон для пути , какой Ему угоден. Душа его среди благ водворится, и семя его наследует землю» (Пс. 24:12—13). «Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом» (Пс. 2:11). «С коль велико множество благости твоей, Господи, котор ую Ты с о крыл для боящихся Тебя» (Пс. 30:20). «Вот, очи Господни над боящимися Его... уповающими на милость Его, дабы избавит ь от смерти души их, и пропитать их во время голода» (Пс. 32:18, 19). «Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их» (Пс. 33:8). «Бойтеся Господа, [все] святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его» (Пс. 33:10). «Ты дал боящимся Тебя знамение, чтобы убежа л и от... лука» (Пс. 59:6). «Так, близко к боящимся Его спасение Его» (Пс. 84:10). «Утвердил... Господь милость свою на боящихся Его» (Пс. 102:11). «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его» (Пс. 102:17). «Боящиеся Господа упова ли на Господа: Он помощник и защит ник их» (Пс. 113:19). «Блаженн ы вс е боящи е ся Господа, ходящи е в пут я х Его!» (Пс. 127:1). «Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет их» (Пс. 144:19). Святой Златоуст об этом Ничто не может сравниться с имеющим в себе страх Божий (Беседа 3 на Послание к филиппийцам). Через все житие должно иметь страх (Беседа 54 на евангелиста Матфея, гл. 15). Страх возбуждает и приводит к покаянию (Беседа 11 на евангелиста Матфея, гл. 3). Если бы страха не было, все бы погибло (Беседа 60 на евангелиста Иоанна, гл. 10). Без страха Божия невозможно уклоняться от зла, и ничто так грешников к покаянию не приводит, как страх Божий. Страх Божий рождается от рассуждения Божиих свойств, а именно: 1) Что Бог вездесущий, и всякое дело, слово и помышление ведущий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

   Симеон Новый Богослов, преподобный. Гимн XXVI/Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения. Т. 3. С. 117 (разрядка наша. — иг. Ф.).    Иер.23:23. На церковнославянском точно так же — «Бог приближаяйся Аз есмь глаголет Господь, а не Бог издалеча " _    Зигабен на Пс.33:19.    Псалтирь в святоотеческом изъяснении, на Пс.33(со ссылкой на Василия Великого и Феодорита).    Пс.72(в славянском переводе — так же «погибнут " _    Зигабен на Пс.33:19.    Зигабен на Пс.33:19.    Зигабен на Пс.33(с цитатой из Феодорита).    Зигабен на Пс.146(цитируется блаженный Феодорит).    Афонский патерик. С. 201—202 (в житии преподобного Дионисия Олимпийского).    Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 2, 1. Т. 2. С. 6—7.    Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 2, 1. Т. 2. С. 6—7.    Афонский патерик. С. 195 (поучение преподобного Сергия царю Иоанну Васильевичу по поводу поездки на богомолье в Кириллов монастырь, в житии преподобного Максима Грека).    На возношении Святого Агнца.    Феофилакт Болгарский на Ин.13:33—35.    Феофилакт Болгарский на Ин.13:17—19.    Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10. 2. 1. Т. 2. С. 7.    Пушкин А.С. К Чаадаеву (1818)/Пушкин А.С. Соч. В 8 т. Т. 1. М.. 1967. С. 332.     «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре»:    Григорий Палама, святитель. Триады, II, 1, 30. С. 157 (разрядка везде наша. — иг. Ф.).    В Последовании ко Святому Причащению молитва 7, святого Симеона Нового Богослова.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

    Стих: «Увидят это страждущие и возрадуются» (Пс. 68:30, 33).     В среду, на 6 часе 1 прокимен, гл. 6: «Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все ищущие Тебя, Боже».     Стих: «Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла» (Пс. 69:5, 3).     2 прокимен, гл. 6: «На Тебя, Господи, уповаю; да не постыжусь вовек».     Стих: «По правде Твоей избавь меня» (Пс. 70:1-2).     На вечерне. 1 прокимен, гл. 4: «Благословен Господь Бог, Бог Израилев: Один, творящий чудеса».     Стих: «Боже, даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду» (Пс. 71:18, 1).     2 прокимен, гл. 4: «Благо мне приближаться к Богу».     Стих: «Как благ Бог к Израилю» (Пс. 72:28, 1).     В четверг, на 6 часе, прокимен, гл. 4: «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли».     Стих: «Для чего, Боже, отринул нас навсегда» (Пс. 73:12, 1).     2 прокимен, гл. 4: «А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева».     Стих: «Славим Тебя, Боже, славим» (Пс.74:10, 2).     На вечерне, 1 прокимен, гл. 8: «Помолитесь и воздайте обеты Господу Богу Нашему».     Стих: «Ведом в Иудеи Бог, у Израиля велико имя Его» (Пс. 75:12, 2).     2 прокимен, гл. 8: «Голос мой к Богу, я я буду взывать; голос мой к Богу, и Он услышит меня».     Стих: «В день скорби моей ищу Господа» (Пс. 76:2-3).     В пятницу, на 6 часе, прокимен, гл. 6: «Но Он, Милостивый, прощал грех».     Стих: «Внимай, народ мой, закону Моему» (Пс. 77:38, 1).     2 прокимен, гл.: «Помоги нам, Боже, Спаситель наш».     Стих: «Боже, язычники пришли в наследие Твое» (Пс. 78:9, 1).     На вечерне, 1 прокимен, гл. 4: «Пастырь Израиля, внемли, Водящий, как овец Иосифа».     Стих: «Восседающий на Херувимах, яви Себя» (Пс. 79:2).     2 прокимен, гл. 4: «Радостно пойте Богу, твердыне нашей».     Стих: «Возьмите псалом, дайте тимпан» (Пс. 80:2-3).    В субботу то же (см. 2 субботу стр. 312).     В воскресенье на литургии гл. 7: «Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром».     Стих: «Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь» (Пс.28:11, 1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Стихира на стиховне, гл. 2: «Иоанн, увидев Тебя на реке Иордане, идущим к нему, говорил: Христе Боже, зачем Ты, Господи, не имея греха, пришел к рабу? В чье имя я буду крестить Тебя? Отца? Но Ты Его носишь в Себе. Сына? Но Ты Сам, воплотившийся Сын Божий. Духа Святого? И Его Ты можешь дать, верующим. Своими устами, Явившийся Боже, помилуй нас».     Тропарь, гл.1: «На Иордане во время крещения Твоего, Господи, открылось поклонение Троице; ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтвердил истину слова. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе».     Величание. «Прославляем Тебя, Жизнеподатель-Христе, ибо Ты ныне ради нас крестился плотию от Иоанна в водах Иорданских».     Стихи псалмов: «Боже, будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим и помилуй нас» (Пс. 66:2). «Кто обращал взор к Нему, те просвещались и лица их не постыдятся» (Пс. 33:6). «Речные потоки веселят город Божий» (Пс. 45:5). «Голос Господень на водах; ...Господь над многими водами» (Пс. 28:3). «Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои по причине шума многих вод» (Пс.92:3-4). «Поэтому я вспоминаю о Тебе с земли Иорданской, с Ермона» (Пс. 41:7). «Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоем мы увидим Свет» (Пс. 35:10). «Море увидело и побежало; Иордан возвратился назад» (Пс. 113:3). «Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде; Ты иссек источник и поток» (Пс. 73:13, 15). «Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись. Путь Твой в море и стезя Твоя в водах великих» (Пс. 76:17, 20). «Как многочисленны дела Твои, Господи. Все соделал Ты премудро» (Пс.103:24).     Прокимен, гл. 4: " " Море увидело и побежало; Иордан обратился назад».     Стих: " " Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою, Иордан, что ты обратился назад»? (Пс. 113:3, 5).     После чтения Св. Евангелия — Слава, гл. 2: «Все творения да возрадуются, ибо Христос явился на Иордане».     И ныне, тот же. После 50 пс. стихира, гл. 2: «Бог-Слово явился во плоти человеческому роду, стоял в Иордане, готовясь принять крещение, и Предтеча говорил Ему: «Как я протяну руку и коснусь головы Того, Кто держит все? Хотя Ты и младенец от Марии, но я знаю Тебя, Предвечного Бога, воспеваемый Серафимами. Ты ходишь по земле, и я — раб не научился еще крестить Своего Владыку. Непостижимый Господи, Слава Тебе».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Лишь один раз в год, в праздник Очищения, первосвященник должен был входить во святилище для того, чтобы там – со страхом и трепетом – шепотом произнести над крышкой ковчега Завета это священное имя. Культ имени Божия занимает центральное место в Псалтири, где говорится, что имя Господне велико, славно, свято и страшно, где оно является объектом любви, восхваления, прославления, благоговейного почитания, упования, страха: Господи Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле ( Пс.8:2 ). Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе ( Пс.33:4 ). Вечно буду славить Тебя... и уповать на имя Твое, ибо оно благо перед святыми Твоими ( Пс.51:11 ). Боже! Именем Твоим спаси меня ( Пс.53:3 ). Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превознесите шествующего на небесах; имя Ему: Господь ( Пс.67:5 ). Будет имя Его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его. И благословятся в нем племена, все народы ублажат его. Благословен Господь Бог... И благословенно имя славы Его... ( Пс.71:17–19 ). Нищий и убогий да восхвалят имя Твое ( Пс.73:21 ). Славим Тебя, Боже, славим; ибо близко имя Твое ( Пс.74:2 ). Ведом во Иудее Бог; у Израиля славно имя Его ( Пс.75:2 ). Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего ( Пс.78:9 ). Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое ( Пс.85:9 ). Свято и страшно имя Его ( Пс.110:9 ). Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю мой, и благословлять имя Твое во веки и веки ( Пс.144:1 ). Имя Божие присутствует во всех пророческих книгах. В одном из текстов пророка Исаии имя Господа представлено как человекообразное существо, имеющее уста, язык, шею, дыхание: «Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя Его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи...» ( Ис.30:27–28 ). Под «именем Господа» здесь подразумевается Сам Господь. Приведенные тексты показывают, с каким благоговением в Ветхом Завете относились к имени Божию. Собственным именем Бога считалось имя Яхве: оно отождествлялось с Богом, было неотделимо от Бога. Этому имени воздавали благоговейное поклонение, перед ним трепетали, его боялись, на него уповали, его воспевали, его любили. Имя Яхве воспринималось как наивысшее откровение славы Божией и как точка встречи между человеком и Богом. К прочим именам Божиим, упоминаемым в Библии, тоже относились с благоговением, однако воспринимали их прежде всего как толкования имени Яхве, стоявшего в центре богооткровенной религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

" Воздай мне радость спасения Твоего, и Духом Владычественным утверди меня» ( Пс.50:14 ). Чего он не погубил, то просил сохранить, именно, благодать Духа; а что утратил, то умолял возвратить: такова была радость о Боге. Я наслаждался всякой радостью, когда пользовался великою близостью к Тебе, Владыка; теперь же, утратив последнюю, я лишился веселья. Рабство греху разрушило эту близость. Поэтому я и прошу возвратить мне прежнюю власть над умом, восстановить господство над страстями. Здесь опять «владычним духом» назвал самодержавный разум]. Но что дашь мне ты, Давид, если получишь Духа? «Научу беззаконников путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся» ( Пс.50:15 ). Если я сохраню Духа, я возвещу вселенной: «все народы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радости. Ибо Господь ...Вышний страшен,...Царь великий на... всей земле... " ( Пс.46:2–3 ). Если я буду иметь Духа, я скажу: «господствуй среди врагов Твоих» ( Пс.109:2 ). Если я буду иметь Духа, я скажу: " не даст (человек) Богу выкуп за себя, и цену искупления души своей " ( Пс.48:8–9 ); еще скажу: «не ожесточай те сердец ваших, как (было) тогда, когда прогневляли в день искушения в пустыне» ( Пс.94:8 ); и еще: «всякое беззаконие заградит уста свои» ( Пс.106:42 ). Если Дух будет со мною, я буду говорить: «уклонись от зла и сотвори благо, взыщи мира и устремись к нему» ( Пс.33:15 ). Я возвещу о благодеяниях Твоих, оказанных мне, и скажу: »прии дите, послушайте, все боящиеся Бога, и я поведаю вам, что сотворил Он для души моей» ( Пс.65:16 ). «Научу беззаконников путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся». Где иудеи? Вы не приносите мне в жертву овнов и тельцов? Но ты и не хо­чешь их: «жертвы и приношения Ты не восхотел» ( Пс.39:7 ). Ты сказал: «не приму от дома твоего тельцо в и от стад твоих козлов» ( Пс.49:9 ). «Принеси Богу жертву хвалы» ( Пс.49:14 ). Ты не хо­чешь тех жертв: вместе с Сыном Твоим Ты ожидаешь исправления заблуждений и последования истине. Вот какой жертвы ты хочешь. «Избавь меня от (пролития) кровей, Боже, Боже спасения моего!» ( Пс.50:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010