Мелхиседек приветствует Авраама. Евхаристия. Ниспослание манны небесной. Миниатюра из Библии бедных. XV в. (Vat. Pal. lat. 871. Fol. 11r) Мелхиседек приветствует Авраама. Евхаристия. Ниспослание манны небесной. Миниатюра из Библии бедных. XV в. (Vat. Pal. lat. 871. Fol. 11r) Святоотеческая экзегеза усматривала в ВЗ мн. прообразы христ. таинства Е. К важнейшим относятся: жертвоприношение Исаака Авраамом (Быт 22. 2-18; мн. св. отцы видели в этом событии прообраз крестной смерти Спасителя, а следов., и Е.); благословение, к-рое Мелхиседек дал Аврааму, поднеся ему хлеб и вино (Быт 14. 18-20; евхаристическое толкование см., напр., в: Cypr. Carth. Ep. 63. 4; Aug. De civ. Dei. 16. 22); манна («небесный», «ангельский» хлеб - ср.: Пс 77. 25; Прем 16. 20; 3 Езд 1. 19) в пустыне (Втор 8. 3; как прообраз Е. манна истолкована уже в Евангелии от Иоанна, Ин 6. 31-32). К прообразам Е. также могут быть отнесены отдельные элементы ветхозаветного культа - в частности, хлебы предложения (Исх 35. 13; 1 Цар 21. 6; 3 Цар 7. 48). В ВЗ при описании богослужения часто говорится о воспоминании (напр.: Лев 24. 7; Числ 5. 15; 10. 10). Все заветы (договоры) Бога с праотцами имели в качестве основания память Божию: Бог вспоминал о них и подавал помощь (Быт 8. 1; 9. 15 и далее; Исх 2. 24; 2 Цар 7), спасал (Быт 19. 29; Исх 6. 5). Центральным спасительным событием ветхозаветной истории был Исход из Египта, память о к-ром надлежало хранить всем поколениям избранного народа (Втор 5. 15; 8. 2 и др.). Несмотря на то что избранный народ постоянно забывал о Боге, Бог, будучи верен Завету (Пс 144. 13), всегда вспоминал об Израиле и предавал его грех забвению (Иер 31. 34), когда тот начинал искать Его и просить помощи. В связи с этими прообразами заповедь совершать Е. «в воспоминание» может быть истолкована не только как повеление помнить о Господе, но и как способ обновления нового Завета с Ним. К прообразам Е. относятся и отраженные в ВЗ представления об эсхатологическом пире праведников с Богом. Наиболее ярко этот пир описан в кн. Притчей Соломоновых: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу… идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное» (Притч 9. 1-5). Кроме того, в ВЗ неоднократно встречаются метафорические выражения, связанные с хлебом и вином, которые также могут быть отнесены к числу прообразов Е., напр.: «вино, которое веселит сердце человека» и «хлеб, который укрепляет сердце человека» (Пс 103. 15), «хлеб разума» (Сир 15. 3), «виноградная лоза, произращающая благодать» (Сир 24. 20). Наконец, пророки говорят о «вкушении слов Божиих» (Иер 15. 16) и «жажде слов Божиих» (Ам 8. 11).

http://pravenc.ru/text/348067.html

39. Но, возразит кто–нибудь, святой называет здесь только жизнь вечной, а не свет? Однако кто называет воссияние вечным и зримую славу вечной, тот конечно и свет, которому причастны лишь святые, тоже именует вечным. Что великий Василий знает умный предмирный и надмирный свет, которому приобщаются достойные, ясно увидишь, взяв в руки его «Шестоднев». «Думаем», говорит он там, «что если только нечто существовало прежде устроения сего чувственного и тленного мира, оно явно было бы в свете, ибо ни ангельские достоинства, ни все небесные воинства, ни вообще какие бы то ни было именуемые или неименуемые разумные природы и служащие духи не пребывали во мраке»; почему святой и молится там же за нас, говоря: «Отче истинного света, украсивший небесным светом день, осветивший ночь блестками огня, уготовавший покой будущего века в умном и немеркнущем свете, просвети наши сердца познанием истины»  . 40. Что этот умный, премирный и немеркнущий свет есть Сам Бог, определенно сказал Григорий, нареченный Богослов: «Бог, пожелавший устроить сей мир, Сам является светом для Своих вечных созданий, и ничто иное; ибо какая нужда в ином свете тем, у кого есть величайший?»  Свет этот — божественный и невещественный огонь, просвещающий души. Он, если снова сказать словами святого Василия, действовал в апостолах, когда они говорили огненными языками (Деян. 2, 3–4); и он же, озарив Павла, помрачил его зрительное чувство (Деян. 9, 8), но просветил его сердечные очи, потому что телесное зрение не вмещает силу такого света. Огонь явился Моисею в купине (Исх. 3, 2); он в образе колесницы восхитил Илию от земли (4 Цар. 2, 2); его энергии взыскуя, блаженный Давид воскликнул: «Испытай меня, Господи, и искуси меня, очисти огнем недра мои и сердце мое» (Пс. 25, 2). Этот огонь разжег сердце Клеопы и его спутника, когда Господь говорил с ними после воскресения из мертвых (Лк. 24, 34). И ангелы и прислуживающие духи причастны этому огню, как сказано в Писании: «Творящий ангелами Своими духов и служителями Своими огненное пламя» (Пс. 103, 4). Этот огонь, попаляя бревно в глазу, восстанавливает чистоту ума, чтобы вернув себе природную зоркость, он не смотрел на сучок в глазу брата, но неустанно постигал чудеса Божии, согласно сказавшему: «Открой очи мои и постигну чудеса закона Твоего» (Пс. 118, 18). Этот огонь — изгнатель бесов, истребитель всякого зла, умертвитель греха, сила воскресения и энергия бессмертия, просвещение чистых душ и устроение разумных сил. Будем же молиться, чтобы свет этот достиг и нас и чтобы вечно ходя в нем (Еф. 5, 8), мы никогда, даже на краткий миг не спотыкались.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   7. В сотворении мира Богом наблюдается исключительный порядок и план. Святое Откровение различает два момента в сотворении: первый момент — это сотворение мира духовного, а также бесформенного космического вещества (см. Быт.1:1—2); второй — сотворение существ и вещей из уже сотворенной бесформенной материи, и причем постепенно, по видам, в течение шести дней: в первый день — свет, во второй — видимое небо; в третий — суша, море и растения, в четвертый — солнце, луна и звезды, в пятый — рыбы и птицы, в шестой — все виды животных и человек.    Отцы Церкви учат, что под первобытным небом и землею, о которых говорится в начале Библии (см. Быт.1:1), не следует понимать ни небо, которое мы сейчас видим, ни землю, на которой мы ныне живем, так как это небо создано позднее, во второй день творения видимой природы, а эта земля — в третий день творения. Первозданное небо означает мир духовный, ангельский; первозданная земля — космическую массу, содержащую в себе вещество всего того, что в течение шести дней получило свое бытие и форму. О том, что невидимый, духовный мир сотворен прежде мира видимого, свидетельствует Святое Откровение: «Егда сотворены быша звезды, говорит Господь, восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои» (Иов.38:7). О начале сотворения мира святой Григорий Богослов рассуждает так: «Бог прежде всего замышляет ангельские и небесные Силы. И мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом... А после того, как дивно устроил первые создания, Он замышляет второй мир, вещественный и видимый, составленный и устроенный из неба и земли и всего, что в них... Но этим еще не было раскрыто все богатство Благости. Восхотев и сие показать, Творец-Слово созидает живое существо — человека, в котором приведены в единство то и другое, то есть невидимая и видимая природа».    8. Всё сотворенное Богом — благо по самой своей природе, так как происходит от Того, Кто един Благ и как Таковой не может творить зла. О качестве сотворенного мира Сам Бог вынес Свое непогрешимое суждение, которое боговидец выражает словами: «И виде Бог вся, елика сотвори, и се добра зело» (Быт.1:31; ср.: Притч.8:31; Пс.110:3). Богомудрый Соломон свидетельствует: «Всяческая, яже сотвори Бог, добра» (Еккл.3:11); а премудрый сын Сирахов говорит: «Дела Господня вся яко добра зело» (Сир.39:21). Христоносный апостол благовествует: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно» (1Тим.4:4; ср.: Деян.10:28; Рим.14:14; Плач.3:38). Хотя природа осквернена и обезображена грехом, она все-таки отражает в себе Божию благость и величие, а также Божии свойства (см. Рим.1:20; Пс.18:2, 103:24, 144:9), свидетельствуя о том, что Божия благость и милость присно пребывают над всеми тварями (см. Пс.144:9; Мих.7:18; Сир.18:12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   3. Но как внутренности наши могут благословлять Бога, когда они не имеют голоса, не имеют уст, не имеют языка? Душа может делать это. Но как могут внутренности, не имея ни голоса, ни языка, ни уст, благословлять Бога? Так же, как «Небеса поведают о славе Божией» (Пс.18:2). Как небеса, хотя не имеют языка, уст и губ, но, красотою своего вида изумляя зрителей, побуждают их своим дивным устройством возносить хвалу Создателю, так и в наших внутренностях, если ты представишь все, если рассмотришь разнообразие их свойств, деятельности, силы, согласия, устройства, положения, числа, стройности, то произнесешь слова пророка: «как величественны дела Твои, Господи! Все премудростью Ты сотворил» (Пс.103:24). Видишь ли, как внутренности благословляют Бога без голоса, уст и языка? Для чего же пророк говорит только душе? Для того чтобы она не рассеивалась, когда говорит язык, как часто случается с нами во время молитв и песно­пений, — для того, чтобы с той и другой стороны было согласие. Если ты, молясь, не слушаешь слов Божиих, то, как Бог услышит твою молитву? Таким образом, когда он говорит: «Хвали, душа моя, Господа», то выражает следующее: пусть молитвы будут возносимы внутри, из глубины сердца. Поэтому и Па­вел говорит: «буду петь духом, буду петь и умом» (1Кор.14:15). Душа есть некоторый отличный музыкант, есть художник; а тело есть орудие, заменяющее псалтирь, флейту и лиру. Другие музыканты не всегда бывают со всеми своими инструментами, но то берут их, то оставляют; они не постоянно играют, и потому не всегда носят в руках инструменты, а тебе Бог хотел внушить, что ты должен непрестанно хвалить и благо­словлять Его и для того соединил в тебе навсегда орудие с художником. А что нужно благословлять Бога непрестанно, о том послушай, как говорит апостол: «Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1Фес.5:17—18). Так как молиться должно непрестанно, то и орудие находится постоянно при художнике. «Хвали, душа моя, Господа». Это произнес прежде Давид одним своим языком, а ныне, после кончины своей, он говорит это бесчисленным множеством языков, не у нас только, но и по всей вселенной. Видишь ли, что он не мертв, но жив? Как может назваться мертвым тот, кто имеет столько язы­ков и говорит столькими устами? Поистине великое дело — хвала Богу; она очищает нашу душу и производит в нас великое благоговение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3403...

Ст. 3. Болезнь есть следствие греха, поэтому за прощением греха следует исцеление от болезни. Ст. 5. ...Обновится, подобно орлиной, юность твоя! – похожий образ см.: Ис. 40:31 . Ст. 6. Милость ...правый суд – непременные свойства Божии в Библии (см.: Исх. 34:6–7 ; 2Цар. 22:26 ; Неем. 9:17 ; Пс. 24:10; 57:2; 88:2; 91:3; 100:1 ). Ст. 7. ...пути – заповеди, данные Моисею Богом на Синае (см.: Исх. 20 ). Ст. 8. Ср.: Исх. 34:6 . Ст. 13. В Библии Бог постоянно называется Отцом Своего народа, а народ – сыновьями Бога (см.: Исх. 4:22–23 ; Втор. 14:1; 32:6 ; Ис. 1:2; 45:11 ). Ст. 14. ...прах земной – согласно Библии человек создан из праха земного (см.: Быт. 2:7 ). Ст. 15. Сравнение с травой подчеркивает краткость человеческой жизни. Ст. 17. С этим стихом перекликаются слова Богоматери в Евангелии от Луки (см.: Лк. 1:50 ). Ст. 18. Этот стих перекликается с Втор. 7:9 . О Завете Бога со Своим народом см.: Втор. 29:12–14 , см. также примеч. к пс. 24:10; о заповедях, которые были даны Богом Моисею на горе Синай, см.: Исх. 20–23 . Ст. 19. ...на Небесах... Престол – ср.: Ис. 66:1 .   Псалом 103 В этом псалме воспевается творение Господом мира, воспевается Божие Промышление о нем. Следуя в общих чертах повествованию Книги Бытия ( Быт. 1 ) о начале творения, Псалмопевец одухотворяет ее сухую, лаконичную схему и воспевает жизнь природы, где все взаимосвязано: вода питает растения, растения кормят человека, на растениях селятся птицы; луна и солнце, ночь и день определяют ритм жизни диких зверей, море служит жилищем рыб и гадов и открывает свои просторы кораблям. Эта целесообразность не приводит к утилитарному потребительству, природа устремлена к Богу и находится в постоянном общении с Ним, забота Бога о мире не оскудевает, и с завершением акта творения она остается главным фактором жизни мира. Пс. 103 входит в чин православного богослужения, его пение или чтение во время вечерни служит воспоминанием о жизни первых людей в раю. Ст. 2. Вспоминается первый день творения, создание света и неба (см.: Быт. 1:1–5 ). Сравнение неба с шатром встречается у пророка Исаии (см.: Ис. 40:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Под именем естественного откровения разумеется познание Бога чрез рассматривание видимого мира. Этот Мир своим устройством ясно указывает нам на своего Создателя – Бога. Ибо, что можно знать о Боге, то Господь открыл нам чрез Свои творения. «Невидимое Его», говорит св. апостол Павел, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» ( Рим.1:20 ). Размышляя о мире, мы не можем не видеть, что все вещи в нем случайны: являются, изменяются и уничтожаются. Смотря на жизнь животных и растений, мы видим, как одни из них устаревшие умирают, разрушаются, на место их появляются новые и также зреют, стареют и умирают, сменяемые новыми и так далее в бесконечном порядке. Если же все в мире случайно, то, значит, он существует не от вечности, а получил от кого-нибудь начало. Должно быть, следовательно, существо не случайное, а необходимое, вечное, самобытное; должен быть творец мира. Еще в древности говорил праведный Иов: вопроси четвероногих, аще ти рекут, и птиц небесных, аще ти возвестят, повежд земли, аще ти скажешь и исповедят ти рыбы морские. Кто убо не уразумеет во всех сих, яко рука Господня сотвори сия ( Иов.12:7–9 ). Размышляя о мире, мы не можем в тоже время не поразиться величием его. Наш мир настолько необъятен, настолько велик, что мы даже и представить себе не можем его величины. Мы видим со своей земли солнце, луну и миллионы звезд. Вообразите при этом, что каждая из звезд громадна по своей величине, в тысячи раз больше нашей земли, что они движутся в бесконечном пространстве, не мешая, а напротив, поддерживая одна другую. Кто мог создать такой мир, и каков должен быть творец, если таково творение? Разумеется, только один высший Бог . Так, верно говорит Давид, что небеса поведают славу Божию, творение же руку его возвещает твердь ( Пс.18:2 ). Величию мира, его необъятности, соответствует и та красота и тот удивительно стройный порядок, который мы замечаем в нем. От самых величайших небесных планет до самой малой былинки на земле, все получило мудрое устройство, все имеет свою цель и назначение. Самая жизнь всего мира идет по порядку, никогда и ничем не нарушаемому: весна сменяется летом, лето – осенью, осень – зимою, день – ночью, ночь – днем. Кто мог дать такое устройство миру? Никто, как Бог . По истине, дивны дела Господа, все премудро сотворил Он ( Пс.103:24 ). Поистине, все небо и вся земля наполнены славою Его, как поется в церковной песни за литургией. И премудрый говорит, что от величия красоты созданий сравнительно познается виновник бытия их ( Прем.13:5 ). Согласно с этим говорит и св. Василий Великий : «прилежно рассматривая творение мира, познаем, что Бог премудр, всемогущ, благ: познаем также и все невидимые Его свойства» (Простр. Кат. об откр. Бож.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Всеведение Божие охватывает также все будущее в нравственном мире, т.е. действия человека, которые он совершает свободно или случайно (лат. fortuna). Та сторона всеведения Божия, предметом которой являются будущие свободные действия нравственных существ, называется предведением Божиим (греч. πργνωσις του θεου). Священное Писание указывает на предведение как на один из отличительных признаков истинного Бога: “Скажите, что произойдет в будущем, - говорится у пророка Исаии в обращении к ложным богам, – и мы будем знать, что вы боги” ( Ис.41:23 ) Предведение истинного Бога доказано многочисленными фактами исполнившихся предсказаний о будущих случайных действиях человеческой свободы, о которых свидетельствует Священное Писание, причем многие из них были предсказаны за сотни и даже тысячи лет. К ним можно отнести предсказания Спасителя о распространении Евангелия ( Мф.24:14 ), судьбе иудейства ( Лк.21:24 ) о непоколебимости существования церкви ( Мф.16:18 ). Говоря здесь о предведении Божием, нужно помнить, что Бог сверхвременен. Поэтому Он способен созерцать временной ряд, как содержащий в себе прошлое, настоящее и будущее, причем само это деление теряет смысл в вечности. Поэтому Божие всеведение носит характер, не предвидения (видение будущего из прошлого), а провидения, т.е. Божественное видение — это видение в вечном настоящем. 2. Премудрость Божия (греч. πανσοφα) есть совершеннейшее знание самых лучших целей и средств и наилучшее умение использовать эти средства для достижения целей. В Божественном разуме всеведение и мудрость совпадают, средства абсолютно соответствуют целям, в то время как человек, обладающий обширными познаниями, зачастую не умеет их практически использовать. Божественная Премудрость не зависит ни от чего постороннего или внешнего, а потому она вечна и неизменна (хотя действия ее проявляются во времени) и вместе с тем всеобъемлюща и всесовершенна. Премудрость Божия проявилась в творении физического мира. Псалмопевец Давид, созерцая картину творения, восклицает: “Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро” ( Пс.103:24 ). Соломон подробнее раскрывает эту мысль “Господь премудростию основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростию разверзлись бездны, и облака кропят росою” ( Притч. 3,19—20 ). Стройность, целесообразность, множественность вещей, существ и явлений при единстве их типа, строгая постепенность и последовательность развития всех разнообразнейших творений, которые Бог, как говорит Соломон, “расположил мерою, числом и весом” ( Прем.11:21 ), — все это есть проявление премудрости Божией в мире.

http://azbyka.ru/osnovy-pravoslavnogo-ve...

Помнится мне, что писал вам: часа смертного и святые боялись, ибо смерть вошла в человечество не по природе; вот человек и боится смерти, и бежит от нее. Как-то я сказал тебе о милосердии Божием, а ты ответила, что «есть и правосудие», но святой апостол Иаков пишет: «Милость превозносится над судом» [ Иак.2:13 ]. Ах, как утешительно нам, грешным, такое великое Божие милосердие, значит, милосердие Божие выше и больше правосудия. [...] Пишешь: «Человек склонен думать о продлении своей жизни». Это чувство души, ведь она не умирает, такая же остается, но только переходит в другой, вечный мир. И это не все люди знают, и выдумали перевоплощение. Когда Господь исцелил слепого, ученики спросили Господа, кто согрешил, он или родители его [ Ин.9:2 ]. Ведь он родился слепым, как же мог согрешить? Значит, и апостолы тогда верили в перевоплощение. [...] Вот как! Собираются лететь на Луну, и как это будет? Человек полетит, или знак какой будет в Луне, когда долетит туда, что пустят? Я полагаю, что тут бесовского нет, а просто гордость человеческого ограниченного ума и науки. Творения мировые Божии – тайна великая и непостижимая человеческому умишку. Ведь астрономы говорят: «Солнце так далеко, что чисел нет, а надо считать время годами». Вот и о спутнике: собака ничего не сказала, а околела, лопнула, подобно лягушке, которая дулась – хотела быть со слона. Все же, как говорят, больше всего верующих среди астрономов, но выше всего – верить Библии , а прочее все пусть наука исследует. И Господь сказал: «Вот, Адам стал как один из Нас» [ Быт.3:22 ], вот причина всего творения – Бог, ибо небеса поведают славу Божию [ Пс.18:2 ]. Значит, Господь все сотворил и дал всему условный закон. Дивны дела Твоя, Господи! Вся премудростию сотворил еси [ Пс.103:24 ]. Хорошо, что наши отцы устроились и занялись уже послушаниями: отец Михаил – помощником духовника, и народ ходит к нему. Только не случилось бы искушение, ибо духовник может позавидовать отцу Михаилу. Умудри их Господь, чтобы все было мирно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Когда слышу стройный многочисленный хор, в котором различные голоса в изящной гармонии поют единую песнь Божественную, тогда говорю себе: таковы писания Отцов " " Аминь " , - скажем мы святителю, в единомыслии с ним склоняясь перед " торжествующим собором " праведников, достигших совершенства. Их молитвами да умудрит и да укрепит нас Господь наш Иисус Христос! Простите! Не забывайте поминать брата вашего, во отшествии сущего. Примечания a. Послушание основывается на признании разума человеческого падшим и на отвержении его буйством веры От веры - послушание, от послушания - смирение, от смирения - духовный разум - прим. М. Новоселова. Комментарии 1 Ин.16:13. 2. Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т.4. 3-е изд. СПб., 1905. С.487 (письмо 32). 3. " Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться " (2Тим.2:5). 4. Еп. Игнатий. Цит. соч. С.497 (письмо 43). 5. 1Пет.1:17. 6. См. прим. IX,48. 7. Ср.: " Молитва есть зеркало души для монаха " (Древний патерик, изложенный по главам. 3-е изд. М., 1899. С.413 (гл.21, §13). 8. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. СПб., 1871. С.103. 9. Еп. Игнатий (Брянчанинов). О чтении святых Отцов//Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т.1. 3-е изд. СПб., 1905. С.112-114. 10. Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т.5. 3-е изд. СПб., 1905. С.118; в этом томе, носящем название " Приношение современному монашеству " , речь идет о чтении творений св. Тихона монахами; однако эти же книги св. Игнатий рекомендует и мирянам (см. ниже и прим. XIX,26). 11. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Сергиев Посад, 1908. С.218. 12. Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т.4. 3-е изд. СПб., 1905. С.515-518 (письмо 55). 13. Речь идет о так называемых " Патериках " - сборниках свидетельств о жизни отшельников (преимущественно египетских), которые известны с глубокой древности, переведены на многие языки и существуют в трех формах: алфавитной (рассказы расположены по именам св. отцов), систематической (например, " Древний Патерик, изложенный по главам " . М., 1891) и смешанной. На основе этих книг св. Игнатий составил свой сборник алфавитного типа: " Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их " . СПб., 1870. 14. Отечник. С.351. 15. Пс.50:18-19. 16. Отечник. С.335; Достопамятные сказания. С.296. 17. Отечник. С.374. 18. См. прим. X,21. 19. Ин.15:19. 20. Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т.4. 3-е изд. СПб., 1905. С.497-500 (письмо 44). 21. Рим.10:10. 22. Требник в двух частях. Ч.1. М., Издание Московской Патриархии, 1979. С.78-79 (нумерация вопросов принадлежит святителю Игнатию). 23. Откр.8:11. 24. Т.е. безумием веры: ср.: " аще кто мнится мудр быти в вас, в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет. Премудрость бо мира сего, буйство у Бога есть " (1Кор.3:18-19). 25. Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т.4. 3-е изд. СПб., 1905. С.509-512 (письмо 53).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1123...

Так как в приведённом месте книги пр. Амоса слово πνεμα не удовлетворяет ни одному из указанных условий его употребления о Св. Духе, то св. Афанасий утверждал, что под словом πνεμα здесь нельзя разуметь Св. Духа, – что всего естественнее под этим словом в данном случае представлять «дыхание ветра», потому что за громом, о котором говорится в словах – γ στεεν βοντν, – обыкновенно наступает ветер 508 . – Но духоборцы настаивали на своём толковании и, желая отстоять свою мысль, вопреки св. Афанасию, ставили выражение τξων πνεμαа в ближайшую внутреннюю связь не с предидущими словами στεεν βοντν, а с последующими – παγγλλων ες νϑπους τν Χιστν ατο. Св. Афанасий уступает духоборцам, соглашается и с такой связью – τξων πνεμα, но только при этом опять делает вывод совершенно православный. Он ставит разбираемое место из Амоса в параллель с 8:22 Притчей и толкует его в приложении к Иисусу Христу. Слова – возвещали в человецех Христа Своего, по его объяснению, говорят о воплощении Сына Божия и соответствуют словам Евангелия от Матфея: се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил (1:23). Под словом πνεμα он разумеет в данном месте человеческий дух, об обновлении и воссоздании которого Духом Божиим ( Пс.103:29–30 ), с пришествием Христа на землю, предсказано было через Давида и пророков и засвидетельствовано ап. Павлом ( Пс.50:12 ; Иез.36:26–27 ; ср.18:31–32; Еф.4:24 ; ср.2:15). Справедливость такого толкования, по мнению св. Афанасия, подтверждается контекстом речи; он исследует смысл дальнейшего за τξων πνεμα выражения – στεεουμνη βοντ. «Под этим выражением, – говорит он, – прилично разуметь верное слово и непоколебимый закон духа». В этом смысле Иаков и Иоанн пророчески были названы «сынами громовыми», как и оказалось в действительности; в этом же смысле и о явлении Христа говорится: «глас Его землю поколеба, или: ещё единою Аз потрясу не токмо землею, но и небом. А еже, ещё единою, сказует колеблемых преложение, да пребудут, яже суть неподвижимая. Тем же царство непоколебимо приемлюще, да имамы благодать, еюже служим благоугодно Богу». ( Евр.12:26–28 ; ср. Агг.2:6 ). То царство, которое апостол называет здесь σλευτος – непоколебимым, Давид – как и Амос – называет στεεωϑεσα (32:1). Итак, «сказанное у пророка (4:13 Амос.), обозначает Спасителево пришествие, в котором и мы обновлены и закон духа пребывает непоколебимым» 509 . Понимая, таким образом, выражение στεεομνη βοντ в пророческом смысле относительно Евангелия Христа, св. Афанасий видит в этом выражении, с одной стороны, указание на Божественную силу, которая разрушает царство тьмы и основывает царство истины, а, с другой, – мысль о самом этом царстве света или царстве. Божием, которое в Христовой церкви стремится к своему все более и более полному осуществлению, но достигнет своего полного выражения только при втором пришествии Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010