Ибо когда по единому мановению Божией воли вдруг нераздельно составилась вселенная, и все стихии были еще одна с другою смешаны, тогда рассеянный по всюду огонь оставался потемненным, омрачаемый преизбытком вещества. Но поскольку в нем есть некая всепроницающая и удободвижная сила; то вместе с тем, как естеству существ дано было Богом повеление привести в бытие мир, и огонь проторгся из всякого тяжелого естества, и вдруг озарил все светом. Но что произошло по слову премудрости могуществом Сотворившего, о том упоминает Моисей. как о повелительном Божием слове, говоря: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3); потому что у Бога, и по нашему понятию, дело есть слово; почему все, приводимое Им в бытие, приводится словом; и что от Бога, в том невозможно и представить чего-либо неразумного, как ни есть составившегося и самослучайного. А напротив того надлежит верить, что в каждое из существ вложено некое премудрое и художническое слово, хотя оно и недоступно нашему взору. Посему, что сказал Бог? Поскольку таковое вещание есть повелительное слово, то боголепно, думаю, уразумеем это, относя изречение сие к вложенному в тварь слову. Так и великий Давид протолковал нам подобные вещания, сказав: «все соделал Ты премудро» (Пс. 103:24). Те повелительные глаголы при творении существ, которые Моисей писал с Божия гласа, Давид наименовал премудростию, созерцаемою в вещах сотворенных. Почему и сказует, что «небеса проповедуют славу Божию», то есть, в стройном вращении открываемое ими художественное зрелище для сведущих заменяет слово. Ибо сказав: «небеса проповедуют», и «возвещает твердь» (Пс. 18:2), Давид исправляет сим тех, которые грубее понимают сказанное, и думают, может быть, услышать и звуки вещания и членораздельные слова в поведании небес; почему говорит: «нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их» (Пс. 18:4); и тем показывает, что созерцаемая в твари премудрость есть слово, впрочем не членораздельное. И еще, поскольку Моисей говорит, что были ему некие Божии вещания, изглаголанные в чудесах совершенных в Египте; то Псалмопевец истолковал их возвышеннее, нежели как понимают многие, сказав: «они показали между ними слова знамений Его и чудеса [Его] в земле Хамовой» (Пс 104.27).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

конструкц., как у Ис.33:15 ) видеть зло» (все нравственно-нечистое противно очам славы Его – существа святейшего, как свету тьма сн. Ис.3:8 ; 1Ин.1:5 ; 2Кор.6:14 ) 74 , «и смотреть на злодейство (тех, кто в подданстве у неправды) 75 Ты не можешь (ст. 13)» – без того, чтобы не остановить или не наказать его: так начинает пророк пред Святым Израилевым свое новое умозаключение, языком т. е. песни псаломской (яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима твоима, возненавидел еси вся делающия беззакония – Пс.5:5,6 ), которая воспитала не одно поколение поклонявшихся во святом храме ( Авв.2:20 ) и живо представлялась всякой душе благочестивой в положении пророка. «Для чего же Ты смотришь на преступников (суд Божий предрекаемый, – от халдеев, так изображаемых и у Ис.21:2 ; Ис.24:16 , – пророк созерцает, как уже наступивший), молчишь (остаешься зрителем праздным, как Суд.18:9 ; 4Цар.2:5 ), когда пожирает (крайне угнетает) беззаконный того, кто праведнее его (ст. 13)». Не то хочет сказать пророк, чтобы «угнетаемый был вполне праведен (perfecte justus), но по сравнению – что он праведнее своего притеснителя 76 » безбожного (ст. 11). Пророк ведет речь свою в той же силе, «в какой праведными могут быть названы Содом и Гоморра в сравнении с Иерусалимом (сн. Мф.11:24 ), мытарь в сравнении с Фарисеем ( Лк.18:14 ), грешник в сравнении с диаволом» 77 . Исключительное понятие о языческом мире, как грешном и безбожном ( Гал.2:15 ; Еф.2:12 ), в виду Божественных преимуществ народа избранного (сн. Рим.3:1,2 ; Рим.9:4,5 ), – не чуждо и апостольского времени 78 . «И (этим, т. е. тем, что не останавливаешь и не наказываешь притеснения, – Кирилл Ал.) делает людей такими, как рыбы в море, как движущиеся 79 в воде (что должно подразумевать ради предыдущего слова и ближ. контекста, – животные малые и большие в море великом и пространном – Пс.68:35 ; Пс.103:25 ), у которых нет властителя» (ст. 14), – которые, по еврейскому о сем царстве животных представлению, «не подражают другим животным, ходящим стадами и под одним начальником, как войско с предводителем 80 », но суть бесцарни (сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Оно имеет великих защитников на небе. Кто те двадцать четыре старца, о которых говорится в Апокалипсисе и которые служат у престола Царя небесного припадая? Мы, иноки, знаем, кто они. Повторяю: не страшны нам нападки на нас греховного и злобного мира. Пусть они говорят и пишут, что угодно. Если правду говорят, надо исправиться, а нет, – не обращать внимания. Господь наш Иисус Христос больше нашего перенес всякого рода обвинений и хулы: «Он и ядца, и винопийца, брат мытарем, богохульник» и мн. др. говорили книжники и фарисеи… И что же? Разве от этого умалился хоть сколько-нибудь лик Божественного Учителя? Христос вчера и днесь, той же и во веки. Не поблекнет от злоречия людского и слава монашества, если мы сами, иноки, своею жизнью не затмим свои лики преподобнические! 3. Смысл человеческой жизни 1 Смысл нашей жизни объяснили нам святые ангелы в ту великую ночь, когда родился на земле, Христос, Спаситель мира, и когда они огласили небо и землю своею новою, доселе неслыханною песнею: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Эта хвалебная песнь ангельская проливает яркий свет на то, чем жив человек, зачем, для чего он живет на земле, где и в чем его спасение. Прямой и ближайший смысл песни ангельской таков: Ангелы воздают славу-хвалу Всевышнему за то, что чрез воплощение Сына Божия дан мир земле, и открылась любовь Божия к человеку. Назначение всего созданного мира есть слава Божия ( Кол.1:16 ). Мир видимый и невидимый, как создание Божие, должен проявить, обнаружить присносущную силу и Божество Творца своего ( Рим. 1:20 ). Если небеса проповедуют краше слов славу Божию ( Пс.18:2 ), если даже бездушная тварь полна славы Божией ( Пс.103:24 ), если каждая былинка полевая говорит о премудрости и благости своего Создателя, то не тем ли более мир разумно-свободных существ должен благословлять и хвалить совершенства Творца вселенной ( Пс.102:20–22 ). В высотах небесных непрестанно воспевают Бога святые Ангелы, победную песнь поющие, вопиюще, взывающе и глаголюще; на земле сознательно-свободным выразителем хвалы и славы Божией должен быть человек, малым чим умаленный от Ангелов ( Пс.8:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Он создал не небо только, но и землю; не землю только, но и солнце; не солнце только, но и луну; не луну только, но и звезды; не звезды только, но и воздух; не воздух только, но и облака; не облака только, но и эфир; не эфир только, но и озера, источники, реки, горы, рощи, холмы, луга, сады, семена, растения, разные роды трав, различные виды, различные силы и различные сущности, кото­рые каждый может видеть везде, обозревая мир; и когда он пробежит мыслью состав вселенной, то скажет вместе с пророком: как величественны дела Твои, Господи! Все премудростью Ты сотворил (Пс.103:24). Так, если ты хочешь видеть зрелище, то, оставив тамошнее сатанинское, приходи на это ду­ховное; если хочешь слушать лиру, то, оставив тамошнее пение и напрягши силу своего ума, приходи слушать это, пробуждающее твои мысли, укрепляющее твой ум. Посмотри, как раз­личные звуки и отдельные струны со всех сторон возносят одно и совершенно согласное пение превосходному Художнику – Богу. Как некоторый духовный звук, состоящий из различных звуков, издает одно стройное пение, славословие Созда­телю, так и эти струны звучат и сами по себе, звучат и одна с другой вместе. А чтобы тебе узнать, как звучат они сами по себе, ударь мыслью в струну неба, и ты услышишь, как она издает великие звуки и воссылает славу Богу. Это уразумел пророк и сказал: небеса поведают о славе Божией, и отворении рук Его возвещает твердь (Пс.18:2). От этой струны перейди к струне дня и ночи, и ты увидишь, как и они издают звуки приятнее всякой лиры и гуслей, особенно тогда, когда будет ударять в эти струны кто-нибудь умеющий. Но как, скажешь, они издают звук? Небо не имеет ни уст, ни языка, ни неба во рту, ни зубов, ни губ; как же оно издает звуки? Как говорит и день? Здесь нет органов, произносящих звуки, но течение солнца и луны, день и ночь, смена времени. Чтобы кто-нибудь из людей, более грубых, слыша это, не усумнился и не смутился, послушай, как пророк сам старается объяс­нить сказанное. Сказав, что небеса поведают о славе Божией , и что день дню изливает слово, и ночь ночи возвещает знание (Пс.18:3), он не остановился на этом, но прибавил: нет наречий и языков, где не слышны были бы голоса их (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

88. Еф.1:19-21. 89. Кол.3:1-3. 90. Евр.1:3. 91. Евр.4:14. 92. Слово " исповедание " ( οο) из предыдущей цитаты является в греческом языке словом женского рода, и к нему можно отнести местоимение (, которое в Евр.6:19 относится к слову также женского рода " надежда " ( ε) из Евр.6:18: Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду. 93. Евр.6:19. 94. Евр.8:1. 95. Евр.9:24. 96. Евр.10:12-13. 97. Пасхальное песнопение, вошедшее в чин божественной литургии восточного обряда (окончание проскомидии). 98. Евр.10:20. 99. Ин.14:4. 100. Ин.14:3. 101. Св. Григорий Богослов. Собрание творений... Т.1. С.648 (PG 36. 592А). 102. 2 Кор. 12:2-4. 103. 2Кор.12:2. 104. 2Кор.12:3-4. 105. 2Кор.12:3-4. 106. Евр.1:3. 107. Евр.6:20. 108. Последование Литургии, ектения " Вся святыя помянувше " после Евхаристического канона: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественною благодать и дар Святаго Духа, помолимся. 109. Евр.10:19-22. 110. Евр.12:18-19. 111. Евр.12:22-24. 112. Откр.3:12. 113. Лк.23:43. 114. Пс.46:9. 115. Пс.96:1. 116. ο - лаик, мирянин. 117. Ср.: 1Тим.2:12: а учить жене не позволяю. 118. ο - перед народом, публично. В Синтагме Матфея Властаря есть Закон ,7: " Ни один клирик, ни монах, ни воинствующий, ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично рассуждать о вере; ибо он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все установил должным образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть исключен из собрания клириков, если воинствующий, должен быть исключен из войска, а прочие должны быть наказаны, каждый по своему состоянию " (Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996. С.182). 119. - учительское достоинство есть власть " учить народ Господень и истолковывать божественные догматы, власть, данная благодатию Всесвятого Духа одним (ο) архиереям и тем, кому они поручают " (Толкование Зонары и Вальсамона на 64 Правило VI Вселенского собора). Здесь, следовательно, говорится в строгом смысле слова о публичной проповеди догматического содержания (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. М., 1994. Т.1. С.553).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/584/...

2Пет.1:11. 89 Еф.1:17. 90 Еф.1:19–21. 91 Кол.3:1–3. 92 Евр.1:3. 93 . Евр.4:14. 94 Слово «исповедание» (η ομολγια) из предыдущей цитаты является в греческом языке словом женского рода, и к нему можно отнести местоимение (ην, которое в Евр.6:19 относится к слову также женского рода «надежда» (η ελπς) из Евр.6:18: Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду. 95 Евр.6:19. 96 Евр.8:1. 97 Евр.9:24. 98 Евр.10:12–13. 99 Пасхальное песнопение, вошедшее в чин божественной литургии восточного обряда (окончание проскомидии). 100 Евр.10:20. 101 Ин.14:4. 102 Ин.14:3. 103 Св. Григорий Богослов. Собрание творений… Т.1. С.648 (PG 36. 592А) 104 2 Кор. 12:2–4. 105 2Кор.12:2. 106 2Кор.12:3–4. 107 2Кор.12:3–4. 108 Евр.1:3. 109 Евр.6:20. 110 Последование Литургии, ектения «Вся святыя помянувше» после Евхаристического канона: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественною благодать и дар Святаго Духа, помолимся. 111 Евр.10:19–22. 112 Евр.12:18–19. 113 Евр.12:22–24. 114 Откр.3:12. 115 Лк.23:43. 116 Пс.46:9. 117 Пс.96:1. 118 ο λαικς — лаик, мирянин. 119 Ср.: 1 Тим.2:12: а учить жене не позволяю. 120 δημοσα — перед народом, публично. В Синтагме Матфея Властаря есть Закон Δ,7: «Ни один клирик, ни монах, ни воинствующий, ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично рассуждать о вере; ибо он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все установил должным образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть исключен из собрания клириков, если воинствующий, должен быть исключен из войска, а прочие должны быть наказаны, каждый по своему состоянию» (Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996. С.182). 121 αξωμα διδασκαλικν — учительское достоинство есть власть «учить народ Господень и истолковывать божественные догматы, власть, данная благодатию Всесвятого Духа одним (μνοις) архиереям и тем, кому они поручают» (Толкование Зонары и Вальсамона на 64 Правило VI Вселенского собора). Здесь, следовательно, говорится в строгом смысле слова о публичной проповеди догматического содержания (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско–Истрийского. М., 1994. Т.1. С.553). 122

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

82. Лк.23:43. 83. Ин.14:3. 84. Деян1:11. 85. 1Пет.3:22. 86. 2Пет.1:11. 87. Еф.1:17. 88. Еф.1:19-21. 89. Кол.3:1-3. 90. Евр.1:3. 91. Евр.4:14. 92. Слово " исповедание " (η ομολγια) из предыдущей цитаты является в греческом языке словом женского рода, и к нему можно отнести местоимение (ην, которое в Евр.6:19 относится к слову также женского рода " надежда " (η ελπς) из Евр.6:18: Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду. 93. Евр.6:19. 94. Евр.8:1. 95. Евр.9:24. 96. Евр.10:12-13. 97. Пасхальное песнопение, вошедшее в чин божественной литургии восточного обряда (окончание проскомидии). 98. Евр.10:20. 99. Ин.14:4. 100. Ин.14:3. 101. Св. Григорий Богослов. Собрание творений... Т.1. С.648 (PG 36. 592А). 102. 2 Кор. 12:2-4. 103. 2Кор.12:2. 104. 2Кор.12:3-4. 105. 2Кор.12:3-4. 106. Евр.1:3. 107. Евр.6:20. 108. Последование Литургии, ектения " Вся святыя помянувше " после Евхаристического канона: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественною благодать и дар Святаго Духа, помолимся. 109. Евр.10:19-22. 110. Евр.12:18-19. 111. Евр.12:22-24. 112. Откр.3:12. 113. Лк.23:43. 114. Пс.46:9. 115. Пс.96:1. 116. ο λαικς - лаик, мирянин. 117. Ср.: 1Тим.2:12: а учить жене не позволяю. 118. δημοσα - перед народом, публично. В Синтагме Матфея Властаря есть Закон Δ,7: " Ни один клирик, ни монах, ни воинствующий, ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично рассуждать о вере; ибо он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все установил должным образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть исключен из собрания клириков, если воинствующий, должен быть исключен из войска, а прочие должны быть наказаны, каждый по своему состоянию " (Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996. С.182). 119. αξωμα διδασκαλικν - учительское достоинство есть власть " учить народ Господень и истолковывать божественные догматы, власть, данная благодатию Всесвятого Духа одним (μνοις) архиереям и тем, кому они поручают " (Толкование Зонары и Вальсамона на 64 Правило VI Вселенского собора). Здесь, следовательно, говорится в строгом смысле слова о публичной проповеди догматического содержания (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. М., 1994. Т.1. С.553).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Кто Бог, как Ты… Ср. Исх.15:11 ; Втор.3:24 ; 2Цар.7:22 ; 3Цар.8:23 ; Иер.10:6 ; Пс.35 /34:10, 77/76:14, 86/85:8, 89/88:7, 9. В этом риторическом вопросе – исповедание абсолютного превосходства YHWH над другими богами. Его ни с кем нельзя сравнить 360 . Слова перекликаются с собственным именем пророка (), представляющим собой сокращение от (Михайану или Михайену – кто, как YHWH?) 361 . …прощающий вину и не вменяющий преступления… Ср. Исх.34:7 ; Ис.43:25, 44:22 ; Иер.31:34 ; Пс.103 /102:3, 130/129:4. Согласно Михе, Божье величие проявляется не только в низложении врагов Исраэля, но и в том, что YHWH снимает вину () со своего народа. Народ виновен пред Богом, сознаёт свою вину и благодарит Его за прощение. Глагол буквально значит «поднимать», «нести»: YHWH снимает со своего народа вину, поднимает и уносит прочь, и преступлений () не вменяет. Хотя слово стоит в единственном числе (преступление), его можно интерпретировать в абсолютном смысле – не как какое-то отдельное преступление, а как все преступления вообще. В параллелизме с – причастие от выразительного глагола (проходить, переходить): преступления преодолены, оставлены позади, к ним нет возврата, YHWH уже не вспомнит о них и не вменит их. Тот факт, что глаголы и представлены здесь причастиями, не связанными со временем, говорит о том, что Божье прощение не временно, оно навсегда. В следующем стихе ( Мих.7:19 ) тема прощения будет продолжена. : Исх.34:7 ; Лев.10:17, 16:22 ; Числ.14:18 ; Ос.14:3 ; Пс.32 /31:5, 85/84:3. : Притч.19:11 . Ср. Иов.7:21 , где наоборот: и . …остатку наследия Твоего (буквально, остатку наследия Его: – вновь внезапный переход от второго лица к третьему) – ср. с выражением в Мих.7:14 . Об остатке () – см. Мих.2:12, 4:7, 5:6–7 362 . Из вавилонского плена возвратился лишь остаток народа. Многие из переживших изгнание (и их потомки), даже когда по эдикту Корэша (538 г.) открылась возможность покинуть чужбину и вернуться в Эрец-Исраэль, предпочли навсегда остаться в Бавэле. А из ассирийского плена и вовсе не вернулся никто, или почти никто.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Священник. Далее я приведу доказательство другого рода. Я говорю, Бог есть – 2) потому что всякая природа это доказывает, именно: мы видим здесь такой порядок и целесообразность, такую полноту мудрости и силы, что мы не можем не сказать, здесь без сомнения действовал очень Мудрый и Могущественный Распорядитель и Законодатель, Который всё это прекрасно придумал и устроил. В этом убеждает нас уже один взгляд на природу, которая выше нас. Мы видим на тверди небесной солнце, луну и звёзды. Это такого объёма небесные тела, что они большей частью гораздо больше, чем наша земля. Все небесные тела в постоянном движении с самого начала их существования, и, однако, никогда ещё не было такого несчастья, чтобы одно из них натолкнулось на другое, как например, два железнодорожных поезда. Не чудесный ли это порядок и мудрость, которые здесь проявляются? Разве не очевидно здесь действие особенно Мудрого Мастера, Который устроил эту небесную машину и пустил её в ход? Не должны ли мы, полные радости и убеждения, слиться в одном общем восклицании: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» ( Пс.18:2 ). В этом убеждает нас при самом беглом взгляде на природу всё, что вокруг нас. Эту премудрость, благость и всемогущество Бога мы можем видеть сейчас же, как только посмотрим на землю. Мы видим минералы, растения и животные, но разве они все не говорят нам о Всеведущем Устроителе и Мастере? Смотри, вот как блестят и красуются известные минералы своими очаровательными цветами, а другие – своей художественной кристаллизацией. Взгляни на разнообразие растений, на великолепие цветов. Могли ли они произойти случайно? Не проявил ли скорее здесь Всемогущий Создатель Свою творческую руку? А когда я устремляю взор свой на мир животных, о, какое множество живых существ вижу я здесь! Все они радуются и берегут свою жизнь. Каждое животное имеет свою собственную потребность или инстинкт, коему оно следует и коему обязано своим существованием. Пчела так чудесно устроит свои клеточки, что они, тесно примыкая одна к другой, не дают вытекать мёду. Муравей выкапывает себе воронкообразный ход в землю и поджидает добычу, которая через эту воронку должна попадаться ему. Есть животные, которые в течение зимы спят, и такие, которые запасают себе на зиму пищу. Кукушка кладёт, как известно, свои яйца в гнездовье других птиц и именно только таких, которые живут той же пищей, как и она. Кто вложил этот инстинкт животному? Неужели это сделал один слепой случай или природа? Не с большей ли основательностью отвечают на этот вопрос те, которые усматривают здесь Высшее Духовное Существо, придумавшее такое влечение и одарившее им творение? И это Высшее Духовное Существо есть Тот, о Котором говорит Святое Писание: «Ты, Господи, вся премудростию сотворил еси» ( Пс.103:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

«Господь премудростью основал землю» ( Притч.3:19 ). «Всё соделал Ты премудро» ( Пс.103:24 ). «Господь излил премудрость на все дела Свои» ( Сир.1:10 ). «Дух Господа наполняет вселенную» ( Прем.1:7 ). Всё это напоминает об обетовании Бога: «Излию от Духа Моего на всякую плоть» ( Иоил.2:28 ) – и о «славе Божьей», которой наполнится вся земля ( Ис.6:3 ). Таким образом, можно выделить следующие ступени имманентного присутствия в мире его Создателя: (1) через премудрость в таинстве творения, (2) через Дух в таинстве освящения, (3) через славу в таинстве искупления. Этим объясняется, почему о мудрости говорят преимущественно в контексте творения и отношения к нему человека, о Духе – преимущественно по поводу святости, и о славе – применительно к эсхатологической перспективе. В текстах Ветхого Завета отсутствуют объяснения используемой в нём терминологии, и многие понятия частично накладываются друг на друга. Но через эти совпадения мы можем понять, насколько переплетены между собой различные аспекты присутствия Бога в мире, ибо премудрость предвосхищает силу Духа (см. Прем.1:7 ), а в силе духа апостол Павел видит предвосхищение славы. Мы можем утверждать также и обратное: распятый Христос олицетворяет собой премудрость Божью ( 1Кор.1:18–24 ), поскольку он «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» ( 1Кор.1:30 ). (b) Это возвращает нас к структуре мудрости сотворённого мира. Вера в божественную премудрость, в то, что она присутствует и в природе, и в добродетельной жизни человека, выступает как предрациональный постулат научного разума при условии, что этот разум стремится к мудрости. (1) Структура мудрости, запечатлённая в строении материи и организации живого вещества, открывает перед человеком возможность познания, поскольку эта структура является познаваемой. (2) Несмотря на то, что значительная часть мудрости может быть доступна человеку, божественное измерение этой мудрости, имманентной космосу, ускользает от нашего познания, будучи трансцендентным измерением имманентной мудрости. Это заставляет человека проявлять смирение в отношении своего познания мира. «Со смиренными – мудрость» ( Притч.11:2 ). Смирение в науке означает, что, как бы ни увеличивались наши знания, мы знаем, что знаем очень мало, поскольку человеческое восприятие и познание осуществляются в безграничном пространстве величественной божественной премудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nau...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010