Обнародвано е Рождественското послание на Светейшия Патриарх на Москва и цяла Русия Кирил за 2023/2024 г. В църковните медии беше обнародвано Рождественското послание на Светейшия Патриарх на Москва и цяла Русия до архипастирите, духовенството, монасите и миряните на Руската православна църква за Рождество Христово 2023/2024 г. Посланието гласи:   Възлюбени в Господа архипастири, всечестни презвитери и дякони, боголюбиви монаси и монахини, скъпи братя и сестри!   Неизречената любов Божия ни е събрала сега, та в единството на духа чрез връзките на мира (Еф. 4:3) да посрещнем един от най-тържествените и заедно с това тайнствени празници на Църквата – Рождеството на нашия Господ Иисус Христос. Прославяйки идването на Спасителя в света, аз сърдечно честитя на всички ви, скъпи мои, това радостно събитие, открило нова епоха в отношенията между Бога и хората. Всеки път, когато се вглеждаме в случилото се преди две хилядолетия, ние се опитваме да проумеем величието на чудото на Боговъплъщението и не преставаме да се учудваме на благостта и милостта на нашия Създател. В течение на дълги векове човечеството въздишаше в напрегнато очакване на обещания от Господа Примирител (Бит. 49:10): Цар праведен и спасяващ (Зах. 9:9), на Чието име ще се уповават народите (Ис. 42:4). И ето че когато най-после настъпи времето за това, Младенец ни се роди (Ис. 9:6), та всякой, който вярва в Него, да не погине, а да има живот вечен (Ин. 3:16). Божията любов, която превъзхожда всяко знание (Еф. 3:19), изпрати в света не ходатай, не ангел, не силен и могъщ управник, както очакваха хората, – Сам Бог се въплъти, за да освободи човека от властта на греха и злото. Достойно за учудване е това, че най-голямото събитие в историята, възвестено от старозаветните пророци и предусещано дори от изтъкнатите мислители на древността, се извърши толкова скромно и външно незабележимо. Спеше Витлеем. Спеше Ерусалим. Спеше цяла Юдея. Господ, Вседържителят – Цар на царете и Господар на Вселената – се яви в света не сред тържествени звуци на тръбен глас (Пс. 150:3) и всеобщо ликуване, а смирено и кротко, в нощната тишина на мизерна пещера, възпяван от сонм ангели и малък брой пастири, дошли да видят какво се е случило (Лк. 2:15).

http://mospat.ru/bg/news/91206/

Изъяснение псалма 150-го. «Аллилуия», Аллилуия. И это – победная песнь; предсказывает же будущее у всех людей Боговедение. Пс.150:1 .   Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его. «Хвалите Бога во Святых Его». Это – достаточное побуждение к песнопению. Если в повод к благодарению повелено нам брать и растения, и зверей, и гадов; тем паче справедливо взирать на Святых, и песнословить Бога их. Ибо кто, изучая деяния блаженнаго Павла, или богомудраго Петра, или божественнаго Иоанна, или других Апостолов, или добропобедных мучеников, или ныне подвизающихся в добродетели, не подвигнет язык свой к песнопению Даровавшаго людям такое обилие благ? «Хвалите Его во утверждении силы Его». А Симмах перевел так: хвалите Его в неприступной твердыне Его; потому что один имеет твердую, негиблющую, вечную державу. Пс.150:2 .   Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его. «Хвалите Его в силах Его»; потому что несказанны преспеяния непрестанно совершаемыя Святыми Его. «Хвалите Его по множеству величествия Его». Сие сходно с истолкованным уже нами, а именно: «величию Его несть конца» ( Псал. 144, 3 ). Величие Его, говорит Пророк, безпредельно, сила Его неизмерима. Поэтому не преставайте за все песнословить Его. Пс.150:3 .   Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Пс.150:4 .   Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Пс.150:5 .   Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. «Хвалите Его во гласе трубнем». Орудие сие было священническое; потому что священники употребляли трубы, в воспоминание тех труб, которыя слышны были на горе Синае. «Хвалите Его во псалтири и гуслех:» «Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе» : «Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалехь восклицания». Сии орудия употребляли древле левиты, в божественном храме песнословя Бога, не потому что звуком их услаждался Бог, но потому что угодно Ему было намерение, с каким совершалось сие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пижанка. Церковь Рождества Христова (старая). Христорождественская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1772. Год утраты:1937 (разобрана) Адрес: Кировская обл., Пижанский район, пос. Пижанка Координаты: 57.459846, 48.546321 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Каменная; холодный храм построен в 1772 г., теплый в 1800 г. Престолов три: в холодном храме в честь Рождества Пресв. Богородицы, в теплом в честь Рождества Христова и Св. Мученицы Параскевы. При церкви состоят протоиерей (на вакансии свящ.), два священника, два диакона и четыре причетника. Имеют свои дома. В их владении 33 дес. церковной, пахатной и сенокосной, земли. Приход простирается на 21 в. от церкви; к нему принадлежат 69 селений; прихожан 3368 м. п. и 3861 ж.; в том числе Черемис, в 15 селениях, 534 м. п. и 564 ж. Село Пижанка от города Вятки 160 в. Ближайшия села: Макаровка в 8 в., Липово, Ижмаринское и Ижевское в 12 в. и Калянур в 16 в. Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.).//Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, Село Пижанка – Христорождествснская церковь, каменная, построена в 1772 году; расстоянием от г. Вятки в 160 вер., от уездного города в 44 в., от благоч. в 45 вер.; часовня Большекопыловская, деревянная, постр. в 1890 г.; причта по штату положено: 3 св., 1 д., 3 пс.; в казенных домах помещаются три священника и псаломщик, диакон и один псаломщик имеют свои дома и получают квартирное пособие – диак. по 4 р., а псал. по 2 р. в месяц; третий псаломщик живет на частной квартире, получая квартирное пособие по 3 руб. в месяц; земли: усад. 4 д. 624 с., пах. 53 д. 2160 с., сен. 11 д. 288 с., выгон. 11 д. 1680 с., неудоб. 16 дес.; братский денежный доход: св. 565 р. 78 к , диак. 377 р. 12 к.; пс. 188 р. 56 к.; руги соб. на весь причт до 150 п. ржи и 150 п. овса; прихожан: правосл. рус. 3773 м. п., 4112 ж. п.; крещ. черем. 693 м. п., 746 ж. п.; приход состоит из 67 сел., расст. 1-19 в.

http://sobory.ru/article/?object=57875

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Неизреченная любовь Божия собрала нас ныне, чтобы  в единстве духа и союзе мира  (Еф. 4:3) встретить один из наиболее торжественных и вместе с тем таинственных праздников Церкви — Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Прославляя пришествие в мир Спасителя, сердечно поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим радостным событием, открывшим новую эпоху в отношениях между Богом и людьми. Каждый раз вглядываясь в произошедшее два тысячелетия назад, мы пытаемся постичь величие чуда Боговоплощения и не перестаем удивляться благости и милости нашего Создателя. На протяжении долгих веков человечество томилось в напряженном ожидании обещанного Господом  Примирителя  (Быт. 49:10):  Царя праведного и спасающего  (Зах. 9:9),  на имя Которого будут уповать народы  (Ис. 42:4). И вот, когда, наконец, наступила полнота времен,  Младенец родился нам  (Ис. 9:6),  дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную  (Ин. 3:16). Любовь Божия,  превосходящая разумение  (Еф. 3:19), послала в мир  не ходатая, не ангела , не сильного и могущественного правителя, как думали люди, — Сам Бог воплотился, чтобы освободить человека от власти греха и зла. Достойно изумления, что величайшее в истории событие, о котором возвещали ветхозаветные пророки и которое предчувствовали даже выдающиеся мыслители древности, свершилось столь скромно и внешне неприметно. Спал Вифлеем. Спал Иерусалим. Спала вся Иудея. Господь Вседержитель — Царь царей и Владыка Вселенной — явился миру не под торжественные звуки  трубного гласа  (Пс. 150:3) и всеобщего ликования, но смиренно и кротко, в ночной тиши убогой пещеры, воспеваемый сонмом ангелов и немногими пастухами, пришедшими  посмотреть, что случилось  (Лк. 2:15). В самом начале Своего земного пути Господь словно хочет  «в пределах унижения показать образ добродетели» , — размышляет святитель Иоанн Златоуст. Так благородно поступает только совершенная любовь, которая  не ищет своего  (1 Кор. 13:4-5), не выставляет себя напоказ и не требует почета и славы, но готова переносить ради пользы ближних все лишения и скорби.  «Именно поэтому , — продолжает вселенский учитель Церкви, —  Господь принимает мое тело, чтобы я вместил Его Слово, и, приняв мою плоть, дает мне Своего Духа, чтобы, и давая, и принимая, сообщить мне сокровище жизни»  (Слово на Рождество Христово). В этом и открылась нам преизобильная любовь Божия, что мы получили истинное сокровище жизни — Самого Господа,  из Которого все, Им и к Нему  (Рим. 11:36).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ РЕДЕСТСКИЙ [греч. Γεργιος Ραιδεστινς] (1-я пол. XVII в.), греч. мелург. Происходил из г. Родосто (ныне Текирдаг, Турция, см. Редест ). Ученик еп. Мелхиседека Редестского. Лампадарий (ок. 1616 - ок. 1629), а затем протопсалт (ок. 1629-1638) Великой ц. в К-поле. Как известно из рукописной традиции (Ivir. 970, 1686 г.- ркп. иером. Космы Македонца ; Xeropot. 307, 1767 и 1770 гг., и др.), учеником Г. Р. был протопсалт Хрисаф Новый . Г. Р., вероятно, составил мелос пападического стиля для стихир воскресных служб Октоиха (см., напр., Анастасиматарий - Xeropot. 259, сер. XVII в.), служб периодов Великого поста и Пятидесятницы (Триодь-Пентикостарий - Xeropot. 284, сер. XVII в.), Господских и Богородичных праздников и памятей особо чтимых святых (Анфологион Стихираря - Xeropot. 322, 1685 г.). Из воскресных стихир с его именем сохранились варианты догматиков 1-го, 4-го гласов, 1-го и 4-го плагальных гласов (Athen. Merlier. 2, 1658 г.). Данному этапу развития греч. мелоса соответствует особая разновидность нотации - «украшенная» (καλλωπιστικν εδος - см., напр., Стихирарь - Karakal. 220, сер. XVII в.), по мнению Г. Статиса , появившаяся в XVII в. незадолго до Хрисафа Нового и, по-видимому, изобретенная Г. Р. (см.: Στθης. Χειργραφα. Τ. 1. Σ. 7, 48-49, 161; Τ. 3. Σ. 424). Из авторских версий Г. Р. в рукописях часто встречаются большие пасапноарии (стихи перед чтением Евангелия на утрене; Пс 148. 1, 2; 150. 1) на гласы 3-й, 2-й плагальный и βαρς (Ivir. 970; Ivir. 949, кон. XVII - нач. XVIII в.; Athen. Merlier. 12, 1730-1750 гг.; Ivir. 987, после 1731 г.; БАН. РАИК. 42, сер. XVIII в.; РНБ. Греч. 132, посл. треть XVIII в.; 711, кон. XVIII в.; Lesb. Leim. 8, кон. XVIII в., и др.). Версии пасапноариев на 2-й и 4-й плагальные гласы были впосл. украшены Германом , митр. Нов. Патр (Ivir. 951, 2-я пол. XVII в.- автограф; РНБ. Греч. 237, посл. четв. XVII в.; Xeropot. 317, нач. XVIII в.; Doch. 332, 1760 и 1764 гг.; Cutl. 446, 1757 г.).

http://pravenc.ru/text/164425.html

Чтобы понять тот или иной народ, нужно слушать его музыку. Сказанное относится не только к православной литургической музыке, лучшие образцы которой будут представлены сегодня, но и к произведениям русских композиторов, написанным для исполнения в концертном зале. В годы гонений на Церковь и господства государственного атеизма, когда духовная музыка была недоступна широкому слушателю, эти произведения, наряду с шедеврами русской литературы и изобразительного искусства, служили делу христианского благовестия, неся в мир высокие духовно-нравственные идеалы. «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе» (Пс. 150:3-4). Эти слова псалма, которые прозвучат сегодня, указывают на то, что музыка может быть проникнута духом молитвы и предстояния Богу. Даже будучи светской по форме, музыка может быть духовной по содержанию. Желаю помощи Божией Вашему Святейшеству, всем гостям и участникам концерта. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси за темою У VII хоровий фестиваль Зведений хор взяв участь у присвяченому повного блокади У Морському Кронштадта Хоровий собор, присвячений повного блокади Голова ради з розвитку руського церковного очолив роботу VI та церковних ПКФО Про православне ставлення до практики благословення «пар, що перебувають у та одностатевих пар» у [Документи] документ «Про православне ставлення до практики благословення " пар, що перебувають у та одностатевих пар " у Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар [Ihmepb " ю] пленарне Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний. Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III об Ассирийской Церкви Востока и ее связях с Россией [Ihmepb " ю] закликали до негайного та припинення вогню у Газа Великодне Кирила главам Церков : та звернення] Кирила Церкви з десятою : та звернення] з ключовими словами духовна музика – Римсько-Католицька Церква –   Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210922...

«РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла» 07.01.2024 13:23:24 МОСКВА Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Неизреченная любовь Божия собрала нас ныне, чтобы в единстве духа и союзе мира (Еф. 4:3) встретить один из наиболее торжественных и вместе с тем таинственных праздников Церкви — Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Прославляя пришествие в мир Спасителя, сердечно поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим радостным событием, открывшим новую эпоху в отношениях между Богом и людьми. Каждый раз вглядываясь в произошедшее два тысячелетия назад, мы пытаемся постичь величие чуда Боговоплощения и не перестаем удивляться благости и милости нашего Создателя. На протяжении долгих веков человечество томилось в напряженном ожидании обещанного Господом Примирителя (Быт. 49:10): Царя праведного и спасающего (Зах. 9:9), на имя Которого будут уповать народы (Ис. 42:4). И вот, когда, наконец, наступила полнота времен, Младенец родился нам (Ис. 9:6), дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Любовь Божия, превосходящая разумение (Еф. 3:19), послала в мир не ходатая, не ангела , не сильного и могущественного правителя, как думали люди, — Сам Бог воплотился, чтобы освободить человека от власти греха и зла. Достойно изумления, что величайшее в истории событие, о котором возвещали ветхозаветные пророки и которое предчувствовали даже выдающиеся мыслители древности, свершилось столь скромно и внешне неприметно. Спал Вифлеем. Спал Иерусалим. Спала вся Иудея. Господь Вседержитель — Царь царей и Владыка Вселенной — явился миру не под торжественные звуки трубного гласа (Пс. 150:3) и всеобщего ликования, но смиренно и кротко, в ночной тиши убогой пещеры, воспеваемый сонмом ангелов и немногими пастухами, пришедшими посмотреть, что случилось (Лк. 2:15).

http://radonezh.ru/2024/01/07/rozhdestve...

В Москве завершился I Рождественский фестиваль духовной музыки 24 января 2011 г. 11:50 23 января 2011 года завершился  I Рождественский фестиваль духовной музыки , проходивший по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Завершающий концерт форума прошел в Светлановском зале Московского международного дома музыки. Художественные руководители фестиваля — президент Московского дома музыки В.Т. Спиваков и председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . В исполнении хора Академии хорового искусства имени В.С. Попова и Национального филармонического оркестра России под управлением народного артиста СССР В.Т. Спивакова прозвучали «Симфония псалмов» И.Ф. Стравинского, «Песнь восхождения» (симфония на слова псалмов) и несколько номеров из «Рождественской оратории» митрополита Волоколамского Илариона, а также «Чичестерские псалмы» Л. Бернстайна. Перед началом концерта митрополит Иларион приветствовал всех собравшихся от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и передал самые теплые слова признательности В.Т. Спивакову. Обращаясь к зрителям, архипастырь, в частности, отметил: «Псалтирь — это универсальная книга молитв, по которой люди молятся на протяжении уже почти трех тысяч лет, и каждый человек в этой книге находит для себя источник вдохновения. Многие композиторы обращались к текстам псалмов для того, чтобы передать посредством звуков те чувства, которые испытывает человек, когда обращается в молитве к Богу. Особенность сегодняшнего концерта заключается в том, что помимо большого хорового коллектива в нем участвует симфонический оркестр. Мы слышим в заключительных псалмах такие слова: Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе (Пс. 150:3-4). Сейчас мы услышим звучание и труб, и тимпанов, и органа и многих других музыкальных инструментов, которые вместе с хоровыми голосами будут восхвалять Бога. Наш концерт будет еще одним свидетельством того, что человек своим искусством может славить Бога, что он может славить Господа всей своей жизнью».

http://patriarchia.ru/db/text/1392492.ht...

В Санкт-Петербурге проходит выставка икон «Тебе, Господи!» 4 мая 2021 г. 17:01 3 мая 2021 года экспозиция иконописной секции Санкт-Петербургского творческого союза художников IFA «Тебе, Господи!» открылась в выставочном пространстве на Невском проспекте. Свои работы показали иконописцы и вышивальщицы золотошвейной мастерской «Убрус». Представлено работы мастеров, объединенных русскими церковными традициями: церковной живописи, монументальной храмовой росписи, резной церковной миниатюры, храмовой скульптуры, священнического облачения и мозаичного панно. Настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери в Лесколово ( Выборгская епархия ) иерей Андрей Гребенюк отслужил молебен. Были исполнены пасхальные песнопения. «На Светлой седмице традиционно звонят колокола, устраиваются ярмарки, гулянья, — сказал отец Андрей. — Эта выставка — приношение воскресшему Христу: " Всякое дыхание да хвалит Господа " (Пс. 150:6). И сегодня мы хвалим Его в искусстве. Мне хочется обратить внимание на икону преподобного Стилиана Пафлагонского. Этот удивительный, но малоизвестный святой, покровитель детей, жил в пятом веке. Господь дал ему дар исцеления младенцев. В Греции и России ему молятся о детях. Этот образ из иконостаса строящего храма Смоленской иконы Божией Матери в Лесколове. В день его памяти было назначено освящение иконы, и буквально за последнюю ночь перед этим она была переписана мастерами заново и стала еще краше. Здесь представлены иконы из будущего иконостаса храма, который мне Господь доверил строить. Это радость и честь». Председатель IFA Ирина Музырина отметила, что выставка масштабная. Секция иконописи делает выставку раз в пять лет, так как это сложное, трудоемкое искусство. Секция развивается, и это говорит о том, что есть потребность в этом виде искусства. В рамках выставки пройдут мастер-классы по основам мозаичного дела. Автор миниатюрной скульптуры преподобного Стилиана Пафлагонского Юлия Гоголь рассказала, что ее очень тронула история жизни этого святого. Над скульптурой работалось легко, потому что образ светлый и дающий жизненную энергию, как и все, что связано с детством.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Первый Рождественский фестиваль духовной музыки завершился в Москве Москва, 24 января 2011 г. 23 января 2011 года завершился первый Рождественский фестиваль духовной музыки, проходивший по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Завершающий концерт форума прошел в Светлановском зале Московского международного дома музыки, передаёт служба коммуникаций ОВЦС. Художественные руководители фестиваля – президент Московского дома музыки В.Т.Спиваков и председатель Отдела внешних церковных связей церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. В исполнении хора Академии хорового искусства имени В.С.Попова и Национального филармонического оркестра России под управлением народного артиста СССР В.Т.Спивакова прозвучали «Симфония псалмов» И.Ф.Стравинского, «Песнь восхождения» (симфония на слова псалмов) и несколько номеров из «Рождественской оратории» митрополита Волоколамского Илариона, а также «Чичестерские псалмы» Л.Бернстайна. Перед началом концерта митрополит Иларион приветствовал всех собравшихся от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и передал самые теплые слова признательности В.Т.Спивакову. Обращаясь к зрителям, архипастырь, в частности, отметил: «Псалтирь – это универсальная книга молитв, по которой люди молятся на протяжении уже почти трех тысяч лет, и каждый человек в этой книге находит для себя источник вдохновения. Многие композиторы обращались к текстам псалмов для того, чтобы передать посредством звуков те чувства, которые испытывает человек, когда обращается в молитве к Богу. Особенность сегодняшнего концерта заключается в том, что помимо большого хорового коллектива в нем участвует симфонический оркестр. Мы слышим в заключительных псалмах такие слова: Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе (Пс. 150. 3-4). Сейчас мы услышим звучание и труб, и тимпанов, и органа и многих других музыкальных инструментов, которые вместе с хоровыми голосами будут восхвалять Бога. Наш концерт будет еще одним свидетельством того, что человек своим искусством может славить Бога, что он может славить Господа всей своей жизнью».

http://pravoslavie.ru/44261.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010