1027 Т. 10. «И это в Антиохии, где в первый раз стали именоваться христиане»? Hom. 24. р. 188. см. зам. 93. 1029 Т. 2. р. 634. «Еще не прошло 20 дней, как праздновали мы память Креста, и вот празднуем память мучениц. Тогда говорил я «сокруши врата медная в вереи сломи». Эти слова объяснял он в слове о Кресте и кладбище (Т. 2. р. 397). Обретение Св. Креста при Златоусте праздновалось на другой день Пасхи; при Ираклии празднование перенесено на 14 Сент.; вместе с тем и память св. Домнины, положено праздновать 4 Окт.; тогда как в римском Мартирологе память Домнины 14 Апр. В 392 г. Пасха была 28 Мар. след. слово о Кресте говорено за 16 дней до слова о мученице. Другая Бес. о Домнине также антиохийская (Т. 2. р. 646). 1030 В объяснении 1-й главы (Т. 10. р. 678): «о сем было у вас слово, когда рассуждали с вами о перемене имени Павла и показали причину, почему Бог наименовал прежде называвшегося Савла Павлом. Если это вышло у вас из памяти: можете узнать, взяв книгу». См. зам. 84. Фотий Сод. 170. 1031 Т. 11. В 14-й Бес. на 1 послание к Тимофею (§ 6. 7.) украшает хвалами иноков: «Иди к кущам святых: как бы с земли на небо восходить – приходить в монастырь св. мужа», р. 629. Около Константинополя в то время мало было обителей, и Златоуст не хвалил константинопольских иноков, как хвалил антиох. При том же объясняя пастырские послания, нигде не показывает себя пастырем. Здесь же говорит о гаданиях, ворожбе, приметах (Т. 44. р. 603) о чем нередко говорил в Антиохии. См. Т. 11. р. 447. Т. 1. р. 684. Т. 2. р. 243. Т. 10. р. 407. 1032 «Чтò скажешь о тех, которые постятся вместе с иудеями, наблюдают субботы; о тех, которые ходят в места освященные – в Дафну и так называемую пещеру Матроны»? (Т. 11. р. 747) Это против иудейств. антиох. христиан; Дафна предместье Антиохии. 1033 Здесь также о Дафне и М. Вавиле (Т. 5. р 271–272. прим. 50), об иноках (р. 28. 46), о Маркионитянах (Бес. 3. § 2), о которых часто имел дело в Антиохии. См. Т. 1. р. 409. Т. 7. р. 427. 460. 506. Т. 3. р. 22. 232. Толкование на псалмы не все до нас дошло, см. о Пс. 140 . р. 427. Теперь известны бес. на псалмы: 4–42. 41. 43–49. 108–117. 121–150. сл. Фотия Bibl. cod. 172. и его же слова у Монфокона prof. ad. Т. 5. § 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Арам.   происходит от слова со значением «пустой»; из контекста др. упоминаний слов   и   видно, что они всегда обозначали флейтовые или язычковые инструменты, что подтверждает верность данной интерпретации. Второе упоминание музыки в кн. Бытие связано с обличением Лаваном Иакова за его поспешное бегство (31. 27). Лаван сказал: «...зачем ты убежал тайно... я отпустил бы тебя с веселием (  ) и с песнями (  ), с бубном (  ) и с лирой (  )». В греч. переводе последние 3 слова - μουσικ, τμπανον, κιθρα, в латинском - cantici (песни или певцы), tympanum и cithara. Евр. слово   поныне используется для обозначения любого радостного события, слово   присутствует в названии Книги Песни Песней (    ) и в надписаниях многих псалмов. Совр. араб. название бубна - «дуфф» родственно евр. «тоф» (  ). В наст. время дафф, как и европ. тамбурин, снабжен бубенцами, но вряд ли они использовались в библейский период. В нем могла быть струна, состоящая из 1 или 2 нитей кетгута, натянутая под мембраной внутри корпуса, как в совр. магрибском бендире, или металлические кольца, закрепленные на внутренней стороне рамки, как на мн. бубнах, используемых в странах Кавказа и Ср. Азии. Типологически такие инструменты называются рамными барабанами (или бубнами), они часто сопровождают празднества на Ср. и Ближ. Востоке и в Сев. Африке; на них играют женщины, реже мужчины, особенно в радостных случаях. Книга Исход Первая ссылка в этой книге - на тоф. Как только сыны Израиля перешли через море, Моисей и его воинство спели песнь (Исх 15. 1-18). Далее (Исх 15. 20): «И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою бубен, и вышли за нею все женщины с бубнами и танцами» (из песни Мариам приведена только 1-я строка). Евр. слова со значениями «песнь» и «петь» те же, что в истории с Лаваном; танцы по-еврейски -   (ед. ч.  ), по-гречески - χροι, на латыни - chori. С библейских времен до XXI в. наиболее типичное использование тофа - игра на нем женщин, сопровождающая танцы и песни. Тоф и танец упоминаются вместе в Пс 150. 4 (    ), еще раз - в Книге Судей (11. 34), когда дочь Иеффая вышла встречать его с «бубнами и танцами». Еще раз они упоминаются вместе также в связи c женщинами, которые «из всех городов Израильских» вышли с пением, плясками и весельем, когда Давид одержал победу над филистимлянами (1 Цар 18. 6). «Весь дом Израилев» играл на них и пел и танцевал, когда Давид переносил ковчег из дома Аминадава в свою новую столицу Иерусалим (2 Цар 6. 5; 1 Пар 13. 8). Тоф назван в числе инструментов, звучавших во время речей пророков, к-рых Саул встретил после того, как был помазан Самуилом (1 Цар 10. 5). Однако, по словам Иова (21. 12), тоф мог использоваться и беззаконными людьми. Во мн. др. местах Свящ. Писания тоф ассоциируется с весельем и радостью.

http://pravenc.ru/text/2564322.html

протоиерей Иоанн Павловцев Скачать epub pdf Глава 19 Откр.19:1 . После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Откр.19:2 . Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. Откр.19:3 . И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков. Откр.19:4 . Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия! Откр.19:5 . И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие. Откр.19:6 . И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. «голос как бы многочисленного народа» – то есть пребывающих на небе святых. «аллилуия» – дословно означает призыв: «восхвалите Господа!». В канонических книгах Священного Писания это слово встречается только в псалмах 103–150 и в Апокалипсисе, в 19, 1–6 176 . Толкователи обращают внимание, что слово Аллилуия Давид первый раз употребил именно после возгласа об очищении земли от зла: «Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!» ( Пс. 103, 35 ) «спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!» – см. комм. на 7, 10. «дым ее восходил во веки веков» – Вавилон повержен навсегда и больше никогда не восстановится. «двадцать четыре старца и четыре животных» – см. комм. на 4, 4 и 4, 6. «голос от престола» – вероятно, голос Ангельских сил. «малые и великие» – люди Божии разнятся в славе: есть просто благочестивые люди, а есть подвижники и великие святые. «как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных» – см. комм. на 14, 2. «воцарился Господь Бог Вседержитель» – ниспровержение Вавилона, царства мирового зла, предвозвещает близкое наступление Царства Божия. Это Царство и есть конечная цель земной Церкви и земной истории, предмет стремлений праведников и святых всех времен, смысл всякого благочестия и служения Богу – всего того, о чем от начала и до конца говорит Священное Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

     При чтении Божественного Писания душа человека очищается от извращений и пороков, и очень важно питать ум словами и мыслями, почерпнутыми из Священного Писания. Поэтому-то древние иноческие уставы и предписывали, особенно начинающим, учить Псалтирь наизусть и иметь псалмы всегда на устах своих. Среди ветхозаветных книг Священного Писания особое место занимает книга Псалтирь, заключающая в себе собрание богодухновенных песен. Такое название, по свидетельству святителя Василия Великого, она получила от часто упоминаемого в ней музыкального инструмента, к которому пророк Давид приспособил пение своих псалмов. Мы можем только смиренно размышлять о том, где берет начало божественное псалмопение. Несомненно одно: всякое новое откровение свойств и совершенств Божиих, всякое новое познание красоты и гармонии в новозданной природе, возвещающих славу Творца, в раю служили для человека обильным источником молитв и духовных песен. Но недолго он наслаждался райским блаженством, вскоре он потерял его через преступление заповеди Божией. Грехопадение и последовавшее за ним наказание Божие вместе с первообетованием о семени жены вызвали в его душе глубокие чувства раскаяния и радостной надежды на будущее избавление. Эти чувства нашли соответственное себе выражение в словах молитв и песен. Первые люди хорошо осознали, что они потеряли через свое грехопадение, и стали призывать имя Божие с покаянием и плачем, моля о помиловании (Быт. 4, 1, 4, 26). Однако не все человечество пожелало путем покаяния возвращаться в рай. Каин и его потомки начали искать средства, которые позволили бы обрести райское блаженство без Бога. Одним из таких средств явились изобретенные сыном Ламеха Иувалом музыкальные инструменты (Быт. 4, 21). Музыка оказалась чудесным подспорьем в попытке вернуть утраченное райское состояние, заменить его наслаждением, полученным от игры на музыкальных инструментах. Музыкальная культура стала быстро развиваться и настолько укоренилась в сознании древних людей, что пение и славословие Богу тоже начало сопровождаться инструментальной музыкой. Вот почему царственный псалмопевец Давид призывал петь Богу на тимпанах и гуслях, хвалить Его со звуком трубным, на псалтири, струнах, органе и на кимвалах доброгласных (Пс. 149, 3; 150, 3–5). И Бог позволял это, снисходя к немощи человека, до тех пор, пока святые апостолы, наученные Господом Иисусом Христом и просвещенные благодатью Духа Святого, полностью не исключили музыкальные инструменты из богослужения и соответственно из псалмопения.

http://pravoslavie.ru/102925.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Рождественское послание 2023 Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 4 мин., 06.01.2024 Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Неизреченная любовь Божия собрала нас ныне, чтобы  в единстве духа и союзе мира  (Еф. 4, 3) встретить один из наиболее торжественных и вместе с тем таинственных праздников Церкви — Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Прославляя пришествие в мир Спасителя, сердечно поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим радостным событием, открывшим новую эпоху в отношениях между Богом и людьми. Каждый раз вглядываясь в произошедшее два тысячелетия назад, мы пытаемся постичь величие чуда Боговоплощения и не перестаём удивляться благости и милости нашего Создателя. На протяжении долгих веков человечество томилось в напряжённом ожидании обещанного Господом  Примирителя  (Быт. 49, 10):  Царя праведного и спасающего  (Зах. 9, 9),  на имя Которого   будут уповать народы  (Ис. 42, 4). И вот, когда, наконец, наступила полнота времён,  Младенец родился нам  (Ис. 9, 6),  дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную  (Ин. 3, 16). Любовь Божия,  превосходящая разумение  (Еф. 3, 19), послала в мир  не ходатая, не ангела , не сильного и могущественного правителя, как думали люди, — Сам Бог воплотился, чтобы освободить человека от власти греха и зла. Достойно изумления, что величайшее в истории событие, о котором возвещали ветхозаветные пророки и которое предчувствовали даже выдающиеся мыслители древности, свершилось столь скромно и внешне неприметно. Спал Вифлеем. Спал Иерусалим. Спала вся Иудея. Господь Вседержитель — Царь царей и Владыка Вселенной — явился миру не под торжественные звуки  трубного гласа  (Пс. 150, 3) и всеобщего ликования, но смиренно и кротко, в ночной тиши убогой пещеры, воспеваемый сонмом ангелов и немногими пастухами, пришедшими  посмотреть, что случилось  (Лк. 2, 15).

http://foma.ru/rozhdestvenskoe-poslanie-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 110. Утреннее хваление Хвалитные псалмы и Великое славословие Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы обсудим 4ую и последнюю часть Утрени. Начинается она вновь псалмами, но в соответствии с малой ее величиной используется для нее всего три последних псалма Псалтири, общая тема которых – призыв к хвалению Бога, отчего и называются они “Хвалитными”. Примечательно, что они изначально входили в состав Утрени, притом одинаково как на Востоке, так и Западе. И скорее всего, именно их имеет в виду преп. Ефрем Сирин , говоря: «Хвалите Бога утром, чада церкви». С этих псалмов собственно и начинается Утреня. А все, что было до этого лишь приготавливало к ней. И за свой радостный тон эти псалмы не отменяются даже на Пасху! Чин пения хвалитных псалмов подробно изложен в Ирмологии и следованной Псалтири. Есть праздничный и будничный варианты их исполнения. В будни данные псалмы начинают стихословиться с 1го стиха 148 пс., причем, простым, речитативным напевом. В праздничном же исполнении, хвалитные псалмы поются на глас дня и начинаются стихом, выражающим их общую тему. Таким стихом является последний стих 150 пс. «Всякое дыхание да хвалит Господа», которым же и заканчивается даное псалмопение, представляя в таком случае как бы один гимн, который концом своим возвращается к началу в знак бесконечности и непрерывности. В наше время все стихи этих псалмов поются без особых припевов, но когда-то эти псалмы имели припевы после каждого стиха, причем различные. Например, в 148 псалме до 7 ст. припевали «Тебе подобает песнь Боже», с 7 (8) стиха — «Дадите славу Богу», с 12 (13) стиха — «Тому (Тебе) подобает песнь»; в 149 пс. с 1 стиха — «Слава Тебе, Святый Отче», с 6 (7): «Пощади ны, Господи (Пощади ны)»; в 150 пс. с 1 стиха — «Сыне Божий помилуй нас», с 3 (и 4): «Слава подавшему (показавшему) свет», с 4 (5): «Тебе слава подобает Господи». Ныне же выработалась практика петь стихи хвалитных псалмов без припевов до последнего стиха 149 псалма «Сотворити в них суд написан», с которого ко всем последующим стихам могут начинать присоединяться хвалитные стихиры, которые не всегда бывают, а если и бывают, то в небольшом количестве. За исключением воскресных служб, их количество не должно превышать 4х в виду усталости возникающей к концу немаленькой службы.

http://azbyka.ru/video/110-utrennee-hval...

1 Так именуют себя в выходных листах первые печатные Уставы, оканчивая изданными при патр. Иосифе, и нынешний старообрядческий (единоверческого издания) устав. 2 Peregrinatio ad loca sancta 34 Правосл. Сборник, 20 вып., стр. 54 3 Лк. 24:53. 4 Пс. 150. 149:1, 3. 5 Пс. 21:23. 26; 49, 14. 23. Ср. Евр. 13:15 6 Числ. 10:10. 7 Священные трубы заменяли также у евреев наши колокола: ими созывался народ к скинии, а впоследствии д.б. и в храм; для этой цели было при скинии две серебряных трубы; когда трубили в обе вместе, это было призывом для всего народа; звук одной трубы – для одних начальников; для снятия стана трубили тревогу (Числ. 10:1—7). Место об этом их книги Числ читается в нашей и р.-католической церкви при благословении колоколов. При храме число труб доходило до 100 (1 Пар. 15:24; 2 Пар. 5:12. Ср. Иосиф Флавий . Antiqu. III, 12, 6). Трубы имели только священное употребление. Они напоминали рожки, которыми ныне муэззины сзывают на молитву магометан. Олесницкий (А.) . Древнееврейская музыка и пение. Труды Киев. Духов. Акад. 1871, 11, 117. 8 1 Пар. 16:40. 41. 9 Суд. 9:13. Талмуд, Erachin, Hemarah 11 10 М. б. Места псалмов, где должно было происходить такое повышение тона и аккомпанемент труб, обозначены загадочным термином selah . Этот термин имеют 39 псалмов (напр. 7, 21, 22) и песнь Аввакума; 16 псалмов имеют его 1 раз, 15 – 2 раза, 7 пс. И песнь Авв. — 3 раза, один псал. (88) – 4 раза. LXX переводят этот термин διαψαλμα , славянская Библия опускает. Термин, как и перевод его у LXX, объяснялся различно (древнейшее объяснение: «во век»), но большинство склоняется к мнению, что он означает начало строф или изменение голоса и тона музыки, и скорее всего поднятие последнего вверх. Sommer J . Biblishe Abhandlungen, 1 B, Bonn 1844, I. Erklärung des Sela. S. 1—84. Думают также, что selah означает место песни, где должен был останавливаться один хор, и другой повторять пропетое первым, и что слово составляет первые буквы слов: sok lemahla haschar – возвратись певец к началу. Олесницкий . Др.-евр. Муз. И пение. Т.К.Д.А. 1871. 12, 371.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Библейские музыкальные инструменты Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 13 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 К проблеме идентификации и перевода 1 Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех. Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе. Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. Пс 150:3–5 Музыкальный инструментарий, богато представленный в Библии и свидетельствующий о высоком уровне музыкальной культуры Древнего Востока, в наши дни вызывает у читающих Священное Писание неоднозначные, подчас неверные ассоциации, а переводчика ставят порой перед неразрешимой задачей передать современной терминологией древние понятия о музыкальных инструментах. В силу многих исторических, культурологических, лингвистических причин (главные из них — ориентация на Септуагинту и отсутствие в отечественной библеистике изучения музыкального аспекта Библии) и в церковнославянской, и в русской традиции переводов названий музыкальных инструментов, упоминаемых в Священном Писании, накопилось значительное число неточностей, а то и просто терминологических и типологических ошибок 2 , в ряде случаев искажающих смысл библейского текста 3 . Так, вряд ли кто-либо осознает, что в приведенных выше известных стихах псалма, представляющих собой своеобразный свод древнееврейского инструментария, три из перечисленных наименований переведены неверно. Подобных примеров можно привести немало. В западной музыкальной науке проблема библейского инструментария давно занимает умы ученых 4 , однако, до сих пор точки зрения относительно идентификации инструментов, даже, казалось бы, столь известных, как киннор и небел , очень разноречивы 5 . В отечественном музыкознании эта область и по сей день образует лакуну 6 .Благодаря новым археологическим данным, полученным в результате серии раскопок, проводившихся учеными на всем географическом пространстве библейских поселений 7 , а также блестящим открытиям в области языкознания 8 , мы имеем возможность внести в определение музыкальных инструментов ряд уточнений, хотя и сегодня еще рано говорить об окончательных результатах исследований.

http://pravmir.ru/bibleyskie-muzyikalnyi...

Слово на Преображение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 30 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 1 (1) Придите, восторжествуем, боголюбивое собрание! Придите, составим празднество вместе с любящими праздники [гор­ними] Силами: ведь они явились сюда, дабы праздновать с нами. Придите, воскликнем устами, как в кимвалех доброгласных (Пс 150:5). Придите, взыграем духом. Ибо для кого праздник и торжество? Для кого радость и ликование? Для боящихся Господа, поклоняющихся Троице, чтущих со Отцом Сына и совечного Духа, для исповедующих и душой, и разумом, и устами единое Божество, нераздельно познаваемое в Трех Ипостасях, для ведающих и именующих Христа Сыном Божиим и Богом, единой Ипостасью, познаваемой в двух нераздельных и неслитных природах с присущими им природными свойствами. Для нас веселие и всякая праздничная радость. Для нас Христос установил праздники: ибо не подобает радоваться нечестивым (см. Ис 48:22). Отгоним облако всякой печали, помрачающей ум и не позволяющей ему возноситься ввысь. Презрим все земное, — не на земле наше отечество. Устремим ум к небу, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса Христа (Флп 3:20). (2) Сегодня света неприступного бездна. Сегодня беспредельный поток Божественного осияния озаряет Апостолов на Фаворской горе. Сегодня как Владыка Ветхого и Нового Завета познается Иисус Христос — и дело, и имя для меня дорогое, подлинно сладчайшее, вожделеннейшее и превосходящее всякое представление о сладости. Сегодня Моисей, глава Ветхого Завета, Божественный законоположник, предстает на горе Фаворе перед законодателем Христом как раб перед Владыкой и взирает на Его домостроительство, которое в древности образно и таинственно ему было явлено — ибо это, я бы сказал, обозначают слова: заднее Бога (см. Исх 33:23) , — и ясно видит славу Божества, сам будучи скрыт в расселине камня (см. Исх 33:22) , как говорит о том Писание. Камнем же является Христос, воплощенный Бог, Слово и Господь, как это определенно изъяснил нам Божественный Павел, сказавший: Камень же был Христос (1 Кор 10:4) , Который приотворил в Своей плоти как бы некую малейшую расселину и осиял присутствовавших светом обильнейшим и сильнейшим всякого зрения.

http://pravmir.ru/slovo-na-preobrazhenie...

Псалом 150 Пс.150:1 . Аллилуиа. Хвалите Бога во святых его, хвалите его во утвержении силы его: Пс.150:2 . хвалите его на силах его, хвалите его по множеству величествия его: СОДЕРЖАНИЕ Сей последний псалом вообще и особенно располагает верных к духовному Богослужению, которое состоит в жертве хвалы. ТОЛКОВАНИЕ Здесь в Еврейском тексте, вместо имени святых, читается – святилище, означающее небо, как часто и на других местах. Во втором члене то же самое повторяется, и вместо святилища полагается твердь или протяжение неба, как из Еврейскаго текста видно. К сему присовокупляется имя силы: ибо нигде так не проявляется непостижимая Божия сила, как на тверди небесной, так что мы, взирая на небо, не можем довольно надивиться ему. И потому Пророк, дабы лучше возбудить людей, которые часто препровождают время во сне и бывают хладнокровны при пении Божиих похвал, повелевает чаще возводить очи к небесному святилищу. А дабы величество Божие имело надлежащее почтение в мире, Пророк вводит Бога, седящаго на небесном престоле, и ту же мысль продолжает во втором стихе, прославляя силы и величество Его, которое представил он на небеси аки в зерцале, дабы тем удобнее возбудить усыпленныя мысли людей. Пс.150:3 . хвалите его во гласе трубнем, хвалите его во псалтири и гуслех: Пс.150:4 . хвалите его в тимпане и лице, хвалите его во струнах и органе: Пс.150:5 . хвалите его в кимвалех доброгласных, хвалите его в кимвалех восклицания. Сие собрание слов, означающих имена мусикийских орудий, оставляем без истолкования, а только напомянем чтущим, что Пророк для того исчисляет здесь многие виды мусикийских орудий, бывших в употреблении при ветхозаветном Богослужении, дабы чрез то показать, что сынове Божии не могут довольно преуспеть в песнопении Божиих похвал: и потому должны напрящи все свои силы к сему благочестивому долгу и оным совершенно заняться. Да и Бог не без причины заповедал людям, жившим под законом, многоразличныя оныя песнопения: но дабы, удаля их от суетных и вредных утех, к коим люди чрез меру бывают пристрастны, обратить сердца верных своих к святому и полезному увеселению; ибо необузданныя чувства плоти нашея так иногда бесятся, что многие для увеселения своего выдумывают странныя и нелепыя некия игры, забывая между тем Бога. Сей порок не мог бы иначе исправлен быть, ежели бы Бог благочестивыми упражнениями аки некоею уздою не удерживал слабый и грубый народ. Сего ради Пророк, желая напомянуть верным, дабы всю свою радость в хвалении Бога полагали, собирает во едино всякаго рода мусикийския орудия, бывшия тогда во употреблении и убеждает все посвятить на богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010