Ради нас это страшное чудо сотворил Господь. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников (1 Тим. 1:15). Мы, возлюбленный христианин, должны радоваться об этом и петь Ему благодарно новую песнь: Видно было шествие Твое, Боже! Видно было в святом рождении Твоем от Девы Богородицы, в святом на земле житие Твоем, в святом и спасительном учении Твоем, в страшных и вышеестественных чудесах Твоих, в многоразличных страданиях Твоих, в животворящей смерти Твоей, в преславном и всерадостном воскресении Твоем, в торжественном и восклицательном на небо восхождении Твоем, в огненосном излиянии Духа Твоего Святого на апостолов Твоих, и тех послании на проповедь Евангелия Твоего во всю вселенную. Видно было шествие Твое, Боже! Ты выступил для спасения народа Твоего, для спасения помазанных Твоих. Ты сокрушил главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха. Ты пронзил копьями главу вождей его, когда они как вихрь ринулись в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно. Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод (Авв. 3:13-15). Каковых песней утешительных в святых книгах довольно обретается. Рассуди же, возлюбленный христианин, сколь велико утешение христианской души воспевать Бога, Которого непрестанно и ненасытно хвалят и воспевают Ангелы. Потому столь многие песни как в книгах пророческих, псалмах, так и в церковных книгах сложены в утешение наше и духовную радость. Глава 8. Радость христианская   Сердце мое и плоть моя возрадуются о Боге живом. (Пс. 83:3)   Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные. (Пс. 31:11)   Сыны Сиона да возрадуются о Царе своем. (Пс. 149:2)   § 497. Радости без любви не бывает, и где любовь, там и радость. А кто любит что, о том радуется. Кто любит серебро, золото, похоть, славу мира сего, сласть, о том веселится и тем утешается. Кто любит друга, о нем радуется. И чем большая у кого любовь бывает к чему, тот более о том и радуется. Сия радость познается от последующей печали. Если кто какой лишился вещи и печалится о том, несомненный знак, что он ту вещь любил. Так друг печалится, друга любимого лишившись, муж жены и жена мужа любимого, брат брата любимого. Так, кто любит честь, славу, богатство мира сего, когда лишится любимого, скорбит и сетует. И так, к чему сердце любовью прилепляется, о том сердце и радуется. Где чье сокровище, там и сердце его, как учит Христос: Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:21). Так, кто любит Бога и вечную славу, о Боге и радуется, там и сердце его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Кто среди вас – боящийся Господа? Пусть послушается гласа Отрока Его. Те, кто ходит во мраке и нет у них света! Положитесь на имя Господне и утвердитесь в Боге. Вот, все вы, [как] огонь разжигаете, и усиливаете пламя, – ходите при свете огня вашего и пламени, которое зажгли! За Меня сделалось это с вами: в скорби уснете! Ис 50:4–11 Затем ектения малая и Трисвятое. Прокимен, глас 7 Князья народа собрались вместе/против Господа и против Помазанника Его. Стих: Для чего разъярились язычники и народы замыслили тщетное? Пс 2:3б, 2 К Коринфянам послания Апостола Павла чтение, зачало 149. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен помышляющий о нищем и бедном: в день бедствия избавит его Господь. Стих: Враги мои сказали обо Мне злое: «Когда Он умрёт и погибнет имя его?» Стих: Вкушающий хлебы Мои, поднял пяту на Меня. Пс 40:2, 6, 10б Евангелие от Матфея, зачало 107. И далее литургия св. Василия Великого. Вместо Херувимской песни и причастна поем: Тропарь, глас 6 Вечери Твоей таинственной участником/в сей день, Сын Божий, меня прими./Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим,/не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда./Но как разбойник исповедаю Тебя:/«Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём». Вместо «Достойно» Ирмос, глас 6: Гостеприимством Владыки/и бессмертной трапезой/на высоком месте с возвышенными мыслями/давайте, верные, насладимся,/высочайшее слово услышав от Слова,/Которое мы величаем. Тропарь «Вечери Твоей таинственной:» поем и во время причащения, и вместо «Да исполнятся уста наши:» По заамвонной молитве бывает последование омовения ног, затем раздача антидора. Отпуст По величайшей благости наилучший путь смирения показавший, когда омыл Он ноги учеников, и вплоть до Креста и погребения снисшедший к нам, Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской и всех святых, помилует и спасёт нас, как благой и Человеколюбец. В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ НА ПОВЕЧЕРИИ Повечерие совершаем малое и на нем поем трипеснец Великой Пятницы господина Андрея Критского.

http://predanie.ru/book/99466-triod-post...

20. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.147 (PG94. 912А-913В). 21. Сравни, у св. Иоанна Дамаскина в " Точном изложении православной веры " : ε ε (PG94. 921А); а у св. Григория Богослова в " Слове 38:11 читается: ε (PG36 324А). 22. Быт.3:23-24. 23. Рождественская Вечерня, стихира Праздника на Господи воззвах: пламенное оружие nлeцiы даетъ. - " Огненный меч убегает " . Стихира надписана именем Германа. (Скабалланович М. Рождество Христово. С.75). Этот древнейший песнописец св. Герман, патриарх Константинопольский, святитель исповедник скончался в 740г. (Архиеп. Филарет (Гумилевский). Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой церкви. С.200). 24. ε - присно - постоянно, всегда. Устойчивый богословский термин из молитвенной практики: ныне и присно н во веки веков (υ ε ε ου ;) 25. Ин.17:24 (изменено лицо, вместо " они " стоит " вы " ): чтобы там, где Я, и они были. 26. Быт.2:15. 27. Быт.3:18. 28. ε - ведение божественных и человеческих дел; это определение философии по стоикам и Филону. 29. Рим.1:20; Прем.13:5. 30. ευε - " благочестиво " ; слово ευε " благочестие " у отцов Церкви часто служило синонимом " православия, ортодоксии " . Такое отождествление " благочестия " с " ортодоксией " (и " нечестия " с " ересью " ) одним из первых осуществил св. Афанасий Александрийский (Творения преп. Максима Исповедника. Т.1. С.309). 31. Образ " возделывания земли " довольно часто встречается в христианской литературе в различных аспектах, чаше всего для выражения духовного делания. 32. Рим.1:20. Букв, перевод сокращенной цитаты Послания в трактате: " Ибо невидимое его после сотворения мира через творения умопостигаемым видится " . В новом переводе В.Н. Кузнецовой указанное место звучит: " Ибо после сотворения мира Его невидимые свойства - (вечная сила и Божественная природа) - видимы разуму через созерцание вещей " к Римлянам апостола Павла/Новый перевод В. Н. Кузнецовой. М., 1993. С.10). 33. Пс.138:6. В цитате опущено ε после εου. Букв, перевод: " Почитается чудом ведение Твое из меня... " . Преп. Никита делает акцент, что это ведение Бога особенно дивно, если оно происходит из нашего устройства. Св. Иоанн Дамаскин так толкует Рим.1:20, соотнося с Пс.138:6. " Но из всех размышлений и созерцаний этих более возвышенное - то, которое есть о нас; и я говорю о том, которое касается нашего устройства, подобно тому как говорит божественный Давид: удивися разум твой от меня, то есть от моего устройства " . (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.149-150).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/585/...

6 . Мне думается, что каждый святой, который сражается с духами, склоняющими его ко греху, побеждая и сокрушая всех и каждого, ослабляет воинство демонов, стремясь поразить как можно больше из них. Например, если кто-то, живущий в чистоте и целомудрии, одолеет дух блуда, то этому духу, побежденному святым, более уже не позволяется нападать на другого. Так, тем духам, которые «просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну» ( Лк.8:31 ), Господь Своим промыслом позволил этого не делать, и кажется разумным, что всех отдельных злых духов, поверженных святыми, Христос, Судья праведный, находящийся во главе брани смертных в этой жизни, отсылает либо «в бездну», либо «во тьму внешнюю» ( Мф.8:12 ), либо в иное подобающее им место; а так как очень многие демоны уже сокрушены, то народам открылся путь к вере, что было бы невозможно, если бы легионы демонов сохранились в своей прежней целостности. Но если кому-то кажется слишком сложным сказанное нами, наши утверждения о том, что на каждого грешника приходится много демонов, или если кому-то все это кажется баснями, пусть обратится к авторитету Евангелия и увидит «вышедшего из гробов человека, одержимого нечистым духом» ( Мк.5:2 ), который, когда Спаситель «спросил его: как тебе имя? сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много» ( Мк.5:9 ). Почему же тогда кажется странным, что для определенного вида пороков назначены определенные демоны, если написано, что в одном человеке был целый легион демонов? Мне помнится, я говорил нечто сходное, когда мы обсуждали тот стих из псалма, в котором сказано: «С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие» ( Пс.100:8 ). В Псалтири также сказано о праведных: «Меч обоюдоострый в руке их» ( Пс.149:6 ) – несомненно, для того, чтобы поражать противные силы. Но чтобы сказанное стало еще более убедительным, приведем утверждение апостола Павла, в котором он говорит: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» ( Рим.16:20 ). Ведь если сатана один, то как же он может быть сокрушенным под ногами служителей Божьих и действовать снова? Ведь если он сокрушен и сокрушен Богом, то больше уже не может действовать. И таким образом, вероятно, должно полагать, что сатана столь же многочислен, как и тот, кто совершает дела сатаны. Мне думается, что на это указано в книге Премудрости, когда говорится: «Когда нечестивый проклинает сатану, то проклинает свою душу» ( Сир.21:30 ). И в другой небольшой книге, которая называется «Завет двенадцати патриархов», хотя она и не входит в канон, приводится сходный смысл: в каждом грешнике должно подразумевать отдельного сатану. Дело становится еще яснее, если учесть, как ревностные к науке евреи учат, что само его имя имеет то же значение. Ибо сатана именуется «противник». Таким образом, все, кто противятся воле Божьей, могут быть названы сатаной.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

и) В толк. 5–6 ст. 5 гл. кн. пр. Михея: «Егда Ассур приидет на землю вашу и егда взыдет на страну вашу и востанут нань седмь пастыри, и осмь язв человеческих, и упасут Ассура оружием, и землю Немродову во рву его, и избавит от Асура, егда приидет на землю вашу, и егда вступить в пределы ваша. Для объяснения сих стихов мы скажем, что пророческое слово опять удаляется от чувственных и наглядных предметов, как бы поднимается вверх и от видимого образа искусно уводит к духовным явлениям. Под Ассирийцами здесь разумеет уже не человека из Вавилона, но скорее виновника греха, или сатану, или даже говоря вообще, свирепое множество демонов, которое духовно противится всему святому и враждует против святого города, духовного Сиона, о котором и божественный псалмопевец воспоминает, говоря: преславная глаголашася о тебе, граде Божий ( Пс.86:3 ); ибо Христос обитает в церкви и как бы сделал ее некоторым городом Своим, хотя Он божественным естеством Своим наполняет все. Итак, она есть град Божий, как бы некая вемля, страна освященных и в Духе обогатившихся единством с Богом. Итак, говорит, когда Ассириянин придет на город ваш, то есть, когда жестокие и враждебные силы захотят напасть на святых; то они не найдут их лишенными защитников; ибо против них восстанут седмь пастыри и осмь язв человеческих. Кажется, мысль сего пророчества при помощи времен и чисел, говорю, семи и осми, хочет указать на святых, бывших до пришествия Христа, во время самого пришествия и после сего... Итак, когда, говорит, приидет Ассур, или чужеземец и варвар; тогда-то он придет к семи пастырям и осми язвам; ибо мы найдем, что и во время закона были святые, которых называет семью пастырями; и кроме них были еще апостолы и евангелисты и, сообразно с нуждами церквей, учители, которые всегда мужественно вели борьбу и восставали против обольщений демонов и неутомимой злобе лукавого противопоставляли свойственную им бдительность. Они спасают живущих в святой земле и стране, утверждая их своими наставлениями во всем, что есть самого наилучшего... Но если бы на кого напал ассириянин, то есть, муж иномыслящий и заблудившийся и не имеющий правой веры, как бы хромающий и изломанный умом; то и сему противопоставят силу истины, как бы угрызая его как волка и изгоняя его из стада духовных овец. Итак, сии седмь пастырей, а также и подразумеваемые под осмью язвами упасут Ассура оружием... А что за орудие следует разуметь здесь, которым обыкновенно пользовались святые, это объясняет псалмопевец, говоря о них: «И мечи обоюдуостри в руках их» ( Пс.149:6 ); живо бо слово Божие и действенно и острейше паче всякого меча обоюду остра ( Евр.4:12 ) (т. X. стр. 127–129).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Поистине, все грехи неприятны для Бога, все они раздражают Его и подвигают на гневное отмщение, но не все одинаково. Однажды святый Богослов видел Господа, ходящего между семью светильниками, а из уст Его исходил обоюдуострый меч. Не обычное место занимает меч в устах: ему подобает быть в руках человеческих. Но у Господа сие имеет особенное значение, ибо Он говорит: (Апок. 2:12), и уже меч тот не в устах, но в руках, согласно написанному в другом месте: (Лк. 22:38): меч во устах и меч в руке, — и оба острые. Для кого же предназначены эти мечи? Для согрешающих: на малых грешников меч в устах, чтобы не убивать их, но только увещевать словом и научить их; меч же в руке — для больших грешников, чтобы отмстить им. «Мечи, — сказано, — обоюдуостры в руках их, сотворити отмщение и еже убити их» (Пс. 149:6, 7). (Пс. 100:8). Но я, грешный, хочу точно узнать сказанное в Откровении Богослова; хочу убедиться, что меч в устах предназначен именно для меньших грешников, а меч в руках для больших. Для кого же именно приготовлен меч обоюдуострый, держимый в руках? Поистине, не на кого иного, как только на блудных, что явствует из слов Самого Господа, говорящего Пергамскому ангелу: (Апок. 2:14). Вот теперь ясно, для кого Господь имеет в Своей руке меч обоюдуострый и изощренный: на блудодейцев. Как там против Валаама явился ангел ослице Валаамовой с мечом обнаженным, так и здесь «великаго совета Ангел», Христос Господь, обнажает Свой меч против скверных блудников. Но кто-либо, быть может, скажет: какая Христу Богу обида оттого, что кто-либо оскверняет тело свое блудным грехом? Поистине, великая обида, ибо тело христианского человека — не его тело, но Христово, согласно написанному: «Вы есте тело Христово и уды от части», и еще: «Несте свои, куплени бо есте ценою, а ценою крови Христовой, не тленным бо златом и сребром искупистеся, но честною кровию яко Агнца непорочна и пречиста Христа» (1 Кор. 12:27; 6:20). О, христианин! Глава, которой ты помышляешь о плотском, — не твоя, но Христова, и не подобает тебе Христовой главой помышлять о скаредном; ноги, которыми ты спешишь к беззаконию, — не твои, но Христовы, и не подобает тебе идти на беззаконие; руки, которыми ты творишь скверное, — не твои, но Христовы, и не подобает тебе делать скверное руками Христовыми.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

16 . «Мечи обоюду остры в руках их» ( Пс.149:6 ). «Слово Божие острейше паче всякого меча обоюду остра» ( Евр.4:12 ). Слово Божие проходит внутрь человека; многие убивают себя Писанием как мечем, именно: если не так, как должно, поймут смысл его, растолкуют по своему соображению (а не разуму св. Церкви и отцов), от чего может произойти ересь. Или кто сверх силы и меры станет исполнять заповеди Писания, но не может исполнить – такой до отчаяния дойдет. Надобно оберегаться от таких крайностей, чтоб вместо спасения не погибнуть от меча Слова Божия. 17 . «Аз правоты возсужду», – говорит Господь ( Пс.74:3 ). Это означает, что если человек сделает что-либо доброе и подумает: великое дело я сделал, праведен я пред Богом, то эти правоты и будет судить Господь, то есть добрые наши дела, сделанные с тщеславием или высокоумием и восхвалением себя пред людьми. Если мы себе самим приписываем добрые дела, а не Богу, то за это осуждены будем. Наставления старца иеромонаха Феодора 1 . О том, что желающему истинно спасения необходимо найти себе духовного отца-руководителя, старец говорил: «Св. Иоанн Лествичник в своей духовной лествице поучает, что весь подвиг монашеского жития состоит в отсечении своей воли и своего рассуждения (слово о послушании); а без этого всякий, живущий в монастыре, не монах, а мирянин. Как невозможно плавать кораблю без кормчего и обучающемуся какому-либо художеству обойтись без мастера и учителя, так тем более невозможно вступающему в монашество без опытного наставника спасти душу. Святитель Василий Великий говорит таковому: «со многим попечением и разумом потщись обрести мужа, предводителя твоего жительства, не прелестного, добре сведущего наставлять к Богу идущих, цветущего добродетелями... могущего разуметь Божественные Писания, не многозаботливого (о житейском), не сребролюбивого, нестяжательного, безмолвного, боголюбивого, нищелюбца безгневного, не памятозлобного, могущего назидать доверяющихся ему, не тщеславного, не гордого, неласкательного, ничего не предпочитающего паче Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

1-го августа, 14-го сентября и в Крестопоклонную неделю, т.е. в третье воскресенье Вел. поста, поется певцами и, соответственно, произносится в алтаре священнослужителями «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». В день Рождества Христова, Богоявление, в Лазареву субботу, в Великую Субботу, во все дни Пасхи и в Пятидесятницу поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуйя». Это является историческим воспоминанием бывшего некогда в Церкви обычая приурочивать крещение оглашенных именно к этим дням церковного года, а в честь этих новокрещаемых и петь вместо «Святый Боже» приведенные слова ап. Павла ( Рим. 6:3; 13:14 ). Это является, таким образом, остатком древних «крещальных Литургий», Taufliturgien, о которых нам повествуют древние христианские писатели (св. мч. Иустин Философ и др.). Независимо от этого, молитва Трисвятого пения остается всегда одной и той же. Восхождение на горнее место По окончании священнослужителями слов Трисвятого или заменяющего его молитвенного стиха, диакон обращается к священнику со словами «повели, владыко». Священник, целуя престол, а не Евангелие 147 , отходит с правой стороны на горнее место, произнося слова «Благословен Грядый во имя Господне». Диакон тоже целует престол. Словами священника символизируется пришествие Господа Спасителя, идущего приять Свое Царство и владычество 148 . Диакон снова обращается к священнику: «Благослови, владыко, горний престол». Священник благословляет горнее место словами: «Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего, седяй на Херувимех, всегда, ныне и присно и во веки веков». Священник не должен садиться или восходить на сам горний престол, который является преимущественным местом епископа, а только на одно из «сопрестолий». На это прямо указывает служебник, и об этом было соответствующее постановление Большого Московского Собора 1666–1667 гг. Молитва восхождения на горний престол имела некогда иной текст. В рукописях IX века и для литургии св. Василия, и для Златоустовой предписывалось молиться так: «Владыко Господи Боже сил ( Иер. 1:6 ; Пс. 83:9 ), спаси народ Твой ( Пс. 27:9 ) и умири его силою Святаго Твоего Духа ( Рим. 15:13 ) образом Честнаго Креста Единороднаго Твоего Сына, с Нимже благословен еси во веки веков, аминь " 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Без Христа же никто и ничего доброго сделать не может, как Сам Он сказал в своем Евангелии ( Ин.3:27; 15:5, 6 ). Следовательно, если святые натворят чудеса, то не своею силою, а силой Божией ( Исх.4:21 ; Деян.2:22; 10:38; 14:3; 15:12; 19:11 ; Евр.2:4 ; Мф.10:1; Рим.15:19 ; Исх.8:10 ). Поэтому и затмить собой Христа они не могут. Да и что я говорю – затмить!… Через них Господь прославляется ( Ин.17:22 ; Мф.5:14–16) и проповедуется в людях ( 4Цар.5:8, 15 ; Мк.16:20 ; Деян.2:38 ). Это лишь сектанты, по нерасположению к нам, хотят святых наших представить в виде каких-то богов, обитающих на небе независимо от Христа, – и тем думают смутить сердца простолюдинов. Но «да не смущается сердце ваше», братия, и не ужасается; веруйте в Бога и во святых «друзей» Его ( Ин.14:1, 3; 15:14 ). Служите Богу Единому ( Втор.6:13 ; Лк.4:8 ) и прославляйте благочестно Его угодников. Это закон, на вечные времена Им Самим поставленный ( Пс.149:1–9; 148:14 ; ср. Ин.17:22 ; Лк.10:16–21 ; Сир.44:14 ; Откр.4:4; 5:8; 7:9–17 )… Несправедливо обвиняют нас и в том, будто мы не молимся Христу и совсем забыли Его. Это опять сектантская клевета. Если бы мы не почитали Христа, не любили Его, – к чему нам было бы почитать и молитвенно прославлять Св. Апостолов Его и Угодников (ср. Лк.20:9–14 ; Деян.5:17, 28 )? Никто не чтить чужого раба выше Господина Его. В этом убеждают нас и здравый смысл, и Св. Писание ( Мф.10:24, 25 ). Посему, молясь Святителю Николаю, Флору и Лавру, – мы тем самым молимся Господу, прославившемуся в них «знамениями и чудесами». Излишне добавлять, что святых своих богами мы не считаем. Мы ублажаем их лишь как предстателей и молитвенников наших перед Господом ( Исх.32:30, 32 ; 1Цар.7:8 ; Иов.42:8 ; Иак.5:16 ; 2Кор.1:11 ). Если же мы обращаемся к ним с прошениями часто прежде, чем ко Христу, то это исключительно по смирению нашему перед Богом, – потому же, почему на браке в Кане Галилейской распорядители пира обратились за помощью сначала к Божией Матери, и чрез нее уже ко Христу (ср. Пс.33:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Саввы Освященного. Но так как сведение о всенощном бдении дает нам лишь Евхологий то, констатируя влияние студийской редакции чина пострижения в монашество на постригальную практику монастырей, управлявшихся Иерусалимским уставом 225 , мы, тем не менее, должны признать, пожалуй, преобладающим в древних византийских монастырях тот порядок, по которому великий постриг предварялся не всенощным бдением, а вечерней и утреней. В день Великого пострига совершается литургия 226 . Она начинается тремя антифонами. 1-ый антифон – пс. Благослови, душе моя, Господа. 2-ой антифон – пс. Хвали, душе моя, Господа. 3-им антифоном служат Блаженны, числом – шесть. Во всех рукописях Блаженны одинаковы, именно: χ. δ», πρς τ τε ν τ πθει σοι τ ν κσμω ποθειν γκατελπετε... θλων πντας ες πγνωσιν λθεν... Πντων τν προσκαρων κα φθαρτν κατεφρνησας... Πσας τς σαρκς τς δονς ποστησμενος... Τρβον τν πλατεαν κα ερχωρον φμενος 227 ... Θεοτοκον Χαρε τς παρθενας τ πρτιμον καλλπισμα... 133 указывает соединять с блаженными схимы и блаженны дня, на 4; если же постриг происходить в воскресенье, то на 6. В обычное время совершается, затем, вход с молитвою Трисвятого 474), при чем диакон возглашает: «Премудрость!» По входе начинается пение тропарей Великого пострига. До сего времени принимающей постриг находился в дверях церковного притвора, как это точно определяется выражениями наших памятников: ν τ βασιλικ πυλνι 474 л. 144), νδον τς βασιλικς πλης 213, СД, 343, 100, 133:604). Царским пилоном и царскими вратами в византийских храмах назывались входные двери в храм из притвора. Сюда, к дверям церковного притвора, выходил и игумен монастыря. Принимающий схиму становился возле игумена – πλησον το γουμνου (СД, 343, 133:604), одетый в обычные свои одежды (φορντες τ ξ θους ατν μτια – 474, Л. 144; φορν τ πρς συνθειαν καθημεριν μτια – 213 и СД; φορν τ πρς συνθη ατο μτια – 343, 133:604); в них он остается до малого входа. По совершении малого входа, принимающий постриг снимает с себя головной убор (τ κλυμμα), калиги (τ καλλγια) и все верхние одежды 228 . Непокрытый и босой, в одной исподней одежде 229 , стоить он в дверях церковнаго притвора (СД, 343, 133:604). Певцы начинают петь тропари великой схимы, разделенные на три антифона. 1 Евхологий Рум. Муз. 474, лл. 145 об.–149, «Прилож.»,сс. 14–15. χ. δ». νοκται θρα τς μετανοας...

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010