Еф. 2:7. 1553 Пс. 33:9. 1554 Деян. 4:17–18. 1555 Лк. 6:22. 1556 2 Кор. 4:13; Пс. 115:1. 1557 Пс. 83:6. 1558 Пс. 37:4. 1559 2 Петр. 1:19. 1560 Пс. 103:23. 1561 Буквально: «как знает дорога» (ς οδεν δς). 1562 Общий тропарь преподобному, глас 8; Ср.: Быт. 1:26. 1563 Буквально: «цвету». 1564 Варианты перевода: «за которой следует» или «которой приходит на смену». 1565 Евагрий Понтийский, Главы деятельные к Анатолию (приписываются Нилу Синайскому), 70 — PG 40, 1244А; Нил Синайский, О различных лукавых помыслах 18 — PG 79, 1221В. 1566 Еф. 5:27. 1567 Ср.: Пс. 33:9. 1568 Тропари по непорочных из чина погребения; Ср.: Быт. 1:26. 1569 Быт. 1:26. 1570 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chrötiennes, v. 5, p. 149. 1571 Сол. 1:5; Евр. 10:22. 1572 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Ε. Des Places, Sources Chremiennes, v. 5, p. 149–150. 1573 Исх. 24:10. 1574 Исаак Сирин, Слово 32 — Σπετσιρης, σ. 140. 1575 Там же. 1576 Максим Исповедник, Схолия на «О божественных именах», 2, 11 — PG 4, 232С. 1577 Авв. 3:11. 1578 Мал. 4:2. 1579 Это прилагательное в собственном смысле употребляется исключительно по отношению к луне. 1580 Мф. 13:43. 1581 Пс. 35:10. 1582 Ин 1,16. 1583 Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна, 14, 1 — PG 59, 92. 1584 В издании Меретакиса слова «Λγου Πατρ» даны с заглавной буквы, но совершенно невероятно, чтобы они относились к Самому Отцу Слова — Богу Отцу. А в новогреческом переводе — строчными буквами «сам отец слова», но и тогда смысл остается темным. Мы перевели « του λγου» как «о котором речь», предполагая, что речь может идти о Златоусте, на которого св. Григорий ссылается в предыдущем параграфе. 1585 Амелет («Не знающий забот» или «Избавляющий от забот»), по Платону — одна из рек Аида. Плутарх говорит, что вода ее не может удержаться в сосуде, но выливается произвольно. 1586 Ин. 15:25; Пс. 34:19; 69:5. 1587 2 Тим. 2:15. 1588 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chretiennes, v. 5, p. 149. 1589 Быт. 1:26. 1590 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Ε. Des Places, Sources Chretiennes, v. 5, p. 149–150. 1591

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Пс.148:13.   Да восхвалят имя Господне: яко вознесеся имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси. «О имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:10—11). Верные исповедуют Христа истинного Бога на «земли» в надежде получения вечного воздаяния на «небеси» (Псалтирь с толкованием). Пс.148:14.   И вознесет рог людей Своих: песнь всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем приближающымся Ему. «Рог людей» — есть крепость их (подобно как и у животных). Не сказал просто: «песнь всем» , но «преподобным» и «приближающымся Ему» , чтобы чрез это воззвание указать на необходимость подвигов, чтобы стать истинным «Израилем» , которому и будет «песнь» и слава, как прославляемому Самим Богом и взаимно прославляющему Его. Ибо псалом этот предсказывает о подвигах, совершенных Маккавеями (Златоуст, Феодорит). Аллилуиа, 149 Псалом содержит благословение и хваление Богу от лица христиан, ибо поют «новую песнь» принадлежащие к новой твари (Гал. 6:15), новозаветные, облеченные в нового человека (Григорий Богослов). Пс.149:1.   Воспойте Господеви песнь нову: хваление Его в церкви преподобных. «Воспевать» Бога есть дело не беззаконных, но «преподобных» ; и возносить «хваление» Ему должно с совершенным согласием, так как «Церковь» по своему наименованию означает соединение и собрание. Пророк требует благодарности посредством жизни и дел, и этим указывает на недостаточность одних слов (Златоуст). Пс.149:2.   Да возвеселится Израиль о Сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Царе своем. Пророк внушает не просто благодарить Господа, но с удовольствием, «веселием» и пламенною душою: от благодарящего требуется особая расположенность. Таковы все души святых (Златоуст). Пс.149:3.   Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему. «Лик» есть собрание единомысленных людей, согласно славящих Христа Господа. А как позволено было древним иудеям петь Богу при музыкальных орудиях, по причине слабости ума и склонности к удовольствию, то для христиан «тимпан» требует умерщвления плотских удовольствий, ибо делается из кожи мертвого животного, а «псалтирь» — обращение к небу, чтобы о горнем мудрствовать во славу Божию (Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Иерусалимские Типиконы разных редакций неизменно указывают память П. 6 нояб.; его последование, как правило, соединяется только с последованием Октоиха, хотя изредка можно встретить указание на соединение со службой др. святому (свт. Димитриана в Hieros. Sab. 312. Fol. 28, 1201 г.). Устав службы предполагает пение на утрене «Бог Господь» с тропарем святому (тем же, что и в Типиконе Великой ц.), стихиры и канон П. исполняются на 6, в более поздних слав. Типиконах это отражено в праздничном знаке 3 точек черного цвета в полукруге: (см. Знаки праздников месяцеслова ). В последовании добавляются стихиры-самогласны для пения на «Славах» и ексапостиларий (светилен) на утрене. В славянских Типиконах последование П. может соединяться с последованием прп. Варлааму Хутынскому (служба с полиелеем; см.: РГБ. Троиц. 243, 244). Чтения на литургии Состав службы на литургии (прокимен и Апостол) неоднороден в разных источниках, связанных с Иерусалимским уставом: в архаичных редакциях Типикона (до XIV в.) указывается прокимен из Пс 115, в более поздних (с XV в.) - прокимен из Пс 149 (иногда со стихом из Пс 63); назначается Апостол Евр 7. 26 - 8. 2 (в более ранних списках, как правило, не позднее XIV в.) или Евр 4. 14 - 5. 6. При этом в рукописных и потом в печатных Апостолах (вплоть до совр. греч. изданий) устойчиво приводятся прокимен из Пс 115 и чтение Евр 8. 1-6 (то же, что в Типиконе Великой ц. и студийских Типиконах). Др. чтения совпадают с указанными в студийских. В слав. книгах прокимен из Пс 115 приводится, как правило, в южно-слав. списках Апостола; в рус. списках Апостола и Типикона назначается прокимен из Пс 149, к-рый входит в совр. издания богослужебных книг. В слав. книгах (особенно в южнославянских) встречаются все 4 варианта чтения на литургии (Евр 4. 14 - 5. 6, 7. 26 - 8. 2, 8. 1-6 и 8. 3-6). В рукописных Типиконах обычно указывается чтение Евр 4. 14 - 5. 6, однако в первопечатном московском Типиконе 1610 г. (а также в издании 1641 г.) представлены на выбор чтения Евр 4. 14 - 5. 6 и 7. 26 - 8. 2. Московский Типикон 1633 г. неожиданно назначает Евр 8. 3-6. В рус. списках богослужебного Апостола приводится или Евр 8. 1-6 (как в Типиконе Великой ц.; он же - во всех московских печатных изданиях Апостола до 2-й пол. XVII в.), или Евр 8. 3-6, к-рый появляется в книгах после реформы патриарха Никона: в Типиконе 1682 г., Апостоле 1684 г. и последующих изданиях. Последование в современных богослужебных книгах

http://pravenc.ru/text/2578509.html

Минеях); кондак П. 3-го гласа Ορθοδξοις δγμασι, τν Εκκλησαν φαιδρνας (Православными повелении Церковь просветил еси...) с икосом Επ τν θαυμαστν Αλεξνδρειαν σπεδοντες πορευθμεν τ νο (В дивней Александрии потщимся шествовати умом...) (только в греческих и в зеленых Минеях). Канон П. плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа имеет акростих, в к-ром указано имя автора: Εγκωμιζω τν τρισλβιον Πτρον. Θεοφνους (          ); нач.: Εν τος φωτεινοττοις, τν διαγωγν χων σκηνμασι (          ); ирмос Ασωμεν τ Κυρ (    ). Также последование П. включает: 3 стихиры-подобна на «Господи, воззвах» 1-го гласа (в рус. Минеях отнесены на хвалите, в Зеленых Минеях - на стиховну вечерни) со славником 4-го гласа (в греческих и русских Минеях на стиховне вечерни, в Зеленых Минеях - на стиховне вечерни и на хвалитех); 2 стихиры-подобна плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа на хвалитех (в греческих и Зеленых Минеях); светилен общий сщмч. Клименту и П.; седален П. плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа. Чтения на литургии П. и сщмч. Клименту зафиксированы уже в ранних памятниках. В Типиконе Великой ц. назначены прокимен Пс 115. 6 со стихом 115. 3, Апостол Фил 3. 20-4. 3, аллилуарий Пс 43. 2, Евангелие Ин 15. 17-16. 2, причастен Пс 32. 1. В редакциях Студийского устава (Студийско-Алексиевском, Евергетидском, Мессинском Типиконах) чтения предлагаются в основном те же, однако в нек-рых редакциях другие прокимен (Пс 149. 5) со стихом (Пс 149.1) и аллилуарий (Пс 131. 9). В древних рукописях сохранилось 6 канонов П. визант. авторов, не вошедших в печатные издания (все - плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа). По 2 рукописям известен канон, посвященный всем 4 празднуемым 25 нояб. святым: сщмч. Клименту, П., вмч. Меркурию и вмц. Екатерине, нач.: Τετραφεγγ κλλη, μαρτρων σμπνοιαν (Четверосиянной единодушной красоте мучеников...) с ирмосом Αρματηλτην Θαρα βθισε (      :) и со 2-й песнью (AHG. T. 3. P. 489-505). В рукописи из коллекции мон-ря вмц. Екатерины сохранился канон, нач.: Ενσει μεμυημνος κα ερωσν λελαμπρυσμνος (Задумало просвещенное и ублистанное священство...) с ирмосом Ασωμεν τ Κυρ.

http://pravenc.ru/text/2580326.html

33. Пс.138:6. В цитате опущено εκραταιθη после εμου. Букв, перевод: " Почитается чудом ведение Твое из меня... " . Преп. Никита делает акцент, что это ведение Бога особенно дивно, если оно происходит из нашего устройства. Св. Иоанн Дамаскин так толкует Рим.1:20, соотнося с Пс.138:6. " Но из всех размышлений и созерцаний этих более возвышенное - то, которое есть о нас; и я говорю о том, которое касается нашего устройства, подобно тому как говорит божественный Давид: удивися разум твой от меня, то есть от моего устройства " . (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.149-150). 34. 2Кор.10:5. 35. Прит.23:1-2. Букв. перевод: " Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то духовно наблюдай подаваемое тебе и наложи руку свою, зная, что ты должен приготовить такое же " . 36. По мнению преп. Никиты Стифата, рай был насажден после окончания всего творения, в этом он следует св. Симеону Новому Богослову, говорящему, например, в 45 Слове, что Бог " рай насадил после тех семи дней, да будет во образ будущего века " (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1.С.370). 37. Быт. 2:8. 38. η πανδαισα - " полный пир " , эсхатологический. 39. Прем.13:5. 40. Быт.2:9. 41. συνετως - " с разумением " , наречие, означающее духовную мудрость и способность чистого (целомудренного) мышления человека. 42. Пс.45:6. 43. η παραγωγ - переведение, отведение. Дионисий Ареопагит и преп. Максим Исповедник обозначают акт творения мира глаголом 44. Пс.1:3. 45. 2Пет.3:13. 46. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах//Восточные отцы и учители Церкви V века. Антология. М., 2000. С.265. 47. Быт.2:16-17. 48. το μυστριον - " таинство, тайна " 49. В синодальном переводе утеряно это различие лиц в греческом тексте стихов Быт.2:16 и Быт.2:17. 50. Быт.2:15 51. Быт.2:16-17 52. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение.. Кн.2. Гл.11(25). C.149(PG94. 916С, 917B). 53. τρεπτς - " изменчивый " ; в христианско письменности прилагательное τρεπτς служило одной из устойчивых характеристик тварного мира. 54. ο προζενος - ходатай - виновник, причина Часто употребляемый богословский термин. В положительном смысле см примеч. 4.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Пс.138:6. В цитате опущено εκραταιθη после εμου. Букв, перевод: «Почитается чудом ведение Твое из меня…». Преп. Никита делает акцент, что это ведение Бога особенно дивно, если оно происходит из нашего устройства. Св. Иоанн Дамаскин так толкует Рим.1:20, соотнося с Пс.138:6. «Но из всех размышлений и созерцаний этих более возвышенное — то, которое есть о нас; и я говорю о том, которое касается нашего устройства, подобно тому как говорит божественный Давид: удивися разум твой от меня, то есть от моего устройства». (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.11(25). С.149–150). 179 2Кор.10:5. 180 Прит.23:1–2. Букв. перевод: «Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то духовно наблюдай подаваемое тебе и наложи руку свою, зная, что ты должен приготовить такое же». 181 По мнению преп. Никиты Стифата, рай был насажден после окончания всего творения, в этом он следует св. Симеону Новому Богослову, говорящему, например, в 45 Слове, что Бог «рай насадил после тех семи дней, да будет во образ будущего века» (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1.С.370). 182 Быт. 2:8. 183 η πανδαισα — «полный пир», эсхатологический. 184 Прем.13:5. 185 Быт.2:9. 186 συνετως — «с разумением», наречие, означающее духовную мудрость и способность чистого (целомудренного) мышления человека. 187 Пс.45:6. 188 η παραγωγ — переведение, отведение. Дионисий Ареопагит и преп. Максим Исповедник обозначают акт творения мира глаголом 189 Пс.1:3. 190 2Пет.3:13. 191 Дионисий Ареопагит. О Божественных именах//Восточные отцы и учители Церкви V века. Антология. М., 2000. С.265. 192 Быт.2:16–17. 193 το μυστριον — «таинство, тайна» 194 В синодальном переводе утеряно это различие лиц в греческом тексте стихов Быт.2:16 и Быт.2:17. 195 Быт.2:15 196 Быт.2:16–17 197 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение.. Кн.2. Гл.11(25). C.149(PG94. 916С, 917B). 198 τρεπτς — «изменчивый»; в христианско письменности прилагательное τρεπτς служило одной из устойчивых характеристик тварного мира. 199 ο προζενος — ходатай — виновник, причина Часто употребляемый богословский термин. В положительном смысле см примеч. 4. 200

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

Он обличил нас, но не яростию; наказал, но не гневом (Пс. 6:1); тем и другим, и напамятованием и снисхождением, явил Свое человеколюбие. Кто сотворил отмщение во языцех, обличения в людех (Пс. 149:7)? Господь крепок и силен, Господь силен во брани (Пс. 23:8). Одно нахожу место, один стих, в некотором отношении сообразный настоящему торжеству. Его прежде нас возгласил Исаия, и он весьма приличен нынешнему времени, соответствует величию благодеяния. Да возрадуется небо свыше, и облацы да кропят правду (Ис. 45:8): да отрыгнут горы веселие и холми радость (Ис. 49:13)! Ибо и вся тварь, и небесные силы разделяют наши чувствования (присовокупляю это от себя) даже при событиях, подобных настоящему. Тварь, работающая тлению, то есть тем, которые долу рождаются и умирают, не только совоздыхает и соболезнует в ожидании конца их и откровения, чтобы тогда и ей получить чаемую свободу, подобно как ныне силой Творца невольно предана тленным, но также спрославляется и сорадуется, когда веселятся чада Божии. Итак, да веселится пустыня, и да цветет, яко крин (Ис. 35:1) (не могу не употреблять Божественных изречений, возвещая Божию силу); да веселится Церковь, которая вчера и за день, по–видимому, сиротствовала и вдовствовала! Да веселится всякий, кто доселе был угнетаем нестерпимой и жестокой бурей нечестия! Яко помиловал Господь людей Своих, и достояния Своего не оставил (Пс. 93:14), сотворил чудная дела, совет древний истинный (Ис. 25:1), — совет о том, чтобы благоволить к боящимся Его и к уповающим на милость Его (Пс. 146:11). Яко сокруши врата медная и вереи железные сломи (Пс. 106:16). Мы за беззакония наши смирены были, но воззваны и избавлены из сети сокрушенной (Пс. 123:7) благодатью призвавшего нас и смиренных сердцем утешающего Бога. И прежде являли нам чудеса Божии: Енох, прелагаемый Богом; Илия, вземлемый на небо; Ной, спасаемый и спасающий малым древом (Прем. 10:4) мир — семена родов, избегших от потопления вселенной, чтобы земля снова украсилась обитателями более благочестивыми; Авраам призываемый; когда уже не обещал возраст, награждаемый сыном, во уверение о другом обетованном Семени; приносящий единородного — добровольную жертву, и вместо сына приемлющий неожиданную жертву.

http://predanie.ru/book/67845-tvoreniya/

Серию чтений открывал Пс 117 с припевом Пс 117. 24 («Сей день егоже сотвори Господь...»; на основании данных др. источников можно предположить, что свой псалом был перед каждым чтением); чтения завершались молитвой с коленопреклонением: Быт 1. 1 - 3. 24 (сотворение мира и грехопадение); Быт 22. 1-18 (жертвоприношение Авраама - акеда); Исх 12. 1-24 (устав ветхозаветной П.); Иона 1. 1 - 4. 11 (история пророка Ионы); Исх 14. 24 - 15. 21 (переход через Красное м. и последующая песнь); Ис 60. 1-13 («Светися, светися, Иерусалиме...»); Иов 38. 2-28 (величие замыслов Божиих); 4 Цар 2. 1-22 (вознесение Илии); Иер 31. 31-34 (обетование Нового завета); Нав 1. 1-18 (обещание Иисусу Навину); Иез 37. 1-14 (пророчество о «сухих костях»); Дан 3 [LXX] (история вавилонских отроков, молитва Азарии и песнь трех отроков). Шестое («Светися, светися...») и 12-е (песнь трех отроков) чтения исполнялись как песнопения, с прибавлением небиблейских припевов-тропарей. Т. о., серия из 12 чтений структурно представляла собой 2 серии по 6 чтений, с тропарями в конце. Впрочем, библейская песнь из Исх 15 также пелась с припевом, но библейским - Исх 15. 1. Во время песни трех отроков в храм входил епископ вместе с «великим множеством» новокрещеных, и совершалась евхаристическая литургия, начинавшаяся чтениями: прокимен из Пс 64, Апостол 1 Кор 15. 1-11, аллилуиарий со стихом Пс 29. 2, Евангелие Мф 28. 1-20. После отпуста литургии, как и писала Эгерия, в ротонде Воскресения Христова была еще одна литургия, начинавшаяся с Евангелия Ин 19. 38 (или 20. 1) - 20. 18. Утром в день П.- еще одна литургия, с чтениями: прокимен из Пс 64, Апостол Деян 1. 1-14, аллилуиарий со стихом Пс 147. 1, Евангелие Мк 15. 42 (или 16. 2) - 16. 8. В день П. после обеда - собрание на Елеонской горе, откуда с пением гимнов процессия спускалась к ротонде Воскресения (это также соответствует рассказу Эгерии), а далее шла на Сион (этого у Эгерии нет), где пели прокимен из Пс 149 и читали Евангелие Ин 20. 19-25 ( Renoux. Lectionnaire arménien.

http://pravenc.ru/text/Пасха.html

55. Быт.3:6. 56. Рим.1:20. 57. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). C.148(PG94. 916C). 58. Пс.54:23. 59. Мф.6:25. 60. Мф.6:33. В тексте заменено ищите (ζητειτε) на " просите " (αιτειτε) и после этого опущено δε πρωτον. 61. Лк.10:41-42 62. η μθεξις - причастие, у преп. Никиты встречаются три термина - η μετουσα, η μετληψις и η μθεξις, которые используются как синонимы. 63. Кол.1:17. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2 Гл.11(25). C.148(PG94. 916C). 64. Цитата из св. Иоанна Дамаскина: " Древо же познание и добра, и зла есть рассмотрение многоразличного зрелища, то есть познание собственной природы " (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.149). 65. Еф.4:13 66. Прем.13:5. 67. η ξις - навык; приобретаемое упражнением, привычкою изменение природных свойств человека. Навык к добру, приобретаемый аскетом, называется добродетелью, а навык ко злу - страстью, пороком. (Зарин С.М. Аскетизм... С.684). Преп. Никита (Сотницы 1:72) определяет навык в добродетели как " восстановление сил души в первородное их благородство " (Добротолюбие. Т.5. С.101). 68. О постоянном навыке добродетели, например, у св. Григория Богослова в 36-м слове (Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.507-508). 69. κρεττων - сравн. ст. к κρατς и αγαθς - более сильный; лучший; превосходящий; господствующий. Преп. Никита говорит, во-первых, о лучшем из двух наших естеств, а именно мыслимое выше видимого, например, в Сотницах 3:14; 3:40 (Добротолюбие. Т.5. С.149,151). Во-вторых, о лучшей части души (разумной) в гл.27 трактата. В-третьих, о лучших из помыслов, например, в Сотницах 1:26 (Там же. С.89). Наконец, претворение в лучшее связывается с причастием лучшему. Сотницы 2:94 (Там же. С.141). О разделении лучшего от худшего идет речь в гл.58, причем ранее в гл.33 уточняется, что это различение творящей причины и созданного. 70. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.149 (PG 94. 917В). 71. Быт. 2:17. 72. το λειον των ηδονων - своеобразное выражение, которое встречается у бл. Диадоха Фотикийского (SC5.137), им пользуется и преп. Максим Исповедник в " Вопросоответах к Фалласию " . например, Вопрос 50 (Творения преп. Максима Исповедника. Т.2. С.165).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Быт.3:6. 201 Рим.1:20. 202 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.11(25). C.148(PG94. 916C). 203 Пс.54:23. 204 Мф.6:25. 205 Мф.6:33. В тексте заменено ищите (ζητειτε) на «просите» (αιτειτε) и после этого опущено δε πρωτον. 206 Лк.10:41–42 207 η μθεξις — причастие, у преп. Никиты встречаются три термина — η μετουσα, η μετληψις и η μθεξις, которые используются как синонимы. 208 Кол.1:17. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2 Гл.11(25). C.148(PG94. 916C). 209 Цитата из св. Иоанна Дамаскина: «Древо же познание и добра, и зла есть рассмотрение многоразличного зрелища, то есть познание собственной природы» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.11(25). С.149). 210 Еф.4:13 211 Прем.13:5. 212 η ξις — навык; приобретаемое упражнением, привычкою изменение природных свойств человека. Навык к добру, приобретаемый аскетом, называется добродетелью, а навык ко злу — страстью, пороком. (Зарин С.М. Аскетизм… С.684). Преп. Никита (Сотницы 1:72) определяет навык в добродетели как «восстановление сил души в первородное их благородство» (Добротолюбие. Т.5. С.101). 213 О постоянном навыке добродетели, например, у св. Григория Богослова в 36–м слове (Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.507–508). 214 κρεττων — сравн. ст. к κρατς и αγαθς — более сильный; лучший; превосходящий; господствующий. Преп. Никита говорит, во–первых, о лучшем из двух наших естеств, а именно мыслимое выше видимого, например, в Сотницах 3:14; 3:40 (Добротолюбие. Т.5. С.149,151). Во–вторых, о лучшей части души (разумной) в гл.27 трактата. В–третьих, о лучших из помыслов, например, в Сотницах 1:26 (Там же. С.89). Наконец, претворение в лучшее связывается с причастием лучшему. Сотницы 2:94 (Там же. С.141). О разделении лучшего от худшего идет речь в гл.58, причем ранее в гл.33 уточняется, что это различение творящей причины и созданного. 215 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.11(25). С.149 (PG 94. 917В). 216 Быт. 2:17. 217 το λειον των ηδονων — своеобразное выражение, которое встречается у бл. Диадоха Фотикийского (SC5.137), им пользуется и преп. Максим Исповедник в «Вопросоответах к Фалласию». например, Вопрос 50 (Творения преп. Максима Исповедника. Т.2. С.165). 218

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010