Но пусть, как мы сказали выше, мы упомянем это лишь прикровенно, чтобы показать, что превратно поняли те, кто утверждает: «Разные части земли с самого начала были вверены разным правителям и распределены между некоторыми властями, и в таком порядке они и управляются» 143 . Ведь именно их мнение изложил Цельс в приведенных выше словах. Поскольку же двинувшиеся «от Востока» за свои прегрешения были преданы [Богом] «превратному уму» и «постыдным страстям» и «нечистоте в похотях их сердец» ( Рим.1:28, 26:24 ), чтобы они пресытились грехом и возненавидели его, мы не согласны с тем, что угодно Цельсу, который говорит, что из-за правителей, назначенных в [разные] части земли, у каждого народа всякое поведение правильно. И если мы желаем следовать [каким-то] их законам, то вовсе не потому, что это им угодно 144 . В самом деле, мы считаем, что вполне благочестиво отменить изначально установленные местные обычаи более авторитетными и более божественными законами, которые установил Иисус, обладающий высшей властью и избавляющий нас «от настоящего лукавого века» ( Гал.1:4 ) и «от преходящих властей века сего» ( 1Кор.2:6 ). Скорее наоборот, нечестиво будет не повергнуть себя [к ногам] Того, кто считается и действительно является более чистым и могущественным, нежели все остальные правители. Именно к Нему обращены слова Бога, которые провозвестили пророки за множество поколений: «Проси Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» ( Пс.2:8 ). Ведь Он стал «чаянием» ( Быт.49:10 ) 145 нашим, то есть тех, кто из «народов» уверовали в Него и в Его Отца – Высочайшего Бога. 33 . Это мы сказали не только по отношению к приведенным выше словам Цельса о правителях, но в некоторой степени предваряя то, что он говорит против нас в другом месте 146 : «Пусть предстанет и другой/хор/. Я спрошу их, откуда они взялись или кто у них основоположник отеческих законов? Они никого не сумеют назвать, ведь они сами вышли оттуда, и оттуда же выводят своего учителя и предводителя. И тем не менее, они отпали от иудеев».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

2:11, 12, 13). Явилась, говорит, спасительная благодать, наставляющая нас (это в послании к Титу), чтобы, оставивши нечестие и мирские похоти, мы стали жить в нынешнем веке целомудренно, праведно и благочестиво, в ожидании блаженной надежды и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Вот великий Бог вечный, основавший концы земли, и великий Бог вечный, явившийся в мир. Об этом и Давид говорит: « велик Господь наш и велика крепость Его » (Пс. 146:5), так как Христос есть Божия сила, а по–еврейски — крепость и сила одно и то же. Так как велик Бог и велик Христос, что видно из слов: « вечный Господь Бог », и: « великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа », то тоже самое воспевается Ему другими словами: « велик Господь наш и велика крепость Его ». « Вечный Господь Бог ». Что же — разве Господь наш одно, а крепость Его — другое? Нет; но так как крепость есть то же что сила, а Христос есть сила Божия, то (это значит): велик Господь наш и велик Христос. Итак, вот ты имеешь великого вечного Бога, и Бога — Сына, великого вечного Бога. Этот Бог великий и вечный, явившись людям, принимает плоть, уготованную Духом Святым. « Родившееся в Ней есть от Духа Святаго » (Мф. 1:20). Итак, Дух принимал участие в Его происхождении? Да, Дух Святый устроил храм Бога Слова в той святой и великой Деве и Он явился, получив тело от Девы, зачатое ею от Святого Духа божественною силою невидимо и необъяснимо. Затем, откуда видно, что Дух Святой вечен? Послушай, что говорит блаженный Павел: « если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело » (Евр. 9:13), т. е. жертвы, приносимые по закону Моисееву; так как некогда употреблялось кропление кровью и это составляло некоторое таинство, причем видимость была одна, а таинственное значение иное, то, желая этим чувственным искуплением объяснить духовное, (соединенное) с истинной молитвой, апостол говорит: « если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному » (Евр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

80. На такое пение в древней храмовой практике, может быть, указывает Пс 146, 7: «пойте поочередно, по-евр. henu отвечайте, но в греч. ξρξατε, слав. начните; выражениие можно понимать и о двух других родах пения: епифонном и ипофонном. И термин selah понимают в смысле указания на антифонное пение. Думают, что антифонное пение заимствовано евреями из Египта, где песня разделялась между жрецами и народом, между мужчинами и женщинами, между детьми и взрослыми. Таким пением сопровождалось поклонение золотому тельцу: сходя с горы и заслышав шум, Моисей говорит: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих (Исх 32, 18); буквальнее с еврейского: это не голоса попеременные (anoth — отвечающие) побеждающих, ни голоса попеременные побежденных; но голоса попеременные я слышу. — Филон видит первый опыт антифонного пения в песни Моисея по переходе чрез Чермное море. Насколько это верно? Исполнение этой песни так описано в Исходе: тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: пою Господу, ибо Он высоко превознесся…; по изложении песни прибавлено: и взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан (тамбурин, бубен, танцевальный музыкальный инструмент) и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием (евр. мехолот, пляски, греч. χορν); и воспела Мариам пред ними; пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море (Исх 14, 31; 15, 1, 20, 21). Это описание толкователи понимают различно (не в смысле лишь антифонного пения); по одним мужчины повторяли непосредственно после Моисея и по его напеву каждый стих песни, и затем тот же стих пели женщины (как у нас поется трижды прокимен, тропарь, светильны); по другим женщины пели один стих, мужчины другой и т. д. попеременно; но гораздо прямее вытекает из контекста речи такое понимание, что после Моисея пропетый им стих повторяли мужчины, а женщины повторяли постоянно один первый стих, изменяя первое лицо пою в пойте, как бы приглашая этим своих мужей дружнее петь гимн Иегове; это тем более, что отчетливо могли слышать слова песни только ближе стоявшие к Моисею. Олесницкий, Др.-евр. муз. и пение, Труды К. Д. Ак. 1871, 11, 115–116. Наш чин исполнения песни в Великую субботу основан на этом последнем понимании. (Ср. и Кейль. Рук. к библ. археол. рус. пер. Киев 1879, II, § 136). Примечания к главе: I век. Апостольское богослужение

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Бог, говорит он, благ к ним и смягчается немногими их слезами, а это укрепляет их в их идолослужении. Жив Господь Бог Израилев , говорил он, в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову (3 Цар. 17:1). Затем, Бог как бы возражал ему: что же, Илия, если они умилостивят Меня покаянием, если Я увижу их проливающими слезы и кающимися в своих согрешениях, разве Я не пошлю тотчас дождя? Нет, жив Господь Бог Израилев , разве только по моему слову (ст. 1). Жив Господь . Они, говорит, привязаны к идолам, а я клянусь Твоим божеством. Покажи, какую силу имеет клятва Тобою, чтобы чрез это они убедились в безсилии своих идолов. Нет, жив Господь Бог Израилев, в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову . Ты не отменишь, говорит, наказания, как только покажется Тебе (угодным) (потому что Тебе угодно быть человеколюбивым), но только тогда, когда я буду просить о них, когда я присужу, когда они обнаружат достаточное сердечное покаяние. Бог принял в уважение пророческое запрещение, исполнил клятву, данную Его именем. И вот Владыка всех стеснялся, с одной стороны уважая пророка, а с другой милосердуя о народе, наказываемом голодом. Что же делает Он тогда? Вместе с народом наказывает и пророка, чтобы и сам, подвергнувшись тому же наказанию, он скорее сознал бы несовместность своего заклятия с человеколюбием, наказывает вместе с народом и пророка, но облегчает для пророка это наказание, в самом способе исполнения человеколюбия проявляя и Свою мудрость. В самом деле, Он питает пророка при помощи птиц, ненавидящих детей; ведь ворон — родитель, не любящий детей, и не выкармливает тех, кого рождает. На это именно намекая, пророк дважды говорил: (дает Господь пищу) и птенцам ворона, призывающим Его (Пс. 146:9). Так как птенцы ворона, да и все вообще птенцы, не в состоянии собирать себе пищу, но о тех заботятся родители, а воронята лишены родительского попечения, и, тем не менее, род воронов сохраняется и без родительского воспитания, то Давид, показывая человеколюбие Божие, приписывает пропитание их Богу.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

«Вечный Господь Бог, сотворивший концы земли». Послушай, что говорит Павел: «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит.2:11–13 ). Явилась, говорит, спасительная благодать, наставляющая нас (это в послании к Титу), чтобы, оставивши нечестие и мирские похоти, мы стали жить в ны­нешнем веке целомудренно, праведно и благочестиво, в ожидании блаженной надежды и явления славы великого Бога и Спасителя на­шего Иисуса Христа. Вот великий Бог вечный, основавший концы земли, и великий Бог вечный, явившийся в мир. Об этом и Давид говорит: «велик Господь наш и велика крепость [Его]» ( Пс.146:5 ), так как Христос есть Божия сила, а по-еврейски – крепость и сила одно и то же. Так как велик Бог и велик Христос, что видно из слов: «вечный Господь Бог», и: «великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа», то тоже самое воспевается Ему другими словами: «велик Господь наш и велика крепость [Его]». «Вечный Господь Бог». Что же – разве Господь наш одно, а крепость Его – другое? Нет; но так как крепость есть то же что сила, а Христос есть сила Божия, то (это значит): велик Господь наш и велик Христос. Итак, вот ты имеешь великого вечного Бога, и Бога – Сына, великого вечного Бога. Этот Бог великий и вечный, явившись людям, принимает плоть, уготован­ную Духом Святым. «Родившееся в Ней есть от Духа Святаго» ( Мф.1:20 ). Итак, Дух принимал участие в Его происхождении? Да, Дух Святый устроил храм Бога Слова в той святой и великой Деве и Он явился, получив тело от Девы, зачатое ею от Святого Духа божественною силою невидимо и необъяснимо. Затем, откуда видно, что Дух Святой вечен? Послушай, что говорит бла­женный Павел: «если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело» ( Евр.9:13 ), т.е. жертвы, приносимые по закону Моисееву; так как некогда употреб­лялось кропление кровью и это составляло некоторое таинство, причем видимость была одна, а таинственное значение иное, то, желая этим чувственным искуплением объяснить духовное, (соединенное) с истинной молитвой, апостол говорит: «если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» ( Евр.9:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

На такое пение в древней храмовой практике, м. б., указывает Пс. 146:7: «пойте поочередно» по-евр. «henu» «отвечайте», но в греч. ξαρξατε , слав. «начните»; выражение можно понимать и о двух других родах пения: епифонном и ипофонном. И термин selah понимают в смысле указания на антифонное пение. Думают, что антифонное пение заимствовано евреями из Египта, где песня разделялась между жрецами и народом, между мужчинами и женщинами, между детьми и взрослыми. Таким пением сопровождалось поклонение золотому тельцу: сходя с горы и заслышав шум, Моисей говорит: «это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих» (Исх. 32:18); буквальнее с еврейского: «это не голоса попеременные (anoth – отвечающие) побеждающих, ни голоса попеременные побежденных; но голоса попеременные я слышу». – Филон видит первый опыт антифонного пения в песни Моисея по переходе чрез Чермное море. Насколько это верно? Исполнение этой песни так описано в Исходе: «тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: пойте Господу, ибо Он высоко превознесся " …; по изложении песни прибавлено: «и взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан (тамбурин, бубне, танцевальный музык. инструм.) и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием (евр. мехолот , пляски, греч. χορω ν ); и воспела Мариам пред ними; пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исх. 14:31; 15, 1. 20. 21). Это описание толкователя понимают различно (не в смысле лишь антифонного пения); по одним мужчины повторяли непосредственно после Моисея и по его напеву каждый стих песни и затем тот же стих пели женщины (как у нас поется трижды прокимен, тропарь, светильны); по другим женщины пели один стих, мужчины другой и т.д. попеременно; но гораздо прямее вытекает из контекста речи такое понимание, что после Моисея пропетый им стих повторяли мужчины, а женщины повторяли постоянно один первый стих, изменяя первое лицо пою в пойте, как бы приглашая этим своих мужей дружнее петь гимн Иегове; это тем более, что отчетливо могли слышать слова песни только ближе стоявшие к Моисею. Олесницкий , Др.-евр. муз. и пение, Труды К. Д. Ак. 1871, 11, 115—116. Наш чин исполнения песни в В. субботу основан на этом последнем понимании. (Ср. и Кейль. Рук. к библ. археол. рус. пер. Киев 1879, II, § 136)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

На такое пение в древней храмовой практике, может быть , указывает Пс.146:7 «пойте поочередно» по-евр. «henu» – «отвечайте», но в греч. ξρξατε, слав. «начните»; выражение можно понимать и о двух других родах пения: эпифонном и ипофонном. И термин selah понимают в смысле указания на антифонное пение. Думают, что антифонное пение заимствовано евреями из Египта, где песня разделялась между жрецами и народом, между мужчинами и женщинами, между детьми и взрослыми. Таким пением сопровождалось поклонение золотому тельцу: сходя с горы и заслышав шум, Моисей говорит: «это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих» ( Исх.32:18 ); буквальнее с еврейского: «это не голоса попеременные (anoth – отвечающие) побеждающих, не голоса попеременные побежденных; но голоса попеременные я слышу». – Филон видит первый опыт антифонного пения в пении Моисея по переходе чрез Чермное море. Насколько это верно? Исполнение этой песни так описано в Исходе: «тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: пою Господу, ибо Он высоко превознесся " …; по изложении песни прибавлено: «и взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан (тамбурин, бубен, танцевальный музыкальный инструмент) и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием (евр. мехолот, пляски, греч. χορων); и воспела Мариам пред ними; пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» ( Исх.14:31, 15:1,20:21 ). Это описание толкователи понимают различно (не в смысле лишь антифонного пения); по одним, мужчины повторяли непосредственно после Моисея и по его напеву каждый стих песни, и затем тот же стих пели женщины (как у нас поется трижды прокимен, тропарь, светильны); по другим женщины пели один стих, мужчины другой и т.д. попеременно; но гораздо прямее вытекает из контекста речи такое понимание, что после Моисея пропетый им стих повторяли мужчины, а женщины повторяли постоянно один первый стих, изменяя первое лицо «пою» в «пойте», как бы приглашая этим своих мужей дружнее петь гимн Иегове; это тем более, что отчетливо могли слышать слова песни только ближе стоявшие к Моисею. (Олесницкий А.. Древнееврейская музыка и пение//Т.К.Д.А. 1871, 11:115–116). Наш чин исполнения песни в Великую субботу основан на этом последнем понимании. (Ср. и Кейль. Рук. к библ. археол. рус. пер. Киев, 1879, II, § 136)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Но все же, для полноты картины, приведем два святоотеческих высказывания. Св. Кирилл Иерусалимский : ««Упомяну знающим меня о Раав и Вавилоне» ( Пс. 86:4 ). Велико человеколюбие Божие! Даже и о блудницах вспоминает Он в Писании! И притом не просто говорит: помяну Раав и Вавилон, но присовокупляет: ведущим мя. Итак, спасение, которое приобретается покаянием, равно возможно для мужеского пола и женского» 145 . Св. Иоанн Златоуст : «Почему Бог обещает помянуть Раав и Вавилон, когда Раав значит: блудница, а Вавилон: смешение? Это объясняется в выражении: ведущим мя. Итак, если Раав блудница означает Церковь из язычников; равным образом, если Вавилон, означающий, ввиду множества идолов, смешение, обратился и познал Бога, то они справедливо находят память о себе у Бога» 146 . Вернувшиеся к Иисусу отважные разведчики доложили своему полководцу: Господь предал землю сию в руки наши, и все жители земли в страхе от нас (2:24). Все, кроме отважной Раав, которая «пред величием цели, указанной ей Божественным Духом, вырвала душу свою из летаргии, в какую ее погрузила ее чувственная жизнь… Женщина, которая чувствовала в себе силу принести себя в жертву делу Божию, была возрождена этим самопожертвованием. Блудница исчезла, появляется героиня» 147 . Переход Иордана (3:1–11, 13–17) Как авторитет Моисея был подкреплен чудесами, сопровождавшими переход через Чермное море, также и авторитет Иисуса был подтвержден чудесами, сопровождавшими переход Иордана. Господь обращается к Иисусу: в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что, как Я был с Моисеем, так буду и с тобою (3:7). В Тосефте (трактат Сота) говорится, что все народы земли были свидетелями чуда, так как воды Иордана возвышались как стена невероятной высоты. Сказано также, что в то время, когда народ проходил по дну реки, Иисус воззвал к нему с требованием обновить завет с Богом. Если бы это не было выполнено народом, замечается в трактате, воды низверглись бы и истребили его, как это произошло с поколением Ноя 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

– Он как бы только ожидал, чтобы мы просили Его, чтобы мы молитвою своею выразили веру нашу в то, что всякое даяние от Бога, что Он, а не что-либо другое покрывает небо облаками... произращает на горах траву и злак на пользу человеку... чтобы произвести из земли пищу ( Пс.146:8; 103:14 ). Притом, смотря на эти легкие облака, можем ли мы быть уверенными в том, что будет дождь, – ведь они давно показываются над нами, а дождя все-таки не было, потому что ветер разгонял их: это были облака безводные. Может случиться то же и с этими столь же легкими облаками, как и прежние. Поэтому не только не прекратим нашего моления, но продолжим и совершим его со всяким усердием и смирением, без фарисейского самооправдания. Обратим внимание на нашу жизнь, не найдется ли в ней чего-либо такого, за что постигает гнев Божий, выражающийся в многоразличных бедствиях. Как священная и церковная история, так и история народов земли полны примерами, свидетельствующими о том, что за общественные грехи и преступления постигают и общественные бедствия. Так, израильский народ во время нечестивого царя Ахава и Иезавели был наказан продолжительной засухой за нечестие и богоотступничество, в чем обличал их пророк Илия ( 3Цар.17:1 ). Обратим внимание, нет ли у нас чего-либо подобного, что могло бы навлечь на нас гнев Божий. Станем пред зеркалом совести нашей со свитком закона Божия и посмотрим, нет ли на лице нашей личной или общественной совести какой-либо нечистоты и неблагообразия. Вот в свитке десяти заповедей Божиих первыми двумя заповедями запрещается богоотступничество и идолопоклонство ( Исх.20:2–5 ; Втор.5:6–9 ). Не грешим ли мы против этих заповедей? Правда, в наше время нет такого грубого богоотступничества, какое было у Израиля во дни Илии, но утонченное отступление от Бога, от правой веры, к сожалению, есть, и притом в широких размерах и в видах иногда ужасающих. Кто изочтет среди христиан нашего времени всех безбожников, всех вероотступников? Кто перечтет всех хулителей Церкви, имена ересиархов всех сект с их противным православной истине учением, всех раскольнических толков, которыми так обильно наше время? Нет у нас грубого общественного идолопоклонства, не стоят на площадях наших идолы, изображающие ложных богов, каковым поклонялись язычники, – но зато трудно найти людей, у которых не было бы какого-либо своего домашнего идола, которому он кланяется и ежедневно приносит жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Приняв такое поручение, воин Христов святой Андрей не ради своей личной славы, но ради славы имени Иисуса Христа желал выступить против врагов с подобающею доблестью, но, уподобляясь древнему Гедеону (Суд.7:1) из многочисленного римского войска он выбрал себе для войны только небольшое число воинов, хорошо зная изречение святого царя Давида, что Господь «не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит, — благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» (Пс.146:10–11). Выбор святого Андрея пал на тех, коих указала ему благодать Божия таинственным действием вдохновения на сердце его, и выступил с ними против врагов. Увидев весьма значительные силы противников, которые, как саранча, напали на сирийскую область, святой Андрей стал укреплять своих воинов для мужественной борьбы, чтобы они при малочисленности своей не устрашились многочисленного персидского войска, и так как все воины его поклонялись идолам и ни один из них не был еще христианином, то он предложил им познать единого, всемогущего и в войнах страшного Бога, оказывающего всесильную помощь верующим в Него. Он сказал им: — Братья и друзья мои! теперь вы на деле можете убедиться, что языческие боги — бесы. Будучи сами бессильными, они никому и помочь не в состоянии, но есть единый истинный Бог, Которому я служу, Который сотворил небо и землю. Он — всемогущ, и всем, кто призывает Его, Он посылает скорую помощь: делает таких сильными на войне и врагов обращает пред ними в бегство. Вот, как вы и видите, против нас идут многочисленные полки врагов, которые по своей многочисленности гораздо сильнее нас, но если вы отвергнете ваших суетных богов и вместе со мною призовете единого истинного Бога, то вы тотчас же увидите, что враги исчезнут пред вами подобно тому, как исчезает какой-нибудь дым или пыль. Когда святой сказал это, все бывшие с ним воины поверили словам его и, призвав на помощь Христа Бога, смело бросились на врагов. Произошла жаркая битва, и воины святого Андрея одержали блестящую победу, так как по вере и молитвам святого в помощь им явилась свыше невидимая сила, которая навела страх на войска персов и привела их в расстройство, и они, отступив, обратились в бегство, а войско римское, предводительствуемое святым Андреем, преследуя их, мечами своими посекало головы персов, как посекают серпом колосья.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010