Псалом 146 Пс.146:1 . Аллилуиа. Хвалите Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление. СОДЕРЖАНИЕ И сей псалом одного содержания с предыдущим, ибо Пророк увещевает Иудеев к хвалению Бога за Его промысл, как вообще о всех, так и особенно о церкви. Из втораго стиха явствует, что он сложен во утешение Иудеев, отведенных в Вавилон. Сие предисловие собственно относится к верным, кои были очевидными свидетелями дел Божиих. А дабы лучше расположить их к пению похвал Божиих, Пророк проповедует, что сей род упражнения есть приятен, сладок и приличен верным: ибо отводит ум от земли, и восперяя душу, делает людей легкими и высокими. Между тем прикровенно укоряет постыдное небрежение всех тех, кои за тягость себе вменяют благочестивыя упражнения, а за лучшее поставляют препровождать время в праздности, забывая и себя, и Бога. Пс.146:2 . Зиждай Иерусалима Господь: разсеяния Израилева соберет: Пс.146:3 . исцеляяй сокрушенныя сердцем и обязуяй сокрушения их: Начинает слово от особенныя милости, которую древле оказал Бог церкви Иудейской, предпочтя Израильский народ всем прочим народам и избрав известное место для призывания имени Своего. Ибо Пророк, нарицая Бога зиждителем Иерусалима, не столько слова сии относит ко внешнему виду или к устроению его, сколько к духовному богослужению; так как и преносный глагол: зиждай – обыкновенно употребляется у Пророков тогда, когда говорится о церкви. Сила слов состоит в том, что церковь Иудейская не от человек создана, но свыше силою Бога, так как и Иерусалим соделался единственным жилищем Его на земли не по достоинству места и приобрел толикую честь не мудростию или тщанием, ниже трудами или пособием смертных, но поскольку Творцу неба и земли угодно было посвятить его в жилище Себе. Предположив такое начало, Пророк заключает, что Бог не потерпит, чтоб церковь , которыя был Он основатель и зиждитель, совсем когда-нибудь погибла. В следующем стихе ту же самую мысль продолжает, ибо подобие, взятое от врача, обвязующаго язвы, означает, что хотя бы церковь поражена была самым тяжчайшими ударами или бы пронзенна явилась глубокими язвами, но Богу не трудно будет исцелить оныя. Откуду явствует, что под видом различных словоизречений одно и то же повторяет, то есть, что Бог разсеянных Израильтян соберет во едино, и аки сокрушенные члены в прежнее приведет состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Скачать epub pdf Октябрь Никифор, архиеп. Константинопольский, свт. Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М.Д. Муретова//Богословский вестник 1903. Т. 2. 10. С. 353–368 (1-я пагин.). (Продолжение.) —353— и громогласно проповедуем, что Христос по природе есть истинный Бог и Сын Божий, но по преизбытку благости снизошёл в меру тварей и, ведая, желая и будучи в силах спасать, действительно спас нас, избавил от диавольского заблуждения и даровал нам благодать боговедения. И так как Он есть мудрость Бога Отца, то нет ничего, чего бы Он не знал. Ведь Он есть Творец всего сущего и ничего из сотворённого Им не лежит вне Его ведения. Бог, говорит Писание, премудростию основа землю, уготова же небеса разумом ( Прит.3:19 ) и: вся премудростию сотворил ( Пс.103:34 ), и: в нем суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна ( Кол.2:3 ). Он есть податель мудрости и всю разумную природу умудрил премудро творческой силой, ибо премудрости и разума Его нет числа ( Пс.146:5 ). И если Он сам говорит: вся елика имать Отец моя суть ( Ин.16:5 ), и: яко же знает Мя Отец, и аз знаю Отца ( Ин.10:15 ), и: никтоже знает Отца токмо Сын ( Мф.11:27 ), то знающий большее из всего, не может, конечно, не знать и меньшего. Думать и верить не так и противоположно этому не только есть богохульство, но и невозможно. Для того, кто знал всё прежде бытия, что может быть вне всего, чего бы он не знал? Отсюда всеми, которые знают Бога, согласно и единогласно Ему усвояется имя Спасителя. Это означает также и имя Иисус, получившее в действительных делах (Христа) подтверждение и доказательство своего значения. А что Он, ведая спасать, и хотел спасать, в этом нас убеждают прежде всего следующие слова: вся елика восхоти, Господь сотвори на небеси и на земли ( Пс.113:11 ). Писание затем убеждает нас, что древнюю истинную волю Отца о спасении —354— выполнил великого совета Ангел, воля Коего ни в чём не отлична от воли Отца; напротив, Он Сам есть эта воля, и премудрость и сила и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Период II 9. Слово в 1-ю неделю поста. О вере Отвещав Нафанаил и рече Иисусу: Равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев. ( Ин.1:49 ). Когда благочестивым созерцанием я представляю себе начало, рост и утверждение православной нашей веры, я снова открываю тайны, нахожу чудеса, с одной стороны, так многочисленные, что словом описать их невозможно, а с другой – столь возвышенные, что мыслью невозможно их постигнуть. Поэтому, пораженный изумлением и радостью, я прославляю всевышнего Бога, преподавшего такую веру, возглашая вместе с Давидом: Велий Господь наш и велия крепость Его и разума Его несть числа ( Пс.146:5 ), а исповедующий такую веру православный народ ублажаю словами: блажени людие, имже Господь Бог их ( Пс.143:15 ). Вот и я осмеливаюсь ныне взойти на этот священный амвон, чтобы посильно возвестить славу и величие православия, хотя высочайшее слово о православной вере, чтобы торжествовать со свойственной ему непобедимой силою, и должно бы быть произнесено устами какого-либо Апостола и ученика Христова или богопросвещенного учителя нашей Церкви: они были избранными трубами, которыми с самого начала Св. Дух наполнял всю землю торжественными звуками евангельской истины. В этот великий, посвященный Господу день, день собрания в честь победы, одержанной православием над его врагом, ересями, моя мысль останавливается на исповедании бесхитростного Израильтянина Нафанаила, который признает Того, о Ком писали Моисей в Законе и пророки, и исповедует (Его) в словах к Богочеловеку Господу: Равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев ( Ин.1:49 ). Это – первое исповедание православия. Но что может быть благотворнее и полезнее слова о православии, возвещаемого (о, если бы ежедневно!) православными учителями православным же слушателям? – Тогда Богонасажденное древо веры глубже укоренится в сердцах верных, чаще будет орошаться чистой струей евангельской истины, и принесет по возможности больше чистых плодов вечной жизни. Душе всесвятый, Душе премудрости и разума, даруй днесь свет разума уму моему, чтобы я понял, и силу словес устам моим, чтобы я и другим возвестил величие чудес Твоих, явленных в православной вере христианской! Ей, Утешителю благий, Душе истины, без (помощи) Которого язык человеческий не может богословствовать, наставь мой (язык) на проповедь о том, как началось, как развивалось, как утвердилось православие, это величайшее, чудеснейшее и божественнейшее дело Твоей Божественной премудрости и могущества. С этой помощью Святого Духа, о которой молю, я изложу слово о православии, слушатели православные, в трех главах. В первой я докажу, что оно все божественно с самого своего возникновения. Во второй – что оно божественно в своем развитии; и в третьей – что оно божественно в своем торжестве. Отсюда вы поймете, что православие есть измышление и дело единого токмо Бога. Поэтому, – оно – единственное истинное учение, в которое мы должны верить, единственный истинный путь, каким мы можем спастись.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Скачать epub pdf Октябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 1: гл. 9–10 (Ин.1:14–18)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1899. Т. 3. 10. С. 145–160 (1-я пагин.). (Продолжение) —145— высоцыи к тебе преидут, и тебе будут раби, и в след тебе поидут связани узами ручными 2424 , и поклонятся тебе, и в тебе помолятся, яко в тебе Бог есть, и 2425 несть Бог разве тебе ( Ис.45:14 ). Вот говорят, что и Бог в нем есть, не отделяя плоть от Слова, и с другой стороны утверждают, что нет другого Бога кроме Него, объединяя со Словом носимое (Им), как собственное Его, то есть храм от Девы, ибо Един из обоих Христос. ( Ин.1:14 ). И вселися в ны. Для нашей пользы Евангелист подробно изъясняет сказанное им и яснее раскрывает смысл своего рассуждения. Поскольку сказал, что плотью стало Слово Бога, то, дабы кто по великому невежеству своему не предположил, что Оно вышло из собственной своей природы и превратилось в плоть, претерпев то, что было (для Него) невозможно, ибо Божество чуждо всякого изменения и превращения во что-либо другое, в отношении образа бытия, – весьма хорошо Евангелист тотчас же присоединил, что и обитало в нас, дабы, разумея два обозначаемые предмета – того, кто обитает, и то, в чем обитание, – ты не подумал, что Оно (Слово) превратилось в плоть, но Оно только обитало во плоти, пользуясь, как собственным телом, воспринятым от Святой Девы храмов. В Нем вселилась вся полнота Божества телесно ( Кол.2:9 ), как говорит Павел. Весьма, однако же благополезно утверждает, что обитало Слово в нас, открывая и здесь нам весьма глубокую тайну. Ведь все мы были во Христе, и общее —146— лицо человечества восходит к Его лицу 2426 , почему Он и назван последним Адамом , как обогащающий все к благополучию и славе общностью Своей природы (с людьми), подобно тому как и первый Адам – к тлению и бесславию ( 1Кор.15:47–49 ). Итак, во всех (нас) Слово обитало чрез Одного, дабы достоинство Одного нареченного (определенного) Сына Божия в силе по духу святыни ( Рим.1:4 ) переходило на все человечество, – таким образом и на нас благодаря Одному из нас простиралось сказанное: Аз рех: бози есте и сыны Вышняго вси ( Пс.81:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Годеновская София и традиция Софийских храмов К 600-летию явления Животворящего Креста на Сахотском болоте Леонид Болотин   12:47 10.06.2023 1751 Время на чтение 13 минут Фото: Софийский собор в Вологде. Фото С.Болотиной Не навычен в теологии, но знаю, что в трактате Священномученика Дионисия Ареопагита «О Божественных Именах» глава седьмая посвящена Божественным Именам «Премудрость», «Ум», «Слово», «Истина», «Вера». В описании Имени Бога «Премудрость» Ареопагитом говорится: «Ибо Бог не только исполнен премудростью, “и разума Его нет числа” (Пс. 146, 5 ), но Он и выше всякого слова, разума и премудрости». В первую очередь Богослов Ареопагит ссылается на слова Святого Царя Давида: Премудрость созда себ домъ и утверди столповъ седмь (Притч. 9: 1). А потом и на Апостола Павла: Изъ Негоже вы есте о Христ Иисус, Иже бысть намъ Премудрость от Бога, правда же и ocbящehie и uзбabлehie (1 Коринф. 1: 30). Премудрость Божия ничем не ограничена, и наиболее возможное приближение к Богу как Премудрости, по слову Апостола Павла, возможно через непрерывную Иисусову Молитву Непрестанно молитеся. О всемъ благодарите: ciя бо есть воля Бoжiя о Христ Иисус въ васъ. Духа не угашайте (1 Фес. 5: 17–19)».

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/10/...

Глава 3 Брак Соломона; набожность его и мудрость. 3Цар.3:1 .  [Когда утвердилось царство в руках Соломона,] Соломон породнился с фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь фараона и ввел ее в город Давидов, доколе не построил дома своего и дома Господня и стены вокруг Иерусалима. Фараон, на дочери которого женился Соломон, был, вероятно, одним из последних представителей XXI, танитской династии, ближайшим предшественником Сусакима-Шишака ( 3Цар.11:40 ), родоначальника XXII египетской династии. Родственный союз с фараоном давал Соломону и стране его безопасность со стороны Египта, отчасти содействовал и расширению территории владений Соломона ( 3Цар.9:16 ). С религиозной точки зрения брак этот представлялся, по мнению раввинов, некоторым нарушением брачных запрещений закона ( Исх.34:16 ; Втор.7:3 ), хотя последние ближе всего касались собственно хананеян; раввины думали видеть в дочери фараона прозелитку иудейства, – без опоры в тексте; во всяком случае, она не принесла с собою в Палестину египетского идолослужения (последнее не упомянуто в числе иноземных культов в Иерусалиме при Соломоне, 114–7). «Город Давидов» – восточный холм Иерусалима. Уже Давид построил стены вокруг этой части города ( 2Цар.5:7–9 ; ср. Пс.50:20 ), Соломон же расширил объем стен, включив в них большую часть города: это так называемая «первая стена» Иерусалима (вторая стена – Езекии и Манассии). 3Цар.3:2 .  Народ еще приносил жертвы на высотах, ибо не был построен дом имени Господа до того времени. 3Цар.3:3 .  И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах. Общее замечание о состоянии богослужения в Израиле в первые годы царствования Соломона (ср. 3Цар.9:25 ): за отсутствием одного религиозно-национального центра – храма, жертвы приносились на различных местах, освященных какими-либо историческими событиями или воспоминаниями (напр., в Гаваоне, ст. 4; ( 2Пар.1:3 ) ). Жертвоприношения совершались «на высотах» бамот, π τος ψηλος, in excelsis), ст. 2 (ср. 1Цар.9:12 ; Ам.7:9 ; Мих.1:5 ; Ос.10:8 ; 4Цар.12:3 ): по общему обычаю древности служение Божеству совершалось на возвышенностях, естественных или искусственных («бамы»), служивших как бы символом возвышения людей к Богу. До построения храма такое служение Богу жертвами на многих разных местах не являлось предосудительным, почему его совершал даже пророк Самуил ( 1Цар.9:14 ); однако закон ( Лев.17:4 ; Втор.12:5–6 ) имел в виду предохранить евреев «от религиозного разобщения, которое могло произойти через произвольное избрание разных мест для богослужения» (проф. Гуляев, с. 146). Поэтому священный писатель считает Соломоново служение на высотах не вполне отвечающим совершенной любви к Богу (ст. 3, ср. блаженный Феодорит, вопр. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Учение о Святой Троице есть средоточие христианской веры. Догмат о Боге едином по Существу и Троичном в Лицах отличает Христианство от всех иных религий, притязающих на знание о Боге. Этот догмат проводит четкую грань между абстрактным, отвлеченным представлением о Создателе и знании конкретном, содержательном, приоткрывающем саму природу Божества, являющем все богатство Его внутренней Жизни. Такое знание не является плодом умозрительных спекуляций. Оно приходит из области духовного опыта, из реального общения человека со своим Создателем. Такое знание есть итог Божественного Откровения, данного в Священном Писании и Писаниях святых отцов, а отнюдь не результат усилий человеческого ума. Источник этого знания – Сам Бог, раскрывшийся человечеству в Христианстве, давший знание о Себе в учрежденной Им Православной Церкви. Когда Православная Церковь говорит о Боге, то утверждает, что Он есть Высочайшее Разумное Существо. Эта Истина пронизывает все Божественное Откровение. Она многократно засвидетельствована Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, раскрыта святоотеческими толкованиями. Представление о Боге как Высочайшем Разумном Существе пришло из глубокой древности и пронесено Церковью сквозь тысячелетия. Учение о Боге как Наивысшем Разумном Существе говорит нам о том, что вечная, безначальная и бесконечная Божественная Жизнь есть подлинно Личное Бытие, что принцип Личности в Боге истинен и реален, что Бог есть Наивысшее Личное Существо, способное сотворить мир, заботиться о нем и раскрываться наделенному разумом человеку. В Своем Откровении Бог раскрывается нам как Бог ведения (1я Царств 2:3), Совершеннейший в знании ( Иов. 37:16 ), Царь веков нетленный, невидимый и Единый премудрый (1е Тимофею 1:17). Разум Его неизмерим ( Пс. 146:5 ), Он знает все прежде бытия ( Дан. 13:42 ), называет несуществующее, как существующее ( Рим. 4:17 ), и нет создания, сокровенного от Него ( Евр. 4:13 ). Разумом Своим Он распростер небеса (Иерем. 10:12), изменяет времена и лета, низлагает и поставляет царей, дает мудрость мудрым и разумение разумным, открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним.

http://azbyka.ru/uchenie-o-svyatoj-troic...

Скачать epub pdf Происхождение честного и животворящего Креста Господня Память 1 августа Праздник изнесения честного Креста установлен в день первого августа в Греции Константинопольским патриархом Лукою 4942 при царе Мануиле 4943 , а в России – митрополитом Киевским Константином 4944 и Нестором, епископом Ростовским 4945 , при великом князе Андрее Юрьевиче 4946 . Причина его установления была следующая. Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя на сарацинов 4947 , и второму из Ростова на болгар. (Великий князь жил в то время в Ростове: болгарами же назывались язычники, обитавшие на низовьях Волги, отсюда они получили и свое наименование). Господь Бог даровал им полную победу над врагами: царь греческий одолел сарацин 4948 , а князь Андрей Боголюбский победил болгар и покорил их себе, обратив в своих данников. – Когда Андрей шел на войну, то имел обычай брать с собою икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и изображение честного Креста Христова, который носили среди войска два иерея. Перед самым выступлением он возносил ко Христу и Богоматери усердные слезные молитвы и приобщался Божественных Таин Христовых. Этим непобедимым оружием он вооружался более, нежели мечами и копьями, и на помощь Вышнего надеялся более, нежели на храбрость и численность своего войска, хорошо зная изречение Давида: «Не на силу коня смотрит Он, не к [быстроте] ног человеческих благоволит, – благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» ( Пс.146:10–11 ). Своих воинов князь также побуждал к молитвам и примером собственных благоговейных молитв, и прямым повелением, и все, павши на колени, со слезами молились пред иконою Пречистой Богородицы и честным Крестом Христовым. Великий же князь, взирая на икону, так говорил в своей молитве: – О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий, надеющийся на Тебя, не погибнет, и я, раб Твой, по милости Божией, имею в Тебе стену и покров и – Крест Сына Твоего – как оружие обоюдоострое на врагов. Умоли Спасителя мира, Которого держишь на руках Своих, чтобы сила крестная была, как огонь, попаляющий врагов, хотящих вступить в брань с нами, и Твое всесильное предстательство да поможет нам одолеть их.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Беседа 56 на псалом 146 122 Пс.146:1 .  Аллилуия. Хвалите Господа! Ибо псалмопение – благо, да будет приятным Богу нашему хваление! Самое славословие Господу служит источником бесчисленных благ. – «Псалмопение – благо, да будет приятным Богу нашему хваление». – К какому событию из истории израильтян относится этот псалом? – «И всем им имена нарекает» ( Пс.146:4 ). – Особое проявление божественного про­мысла в возвышении смиренных и низложении гордых. «Начинайте Господа про славлять» ( Пс.146:7 ). – Благоволение Божие достигается не силою коней и мужеством воинов, а страхом Божиим. 1. Выше, в сто сорок четвертом псалме, пророк гово­рил: «Велик Господь и весьма славен» ( Пс.144:3 ), и много беседо­вал о славе Его, а здесь показывает, что и самое славословие есть «благо», и само псалмопение бывает источником бесчислен­ных благ. Оно отрешает ум от земли, окрыляет душу, облегчает и возвышает нас. Поэтому и Павел говорит: «исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ( Еф.5:18–19 ). «Да будет приятным Богу нашему хваление!». Другой переводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз) гово­рит: «аллилуиа, потому что благо – песнь Богу» ( αλληλοια, δτι καλν ωδ τω Θεω). Что значит: «да будет приятным Богу нашему хваление»? Да будет, говорит, благоприятно. Для того, чтобы хвала была приятна Богу, недостаточно только петь, а нужны и добрая жизнь, и молитва, и внимание поющего. Мне кажется, что этот псалом относится к возвра­щению из плена вавилонского, как видно из дальнейших слов. Псалмопевец продолжает: «Господь, зиждущий Иерусалим, соберет рассеянный народ Израиля» ( Пс.146:2 ). Хотя отпустил их Кир, но все это совершилось не по его рассуждению, а по мановению Божию. Другой переводчик (Симмах), вместо: «зиждущий», сказал: «созиждет», а вместо: «рассеяния» – «изгнанных» ( οικοδομσει… τος εζωσμνους). Почему же пророк говорит так? Потому, что они не все вдруг возвратились, но собира­лись после отпуска мало-помалу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Введение в Ветхий Завет Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 Псалтирь, Притчи Соломона, книга Екклесисаста, или Проповедника, Песнь песней Соломона, книги Премудрости Соломона и Иисуса, сына Сирахова Псалмы В Израиле, как и в соседствующих культурах Египта, Месопотамии и Ханаана, изначально существовали многочисленные формы песенного поэтического творчества. Некоторые из этих произведений включались в текст исторических книг (начиная с “морской песни” Моисея в Исх 15, “песни источника” в Числ 21:17–18, победной песни Деборы в Суд 5, плача Давида о Сауле и Ионафане в 2 Цар 1 и т. д. и вплоть до похвалы Иуде и Симону Маккавеям в 1 Мак 3:3–9 и 14:4–15); то же самое наблюдается и в Новом Завете, — вспомним Песнь Богородицы, Благословен грядый… и Ныне отпущаеши. Многие тексты пророческих книг также относятся к различным литературным формам песен. Существовали древние собрания песен, от которых сохранились только названия и некоторые фрагменты: “книга браней Господних” (Числ 21:14) и “книга Праведного” (Нав 10:13; 2 Цар 1:18). Но всю полноту шедевров религиозной лирики Израиля сохранила для нас Псалтирь. Названия Псалтирь ( от греч. yalt»rion — название струнного музыкального инструмента, на котором аккомпанировали песням-псалмам) — это сборник из ста пятидесяти псалмов (в русской Библии — из 151 псалма. — Пер. ). В еврейской Библии нумерация псалмов с 10 по 148 на единицу опережает греческий и латинский переводы, в которых объединены Пс 9 и Пс 10, а также Пс 114 и Пс 115, а Пс 116 и Пс 147 каждый разделены на два 1 . По-еврейски Псалтирь называется tehillim, что означает ‘хвалы’, ‘гимны’; однако это название, строго говоря, подходит только к первой части псалмов. В названиях, которыми снабжено большинство псалмов, это определение встречается только в Пс 145/146. Чаще всего в этих названиях встречается слово mismor, которое подразумевает аккомпанемент и самым точным образом переводится словом псалом. Многие из этих “псалмов” обозначаются также как [ir ‘песня’, и с этого же обозначения начинается без всяких дополнений каждая из “песней восхождения” (Пс 119/120–133/134). Другие названия встречаются реже, и подчас их трудно объяснить. Литературные жанры

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010