Аналой и крест, конечно, лучше всего возвратить по принадлежности. За р.Б. Георгия и мл. Бориса помолимся. Да подаст им Господь здравие душевное и телесное. Чадо мое! не томи себя унылыми мечтами и воображениями. «Высших себе не ищи, крепльших себе не испытуй, а еже тебе повелена – в сих пребывай» (Сир. 3, 20–22). Пока человек живет, он не погиб, потому и ты не погибшая, а кто сколько развратился или усовершился, – тебя не касается. Каждый своему Господу стоит или падает. Одно знай и помни, что «близ Господь» (Пс. 144, 18). Не забывал Он тебя и не забудет никогда. Желаю тебе милости Божией. Грешный Иеромонах Никон. 12/25 мая 1926 г. Козельск. ПИСЬМО К Лидии Межековой Боголюбивая девица Лидия! Божие благословение да пребывает над тобою во веки. В конце августа получил твое письмо, исполненное скорбных чувств. Да поможет тебе Господь. Не поддавайся немощам своим, не давай им добровольно власти над тобой. Ты должна, по совету подвижников, считать свои чувства и мысли греховными врагами своими, а не беседовать с ними, как с друзьями. Я просил и строго приказывал, и доказывал, и все меры употреблял, желая дать душе твоей мир Христов, а ты опять все доверяешь мыслям и предположениям своим. Не верь врагу, внушающему тебе и подозрение, и зависть, и уныние. Еще и еще прошу тебя понять козни врага и предаться воле Божией, терпя благодушно и внимание скорби и оскорбления внутренние от врага. Господь да будет тебе помощник. Перед совершением молитвенного правила можешь, по совету еп. Игнатия, сделать несколько поклонов, более 10 не надо, а можно ограничиться и 4, как и вначале пятисотницы. Не смущайся тем, что занимаясь в школе, или еще чем, не можешь пребывать в непрестанной молитве. Непрестанная молитва – дар Божий. Это тебе пока недоступно по немощи ума и сердца твоего, хотя понуждать себя ты должна. Единственное правильное настроение при молитве Иисусовой – это покаяние и сокрушение о грехах, чуждое всякого осуждения и внимания к жизни других людей. «Где мне думать о пороках или добродетелях других, когда я стражду от своих немощей и желаю от них избавиться. Я – грешник, требующий помилования от Господа». Вот настроение первоначальное и необходимое для всякого желающего приникать к молитве Иисусовой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

Да, ведь подобные дела, по моему разуму, своя худая воля, а не предписание закона; так, думаю, чтобы и смотреть на это молоканам! Они должны подражать хорошим делам, которых тоже не мало между православными, а на худые вовсе и не смотреть. Не оставь, Батюшка, меня с семейством святыми твоими молитвами и заочно благослови нас Божиим благословением! Твой усерднейший духовный сын... Ответ Дух. отец советует просить Бога об обращении молокан. Доказывает вред пьянства. Изъясняет учение прав. Церкви о иконопочитании, и подкрепляет истину сию примерами. Любезный мой духовный сын! Я ожидал того, что не многие только из молокан решатся охотно читать мои письма. Кто привык к мраку, тот неохотно идет к свету. Это не мое слово, но слово Самого Господа Иисуса Христа. ( Ин.3:20 ) 38 . Если бы молоканы с любовию приняли и охотно прочли написанное к душевной пользе их, то и тогда не смел бы я ничего сказать в свою похвалу; но приписал бы успех действию благодати Божией, желающей спастися всем человекам; ибо все доброе от Бога, а не от нас. ( 2Кор.3:5 ) 39 . И потому–то каждому, желающему обращения, нужно наперед просить содействия благодати Божией, дабы она родила в сердце его желание обращения и устроила самое обращение. Я одного пока желаю, чтобы молоканы открыли глаза и познали, что они во тме ходят, и чтобы прибегли с искреннею молитвою к Богу, прося Его, ими же весть судьбами, указать им путь спасения. Ибо молитва есть первое действие обращения, и я уверен, что, если они будут искренно и усердно молиться Богу и твердо предавать себя в волю Божию, то Бог не оставит их коснеть во мраке заблуждения; но пошлет им свет Свой и рассеет их душевную тму. Ибо Он близок ко всем призывающим Его во истине. ( Пс.144:18 ) 40 . Ясный пример тому представляет язычник Корнилий сотник: его молитвы и милостыни не были напрасны; но вскоре привлекли к нему благодать Духа Святого. ( Деян.10:1–48 ) 41 . Молоканы частию правы, укоряя наш простой народ в пристрастии ко многому употреблению вина и в нескромных играх и словах.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pisma-du...

Древний Патерик. С. 338–339. 138 Типикон. Л. 351 об. «О поклоне и молитвах, церковное законоположение»: «Егда время приближи–тися святым великим поклонам быти, тогда, кийждо (каждый. — С. Ф.) воздев руце… тако молится молитвою святаго Ефрема». 139 Цит по: Дмитриевский. С. 298. 140 Слова. Вып. 2. С. 59. 141 Св. Игнатий Богоносец. К Римлянам//Писания мужей апостольских. С. 294. 142 Точный текст послания: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6, 14). — Ред. 143 У Оригена в Толковании на Иеремию, 20, 8; у Дидима в Толковании на Пс. 78 и в Евангелии от Фомы. (Указанный текст см. в кн.: Resch A. Agrapha. Ausserkanonische Fragmente. Leipzig, 1889. S. 98 — и в статье: Трофимова М. К. Из рукописей Наг–Хаммади//Античность и современность. М.: Наука, 1972, С. 377. (На наш взгляд, вряд ли можно считать обоснованным причисление безвестного составителя гностического по духу «Евангелия от Фомы» к «учителям Церкви». — Ред.) 144 Цит. по: Георгий Задонский. Письма. 4–е изд. Воронеж. 1860. Ч. 3. С. 506. 145 Св. Григорий Богослов. Творения. СПб., б. г. Т. 1. С. 84. 146 О Церкви и таинствах: Сборник. М.: Изд. Св. Синода, 1884. Л. 18. 147 Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма. СПб. 1913. С. 5. 148 Цит. по: Дмитриевский. С. 306. 149 Там же. С. 312–313. 150 Цит. по: Дмитриевский. С. 412–413 (пояснения в круглых скобках принадлежат составителю. — Ред.). 151 Цит. по: Дмитриевский. С. 413. Точный текст: «Тем же о всех иерарх дерзновенно молится. Дерзает убо, Человеколюбца и незлобивого зря предлежаща, и жертвуема, и воспевает, и о всех молится, и отшед–шия воспоминает. Изрядно же, Сего девственно рожд–шую Богоматерь, отроковицу, свидетельствуя сим, како святым соединихомся, и жертвою сею общницы есмы оным: и яко дерзновение сии к Возлюблыиему и Любимому имуще, могут и нас Ему примирить и соединить». — Ред.) 152 Именно так (а не «Наипаче же…») сказано в вышеприведенном отрывке славянского перевода сочинения Симеона. — Ред. 153

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Евангелие да руководить нас к добрым делам, а не движение крови и нервов. Научимся совершать добродетели со смирением, а не с разгорячением, которому непременно сопутствуют и содействуют тщеславие и высокомудрие или гордыня. Когда Господь прольет в нас святой холод смирения и от действия его остановятся волны чувств сердечных: тогда познаем, что разгорячение, совершающее возвышенные и громкие человеческие добродетели есть плоть и кровь, немогущие наследовать Царства Небесного 144 . Спасайтесь, возлюбленные братия, спасайтесь! Спасайтесь из сего развращенного рода 145 , говорил святой Апостол Петр тем современным ему иудеям, которые из среды враждебного христианству народа склонялись принять христианство. Спасаяй, спасешь свою душу , говорили древние великие иноки об истинных христианах последнего времени 146 . Это значит: спасение для них будет очень затруднительно по причине особенного умножения греховных соблазнов и по причине всеобщего уклонения человеков ко греху. Для спасения потребуется особенных усилий, особенного тщания, особенной осторожности и самосохранения, особенного благоразумия, особенного терпения. Но всемогущий Вождь и Наставник наш, наша Жизнь, наша Сила, наше Спасение, Господь Иисус Христос, предвозвестивший нам, что мы в мире скорбни будем , вместе и ободряет нас: дерзайте, говорит Он, яко Аз победих мир 147 . Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь 148 . Примечания 1 Требник. Последование святого Крещения. 2 Послание святого Григория Паламы к монахине Ксении. 3 Быт.1:27 . 4 Быт.5:3 . 5 О различии между образом и подобием Божиим в человеке, см. сочинения св. Димитрия Ростовского , Летопись, том 4, стр. 15. 1840 г. 6 Пс.50:7 . 7 Рим.5:10 . 8 Ин.1:29 . 9 Ин.6:29 . 10 Ин.17:3 . 11 Ин.3:19-21 . 12 Деян.10:34, 35 . 13 Беседа 23 на Деяния Апостольские. 14 Деян.10:3-6 . 15 Гал.5:4 . 16 Ин.10:1 . 17 Беседа 31, гл. 4. 18 Беседа 37, гл. 2. 19 Ис.64:6 . 20 Ис.1:6 . 21 Преподобный авва Дорофей , Поучение 1, об отвержении мира. 22 Прп. Марк Подвижник .

http://azbyka.ru/apokalipsis/ignatij-bry...

Екатерина Домбровская 13 декабря 2013, 14:35 Уважаемая Н.Н. Спасибо большое за Ваше дополнение: все это очень важно. Благодарю Вас за оценку. Наверное, мы знаем друг друга, и тем более велика ответственность для меня перед " своими " собратьями. Кланяюсь Вам. Дорогая Светлана! Конечно, кончины таких молитвенников и служителей Божиих промыслительны. И верно вы сказали о духовной близости светлой памяти Патриарха Алексия II и новопреставленного Владыки Алексия. Эта близость ощущалась и в дни отшествия Владыки ко Господу. Многое, многое свидетельствовало о том: в 9 день памяти Владыки - поминали небесного покровителя его отца - прмч. и исп. Стефана Нового, новомученицу Анисию - так звали матушку Владыки. Поминали митрополита Серафима (Чичагова) - владыка имел непосредственное отношение к составлению службы святителю. Поминали двух святых Григориев - таким было имя в схиме первого и самого духовно " кровного " отца Владыки отца Григория (Давыдова). Такими же воспоминаниями и будет исполнен 40 день памяти. " Близ Господь всем призывающым его, всем призывающым его во истине: волю боящихся его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я " (Пс.144:18-19). Низкий поклон Вам и всем, молитвенно поминающим досточтимого архипастыря нашего Владыку Алексия. Екатерина Домбровская 13 декабря 2013, 12:53 Дорогая Иоанна, спасибо! У меня в архиве хранится Ваш замечательный фоторепортаж о пребывании нашего дорогого Владыки в Софии. Все, что Вы написали - справедливо: это была духовная встреча двух замечательных святителей Божиих - Владыки Серафима (Соболева) и Владыки Алексия. Вы счастливица, что были свидетельницей и участницей тех молитвенных дней.Низкий поклон Вам. Светлана 12 декабря 2013, 20:51 Большое спасибо духовной дочери приснопоминаемого Владыки Алексия. Видела его только однажды, во время празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери, в Сретенском монастыре ,он служил вместе с почившим патриархом Алексием.Еще тогда я обратила внимание на духовное родство двух иерархов. Их кончина последовала в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. с разницей в один день.патриарх Алексий-05.12, а Владыка-03.12.Усматриваю в этом мистический смысл, как вы думаете?

http://pravoslavie.ru/66550.html

Если кающийся верует, что все открытое в Божественном откровении истинно и в особенности, что грешник оправдывается благодатию во Христе Иисусе, то обращение грешника начинается страхом правды Божией, посему прежде всего духовник должен напомнить кающемуся о строгом и нелицеприятном правосудии Божественного Судии при наказании грешников, чтобы через сие привести кающегося в сокрушение и умиление. Безмерно великие наказания, ожидающия грешника по смерти, еще увеличатся бесконечным продолжением их, без всякой надежды избавления от них. В пример строгости правосудия Божия может указать на а) наказания бесчисленного множества падших ангелов, б) на изгнание Адама из рая, на в) тягостнейшие и поноснейшие страдания Сына Божия. Полезно указать на некоторые места Священного Писания (напр. Мф.10:26 ; Откр.21:8 ). Потом должно обратить внимание кающегося на бесконечное милосердие Божие, заслуги Спасителя и Божественные обетования об отпущении грехов, которое дается истинно кающимся. Полезно здесь указать на притчи о благом пастыре и о блудном сыне ( Лк.15:4–7,11–32 ). В сих притчах всеблагий Спаситель живо представил нам бесконечное милосердие свое, которое не только принимает возвращающихся к нему грешников, но даже ищет и влечет их к себе. Можно также указать на тех, которых святость сделалась тем известнее, чем в больших и тягчайших грехах они получили прощение например на Матфея, Марию Магдалину, Петра, Павла, Таисию, Пелагию, Марию Египетскую и других. Полезно еще внушить кающемуся, чтобы он основательно размыслил о тех местах Св. Писания, где с особенною силою представляется милосердие Божие: (напр. Пс.144:8,50:1–21 ; Иез.18:21 ; Мф.9:13 ; Лк.19:10 ; 1Ин.2:1 ). Наконец, если в грешнике утвердится надежда отпущения грехов ради заслуг Иисуса Христа, усвояемых через Таинство покаяния, то можно ожидать, что сердце его согреется любовию к Богу так непостижимо милосердному. Для возбуждения и поддержания сей любви должно указать на а) безмерные благодеяния Божии к нам, как в царстве природы, так и в царстве благодати, из которых первое благодеяние есть искупление. Иисус Христос возлюбил меня и предал Себя за меня ( 2Кор.5:15 ; Гал.2:20 ), б) на безмерную Божию благость, премудрость, красоту и другие бесчисленные совершенства, за которые мы должны любить Его беспредельною любовию, Блаж. Августин говорит: „поздно узнал я тебя красота всегда древняя, и всегда новая, поздно я стал любить тебя; погибло то время, в которое я не любил тебя». (soliloqu. с. 13). в) Еще надобно указать на тяжесть и гнусность греха столь противоположного Божественной святости. От сих представлений может родиться ненависть, отвращение ко греху с твердою решимостию впредь, при помощи Божией, не грешить и с готовностию понести епитимию за грехи сделанные, и начать дело истинного обращения грешника на путь спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Итак, беря пример, с царя Давида «с мужеством начинай всякое доброе дело, а не с двоедушием приступай к таким делам; не колеблись сердцем твоим в уповании на Бога, чтобы труд твой не стал бесполезен и делание твоей службы тягостно. Напротив того, веруй сердцем твоим, что Господь милостив и ищущим Его дает благодать, как мздовоздаятель, не по деланию нашему, но по усердию и по вере душ наших. Ибо говорит: «Якоже веровал еси, буди тебе» ( Мф. 8:13 ). 144 Аминь. 2003 год. О начертании имени (на «обрезание Господне» 1/14 янв.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Боже во имя Твое спаси мя» ( Пс. 53:3 ), – взывал некогда царственный Пророк от лица ветхозаветного человечества, прозревая наступление того дня, когда явится на земле спасительное имя Божие ( Ин. 17:6 ), через которое наконец придет к живущим в стране падшего естества спасение. Этим днем стал восьмой день со дня рождения зачатого от Святаго Духа Девой Марией младенца. Сей младенец, согласно закону ( Быт. 17:12 ), был обрезан и при обрезании получил имя Иисус, означающее спасение. Так именно и следовало назвать Того, Кому предназначалось спасти люди Своя от грех их ( Мф. 1:21 ). Но могущественная сила имени Вочеловечившегося Бога Слова открылась не сразу после своего объявления. До мужеского возраста Спасителя оно было сокровенно и как бы не имело силы. По мере же возмужания Христова сила имени Его стала все более и более обнаруживать себя. Его именем стали чудеса творить ( Мф. 7:22 ) и бесов изгонять ( Лк. 9:49 ), от Его имени стали пророчестовать ( Мф. 7:22 ) и ради имени Его стали оставлять родных ( Мф. 19:29 ). Но вполне открылась сила имени Его после Его спасительной смерти и славного Воскресения. Тогда именем Иисусовым стали не только бесов изгонять ( Деян. 6:18 ) и получать исцеления ( Деян. 4:10 ), но и прощение грехов получать ( 1Ин. 2:12 ), и власть быть чадами Божиими ( Ин. 1:12 ). А что последнее гораздо важнее первого, видно из слов самого Иисуса Христа, которые были сказаны апостолам в ответ на их радостное свидетельство о том, что и бесы повинуются им о имени Его ( Лук. 10:17 ): «Не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» ( Лук. 10:20 ). Последнее не под силу никакому имени, кроме имени Иисуса Христа, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись ( Деян. 4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

(обратно) 140 «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его! Как рассеивается дым. Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия. А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости» (Пс. 67:2–4). (обратно) 141 «Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных» (Мф. 22:11–14). (обратно) 142 По церковному преданию, ключи от рая вверены апостолу Петру. (обратно) 143 По преданию, в водах у Горы Афон в 395 г. во время сильной бури упал с корабля в море царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого, но был спасен от смерти заступничеством Божией Матери. Это первое благодеяние, оказанное Богородицей роду человеческому на Афонской Горе. В воспоминание этого события здесь был основан монастырь, названный «Ватопед», т. е. «куст отрока». (обратно) 144 «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3:8). (обратно) 145 «Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: " камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла " ? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Лк. 20:17–18). (обратно) 146 Предание об иконе Божией Матери «Елеуса» («Живоприятна»). В 382 или 422 г. Плакидия, дочь Феодосия Великого, желая видеть брата своего Аркадия, царствовавшего тогда в Константинополе, отправилась из Рима морем в Константинополь, причём намеревалась на этом пути поклониться чудотворной иконе Божией Матери, находящейся в Ватопедском монастыре, сооружённом её отцом, императором Феодосием Великим. Она повелела кормчему пристать к Афонской Горе. Ватопедские иноки вышли к ней навстречу с почестями.

http://isihazm.ru/?id=2079

С этими словами он снова опустился на колена пред гробницей Святителя. Народ, рыдая, усилил свои молитвы о болящем Владимире… Вдруг Федоров сам, без посторонней помощи, встал на ноги, совершенно уже сознательно приложился к св. мощам и громко воскликнул: «благодарю Тебя, милосердый Господи, слава Тебе, Боже! Слава Тебе, показавшему мне свет: теперь я узрел свет Твой, Господи»! Затем, обратившись лицом к народу, он стал горячо благодарить его за молитвы о нем. В глубоком чувстве благоговения к всемогущему Богу, пораженный всем случившимся народ весь плакал, но плакал уже слезами небесной радости: на глазах, многочисленных молящихся совершилось великое поразительное чудо внезапного исцеления давно и так тяжко больного. «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине». ( Пс.144:18 ). По окончании молебна все наши паломники и чудесно исцеленный Владимир Федоров, приложившись ко святому кресту, вышли из Борисо-Глебского собора, сопровождаемые многочисленным народом, бывшим свидетелем чудесного исцеления. Всю дорогу до самой квартиры Федоров шел совершенно уже спокойно, непрестанно творя крестное знамение и воздавая хвалу всемогущему Богу за свое чудесное и дивное исцеление. Когда мы, торжествующие, возвращались на квартиру, к нашему народу подошел какой-то еврей: – «Теперь и я вижу, сказал он, что велик Бог христианский и Его святой угодник Феодосий»! Пораженный совершившимся чудом и пятый из штундистов Григорий Белый, крестьянин деревни Константиновки, Херсонского уезда, сам поспешил изъявить желание возвратиться к спасающей Церкви православной. О пребывании наших паломников в Чернигове позволю себе привести нижеследующие слова преосв. Антония, епископа Черниговского и Нежинского, взятые из письма его к высокопреосвященному Иустину, архиепископу Херсонскому и Одесскому от 20 мая текущего года. «Имею честь уведомить Ваше Высокопреосвященство, что прибывшие 3-го текущего месяца мая из вверенной Вашему Высокопреосвященству епархии паломники в числе 100 человек, между коими находились 5 штундистов, согласно моему распоряжению, состоявшемуся вследствие письма ко мне Вашего Высокопреосвященства, с любовью были встречены кафедральным протоиереем о.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С одной стороны, композиционно обе эти линии сливаются воедино. Это видно, например, в последовательности Пс.18–21 (18: царский псалом; 19: Яхве как Царь мира; 20–21: царские псалмы) или 144–145 (144: царский псалом, 145: Яхве как Царь мира), а также в программном вступительном псалме 2, где встречаются обе перспективы одновременно. С другой стороны, две эти перспективы образуют прогрессирующую линию событий. В общей архитектуре пятичастной Книги Псалмов царские псалмы 2, 41 (ввиду родственности мотивов Пс.41 с Пс.72 и 89 следует читать Пс.41 в его отредактированном виде как царский); 72 и 89 обозначают царскую или мессианскую богословскую перспективу, которая развивается в 4 и 5 книгах псалмов таким образом, что мессианская концепция подчиняется теократической и одновременно находит свое завершение в общей эсхатологической перспективе, цель которой обрисована в псалме о Царе Яхве 145 и в заключительных псалмах 146–150. «Это видение универсального царства Яхве, который совершает эсхатологический суд как Спаситель бедных ( Пс.149:5–9 ) и тем самым приносит новое небо и новую землю ( Пс.150 ). Этому Богу-Царю подобает прославление, к которому Пс.150 призывает новый космос – “все, что дышит” (ст. 6) – и, как демонстрирует... Пс.145 , имеет свою причину в доброте и милосердии этого Бога-Царя... Такому пониманию милосердного Бога-Царя соответствует новое определение Израиля как народа, которому Яхве желает открыть свою доброту и милосердие. Это Израиль верных Яхве, ищущих и находящих свой жизненный путь в покорности Торе ( Пс.147:15, 18 ) и воспевании псалмов (ср. Пс.149:5 слл.)» (B. Janowski, в кн. E. Zenger [Hg.], Der Psalter 1998, 404 f.). Для самого Израиля эсхатологическая перспектива проявляется в наибольшей степени в двух «псалмах порога» 106 и 107 (конец 4 и начало 5 книги). Сформулированная в Пс.106:47 с аллюзией на эсхатологические обетования пророков (ср. особ. Зах.9–14 ) просьба собрать Израиль из народов ради прославления Яхве переходит в Пс.107 и композиционно связывается с развернутым в Пс.145, 146–150 видением пришествия универсального Царства Божия. 2. Возникновение

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010