Бог вездесущий есть и в нас. Потомуто необходимы страх Божий, отрешение земных благ, чистота совести. Господь близ и внимает тебе, молитве твоей, Он — ближе воздуха. Нудь себя на молитву, молись о ней. Я здесь, Господи! Лица Твоего, Господи, взыщу! Продли, Господи, лета жизни моея, да потружусь во Спасение, да не в погибель умру, яко заслужил ад душе своей, да потерплю Тя, поборюсь — с Твоею помощью — во очищение себя от страстей мерзких и постыдных, по милости Твоей великой. Молись за всех от сердца. Порой забывай себя. Спаси их всех, Господи! И за еретиков молись — не покаются ли какнибудь. Но их самих бегай, с ними не разговаривай — отрежь. Кто всем сердцем желает обратиться к Богу, того Сам Бог научит, как молиться. Но молись — даже и тогда, если, кроме трудов, не видишь утешения в ней, прилежно, усердно. Легко молиться в несчастии — не упусти такого случая. Молитва есть беседа с Богом. Одна опора у нас — милость Божия. Предстой в молитве Страшному Суду. Помни сказанное: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей: и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс 142, 1–2). И еще: Помяни убо, откуду спал еси, и покайся, и первая дела сотвори; аще же ни, гряду тебе скоро и двигну светильник твой от места своего, аще не покаешися (Откр 2, 5). И слово Апостола: Или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его (Рим 2, 4–6). Добрые же наши дела немногие перемешаны в нас с грехом. Господь Крестом совершил наше Спасение. У Него сила и власть. Я же нищ. Я — непотребен и безответен пред Богом. Чувствующий свою внутреннюю бедность не престанет молиться. Я — бесплодная смоковница, достойная посечения. Помилуешь — буди благословен — слава милосердию Твоему! Накажешь — буди благословен — слава правосудию Твоему. Слава Тебе, Господи, за всё!

http://pravoslavie.ru/36288.html

Помощник Поликарпа, солдат Авдей, был противоположного характера. Он был горяч, вспыльчив и страстно предан штунде, которой научился в бытность свою на юге России, в Николаеве. Разумностью Авдей не отличался. Зато он мог с силой выкрикивать разные возражения против Православной Церкви, – чем и покорял сердца своих неразборчивых «братьев». Подойдя к столу, сектанты поклонились нам и стали вынимать из карманов маленькие евангельица. Народ притих. О. Герасим пригласил всех пропеть «Царю небесный». Пели и сектанты. Потом он объявил, что беседа будет о крещении младенцев. Просил православных слушать внимательней, а сектантов умолял быть кроткими, терпеливыми и безпристрастными, – без чего нельзя рассуждать о предметах веры ( 1Пет.3:15 , ср. 2Тим.2:24–25 ). Беседу начал я речью о всеобщей греховности людей пред Богом. «Дорогие братья! – сказал я. – Бывают минуты, когда страсти плотские утихают в нас и голос совести раздается особенно громко в душах наших. Что мы тогда чувствуем? Не поражает ли сердце наше скорбь о своей нечистоте и греховности пред Богом? Не готовы ли мы бываем в такие святые минуты воскликнуть вместе с блудным сыном: «Отче! Согрешили мы против неба и пред тобою, и уже недостойны называться сынами твоими " … ( Лк.15:18–19 ). И если нас – христиан, порою, зазирает так совесть, – что сказать о древних, необлагодатствованных людях? Они, бедные, погибали во грехах своих. По свидетельству кн. Бытия, уже в допотопном мире «велико было развращение человеков... все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» ( Быт.6:5 ). От этой греховности не омыли людей и волны всемирного потопа. После жертвоприношения Ноя, Сам Господь сказал: " не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышления сердца человеческаго – зло от юности его» ( Быт.8:21 ). В позднейшее время, св. царь Давид исповедал, что пред очами Всевидящего Бога люди все «равно непотребны; нет делающаго добро, нет ни одного» ( Пс.13:2–3 , ср. 142:2 и др.). То же слышим из уст Премудрого Соломона: «нет человека на земле, который не грешил бы» ( 3Цар.8:46 ), или по другому его выражению: «нет человека праведнаго на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл.7:20 , ср. Притч.20:9 ; Сир.31:11 ). Эту истину признает и страдалец Иов. Он восклицает: " кто бо чист будет от скверны ни кто же. аще и един день житие его на земли» ( Иов.14:1–5 ). А пр. Иеремия так описывает развращенность своих современников: «каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» ( Иер.9:5 ). Отсюда он заключает: «лукаво сердце человеческое и крайне испорчено; кто узнает его? " ( Иер.17:9 ср. Дан.9:5, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

5 . Кроме этих ты найдешь и другие многие наименования Духу Святому. Он называется Духом святыни, как написано: по духу святыни ( Рим.1:4 ). Называется и Духом сыноположения, как говорит Павел: Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» ( Рим.8:15 ). Называется и Духом откровения, как написано: дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его ( Еф.1:17 ). Называется и Духом обетования, как говорит тот же Павел: В Нем и вы... уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом ( Еф.1:13 ). Называется и Духом благодати, как тот же самый опять говорит апостол: и Духа благодати укоривый ( Евр.10:29 ). Он называется другими многими подобными именами. Ты ясно слышал еще в прежнем поучении, что Он в псалмах иногда благим ( Пс.142:10 ), иногда Владычним (50:14) именуется. А в пророчестве Исаии называется Духом премудрости и разума, и совета и крепости, и ведения и благочестия и Духом страха Божия (ср. Ис.11:2–3 ). Все же это, что и прежде и теперь сказано, подтверждает, что хотя различные наименования, но один и тот же Дух Святой, имеющий жизнь и самобытие и всегда вместе со Отцом и Сыном пребывающий; не устами и словом Отца или Сына изрекаемый или дышимый, ни в воздухе разливаемый, но самолично существующий; Сам говорящий и действующий, устрояющий и освящающий, поскольку нераздельно, совокупно и едино спасительное о нас смотрение Отца и Сына и Святого Духа, как и прежде сказали мы. Ибо я хочу, чтобы вы помнили недавно сказанное мной и совершенно знали, что не иной в законе и пророках, а другой в Евангелии и апостолах, но один и тот же есть Дух Святой в Ветхом и Новом Заветах, изрекавший Божественное Писание. 6 . Этот самый Дух Святой сошел на Святую Деву Марию. Ибо когда Христос Единородный должен был родиться, сила Вышнего осенила Ее и Дух Святой, нашедший на Нее, освятил Ее, чтобы возможно было Ей приять Того, через Которого все произошло. Не нужно мне говорить об этом много, чтобы научить тебя, что нескверно и чисто это рождение, ибо ты знаешь, что Гавриил говорил Ей: «Я провозвещаю Тебе то, что имеет быть, но не действую в сем; хотя и Архангел, но знаю должность свою и возвещаю Тебе радость; а как имеешь родить, это зависит не от моего дарования. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лк.1:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Как бо вещи из ничего создать, так созданные переменить может всемогущая Твоя сила. Реки преложить в кровь, воду из камене источить, и огнь в росу преложить, слепого от рождения просветить, мертвого воскресить, и прочая сим подобная дела делать, кому иному, как только всесильной деснице Твоей свойственно есть? О сей всемогущей Твоей силе рассуждая, убеждаюсь трепетать и смиряться пред Тобою, смиряться под крепкую Твою руку ( 1Петр.5:6 ). Како бо не могу трепетать Того и смиряться пред Тем, у Которого в руце вси концы земли, и я? И смерть и живот мой в руце Его. Боже преблагий и милосердый! пощади мене бедного грешника. В слове Твоем вижу я, что всемогущая десница Твоя защищает, сохраняет и спасает боящихся, любящих и почитающих Тебе: своевольных же, не боящихся и нечествующих Тебя смиряет, наказует и казнит; награждает добродетель, казнит грех. И от того познаю правду Твою, которая всем воздает по делам их, и боюсь суда Твоего; и тако убеждаюсь к покаянию за преждебывшие грехи, и понуждаюсь вопить к Тебе из глубины сердца моего: Боже, милостив буди мне грешнику ( Лк.18:13 ), Не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый ( Псал.142:2 ). Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи! кто постоит? ( Пс.129:3 ). Сие предостерегает мене и от прочих грехов, к которым слабость моя мене клонит. В слове Твоем вижу я, что Ты всех отвратившихся от Тебе и нечествующих призываеши к Себе; и обратившихся и с покаянием приходящих, и милости от Тебе ищущих и просящих, яко Отец чадолюбивый заблудших сынов, человеколюбовно приемлешь и милость Свою им являеши, и грехов их и беззаконий не поминаеши, и к числу любящих и почитающих Тебе присовокупляеши. От сего познаю благость и безприкладное Твое милосердие к бедным грешникам; и таким образом не отчаяваюсь и сам за грехи мои, но с надеждою в Тебе, благому и милосердому Богу прибегаю и милости прошу. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое ( Псал.50:3 ). Благость Твою показуют все создания Твои, везде проповедует слово Твое, познают все животные Твои, удивляются Ангели и человецы, лобызают грешники кающиеся, чувствуют праведники, не лишаются и нечувственные грешники, яко благость Твоя их долготерпит, и на покаяние ведет ( Рим. 2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Недостаточно не причинять зла ближним, надобно еще делать им добро, помогать им в духовных и телесных нуждах. Совершить несколько дел внешнего благочестия, предписанных законом, например, давать на храм десятую часть доходов, или не предписанных, например, поститься два раза в неделю, опять далеко не достаточно для того, чтобы признавать себя правым пред Богом. Дела внешнего благочестия имеют цену только в соединении с искренней любовью к Богу и ближним, с сердечным сокрушением о грехах, с подвигами стяжания и соблюдения сердечной чистоты. Если бы фарисей стал судить о своем поведении, имея в виду эти условия богоугождения, он не дерзнул бы хвалиться пред Богом и смиренно исповедал бы пред Ним свое недостоинство. К смирению пред Богом его должен был бы расположить также строгий суд закона против всех подзаконных: проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона ( Втор. 27:26 ). Так как никому не под силу буквально исполнить все, чего требует закон, то, очевидно, проклятие закона падает на всех, кому он дан, не исключая того, кто не исполнил одной какой-нибудь заповеди, а все прочие исполнил. Потому-то и говорится о ветхозаветном законе, что он гнев соделывает ( Рим.4:15 ), то есть подвергает гневу Божию. И закон этот дан совсем не для того, чтобы единственно через него достигать оправдания пред Богом, а для того, чтобы вести к вере во Христа ( Гал.3:24 ). Он приводил ко Христу и нравственными заповедями – потому что трудность исполнить их в точности заставляла искать и ожидать помощи от Искупителя, Который один мог снять с человека осуждение закона, один мог умилостивить правду Божественную, – приводил и своей обрядовой стороной. Ибо ветхозаветные жертвы, не очищая грехов сами по себе, служили только напоминанием о них ( Евр.10:3–4 ), а вместе с тем прообразовали ту великую Жертву, которую Христос принес на Кресте, и питали веру в ее силу. Фарисей, изображаемый в притче, как видно, был далек от мысли о своей виновности пред Богом и, следовательно, о надобности для него искупления. Иначе он пожелал бы явиться пред Богом в храм Его не с одной благодарственной молитвой, но и с мольбой о помиловании. Не вниди в суд с рабом Твоим, сказал бы он с праведным Давидом, яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс.142:2).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В соборном богослужении К-поля IX-XII вв., согласно Типикону Великой ц. , В. с. н. имела праздничный статус: в субботу на вечерне читались паремии (Ис 43. 9-14a, Прем 3. 1-9; 5. 15-6. 3b ) , после вечерни совершалась паннихис; на вечерне; на Пс 50 утрени и на входе литургии Типикон указывает тропарь всем святым 4-го гласа Τν ν λ τ κσμ μαρτρων σου (            ). Чтения на литургии: прокимен из Пс 15, Евр 11. 33-12. 2a, аллилуиарий со стихом из Пс 33, Мф 10. 32-33, 37-38, 19. 27-30, причастен Пс 32. 1. Для В. с. н. Типикон Великой ц. указывает сопровождающие памяти: в субботу накануне - память Пресв. Богородицы и Ее родителей Иоакима и Анны, в среду после В. с. н.- Собор Пресв. Богородицы ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 142-146). В послеиконоборческих визант. монастырских уставах - Студийском и Иерусалимском - служба В. с. н. имеет те же чтения, что и в Типиконе Великой ц., дополняясь целым рядом песнопений. В разных редакциях этих уставов вплоть до совр. печатных изданий иерусалимского Типикона служба В. с. н. излагается в целом одинаково. В этот день соединяются 2 последования: воскресное и всех святых (последование рядового святого поется на повечерии либо в иной день). Устав службы такой же, как и при совпадении памяти великого святого с воскресным днем, но без пения полиелея (и избранного псалма с величанием) на утрене. В. с. н. имеет особое значение в годовом круге богослужения: с этого дня заканчивается период пения Триоди и начинается период пения Октоиха; В. с. н. открывает собой цикл чтения 11 воскресных утренних Евангелий; с понедельника после этой недели на литургии читается Евангелие от Матфея. Гимнографическое последование, приводимое в совр. богослужебных книгах, включает тропарь 4-го гласа Τν ν λ τ κσμ μαρτρων σου (            ), кондак плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа Ως παρχς τς φσεως, τ φυτουργ τς κτσεως (          ), канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, с акростихом Τν γων πντων πολυνυμα τγματα μλπων (Воспеваю многоименные чины всех святых), ирмос: Αρματηλτην Θαρα βθισε (      ), нач.: Τν σν Αγων νυμν τ τγματα (        ); 6 самогласнов и 2 цикла подобнов. В студийских Типиконах и Триодях приводится также еще один цикл подобнов, отсутствующий в совр. книгах, но количество самогласнов, как правило, меньше. В песнопениях В. с. н. сначала прославляются апостолы и мученики, как составившие основу Церкви Христовой; нек-рые песнопения посвящены святителям и преподобным (напр., 1-й тропарь 3-й песни канона, 3-й тропарь 4-й песни канона). Кроме гимнографических произведений для В. с. н. создавались проповеди и поучения (кроме упомянутого слова свт. Иоанна Златоуста, известность получили, напр., слова Иоанна VIII Ксифилина, патриарха К-польского († 1075), и свт. Григория Паламы († 1359) - Владимир (Филантропов). Описание. С. 249, 258).

http://pravenc.ru/text/155560.html

25 окт. 1908 г. Б. был утвержден ординарным профессором КазДА, 14 авг. 1909 г. уволен из академии согласно прошению с назначением пенсии. С 1911 г. являлся директором Тифлисских высших жен. курсов. Дальнейшая судьба неизвестна. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 436. Д. 731. Ист.: Протоколы заседаний совета КазДА за 1889/90, 1899-1901, 1908-1910 гг. Каз., 1889-1910; Отчеты о состоянии КазДА за 1908/9, 1909/10 учебные годы. Соч.: Деятельность рус. духовенства в отношении к народному образованию в царствование имп. Александра II. Каз., 1891; Личность Петра I в ист. литературе//ИВ. 1894. 11; Характер преобразовательной деятельности Петра I//Там же. 1895. 7; Отношение современников и истории к Наказу и Большой комиссии Екатерины II//Наблюдатель. 1895. 10; Идеи Большого Наказа и практическая деятельность Екатерины II//Там же. 1896. 1; Либеральные стремления и практическая деятельность Александра I//Там же. 1897. 5; Публичная речь, произнесенная в актовом зале КазДА 22 сент. 1896 г. по случаю столетнего юбилея имп. Николая I//ПС. 1896. 3. С. 338-358; Обер-прокуроры Св. Синода в XVIII и в 1-й пол. XIX ст.: (Развитие обер-прокурорской власти в синодальном ведомстве). Каз., 1899; [То же, перераб. изд.]: (Отношения обер-прокуроров к Св. Синоду). Каз., 1900; Этюд из истории высшего образования в России в царствование имп. Александра I и Николая I. Каз., 1902; Имп. Александр II и цензурные реформы//ИВ. 1905. 3; К работам комитета министров по вопросу о веротерпимости//ПС. 1905. 1. С. 323-327; К работам комитета министров и особого совещания по вопросу о цензуре и печати//Там же. С. 640-650; К работам общественной мысли по вопросу о церковной реформе//Там же. 2. С. 142-159, 320-344, 621-640; 3. С. 346-359; XIII археол. съезд в Екатеринославле//Там же. 3. С. 644-651; Личность имп. Екатерины II в ист. лит-ре//ИВ. 1905. 8; Имп. Александр II и земская реформа//Там же. 1906. 9; К истории современного движения академического студенчества//ЦОЖ. 1906. 5, 8. Лит.: Терновский С. А. Историческая записка о состоянии Казанской ДА после ее преобразования, 1870-1892. Каз., 1892. С. 352-353, 615-616; ПБЭ. Т. 2. Стб. 615-617.

http://pravenc.ru/text/149299.html

Владыка Истинный призвал тебя принять жребий архиерейства уже в немолодые годы: за твоими плечами сорок лет усердного служения Святой Церкви, сорок лет ревностных трудов на новгородской земле. А это, несомненно, огромный опыт, который тем более ценен, что тебе предстоит иметь епископское попечение о новообразованной Боровичской и Пестовской епархии, созданной в регионе, где ты так долго был благочинным и нужды которого тебе известны не понаслышке. С юности поручив свою жизнь Господу, ты хранил в сердце желание всецело посвятить себя служению Создателю. И Он, видя, сколь сильна и искренна твоя вера, благословил тебя на пастырство, которое ты принял из рук Преосвященного Никодима, митрополита Ленинградского и Новгородского. Минувшие с того момента годы были наполнены обильными трудами на пользу церковную сначала в должности благочинного Боровичского округа, а затем и наместника Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого монастыря. Твоими стараниями эта обитель преобразилась и внутренне, и внешне, приобрела благолепие и удивительную красоту, стала одним из символов духовного возрождения нашей страны. Богу содействующу, ты сможешь использовать накопленный опыт и на новом месте служения, дабы вверенное твоим заботам стадо овец словесных возрастало в добродетелях и непреткновенно шло по пути спасения. Важнейшее дело любого пастыря и тем более епископа — проповедь Евангелия. Благодарение Господу, многострадальное Отечество наше начало выходить из духовного хаоса прошлых лет, когда практически все слои российского общества были охвачены «золотой лихорадкой» и жаждой быстрой наживы. Сейчас к людям постепенно приходит осознание того, что материальное благополучие, достаток, высокооплачиваемая работа еще не делают человека счастливым, если он «не в Бога богатеет» (Лк. 12:21). А задача Церкви сегодня — словом и делом нести спасительную весть о Христе нашим современникам, души которых «яко земля безводная» (Пс. 142:6), по слову псалмопевца. «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2:26), свидетельствует апостол, и Церковь, внимая этому назиданию, стремится воплощать его в конкретных направлениях своего служения, важнейшими из которых являются благотворительная, миссионерская, просветительская работа, в том числе с молодежью, с детьми, патриотическое воспитание юношества.

http://patriarchia.ru/db/text/1999518.ht...

Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем (Пс. 35:11). Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день благодеяния Твои; ибо я не знаю им числа. Войду в размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою — единственно Твою (Пс. 70:15–16). Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются; истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес; и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой; правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои (Пс. 84:11–14). Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его (Пс. 96:2). Вот, я возжелал повелений Твоих; животвори меня правдою Твоею (Пс. 118:40). Истаевают очи мои, ожидая спасения Твоего и слова правды Твоей (Пс. 118:123). Правда Твоя — правда вечная, и закон Твой — истина… Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить (Пс. 118:142, 144). Таким образом, правда в Ветхом Завете выступает как одно из качеств Самого Бога. Человеческая же праведность является прямым отражением этой божественной правды. Правда Божия имеет вневременной, вечный характер, но она отражена в заповедях, которые Бог дал людям, живущим во времени. В данном контексте «алчущие и жаждущие правды» — это те, кто горячо стремится исполнять заповеди Божии. Можно также сказать, что алчущие и жаждущие правды — это те, кто всем сердцем ищет Бога, потому что Бог — источник всякой правды. «Нагорная проповедь». Фреска. Фото: arch-heritage.livejournal.com В Новом же Завете акцент делается на милость как свойство Бога, не зависящее от поведения людей: Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). В Новом Завете представление о божественной справедливости почти полностью замещается идеей божественного милосердия. Этой теме посвящены многочисленные притчи Иисуса, в том числе притча о работниках в винограднике: каждый работник получает от Бога равную награду вне зависимости от того, с какого часа он начал трудиться (Мф. 20:1–16). Уместно здесь снова вспомнить об Исааке Сирине, который настаивает на том, что «милосердие противоположно правосудию» , поэтому не следует говорить о справедливости Божией, а можно говорить только о милосердии, превосходящем всякую справедливость: «Как песчинка не уравновешивает большое количество золота, так требования правосудия Божия не выдерживают равновесия в сравнении с милосердием Божиим. Что горсть песка, брошенная в великое море, то прегрешения всякой плоти в сравнении с разумом Божиим» .

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

В день открытия семинара его участникам, которых насчитывалось около ста человек, был представлен доклад «Мессианская значимость Псалма 109 и его место в истории богословия Церкви» Васина Алексея Владимировича, протоиерея, кандидата богословия из Минской Духовной Академии. Сам докладчик по причине болезни на семинаре не присутствовал, поэтому текст его сообщения озвучил протоиерей Николай Артемов, ключарь Мюнхенского Кафедрального собора и ведущий организатор Православного семинара. В комментариях  к тексту сообщения о. Алексия Васина отмечалось, что псалом 109 цитируется Самим Господом и святыми апостолами, а также и то, что этот пророческий текст многократно упоминается многими великими отцами и учителями Церкви, использующими его для обоснования целого ряда вероучительных истин. Сохранилось несколько толкований этого псалма, относящихся к разным школам и к разным традициям. Поэтому сообщение протоиерея Алексия Васина имело своей целью посвятить участников мюнхенского семинара в проблематику как текстологических, так и экзегетических аспектов в истории толкований 109 псалма. Его стихи  звучат и в богослужебной гимнографии Рождественского периода (прокимны, запевы к стихирам и т. д.). Таким образом, само  предрождественское время проведения Православного семинара словно  актуализирует знание и понимание содержания и значения этого псалма  для подготовки участников семинара к более глубокому созерцанию ветхозаветных пророчеств, исполнененых  в Боговоплощении Сына Божьего, как об этом учит наша  Церковь. В современной Русской Православной Церкви протоиерей Алексий Васин является одним из ведущих богословов-толкователей 109-го псалма. В октябре 2004 года он защитил кандидатскую диссертацию (Минская Духовная Академия) по теме «История толкований слов " Из чрева прежде денницы родих тя " Пс. 109, 3». Образу «росы» в масоретском тексте Пс. 109(110):3 и его мессианской значимости на основе библейского текста и богослужебной литературы Православной Церкви  посвящена статья этого автора в новом библейском альманахе, посвященном изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета («Скрижали». Выпуск 1. С. 120-142). Толкование о. Алексием  слов «из чрева прежде денницы родих тя» (Пс. 109:3с) в мессианском контексте Псалма 109 и литургического богословия православного богослужения, а также в трудах экзегетов Восточной Церкви IV –V века нашли свое отражение в двух статьях, опубликованных в том же издании (см. соответственно – «Скрижали». Выпуск 1. С. 112-119 и  «Скрижали». Выпуск 2. С. 98-138).

http://bogoslov.ru/article/2329067

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010