Речь при наречении во епископа и речи к новопоставленным епископам Речь при наречении во епископа Бийского, викария Томской епархии, 12 февраля 1884 года Богомудрые архипастыри! Не суждено было мне уготовиться к высокому служению святительства в высшем святилище наук, хотя было звание к тому и раз, и два. Смею думать, что не случайно, но промыслительно было сие, да не уклонюся от пути миссионерства, мне предназначенного и душою моею от юности излюбленного, – ибо еще на школьной скамье мысль о миссионерстве занимала меня. Известия об апостольских трудах патриарха российских миссионеров 1 влекли сердце мое к алеутам американским; но Промысл Божий случайным разговором со мной одного из присных моих указал мне путь к телеутам алтайским 2 , в Алтайскую миссию, где и обретен мною мир душе, томившейся исканием пути, в оньже пойду ( Пс.142:8 ). Здесь живые предания о том, чему и как учил, как жил и трудился основатель Алтайской миссии блаженной памяти архимандрит Макарий 3 , предания, от очевидцев его мною слышанные, были для меня обильным материалом к изучению духа миссионерства, каким водился этот первоапостол Алтая и по примеру его водятся преемники его даже до сего дня. Тридцатилетняя жизнь на Алтае была для неопытности моей той академией миссионерства, какую некогда открыть предполагалось в центре России, – только там учить миссионерству хотели по книгам, а здесь учительницею была жизнь. Первые годы употреблены были на изучение языка туземцев – этой азбуки миссионерства, необходимой для всякого миссионера. В то же время в годину тяжких испытаний, ниспосланных Промыслом Божиим на миссию, в числе других и моей немощи даны уроки терпения среди трудов, лишений и злостараданий – этих неразлучных спутников апостольского служения. Наконец, восемнадцатилетнее пребывание под твоим руководством, богомудрый наставниче и архипастырю 4 , состранствование с тобою не только по горам, рекам и пучинам Алтая, но и до царствующего града – не удовольствия ради, но несущее крест свой – и наконец до пределов соседнего Китая, соучастие в управлении делами миссии, к коему призвало меня твое начальственное и архипастырское доверие, были для меня последним курсом этой академии жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Псалом 142 Написанный, согласно надписаниям греческой и латинской Библий, во время гонений от Авессалома, псалом представляет молитву к Богу о возможно скорой помощи и внутреннем просвещении гонимого писателя. Господи! Услышь меня и не входи в суд с рабом Твоим (1–2). Враг преследует меня; я теряю мужество и успокаиваюсь только размышлением о делах Твоих (3–5). Я жду от Тебя помощи, как жаждущая земля дождя. Даруй мне Твою милость и избавь от врагов (6–9). Научи меня исполнять Твою волю и истреби врагов моих (10–12). Пс.142:1 .  Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей Пс.142:2 .  и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих. «Внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей». Защити, Господи, меня, несправедливо преследуемого и накажи гонителей, как поступающих нечестиво, так как Ты, Господи, защитник правды. Пс.142:3 .  Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, – «Втоптал в землю жизнь мою» – опасность угрожает мне смертью, нисхождением в землю, во гроб. Пс.142:5 .  Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих. «Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих». В тяжелых обстоятельствах преследований Давид вспоминал о необыкновенной милости, которую Господь оказывал в истории еврейского народа, размышлял, насколько позволяли обстоятельства, о всем, что Он делал, размышлял и о всем Его творении. Очевидно, эти размышления успокоительно действовали на Давида, так как открывали необыкновенную любовь Бога ко всему тварному, почему в следующих стихах Давид продолжает обращаться к Нему с молитвой о скорой помощи (6–7 ст.). Пс.142:8 .  Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, [Господи,] путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Пс.142:9 .  Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фома Аквинский (католический святой) Глава 1. Связь предстоящего рассуждения с предшествующим «Я размыслил обо всех делах Твоих, и стал размышлять о делах рук Твоих» (Пс., 142:5). Никакую вещь нельзя познать в совершенстве, не узнав ее деятельности. Ибо вид и способ деятельности позволяет определить меру и качество [внутренней] силы, а сила показывает природу вещи. В самом деле, естественная деятельность всякой вещи обусловлена тем, какой природой она актуально наделена. Деятельность вещи бывает двух видов, как учит Философ в XII книге Метафизики: есть деятельность, которая остается внутри самого деятеля и составляет его совершенство, когда он, например, ощущает, мыслит или хочет. А есть деятельность другого рода; она переходит на внешнюю вещь и составляет совершенство того, что создается деятелем, когда он, например, нагревает, режет или строит. 1 Богу подобают оба обозначенных вида деятельности. В самом деле, Бог мыслит, хочет, радуется и любит – это первый вид. Он также производит вещи в бытие, хранит их и управляет ими – это второй. Но поскольку деятельность первого вида есть совершенство деятеля, а второго – совершенство делаемого; и поскольку всякий деятель по природе первее сделанного и служит его причиной; постольку первый вид деятельности обусловливает второй и предшествует ему, как причина предшествует своему действию. Это очевидно в человеческих делах: замысел и воля строителя суть начало и условие строительства. Поэтому деятельность первого вида, будучи простым совершенством деятеля, заслуживает называться именно деятельностью, или даже действием. Вторая же, будучи совершенством сделанного, называется деланием; и вещи, производимые в бытие мастером в результате подобного действия, называются изделиями, или рукоделием. 2 О Божьей деятельности первого рода мы уже говорили в предыдущей книге, где шла речь о Божьем познании и воле. Д ля полноты рассмотрения Божьей истины нам теперь остается разобрать деятельность второго рода, а именно: как Бог создает вещи и правит ими.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Зиму 1828-го года я провел в монастыре преподобного Александра Свирского . Пред окнами моей келлии стояло древо, разоблаченное морозами, как скелет, разоблаченный смертью. Уединение изощряет чувства, изощряет мысль; круг действия их расширяется. Между тем море, о котором святой Иоанн Лествичник говорит, что ему непременно должно взволноваться, волновалось 101 . Обнаженное древо служило для меня утешением: оно утешало меня надеждою обновления души моей. «Гласом моим», гласом ума моего, гласом сердца моего, гласом тела моего болезнующего, гласом немощей моих, гласом падений моих «воззвах» ( Пс.141:2 ): «Господи, услыши молитву мою» ( Пс.142:1 ), «вонми молению моему» ( Пс.141:7 ), которое воссылаю Тебе из среды браней, потрясающих ум мой и сердце, из среды болезней, томящих и расслабляющих тело мое, из среды множества немощей, объемлющих все существование мое, из среды бесчисленных падений, которыми преисполнена жизнь моя. Услышавший Иону, молившегося во чреве кита, услышь меня, вопиющего из чрева беззаконий моих, из чрева адова. Из глубины, из бездны грехов, из бездны поползновений и искушений моих «воззвах Тебе, Господи!» Господи, услышь глас мой! «Изведи из темницы страстей душу мою», пролей в нее свет благодатный! ( Пс.141:8 ). Когда прольешь в нее этот свет, свет и светлый, и радостный, и животворный, тогда будет она «исповедатися имени Твоему» ( Пс.141:8 ). – Действует в душе исповедание, возбужденное благодатью, превышающее ум и потопляющее его в неизреченной сладости своей; он, сошедши в сердечную клеть, затворившись в ней невниманием ко всему чувственному, произносит имя Твое, поклоняется имени Твоему, питается именем Твоим, объемлет имя Твое и объемлется им. Имя Твое, Слове Божий и Боже, соделывает для него излишними все прочие слова! «Избави мя от гонящих мя» бесовских помыслов и начинаний, «яко укрепишася паче мене» ( Пс.141:7 ), паче произволения души моей, паче постижения ума моего! «Уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое» ( Пс.142:4 ). «Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя» ( Пс.114:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Если Ты не погубил тот мир, то неужели не помилуешь нынешний народ Твой? Помилуй нас, Владыка, сохрани и имей нас, уйми [Свой] гнев на нас ради крови Единородного, которою мы искуплены. Ведь если часто миловал Ты иудее Тропарь трясения, глас 8 Призираяй на землю и творяй ю трястися, избави ны страшнаго труса прещения, Христе Боже наш, и низпосли нам богатыя милости Твоя молитвами Богородицы, и спаси ны. Кондак трясения, глас 6 Избави труса тяжкаго всех нас, Господи, и язвы нестерпимыя, грех ради наших. Пощади, Господи, люди Твоя, яже стяжал еси Твоею Кровию, Владыко, и град не предаждь в погибель трусом страшным, инаго бо разве Тебе Бога не вемы, и воззови поющим: Аз есмь с вами, и никтоже на вы. «Послание епископа Аммона» об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора Когда Феодору исполнилось двадцать два года, ему поручено было Пахомием одно дело. Исполнив его, он начал искать святого Пахомия и, словно руководимый Святым Духом, оказался у дома, в котором монашествующие обыкновенно трапезничали, расположенного близ монастырской церкви. Здесь он почувствовал, что [начинается] землетрясение и услышал, как Пахомий молится, говоря: « Боже многомилостив и раскаявайся о злобах наших (Иоил.2:13) , пощади род человеческий и еще более приумножь Свое сострадание к нам. Не суди ни монашествующих, ни приснодевствующих, требуя [от них] строгого соблюдения обета. Также не суди народ Твой ради благ, которые Ты вручил нам и насадил в нас. Не суди нас, сравни нас с миром, бывшим прежде Пришествия Единородного Твоего. Поэтому не вниди в суд (Пс.142:2) с нами, но прости нам грехи наши. Ибо если Ты не погубил тот мир, то неужели не помилуешь нынешний народ Твой? Помилуй нас, Владыка, сохрани и имей нас, уйми [Свой] гнев на нас ради крови Единородного, которою мы искуплены. Ведь если часто миловал Ты иудеев ради Авраама, Исаака и Иакова, то тем более должен Ты непрестанно оказывать милость нам ради крови Христа Твоего. Мы — рабы Единородного Твоего, Который нас, являющихся творениями Его, соделал сынами Твоими».

http://pravmir.ru/molitvy-pri-zemletryas...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 15. Плач Пресвятой Богородицы Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Напоминаю, что мы обсуждаем возможность и способы самостоятельного совершения богослужебных последований. Сегодня мы продолжим разговор о том, что в плане богослужения можно сделать дома в Вел. Пятницу. Вчера мы обсудили варианты совершения «Последования Страстей Христовых», которое необходимо осуществить в течение дня до 17:00. После этого (до ужина) можно прочитать 1 часть вечерних молитв (ибо совершать Вечерню мы еще не научились). А после ужина-вечери (в период с 20:00 до 22:00) рекомендую вам вместо 2ой части вечерних молитв совершить сегодня малое Повечерие с каноном, именуемым «плачевной песнью» Богородицы. Судя по названию, кроме малого есть еще великое Повечерие, совершаемое по большим праздникам. Малое повечерие представляет собой значительно сокращенный вариант великого и включает в себя обычное начало, 3 псалма (50, 69 и 142), и славословие, после которого, читается особый для каждого дня КАНОН. Помните, что каждый день седмицы посвящен кому-то: понедельник – ангелам, вторник, Иоанну Предтечи и т.д. (кстати говоря, в занятии «О седмичной круге богослужения» я оговорился, сказав, что для Иванов особым днем в богослужебном отношении должен стать понедельник. Конечно же не понедельник, а вторник, который посвящен св. Иоанну Крестителю)… В канонике каноны на каждый день изложены сразу же после последования малого повечерия… Отсюда берет начало обычай читать перед Причащением 3 канона: … Впрочем, об этом мы поговорим подробней в другой раз. А сейчас скажем, что окончание Малого повечерия похоже на окончания службы «Часа», к которому добавляются еще 2 молитвы, такие же, какими завершается и великое повечерие. В Великую Пятницу совершается еще более сокращенное повечерие, т.е. после обычного начала и 50 пс. поется тропарь Великой субботы («Благообразный Иосиф»), после которого исполняется упомянутый нами плачевный канон Богородицы. В храмах этот канон часто читается вообще без малого повечерия, сразу по окончания вечерни у Плащаницы.

http://azbyka.ru/video/15-plach-presvjat...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Шестопсалмие – одна из важнейших частей утреннего богослужения Православной Церкви, состоящая из шести следующих избранных псалмов: Пс.3 , Пс.37 , Пс.62 , Пс.87 , Пс.102 и Пс.142 . О важности этой части утреннего богослужения свидетельствует то, что шестопсалмие во все почти время года читается безотложно на каждом утреннем богослужении, повседневном, субботнем и воскресном (исключение составляет Светлая Пасхальная седмица). Чтобы внимание слушающих ничем не развлекалось при чтении шестопсалмия и они могли углубляться в смысл читаемого, устав Церкви пред началом чтения полагает погашать почти все особенно яркие светильники и оставлять молящихся в полумраке. Особое внимание требуется при чтении и слушании шестопсалмия по его содержанию. «Покаяния псалмы сии исполнены суть и утешения», – говорится в Уставе. О поклонах при чтении Шестопсалмия 1. В Часослове (последование Утрени) в середине Шестопсалмия указано: « Слава, и ныне; Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды, без поклонов», т.е. можно креститься, но без поклонов. 2. В Оптиной существует традиция не накладывать на себя крестное знамение в середине Шестопсалмия. Преподобный  Лев Оптинский писал по этому поводу: «Что вам согласно с истинными преданиями святых отцов заповедала М. во время шестопсалмия не креститься, — сие советую вам хранить, и потому более сей завет должно наблюдать, что всецело согласен с советом божественных богодухновенных отцов наших; пусть кто как хочет, так и мудрствует, о сем и вас зазирает, таковый зазор, по неведению их, не важен, а заповедь — душеспасительна. Если же кто вас спросит, почему вы не подражаете им, то благосклонно можете ответствовать, что сего истина требует: пусть посмотрит в Триоди Постной и в Уставе о сем, а более того заповедала всем старица». Такую же практику рекомендовал прп. Паисий Святогорец : — Геронда, а почему мы не садимся на шестопсалмии? — Потому что оно символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. После первой статии мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия. Шестопсалмие. Его содержание, особенности и духовный смысл

http://azbyka.ru/shestopsalmie

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. И по смерти живая. Опубликовано: 28 августа 2023 И по смерти живая Круг светлых празднеств в честь Пречистой Богоматери Святая Церковь завершает праздником в честь Ее бессмертного Успения. Ублажая Ту, Которую по Ее боговдохновенному предречению ублажают вси роди (Лк. 1: 48), Церковь воспевает Ее ныне с такой славой, что эти песнопения кажутся как бы отзвуком пения ангельского, слышавшегося при Ее погребении и продолжающегося доселе на Небесах. Память и всякого замечательного человека окружают люди почитанием и прославлением. Даже люди не верующие в жизнь после смерти справляют годовщины смерти людей, почитаемых великими, потому что не умерли и после смерти великого человека его мысли и дела. Тем более не может остаться без славного почитания в христианском мире день Успения Богоматери, Матери Того, в Ком была жизнь и свет человеков (Ин. 1: 4). Кончиной увенчивается начало всякого дела, от нее получает свою истинную цену всё дело. Кончиной обнаруживается, была ли слава окончившего свой земной путь, дело своей земной жизни, лишь мнимой, мимолетным призраком, на краткое время вспыхнувшим и скоро угасшим пламенем, или та слава подобна отблеску огня, который, загоревшись в свое время, не угас, но продолжает гореть в сердцах множества людей, оживлять их во все времена. В празднование Успения Богоматери мы свидетельствуем, что доселе не память только о Ней жива в христианском мире, но Сама Она и по смерти жива , продолжает и из того мира, в который перешла по смерти, благодетельствовать оставшимся на земле. Как велика Богоматерь! Как достойна того, чтобы о Ней вспоминали, ублажая Ее, все роды! Из всего рода человеческого Она одна предызбрана Богом для того, чтобы сделаться Матерью Самого Бога во плоти! Тот, Кто почивает на святейших Херувимах, искал и нашел Себе престол, жилище в людях через рождение от Девы Богоматери. Псалмопевец Давид говорил: Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного (Пс. 13: 2–3). Были святые, но сделались таковыми не сами по себе, а по вере в Того, Кто, будучи Сам Богом, через воплощение на земли явися и с человеки поживе . О самих же людях говорили древние: не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс. 142: 2).

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/866-...

Власть прощать Владыка Антоний Сурожский рассказывал о своем знакомом, который, находясь в нацистском концлагере, чувствовал себя сильнее, могущественнее своих мучителей. «У них, — говорил он, была жалкая власть убить меня. Да и то, не меня, а только мое тело. У меня же была власть их простить и молиться о них». 16 марта, 2013 Владыка Антоний Сурожский рассказывал о своем знакомом, который, находясь в нацистском концлагере, чувствовал себя сильнее, могущественнее своих мучителей. «У них, — говорил он, была жалкая власть убить меня. Да и то, не меня, а только мое тело. У меня же была власть их простить и молиться о них». «Я зла не помню, я опять его возьму». В. Высоцкий О прощении говорить непросто, потому что все, кажется, о нем уже сказано. Ни о чем, может быть, не написано в христианской литературе так много и подробно. И это понятно. Все мы постоянно просим прощения у Бога, и знаем, что это прощение получим только в том случае, если сами всех простим. А если не простим, то и нас не простят. Казалось бы, такое условие должно бы раз и навсегда изгнать из любого верующего сердца даже тень обиды на кого бы то ни было, но почему-то этого со многими  не происходит. Многие ли из нас, христиан, научились не обижаться, не ссориться, не помнить зла? У великого польского педагога Януша Корчака, в приюте, который он возглавлял, был учрежден суд, перед которым могли предстать любые ученики, учителя и даже директор в случае, если оказывались виноваты в чьих-то глазах. Даже сам Януш Корчак однажды был за что-то судим этим судом. Интересно, что приговора на таком суде могло быть только два: или оправдать или помиловать. Понятно, что правых на этом суде оправдывали, а виноватых — миловали. Когда я об этом прочитал, очень восхищался. Какой прекрасный суд! Никого не осуждает! Так вот, Божий суд в чем-то похож на суд питомцев Корчака. Только если там никого невозможно было осудить, то у Господа — никого невозможно оправдать. Здесь или осуждение или помилование. Потому что все мы, даже самые праведные из нас, бесконечно виноваты перед правдой Божией. И чем праведней человек, тем острее ощущает свою вину и совершенную невозможность оправдаться перед Судом.  «…И не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс.142:2).

http://pravmir.ru/vlast-proshhat/

Слово архимандрита Павла (Кривоногова) при наречении во епископа Троицкого и Южноуральского 14 лютого 2024 р. 20:33 14 февраля 2024 года в Тронном зале кафедрального соборного  Храма Христа Спасителя  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения  архимандрита Павла (Кривоногова) , клирика  Московской (городской) епархии , наместника  Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря , во епископа Троицкого и Южноуральского. При наречении архимандрит Павел обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, преемники апостолов Христовых, богомудрые архипастыри! Промыслом Божиим, избранием Вашего Святейшества и Священного Синода, я призван к высокому служению Церкви Христовой на родной мне Уральской земле. Готовясь к предстоящей хиротонии, я часто вспоминаю житие  и служение таких светильников Церкви Христовой, как Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, и других славных мужей, в святительском подвиге Богу благоугодивших, и от этого уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое (Пс. 142:4), ибо не вижу в себе и малейших признаков близости к той степени чистоты и непорочности, какими были украшены эти угодники Христовы, особенно когда привожу себе на память слова святителя Григория Богослова о том, «что иной непорочен и взошел на самый верх добродетели; все еще не вижу, каким запасшись знанием, на какую понадеявшись силу, отважится он на такое начальство». Святой Максим Исповедник,  вспоминая сынов Аароновых  Надава и Авиуда, принесших пред Господом «огонь чуждый»  (Лев. 10:1-2), поясняет, что «те, кто всегда, как священники, приносят Богу себя как жертву живую (Рим. 12:1) и, подобно Клеопе, блюдут в себе горение Святого Духа, — те приносят Богу Его собственный огонь. Когда же люди по беспечности отходят от такого состояния и допускают в себе распаление страстей, тогда они приносят огонь чуждый и сжигаются в совести огнем обличений».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6102824...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010