Галина Дигтяренко  «Бог вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу и соделываешь ее нечувствительною». Иоанн Златоуст «Сквернословие – гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху». (Еф. 5, 4-5) «Положи Господи хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих». (Пс. 140: 2,3) «Хочешь быть далеким от скверных слов? Избегай не только скверных слов, но и беспорядочного смеха и всякой похоти».   Свт. Иоанн Златоуст «Цветок розы не издает голоса, а благо­ухание его далеко расходится молча; так надо жить и всем христианам». Свт. Феофан Затворник Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 ноября, 2019 30 июля, 2017 3 февраля, 2024 18 февраля, 2023 12 февраля, 2023 25 июня, 2022 10 марта, 2022 3 февраля, 2022 11 ноября, 2021 26 ноября, 2019 30 июля, 2017 3 февраля, 2024 18 февраля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/imenem-materi/

е. из раздачи милостыни. На литургии, как мы говорили с вами в беседе о таинстве причащения, приносится Богу жертва умилостивительная за всех людей, подобная той жертве, которую принес Господь на кресте. В таинстве причащения верующим преподается то же самое тело Господа, за нас ломимое, и та же самая Кровь Его за нас и за многия изливаемая во оставление грехов, какие были принесены на кресте, только таинственно пресуществленные из хлеба и вина. Вот почему совершение литургии в память умерших восходит к началу Церкви Христовой. Св. отцы и учители Церкви прямо называют поминовение умерших чрез совершение литургий преданием апостольским (Прав. Догм. Бог. М. М. 11 ч. 593–595 стр.) Точно также и поминовение умерших чрез совершение панихид восходит к временам древним. Известно, что древние христиане собирались у гроба мучеников и умерших собратий и совершали свои молитвы нередко в продолжение целой ночи. Отсюда произошло и самое название панихиды, что значит всенощное бдение. При совершении панихид обыкновенно употребляются кутия, т. е. вареная пшеница с медом и сладкими ягодами, каждение и свечи. Пшеница означает будущее воскресение умершего, а мед и сладкие ягоды – желание верующих умершему наслаждаться вечными благами. Каждение употребляется в знак благоухания молитв за умершего, по слову пророка: да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою ( Пс.140:2 ). Свечи в древности употреблялись по необходимости, так как самое богослужение совершалось ночью. Но в то же время древние христиане возжением свечей выражали то, что они просвещены светом Христовой веры, и приносили Богу, как Отцу светов, приличную жертву. Для самих христиан возжение свечей напоминало об обязанности их просвещать ум свой светом учения Христова, согревать сердце любовью к Богу и ближнему и приносить Богу в жертву дела милосердия. В частности при совершении панихид возжение свечей означает радостную уверенность молящихся в светлой будущности умершего, переход его от мрака греховного в страну, где сияет свет небесный.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Здесь и привычность греха, так сказать, навык и общепринятость обсуждения чужих дел, и невозможность избежать общества злословящих. Не случайно Апостол сказал: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 2). Но если грех злоречия будет ненавистен нам, если мы будем вслед за пророком Давидом молить Господа: «Положи, Господи, охрану устам моим» (Пс. 140. 3), то Всемилостивейший Господь обязательно подаст нам свою помощь. Да, мир в немалой степени зависит от нашего языка. В жизни Макария Великого был такой случай. Однажды преподобный Макарий шел со своим учеником. Ученик, несколько опередив учителя, увидел идущего навстречу языческого жреца, который нес большой обрубок дерева. Ученик воскликнул: «Куда несешь полено, демону». Жрец, рассердившись, сильно побил монаха и продолжал свой путь. Прошедши немного, он встретил Макария. Угодник Божий приветствовал жреца: «Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!». Жрец удивился: «Что нашел ты во мне доброго, что приветствуешь меня?». На что Макарий ответил: «Я приветствую тебя потому, что вижу тебя трудящимся и заботливо спешащим куда-то». Жрец от этих слов пришел в умиление и попросил Макария взять его к себе в монастырь и крестить. Позже бывший жрец постригся в монахи. По этому случаю блаженный Макарий сказал: «Слово гордое и злое направляет к злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых людей». И как иллюстрацию к этим словам великого египетского подвижника позвольте напомнить вам случай из истории нашего Отечества. В 1385 году Преподобный Сергий Радонежский ходил в Рязань, дабы примирить «свирепого» рязанца князя Олега с великим князем Дмитрием Ивановичем Московским. Вот что пишет об этом летописец: «Преподобный игумен Сергий, старец чудный, тихими и кроткими словесы и речьми и благоуветливыми глаголы, благодатью, данной ему от Святаго Духа беседовал с ним (с Рязанским князем Олегом) о пользе душевной, и о мире, и о любви, князь же великий Олег переложи свирепство свое на кротость и утешись и укротись, и умились вельми (очень) душею, устыдебось столь свята мужа и взял с великим князем Дмитрием Ивановичем вечный мир и любовь в род и род».

http://pravmir.ru/o-grexax-yazyka/

Как же христиане должны воздевать руки при молитве? – Ну, да небось – не по вашему! – шутливо заметил один сектант. – Это, с Божией помощью, мы увидим, – сказал я. – Но только сейчас же запомните, что Апостол велит «воздевать», поднимать руки, а сектанты опускают их к животу. Совсем против Писания!.. Для уразумения заповеди Апостола прочтем Пс.140:2 «да направится молитва моя, как фимиам, пред Лице твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» (ср.: 2Мак. 3, 20 ; Ис. 1, 15 ). Из слов Псалмопевца видим, что «воздеяние рук» знаменовало собою «жертву вечернюю», – жертву, особенно Богу приятную, как Пасхальный Агнец ( Исх. 13, 15 ). В Новом Завете жертвы Агнцев отменены ( Евр. 10, 9 ). Но выражение Давида: «воздеяние рук моих, как жертва вечерняя», должно иметь силу, потому что Ап. Павел говорит о воздеянии рук христианами ( 1Тим. 2, 8 ). Какая же наша жертва, каков наш Пасхальный Агнец? . «Пасха наша, – пишет Апостол, – Христос, заклан за нас» ( 1Кор. 5, 7 ). Значит, воздевая «чистые руки», мы должны указывать тем самым на Христа, за нас закланного. Мы это и делаем, полагая на себя крест, крестное знамение. Штундисты на время безмолвно слушали мои доказательства о крестном знамении. Потом закричали: – Не ясно! на строке не сказано, что надо креститься!.. Я ответил: – На строке не сказано... Но надо же как-нибудь «воздевать чистые руки»? – Надобно. – Вот мы и «исследуем Писания» ( Ин.5:39 ), ища разъяснений и указаний для своего действия руками... Петр Данилович возразил: – Апостол велит « руки воздевать, а вы одну руку поднимаете... Я сказал: – Апостол пишет всем христианам. Он не говорит: «желаю, чтобы муж воздевал чистые руки», а «мужи» . Если вы, мужи , поднимете по одной руке, – вы поднимете все-то не руку, а руки . Ну-ка, братцы, поднимите правую руку! Что вы все подняли? Народ закричал: – Руки! руки!.. – Итак, мы не разрушаем заповеди Апостола, воздевая только правые руки. Мы делаем так потому, что ветхозаветный обряд у христиан должен быть исправлен ( Евр. 9, 10 ). Прежде евреи «воздевали» обе руки; ныне мы, исправляя их обычай, поднимаем во имя Христа распятого одну правую руку, чтобы отогнать от себя силу демонскую ( Откр. 13, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

– «У них не было детей»: праведное исполнение закона, казалось, должно было привлечь на них особенное благословение Божие, внешним выражением которого было у Иудеев, между прочим, обилие детей и потомства; но у Захарии и Елисаветы детей не было, что, по-видимому, служило выражением немилости Божией к ним, на самом же деле было, как видно, испытанием их веры, для большего укрепления ее и возвышения их праведности, по которой они сподобились быть родителями Предтечи Господня.– «Были уже в летах преклонных»: то есть в таких, когда уже, по законам естественного человеческого плодородия, им нельзя было ожидать рождения детей и они должны были отложить всякую надежду иметь потомство, что так горько было для всякого еврея, тем более благочестивого, ожидавшего пришествия Мессии. Лк.1:8–9 . «В порядке своей чреды»: в свою очередную неделю, по порядку. – «Служил пред Богом»: исполнял те священно-служебные обязанности, какие обыкновенно исполняли священники при храме, в котором Вездеприсущий по преимуществу являл святое присутствие символически, в особенности во Святом Святых, на кивоте завета, где в первом храме постоянно было облако (шехина), видимый символ присутствия Божия. Во втором храме не было уже ни ковчега завета, ни облака, но он также был местом особенного присутствия Божия. – «По жребию, как обыкновенно» и пр.: при служении во Святилище пред лицом Божиим ничто не было предоставлено случаю и произволу человеческому; жребием определялось, кому из очередных священников совершать то или другое священное действие, в особенности – кому совершать утреннее и вечернее каждение пред лицом Божиим, что было важнейшим действием ежедневного богослужения. – «В храм Господень»: собственно в то отделение храма, которое называлось Святое, где и был для каждения особый жертвенник, так называемый кадильный (см. прим. к ст. Лк.1:11 ). – «Для каждения»: каждение совершалось не посредством кадильницы, а через возжжение курильного благовонного порошка на особом жертвеннике (ст. 11). Лк.1:10 . «Молились вне»: возжжение перед Господом благоуханного курильного порошка или каждение совершалось дважды ежедневно, утром и вечером. ( Исх.30:7–8 ). Об этом возвещалось народу трубным звуком, и народ стекался в это время в храм на молитву. Дым кадильный был символом возношения молитвы народной ( Пс.140:2 . Откр.5:8, 8:3–4 ) и – народ, зная символическое действие это, возносил вместе с этим благоуханием кадильным молитвы свои к Богу. Но так как в Святое могли входить только священники, народу же было это строго воспрещено, то народ молился во время этого действия в притворах и на дворах храма, в особенности же во дворах так называемых Израильтян и Жен, как ближайших к Святилищу (ср. прим. к Мф.21:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В совр. практике Русской Церкви В. а. исполняются редко, лишь в те наиболее непраздничные из седмичных дней, когда пение В. а. предписано действующим Типиконом; распространена традиция заменять В. а. изобразительными даже и в эти дни. В совр. практике греч. Церквей В. а., напротив, исполняются практически ежедневно ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 31-32), кроме дней, имеющих праздничные антифоны, а также кроме тех праздников, когда поются изобразительные антифоны (к-рые считаются в греч. практике особо торжественными). При этом текст В. а. в греч. практике подвергся существенным изменениям: 1-й В. а. обычно состоит из стихов Пс 91. 2, 3, 4 и 16 и       с припевом Τας πρεσβεαις τς Θεοτκου (    ) (при этом псаломские стихи часто опускают, оставляя лишь повторяющийся неск. раз припев и      ); 2-й - из стихов Пс 145. 1-2, 5 и 10 (т. е. из стихов 2-го изобразительного антифона) с припевом Σσον μς, Υ Θεο, ν γοις θαυμαστς (                ) в более праздничные дни или из стихов Пс 94. 1, 2-3 и 4 (т. е. из стихов 3-го В. а.) с тем же припевом - в дни менее торжественные (в любом случае в конце 2-го антифона, как обычно, поется       и «Единородный Сыне»); 3-й - из стихов стиховных стихир или 2 др. особых псаломских стихов (соответственно лику святого) с тропарем святого или праздника (но в конце антифона - вход с обычным входным из Пс 94. 6 с припевом). Напев В. а. в рус. традиции обычно тот же, что и у праздничных антифонов; в греч. традиции они нередко исполняются простым читком (тропари поются обычным напевом). Лит.: Дмитриевский И. Изъяснение литургии. С. 138-139; Розанов. Устав. С. 284-286; Никольский. Устав. Т. 2. С. 348-350; Mateos. Célébration. P. 27-90. Диак. Михаил Желтов Рубрики: Ключевые слова: «ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ» в правосл. богослужении: 1) общий прокимен перед утренним евангельским чтением; 2) стих хвалитных псалмов ВХОДНЫЙ СТИХ в правосл. богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» «Да исправится молитва моя», 2-й стих Пс 140 [LXX], используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение

http://pravenc.ru/text/вседневные ...

Из календаря пространной редакции Лекционария в Тропологий вошли, за небольшими исключениями, только те великие праздники, тропари к-рых уже были в Лекционарии; те песнопения, к-рые были указаны в Лекционарии в виде инципитов, в Древнем И. приведены полностью; репертуар этих же праздников в основном пополнили песнопения нового типа - стихиры и каноны. Циклы стихир и тропарей отдельных песней канонов в Древнем И. нередко состоят из неск. дополнений (2-3), что является показателем поэтапного расширения песненного материала И. и дает возможность проследить развитие их форм до кон. IX в. Песнопения Древнего И. не имеют авторских атрибуций. Дни, к-рые в иерусалимском Лекционарии из изменяемых песнопений имели лишь литургийные или вечерние прокимны (таких дней довольно много; см.: Leeb. 1970. S. 65-78, 171-176), не нашли отражения в Древнем И., за исключением будних дней Пятидесятницы. В Древнем И. содержится полный круг песнопений великопостного цикла, который открывается мясопустным воскресеньем, а со следующего, сыропустного, песнопения даются на каждый день поста; неделя Ваий открывает Страстной цикл. Период Пятидесятницы также представлен в полном виде. Из праздников, помимо воскресений Пасхи и Пятидесятницы (7-е воскресенье по Пасхе, согласно счету недель в Древнем И.), в него включены: в воскресенье по Пасхе - Новая неделя, во 2-ю субботу по Пасхе - исцеление расслабленного, в 3-й четверг - память св. младенцев, в 5-й четверг - Вознесение Господне, в 6-ю субботу - исцеление слепого в Силоаме. Те будние дни периода Пятидесятницы, к-рые не отмечены как особые, содержат лишь литургийные прокимны и аллилуиарии. По сравнению с Лекционарием, к-рый приводит для служб рядовых воскресений только прокимны, в Древнем И. впервые появляются комплекты воскресных песнопений 8 гласов (что в т. ч. является одним из древнейших свидетельств оформления системы осмогласия ). В каждом гласе они включают: для вечерни - цикл стихир на «Господи, воззвах» (в нек-рых рукописях - также припевы к Пс 140. 2 (см. ст. «Да исправится молитва моя» ) и охитай вечерни) и песнопения на «Се ныне благословите» (Пс 133) и «Креста» (вероятно, первоначально предназначенные для шествия после вечерни в иерусалимском храме Воскресения к Кресту на Голгофе - см.: Ibid. S. 70-71); для утрени - 9 циклов тропарей для 9 библейских песней утрени (т. е. канонов), антифонный псалом перед Евангелием (о воскресных утренних Евангелиях см. ст. Воскресенье ) и песнопение после Евангелия (гардамоткумай), цикл хвалитных стихир; для литургии - прокимен, аллилуиарий, тропарь умовения рук и тропарь Св. Даров. Многие, но не все циклы стихир и тропарей заключаются богородичном . По мнению Рену, по крайней мере часть воскресных песнопений Древнего И. восходит ко 2-й пол. IV в., к гомилиям святителей Кирилла и Исихия Иерусалимских (Ibid. S. 14-85).

http://pravenc.ru/text/Иадгари.html

Писал еще некто другому: «слышу, что ты, ухватившись за книгу, сидишь с раннего утра и до захождения солнца каким-то неповоротнем. Но не так поступал первоначальник наш Антоний; он, по указанию ангела, то садился за рукоделие, то опять вставал на молитву. И ты, хорошо зная, что не можно из одного камня построить дом, не думай, что нужно заниматься одною добродетелью – чтением Писаний; но при сем необходима и молитва». Молитва Да исправится молитва моя пред лице Твое ( Пс.140:2 ), – взывал пред Богом пророк Давид. Значит, можно и так еще молиться, как бы Бог отвратил или закрыл лице Свое от молящегося. Можно молиться по-иудейски – быть самодовольным и спокойным; такие думают, что они служат Богу, но Господь им говорит: приближаются ко Мне люди сии и устами почитают Меня, но сердце их далеко отстоит от Меня, и они всуе чтут Меня ( Мф.15:9 ). Можно еще молиться и по-самарянски, как Господь сказал самарянке: вы не знаете, чему кланяетесь ( Ин.4:2 ). Много есть поклонников истинного Бога, но немногие умеют Ему поклоняться в духе и истине ( Ин.4:2 ), каких ищет себе Господь. Многие не разумеют, что угодно Богу, но знают одно человеческое, – заботятся о земном, и просят не на добро, а чтобы употребить для своих вожделений. Таким говорит Господь: егда умножите моление, не услышу вас; егда прострете руки ко Мне, отвращусь от вас ( Ис.1:15 ). Все эти поклонники лицемерные и неразумные вменяются за ничто пред Богом, который ищет таких, которые поклоняются Ему в духе и истине, – имеют дух сокрушенный и умоляют от чистого сердца. Сказано нам: смиритесь пред Господом, – сокрушайтесь, плачьте и рыдайте ( Иак.4:8, 10 ). Должно работать Господу со страхом и даже радоваться пред Ним с трепетом; а иначе бывает некрасна и похвала в устах грешника. Фарисей самодовольный восхвалял Бога, но был осужден; тогда как мытарь охаявал себя и просил только милости у Бога, и за смирение свое был услышан. Многие обманываются молитвою наружною и не умилостивляют, а прогневляют Бога, как и Господь, указывая на таких, сказал: сии, напоказ долго молящиеся, приимут тягчайшее осуждение ( Мк.12:40 ). И молитва его да будет в грех ( Пс.108:3 ), сказано о том, кто зовет: Господи! Господи! и не делает того, что Господь говорит. Если повелел Господь оставить дар, принесенный к алтарю и идти прежде смириться с братом, то, что делаем мы, которые питаемся враждою, как хлебом, всякий день, и молимся еще так: остави нам долги, якоже и мы оставляем ( Мф.6:12 )? Не иное что, как собираем себе гнев на день гнева и праведного суда Божия. Вот и Каин приносил жертву со злобою на брата и услышал от Бога: еда аще право принесл еси, не согрешил ли еси? умолкни ( Быт.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Заключительное К. на литургии совершается после причащения. Св. Дары кадит предстоятель, затем повторно после перенесения их на жертвенник. В XI в. в К-поле это К. совершал архидиакон, предварительно взяв благословение у архиерея, причем кадил престол вокруг, а не только Св. Дары, как указано в совр. Служебнике ( Idem. The Communion, Thanksgiving, and Concluding Rites. R., 2008. P. 281, 462, 474). К. в службах суточного круга В Типиконах Иерусалимского устава о времени К. сообщается в отдельной рубрике (см. гл. 22 совр. Типикона). Согласно ранним редакциям (напр.: Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- см.: Lossky. Typicon. P. 148), а также первопечатному греческому Типикону 1545 г., К. предписывается совершать на вечерне на «Господи, воззвах» , в начале утрени, на 9-й песни канона, на непорочнах (Пс 118) в субботу и воскресенье. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. добавлено указание на К. в начале великой вечерни на Господские праздники (т. е. в начале всенощного бдения), перед и после чтения Евангелия на воскресной утрене и в дни памяти полиелейных святых. К. после чтения Евангелия на утрене упомянуто и в Типиконе 1633 г., хотя о К. перед чтением Евангелия не сказано. В Типиконе 1641 г., напротив, оставлено только указание на К. после чтения Евангелия. В исправленном издании Типикона 1682 г. указания о К. до и после чтения Евангелия были изъяты из аналогичной рубрики. В печатных московских Типиконах к рубрике о К. примыкают сведения о порядке совершения К. (см. гл. 22 совр. Типикона). На вечерне К. происходит при пении стихир на «Господи, воззвах». Вероятно, оно связано с наличием в Пс 140 фразы «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». Порядок этого К. подробно описан в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 612-613). Оно совершается священником или диаконом и включает в себя К. внутреннего пространства алтаря, иконостаса, затем всего храма и братии, начиная с игумена. Подробно описано К. хоров и канонарха крестовидно (σταυροειδς). Такая же манера К., предписываемая в т. ч. совр. Типиконом, предполагает использование кадила с рукояткой (кации); при использовании кадила на цепях крестовидное К. может заменяться троекратным К. ( Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 493).

http://pravenc.ru/text/1319790.html

Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь ( Мф. 6:5-13 ). …Наверное, ни у одного из народов того времени молитва не ставилась так высоко, как у евреев. Всякий взрослый мужчина должен был молиться три раза в день: утром, днем и вечером: Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой, – говорит Псалмопевец ( Пс. 54:18 ). Молиться можно было и в любое другое время. Так, например, работая в поле или по дому, многие евреи напевали псалмы или произносили спонтанную молитву. И Христос, и Апостолы часто цитируют псалмы, многие из них они знают наизусть – многие благочестивые иудеи того времени знали и всю Псалтирь наизусть. Кроме того, был назначен преимущественный день для молитвы – суббота. В этот день нужно было посетить синагогу, а потом возносить к Богу домашние молитвы. В Своей речи о молитве, приведенной выше, Спаситель критикует две группы людей: тех, кто молится напоказ, и тех, кто молится многословно, как язычник. Что имеет Христос в виду? Первые – это фарисеи и подражающие им люди. Молиться в синагогах – скорее всего, молиться громко, привлекая внимание. Молиться на углах улиц , или можно перевести: на перекрестках , означало следующее: некоторые люди стремились оказаться на улице в то время, когда звук труб Иерусалимского храма в три часа пополудни даст знак к вечернему жертвоприношению (отсюда трогательное, известное нам по Литургии Преждеосвященных Даров – Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою: воздеяние руку моею — жертва вечерняя ( Пс. 140:2 ).) Молиться именно в это время не было обязательным, иудею предписывалось молиться утром, днем и вечером, однако точные временные рамки не задавались. Но некоторые люди старались синхронизовать время своей молитвы с храмовым жертвоприношением. Само по себе это не плохо, просто такое своего рода усиленное благочестие, но проблемой это становится, когда такой человек старается в это самое время оказаться на глазах большого количества людей. Понятно, что тут уже мы видим не благочестие, а некую игру на публику.

http://azbyka.ru/parkhomenko/molitva-zap...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010