[Греч. Μανουλ Θηβαος], доместик, визант. мелург периода калофонического пения (не позднее 2-й пол. XIV в.). Ему принадлежат стихи непорочнов на погребение мирян и монахов (в т. ч. «Князи погнаша мя туне» (Пс 118. 161) на 4-й плагальный (8-й) глас (Ath. Iver. 973. Fol. 203v - 226, нач. XV в.; 974. Fol. 238-243v, 1-я пол. XV в.; 1120. Fol. 453-459, 1458 г. (письма Мануила Хрисафа ); БАН. РАИК. 154. Л. 168 об., 1430 г.; Ath. Doch. 315. Fol. 198-209v, 210-217, рубеж XVI и XVII вв.; 357. Fol. 168-193v, нач. XVII в.), стихи антифона на полиелее в дни памяти святых «Господа, аллилуия. Блажен муж» на 4-й глас с ремаркой «городское» (πολτικον) или «фессалоникийское» - «Правда Его пребывает», «В век века», «Воссия во тьме свет правым», «Блажен муж щедря и дая», «Щедря и дая», «Устроит словеса своя на суде», «Грешник узрит и прогневается» (Пс 111. 3б, 4а, 5а, 10а) и «Веков, аминь» (Ath. Cutl. 457. Fol. 144, 2-я пол. XIV в.; Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 90, кон. XIV в.; 2406. Fol. 129, 1453 г.; Ath. Iver. 985. Fol. 91-98, 1425 г.; 974. Fol. 153-164; 949. Fol. 74-76v, рубеж XVII и XVIII вв.; 1250. Fol. 147-147v, ок. 1770 г.; БАН. РАИК. 154. Л. 123v - 124v; Ath. Konstamon. 86. Fol. 179v - 184v, 1-я пол. XV в.,- рукопись фессалоникийской певч. традиции; Ath. Philoth. 122. Fol. 123-130v, 1-я пол. XV в.; РНБ. Греч. 126. Л. 105-106, 2-я пол. XV в.; 130. Л. 150, нач. XVIII в.; 711. Л. 113 об.- 114, XVIII в.; 132. Л. 178 об., посл. треть XVIII в.; Ydra. Iliou. 597(33). Fol. 148-148v, кон. XVII в.; Lesb. Leim. 238. Fol. 145-145v; 459. Fol. 138, обе рукописи - ок. 1700 г.; 8. Fol. 85v, кон. XVIII в.; Ath. Xeropot. 307. Fol. 175v - 179, 1767-1770 гг.; транскрипция хартофилакса Хурмузия в нотации Нового метода: S. Sepulcri. 704. Fol. 137-138, 1819 г.), стихира первомч. архидиак. Стефану (27 дек.) «Первый в мученицех» на 2-й плагальный (6-й) глас (РНБ. Греч. 126. Л. 249 об.-251; Sinait. gr. 1438. Fol. 150-157v, 1660 г.; Ath. Iver. 991. Fol. 108-109, 1670 г.; транскрипция Хурмузия: S. Sepulcri. 730. Fol. 99-102v), 2 версии калофонического стиха «Работайте Господеви со страхом» (Пс 2. 11) на 4-й плагальный глас (Ath. Konstamon. 86. Fol. 89v - 91, 93-94), стихи полиелея «Кукума» «Раби Господа» на 1-й глас, «поющегося в Фессалонике и в Константинополе» (Ath. Iver. 973. Fol. 131-145v), аллилуиарий на литургии (Ath. Cutl. 457. Fol. 199v - 202). Имя М. Ф. включено в каталог мелургов в рукописи нач. XIX в. Ath. Xeropot. 318 (Fol. 140-143).

http://pravenc.ru/text/2561924.html

Псалом 140 Праведник, надеющийся на Бога, избавляется от лукавства беззаконных, как бы из сети, а те гибнут жертвой своего лукавства, быв поглощены устами ада. Псалом Давиду. 1–2. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Господи, я воззвал в Тебе в молитве о помощи, услышь меня: внемли гласу моления моего, когда я взываю к Тебе, и – окажи милость в помощи мне. – Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, – моя сия молитва да направится к Тебе прямо, ввысь неба, как фимиам кадила: воздеяние руку моею, жертва вечерняя, – а молитва моя с воздеянием рук к Тебе да будет принята Тобою, как вечерняя жертва. 3–4. Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех с человеки делающими беззаконие: и не сочтутся со избранными их. – Положи, Господи, охрану устам моим, и – дверь ограждения или огради дверь уст моих, разумеется – так,чтобы из моих уст не выходили грешные слова... Не дай уклониться и сердцу моему в слова лукавых, или – в лукавые дела, – непщевати вины во гресех, т. е. для извинения дел греховных, – вместе с людьми, делающими беззаконие, и, разумеется, извиняющими себя в том... И да не буду я в числе избранных у них, точнее – не буду в союзе с ними при совершении их беззаконий ради каких-либо выгод или удовольствий (ст. 5). 5. Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея: яко еще и молитва моя во благоволениих их. Пусть научает и руководит меня праведник в милости, и – обличит меня: но елей грешного да не намастит главы моей, т. е. а грешный, если бы он вздумал милость оказать и тем доставить мне радость, то нет, пусть не делает этого... Яко еще и молитва моя во благоволениях их, – пусть так еще будет и молитва моя в отношении к их благоволениям, т. е. я не буду просить их о милости к себе, ибо они еще более возгордятся, нет – пусть милость мне будет только от Бога (ср. Пс.139:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Суббота, воскресение, Пятидесятница: двенадцать псалмов + молитвы + два чтения из Нового Завета Молитвы по псалмам Молитва между псалмами с кратким коленопреклонением. Больше стоя с воздетыми руками В молчании. Если кто кашлянул, зевнул, быстро заканчивали молитву: лучше краткие, но чаще, горячие к Богу Пение псалмов Двенадцать псалмов делят: по три псалма (для четырех братиев), по четыре и по шесть При пении чтец стоит, остальные на низких стульях молятся Коленопреклонений нет от вечера субботы до вечера воскресенья и всю Пятидесятницу Суточный круг 3-й, 6-й, 9-й – в Палестине, Месопотамии и на всем Востоке «определяются каждодневно тремя псалмами» Часы у египтян самоохотно совершаются во все продолжение дня вместе с рукоделием. Важнее служб, которые совершаются, понуждаемые уставом и билом в определенный час В Священном Писании: у пророка Даниила, в Ев (6, 9), Деян (3, 6, 9) Вечерняя «Да исправится… воздеяние руку моею – жертва вечерняя» (Пс. 140: 2) Та вечерняя жертва, которую Сам Он принес Отцу Своему воздеянием рук Своих за спасение всего мира на кресте Утренняя «…к Тебе утреннюю…» (Пс. 62: 1) Господь посылает в Свой виноградник работать: с раннего утра, в 3, 6, 9 и 11-й часы (святильничны=вечерня) 1-й час «Утренница». Установлен против обленения: после полунощницы до 3-го часа был отдых Некоторые ревностные братия ввели от старцев, чтобы выполнить назначенное пророком Давидом седмерично число богохвалений (см.: Пс. 118: 164) Определяются Пс. 50, 62, 89. После 1-го часа не спят Всенощное бдение Начинается с вечера предсубботнего. После сон только до 1-го часа 2 часа) Состав: поют три антифона (стоя) + отвечают на три псалма за канонархом (сидя) + три чтения (сидя) Умоляя телесный труд для большего напряжения ума Суббота, воскресенье: поста нет (Еккл.), чтобы подкрепить тело Суббота ночь – апостолы в бдении после распятия Воскресенье: до обеда только одно собрание «чести ради причащения Господня» – совмещают 3-й и 6-й часы, не умаляя ничего в последованиях молитвословий

http://pravoslavie.ru/31595.html

описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 429-454; Ч. 2. С. 157, 184-185, 322, 334, 338, 340; он же. Древние церк. обряды в Новгороде по указанию письменного архиерейского Чиновника, или Устава. М., 1861. С. 7, 43-44; Краснянский Г. Месяцеслов (святцы) Новгородских святых угодников Божиих, открыто и под спудом почивающих. Новгород, 1876. С. 153-170; Ключевский. Древнерус. жития. С. 58-64, 140-146; ПДП: Отчет о деятельности Общества с 25. XI. 1879 г. по 1. IV. 1880 г. СПб., 1880. Вып. 2. С. 59-70; Строев. Списки иерархов. Стб. 49. 2; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 79-85; Варсанофий (Охотин), еп. Акафист прп. и богоносному отцу нашему игум. Хутынскому, Новгородскому чудотворцу Варлааму//ПС. 1902. 11. С. 600; Слезскинский А. Г. Хутынский мон-рь: Из экскурсии в окрестностях Новгорода//ИВ. 1903. Т. 94. 12. С. 926-942; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 13, 21-37, 114-119, 130-136, 144-151; Дмитриев Л. А. Житийные повести Рус. Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 13-95, 271-281; он же. Житие Варлаама Хутынского//СККДР. Вып. 1. С. 138-142; он же. Видение хутынского пономаря Тарасия (Прохора)//Там же. Вып. 2. Ч. 1. С. 135-138; он же. Житие Варлаама Хутынского//Лит-ра Древней Руси: Биобиблиогр. словарь/Под ред. О. В. Творогова. М., 1996. С. 60-61; СКСРК, XI-XIII вв. М., 1984. 167. С.187-188; Зализняк А. А. , Янин В. Л. Вкладная грамота Варлаама Хутынского//Russian linguistics. 1993. [Т.] 16. С. 185-202; Водов В. Первые новгородские святыни и святые (до нач. XV в.)//Вел. Новгород в истории средневек. Европы. М., 1999. С. 382-390; Новикова В. К. Прп. Варлаам Хутынский, новгородский святой. СПб.; М., 2003. Л. А. Секретарь Иконография Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью " Знамение " . Икона. 2-я пол. XV в. (ГРМ) Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью " Знамение " . Икона. 2-я пол. XV в.

http://pravenc.ru/text/154255.html

4) Дуновение , взятое из примера Иисуса Христа ( Ин.20.22 ), употребляется ныне в чине оглашения, как символ изгнания нечистого духа. 5) Омовение рук , взятое из иудейской Церкви, внушает хранить чистоту души, напоминает об умовении Иисусом Христом ног апостолов и об умовении рук Пилатом перед осуждением Господа на смерть. 6) Помазание священным елеем есть символ мира с Богом, духовной радости и благодати исцеляющей. 7) Стрижение волос , взятое от иудейских назореев ( Суд.13:5 ; Деян.18:18 ), есть символ рабского служения Христу. 8) Каждение есть символ благодати, отгоняющей демонов ( Тов.8:2–3 ), означает и Славу Божию ( 3Цар.8:10 ), и возношение наших молитв к Небу ( Пс.140:2 ). 9) Отверстие царских Врат и отнятием завесы означается и яснейшее раскрытие Таин Божиих, и явление Иисуса Христа людям. 10) Взаимное целование , бывшее в древности, за литургией, у всех молящихся, ныне соблюдается за литургией только между сослужащими, а у мирян – только на Пасху; оно есть знак взаимной любви христианской. б) К молитвенным обрядам принадлежат: 1) Крестное знамение , в котором три первые, сложенные вместе, перста (пальца) означают Святую Троицу; остальные два, пригнутые к ладони, – Сына Божия в двух естествах, а также сошествие Его на землю; движение руки, изображающей Крест Христов: приложение перстов к челу, груди и плечам – освящение ума, сердца и действий. 2) Поклоны , если делаются нами в ответ на осенение крестом или Евангелием, означают благодарность; если соединяются с молитвою, означают прошение. Земные поклоны в Великий пост называются метаниями , ибо выражают чувства покаяния ( μετανο α). 3) Коленопреклонение есть символ покаяния, смирения и покорности Богу. 4) Падение ниц – сравнение себя с перстию земною. 5) Наклонением главы при чтении Евангелия выражается внимание, при перенесении Святых Даров – благоговение, при чтении молитвы главопреклонения – покорность Деснице Божией. 6) Возжжением свечей означается пламенность молитв, чистота сердца, духовный свет и радость, а если свеча зажжена от нашего усердия, то она есть жертва Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вселенский Владыка Славы». «Краткий катехизис основных начал веры Ново-израильской общины» 1. Предварительное понятие Почему паша община именует себя Ново-израильской? На основании священного писания и изъяснении по свято-отеческим толкованиям, правоверующие и хранящие Новый Завет Христов. Что означает Израиль? Израиль означает ум, видящий Бога. Что означает Новый израиль в совокупности? По изъяснению в свято-отеческом толковании, о Новом Израиле говорится так: да возвеселится Израиль о сотворившем его и сынове Сиона возрадуются о Царе своем ( Пс.140:2 ). Григорий Богослов изъясняет в толковом псалтыре стр. 1156 1 . Да веселится, взывает поющий Богу новым образом «Новый израиль», т. е. каждый христианин, с одной стороны, потому что Бог сотворил его человеком, с другой, что чрез веру присвоил его себе и сделал его новым народом своим. Далее, сыны Сиона суть сыны Новозаветного Евангелия, иначе – христиане. Затем апостол Павел говорит: и вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили по обычаям мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, Духа действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желание плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочее ( Еф.2:1–3 ). Что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожниками в мире, а теперь во Христе Иисусе, вы, бывшие некогда далеки, стали близки кровью Христовой ( Еф.2:12–13 ). В виду этого, наша община и носит название «Новый израиль». В духовном же возрождении, мы семя Авраамово не по плоти, а по обетованию ( Гал.4:22–31 ). Давид везде называет Христа Богом Израиля, чтобы сим показать, что кто благодетельствует Новому израильскому народу, т. е. христианам, тот благодетельствовал и древнему народу, так как Бог сих и Бог тех не суть различные Боги, но один и тот же (Толков. псалт., псал. 67, стр. 525 и 526). Пророк Исаия говорит: ибо Я Господь Бог твой, держу тебя за правую руку твою, говорю тебе не бойся, Я помогаю тебе, не бойся, червь Иаков малолюдный Израиль, Я Господь, искупитель твой ( Ис.41:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

и. м.» в благовещенский устав, в «произволе и неучении» и называет это песнопение «знаком плача», неуместным в праздничный день (Типикон. [Т. 1.] С. 545-546). Необычное положение занимает «Д. и. м.» в описании литургии Преждеосвященных Даров Великих понедельника, вторника и среды согласно Святогробскому Типикону 1122 г., отражающему смесь древней иерусалимской богослужебной практики с к-польскими традициями. «Д. и. м.» здесь поется по окончании шествия из храма Воскресения в ту церковь, где будет совершаться литургия. За ним сразу же следует «Ныне отпущаеши» и 40-кратное «Господи, помилуй», а затем - «Ныне силы небесные», херувимская песнь литургии Преждеосвященных Даров ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 2. Σ. 49, 65, 81). Кроме греч. «Д. и. м.» как отдельное песнопение известно и в др. вост. традициях: арм. (где, согласно толкованию VIII в., на вечерне между чтениями из ВЗ и из Апостола ежедневно по типу прокимна поется изменяемый стих псалма (арм. , от греч. μεσδιον), за которым следует пение «Д. и. м.»; см.: Findikyan. 2004. P. 482-487), копт. (где Пс 140. 1-2 поется с припевом «Аллилуия» в составе службы каждения; см.: Burmester. 1967. P. 42-43). На Западе «Д. и. м.» известно под именем «Dirigatur» (лат. - Да исправится). Dirigatur входило вплоть до реформ папы Пия X в состав ежедневной вечерни (кроме субботы) римского обряда , причем в средние века, вероятно, его пение сопровождалось каждением ( Amalar. Lib. offic. 4. 7. 17-19). Кроме того, Dirigatur использовалось в качестве градуала по крайней мере 4 дня в году: во вторник и в субботу 2-й Недели Великого поста, в субботы весеннего поста 4 времен года и в пятницы сентябрьского поста 4 времен года. Лит.: Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной литургии. М., 1951; Μωρατος Δ. Η λειτουργα τν προηγιασμνων. Θεσσαλονκη, 1955; Janeras V. La partie vespérale de la Liturgie Byzantine des Présanctifiés//OCP. 1964. Vol. 30. P. 216-218; Burmester O. H. E. The Egyptian or Coptic Church: A Detailed Description of Her Liturgical Services.

http://pravenc.ru/text/ Да исправится ...

Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.).//Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, Слобода Кукарка, Троицкий собор, Яранский уезд, 2-й благочиннический округ Слобода Кукарка – Троицкий собор, каменный, построен в 1819-1829 г.; расстоянием от г. Вятки в 140 вер., от уездного города в 78 вер.; приписная Тихвинская церковь при деревне Лядовской, деревянная, построена в 1863 году; часовни: внизу колокольни собора Крестовоздвиженская, на старом кладбище, каменная, в деревне Лядовской, Тырышкинская Богородская, деревянная, Смоленская, деревянная, постр. в 1875 г., Смоленцовская Спасская, каменная; причта по штату положено: 1 прот., 2 св., 1 диак., 4 пс.; квартиры для причта казенные; земли: усад. 2 дес. 2160 с., пах. 64 дес. 619 с., сен. 66 дес. 779 с., при приписной Лядовской церкви усад. 350 с.; братский денежный доход до 6000 р.; руги собир. на весь причт до 100 п. ржи и 200 п. овса и ячменя; прихожан: правосл. рус. 3668 м. п., 3753 ж. п., старообр. 7 м. п., 7 ж. п.; приход состоит из жителей слободы и крестьян 47 сел., расст. 1 – 10 в. В приходе две школы – одна церк.-прих. при соборе, другая земская смешанная в дер. Лядовой. Главное занятие кукарян товговля по преимуществу хлебом и сплавным лесом, чему много обязана Кукарка тем, что находится при судоходной р. Пижме и вблизи реки Вятки, изобилующей пароходами, с пристанями и у самой Кукарки. Есть здесь и пароходовладельцы. Затем, сильно развита в Кукарке конская торговля. Имеются заводы: маслобойные, свечные, мыловаренные, кожевенные, кирпичные; есть серповая фабрика, а также несколько приличных кондитерских заведений. Из ремесл известны: кружевное, валеное, чеботарное, шорное, скорняжное, синильное, малярное, кузнечное, горшечное и др. Жители же деревенские, как землевладельцы, по преимуществу занимаются хлебопашеством и в Сибирских губерниях плотничестком. В Кукарке находятся: волостн. прав. Кукарское, квартиры земского начальника, судебного следователя, пристава 4 стана, податного инспектора, управляюицего 9 сарапульским округом удельного имения, судебного пристава, акцизного контролера и нотариуса. В Кукарке же имеется земская больница с врачем, есть и ветеринарный врач.

http://sobory.ru/article/?object=33878

Вот что пишет о символике Покровцов и Воздуха св. Симеон Солунский : «иерей берет покров дискоса, означающий с другими покровами пелены, и читает стихи псалма, где говорится о вочеловечении Слова, потом другой покров полагает только на чашу и произносит также слова, относящиеся до воплощения Господня. Наконец иерей полагает и последний воздух, который означает и твердь, где звезды, и вместе синдон (т.е. плащаницу)» 22 . В связи со значением Воздуха как плащаницы Господней на нем может быть изображено помазание ароматами тела Иисусова. 4.7 Кадильница Кадильница – небольшой сосуд, в который на горящий уголь полагают фимиам (ладан) для благоухания. Традиция воскурять ароматические вещества Богу – древняя. При заключении завета с Израилем после выхода из Египта Бог повелел сделать « кадильницы , чаши и кружки, чтобы возливать ими: из золота чистого сделай их» ( Исх. 25:29 ). Это повеление было исполнено, многочисленные указания на это мы находим, например, в книге Чисел, в книгах Царств, Паралепоменон. Язычники тоже имели обычай курить своим богам. На это указывали древние пророки: Исаия (65:3, 7), Иеремия (1:16; 44:19), Иезекииль (16:18), Осия (12:13; 11:2). Само каждение связывалось с молитвой. «Да исправится молитва моя, – пел Богу пророк Давид, – яко кадило пред Тобою» ( Пс.140:2 ). В Новом Завете эта связь показана в Апокалипсисе, где говорится о золотых чашах, полных фимиама, «которые суть молитвы святых» ( Апок.5:8 ). Символ кадила с вложенным в нее ладаном конкретно на проскомидии – «дары, от волхвов принесенные, – злато, ливан и смирну» 23 . 4.8 Грецкие губки Грецкие губки (σπγγος) предназначены: 1я – для собирания частиц; 2я – для вытирания священных сосудов. О их употреблении св. Иоанн Златоуст говорит следующее: «Не видиши ли служителей наших, губою трапезу омывающих и дом очищающих, и тако блюды ( Дискосы ) полагающих? – Якоже губою омываем Церковь , да в чистей Церкви вся предложатся, да ни едина же будет скверна» 24 . 4.9 Ковш, блюдо, сосуды для вина и для воды

http://azbyka.ru/proskomidiya-ee-chinopo...

В настоящее время мы владеем довольно обстоятельными сведениями о суточном богослужении IV-V в. от трех различных стран и частей тогдашнего христианского мира, каждая из которых вырабатывала богослужебный ритуал самостоятельна, хотя, благодаря всегдашнему тесному общению церквей, не без влияния со стороны. Мы имеем ввиду те литургические данные, которые заключаются: 1) в Апостольских Постановлениях, 2) в «Путешествии ко св. местам» конца IV в., приписываемом Сильвии Аквитанский, и 3) в древнейших иноческих уставах. Первый памятник, имеющий, как мы видели, сирийское происхождение, 599 знакомит нас с богослужением сирской церкви IV-haч.V в., второй с богослужением Иерусалимской церкви конца IV в., (с. 146), а третий – с молитвенным правилом египетских и палестинских подвижников начала V в. Первые два памятника дают тип соборно-приходских церковных служб для мирян; последний представляет собою первый и древнейший устав иноческого богослужения. Тот и другой тип церковной службы не мог не оказать влияния на богослужебную практику лавры св. Саввы Освященного, ученика учеников египетских подвижников, основавшего свою обитель в непосредственной близости к Иерусалиму, – основоположника нынешнего церковного устава, деятельность которого относится уже к VI в. Вечерня и утреня по Апостольским Постановлениям Апостольские Постановления, памятник, как мы видели, разновременного происхождения, говорят об утреннем и вечернем богослужении в трех местах; во II кн. и в добавлениях к кн. VII и VIII. Первое место принадлежит к древнейшим частям памятника, именно представляет переработку Сирский Дидаскалии III в., сделанную в IV-V в. 600 . Переработка в данном случае и выразилась в том, что к общему увещанию Дидаскалии почаще молиться в церкви Апостольские Постановления присоединяют требование утреннего и вечернего общественного богослужения и назначают для того и другого определенный псалом. (Прибавки Постановлений к Дидаскалии печатаем курсивом). «Епископ заповедуй народу и убеждай его, чтобы прилежна ходил ( νδελεχζειν) в церковь каждый день утром и вечером и не оставлял собрания ( σνολον), но ходил в оное постоянно... чтобы никто удалением своим от нее не увечил церкви и не дробил на части тело Христово. Каждый день собирайтесь утром и вечером поя и молясь в церквах ( ψλλοντες καì πρασευχμενοι ν τοι ς κυριακοι ς), утром говоря ( λγοντες) псалом 62-й, вечером же 140» 601 . Первый же из этих псалмов («Боже, Боже мой к Тебе утренюю») входящий в состав нынешнего нашего шестопсалмия (на 3-м месте), назначает для утреннего богослужения из той же эпохи псевдо-Афанасий в сочин. «О девстве» 602 и, как увидим, Златоуст. Первый прибавляет: «а на рассвете (говорите): «Благословите вся дела Господня Господа», т.е. песнь 3 отроков). Об употреблении 62-го пс. за утренним богослужением говорит прп. Иоанн Кассиан 603 и немного позднее (в нач. VI в.) прп. Бенедикт 604 . (с. 147)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010