В псалмах Давида — другого ветхозаветного героя, о котором говорится в Великом каноне, — мы читаем: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:7–10). Поистине, Бог присутствует всюду, и от лица Его никуда не скрыться. Бог присутствует даже там, где, как нам кажется, Его нет. И Он всегда обращен к нам, даже если мы думаем, что Он отвернулся от нас. Бог никогда не отворачивается от человека, но человек отворачиваемся от Бога — в этом и заключается человеческая трагедия. По словам одного средневекового западного богослова, Бог никогда не оставляет нас, но мы оставляем Его; Бог всегда слышит нас, но мы часто не слышим Его; Бог всегда внутри, но мы оказываемся снаружи; Бог всегда рядом, но мы нередко далеки от Него. Бог не ввергает человека «во чрево китово», но человек сам бежит от Него, садится на корабль, попадает в бурю, а потом оказывается в пучине богооставленности. И тогда «из глубины», из бездны он взывает к Богу, и Господь приходит к нему на помощь. Вот в чем мы каемся, вот о чем мы плачем во время Великого поста. О том, что многие дни, которые были даны нам для покаяния, для исполнения заповедей Божиих, дни, когда мы могли жить с Богом, предстоять перед лицом Бога, мы прожили без Него, вдали от Него. Драгоценные дни жизни, дарованные нам для того, чтобы мы могли приблизиться к Богу, мы потеряли, погубили. Жизнь была дана каждому из нас, чтобы мы пришли к Богу и узрели Его лицом к лицу, но мы не увидели Его. И кто знает, сколько еще Великих постов суждено нам пережить, сколько отпущено нам возможностей для покаяния. Может быть для кого-то их стоящих здесь этот Великий пост окажется последним шансом пересмотреть свою жизнь и обратиться к Богу. Вслушиваясь в слова Великого канона, всматриваясь в историю жизни людей, бежавших от Бога, но настигнутых Им, людей, которые оказывались в безднах, но которых Бог выводил оттуда, подумаем о том, как Бог выводит каждого из нас из бездны греха и отчаяния для того, чтобы мы принесли Ему плоды покаяния.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

е. озеро) и потому уже и мельче ее и т. д. Одним словом, причина ограниченности вещей местом заключается в том, что в ней они изменчивы и в своих проявлениях зависят от различных ограничивающих условий. Отсюда, становится нисколько понятным, каким должен быть Бог в отношении пространственности. Как независимый, ни с какой стороны, ни от чего. Он ничем не ограждается, не стесняется, не ограничивается и потому является Существом Необъятным. По отношению же к миру, занимающему определенное место, Бог Вездеприсущь, т. е. пребывает всегда, везде и всецело. Священное Писание ясно учит о вездеприсутствии Божьем. «Куда пойду от Духа, Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнею, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря; и там рука Твои поведешь меня, и удержишь меня десница Твоя» ( Пс.138:7–10 ). «Он есть во всем и в то же время вне всего», замечает святой Кирилл Иерусалимский . Вообще же нужно сказать, что трудно ясно уразуметь, в чем заключается везде присутствие Божье. «Что Бог есть везде, мы знаем, но как (везде), это не особенно понимаем», говорит святой Иоанн Златоуста . Итак, свойства, вытекающие из понятия о бесконечности Божьем, следующие: неизменяемость, вечность, вездесущей. Мы рассмотрели свойства бытия Божие и здесь должны спросить, какое нравственное приложение имеет для нас та истина веры, что Бог имеет известные свойства, к чему должна побуждать нас эта истина? Для нравственной жизни христианина самое главное это, решение вопроса: В чем конечное назначение человека? В этом отношении вера в вечность Божью имеет решающее значение. В самом деле, если Бог – Дух Вечный, то вечен и мой дух и потому самая главная наша забота должна быть, забота о спасении души и приготовлены к вечности. Отсюда, все временное, тленное важно только в той мере, в какой оно способствует истинной жизни моей души. Но раз целью моей жизни становится приготовление к вечности, то и вся моя мысль клонится к разрешению вопроса другого: кого же и что я должен, прежде всего, любить, к кому и к чему должны направляться мои симпатии, чтобы верно мне идти к своему назначению? В этом искании мне помогает вера в другое свойство Божье, в то, что Он – Любовь .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

Зачатие и рождение ребенка, с точки зрения христианской веры, представляется даром Божиим. «…приобрела я человека от Господа», — говорит Ева по рождении сына ( Быт. 4:1 ). О бесплодной Анне, впоследствии матери пророка Самуила, сказано, что «Господь заключил чрево ее» ( 1 Цар. 1:5 ). Когда же она, после долгих молитв, рождает ребенка, то говорит: «От Господа Бога Саваофа я испросила его» ( 1 Цар. 1:20 ). Автор псалма описывает развитие эмбриона и плода как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои…» ( Пс. 138:13, 15–16 ). О том же свидетельствует Иов в своих словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Ты вывел меня из чрева» ( Иов 10:8, 18 ). «Я образовал тебя во чреве и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя…», — говорит Господь пророку Иеремии ( Иер. 1:5 ). Исходя из такого представления, Православная Церковь настаивает на неприкосновенности жизни человеческого плода или эмбриона на любой стадии развития. «Тот, кто будет человеком, уже человек» , — писал Тертуллиан. Во 2м и 8м правилах святителя Василия Великого сказано: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства… Дающие врачевстводля извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы» . При этом святитель Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: «У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного» . Момент одушевления Вместе с тем некоторые отцы (преп. Макарий Великий или автор приписываемых ему творений, блаж. Иероним и Феодорит Кирский, Иоанн Болгарский и свт. Кирилл Туровский) считали, что одушевление зародыша происходит не тотчас же по зачатии, но лишь спустя некоторое время — подобно тому, как при сотворении первого человека Бог прежде создал тело Адама, а затем уже «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт. 2:7 ). Такая же позиция отражена в «Православном исповедании» (1643): «Душа дается от Бога в то время, когда тело образуется и соделается способным к восприятию оной» . Из этих предпосылок вытекает дифференцированное отношение православных богословов к различным методам доступной в наши дни аномальной техники деторождения.

http://azbyka.ru/zdorovie/na-kakom-etape...

Каждый возраст в жизни человека по-своему неоценим и составляет богатство нашего личностного бытия, возрастающего от чрева матери перед очами Господа Бога: Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было (Пс. 138, 16). Рейтинг: 9.9 Голосов: 747 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  См.:  Иоанн Златоуст , свт. Гомилии на Книгу Бытия.  Последнее слово –  гоийм  – почти никогда не используется в Ветхом Завете по отношению к самим евреям, за редкими исключениями.   Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет  (Откр. 20,6)  См.:  Амвросий Медиоланский . Об Аврааме.   Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] ()  См.:  Василий Великий , свт. Беседа 13. Побудительная к принятию святого Крещения.  См.:  Амвросий Медиоланский . Об Аврааме.  «Говорит это (т. е. Павел. –  О.С. ), поскольку еще могут уверовать те (т. е. члены семьи. –  О.С .), кто не ненавидит (т. е. пока. –  О.С .) имя Христа» ( Амвросиаст . На Послания к Коринфянам).  Имеется в виду обычай смешивания воды и вина для употребления во время евхаристии.  См.:  Ориген . Фрагменты.  «Авраам рассмеялся не потому, что усомнился; сказав же:  хотя бы Измаил был жив , обнаружил только любовь свою к Измаилу. Двадцать пять лет Бог оставлял его в надежде иметь потомство, и Авраам, при всех бывших ему откровениях, свидетельствовал веру свою. Сколько было у него борьбы с неплодием, столько же показывал он и торжество веры. Но когда к неплодству присоединилась старость, тогда Авраам рассмеялся в мысли своей, то есть удивился, что Бог сотворит это с ними. Посему-то и говорит ему Бог:  именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына . Не искушая тебя, говорю это, но чтобы ты верил тому, чего не исполняю» ( Ефрем Сирин . Толкование на Книгу Бытия).  Катены на Книгу Бытия.  См.:  Иоанн Златоуст . Гомилии на Книгу Бытия.

http://pravoslavie.ru/105441.html

могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею " (Еф. 3, 18-19). Не произвольно, конечно, божественный взор апостола созерцает и начертывает здесь образ Креста, но уже это показывает, что чудесно очищенный от тьмы неведения взор его ясно прозрел в самую суть. Ибо в очертании, состоящем из четырех противоположных перекладин, выходящих из общего средоточия, он усматривает всеобъемлющее могущество и дивное промышление Того, Который благоволил явиться в нем миру. Потому-то апостол каждой из частей этого очертания усваивает особое наименование, а именно: ту, которая нисходит из середины, называет глубиной, идущую вверх-высотой, обе же поперечные-широтой и долготой. Этим он, как мне кажется, ясно хочет выразить, что все, что ни есть во вселенной, превыше ли небес, в преисподних ли, или на земле от одного края ее до другого,-все это живет и пребывает по Божественной Воле - под осенением крестным. Можешь еще созерцать божественное и в представлениях души твоей: воззри на небо и умом обними преисподнюю, простри мысленный взор твой от одного края земли до другого, помысли при этом и о том могучем средоточии, которое все это связывает и содержит, и тогда в душе твоей само собою вообразится очертание Креста, простирающего свои концы сверху вниз и от одного края земли до другого. Это очертание представлял и великий Давид, когда говорил о себе: " Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо (это высота)-Ты там; сойду ли в преисподнюю (это глубина)-и там Ты. Возьму ли крылья зари (то есть с востока солнца-это широта) и переселюсь на край моря (а морем у Иудеев назывался запад-это долгота),-и там рука Твоя поведет меня " (Пс. 138, 7-10). Видишь ли, как Давид изображает здесь начертание Креста? " Ты,-говорит он Богу,-повсюду существуешь, все Собою связуешь и все в Себе содержишь. Ты вверху и Ты внизу, рука Твоя одесную и рука Твоя ощуюю " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Но если это так, по неразумному предположению наших противников, то зачем напрасно устрашает нас словами: «вы от нижних, Я от вышних», и опять: «вы от мира сего, Я не от мира сего» ( Ин.8:23 )? А говоря о Себе, что Он «свыше» (νωϑεν), не употребил просто с «небес», ибо какое преимущество Он имел бы тогда пред святыми ангелами, как скоро мы найдём, что и они «свыше», принимая выражение в местном смысле? Но оно указует на то, что Он рождён от Вышней и над всем Владычествующей Сущности. Итак, как может Он оказываться истинным, если имеет свойства тел, общие с другою тварью и вместе с приведённым из небытия в бытие объемлется Отцом, если мы должны признать, что ничто не может быть вне Его? Так и божественный псалмопевец, изрекая Духом совершенно истинные и сокровенные тайны, говорит, что Сын не отсутствует решительно ни от одного места, свидетельствуя тем о Его бестелесности и неограниченности, как и о том, что Он не объемлется местом, как Бог . «Куда, говорит, пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда бегу? Если взойду на небо, Ты – там, – если сойду в ад, присутствуешь (и там), – —211— если возьму крылья мои по утру и пойду в пределы моря, и там рука Твоя будет путеводить меня и будет содержать меня десница Твоя» ( Пс.138:7–10 ). А эти (лжеучители), безрассудно противопоставляя своё мнение откровениям Духа, подвергают Единородного ограничению, хотя они и обязаны иметь относительно этого правильное и надлежащее рассуждение. Ведь если наполняет небеса и пределы земли, то есть и ад, то разве не верх неразумия прилагать к Нему термин объёма, не принимая во внимание того, что если лицо Его, то есть Дух, – ибо лицом Сына называет Духа, – наполняет всё, то как Он Сам мог бы быть внутри объёма Его Богом и Отцом? Но не менее безрассудно усвоять описуемость бестелесному и подвергать мере неограниченное. Ведь говорить, что Он существенно объемлется Богом и Отцом, что другое означает, как не то, что Он имеет ограниченную сущность, как без сомнения и каждое из Его творений, коим мы смело и истинно должны усвоять объемлемость, ибо (и они) тела суть, хотя бы и не такие, как наши.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Паломничество Ланселота «Паломничество Ланселота» — продолжение фантастического романа «Путь Кассандры», действие которого происходит в недалеком будущем. Европейские государства после экологической катастрофы объединились под властью президента, называющего себя «Спасителем и Мессией». Планетянин Ланс отправляется в паломничество на далекий остров Иерусалим, чтобы получить исцеление от «Мессии». Исцеление страждущих происходит в главной резиденции — новой Вавилонской башне. Следуя за героями книги, мы по-иному начинаем понимать известные, но так и не узнанные по-настоящему любовь, веру, добро… Паломничество Ланселота  Юлия Вознесенская  «Паломничество Ланселота» — продолжение фантастического романа «Путь Кассандры», действие которого происходит в недалеком будущем. Европейские государства после экологической катастрофы объединились под властью президента, называющего себя «Спасителем и Мессией». Планетянин Ланс отправляется в паломничество на далекий остров Иерусалим, чтобы получить исцеление от «Мессии». Исцеление страждущих происходит в главной резиденции — новой Вавилонской башне. Следуя за героями книги, мы по-иному начинаем понимать известные, но так и не узнанные по-настоящему любовь, веру, добро… Посвящается моим сыновьям Андрею и Адриану-Артуру Окуловым «… Ты был кротчайшим и учтивейшим мужем, когда-либо садившимся за стол вместе с дамами, а для смертельного врага — суровейшим противником, когда-либо сжимавшим в руке копье». Мэлори, «Смерть Артура», слово сэра Эктора о сэре Ланселоте «Если мы не сможем рождать Ланселотов, общество распадется на жестоких и ничтожных (о тех, кто сочетает жестокость с ничтожеством, говорить не буду)». К. С. Льюис «Куда пойду от духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там, сойду ли в преисподнюю — там Ты. Возьму ли крылья зари и преселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя». Пс.138, 7-10

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Посмотри и на каждое животное земли, на дерево, на цвет сельный, на былие травное. Не видишь ли и тут опять Его же премудрого, преблагого, облеченного в красоту и велелепоту, благоуханного, сладчайшего, пречистого, всесовершенного? Если бы ты углубился внутрь земли, и там увидел бы Его же зиждительную руку, воздвигающую вещество и связующую тело земли водными жилами. Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя ( Пс.138:7-10 ). Везде Ты единый, всё животворящий, всем правящий, всех радующий! К Адаму Ты приходишь во время прохлады дня ( Быт.3:8 ), Аврааму знаменуешь Себя мраком ( Быт.15:12 ), с Моисеем беседуешь в облаке ( Исх.24:18 ), с народом Израильским — в гласе трубном, огне и дыме ( Исх.19:18-19 ), Илии являешься в веянии тихого ветра ( 3Цар.19:12 ), на апостолов сходишь в сильном ветре и огне ( Деян.2:2-3 ), Павла облиставаешь светом ( Деян.9:3 ), всех нас возрождаешь водой, запечатлеваешь елеем святым, питаешь хлебом жизни, освящаешь Древом Крестным. Везде виден Ты светлому и чистому взору богомыслителя! Не отвращай же никогда Лица Твоего от отроков Твоих! Пусть мы видим Тебя, Вездесущего, повсюду! Пусть неблагодарное мудрование, отнимающее у Тебя славу ближайшего и непосредственного мироправления и предпочитающее Тебе дело рук Твоих, отрокам Твоим кажется и неправдой, и безумием, и хулой на Тебя, на мир и на собственное их достоинство! Даже и не только в глубине нашего существа может быть зрим его Создатель, но и во внешнем нашем составе, который есть образ образа Божия. Наше зрение, простирающееся до изумительной отдаленности, укажет в себе черту Бога Всевидца. Наш слух, открывающий в простом законе чуждого ему вещества бесстрастное и самое глубокое наслаждение, дает намек на чистейшее, полнейшее, блаженнейшее вседовольство Божие. Устройство тела нашего также указывало некоторым богомудрым мужам в себе образ Божий. Словом, на какую бы сторону нашего существа мы ни обратили богомысленное внимание, везде мы увидим Бога; человек с тем и создан по образу Божию.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Потому-то, изобразив проявления Божественного всеведения, насколько это доступно для человеческого ума и слова, псалмопевец выражает удивление пред тайной этого Божественного свойства, сознается в невозможности постигнуть его вполне и исповедует, что он не обладает достаточными для этого силами: «Дивно для меня ведение Твое, – высоко, не могу постигнуть его!» Объясняя эти слова псалмопевца, св. Иоанн Златоуст говорит: «смысл этих слов следующий: хотя и промышлением Твоим я пользуюсь и знаю, что Ты провидишь все, однако не могу иметь о Тебе знания точного и вполне ясного: оно удивися, т.е. «превышает, превосходит меня», – так обширно, что не может быть обнято умом моим, так оно дивно, так велико! Рассуждая о знании, псалмопевец не говорит: я не знаю Бога, но: я не имею о Нем знания совершенного и ясного». Пс.138:7–10 Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя. Изречениями сих стихов пророк образно, или картинно, выражает и изъясняет ту же мысль о вездеприсутствии и всеведении Божественном. Задумываясь или размышляя о том, найдется ли где такое место во вселенной, где бы можно было человеку укрыться от Бога или избежать Его власти, он приходит к заключению отрицательному, и для того, чтобы выразить свои мысли в наиболее понятных образах, он берет самые крайние, самые отдаленные пределы во вселенной – небо и ад (по понятиям ветхозаветных иудеев, находившийся в самой глубокой и отдаленной части вселенной, в преисподней), и говорит, что и здесь, в самых отдаленнейших частях мира, Господь находится всем существом Своим и здесь над всем назирает и всем управляет, так что если бы человек и имел возможность быстро перенестись в те места, он никак не укрылся бы от Его всевидящего взора и не мог бы избежать Его власти и силы. Самое существо Божие пророк именует здесь: а) духом, соответственно понятию людей, в существе которых важнейшая часть природы тоже есть дух, и б) лицем, чтобы выразить живую личность существа Божия, обладающего такими сверхъестественными свойствами, как всеведение и вездеприсутствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему Церковь выступает против абортов? 7 мин., 13.02.2018 Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор  Сергей Худиев  в проекте  “Диалог с атеистами: православные аргументы” . Смотрите очередной прямой эфир на (здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ) по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы. (здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ) Христианская этика во многом совпадет с принятыми в миру представлениями о хорошем и плохом. Но есть и области резкого расхождения — христиане, например, резко выступают против абортов. На чем основана такая позиция Церкви? Почему Церковь выступает против абортов? Действительно, с самого своего основания Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности как человекоубийство. Как это подробно разъясняется в «Основах социально концепции Русской Православной Церкви», «Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Пс 138. 13,15-16). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой… Ты вывел меня из чрева» (Иов 10. 8-12,18). «Я образовал тебя во чреве… и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер 1. 5-6), – сказал Господь пророку Иеремии.

http://foma.ru/pochemu-tserkov-vyistupae...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010