Иер. 4:20). И Апостол наименование Духа относит к Господу, говоря: «Господь есть Дух» (2 Кор. 3:17). Из этого всякому видно, что общение имен показывает не отчуждение, но единение естества с Отцом и Сыном.    Бог и именуется благим, и действительно благ; но благ и Дух Святой, и имеет благость не приобретенную, но от естества Ему соприсущую: иначе, всего неразумнее было бы утверждать, что Святое по естеству имеет благость не по естеству, но случайную и извне пришедшую.    А тем, что сказал Господь: «Я умолю Отца, и другого Утешителя даст вам» (Ин. 14:16), Он показывает, что и сам Он — наш Утешитель; почему и название Утешителя не малым служит доказательством славы Святого Духа.    И таковы имена, показывающие величие естества: каковы же действования Святого Духа? Сказано: «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32:6). Поэтому как Бог — Слово есть Творец небес, так и Дух Святой сообщает небесным Силам твердость и непоколебимость добродетели. И Иов еще говорит: «Дух Божий создал меня» (Иов. 33:4), разумея, как думаю, не создание, но совершенствование в человеческой добродетели. А Исаия, говоря от лица Господа, очевидно, в рассуждении Его человечества сказал: «послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48:16). И еще псалом, показывая, что сила Духа простирается повсюду, говорит: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?» (Пс. 138:7)?    Но как велики и многочисленны благодеяния Духа, достигающие до нас! Как сам Господь принявшим Его «дал им власть стать детьми Божиими» (Ин. 1:12): так и Дух Святой есть Дух «усыновления» (Рим. 8:15). И как Господь наш есть истинный учитель, по сказанному: «пусть не называют вас наставниками, потому что Наставник у вас один: Христос» (Мф. 23:10): так и Дух Святой учит всех уверовавших во имя Господне, как засвидетельствовано самим Господом, сказавшим: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, Он вас научит всему» (Ин. 14:26). И как говорится, что Отец разделяет «действия» достойным принятия «действий», и что Сын разделяет «служения», по достоинствам служения: так засвидетельствовано, что и Дух Святой разделяет «дарования», достойным принятия дарований.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4079...

. Имеется в виду Бог. Ср. З Цар 22:19; Ис 6:1; Иез 1:26-27. В кумранских текстах говорится: «Бог велик, и Его многие дни [мы не зна] ем; число Его лет бесконечно» (11 QtgJob 28:3-4). В Книге Еноха к Богу применяется эпитет: «Глава дней» (1Ен 47:3; 60:2; 71:9). . Белые льняные одежды издавна считались атрибутом святых. Ср. Мф 28:3; Мк 9:3; Отк 3:5. . Видение огненных колес (арам. TllW? J) восходит к Книге Иезекииля, описавшего фантастические колеса божественной колесницы, причём в одном случае они называются " 2В1КЛ (офаним) (1:15сл.), в другом (галгал – «вихрь») (10:13). . Впоследствии на этом месте была основана евангельская сентенция: «в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы (=апостолы) на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф 19:28). Ср. Откр 4:2-4; 20:4. . Книги дел человеческих. ещё в Пятикнижии упоминается некая «книга Господа», куда вписаны Моисей и другие праведники (Исх 32:32-33), но тогда, по-видимому, это была всего лишь метафора (ср. «узел жизни» в 1 Цар 25:29; «книга живых» в Пс 68/69:29). В пророчествах Исайи также в переносном смысле говорится о «книге для житья в Иерусалиме», куда будут вписаны «оставшиеся на Сионе» (4:3). Постепенно У евреев сложилось представление о существовании некоей особой небесной книги или книг, куда записываются праведники: «Но боящиеся Бога говорят друг другу: внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его» (Мал 3:16). См. также Пс 55/56:9; 138/139:16; Ис 65:6; Дан 12:1; 1Ен 47:3; 90:20; 103:2-3. . Этот стих заставляет думать, что четыре «зверя» – царства сосуществуют во времени, а не следуют один за другим. Некоторые комментаторы, впрочем, говорят в этом случае об остатках прежних «зверей» – царств (Атропатене Мидии, Харакене и т. п.), продолжавших существовать наряду с «царством Еллинским». См.: Collins, 1984. Р. 304. . Развитие этого образа в З Езд 13:3; Мф 26:64; Мк 14:62; Откр 1:7. Облака сопровождают Мессию и в представлении раввинов (Толедот Танхума, 20; Таргум 1 Хроники 3:24).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Они не чужие тебе. Они близкие тебе, они твои братья. Какое же право имеешь ты забывать их в своей молитве? Высокая счастливая мысль! Не здесь только, не в этом только многочисленном нашем собрании, но и в уединенной комнате и всюду, где только я преклоняю пред Ним свои колена, вместе со мною молятся миллионы людей, которые, подобно мне, призваны быть чадами Божиими и, подобно мне, преклоняют свои колена пред Иисусом и во имя Его называют Бога своим Отцом. И эти общие наши молитвы и песнопения несутся горе, к Небу, к престолу Славы Вышнего и сливаются там с хвалебною песнью тех небожителей, которые в своем высшем хоре еще достойнее славословят Его, чем все наши плотские уста здесь, на земле. С таким широким сердцем молится христианин; он молится со всеми и за всех, да и за всех тех, которые еще не признают Его как своего Бога и своего Отца, но нуждаются, однако, в Нем так же, как и мы, которые так же, как и мы, призваны познавать Его как Своего Отца и поклоняться Ему как Своему Богу. Но почему Спаситель наш учит нас к словам «Отче наш» присоединять еще «иже еси на небесех» ? Ведь нам известно, что Бог наш вездесущ и нет места во всем Его необъятном мире, где не было бы Его и куда не достигала бы Его рука. По крайней мере, Давид молится Ему такими словами: «Куда пойду от духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря – и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:7— 10). Почему же Господь Иисус заставляет нас искать в своей молитве Отца на небе? А по той же причине, по которой и Давид молится: «из глубины воззвах к Тебе, Господи!» (Пс. 129:1), то есть из глубины бедствия взываю к Тебе. Этим словом указывается на наши ежедневные бедствия и нужды. Мы в бездне ежедневных зол и бедствий земли, а Бог стоит выше всего этого во славе и величии небесном. И счастливы мы тем, что среди наших нужд, скорбей и бедствий можем возлагать упование свое на Бога, что можем находить защиту и покровительство у Отца, Который выше всяких нужд земных и от Которого нисходит всякое даяние благо и всякий дар совершенный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4107...

Сколь велики милости Божии к праведникам, столь же велики и наказания, которые посылает Господь нечестивым. Сколько видим людей, делающихся из богатых нищими, из сильных слабыми, нуждающимися в защите от тех, на которых прежде даже и смотреть не хотели. Святый Дух устами пророка и царя Давида говорит: «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие. Ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. Делающие зло истребятся: уповающие же на Господа наследуют землю. Еще немного, и не станет нечестивого: посмотришь на его место, и нет его» ( Пс.36:1-10 ). Итак, видя нечестивых благоденствующими, мы не должны подражать им или роптать на Бога, что будто бы Он несправедлив к нам; ибо это благоденствие нечестивых кратковременно, и промысл Божий не долго попускает нечестивым наслаждаться радостью и веселием: они, как трава, скоро подсекаюся и, как зеленеющие злаки, скоро увядают. Грешник, который, по-видимому, был благополучен, вдруг исчезает, как древо бесплодное исторгается с корнем. Не такова участь кротких, которые не ропщут на Бога, не завидуют славе грешников и не злобятся, видя благополучие нечестивых. Они с терпением и кротостью переносят все, что угодно Богу, и в награду за это получают наследие земли не только сей, где странствуем мы, как пришельцы, но и земли живых, которая собственно одна есть твердая и постоянная, где праведники наследуют множество благ. Случается, что беззаконник остается ненаказанным долгое время, как будто бы преступления его забыты и не известны. Нет, не забыты преступления его, и даже самые сокровенные из них — все известны Богу. «Господи! куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?» — говорит о вездесущии и всеведении Божием царь Давид . «Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью. Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день; как тьма, так и свет» ( Пс.138:7-12 ).

http://azbyka.ru/v-chem-kayatsya-na-ispo...

«Ты, Господи, пребываешь, во веки» (Плач. 5, 19). «свят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4, 8). Ап. Павел говорит, что Евангелие было возвещено «по повелению вечного Бога» (Рим. 14, 25). 2.3.3.2. Вездесущие (Вездепристуствие) Этим свойством за Богом отрицается зависимость от пространства как формы существования изменчивого бытия. «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там, сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря» (Пс. 138, 7-10) Вездеприсутствие как свойство существа Божия означает, Бог проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто. Божественное вездеприсутствие не означает, что Бог «разлит» в мире таким образом, что каждая частица Вселенной соответствует некой части Божества. Бог пребывает вне мира. Св. Иоанн Дамаскин говорит, что «Все отстоит от Бога не местом, а природой» [ 158 ]. «Ибо велико и непроходимо расстояние, отделяющее несозданное естество от всякой созданной сущности» [ 159 ]. Однако запредельный миру по сущности, Бог во всем присутствует в Своих действиях: «Бог во всем пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему собственному естеству» [ 160 ]. Как свободно-разумное существо, Бог личностно присутствует в каждой частице мира. Но, будучи существом свободным, Бог волен по-разному проявлять Себя в разных частях мира. Этим обусловлено существование мест особого Божественного присутствия, в которых присутствие Божие переживается человеком в большей степени. Согласно Священному Писанию, такими местами являются: — небеса (Пс. 113, 24); — храм (3 Цар. 9, 3); — человек, который может стать, по выражению апостола, храмом Божиим (2 Кор. 6, 16). Могут быть и другие места особого присутствия Божия, так называемые «святые места». Самый способ присутствия Божия в мире недоступен нашему пониманию. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Что Бог везде присутствует, мы знаем, но как — не постигаем: потому что нам известно только присутствие «чувственное» и не дано разуметь вполне естества Божия» [

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Опровержение возражений Сектанты говорят : 1) в Новом Завете храмов не должно быть: «Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» ( Мф.24:2 ; ср. Мк.13:2 ; Лк.21:6 ). В приведенном месте содержится пророчество Господа о разрушении иудейского храма (Зоровавеля). О новозаветных храмах. предсказывали пророки ( Иез.37:26–28 ; Ис.56:7 ; Ам.9:11 ; ср. Деян.15:16–17 ; Мал.1:11 ) и Иисус Христос ( Мк.11:17 ). Храм иудейский был разрушен (в 70 году по Рождестве Христовом), потому что жертвы, для принесения которых он был предназначен, упразднены Голгофской жертвой. Иисус Христос для совершения Святого Причащения избрал особую «горницу большую, устланную» ( Мк.14:15 ), чем предуказал на христианские храмы (о которых см. выше). 2) «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян.7:48; 17:24 ). Святой Стефан опровергает указанными словами заблуждение иудеев, полагавших, будто храм иерусалимский, по повелению Божию созданный, является для Бога необходимым, как жилище человеку, почему Он не допустит разрушить его. Апостол Павел ( Деян.17:24 ) говорит, что Бог, им проповедуемый, есть Творец мира, вездесущий, а не живет только в рукотворенных храмах, как думали язычники о своих богах – идолах. Сектанты понимают разбираемый текст в том смысле, будто Всевышний совсем не присутствует в храме, но ведь не сказано: в рукотворенных храмах не живет, а сказано: «не в рукотворенных храмах живет». Сектантское понимание отрицает вездеприсутствие Божие, о котором говорится в приведенных местах (ср. Ис.57:15, 66:1 ; Иер 23:24 ; Пс.138:7–10 ; 3Цар.8:27 ). О Своем благодатном присутствии в храмах говорит Сам Бог: «Я живу на высоте небес и во святилище» ( Ис.57:15 ). «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем». ( Мф.23:21 ). 3) Поклоняться Богу надо в духе (без внешних форм поклонения), и храмы не нужны: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). 316 Самарянка спрашивала Господа: где должно поклоняться Богу, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Полемика об Оригене превратила их былую дружбу с бл. Иеронимом в многолетнюю вражду. — Ред. 133 Евр 11:10, в Синод, переводе строитель Бог… — Прим. пер. 134 1 Кор 3:1, в Синод, переводе как с духовными… — Прим. пер. 135 Притч 4:6, в Синод, переводе (Притч 4:6,8)Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней. — Прим. пер. 136 Кол 3:19. 137 В Синод, переводе (Еф 5:25) Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь… — Прим. пер. 138 Песн 1:12, в Синод, переводе (Песн 1:11) был за столом своим. — Прим. пер. 139 Числ 24:9, в Синод, переводе как лев и как львица. — Прим. пер. 140 Песн 1:11–12, в Синод, переводе (Песн 1:10) золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками. — Прим. пер. 141 Песн 1:12–13, в Синод. переводе(Песн 1:12) Мирровый пучок — возлюбленный мой у меня; у грудей моих пребывает. — Прим. пер. 142 Мф 26:6, в Синод, переводе (Мф 26:7) приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему на голову. — Прим. пер. 143 Лк7:37. 144 Мф 26:7; Мк 14:5 (в Синод, переводе Мк 14:3. — Прим. пер.); Ин 12:3. 145 В Синод, переводе Мф 26:8; Мк 14:4. — Прим. пер. 146 Ин 12:4. 147 Ин 12:5, в Синод, переводе Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? — Прим. пер. 148 Ср. Мф 26:11–13. 149 19 2 Кор 2:15, в Синод, переводе Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих. — Прим. пер. 150 Пс 37:6, в Синод, переводе от безумия моего. — Прим. пер. 151 Исх 30:34–35, в Синод, переводе (Исх 30:34) стакти, ониха, халвана душистого и чистого Ливана. — Прим. пер. 152 Мих 2 11–12, в Синод, переводе (Мих 2:12) Непременно соберу всего тебя, Иаков. — Прим. пер. 153 Дан 2:34, в Синод, переводе доколе камень не оторвался с горы. — Прим. пер. 154 1 Петр 2:7, в Синод, переводе камень преты–кания. — Прим. пер.; Ис 8:14. 155 Камень преткновения (греч.). — Прим. пер. 156 Ис 40:15, в Синод, переводе Вот народы — как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. — Прим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Правило 9. Троица неописуема никаким словом 53. Тверже всего придерживайся и нисколько не сомневайся, что Бог Троица неизмерим ни по силе, ни по величине, и всякое творение духовное и телесное содержится непосредственно в Его силе. Ибо Бог Отец говорит: Я наполняю небо и землю. Также говорится и о Премудрости Божией, Которая есть Его Сын, что Она быстро распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу (Прем 8:1). Также мы читаем и о Духе Святом, что Дух Господа наполняет вселенную (Прем 1:7). И пророк Давид говорит: Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты (Пс 138:7). Правило 10. Лицо Сына 54. Тверже всего придерживайся и нисколько не сомневайся, что одно Лицо из Троицы, то есть Бог Сын, Который только один по природе рожден от Бога Отца и одной и той же природы с Отцом. Сам [Бог Сын] рожденный в полноте времен согласно принятию по собственной воле на Себя “зрака раба” был зачат в Деве и от Девы рожден — Слово стало плотию (Ин 1:14). Один и Тот же — Кто по сущности рожден от Отца и по сущности зачат и рожден Девой. И один и Тот же — единый, ибо Он одной природы с Отцом и одной природы с Девой. [Бог Сын], Который сказал о Боге Отце: Прежде веков основал Меня, и прежде всех гор родил Меня, и о Котором Апостол сказал, что когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону (Гал 4:4). Правило 11. Человечество Христа 55. Крепче всего держись и нисколько не сомневайся, что Христос Сын Божий рожден как полный и совершенный Бог от Бога Отца и как полный и совершенный человек от Девы Матери. То есть Бог Слово воспринял без греха истинную плоть нашего [человеческого] рода и душу разумную. Что Сам Сын Божий ясно открыл, говоря о плоти Своей: Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк 24:39). Что имеет душу [живую], Он открыл следующими словами, говоря: Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее (Ин 10:17). То, что Он имеет душу разумную, Он открыл в том, что сказал: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф 11:29). И о Самом Себе Бог говорит через пророка: Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысит­ся и вознесется, и возвеличится (Ис 52:13). Вот и блаженный Петр согласно пророчеству святого Давида исповедует плоть и душу во Христе. Ибо свидетельствуя о самом святом Давиде, он сказал: Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления (Деян 2:30–31).

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

И еще в другом месте упоминает Псалмопевец сию загадочную книгу. Говоря о том, что Бог все знает и все видит, он свидетельствует: Не утаися кость моя от Тебе, юже сотворил еси в тайне, и состав мой в преисподних земли. Несделанное мое видесте очи Твои, и в книзе Твоей вси напишутся, во днех созиждутся и никтоже в них (в серб.: Если и создан я тайно, выткан в глубине земной, зародыш мой видели очи твои; в Книге Твоей все это запихано, и дни отмечены, когда их еще не было ни одного. – Пер.)( Пс.138:15–16 ). Пророк Иезекииль зрел в видении книгу с небес, однако, по-видимому, это не та таинственная книга имен и судеб. Говорит он так: И увидел я, и вот рука простерта ко мне, и вот в ней – книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: «плач, и стон, и горе» ( Иез.2:9–10 ). Пророк Даниил, удостоившись откровения, созерцал Страшный Суд Божий, поистине страшный даже в видении издалека. Видел он, что были поставлены престолы и что Ветхий днями (в серб.: Старец. – Пер.)воссел на Свой престол, который был как пламень огненный, а колеса его – как пылающие угли. Перед Ветхим днями потекла река, вся из жидкого огня, а вокруг Него стояли тысячи тысяч и тьмы тем Его отборных служителей. Судьи сели (в серб.: Суд начался. – Пер.), и раскрылись книги ( Дан.7:10 ). Ангел, вещавший Даниилу о конечных временах человеческой истории, начал свою речь так: Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании (в серб.: что написано в истинной книге. – Пер.)( Дан.10:21 ). И, описав все бедствия, которым подвергнутся люди последних времен, Ангел Божий заканчивает так: Спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге ( Дан.12:1 ). Последний ветхозаветный пророк, ангеловидный Малахия, говорит, помимо прочего, и о той таинственной Книге, вещая: Внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его (в серб.: Воззрел Господь и услышал, и написалась книга в воспоминание пред Ним тех, кто боится Господа и размышляет об имени Его. – Пер.) ( Мал.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

10 . За что осужден был Симон волхв? Не за то ли, что, пришед к апостолам, сказал: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго ( Деян.8:19 )? Не сказал он: дайте и мне общение Духа Святого, но власть, чтобы продать другим то, чего продать нельзя и чего сам не имел. И серебро принес к нелюбостяжательным. Видел он, что приносящие цену проданных имений полагали ее перед ногами апостолов, но не размыслил, что те, которые попирают ногами богатство, для пропитания нищих принесенное, не дадут за цену власть Духа Святого. Что же они говорят Симону? Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги ( Деян.8:20 ). Ты второй Иуда; ты думал, что за сребро можно продавать дар Духа. Итак, если Симон, хотевший за цену получить власть, погиб, то сколь нечестив Манес, назвавший себя Духом Святым? Возненавидим достойных ненависти; отвратимся от тех, от которых отвращается Бог. Скажем и мы Богу со всяким дерзновением о всех еретиках: Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? ( Пс.138:21 ). Ибо есть и добрая вражда, как написано, например: и вражду положу между тобою, и между семенем твоим ( Быт.3:15 ). Ибо любовь к змею производит вражду против Бога и смерти. 11 . Итак, вот что нужно было сказать нам об отверженных. Теперь обратимся к Божественному Писанию и будем пить воды от своих сосудов ( Притч.5:15 ) т.е. святых отцов, и от своих кладенцев источника. Будем пить от воды живой, текущей в жизнь вечную ( Ин.4:14 ). Сие сказал Спаситель о Духе, Которого имели принять верующие в Него ( Ин.7:39 ). Примечай, что говорит Он: верующий в Меня не просто, но как сказано в Писании. Он указывает тебе на слова Ветхого Завета: из чрева потекут реки воды живой ( Ин.7:38 ). Не реки видимые, напаяющие землю, производящую только терние и древа, но реки, просвещающие душу. И в другом месте говорит: но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин.4:14 ). Новая вода живая и текущая, текущая на достойных.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010