О вездесущии Божием говорит нам Его святое слово: " Бог наш " на небе и на земле " (1 Пар. 29, 11; Мф. 6, 10). И еще говорит Пророк: " Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо Ты там; сойду ли в преисподнюю и там Ты. Возьму ли крылья зари (по другому переводу " денницы " ) и переселюсь на край моря,- и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя " (Пс. 138, 7-10). Нет такого места, где бы не присутствовал Бог. Он на всяком месте, но местом не заключен, не ограничен: Он со мной, и с тобой, и со всяким человеком. Хотя мы Его и не видим, как Духа невидимого, но часто чувствуем Его, присутствующего в наших скорбях, помогающего в искушениях, утешающего в печалях, пробуждающего духовные и святые сокрушения, желания, движения и помышления, открывающего грехи в совести нашей, посылающего нам скорби на пользу нашу, утешающего кающихся и скорбящих. Перед Ним делает человек, все что делает, перед Ним говорит, перед Ним помышляет добро или зло (104, 158). Бежал некогда Иона - пророк от лица Господня, но был удержан десницей Божией и оказался во чреве кита, и оттуда той же десницей Божией был извержен на землю (Иона 1, 3; 2, 1, 11). Никуда не уйти и не скрыться от Бога. О бедный грешник, куда ты убежишь от Того, Который везде есть? Где ты скроешься от Того, Который все видит? Знаешь ли, куда бежать? Беги от правды Его - к благости Его, и от суда Его-к милости Его. Каково величие Его, такова и милость Его. И укройся верой в пресвятых ранах Христовых. Вот убежище, к которому прибегают христиане, где безопасно скрываются от гнева Божия (104, 160-161). Бог все созданные вещи знает и проницает их, смотрит на все дела и помышления и слышит наши слова. Тот, Кто дал око видеть и ухо слышать, видит и слышит все. Нет перед Ним сокровенного и темного места, но все Ему явно, нет тьмы и ночи, но всегда ясный день, и тьма, как свет. Слово, дело и помышление всякого человека, сколько бы ни было на свете людей, Он знает, и видит, и замечает. Из размышления о таком всеведении Божием следуют: страх и трепет, и от них осторожные - в словах, делах, начинаниях, намерениях и помышлениях - жизнь и поведение;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

   Бог наш, слушатели, как непостижим, так и невместим есть. И поэтому не только какое-нибудь малое место, какой-нибудь малый храм, но и весь мир, какой он ни есть, небо и земля, восток и запад, север и юг, величества Бога нашего вместить не может. Ибо, как учат священные богословы, Бог везде и на всяком месте есть. На небо пойдешь? Там Бог. В концы вселенной пойдешь? Там Бог. В одну минуту на небе, на земле и в преисподней земли один и тот же неотлучно Бог. Изобразил это пророк Его святой и Царь Израилев Давид, говоря: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Если взойду на небо, Ты там; если сойду во ад, Ты там; если подниму крылья мои поутру и поселюсь на краю моря, и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс 138:7—10).    И так везде и на всяком месте Господь наш. Однако есть некие места, в которых некоторым образом особенно обитает невместимый Бог наш, как-то: обитает на небе, являя там особенный неизреченной славы Своей свет, наслаждая блаженных духов ненасытным видением Лица Своего, даруя радость душам праведных. Обитает и в душах верных Своих, подавая им благодать Свою, возбуждая их к творению добрых дел, оберегая их от козней дьявольских, от навета вражеского. Так учит и Спаситель наш: «Кто, — сказал Он, — любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14:23). И еще святой ученик Христов верных людей храмом Божиим называет, говоря: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор 3:16)?    Итак, слушатели, всякое место, о котором говорится, что в нем обитает Бог, домом Божиим назваться может, ибо дом есть место обитания. Однако молитвенные храмы, старанием боголюбивых людей построенные, особенно домом Божиим называются. Ибо только в них служения, единому Богу подобающие, отправляются; для того они строятся и освещаются. В них священнодействие совершается, Святые Тайны совершаются, пение совершается, славословие совершается. В них непостижимая та, в которую и «Ангелы желают проникнуть» (1 Пет. 1:12), Небесному Отцу во все дни Бескровная приносится Жертва. В них Сам Спаситель наш, Христос Господь, в священной Евхаристии, под видом хлеба и вина, присутствует. В них Дух Святой на предложенные Святые Дары снисходит, священнодействие совершает, молящихся освещает. В них глас евангельский, вещания апостольские слышатся, слово Божие проповедуется. В них молитвы Своих верных рабов слышит Господь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Спасайтесь, любезные, и обо мне моли­тесь.    Спрашиваешь ты, что значит: внимай себе?    Ответ.    Называешься христианином, но творишь ли дела, христианину приличные? Внимай себе.    Бога исповедуешь, но почитаешь ли Бога доброй совестью? Внимай себе.    В Крещении святом отрекся ты от сатаны и всех дел его злых, но не обратился ли опять во след его злой и развращенной жизнью? Внимай себе.    Обещал ты при Крещении верой и правдой служить Христу, Сыну Божию, но помнишь ли и хранишь ли обеты твои? Внимай себе.    Слышишь из Божия слова, что Бог на вся­ком месте есть, и всякое дело, помышление, начинание и намерение видит. Слушай, что Писание Святое об этом говорит: «Куда пойду от Духа Твоего», Боже, «и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, — Ты там; сойду ли во ад, — Ты там; если подниму крилъя мои рано и поселюсь на краю моря, то и там рука Твоя на­ставит меня, и удержит мя десница Твоя» (Пс 138:7, 10). «Очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человече­ские, и проникают в места сокровенные. Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении» (Сир 23:27—29). ОшТвои, Господи, «отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его» (Иер 32:19; Притч 15:3; Евр 4и в прочих местах). Слушай, что об этом премудрый Августин к Богу говорит: «Признаюсь, Господи, что все, что ни делаю, и какое дело ни делаю, пред Тобою делаю, и все то, что делаю, лучше Ты видишь, нежели я, который делаю. Ибо, что ни делаю, Ты равно всегда присутствуешь, как всегдашний назиратель всех помышлений, намерений, услаждений и деяний моих». А что Августин о себе признает, то и всякий о себе должен при­знавать. Но воздаешь ли Ему поступками тво­ими в делах, в словах, в начинаниях и намере­ниях почтение, как воздают дети присутству­ющему отцу, рабы присутствующему господи­ну, подданные присутствующему монарху? Внимай себе.    Бесстыдно, и досаждение монарху — пред ним бесчинствовать. Всякое беззаконие, делом, или словом, или помышлением совершаемое, есть бесчиние пред Богом, и Ему досаждение, и нам вред. Внимай себе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

“Ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем во глубине утробы… Зародыш мой видели очи Твои” ( Пс. 138, 13, 15, 16 ). “Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня… Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой” (Иов, 10, 8–12). При описании таинства создания человека в Библии используются физиологические понятия и образы. В то же время они свидетельствуют о событии всегда большем и более значимом, чем его физиологическая канва. Это большее раскрывается и в восклицании Евы при рождении первенца: “ Приобрела я человека от Господа ” ( Быт. 4, 1 ). И в словах Христа, обращенных к Никодиму: “Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше” ( Ин. 3, 7 ). Данные слова свидетельствуют об истинном основании тварных существ – об их “обожении действием Божественных энергий” Это выражение Лосский использует для описания присутствия Святого Духа в мире и приводит свидетельство св. Максима Исповедника: “Святый Дух присутствует во всех людях без исключения, как хранитель всех вещей и оживотворитель естественных зарождений , но Он в особенности присутствует во всех тех, кто имеет Закон, указывая на преступление заповедей и свидетельствуя о Лице Христа… Ибо все не исполняющие волю Божию имеют сердце неразумное” Эти свидетельства чрезвычайно значимы. А.Ф. Лосев утверждал, что религиозные свидетельства, являясь своеобразной теоретической конструкцией, всегда соответствуют “устроению человеческой жизни на всех бесконечных путях ее развития” Именно это определяет реальное место и непреходящее значение религии в жизни общества, по крайней мере, общества цивилизованного. Находясь в реальности взрывоподобного прогресса в области генетики человека, в частности в области клонирования человека, нельзя недооценивать и другие конкретные культурно-исторические свидетельства. Например, в ХШ веке в каббалистических текстах обсуждалась возможность создания искусственного человека по заданным параметрам. В сложном сплетении идей и символов за этой возможностью стоит реальность космической по своим масштабам власти над человеком. Этой властью “устраняется Бог”.

http://azbyka.ru/zdorovie/iskushenie-klo...

     В псалмах Давида — другого ветхозаветного героя, о котором говорится в Великом каноне, — мы читаем: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:7-10). Поистине, Бог присутствует всюду, и от лица Его никуда не скрыться.      Бог присутствует даже там, где, как нам кажется, Его нет. И Он всегда обращен к нам, даже если мы думаем, что Он отвернулся от нас. Бог никогда не отворачивается от человека, но человек отворачиваемся от Бога — в этом и заключается человеческая трагедия. По словам одного средневекового западного богослова, Бог никогда не оставляет нас, но мы оставляем Его; Бог всегда слышит нас, но мы часто не слышим Его; Бог всегда внутри, но мы оказываемся снаружи; Бог всегда рядом, но мы нередко далеки от Него. Бог не ввергает человека «во чрево китово», но человек сам бежит от Него, садится на корабль, попадает в бурю, а потом оказывается в пучине богооставленности. И тогда «из глубины», из бездны он взывает к Богу, и Господь приходит к нему на помощь.      Вот в чем мы каемся, вот о чем мы плачем во время Великого поста. О том, что многие дни, которые были даны нам для покаяния, для исполнения заповедей Божиих, дни, когда мы могли жить с Богом, предстоять перед лицом Бога, мы прожили без Него, вдали от Него. Драгоценные дни жизни, дарованные нам для того, чтобы мы могли приблизиться к Богу, мы потеряли, погубили. Жизнь была дана каждому из нас, чтобы мы пришли к Богу и узрели Его лицом к лицу, но мы не увидели Его. И кто знает, сколько еще Великих постов суждено нам пережить, сколько отпущено нам возможностей для покаяния. Может быть для кого-то их стоящих здесь этот Великий пост окажется последним шансом пересмотреть свою жизнь и обратиться к Богу.      Вслушиваясь в слова Великого канона, всматриваясь в историю жизни людей, бежавших от Бога, но настигнутых Им, людей, которые оказывались в безднах, но которых Бог выводил оттуда, подумаем о том, как Бог выводит каждого из нас из бездны греха и отчаяния для того, чтобы мы принесли Ему плоды покаяния.

http://pravmir.ru/pokajtes-ibo-priblizil...

Бог даровал человеку свободу и ищет добровольного стремления к правде и добру. Свободная воля – это великий дар и огромная ответственность. Свободная воля есть отличительная черта человека. Нам дана полная власть: или следовать данному Богом добру или же уклоняться от него. Именно от этого зависит вечная участь человека. Вездеприсутствующий Один человек, желая испытать веру своего родственника мальчика, спросил: «Если ты скажешь мне, где находится Бог, то я сделаю тебе прекрасный подарок». Мальчик ответил: «А я сделал бы вам два подарка, если б вы сказали мне, где Его нет!» Творец всегда, во всякое время находится везде. От Него никто не сможет укрыться. Потому что нет такого места в мире, где бы Бога не было. В священной книге Псалтири есть вдохновенные, красивые слова: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» ( Пс.138:7–10 ). Бог существует вне категорий пространства, не зависти о мерок материального мира. При этом Он присутствует на каждом месте не какой-то Своей «частью», но Сам – целиком и полностью. Как же это возможно? А посмотрите на солнечный свет: он, освещая и согревая землю, не сливается ни с чем из находящегося на земле. Так и Бог не сливается с тем, в чем присутствует. По замечанию святого Иоанна Дамаскина , «Божество проникает все, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто». Святой Афанасий Александрийский (IV в.) писал: «Бог во всем пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему Собственному естеству». Как мы уже говорили, сущность Господа запредельна миру. Она не подлежит восприятию. Однако Бог пребывает во всем Своими благодатными, животворными силами – энергиями. Так Он, присутствует в каждом атоме этого мира, на небе и на земле, в людях как праведных, так и грешных, только воспринимается теми и другими по-разному. Всеведущий Каждый человек постоянно чему-то учится, непрестанно узнает что-то новое. Но возможно ли знать буквально все, что существует или происходит в мире? Может ли кто-то одновременно все видеть и слышать, знать и настоящее, и прошлое, и будущее?

http://azbyka.ru/katehizacija/znakomstvo...

Бог, согласно свят. Григорию, «сосредотачивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится».    Хотя в учебниках по догматическому богословию вечность традиционно рассматривается как апофатическое свойство, его тем не менее можно понимать и как свойство положительное, если понимать под вечностью не только свободу от временных условий, но обладание вечностью как полнотой бытия. По определению Боэция (ок. 480—524 526 гг.), «вечность есть совершенное обладание сразу всей полнотой бесконечной жизни». 1.4. Неизмеримость и вездеприсутствие    Этими двумя свойствами, очень близкими по смыслу, за Богом отрицается зависимость от пространства как формы существования изменчивого бытия. Об этих свойствах много говорит Священное Писание:     Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря — и там рука Твоя поведет меня (Пс.138:7-10).    В Книге Иеремии Бог устами пророка спрашивает: Не наполняю ли Я небо и землю? (Иер.23:24).     Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих (Ис.66:1).    В силу того что Бог не зависит от пространства, Он для Своего бытия не нуждается в месте. Этим обусловлено евангельское требование поклонения Богу в духе и истине (Ин.4:23), в противовес ветхозаветному культу, который был жестко локализован в пространстве (в Ветхом Завете считалось, что единственным местом, где могут приноситься законные жертвы, является гора Мориа, на которой находился ветхозаветный храм).    Когда мы говорим о вездеприсутствии Божием, то тем самым утверждаем, что Бог проникает во все существующее, ни с чем не смешиваясь, а в Него не проникает ничто.    Бог запределен миру по сущности, но во всем присутствует в Своих энергиях. Свят. Афанасий Александрийский излагает эту истину следующим образом: «Бог во всем пребывает Своей благостью и могуществом, и вне всего Собственным Своим естеством». По выражению преп. Иоанна Дамаскина, «все отстоит от Бога, но не местом, а природою».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Будет грешникам ожесточенным вечная казнь, будет геенна огненная, будет ад, тьма кромешная, скрежет зубов; будут отринуты от лица Божия и царствия Его беззаконники. «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божия не наследуют», — написал святой апостол (1Кор.6:9 и 10). Христос возвестит в день праведного Своего Суда грешникам: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). «Боязливых же, и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая», — опять говорит Христос (Откр.21:8). То же читаем и в прочих местах Святого Писания. § 140. Пока человек стоит перед кем-то, лицом своим к нему стоит; а если от него отойти хочет, отворачивается от него лицом и обращается к нему спиной, и так, отвернувшись, идет в намеченный путь; и чем более идет, тем более отходит и удаляется от него. Так, пока человек старается святую волю Божию исполнять, и слушается того, что Бог в святом Своем Слове повелевает, и готовым на повеление Божие себе показывает, — как бы лицом своим перед Богом стоит, и почтение свое Ему воздает, с Ним пребывает и не отлучается от Него. Но если доброе свое произволение переменяет и зло вместо добра избирает, грех вместо добродетели творит, — как бы отворачивается лицом своим от Бога и спиной к Нему поворачивается, как о беззаконных израильтянах говорит через пророка: «Они оборотились ко Мне спиною, а не лицом» (Иер.32:33). Так человек, отвернувшись от Бога, бесконечного Добра, чем более грехов и беззаконий творит и в нераскаянии пребывает, тем более отходит и удаляется от Него. Отворачивается же самым делом не лицом, а сердцем, и поворачивает не спину, а непослушание и нераскаянное сердце; и удаляется не ногами, а волей, не изменением места, а изменением нравов злых в злейшие. Куда отвратить лицо можем от Того, Который везде есть? И куда пойдем от Того, Который на всяком месте обретается? Как Псаломник говорит: «Куда пойду от Духа Твоего и от Лица Твоего куда убегу? Если взойду на небо, Ты там, если сойду во ад, Ты там» (Пс.138:7-8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В буквальном и привычном для обывателя смысле ад — это место, где обитают демоны и куда после смерти попадают грешники. Чаще всего его связывают с подземельем, и в большинстве культур ад — это царство мрака, жары и неугасимого огня. Эти образы призваны передать предельную степень боли, страданий и мук, которые испытывает душа, оказавшаяся в аду. Не случайно поэтому и Христос называет место мучения демонов геенной огненной. Геенна — вполне историческое место. Так называлась южная окрестность Иерусалима, куда горожане сносили мусор, разного рода органику и трупы животных. Поскольку отходы выделяли вредные болезнетворные газы, в этом месте постоянно горел огонь, чтобы препятствовать распространению гнилостного воздуха в округе. И Христос применил этот образ, чтобы Его современники имели яркую и понятную для себя картину ада. Однако христианство не ограничивается таким пониманием ада и наполняет это слово более глубоким содержанием. Для христиан ад — это не просто место мучения грешников. Ад, как и рай, тесно связан с идеей Божьего присутствия в мире. Дело в том, что всеобъемлющее Божественное присутствие является радостным и желанным не для всех. Не имея навыка общаться с Богом при жизни — молиться, ходить в храм, памятовать о Боге за обычными делами, участвовать в таинствах и богослужениях, — человек начинает воспринимать Бога как нечто чуждое себе. И поэтому когда Господь становится для такой личности самой реальной реальностью, которая присутствует повсюду, то она становится для него невыносимой. По сути, рай — как состояние самого полного и радостного общения с Богом — для неподготовленных личностей станет невыносимым мучением, от которого им захочется избавиться и убежать подальше. Но разве от Бога убежишь? Как выразился около трех тысяч лет назад царь Давид, куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс 138:7–10).

http://foma.ru/raj-i-ad-2.html

В псалмах Давида – другого ветхозаветного героя, о котором говорится в Великом каноне, – мы читаем: “Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя” (Пс. 138:7–10). Поистине, Бог присутствует всюду, и от лица Его никуда не скрыться. Бог присутствует даже там, где, как нам кажется, Его нет. И Он всегда обращен к нам, даже если мы думаем, что Он отвернулся от нас. Бог никогда не отворачивается от человека, но человек отворачиваемся от Бога – в этом и заключается человеческая трагедия. По словам одного средневекового западного богослова, Бог никогда не оставляет нас, но мы оставляем Его; Бог всегда слышит нас, но мы часто не слышим Его; Бог всегда внутри, но мы оказываемся снаружи; Бог всегда рядом, но мы нередко далеки от Него. Бог не ввергает человека “во чрево китово”, но человек сам бежит от Него, садится на корабль, попадает в бурю, а потом оказывается в пучине богооставленности. И тогда “из глубины”, из бездны он взывает к Богу, и Господь приходит к нему на помощь. Вот в чем мы каемся, вот о чем мы плачем во время Великого поста. О том, что многие дни, которые были даны нам для покаяния, для исполнения заповедей Божиих, дни, когда мы могли жить с Богом, предстоять перед лицом Бога, мы прожили без Него, вдали от Него. Драгоценные дни жизни, дарованные нам для того, чтобы мы могли приблизиться к Богу, мы потеряли, погубили. Жизнь была дана каждому из нас, чтобы мы пришли к Богу и узрели Его лицом к лицу, но мы не увидели Его. И кто знает, сколько еще Великих постов суждено нам пережить, сколько отпущено нам возможностей для покаяния. Может быть для кого-то их стоящих здесь этот Великий пост окажется последним шансом пересмотреть свою жизнь и обратиться к Богу. Вслушиваясь в слова Великого канона, всматриваясь в историю жизни людей, бежавших от Бога, но настигнутых Им, людей, которые оказывались в безднах, но которых Бог выводил оттуда, подумаем о том, как Бог выводит каждого из нас из бездны греха и отчаяния для того, чтобы мы принесли Ему плоды покаяния.

http://azbyka.ru/propovedi/chelovecheski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010