п. II,52]. Ambigua, PG.91, 1304D, f.221a. 839 Ambigua, PG.91, 1233C, f.192b. Disputatio, PG.91, 320C, p.177. Ep.15, PG.91, 549A, p.316. Quaest. ad Tahl. IX, PG.90, 285C, p.25 [р. п. II,47]. 840 Disputatio, PG.91, 300D, p.167. 841 Ambigua, PG.91, 1108A, f.136a. 842 Ibid. 1149D-1152A,1113D-1117A, f.156a-b,139b-140b; 1133A,1137B-D, f.148a,150a-b; 1157B,1169B,1176B,1204D, f.159a,164b,167a-b,179b. 843 См. выше, гл.«Закон и благодать». 844 Cap. theol. II,28 [р. п. I,239]. 845 Св. Иустин Философ, Apologia II,13,10, PG.6. 465B-C,460C; р. п.(1892), с.119,115. Климент Александрийский, Protrepticus 7, 74, GCS; Clemens Alex. B. I, S.57; р. п., с.134; Stromata I, VII,37, B. II, S.24; р. п., с.46. 846 Quaest. ad Tahl. XV, PG.90, 297B, p.32 [р. п. II,58]. 847 Ibid. XXXII,372B, p.75 [р. п. II,107]; XIII,296C, p.31 [р. п. II,55–56]. 848 Ep.26, PG.91, 616A-617A, p.358–359. 849 Cap. de charitate IV,2 [р. п. I,134]. 850 Ibid. IV,2,6; III,28 [р. п. I,134,135,124–125]. См. выше, гл.«Тайна творения, промысла и суда», прим.26–28. 851 Mystagogia 23, PG.91, 697C, p.515 [р. п. I,175]. 852 Это — то, что в наших догматиках известно под именем»соображений богословствующего разума» 853 Ambigua, PG.91, 1072С. f.120a. 854 Указатель этих мест дан в Приложении к нашему сочинению. 855 Ambigua, PG.91, 1085В–С, f.126a-b (Исх.33:17, 2Тим.2:19, Мф.7:23); 1328C-D, f.231a (Евр.7:10); Ер.6, PG.91, 429С, р.242 (Дан.13:42); Ambigua, PG.91, 1080А, f.123a (Кол.1:6); 1084В, f.125a (Деян.17:28); 1096B-1097A, f.131a–b (Еф.1:17–23, 4:11–16). 856 Представителями его считаются, между прочим, все ветхозаветные святые: Ambigua, PG.91, 1116D, f.140b squ. 857 См. выше, гл.«Таинственное богословие», прим.3–8. 858 Orat. Dom. expositio, PG.90, 905D, p.364 [р. п. I,201]; Ep.12, PG.91, 68C, p.265; Ep.24, 609C [cap. quing. I,42] (2Петр.1:4); Cap. theol. II,25 [р. п. I,238] (Пс.81:1); Ambigua, PG.91, 1092C, f.129a (Еф.1:23, 1Кор.15:28). 859 Сар. quing. I,8 (Евр.13:8); Quaest. ad Tahl. VII, PG.90, 284D, р.24 [р. п. II, 44–45]; Liber ascet.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

е. для его устрашения, вразумления и возбуждения к покаянию, суть, по их мнению, не больше, как естественные следствия дурно устроенной вселенной, или от многовекового бытия своего довольно уже обветшавшей и расстроившейся. Нет, высокоумные и вместе невежественные мыслители! И человек-художник не оставляет своего произведения без надзора и призрения, а тем более Бог, как существо премудрое и всеблагое, не мог оставить Им созданной вселенной без Своего отеческого о ней промышления, но неотлучно и неусыпно, скажем по-человечески, об ней печётся и заботится, всё в ней творя и претворяя, созидая и разрушая для одной наилучшей цели, Его благостию предназначенной, для возведения разумных тварей в Своё благодатное общение. Се не воздремлет, говорит об Нём пророк, ниже уснет храняй Израиля ( Пс.120:3 ), а если Израиля, то и всех человеков: еда Иудеев Бог токмо, вопрошает апостол, и потом ответствует: ей, и языков ( Рим.3:29 ). Этого мало: не только о человеках, но и о скотах и о каждой самомалейшей твари Он печётся и заботится: человеки и скоты спасеши, Господи, говорит тот же пророк ( Пс.35:7 ); а Небесный Учитель ещё яснее и подробнее, примером малоценного врабия и прочих птиц, нас убеждает в сем: воззрите, глаголет Он, на птицы небесныя, не две ли их ценятся единым ассарием? и ни едина от них падет на землю без Отца вашего, но Отец ваш Небесный питает их ( Мф.6:26, 10:29 ). Но Бог, как существо в высочайшем смысле и степени духовное, а потому свободное и независимое, ни чём в мире и вне мира не ограничивается и не связывается, но всё, во всём и всегда действует по совету воли Своей и по изволению бесконечной Своей благости и премудрости. След., ни законы, Им природе указанные, ни какая-либо другая сила на земле или на небе, от Него же происшедшая, ибо без Него ничто же бысть, еже бысть или будет, не могут заставить Его действовать иначе, нежели как Сам Он восхочет или признает нужным и полезным; в противном же случае Бог перестал бы быть Богом. Бог наш, говорит пророк, на небеси и на земли, вся, елика восхоте, сотвори ( Пс.113:11 ), и в другом месте: вся, елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах ( Пс.134:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

399. Откуда можно видеть действие промысла Божия в мире? Вопрос дворянина. Откуда можно видеть действие промысла Божия в мире? Ответ священника. Действие промысла Божия открывается: а) в мире физическом, от целого объема оного до самых подробностей. Так псалмопевец говорит, что в руце Божией вси концы земли и высоты гор Того суть ( Пс.24:3 ); что Он возводит облака от последних земли, творит молнии и дождь, и изводит ветры от сокровищ своих; одевает небо облаки, уготовляет земли дождь: прозябает на горах траву и злак на службу человеком; дает скотам пищу их и птицам врановых призывающих его ( Пс.134:5–7. 146:8–9 ). Иисус Христос также учит, что Отец Небесный печется о самых незначительных птицах, так, что ни одна из них падает без воли Его на землю ( Мф.10:29 ), что Он одевает даже полевые лилии, которые ныне цветут, а завтра брошены будут в печь ( Мф.6:26–30 ). б) В роде человеческом, так псалмопевец говорит, что Бог исторгает человека из чрева матери и покоит его у груди матерней ( Пс.21:14 ); и в продолжении жизни человека от Господа стопы его исправляются; егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его ( Пс.36:23–24 ). Иисус Христос учит, что без воли Божией и влас главы нашей не погибнет ( Мф.10:30 ), а св. апостол свидетельствует, что Бог дает нам и живот, и дыхание и вся ( Деян.17:25 ). 400. Действительно ли любовь к Богу, есть первая заповедь? Вопрос прихожанина. Действительно ли любовь к Богу, есть первая заповедь? Ответ священника. Вопрос твой не христианский. Впрочем, дабы убедить тебя, что любовь к Богу есть первая заповедь, выслушай следующее: а) Бог есть наш творец; от Него мы получили самое бытие и жизнь нашу. Он сотворил тело наше; Он вдохнул в нас бессмертную душу, которая драгоценнее для нас всего мира. Он даровал нам разум, отличающий нас от окружающих нас тварей, волею, которая делает нас самовластными в своих желаниях и поступках; сердце, способное наслаждаться дарами благости Его. б) Господь Бог есть промыслитель и хранитель наш, мы о Нем живем и движемся и есмы ( Деян.17:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Верх скудоумия - домогаться того, что приобрести не в нашей власти, и что сверх того подлежит мгновенным превратностям, а что в нашей состоит власти, достославно, продолжительно и постоянно, тем пренебрегать, как чем-то малоценным и не стоящим никакого внимания. Если будем знать это различие в делах человеческих, то возлюбим мановения божественных распоряжений и не будем сомневаться в том, что всем управляет Промысл. Ибо видим, что по порядку меняются времена года, все производится вовремя и каждая вещь бывает соответственна времени. Не князи вещества, возлюбив дщерь света, как баснословит непотребный Манес, преследуя ее, проливают пот и подают нам дождь, но по мановению Зиждителя составляются облака. И этому ясно учит Божественное Писание. Ибо сказано: Возводя облаки от последних земли, молнии в дождь сотвори: изводяй ветры от сокровищ Своих (Пс.134:7); и еще: Призываяй воду морскую, и проливаяй ю на лице земли (Ам.9:6), и в другом месте: Дхнет Дух Его, и потекут воды (Пс.147:7); и еще: Напаяяй горы от превыспренних Своих: от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли (Пс.103:13-14). В Божественном же Писании можно найти тысячи и других мест, доказывающих Божий Промысл. Но, написав уже десять слов о Промысле, считаю излишним теперь распространяться об этом.  11. О домостроительстве Спасителя Уместно будет показать, каких держимся мыслей о божественном Вочеловечении. Ибо учение это яснее провозвещает Промысл Бога всяческих. Валентин в сложенных им баснях утверждал, что иной есть Единородный, иной - Слово, иной - Христос, который внутри полноты, иной - Иисус, и еще иной Христос внешний. Утверждал также, что Иисус вочеловечился, облекшись во внешнего Христа и восприняв тело от душевной сущности. А так же говорил и Василид, что иной есть Единородный, и иной - Слово, и еще иное - Премудрость. А Кердон, Маркион и Манес утверждали, что Христос казался человеком, не имея ничего человеческого. Керинф же учил, что Иисус родился от Иосифа и Марии по общему для людей закону, а Христос снисшел на Иисуса свыше. Евионеи, феодотиане, артемониане, фотиниане говорили, что Христос родился от Девы простым человеком. Арий же и Евномий утверждали, что воспринял Он тело, а вместо души действовало Божество. Аполлинарий утверждал, что тело Спасителя было одушевлено, но не имело души разумной, потому что, говорит он, излишен разум, где есть Бог Слово.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

11:33); 2) славословить Бога мы должны потому, что это славословие есть дело, сколько сладостное для сердца нашего, столько же и благотворное для нашего преспеяния в добродетели. «Сладостно петь Бога нашего», — говорит Псалмопевец, испытавший блаженство, какое заключается в славословии Господа (Пс.146:1). Притом, прославляя Бога за Его высочайшие совершенства, мы чрез то питаем в себе чувство смирения и благоговения пред Ним; прославляя Бога за Его всеблагие и премудрые дела, мы чрез то усиливаем свою любовь к Нему и надежду на Него; 3) в слове Божием неоднократно заповедуется нам славословить Господа: «Исповедайтеся Господеви (славьте Господа), яко благ, яко в век милость Его» (Пс. 106:1); «хвалите Господа, яко благ Господь: пойте имени Его, яко добро» (Пс. 134:3); «да единодушно, едиными усты славите Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15:6). Ту же обязанность внушает нам пример святых человеков и Самого Иисуса Христа, Который так славословил Небесного Отца Своего: «Исповедаютися Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем» (Лк. 10:21). Те не исполняют сей обязанности, которые напрасно или без всякого уважения употребляют имя Божие в обыкновенных разговорах или без всякого разбора «божатся», которые хулят оное, когда по неведению или по нечестию несправедливо судят о Боге, или произносят дерзкие против Него слова. Сюда же относятся: невнимательность в молитве, ложная клятва, кощунство. б) Благодарение Благодарение Богу есть молитвенное возношение духа к Богу, в коем христианин, дорого ценя каждое благо, ниспосылаемое свыше, в чувстве радости благословляет благодеющего ему Господа. К благодарению Бога обязывает христианина: 1) необъятное множество благодеяний Божиих, ибо творческая сила возвеличила человека над всею видимою тварию (Пс.8:5—9); Промысл Божий не попускает упасть и волосу с головы человека без Своего соизволения (Мф. 10:29—31, Лк. 12:7); любовь Отца Небесного не пощадила для спасения падших Единородного Сына (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2927...

Изречение псалмопевца должно понимать духовно: отверзением уст он хотел означить сильную молитву. Именно, когда дитя, которое сильно чего-нибудь желает, отверзает, открывает уста, дабы сильнее выразить свое желание – так и христианин сильно вопиет в сердце к Богу: Духом владычным утверди мя! И Духа Пресвятаго обнови во утробе моей! И сим вопиянием, как отверзстием сердца, привлекает на себя благодать Святого Духа. Пс.119:4. Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными. Псалом говорит, что израильтяне просят Господа об избавлении от языка льстива, от людей, которые обманывали народ пустыми обещаниями; потом обращается к сим людям и говорит: какая польза в неправедном и льстивом языке? Что приобретешь ты льстивым языком? Гнев Божий, который, как стрелы сильного с углями пустынными, поразит тебя. Стрелы разженные встречаются и у св. апостола. Говорят, что в древности к стрелам присоединяли горящий можжевельник, дабы горящие иглы делали раны неисцелимыми. Пустынные – или потому, что можжевельник растет в пустыне, или это значит – опустошающие. Пс.128:6,7. Яко трава на кровех, яже прежде восторжения изсше; еюже не исполни руки своея жняй, и недра своего рукояти собираяй. Не заносись умом, не желай многого; исполняй только по совести твои обязанности к Богу и людям и пойдешь прямым путем спасения. К тем, которые ищут необыкновенного пути спасения – в обществе мыслят о пустыни, в службе питают мысли свои монастырским уединением, не довольствуясь руководством церкви, избирают себе особенный, еще не открыто проложенный путь спасения, – можно приложить уподобление св. пророка: яко трава на здех, яже прежде восторженна изсше, ею же не исполни руки своея жняй, и недра своего рукояти собираяй. Посмотри, как выразительно сие уподобление! Трава на кровле – выше той, которая на земле: так мечтательные люди придумывают себе высший путь спасения, не довольствуясь тем, который Промысл указывает им в их звании; кажется, трава, растущая на кровле, ближе к небу и скорее принимает и орошение дождя, и теплоту солнца; так и они думают, что они ближе других к солнцу благодати и к его духовному посещению; трава, которая на земле, питает животных, а иногда служит и питанием человеку, а которая на кровле, никого не питает, никто не топчет ее. Так эти люди, они не испытали урока смирения и не познали пути любви, который питает и животворит человека; скоро вянет трава, выросшая на кровле, и производит нечистоту для того здания, на котором растет она, а когда соберут ее, то ее удел – огонь. Так скоро падают те люди, которые высоко занеслись в деле спасения, – производят как бы некоторую нечистоту в Церкви и ежели не исправятся, то подвергнутся приговору: извержется вон, якоже розга, и изсышет, и собирают и во огнь влагают, и сгарает ( Ин.15:6 ). Пс.134:14. Судити имать Господь людем своим, и о рабех своих умолится.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

Воодушевленный подобными размышлениями, восклицает Мудрый: «Вся мерою и числом, и весом расположил еси» ( Прем.11:21 ). Такое воззрение Мудрого раскрывается в св. Писании в чертах частных и довольно подробных. Так, по свидетельству св. писателей, в Творческом плане мироздания определена была мера земли ( Иов.38:5, 18 ), мера гор и вес холмов (Ис.40:12), количество пылинок ( Притч.8:26 ), мера или количество воды на земле ( Иов.28:25 ). Творец предназначил – какое пространство на земле должны занимать моря, предначертал их пределы, затворы и врата. «Предел положил еси, – говорит Пророк, – егоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю» ( Пс. 103:9 ). Невольно увлекаешься красотою библейских изображений. «Заградих море враты, – говорит Бог Иову, – егда изливашеся из чрева матере своея исходящее: положих же ему облак во одеяние, мглою же пових е: и положих ему пределы, обложив затворы и врата; рех же ему: до сего дойдеши, и не прейдеши, но в тебе сокрушатся волны твоя» ( Иов.38:8–11 ). Море, столь изобильное водами, столь бурное и яростное, грозит поглотить всю землю: но, по слову Всемогущего, заключено в пределы и лежит, как слабый ребенок, повитый пеленами. Песок служит ему пределом ( Иер.5:22 ), туман и облака – связующими пеленами. Заключивший море в пределы предназначил пути для источников и среди моря определил места для островов. Бог есть, по слову Пророка, «посылаяй источники в дебрех» ( Пс.103:10 ). «Мыслию Его преста бездна, и насади в ней островы» ( Сир.43:25 ). Водная стихия является в различных видах, или формах – в виде дождя, росы, льда, инея и проч. Все сии формы предначертаны мыслью Творца ( Иов.38:28, 29 ). В таких явлениях, по слову Пророка, Вседержитель открывает Свои мысли человеку ( Ам.4:13 , по тексту подлинника). Зиждитель мира, как образно представляют св. писатели, устроил сокровищницы или хранилища, снега и града, хранилища ветров и облаков, в которых все сии вещества заготовлены в такой мере, в какой они нужны и достаточны на всё время бытия мира. «Пришел ли еси в сокровища снежная, – говорит Бог у Иова, – и сокровища градная видел ли еси?» ( Иов.38:22 ) Бог есть, по слову Пророка, «изводяй ветры от сокровищ Своих» ( Пс.134:7 ; Иер.10:13 ). «Отверзошася сокровища, – пишет сын Сирахов, – и парят облацы, яко птицы» ( Сир.43:15 ). Под сими образами скрывается та мысль, что Творец создал водную сущность в количестве, достаточном на всё время бытия мира, и предназначил ей формы, применительные, или соответственные, нуждам земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Упование на Бога Многие дела человеческие бывают так. Думаем и предполагаем одно, а выходит другое. Только в одном ошибки не бывает: если стремится человек к исполнению воли Божией во всяком предлежащем деле, то, хотя бы видимого успеха в этом деле он и не получил, Всеблагий Господь доброе намерение его вменяет ему в самое дело. Если, по слову преподобного Исаака Сирина , и совершенство совершенных несовершенно, то тем более дела обыкновенных людей лишены совершенства, а совершаются со многими ошибками и недосмотрами. Впрочем, ни в каком случае унывать и паче меры печалиться и скорбеть не должно, а надеяться и уповать, что благодать Божия, оскудевающее восполняющая, и всесильная Божия помощь сильны все привести к полезному концу. Не вотще Господь глаголет в Святом Евангелии: Без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15, 5 ) и паки: невозможное человекам возможно Богу ( Лк. 18, 27 ) (2, ч. 2, с. 133–134). Ежели настоящая жизнь наша есть не что иное, как подвиг, а подвиг не бывает без борьбы, а в борьбе человек без помощи Божией бывает немощен и несилен, то и должны мы вместо того, чтобы унывать, к Победителю темных сил взывать: побори борющихся со мною ( Пс. 34, 1 ). И паки: Боже! поспеши на помощь мне; Господи, не замедли помочь мне. Да постыдятся и посрамятся ищущии души моей, да возвратятся вспять и устыдятся желающие мне зла ( Пс. 69, 2–3 ) (2, 2, с. 168). ...Все полезнее нам предавать суду Божию и во всем располагаться на всеблагий Промысл Божий. В Православной Церкви обносится мудрое слово: «Человек предполагает, а Бог располагает». Мы предполагаем так, а Господь да устроит о нас полезное, якоже угодно будет Его всеблагой и всесвятой воле. Только в настоящем положении для успокоения нашего крепко да держимся утешительного псаломского слова: Открой Господу путь свой и уповай на Него, и Той совершит. И выведет, как свет, правду твою и судьбу твою, как полдень. Покорись Господу и моли Его; не ревнуй преуспевающему в пути своем, человеку, совершающему законопреступление ( Пс. 36, 5–7 ) и весь псалом до конца (2, ч. 3, с. 102–103).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Так, у 70 соединяются разделенные в еврейском тексте псалмы 9 и 10 (в 9-й), 114 и 115 (в 113-й), и разделяются, соединяемые в еврейском тексте, 116 (на 114 и 115) и 147 псалмы (на 146 и 147). От этого происходит, что с 10-го по 113-й пс. у 70 числа псалмов на одно менее против еврейского текста, в начале 114 на два менее, с 116 по 147 опять на одно и с 148-го одинаковы. Принятое у 70 соединение девятого и десятого псалмов оправдывается алфавитным порядком их стихов, в остальных случаях ученые отдают предпочтение еврейскому делению. Но вообще, православному богослову, при чтении западной богословской литературы, в цитатах из Псалтири нужно принимать во внимание указанное деление и в своих сочинениях согласовывать его с делением псалмов по слав. и рус. переводам, чтобы не путать себя и читателей. В Православной церкви принято деление Псалтири на 20 кафизм: 1 каф. 1–8пс., 2 каф. 9–16, 3 каф. 17–23, 4 каф. 24–31, 5 каф. 32–36, 6 каф. 37–5, 7 каф. 46–54, 8 каф. 55–63, 9 каф. 64–69, 10 каф. 70–76, 11 каф. 77–84, 12 каф. 85–90, 13 каф. 91–100, 14 каф. 101–104, 15 каф. 105–108, 16 каф. 109–117, 17 каф. 118 пс., 18 каф. 119–133, 19 каф. 134–142, 20 каф. 143–150 пс. Это деление относится к 4 веку по Р.Х. и сделано применительно церковному чтению Псалтири за богослужением. От кого произошли и какое имеют значение и авторитет надписания псалмов? Из ветхозаветных книг видно, что священные писатели имели обычай, к сведению читателей, снабжать надписаниями свои книги и даже частные отделы их, например, пророческие речи на те или другие народы ( Ис.1:1;2:1;13:1 ; Иер.1:1;2:1;50:1 ; Авв.3:1 ), часть книг ( Притч.10:1;25:1 …) и т.п. Песни Давида и в исторических ветхозаветных книгах снабжены очень подробными надписаниями, сообщающими о писателе, цели, характере и историческом поводе к их произнесению ( 2Цар.22:1;23:1 ; 1Пар.16:8 ). По этой аналогии можно думать, что и псалмопевцы надписывали иногда сами свои псалмы, означая преимущественно, подобно пророкам свои имена и время или повод к произнесению псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Но судя и осуждая других, правило христианской мудрости требует, чтобы мы, если не прежде, то, по крайней мере, в то же время обращали внимание на самих себя, дабы не подвергнуться во всей силе и строгости приговору, изреченному Самим Судиёю живых и мёртвых: им же судом судите, судят вам, и в нюже меру мерите, возмерится и вам ( Мф.7:2 ). Вникнем же, возлюбленные, глубже в самих себя, всмотримся пристальнее в нашу жизнь и дела, в наши нравы и обычаи, слова и поступки, мысли, чувства, желания, наклонности, привычки: не обнаруживается ли и в них более или менее того же, что усмотрено было Пророком в древнем Израиле? Если так, то воспрянем от произвольной хромоты нашей и поспешим стать добре на обе плесне наши в служении Господу и, не колеблясь и не уклоняясь ни на десно ни на шуее, будем выну предстоять лицу Его, духом горяще и Ему единому нераздельно и неизменно работающе. Жив Господь и благословен Бог, и да вознесется Бог спасения моего, Бог даяй отмщение мне и покоривый люди под мя. Избавитель мой от враг моих гневливых: от востающих на мя вознесеши мя, от мужа неправедна избавиши мя ( Пс.17:47–49 ). В сих словах и последующих за ними до самого конца псалма заключается общее молитвенное славословие Христа Богочеловека Богу-Отцу, не только от скорби и тесноты Его избавившему и на широту и пространство торжественно Его изведшему, но и в виду врагов Его прославившему и над всеми сопротивниками Его превознесшему. Называет же Он Господа живым, частию по свойству самого дела, Им совершенного, ибо если бы Он не был жив, то не мог бы защитить Его от врагов столь сильных и многочисленных столь лукавых и злобных, а частию – в отличие от Богов языческих, которые, по словам псалмопевца, уста имут, и не возглаголют, руце имут и не осяжут, нозе имут и не пойдут: не возгласят гортанем своим, ниже бо есть дух во устех их ( Пс.113:13–16, 134:17 ), яко велий Господь над всеми боги, и вся, елика восхоте, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах ( Пс.134:6 ); называет Богом благословенным, потому что Он по преимуществу достоин всяких благословений, как нелицеприятный защитник правых и наказатель злых; желает, чтобы имя Его превознеслось паче всякого имени, потому что Он на самом деле показал Свою высоту и могущество, даровав Ему Своё спасение, отмстив врагам Его и покорив Ему народы, дотоле Ему чуждые и неведомые, и тем доказал до очевидности, что всё, что мы знаем или воображаем в мipe высокого и сильного, в сравнении с Ним слабо и ничтожно и, собственно говоря, ни того, ни другого имени не заслуживает.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010