Что особенно вожделенно для слушателей, на то Пророк часто указывает: на человеколюбие, снисходительность, милость Божию. Пение псалмов вместе с удовольствием приносит пользу. Ибо кто поет псалом, тот, хотя бы был крайне развратным, стыдясь псалма, обуздывает силу сладострастия, и хотя бы был обременен безчисленными пороками и одержим унынием, услаждаясь удовольствием, облегчает свои помыслы, окрыляет ум... (Златоуст). Пс.134:4.   Яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе. Пс.134:5.   Яко аз познах, яко Велий Господь, и Господь наш над всеми боги. Излагает причины, по которым должно петь Господу: то, что из всех народов «Бог избра Себе один» народ иудейский от «Иакова» патриарха, который именуется «Израилем» ; по своему преуспеянию в Боге новый «израильский» народ — есть христианский народ: об этом и «позна» Пророк (Василий В.). Пс.134:6.   Вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах. Пс.134:7.   Возводя облаки от последних земли, молнии в дождь сотвори: изводяй ветры от сокровищ Своих. Постепенно возвышая слушателей к истинному познанию Бога, Пророк показывает, как должно хвалить «Его» , исследуя состав творений, удивляясь и изумляясь премудрости, промыслу, могуществу, попечению Его (Златоуст). Пс.134:8.   Иже порази первенцы Египетския от человека до скота. Пс.134:9.   Посла знамения и чудеса посреде Тебе, Египте, на фараона и на вся рабы его. От общего промышления переходит к частному, показывая чрезвычайность наказания египтян за их крайнюю ожесточенность, что служит величайшим оправданием действий Божиих (Златоуст). Пс.134:10.   Иже порази языки многи, и изби цари крепки: Пс.134:11.   Сиона царя Аморрейска, и Ога царя Васанска, и вся царствия Ханаанска: Пс.134:12.   И даде землю их достояние, достояние Израилю людем Своим. «Сион, царь Аморрейский» , был знаменит богатством и войсками, а «Ог» был известен по своей величине тела и мужеству. Ибо повествуется, что он имел кровать железную, на которой спал, длиною 9 лактей и шириною 4 лактя (Втор. 3:11). Бог разрушил все «царства» земли «ханаанской» , т.е. Палестины и «даде» ее в «достояние Израилю людем Своим» (Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс.134:4. Израиля в достояние себе,    т. е. в достояние по преимуществу; ибо все провидящий ум есть Израиль. Пс.134:5. Яко аз познах, яко велий Господь, и Господь наш над всеми боги.   По зиждительной силе познал я, что Он — Господь. Пс.134:6. В морях, и во всех безднах. Пс.134:7. Возводя облаки от последних земли.   Говорит это потому, что землю отвне объемлют моря, из которых возводит облака. Молнии в дождь сотвори.   И это есть знамение боголепной силы — смешивать вместе огнистые молнии и воду. Изводяй ветры от сокровищ своих.   Словом «сокровища» изобразил непостижимость для людей природы ветров. Подобно же это сказанному Господом: «дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит, и камо идет» (Ин. 3:8). Пс.134:8. Иже порази первенцы египетския от человека до скота.    Последнюю язву поставил на первом месте; потому что после нее получили свободу. Говорит же и о скотах, потому что для человека сотворены они, и за него наказываются: а поэтому, для увеличения страха дается разумет, что язва послана от Бога. Пс.134:15. Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих.    После того, как доказал и прославил Божий Промысл, поскольку ведет речь с рабами, недавно еще пришедшими от язычников, кстати присовокупляет и обличение тех богов, которых почитали они древле. Как бы так говорит: «яко аз познах, яко велий Господь, и Господь наш над всеми боги». Он сотворил многие и великие дела; а ваши прежние боги — мертвые и бесчувственные только идолы. Им подобны да будут и делающие их. Ибо как не окаменеть душою тем, которые покланяются неодушевленным? И кого выше по обычаю наименовал богами, тех посрамляет теперь, и назвал идолами, унижая самым указанием на то, из какого вещества и кем они сделаны. Псалом 135 Аллилуия. Пс.135:1. Исповедайтеся Господеви, яко благ: яко в век милость Его. Пс.135:13. Раздельшему Чермное море в разделения.   Древнее предание говорит, что море разделено было двенадцатью пресечениями, так что каждому колену открыт был особый путь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Пс. 11 7. Когда услышишь, что хулят иные Промысл, тогда не приобщайся к их нечестию, но, обратясь к Господу, произнеси: Пс. 13 8. Если желаешь узнать, каков должен быть гражданин Небесного Царствия: Пс. 14 9. Видя угнетаемых, утешай их, молясь за них и говоря им этими словами: Пс. 19 10. Если увидишь упорство беззаконных во зле, не думай, что злоба в них от природы, как говорят, а увидишь, что они сами причиной того, что грешат: Пс. 35 11.  Если кто хочет смутить тебя и привести в боязнь, имей упование на Господа и читай: Пс. 10 12.  При гонении и поношении врагов, во множестве восстающих на тебя: Пс. 3, 24, 26, 41, 139 13.  Если желаешь укрепиться против нападающего врага: Пс. 38 14 . Видя лукавнующих, которые уготовляют тебе сети: Пс. 5, 7 15 . Если злоумышление врагов продолжается – не падай духом, как будто забыт ты Господом, но призови Господа, воспевая: Пс. 12, 25, 34, 42 16. Если терпишь скорби от нападающих и хочешь узнать пользу терпения: Пс. 39 17. Если раскаиваешься в со деланном грехе и молишь о помиловании: Пс. 50 18. Если желаешь научиться, как должно приносить благодарение Господу: Пс. 28, 104, 106, 134, 145–150 19. Желая вспомнить, какие благодеяния Божии оказаны отцам, сколь Бог благ, а люди – неблагодарны: Пс. 43, 77, 88, 104, 105, 106, 113 20. Благодарение Господу, когда Он услышал тебя в скорби: Пс. 4, 45, 74, 114 21. Когда спасен ты от врагов твоих, избавлен от гонителей своих: Пс. 9, 17 22. Видя, что Господь пасет тебя и благоустрояет путь твой: Пс. 22 23. Впав в руки врагов, и мудро избежав их, и уклонившись от зло-умышлений их: П 33 Молитвослов. Издание пятое. – Москва. Синодальная типография, 1897 год. Псалмы, выражающие чувствования верующего 1. Прославление Бога за дела творения и промысла, наипаче же за благодеяния, на человека изливаемые: Пс. 102 2. Прославление Бога за особенное хранение верующего: Пс. 22 3. Без благословения Божия невозможно иметь успеха в делах своих: Пс.126 4. Промысел Божий о верующем и избрание его для жизни вечной:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   Божье знание неразрывно связано с Его полновластием, Он знает каждую вещь как саму по себе, так и в связи со всеми другими вещами, потому что Он Сам создал ее, поддерживает ее существование и заставляет ее в каждый момент времени функционировать в соответствии с Его замыслом (Еф 1:11). Идея о том, что Бог, все зная и предопределяя, не держит все под Своим контролем, является не только не библейской, но и просто бессмысленной.    Верующему знание о Божьем всеведении дает уверенность в том, что он не будет забыт и что Бог позаботится о нем согласно Своему обещанию (Ис 40:27—31); неверующему мысль о Божьем всезнании должна внушать ужас, напоминая о том, что он не может ни спрятаться от Божьего ока, ни скрыть от Него свои грехи (Пс 138:7—12, Пс 93:1—11, Ион 1:1—12). Божественное провидение    «Дела Божьего провидения заключаются в непрерывной заботе о Его творениях и в мудром, святом и полновластном управлении всеми их действиями» (Вестминстерский краткий катехизис, Q. 11). Если акт творения был однократным проявлением божественной силы, ставшим причиной бытия мира, то провидение является постоянным проявлением все той же силы, посредством которой Творец, в соответствии со Своей волей, поддерживает бытие всех творений, Сам участвует во всех событиях и направляет все к установленной Им цели. Бог всецело управляет Своим миром. Его рука может быть невидима для людей, но она простерта надо всем творением.    Некоторые полагают, что Бог знает будущее, но не управляет им; что Он поддерживает мировой порядок, но не вмешивается в него; что Он осуществляет общий надзор за событиями, но не вникает в детали. Библия решительно отвергает все подобные попытки ограничить Божье провидение.    Библия ясно учит, что Бог проявляет Свою провиденциальную власть над вселенной в целом, Пс 102:19, Дан 4:32, Еф 1:11 над физическим миром, Иов 37, Пс 103:14, Пс 134:6, Мф 5:45 над животным миром, Пс 103:21,28, Мф 6:26, Мф 10:29 над жизнью народов, Иов 12:23, Пс 21:29, Пс 65:7, Деян 17:26 над рождением человека и его жизненной участью, 1 Цар 16:1, Пс 138:16, Ис 45:5, Гал 1:15—16 над внешними коллизиями человеческой жизни, Пс 74:7—8, Лк 1:52 над явлениями, кажущимися случайными или незначительными, Прит 16:33, Мф 10:30 в защите праведных, Пс 4:9, Пс 5:13, Пс 62:9, Пс 120:3, Рим 8:28 в удовлетворении нужд Своего народа, Быт 22:8,14, Втор 8:3, Флп 4:19 в ответах на молитвы, 1 Цар 1:19, Ис 20:5—6, 2 Пар 33:13, Пс 64:3, Мф 7:7, Лк 18:7—8 и в разоблачении и наказании нечестивых, Пс 7:13—14, Пс 10:6.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пс.104:25. Преврати сердце их возненавидети люди его.    Поскольку израильтяне, по уважению к ним египтян, впали в одинаковое с ними идолослужение, то Бог устроил, что египтяне возненавидели их и возложили на них тяжкие работы, а это для того, чтобы озлобляемые израильтяне прибегли к Богу, и обетование, данное Аврааму, удобно могло исполниться. Пс.104:26. Посла Моисея раба Своего»[п], и проч.   Ибо Моисею и Аарону только открыл «словеса знамений» (Пс.104:27), как превратить воду в кровь и совершить прочие чудеса. Пс.104:28. Посла тму и помрачи.    Поскольку египтяне, оставив Творца, служили твари; то и наказал их посредством твари, т. е. воздухом, огнем, землею и водою. Пс.104:29. Преложи воды их в кровь.    Не цвет только вод изменил, но и самое свойство вкуса, так что вымерли все породы рыб.    В другом месте (в толковании Пс.134:1 Афанасий иначе разлагает это слово и объясняет его более правильно. Псалом 105 Аллилуия.   В этом псалме перечисляет грехи народа первого, показывая, за что отвержены израильтяне. Грехи же их суть следующие:    во-первых: «преогорчиша Бога восходяще в Чермное море» (Пс.105:7), сказав: «за еже не быти гробом во Египте, извел нас здесь погубить» (Исх. 14:11);    во-вторых: «искусиша Бога в пустыни» (Пс.105:14);    в-третьих: «прогневаша Моисея в стану» (Пс.105:16);    в-четвертых: «сотвориша тельца в Хориве» (Пс.105:19);    в-пятых: «уничижиша землю желанную» (Пс.105:24);    в-шестых: «причастишася Веелфегору» (Пс.105:28);    в-седьмых: «прогневаша Его на воде пререкания» (Пс.105:32);    в-восьмых: «не потребиша языки, яже рече Господь им» (Пс.105:34), но даже стали покланяться идолам и детей своих приносить в жертву. Пс.105:1. Исповедайтеся Господеви, яко благ... Пс.105:3. Блажени хранящии суд[п], и проч.   Ибо те одни достойны «глагол[п]ать силы Господни» , которые исполняют, что определено Богом в Писаниях, поступая во всем с рассуждением и по разуму, имея всегда пред очами суд Божий. Таковые естественным образом суть творцы правды, на самом деле исполняющие, что справедливо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

   г) беспредельным и вездесущим: камо пойду от Духа твоего, и от лица твоего камо бежу; аще взыду на небо, ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси, аще возму крыле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука твоя наставит мя и удержит мя десница твоя (Пс. 138:7-11; Втор. 4:39; Иер. 23:23);    д) премудрым и всеведущим: Господи, ты познал еси вся последняя и древняя (Пс. 138:4); испытай сердца и утробы, Боже, праведно (Пс. 7:10); велий Господь наш..., и разума Его несть числа (Псал. 146:5; сн. Иер. 23:24; 2 Пар. 16:6; Дан. 13:42);    е) Богом крепким и всемогущим: Той рече, и быша: Той повеле, и создашася (Пс. 32:9; Ис. 40:26. 28 и друг.);    ж) истинным и святейшим: истинна дела его (Втор. 32:4; сн. 10, 10);    з) Богом всеблагим и правосуднейшим: благ Господь всяческим, и щедроты его на всех делех его (Пс. 144:9); праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице его (Пс. 10:7); и вообще -    и) Существом совершеннейшим: велий Господь и хвален зело, и величию его несть конца (Пс. 144:3); несть свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш (1 Цар. 2:2).    Наконец, по отношению Бога к миру она называла Его -    а) Творцом и Промыслителем вселенной, который сотвори·небо и землю (Иерем. 32:17), сотвори небо, и небо небесе, и вся вои их, землю, и вся, елика на ней суть (Неем. 9:6); и с тех пор радит о всех (Прем. 12:13), и всяческая работна Ему (Пс. 118:91), исчитает множество звезд и всем им имена нарицает (Псал. 146:4), творит ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный (Пс. 103:4), возводит облаки от последних земли, молнии в дождь творит (Пс. 134:7), прозябает траву... и злак..., изводит хлеб от земли (Пс. 103:14), и управляет вся благо (Прем. 8:1);    б) Творцом и Промыслителем, в частности, человека: уведите, яко Господь... той сотвори нас, а не мы (Пс. 99:3); Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех (Пс. 45:1); аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии (Пс. 126:1); владеет вышний царством человеческим, и емуже восхощет, даст е (Дан. 4:22), сокровищствует исправляющим спасение, защищает же шествие их (Прит. 2:7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Пс.134:8 . Иже порази первенцы Египетския от человека до скота: Пс.134:9 . посла знамения и чудеса посреде тебе, Египте, на фараона и на вся рабы его. Пророк присовокупляет здесь четвертый пример Божия величества, повествуя о избиении всех первородных Египетских от человека до скота, как читаем в книге Исхода, в главе 12. Сию повесть соединяет непосредственно с произведением ветров потому, что как ветры суть некоторые телесные духи, кои хотя по причине чрезмерныя тонкости бывают невидимы, однако производят страшныя поражения то на полях, то во градах, то на море, то на кораблях, так невидимые человеческими очами духи Ангельские, действуя по Божию повелению, с невероятною скоростию поразили всех первенцев Египетских от человека до скота. Сие поражение нельзя приписать или моровому поветрию, или естественной болезни: ибо избиты были одни токмо первенцы Египетские, и притом все в одну ночь, а у Евреев, живших в то же время во Египте, ни един человек, и даже ни един скот не погиб. Наконец присовокупляет вкратце другия чудеса и знамения, соделанныя Богом чрез Моисея во Египте, о которых пространнее повествуется в книге Исхода в главах 7, 8, 9, 10, 11 и 12. Пс.134:10 . Иже порази языки многи и изби цари крепки: Пс.134:11 . Сиона царя Аморрейска и Ога царя Васанска, и вся царствия Ханаанска: Пс.134:12 . и даде землю их достояние, достояние Израилю людем своим. Исчислив чудеса, соделанныя Богом в Египте против Фараона, здесь присовокупляет другия знамения, соделанныя на пути против двух сильных царей, Сигона царя Аморрейска, и Ога царя Васанска, коих победили Израильтяне более помощию Божиею, нежели оружием, как повествуется в книге Числ, в главе 21. Наконец присовокупляет чудеса, соделанныя Богом в самой земле обетованной против 30 царей, обладавших странами оными, где между прочими чудесами, случившимися там при гласе труб священнических испровержены были стены Иерихонския, и где по повелению Иисуса Навина солнце и луна посреде течения своего стали, как повествуется пространнее в книге Иисуса Навина в главах 6, 10 и 12. Отсюду явствует, что Сам Бог отдал землю оную во владение народу Израильскому, аки бы была она собственное достояние Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Стимул, данный Давидом, способствовал дальнейшему развитию; Псалтирь выказывает поэтическое мастерство, хранившееся веками. После того как ложная библейская критика предложила для большинства псалмов очень позднюю дату написания, сегодня мы возвращаемся к более осторожным воззрениям. Кроме тех псалмов, которые могут принадлежать Давиду, многие из них в своей изначальной форме могли возникнуть в эпоху царств; в особенности это относится ко всем “царским” псалмам, но их содержание носит слишком обобщенный характер, чтобы в вопросе о дате их написания можно было бы высказать что-либо более точное и надежное, нежели простые гипотезы. Напротив, псалмы о царстве Ягве, исполненные отзвуков других псалмов и Второисайи, должно быть, сочинены в плену или сразу после него; то же самое явно справедливо и относительно таких псалмов, которые, как Пс 136/137, говорят о разрушении Иерусалима и об уводе в изгнание. Возвращение из плена воспевается в Пс 125/126. Представляется, что последующий период был исполнен сочинением псалмов; это было время, когда богослужение в восстановленном храме процветало, когда возрастали значимость и достоинство певцов, — их уравняли с левитами. В это время учителя Премудрости создавали целую отрасль псалмов ради распространения своих поучений, как это впоследствии делал Иисус, сын Сирахов. Можно ли, миновав персидскую эпоху, проследовать в еще более позднее время, — существуют ли псалмы эпохи Маккавеев? Такой вопрос стоит прежде всего относительно Пс 43/44; 73/74; 78/79; 82/83, однако для того, чтобы признать вероятной столь позднюю дату возникновения, аргументация недостаточна. Возникновение собрания псалмов Псалтирь в том виде, в котором она дошла до нас — это результат длительного процесса развития. Вначале были сборники, соответствующие частям. Пс 71/72 (кстати, приписываемый Соломону) завершается заметкой: Кончились молитвы Давида, сына Иессеева, хотя и до него есть “не-давидовы” псалмы, и после него — “псалмы Давида”. На деле существуют два изначально “давидовых” собрания псалмов: Пс 3–40/41 и Пс 50/51–71/72, отдельные псалмы которых (за исключением последнего, с пометой, что он принадлежит Соломону, и четырех псалмов без указания на авторство) приписываются Давиду. Сходным образом и другие части Псалтири, очевидно, вначале существовали в виде отдельных собраний: псалмы Асафа (Пс 49/50 и 72/73–82/83), сынов Кореевых (Пс 41/42–48/49 и 83/84; 84/85; 86/87; 87/88), песни восхождения (Пс 119/120–133/134), аллилуйные псалмы (Пс 104/105–106/107; 110/111–117/118; 134/135; 135/136; 145/146–150). Рядоположение нескольких сборников выявляется в случаях с повторяющимися (если не обращать внимания на текстовые варианты) псалмами, такими как 13/14 и 52/53; 39/40:14–18 и 69/70; 56/57:8–12, а также 59/60:7–14 и 107/108.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Как мало вероятна эта или подобные ей теории происхождения Псалтири, достаточно можно видеть из предложенных далее общих замечаний, а еще более из очевидной произвольности всей этой теории, и потому мы считаем излишним останавливаться на ее разборе. 1766 Так, напр. в группе Асафовых псалмов 72–82 сопоставляются между собою псалмы 72, 77, 80 и 81 из Давидовы времени, 73 и 78 из времени разрушения Иерусалима Халдеями, 74 и 75 из времени Езекии, 76 и 79 из времени пред наступлением плена, и 82 из времени Иосафата. Вероятные признаки сродства этих, равно как и других псалмов, на основании исследований разных ученых указаны в сочинении Делича: Symbolae ad Pss illustrandos isagogicae p 57 sq. 1780 См. изд. Св. Синод. Руков. к чт. Св. Пис. В. и Н. Зав. – митр. Амвросия (по 4 изд. стр. 101) и Начерт. Церк. Библ. Ист. Филарета (по 2 изд. стр. 374). Может быть в виду несомненной уверенности нашей Церкви в достоверности этого предания, Прот. Павский (в Обозр. Пс. стр. 15) и не считал нужным останавливаться на вопросе о времени заключения Псалтири, ограничившись только двумя словами: «во время Ездры она довершилась». (См. выше в введ. к исслед.). 1781 Иос. Флав. с Apion lib пар. 7–8. См это свидетельство выше в заключении истории псалмопения, стр. 85–86, прим. 2. 1783 В Преосв. Филарет Митр. Моск., игнорируя заключительные славословия частей Псалтири и считая признаками пятичастного разделения ее только лишь заключительные восклицания: аминь и аллилуия, находит такое разделение Псалтири произвольным и полагает, что оно тем же признакам правильнее было бы разделить ее на семь частей: 1) Пс. 1–40 с заключ. восклицанием: аминь и аминь; 2) Пс. 41–71 – аминь и аминь; 3) Пс. 72–88 – аминь и аминь; 4) Пс. 89–105 – аминь, аллилуиа; 5) Пс. 106–116 – аллилуиа; 6) Пс. 117–134 – аллилуиа и 7) Пс. 135–150 – аллилуиа. Между сими пределами разделения – замечает он далее, – видно точное и тонкое соответствие. Аминь заключает три первые книги; аллилуиа оканчивает три книги последние; средняя книга, как связь двух троичностей, соединяет оба признака разделения: аминь, аллилуиа (Руков. к позн. Кн. Пс. в Чт. Общ. люб. Дух. просв. 1872, 1. Стр. 9. Тоже в Введ. в Св. Кн. В. Зав., В. Преосв. Арсения, стр. 92–93). – Не трудно однако заметить, что предлагаемое седмичастное деление Псалтири, при кажущейся с первого взгляда его правильности, не более как схоластическая тонкость, не имеющая основания в самой Псалтири и даже не отличающаяся логическою последовательностью: так как, если из одного окончания псалмов словом: аллилуиа заключать об указании им особой части Псалтири, то логически следовало бы признать подобные же указания отдельных частей и в псалмах: 112, 113, 115, 145, 147, 148 и 149, которые все, точно также как и 116, 134 и 150 оканчиваются словом аллилуиа, и вообще никак не менее последних псалмов годятся быть заключительными псалмами отдельных частей Псалтири.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

И. З. затрагивает такие темы, как пороки и добродетели (Пс 100, 142, 146), истинная молитва (Пс 7, 9, 141), домашнее пение псалмов и гимнов (Пс 41, 134, 150), священство (Пс 113, 116), девство (Пс 44, 113), достойное принятие Св. Таин (Пс 133), паломничество в Св. землю (Пс 109). Кроме того, здесь встречается полемика с арианами, манихеями и последователями Павла Самосатского (Пс 46, 109, 148). В отличие от др. своих ветхозаветных толкований в этом И. З. цитирует Свящ. Писание не только в переводе LXX, но и привлекает переводы Симмаха , Акилы и Феодотиона (см.: Пс 4, 9, 53, 55 и др.). Помимо этого комментария сохранились проповедь И. З. на Пс 41, произнесенная в 387 г. ( Quasten. Patrology. Vol. 3. P. 435), проповедь на Пс 145 (CPG, 4415; PG. 55. Col. 519-528; рус. пер.: Творения. Т. 5. Кн. 2. С. 580-590), произнесенная ок. 396 г. ( Tillemont. Mémoires. T. 11. P. 560), и фрагменты комментария на Пс 103-106 ( Malingrey. 1987. P. 351-378) и Пс 115. 1-3 ( Haidacher. Drei unedierte Chrysostomus-Texte. 1907). И. З. принадлежат также 2 гомилии «На слова: «Не бойся, когда богатеет человек» (Пс 48. 17)» (In illud: Ne timueris cum dives factus fuerit homo; CPG, 4414; PG. 55. Col. 499-518; рус. пер.: Творения. Т. 5. Кн. 2. С. 574-580), произнесенные в июле 399 г. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 542-543). «Комментарий на Книгу Иова» (Υπμνημα ες τν μακριον Ιβ; Commentarius in Iob; CPG, N 4443; SC. 346, 348; Hagedorn U. und D. 1990; PG. 64. Col. 503-506), охватывает бóльшую часть Книги Иова с небольшими лакунами; сохранился в 2 рукописях IX-X вв., а также частично в составе экзегетических катен; долгое время оставался неизданным; 1-е критическое издание было подготовлено А. Сорленом, вышло в свет в Париже в 1988 г.; вслед за этим было выпущено берлинское издание 1990 г. под редакцией У. и Д. Хагедорн. Авторство И. З. в отношении данного комментария было убедительно доказано Сорленом на основании внешних и внутренних критериев (характерные для И. З. особенности употребления лексики, цитирование Свящ.

http://pravenc.ru/text/540881.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010