Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 12. 1010 Там же. С. 16. 1011 Там же. С. 134. 1012 Там же. С. 14. 1013 Там же. 1014 Там же. С. 65. 1015 Там же. С. 58. 1016 Там же. С. 202. 1017 Там же. С. 164—165. 1018 Аллюзия на песнопение вечерни «Свете тихий». 1019 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 23. 1020 Исаак Сирин, преподобный. Главы о знании IV, 51—52. Цит. по: Преподобный Исаак Сирин. О знании (избранные главы). Церковь и время 4(13), 2000. С. 322. 1021 Ср.: Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 220. 1022 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 163. 1023 Там же. С. 170. 1024 Там же. С. 163. 1025 ЗЦар. 19:10. 1026 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 167. Цитата из преп. Исаака Сирина — см.: Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 180. 1027 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 171. 1028 Там же. С. 180—181. 1029 Булгаков С. Афонское дело. С. 44. 1030 Рим. 1:20. 1031 Цар. 9:12. 1032 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 4—6. 1033 Там же. С. 207—208. 1034 Там же. С. 150. 1035 Там же. С. 141—142. 1036 Там же. С. 39. 1037 Ср.: Исх. 24:25; 29:43; 40:34; 3 Цар. 8:10 и др. 1038 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 143. Ср.: Пс. 18:1—3. 1039 Там же. С. 148. Весь этот рассказ благоразумно опущен в 4–м издании книги «На горах Кавказа» (СПб., 1998). 1040 См.: Хрисанф, инок. Рецензия на сочинение схимонаха Илариона, называемое «На горах Кавказа». Цит. по: Святое Православие и именобожническая ересь. Ч. 1 (догматическая). Харьков, 1916. С. 16—17. 1041 Игнатий Богоносец. Послание к Римлянам, гл. 5. 1042 Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 206. 1043 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 146. 1044 Там же. С. 144—145. 1045 Пс. 10:1—2. 1046 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 151. 1047 В Пантелеимоновом монастыре вместе со всеми его скитами на тот момент проживало около 1700 русских монахов; в Андреевском скиту — около 400. См.: Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. С. 253. Об истории Пантелеимонова монастыря, а также других русских обителей на Афоне см., в частности: Феодосий, иеромонах. История русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. — К свету. Альманах. Вып. 18. М., 2000. С. 5–128. 1048

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

3432. См. об этом: uita А. 14; блж. Августин. conf. 9. 7. 16; ciu dei 22. 8. 2. 3433. Ныне Амброзианская базилика в Милане, в которой находятся мощи свт. Амвросия, свв. мчч. Протасия и Гервасия. Сюда же перенесены мощи св. Марцеллины и св. Сатира, сестры и брата святителя, которые прославлены Католической Церковью. 3434. Basilica in porta Romana – базилика в честь святых апостолов, ныне Сан–Назаро, была освящена в 386 г., см.: uita A. 32. 2. 3435. Блж. Августин говорит, что свт. Амвросию в видении было открыто место погребения мучеников; см.: conf. 9. 7. 16. 3436. Очевидно, здесь содержится описание практики изгнания бесов возложением рук. 3437. Темное место. Издатели и переводчики предлагают различные коньектуры. Возможно, одна из стоявших там женщин. 3438. День обретения мощей – 17 июня (см.: Zelzer. Р. XXXVIII). 3439. День перенесения мощей – 19 июня. См.: hymn. 13 (II). 3440. См. Мк. 3:17. 3441. См.: Пс. 112:9. Ср. также Ис. 54:1. 3442. Ср.: Деян. 5:15. 3443. См.: hymn. 13 (II). 29–30; uita A. 48. 3. 3444. Мощи свв. Протасия и Гервасия были обретены в момент жесткого противостояния между свт. Амвросием и императорским двором в Медиолане, который требовал от святителя отдать один из храмов арианам. 3445. Ср.:2 Кор. 3:18. 3446. Усечение главы – обычный способ казни для римских граждан. 3447. Речь идет о мощах мучеников Феликса и Набора, перенесенных из г. Лоди в Медиолан в начале IV в. епископом Матерном. 3448. См.: hymn. 13(II). 11–12. 3449. То есть в алтарь, где они будут погребены и где совершается Евхаристия. 3450. Ср.: Откр 6:9. 3451. В 1864 г. были обнаружены два места упокоения, где до 835 г. лежали святые мученики и свт. Амвросий. В 835 г. Ангильберт II над этими захоронениями построил новый саркофаг, в которым положил тела двух мучеников и святителя, так они пребывают до сего дня (см.: Zelzer. Р. 134. not.). 3452. Воскресенье. 3453. См.: hymn. 13 (II). 16–24. 3454. См.: Ин. 9:19. 3455. См.: Ин. 14:12. 3456. См.: Исх. 7–11. 3457. Ср.: Ин. 9:29. 3458. Ср.: Мк. 1:24.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Очень важно помнить, что Господь смирился и стал как один из нас, и пошёл на великие муки ради нас, Сам будучи безгрешным, и душу Свою положил за нас, – и всё это Он совершил именно потому, что ни наши добрые дела, ни наши познания о Боге, и вообще ничто другое спасти нас не могло и не может. Но поскольку упомянутое заблуждение сейчас очень распространено 10 , то нам следует разобрать наиболее типичные аргументы, которые выдвигаются в его защиту. 1. А как же те, которые родились и умерли в неправославных странах и у кого объективно не было возможности узнать православие? Прежде всего, стоит заметить, что сама постановка этого вопроса подразумевает, что Бога в нашем мире нет. В лучшем случае Он появляется после нашей смерти, в загробном мире, а здесь, на земле, мы живём сами по себе, и потому именно от наших действий зависит, получит ли человек, живущий в неправославной стране, возможность вступить в Православную Церковь . Вот, доберутся наши миссионеры до Новой Каледонии – и Церковь там появится, а не доберутся – например, по причине кораблекрушения, дороговизны билетов, или просто лени, – и Церковь там не появится. То есть всё определяют наши действия да случай, и если мы не сможем донести благовестие до какой-то земли, то Богу остаётся лишь бессильно сокрушаться об этом и изыскивать способ спасти бедных новокаледонцев после смерти. Только при таком взгляде возможно появление указанного выше вопроса. Но такой взгляд не имеет ничего общего с православной верой в Бога Вседержителя и Промыслителя, Который «промышляет о земле… и управляет всею вселенною» ( Иов.34:13 ). Неужели Бог , заботящийся даже о том, чтобы послать пищу ворону или украсить цветком лилию (см. Лк.12:24:27 ), не позаботится спасти человека, который «сколь лучше птиц» ( Лк.12:24 )? Мы знаем, что «Господь благ» ( Пс.134:3 ), что Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ). Он всё может, потому и сказал о Себе: «Я Бог Всемогущий» ( Быт.17:1;35:11 ). Он знает всё ( Быт.15:15 ; Есф.4:17 ), для Него открыто и то, что происходит в умах и сердцах людей: «Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей» ( 1Пар.28:9 ), «Он знает тайны сердца» ( Пс.43:22 ). Поэтому Писание и называет Бога «Сердцеведец» ( Деян.1:24; 15:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

И егоже небеса не возмогают вместити, богоприятная же Тоя ложесна нетесно вмести, и без истлениа проиде Вседетель: якоже деву обрете чистую, тако деву чистую и по рожестве соблюде, яко да непорочно будет девьство. Понеже аще и некыа от дев от великаго воздержаниа и целомудриа и чистоту соблюдааху, а не еже от естьства, — сиа Пречистаа и Приснодева Мариа не от воздержаниа некоего чистоту девьства имяше, но от самого тоя естьства, и бес труда чистота велия бяше: понеже тако подобаше Царици и Владычици, деве же и матери Сына Божиа преславна о ней быти; понеже бо преже всех тварей и век Богови преславное вселение пронаречена бывши, о ней же глаголаше пророк: “Преславнаа глаголашеся о тебе, граде Божий” (Пс. 86: 3), и паки: “Помяну имя твое во всяком роде и роде” (Пс. 101: 13; 134: 13), но и сама та Владычица и Богородица пророчьски глаголеть: “Се бо ныне блажать мя вси роде” (Лк. 1: 48). Вси роди родов Ту ублажают! Что же глаголю о земленых? Но паче в пренебесныих и самы аггели и архаггели яко Царици и Матери тех Сотворшаго со страхом преже стоят, пение приносяще! Мы же, грешнии, которыми устнами язык к похвале Чистыа отверзем, якоже длъжно Ту достойными хвалами величиа Приснодевы Богоматери почесть приносити? Аще бо и ум аггельский не постизает достойными хвалами Ту воспевати, но елико тем достойно, юже и сам небесный Отец похвали, и Дух Пресвятый осени, и Сын Божий от Нея без истления проиде, и вся паче естьства и выше человечьскаго и аггельская разума о ней таинства сбышася. Вместе с тем, разбор рефлексивных размышлений Логофета вскрывает его постоянство в тематическом, идейном и целевом отношениях. Действительно, и в Похвале Покрову, и в других своих ораторских сочинениях (даже основанных на заимствовании) он неизменно рамки славления и эмоционального воздыхания расширял за счёт доктринально-катехизического и дидактического дискурса и, соответственно, вновь и вновь преподавал своей аудитории основы христианского учения о Боге, Богоматери, Церкви земной и небесной, иконопочитании, святости, благочестии и благочинии.

http://bogoslov.ru/article/1250151

Синонимами могут служить выражения: “природа человеческая”, иногда “греховная природа”, или “греховное естество”» (77: 249). 121 Для сведения: слово «страсть» в различных производных формах встречается в Синодальном издании канонической части Библии 17 раз: Ис. 13: 7 ; Иер. 2: 24 ; Иез. 23: 5, 9, 12, 20 ; Иак. 3: 17 ; 2Петр. 2: 14 ; Рим. 1: 26; 13: 13; 7: 5 ; Гал. 5: 24 ; Кол. 3: 5 ; 1Фес. 4: 5 ; 1Тим. 3: 8; 5: 21; 6: 4 . 122 «Не удовлетворить своему удовольствию в чем бы то ни было становится для бессловесных скорбью. Все это и тому подобное через скотское рождение вошло также и в устроение человека» (133: 60). 123 «… подобие составляет задачу или цель человеческой жизни, которая может быть достигаема путем упражнения и совершенствования природных способностей человека по заповеди Спасителя: итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (протоиерей Николай Малиновский) (65: 248. Кн. 1). 124 Прп. Антоний Великий говорит: «Кто увлечен нечистыми похотями, тот пред Богом подобен скотам, лишенным всякого смысла, по слову Псалмопевца, святого пророка Давида (см. Пс. 48: 13 )» (цит. по 117: 55 со ссылкой на: Слово 6). 125 О понятии «грех» см. 51: 171–199; 33: 316–359. 126 «Человек оказался в ситуации дурного выбора: выбор зла стал для него “естественным”, тогда как по существу такой выбор является противоестественным для существа, созданного по образу Божию. В свою очередь, выбор добра перестал быть “естественным”: такой выбор (об этом выборе св. Иоанн Кронштадтский пишет: “Вера говорит мне: твоя жизнь — вера, надежда и любовь; а плоть и диавол говорят: нет, твоя жизнь — богатство мира сего”. 134: 307 — П. В. ) невозможен без особого усилия, а для его реализации требуется особая настойчивость и твердость» (7: 11). «Разум падшего человека потерял силу нравственного руководства над неразумными, страстными силами души, подчинился их беспорядочным движениям. Человек стал стремиться только к удовольствиям и избегать страданий и таким образом впал во власть плотского самолюбия, страсти плотоугодия и страсти насильничества, побуждавшей к борьбе за мирские блага, за средства услаждения и выражающейся в ненависти ко всему, что препятствует удовольствию и причиняет страдание.

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

93 Кол.3:23 . 94 Гал.3:28 . 95 Лк.12:42 . 96 Иак.5:4 . 97 2Фес.3:10 . 98 1Кор.9:7 . 99 1Кор.9:14 . 100 Лк.3:14 . 101 Мф.10:9-10 . 102 Лк.10:7 . 103 Мф.20:1–16 104 В переводе, выполненном под редакцией епископа Кассиана (Безобразова) : «Идите и вы в виноградник мой, и что будет справедливо, дам вам» ( Мф.20:4 ) 105 Мф.20:15 . В переводе под редакцией епископа Кассиана: «Разве нельзя мне, как хочу, поступить с моим имуществом?» 106 Из всей многочисленной литературы по календарному вопросу хотелось бы выделить брошюру А.Н. Зелинского Конструктивные принципы древнерусского календаря.- М. 1996., в которой показаны преимущества и совершенство церковного Юлианского календаря. 107 Дан.4:16 . 108 Ин.11:9 . 109 Деян.3:1 . 110 Быт.2:3 . По словам св. Иоанна Златоуста «Почил, значит перестал творить и производить из небытия в бытие», не оставляя промыслительной деятельности о мире и человеке 111 Исх.20:8-11 . 112 Мк.2:23, 3:2 . 113 Лк.14:5 . 114 Подробно об этом см. Болотов В.В. День и год мученической кончины св. евангелиста Марка. Христианское чтение. 1893. Вып. IV (июль – август) С. 156–167. 115 Подробнее о смысле использования метоновского цикла см. указ. соч. А.Н. Зелинского. 116 Никитина С.К. История российского предпринимательства. — М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2001 117 В Законах царя Хаммурапи, например, запрещалось взымать более 20% по денежной и 33% по натуральной ссуде. 118 Исх.22:25 . 119 Вт.23:9–20. 120 Лев.25:35–37 . 121 Ис.24:2 . 122 Под лихвой, по-видимому, разумеется превышение количество возвращенного должником, над количеством взятого в долг им, особенно при ссуде в натуральной форме. 123 Иез.18:8,17 . 124 Пс.14:1–2, 5 . 125 Иез.18:8,13,17; 22:12 . 126 Неем.5:1-6 . 127 Неем.5:7–11 . 128 Флавий Иосиф. Иудейские древности: В 2т. Т. 2. Приложение. — Мн.: Беларусь, 1994. — С. 605. 129 Иез.45:11–12 . 130 Иез.45:9 . 131 Мф.25:14–30 . 132 Лк.19:12–27 . 133 Лк.6:34–35 . 134 Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ). Избранное. Образ общества.: Пер.

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

2, pag. 979–982). 130. Монах Иоанникий был родной племянник Феодора. По кончине Феодора он не прекращал общения с Леонидом и впоследствии для сожительства с ним переместился в Оптину Пустыню. 131. Пс. 9. 30. 132. Добротолюбие. Ч. 1. 133. Четьи-Минеи, 15 мая. 134. Слово о Духовном Законе, гл. 34. 135. Ответы 1–54. 136.  Потому что дни лукавы (Еф. 5. 16). — Ответ 311. 137. Смотри житие преподобных Антония Великого, Онуфрия Великого и других отшельников и затворников. 138. Ответы 312, 313. 139. Слово 8, гл. 10, 18, 21, 25. — Слово 27, гл. 13, 36. 140. 88 глава преподобного Симеона Нового Богослова. Добротолюбие. Ч. 1. 141. Святого Григория Синаита, главы 128, 131, 132. Добротолюбие. Ч. 1. 142. По отпадении Западной Церкви от Восточной. 143. Преподобный Кассиан. Об уставе общежитий. Книга 2, гл. 3. 144. Мф. 15. 14. Преподобный Симеон Новый Богослов, главы 32 и 34. Добротолюбие. Ч. 1. 145. Слово 8. 146.  …не делайтесь рабами человеков (1 Кор. 7. 23). 147. Еф. 6. 6. 148.  У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал. 1. 10). 149.  Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушание к праведности? (Рим. 6. 16). 150.  …зачинал скот пред прутьями (Быт. 30. 39). 151. Патерик алфавитный и Достопамятные сказания. 152. Лествица. Слово 4, гл. 3. 153. Слово 1. 154.  …не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2 Сол. 2. 10–12). 155.  …по вере вашей да будет вам (Мф. 9. 29). 156. Алфавитный патерик, буква Ф. 157. Четьи-Минеи, 9 июля. 158.  Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Сол. 3. 6). 159. Алфавитный патерик. 160. Четьи-Минеи, 17 января. 161.  Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного (Пс. 11. 2, 3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

2) Из тех мест, где, напротив, Богу приписываются свойства, существенно принадлежащие только духу, как-то: а) самосознание и личность: Видите ныне, [видите,] что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня (Втор. 32:39, срав. Исх. 20:2—3); Я — Господь первый, и в последних — Я тот же (Ис. 41:4, срав. 48:12); Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Апок. 1:8; 22:13); 6) разум: Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Рим. 11:33—34); в) свободная воля: Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах (Пс. 134:6), и вообще Совершающет все по изволению воли Своей (Еф. 1:11); г) постоянная жизнь и непрестающая деятельность: Живу Я, сказал Господь : (Иер. 22:24), живу Я вовек! (Втор. 32:40); Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Иоан. 5:17), как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (26), — соответственно сему истинный Бог называется Богом живым , в отличие от всех богов ложных (1 Фес. 1:9; 1 Тим. 6:17; 2 Кор. 3:3; Евр. 12:22; Иоан. 6:57,69). 3) Наконец, из тех мест, где Бог прямо называется Духом. Их только два; но оба равно ясны и определенны. Первое находится в беседе Спасителя с женой — Самарянкой: желая наставить ее, что не на Хоразине только, как думали Самаряне, или во Иерусалиме, как веровали Иудеи, где должно поклоняться Богу, а что грядет час, когда истинные поклонники поклоняться Ему во всяком месте, Христос сказал: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Иоан. 4:20—24), и след., употребил слово «дух» в значении существа, не привязанного ни к какому месту, существа невещественного, вездесущего, разумно-нравственного. Другое место читаем в послании Апостола Павла к Коринфянам: Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3:17), где, очевидно, название «дух» употреблено также в самом строгом, подлинном, а не переносном смысле. Достойно замечания и то, что Апостол Павел называет Бога Отцом духов в противоположность отцам нашим по плоти (Евр. 12:9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

«И в Духа Святого, – говорит Церковь , – Господа Животворящего, Который исходит от Отца, Которому поклоняемся мы наряду с Отцом и Сыном, Который говорил через пророков». Здесь говорится о третьем Лице Пресвятой Троицы – Духе Святом. Святой Дух, так же как Бог Отец и Христос Сын, называется Господом. Он есть Дух Божий и Дух Христов. Он вечен, нетварен и Божественен: постоянно поклоняемый и славимый с Отцом и Сыном в единстве Святой Троицы, Он вечно пребывает с Ними. Как никогда не было времени, когда не было Сына, также никогда не было времени, когда не было и Святого Духа. О Божестве Святого Духа ясно свидетельствует Священное Писание: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян.1:3–4 ). Когда мы применяем слово «Дух» к Богу, то утверждаем одновременно невидимость Бога и его присутствие, Его действие, Его животворную силу в мире и в жизни. Дух Святой – это Бог в Его действии, в Его «животворной» силе в нас, в мире, во всей природе. Дух Святой – это присутствие Бога везде и всегда. Вот почему и называем мы Его Духом, а также Господом, и, наконец, животворящим. По существу Святой Дух един с Отцом и Сыном, и, следовательно, Он принимает участие в каждом Божьем действии в мире. Поэтому и в Книге Бытия о творении написано: «Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ). Это тот же Дух, что и «дыхание жизни», данное всем живым существам, а более всего человеку, сотворенному по образу и подобию Божию ( Быт.1:30, 1:7 ). На иврите Дух так и называется – «дыхание» и «ветер» Ягве. Святой Дух олицетворяет все сотворенное, духовно возрождает человека, являясь источником подлинной духовности. Поэтому и именуется Он «животворящим», то есть «дарующим», «творящим жизнь». Дух Святой – «податель жизни», поддерживающий и утверждающий вселенную в ее существовании ( Пс.134:30 ; Иов.13:4 ). Слова Символа веры «Иже от Отца исходящаго» указывают на личное свойство Святого Духа – предвечное исхождение Его от Бога Отца. Дух Святой «исходит от Отца» в вечном, божественном, непрекращающемся «происхождении» ( Ин.13:26 ). Православное учение говорит, что Бог Отец есть вечное начало и источник Духа, так же как и Сына; но способы происхождения Сына и Духа от Отца различны, ибо Сын «рождается», а Святой Дух – «исходит». Многие святые, вдохновленные Богом, пытались объяснить разницу между исхождением Духа и рождением Сына. Однако для нас достаточно понять различие между Божественными Лицами и действиями Сына и Духа по отношению к Отцу и, следовательно, по отношению к миру.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

15) О субботах Мясопустной, перед Пятидесятницей, 2, 3 и 4 седм. Вел. поста см. в Уст., на ряду; о службе за упокой в периоде пения Октоиха см. 13 гл. Уст. 16) Полиелеем называется пение стихов 134 и 135 псалмов (см. Ирмол.), причем и самое название полиелей, «сиречь (по переводу с греческого яз.) многомилостиво» (см. Уст., 17 гл.), заимствовано от повторения в каждом стихе 135 пс. слова «милость»; но обыкновенно поются не все стихи этих псалмов, а только первый и последний из каждого псалма (т.е., всего 4 стиха) с присоединением к каждому из них: «Аллилуиа»; «Обиход нотного пения» указывает петь эти стихи и «Аллилуиа» таким образом: «Хвалите имя Господне. Аллилуиа. Хвалите раби Господа, Аллилуиа. Благословен Господь от Сиона живый в Иерусалиме. Аллилуиа, Исповедайтеся Господеви. Аллилуиа, Аллилуиа. Яко благ. Яко в век милость Его. Аллилуиа. Исповедайтеся Богу небесному. Аллилуиа, Аллилуиа. Яко в век милость Его. Аллилуиа» (см. там Знам. роспев). – Полиелей поётся после малой ектении с её возгласом и седальном. Он полагается в праздники, имеющие крест в кругу, в полукружии или один только крест; но если на праздники последнего разряда не положено утреннего Евангелия, то не бывает и полиелея (см. Уст., 1 снт.; ср. 8 и 16 нбр.). – В воскресные дни поётся иногда полиелей, иногда «Непорочны», т.е., 17-я кафизма (118 псалом). «Непорочны» (на 5-й гл.) в воскресные дни поются: 1) от недели Мироносиц до нед. Пятидесятницы, 2) от нед. Всех Святых до 22 сентября, 3) от 20 декабря до 14 января, 4) в нед. Мытаря и Фарисея, 5) в 1, 2, 3, 4, и 5 нед. Великого поста. Во все остальные воскресные дни, а равно и в праздники поётся полиелей; но если и в указанные воскресные дни, когда положены «Непорочны», случится праздник Господский или Богородичный или святого с бдением или полиелеем, то «Непорочны» оставляются, а поётся полиелей (сн., выше, нед. Мыт. и Фар.). Так заповедуется Уставов (см. 17, 48–50 гл.); но в современной практике в приходских церквах почему-то принято круглый год на воскресных утренях петь исключительно полиелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010