Но позднейшее развитие обряда обременило эту начальную простоту множеством молитвословий, о которых следует сказать несколько слов, но только потому, что они встречаются при исследовании литургии. Сами по себе они являются вторичными вставками сомнительной ценности. Молитвословия в современном греческом евхологии В современных греческих изданиях ЗЛАТ (как и ВАС) после молитвы «Никтоже достоин» духовенство, стоя перед престолом, трижды произносит Херувимскую. Во время каждения диакон или священник стихословит Пс. 50 . 792 К нему, советуют рубрики, можно по желанию добавить покаянные тропари (τροπρια κατανυκτικ). После каждения священник и диакон идут в протесис, и диакон кадит дары трижды, произнося каждый раз: «Боже очисти мя грешнаго и помилуй мя». Тогда он говорит священнику: «Возми, владыко». Священник берет аер и закрепляет его на плече диакона, отвечая: «Возмите руки ваша по святая и благословите Господа» ( Пс.133, 2 ) и они делают вход с обычными поминовениями. Поставляя дары на престол, священник произносит следующие тропари (хотя некоторые издания указывают, что священник говорит только первый): 793 εσχμων ωσφ [Благообразный Иосиф] ν τφω σωματικς [Во гробе плотски] σ ζωηφρος [Яко живоносец] Окаждая аер и покрывая им дары, священник повторяет тропарь «Благорообразный Иосиф». Он кадит дары трижды. В этот момент диакон говорит: «Ублажи, владыко» (ср. Пс. 50, 20), и священник: «Тогда благоволиши...» ( Пс.50, 21 ). Некоторые рубрики указывают, что этот стих произносится три раза. Примечание в других изданиях сообщает нам, что некоторые священники говорят «Ублажи, Господи...» до конца псалма (т. е. Пс. 50, 2021). 794 Молитвословия по русским книгам Современные славянские книги, следующие преобладающей русской православной традиции, являются переводом пространной греческой редакции с четырьмя исключениями: 795 1 . В архиерейской литургии епископ добавляет слова «в мире» перед Пс. 133, 2 («Возмите руки ваша...»). 2 . Когда священнослужители достигают врат, епископ говорит «Благословен грядый во имя Господне» ( Пс.117 , 26a).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

a) «Молитва зари»: 1–я часть утрени: шестопсалмие и 8 библейских песен (без 2–й); b) 1–й час: почти как современный. Тропарь «Христе, свете истинный» сопровождает Пс. 5. В конце часа замечательная молитва о Свете души (см. еврейские берахоты А и В: стр. 12); c) 3–й, 6–й, 9–й часы: почти как современные, с особенными молитвами, d) Междучасия 1–го, 3–го, 6–го и 9–го часа: почти как современные; во всех 4–х стихи Пс. 50 с Трисвятым. Тропарь 1–го междучасия: «Помилуй нас, Господи»; тропарь 3–го, 6–го и 9–го междучасия: «Боже отец наших»; e) «Молитва блаженных»: изобразительны почти как современные; f) Вечерня: Трисвятое, «Приидите…», Пс. 103, Слава, Аллилуия, Пс. 140 и т. д., Слава, богородичен, «Свете тихий», тропари, богородичен, тропари на каждый день седмицы, «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево», «Предтече Христов мар Иоанн», Тропарь отцов: Моисея, Аарона, Илии, Елисея., 40 «Господи помилуй», 14 поклонов, «Благослови», «Благословите», окончательная молитва. g) Великое повечерие (не предвидится малое): 1- я часть: шестопсалмие, «С нами Бог.» «Верую», как современный Часослов; молитва, где поминаются многочисленные святые из Библии, а также палестинские мученики и монашествующие, 2- я часть: как современный Часослов, 3- я часть: также, но без канона дня и с разными молитвами. h) Полунощница: Трисвятое, Пс. 118 ежедневно (также по субботам и воскресениям), «Се жених грядет» и другие тропари, Пс. 50. «Верую», «Слава в вышних», молитва Езекии (Ис. 38), «Иже на всякое время», Трисвятое, сугубая ектения, 40 «Господи помилуй», 15 поклонов, молитва ко Христу. Примечание: отсутствуют в конце Полунощницы Пс. 120 и 133 с заупокойными тропарями; в начале утрени нет Пс. 19 и 20 с царскими тропарями. Эти два кратких чина были прибавлены позже, чтобы молиться за ктиторов, мертвых и живых. Общее замечание о трех архаичных Часословах: Они предвидят практику палестинских монахов, где городские службы вечерни и 2–й части утрени не играют теперешней роли или вообще отсутствуют; их заменяют пустынные бдения стражей ночи: 1–й и 4- й, как в Египте, и полунощницы, как в Каппадокии. Вечерня и 2–я часть утрени будут обогащены явлением Октоиха, Триоди и Миней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

119 от уст лживых, от языка лукавого. Т.е. от клеветников. 119 тебе. Т.е. врагу, досаждающему псалмопевцу. 119 Изощренные стрелы сильного. Враг псалмопевца силен и коварен. 119 у Мосоха ... у шатров Кидарских. Псалмопевец говорит о тяготах пребывания среди язычников, подразумевая, что жизнь его стала бы совсем иной в окружении богоизбранного народа. Маловероятно, чтобы псалмопевец мог попеременно жить то в Мосохе, то в Кидаре, поскольку первая из названных местностей находится в Малой Азии ( Быт. 10,2 ; Иез. 38,2 ), а вторая в Аравии ( Ис. 21,16 ; Иез. 7,21 ). Скорее всего это символы очень отдаленных от Израиля земель. Глава 120 Пс. 120 Первый стих данного псалма объясняет, почему он отнесен к песням восхождения (см. вводные замечания к Пс. 119 ). Взор псалмопевца устремлен к конечной цели его паломничества Иерусалиму и святой горе Божией, Сиону. В предвидении встречи с Господом, он говорит о своем твердом уповании на Него. Псалом является внутренним монологом его автора (ср. Пс. 41; 42; 102 ), либо, и это более вероятно, что словами псалмопевца-паломника псалом только начинается, а остальная его часть представляет собой речь, которой священник укрепляет упование этого благочестивого человека.Заглавие. Песнь восхождения. См. вводные замечания к Пс. 119 . 120 Возвожу очи мои к горам. Как в самом Иерусалиме, так и вокруг него, множество холмов. Однако лишь один из них, Сион, имеет особое значение для Израиля, ибо он избран Господом для явления Своего присутствия избранному народу (см. ком. к Пс. 2,6 ). 120 Не даст Он поколебаться ноге твоей. См. ком. к Пс. 118,133 . 120 не дремлет и не спит. Не будучи подвластным слабостям человеческой природы, Бог не нуждается в сне, поэтому можно не опасаться быть забытым Им. В свое время пророк Илия насмехался над жрецом Ваала, говоря, что его божество спит и потому не может вступиться за верующих в него ( 3Цар. 18,27 ). хранящий Израиля. На Бога, как на Защитника, может полагаться весь народ Божий. Глава 121 Пс. 121 По своему содержанию Пс. 121 является типичной песнью восхождения (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Пс.133:2.   В нощех воздежите руки вашя во святая, и благословите Господа. Если Давид повелевает древним иудеям вставать с одра ночью и идти в «храм Господень» на молитву, то какое извинение может иметь тот христианин, который не молится даже в дому своем, но спит всю ночь? Ночью молитвы бывают чище, ибо тогда ум легче и меньше забот. Молиться должно «во святая» , то есть свято: без порочных помыслов, без памятозлобия, без всякого порочного греха, губящего душу. «Воздевать» же «руки» повелевает и утвердившийся обычай. Хотя Павел и повсюду узаконил воздевать «преподобныя руки» (1 Тим. 2:8), однако же наипаче должное поклонение Богу надлежит приносить на местах освященных (Златоуст, Феодорит). Пс.133:3.   Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю Если ты будешь «благословлять Господа» согласно со словами и делами, то и сам получишь от Него «благословение» . Далее, чтобы кто не подумал, что Бог ограничивается только «Сионом» , Давид указал, что Он создатель всяческих — «сотворивый небо и землю» , а храм Он повелел иудеям построить на «Сионе» по причине их немощи и что призывать Его должно везде: ибо место нисколько не препятствует молитве, только бы настроение души соответствовало молитве (Златоуст, Феодорит). КАФИСМА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ Аллилуиа, 134 Пс.134:1.   Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, Это и значит «аллилуиа» . Ибо в переводе с еврейского: «хвалите» — значит «аллилу» , а «Иа» — есть имя Господне. Стих содержит песнь и хвалу Богу. К прославлению «имени Божьего» Пророк призывает всех людей, как «рабов» Своего Владыки и Творца и как верных чад: потому что «имя Господне» благословляет и освящает благословляющих Его. А так как естество Божие невидимо, то Пророк и повелевает хвалить «имя» Божие (Евсевий, Феодорит). Пс.134:2.   Стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Призывает Пророк к церковной молитве, которая более благоприятна Богу — как единогласная (Златоуст). Пс.134:3.   Хвалите Господа, яко Благ Господь: пойте имени Его, яко добро.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

и тогда сила и значение слов сих ещё более пред вами увеличится. Представьте также, что молитву сию псалмопевец возносит к Богу в ночную пору, или в самое раннее утро – обстоятельство, о котором сам он здесь же упоминает, но которое нами, при изъяснении псалма, как-то ненамеренно пропущено, между тем как оно, по многим отношениям, весьма важно. Ночная пора и раннее утро особенно благоприятны для молитвы: первая – по своей тишине, безмолвию и темноте, устраняя чрез то всякие случаи и поводы к отвлечению внимания и рассеянности, а последнее – по живости, свежести и крепости чувств и сил, чрез ночной сон, после дневного утомления, восстановленных, обновлённых и умноженных, открывая, таким образом, легчайший путь к восхождению духовному до престола благодати. Блаженный Давид, кроме дневных молитв своих, любил молиться Богу во время ночи и рано утром, как сам о себе свидетельствует, говоря: во дни воззвах и в нощи пред Тобою, да внидет пред Тя молитва моя: приклони ухо Твое к молению моему ( Пс.87:2–3 ), или: в день заповесть Господь милость Свою, и нощию песнь Его от Мене, и молитва Богу живота моего ( Пс.41:9 ), и ещё: полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея ( Пс.118:62 ). Равным образом – об утре: утро молитва моя предварит Тя ( Пс.87:14 ), или: предвариста очи мои ко утру ( Пс.118:48 ) и наконец: заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти ( Пс.5:4 ); да и других к тому же побуждал: в нощех, взывал он, воздежите руки ваша во святая и благословите Господа ( Пс.133:2 ), ибо он хорошо знал и собственным опытом изведал великую пользу от молитв сего рода. Сие благочестивое обыкновение праведного Давида и св. Церковь от времён апостольских переняла и передала нам, учредив для нас, кроме дневных богослужений, ещё утренние и вечерние, полунощные и всенощные богослужения. Впрочем, не один Давид, но и все св. мужи вообще любили ночное время, как свободное от шума и стука дневного, и от забот и попечений житейских, посвящать на молитвенное служение и тем благоугождали Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

вход с паперти в храм II) 3 молитвы трех малых антифонов на амвоне 10- я из 12–ти молитв Моск. Служ.=молитва Пс. 50 (троп. на каждый стих): 11- я из 12–ти молитв Моск. Служебн.=молитва псалмов 148–150 § без молитвы: Слава в вышних, Сподоби, Господи. вход в алтарь III) ектении оглашенных и верных в алтаре § молитва оглашенных § 1–я молитва верных § 2–я молитва верных 12- я из 12–ти молитв Моск. Служебн.=3–я молитва верных: «отпустная» молитва главопреклонная Служебника=молитва главопреклонная Константинопольская Псалтырь разделялась на 76 антифонов, состоящих из псалмов и библейских песен. 6 антифонов пелись ежедневно: Пс. 85 как 1–й предвечерний антифон, Пс. 140 как 8–й входной вечерний антифон, Пс. 3–62–133 как 1–й предутренний антифон, Дан. 3:57–88 как 8–й входной утренний антифон, Пс.50 и Пс.148–150 на утрени. 68 антифонов пелись по очереди: 6 на вечерне и 6 на утрени. Пелись все в одну неделю, но таким образом, что антифоны, пропетые в одну неделю на утрени, на следующей неделе пелись на вечерне, и наоборот. Пели два хора, называемые «А» и «Б», которые чередовались каждую неделю; по этой двухнедельной традиции поются до сих пор два воскресных тропаря после «Слава в вышних Богу» на утрени: «Днесь спасение миру» или «Воскрес из гроба». Нечетные антифоны пелись с «Аллилуиа» на каждый стих, как до сих пор поется на всенощном бдении «Блажен муж». Четные антифоны имели разные краткие припевы из трех только слов, как «Услыши мя, Господи» (осталось на «Господи, воззвах»), «Помяни мя, Господи», «Спаси мя, Господи» и т. п. См. порядок антифонов с припевами недели «А» для вечерни и для утрени, по изданию музыкальных рукописей Нац. Афинской Библиотеки (ЕВЕ) 2061 и 2061 профессора Козмы Георгиу, «Ежедневное антифонное распределение псалмов и песней для песненных последований вечерни и утрени». Канон антифонов Великой Церкви (Св. Софии) приписывается патриарху Анфиму (535–536) По Евхологию Paris gr. Coislin 213 существовали молитвы (теперь утеряны) для всех 74 антифонов Псалтыри и для 8 песней .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Пс.132:2.   Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его: «Миру» (елею) уподобил Давид братское согласие. Этот архиерейский елей составлялся из многих благовоний: но ни одно из них не издавало само по себе такого благоухания, как в совокупности. «Аарон» , будучи первосвященником, помазывался этим миром, которое источалось со всех сторон, и от этого помазания он был весьма любезен и приятен для взиравших на него. Итак, как священное «миро» , стекавшее с головы чрез бороду на край одежды, исполняло священника благовонием, так и польза от согласия объемлет всех, простираясь от начальника до подчиненных. «Миро на главу, браду и одежды» знаменует благодать Святаго Духа; «глава» — ум, «брада Ааронова» — слово благодатное (Златоуст, Феодорит, Максим). Пс.132:3.   Яко роса Аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века. Жизнь в согласии и любви также спасительна и приятна, как роса, приносимая с горы «Ермона на горы Сионския» . Во время зноя, умеряя жар, она способствует плодородию земли. «Роса» чистая — благодать Духа Святаго, сходящая на святую Церковь — «Сион» , в которой «благословение» и вечной жизни пища Тело и Кровь Христовы. «Яко тамо» (где согласие) «заповеда Господь благословение и живот до века» (Феодорит). Песнь степеней, 133 Пятнадцатая степень: благодарение Богу. Пс.133:1.   Се ныне благословите Господа вси раби Господни, стоящие в храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Не все могут песнословить Господа, но только возлюбившие Божие владычество. «Раби Господни» не только по вероисповеданию, но прежде по образу жизни. Ибо нечистому и оскверненному непозволительно даже входить в священную ограду, потому что «Дом» Божий есть как бы небо на земле; и как на небо не допускается входить никакой противной силе, так и в «Дом» Божий. Ты получил великое достоинство: ты сам соделался «Храмом Господним» . Какую же должен ты соблюдать чистоту! — Отвергать всякий порочный помысл, ибо Сам Господь обитает в тебе. Ты получаешь Тело и Кровь Иисуса Христа, духовную благодать, превышающую человеческое разумение. А поэтому, чем больше ты удостоен знамений и страшных таинств, тем большая от тебя требуется святость (Златоуст, Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

По примеру Спасителя и Апостолов поступает Православная Церковь : она не запрещает частной молитвы ни в доме, ни на поле, ни во время путешествия по морю; но указывает на св. храмы, как на преимущественные места для общественной молитвы, в особенности же – для совершения таинства Евхаристии. Молокан смущает то благоговение, с каким православные христиане относятся к св. храмам. Но в этом случае православные поступают только по указанию слова Божия. Патриарх Иаков с уважением относился даже к Вефилю, как к месту особенного присутствия Божия: «Истинно Господь присутствует на месте сем, сказал он ( Быт. 28:16–17 ); а я не знал. И убоялся, и сказал: как страшно сие место. Это не иное что, как дом Божий, это – врата небесные». Давид учил: «Господь во святом храме Своем» ( Пс. 10:4 ): «Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень» ( Пс. 121:1 ). «Я по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» ( Пс. 5:8 ). «Одного просил и я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его». «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим» ( Пс. 137:2 ). «Услышь голос молений моих, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему» ( Пс. 27:2 ; Срав. 133:2). Когда Давид шел в храм для молитвы, он предварительно умывался, помазывался и переменял одежды свои, пищу принимал только по возвращении из храма ( 2Цар. 12:20 ). Спаситель запретил даже клясться храмом ( Мф. 3:21 ), «не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь» ( Мк. 11:16 ), Апостолы также заповедали нам благоговейно относиться к св. храму и прилично вести себя в нем (Срав. 1Кор. 11:18, 22; 14:34, 35 ). В доказательство своего лжеучения, отрицающего необходимость св. храмов, молокане, как и другие сектанты, ссылаются еще на 1Тим. 2:8 ; 1Пет. 2:5 ; 1Кор. 3:16–17; 6–19 ; 2Кор. 6:16 ; Евр. 3:6 ; Еф. 2:21 ; Деян. 2:46 . Но в этих местах речь идет только о том, чтобы христиане заботились о своей нравственной чистоте, так как каждый христианин должен воспринять в себя Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Стихира на 6: Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, Господи, кто устоит? Ибо у Тебя умилостивление. Стихира Ради имени Твоего я ожидал Тебя, Господи, положилась душа моя на слово Твоё, уповала душа моя на Господа. Стихира на 4: От стражи утренней до ночи, от стражи утренней да уповает Израиль на Господа. Стихира Ибо у Господа милость, и велико у Него избавление, и Он избавит Израиль от всех беззаконий его. Стихира на 2: Хвалите Господа все народы, восхвалите Его, все племена. Стихира Ибо утвердилась милость Его на нас, и истина Господня пребывает вовек. Стихира Слава: Стихира И ныне: Богородичен Совершается вход с кадилом. Вечерняя песнь Сыну Божию Свет отрадный святой славы/бессмертного Отца Небесного,/святого, блаженного – Иисусе Христе!/Придя к закату солнца, увидев свет вечерний,/воспеваем Отца, Сына и Святого Духа, Бога./Достойно Тебя во все времена/воспевать голосами счастливыми,/Сын Божий, дающий жизнь,/– потому мир Тебя славит. Диакон: Будем внимать. Священник: Мир всем. Хор: И духу твоему. Диакон: Премудрость. Прокимен, глас (такой-то) . Прокимны на вечерне В воскресенье вечером, глас 8 Благословляйте ныне Господа,/все рабы Господни. Стих: Стоящие во храме Господнем, во дворах дома Бога нашего. Пс 133:1 В понедельник, глас 4 Господь услышит меня,/когда я воззову к Нему. Стих: Когда я призвал, услышал меня Бог правды моей. Пс 4:4, 2 Во вторник, глас 1 Милость Твоя, Господи,/будет следовать за мною во все дни жизни моей. Стих: Господь пасёт меня и ни в чём не даст мне нуждаться на месте, где зелень обильна, – там Он меня поселил. Пс 22:6а, 1–2а В среду, глас 5 Боже, именем Твоим спаси меня/и силою Твоею суди меня. Стих: Боже, услышь молитву мою, вникни в слова уст моих. Пс 53:3, 4 В четверг, глас 6 Помощь моя – от Господа,/сотворившего небо и землю. Стих: Возвёл я очи мои к горам, откуда придёт помощь моя . Пс 120:2, 1 В пятницу, глас 7 Боже, заступник мой – Ты,/и милость Твоя скоро встретит меня. Стих: Избавь меня от врагов моих, Боже, и от восстающих на меня искупи меня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Антифоны поются разные, в зависимости от степени праздничности того или иного дня. Так, для дней будничных положено пение обычных, «вседневных» антифонов: I. «Благо есть исповедатися Господеви...« с припевами »Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас« ( Пс. 91:2, 3, 16 ). II. »Господь воцарися, в лепоту облечеся...» с припевами «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас» ( Пс. 92:1, 6 ), и после Слава и ныне: «Единородный Сыне...« III. »Приидите, возрадуемся Господеви...» с припевами «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый». Во дни, от «шестеричных» святых начиная, и до двунадесятых Богородичных праздников включительно, поются так называемые «изобразительные» (τ τυπικ): I. «Благослови, душе моя, Господа. ... Благословен еси, Господи» ( Пс. 102 ). II. »Хвали, душе моя, Господа« ( Пс. 145 ) и после Слава, и ныне: »Единородный Сыне...« III. Блаженства с тропарями канона из Октоиха, Минеи или Триоди. В праздники Господские – Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Вознесение, Пятидесятница и Воздвижение, а по греческой практике и на Сретение – поются особые праздничные антифоны: I. Стихи соответствующих псалмов или пророчеств с припевами «Молитвами Богородицы...» II. Стихи с припевами »Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы... (или: преобразивыйся... и т.п.), поющия Ти: аллилуйя« и после Слава, и ныне: »Единородный Сыне... " III. Стихи, чередующиеся с тропарем праздника. Этот обычай антифонного или простого пения псалмов в начале Литургии не чужд и литургической традиции иных исповеданий. Его мы встречаем, в большей или меньшей степени, и у римо-католиков (introitus [вход (лат.)]), и у несториан, и отчасти у коптов. Что касается заповедей блаженства, то у нас они присвоены еще службам утрени Великого канона, Великого Пятка и чину погребения, откуда, по мнению литургистов, они и вошли в чин литургии сравнительно поздно 133 . В древности священник начинал пение антифонов, а народ продолжал 134 . Таким образом, эта первая часть литургии оглашенных представляется в таком виде: «Благословенно Царство...» Великая ектения: «Миром Господу помолимся» и молитва: «Господи Боже наш, егоже держава несказанна и слава непостижима, егоже милость безмерна и человеколюбие неизреченно: Сам, Владыко, по благоутробию Твоему, призри на ны и на святый храм сей, и сотвори с нами и молящимися с нами богатыя милости Твоя и щедроты Твоя» ( Пс. 24:16 ; Еф. 2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010