Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 55, 92, 354, 355; Т. 3. С. 124; Halkin F. Des publications hagiographiques//AnBoll. 1933. Vol. 51. P. 392-395; MartRom. Comment. P. 521-522; Sauget J.-M. Ipazio//BiblSS. Vol. 7. Col. 859-860; Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 192; K[azhdan] A., Š [ev enko] N. P. Hypatios//ODB. T. 2. P. 962; Aubert R. Hypatios, évêque de Gangres//DHGE. T. 25. Col. 537-538; Laniado A. Note sur la datation conservée en Syriaque du concile de Gangres//OCP. 1995. T. 61. P. 195-199; idem. La vie d " Hypatius de Gangres (BHG, N 759a), Jean Malalas et l " impôt du xylélaion//AnBoll. 1997. Vol. 115. P. 133-146; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 455-456. А. Н. Крюкова Сщмч. Ипатий Гангрский. Роспись келлии св. Стефана, Афон. XVII в. Память И. отмечается 14 нояб. в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 100-102); на Пс 50 поется тропарь 3-го гласа Τς κκλησας θρμμα γγονας (Церкви чадо явился…). В студийских Типиконах И. не упоминается, однако в Минеях студийской традиции (напр.: ГИМ. Син. греч. 295, XII в.; см.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 406) под 31 марта может помещаться служба И. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 209) - И. упоминается 31 марта; назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. 31 марта появляется указание на отпустительный тропарь И. Καννα πστεως (    ). В рукописной слав. Псалтири XIV в. (ГИМ. Син. 325; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 556-557) под 16 нояб. сохранилась служба И., состоящая из канона и цикла стихир. В рукописных слав. Минеях нач. XVI-XVII в. под 15 или под 16 нояб. может помещаться славословная или даже полиелейная служба И. (напр.: РГБ. Троиц. 496, 497, 503). Под 31 марта в слав. Минеях XV-XVII вв. (напр.: РГБ. Троиц. 533, 534, 536, 543, 544) содержится последование И., состоящее из канона, цикла стихир, седальна; в нек-рых рукописях может также выписываться отпустительный тропарь И. В рукописных слав. Типиконах XV-XVI вв. (напр.: РГБ. Троиц. 239-242, 244) И. упоминается только под 31 марта без богослужебного последования. Согласно московскому первопечатному Типикону 1610 г., память И. отмечается 14 нояб. и 31 марта; 14 нояб. служба И. поется на повечерии, состав последования не указан; 31 марта последование И. включает канон, цикл стихир-подобнов, седален. В московском Типиконе 1633 г. И. упоминается только под 31 марта; совершается служба с пением на утрене «Аллилуия». Указания под 31 марта в Типиконе 1641 г. и последующих изданиях, в т. ч. современных, те же, что и в первопечатном.

http://pravenc.ru/text/673743.html

Пс.126:2 . Напрасно вы встаете рано, пробуждаетесь после сидения (долгаго), и ядите хлеб, имея боль, тогда-как Он дает возлюбленным Своим сон. Пс.126:3 . Вот наследие от Господа, – сыны! Награда от Него – плод чрева! Пс.126:4 . Что стрелы в руке сильнаго, то сыны освобожденных, Пс.126:5 . Блажен, кто исполнит желание свое чрез них. Не посрамятся они, когда будут говорить с врагами в воротах. Стихов 13. Псалом 130 Песнь восхождений. Пс.130:1 . Господи! Не превозносилось сердце мое; и не смотрели в даль и в высь очи мои; и не входил я в великое и в дивное, что превыше меня. Пс.130:2 . Если же я не смиренномудрствовал и возгордил душу мою, то как младенцу, отдоенному материю его, воздашь Ты душе моей. Пс.130:3 . Да уповает Израиль на Господа отныне и до века. Стихов 8. Псалом 132 Песнь восхождений. Пс.132:1 . Вот что хорошо и что приятно, – это – житие братьев вкупе! Пс.132:2 . Оно – как миро на голове, стекающее на бороду, бороду Ааронову, стекающее на окраину одежды его, Пс.132:3 . как роса Аэрмонская, падающая на горы Сионския. Ибо там утвердил Господь благословение и жизнь даже до века. Стихов 7. Псалом 133 Песнь восхождений. Пс.133:1 . Вот ныне благословите Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господа, во дворах Господа Бога нашего. Пс.133:2 . По ночам поднимайте руки ваши к святыням и благословляйте Господа. Пс.133:3 . Благослови тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю. 3-и антифон. Стихов 64, так-что в 18-й кафизме стихов 172. Псалом 136 Давиду. Пс.136:1 . У рек Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали мы о Сионе. Пс.136:2 . На платанах посреди его (Вавилона) повесили арфы наши. Пс.136:3 . Ибо там спрашивали нас пленившие нас: нет ли слов песней? И уведшие нас требовали пения: пропойте нам песни Сиона. Пс.136:4 . Но как мы пропоем песнь Господню на земле чужой? Пс.136:5 . «Если я забуду тебя, Иерусалим, то будь забыта десница моя. Пс.136:6 . Прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить, если не поставлю Иерусалим во главе веселия моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Из приписываемых Патриарху К-польскому Каллисту I (1350-1353, 1355-1363) молитв по крайней мере 4 ему не принадлежат: первые две («              » и «                ») известны уже по древнейшим сохранившимся рукописям визант. Евхология (Vat. Barber. gr. 336. Fol. 193v - 195, кон. VIII в. (см. Барберини Евхологий ); Crypt. gr. Γ. β. I. Fol. 38v - 39v, XIII в.; РНБ. Греч. 226. Л. 105v - 107v, Х в.; Paris. Coislin. gr. 213. Fol. 99, 1027 г.- см. Goar. Euchologion. P. 613-614), причем 2-я молитва никогда не встречается отдельно от 1-й. 4-я («              ») и 5-я молитвы («                        ») известны с XIV в. (Ath. Vatop. 133 (744). Л. 288-289 - Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 291; ГИМ. Син. греч. 349. Л. 16об.- 17об. и 33об.- 34об., XV-XVI вв.; слав. Требники: ГИМ. Син. 675. Л. 162-164, кон. XIV - нач. XV в.; РНБ. Солов. 1085 (725). Л. 163, XV-XVI вв. и др.); их автор - Патриарх К-польский Филофей Коккин, известный лит. дарованиями ( Прохоров. С. 122-142). Лексико-семантический анализ 3-й и 6-й молитв, содержащих не только библейские, но и конкретно-исторические образы («нестерпимое стремление безбожных агарян», смерть младенцев, плен), позволяет считать их также произведениями Патриарха. Безведрие. Фотография (Продолжительные ливни). В отличие от последования в бездождие, состоящее из разрозненных текстов, последование в безведрие построено по схеме общего молебна (Требник большой. Л. 205-211) и имеет следующий порядок: обычное начало; Пс 68 («                  »); великая ектения с особыми прошениями; «Бог Господь» с тропарями 2-го гласа; Пс 50; канон 6-го гласа (начало: «              »; в отличие от чина общего молебна и аналогично последованию в бездождие Требник указывает петь канон с катавасией по каждой песни), по 3-й песни к-рого следует сугубая ектения с особыми прошениями и седален 5-го гласа, по 6-й - малая ектения, кондак 2-го гласа «        », степенна (1 антифон 6-го гласа), прокимен 4-го гласа (из Пс 68), «Всякое дыхание», Евангелие (Мф 7. 7-11), припевы по 50-м псалме, стихира 6-го гласа «      » и молитва «    », по 9-й - «Достойно есть» ; Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш»; обычные покаянные тропари 6-го гласа; сугубая ектения с особыми прошениями; коленопреклонная молитва «                  » и отпуст. В греч. Евхологиях особых молитв на случай проливных дождей нет; как по структуре, так и по содержанию последование в безведрие вторично по отношению к чину общего молебна и к последованию в бездождие и заимствовано из южнорус. печатных Требников (Львов, 1645. Л. 251-260об.; Требник Петра (Могилы). Ч. 3. Л. 203-214).

http://pravenc.ru/text/77782.html

Священник: " Христос, истинный Бог наш да помилует нас, как добрый Бог и человеколюбивый, ходатайством всесвятой, чистой, преблагословенной, славной нашей Владычицы, Богородицы и Всегда-Девы Марии, силою честного и животворящего креста, и (молитвами) всех святых " . Хор (поёт): " Истинно " . И так, взяв кадильницу, диакон отходит и окаждает, крестовидно, кругом, святой престол, говоря про себя: " Ты, Христос, наполняющий всё, безграничный, (был) во гробе телом, а во аде, как Бог, душою, а в раю с разбойником, и на престоле господствовал с Отцом и Духом " . И говорит пятидесятый псалом: " Помилуй мя, Боже " . И, окадив святилище и весь храм, входит опять во святой алтарь, и, опять окадив святой престол и священника, полагает кадильницу на её место, а сам подходит к священнику; и, вместе став пред святым престолом, поклоняясь и молясь про себя, говорят: " Ты, Царь небесный, Утешитель, Дух истины (Ин. 14:16,17), всюду присутствующей и всё наполняющий, сокровищница добра и податель средств для жизни, приди и поселись в нас, очисти нас от всякого пятна и спаси, добрый, наши души " ; ещё: " Слава в вышних Богу, и на земле " (Лук. 2:14), дважды; и: " Господи! отверзи уста мои " (Пс. 50:17), и прочее -однажды. Потом священник целует Евангелие, а диакон - святой престол. Потом диакон, наклонив голову пред священником, и держа свой орарь тремя перстами правой руки, говорит: " Время совершения (молитвы) Господу. Владыка, благослови " . И священник, делая над ним знак (креста), говорит: " Благословен наш Бог, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно " . Диакон: " Помолись, владыка, за меня " . Священник: " Господь да направит " стопы " (Пс. 118:133) твои " . И опять диакон: " Вспомни, владыка, меня " . Священник: " Пусть вспомнит тебя Господь Бог в Своём царстве, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков " . И диакон: " Истинно, истинно, истинно " . И, трижды поклонившись, говорят про себя: " Господи! отверзи уста мои " , и прочее. И после этого, диакон выходить из алтаря, и, трижды поклонившись, говорит громко: " Благослови, владыка " . Священник говорит громко: " Благословенно (есть) царство Отца и Сына и Святого Духа, теперь и всегда, и во веки веков " . Хор (поёт): " Истинно " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1650...

1. Из двух циклов «Бесед на Книгу Бытия» первый, состоящий из девяти бесед, произнесен в Антиохии в течение Великого поста 386 г. Второй цикл – 67 бесед – представляет собой полный комментарий на Книгу Бытия: св. Иоанн изъясняет текст с начала до конца, разделив его на части. Вероятнее всего, беседы были произнесены в 388 г. Некоторые фрагменты из обоих циклов текстуально идентичны, что заставляет предполагать позднейшую редакцию. 2. «Беседы на Псалмы» включают толкования псалмов 3–12, 41–49, 108–117, 119–150, произнесенные предположительно в конце антиохийского периода жизни святителя и сохранившиеся в разных редакциях. К этой серии толкований примыкают две «Беседы на Псалом 58», а также толкования отдельных стихов из псалмов, например «Беседа на начало Псалма 41», произнесенная в 387 г., и «На Пс.115:1–3 » (ее текст найден в 1907 г.) Комментируя тексты псалмов, святитель нередко возвращается к своим излюбленным темам: о добродетелях и пороках ( Пс.100 , Пс.142 , Пс.146 ), о молитве ( Пс.7 , Пс.9 , Пс.141 ), псалмопении ( Пс.41 , Пс.134 , Пс.150 ) и св. причащении ( Пс.133 ). Некоторые беседы содержат полемику с арианами ( Пс.46 , Пс.109 , Пс.148 ). В отличие от своих прочих ветхозаветных толкований св. Иоанн Златоуст в беседах на Псалмы использует не только текст Септуагинты, но ссылается также на еврейский оригинал и сирийскую версию, а также на греческие переводы «других», т. е. Симмаха, Акилы и Феодотиона (см.: Пс.4 , Пс.55 и др.). К циклу «Бесед на Псалмы» примыкают две «Беседы на Пс.48 , Пс.17 и о гостеприимстве». 3. В греческой версии сохранилось шесть «Бесед на пророка Исаию», которые были произнесены частью в Антиохии, частью в Константинополе. Полный комментарий на пророка Исаию сохранился в армянской версии. Существуют также беседы на отдельные места из Книги Исаии, например «Беседа на Ис.6:1 ». 4. Святителю Иоанну Златоусту принадлежат пять «Бесед о св. Анне» и три «Беседы о Давиде и Сауле», произнесенные предположительно в 387 г. и содержащие комментарий отдельных глав из «Книг Царств». Две «Беседы о темноте пророческих речений» составлены в Антиохии в 386 г. Под именем Златоуста сохранились также фрагменты толкований на Иеремию, Даниила, Притчи и Иова в «Катенах на Священное Писание Ветхого Завета». Экзегетические элементы присутствуют в похвальных словах Златоуста, посвященных ветхозаветным праведникам (о них см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Псалом 132 Ст. 1. Восхваление теплоты дружеских отношений (см.: Сир. 25:2 ) истолковывается как призыв к объединению древнееврейского народа вокруг Иерусалима или как прославление единства людей. Ст. 2. Будто миро – о возведении Аарона в сан первосвященника см.: Лев. 8:12 . Образ душистого масла («мира») напоминает о чем-то мягком, приятном, нежном; св. отцы Церкви находят в этом стихе иносказание о благодати Св. Духа. Ст. 3. ...роса Ермонская – гора Ермон на севере Палестины была, возможно, покрыта снегом, и ветры доносили до Сиона ее освежающую влагу.   Псалом 133 Ст. 1. Эта последняя песнь восхождения, возможно, пелась левитами во время ночного бдения; ...рабы Господни – священники-левиты (см.: Втор. 10:8 ); ...во дворах дома Бога нашего – во дворе храма. Ст. 3. ...с высот Сиона – см. примеч. к пс. 127:5.   Псалом 134 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104 и пс. 112. Пс. 134 и 135 входили в чин благодарственного богослужения, которое называлось «Великий Аллел» (от Аллилуия –«хвалите Бога») и было приурочено к празднику Пасхи. Ст. 1. ...рабы, Господа – см. примеч. к пс. 133:1. Ст. 2. ...во дворах дома Бога нашего – см. примеч. к пс. 133:1. Ст. 4. ...Иакова... Израиля – имеется в виду древнееврейский народ, с которым Бог заключил Завет, назвав его Своим народом (см.: Исх. 19:5–6 ; Втор. 7:6 ). Ст. 8–9 . Речь идет о бедствиях, которые постигли египтян за то, что фараон не отпускал древних евреев из Египта (см.: Исх. 7–14 ). Ст. 11. Речь идет о первых победах древних евреев над народами, жившими к востоку от р. Иордан, с которыми древние евреи сталкивались во время странствования после исхода из Египта (см.: Чис. 21:21–35 ; Втор. 2:24–3:18 ). Ст. 15–17. Ср.: Пс. 113:12–14 . Ст. 18. Ср.: Пс. 113:16 . Ст. 19–20. Ср.: Пс. 113:18–19 .   Псалом 135 Аллилуия – см. примеч. к пс. 134. Ст. 2–3. ...Бога богов... Владыку владык – формула усиления (ср.: Втор. 10:17 ). Ст. 6–9. Ст.: Быт. 1:1–16 . Ст. 10–16. Вспоминается исход древних евреев из Египта, когда Бог оказал помощь Своему народу (см.: Исх. 11–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Полунощное богослужение, кроме начальных молитв, состоит из различных чтений псаломских и церковных песней. Есть три различные Полунощницы: вседневная, субботняя и воскресная. За вседневной Полунощницей читается 118 псалом ( Пс.118 ), в котором находится указание на то, что Давид вставал на полночное моление, и потом псалмы Пс.120 и Пс.133 , в которых сообщается, что Господь, сохраняющий нас, не воздремлет, ниже успнет ( Пс.120:3–4 ) и потому все приглашаются прославлять Господа и воздвизать руки Нему в нощех ( Пс.133:2 ). За субботней Полунощницей читаются псалмы, составляющие девятую кафизму: Пс.64–69 . За воскресной Полунощницей бывает канон. Но во всех Полунощницах бывает чтение покаянного псалма Давида – «Помилуй мя Боже» ( Пс.50 ), чтение Символа веры , песни «Се жених грядет в полунощи (последних чтений не бывает только за воскресной полунощницей) и разных утренних молитв ( Василия Великого : «Господи Вседержителю», «Тя благословим вышний Боже» и друг.) и молений за умерших и всех живых, особенно имеющих близкое отношение ко храму и всему православному миру. Таким образом, полунощное Богослужение более всего располагает нас своими чтениями к покаянию (через Пс.50 ), к постоянному хранению Закона Господня, или иначе правой веры в Бога (через Символ веры ) и к духовному бодрствованию в ожидании внезапного пришествия Христова (через разные песни и молитвы утренние, в которых мы просим Господа даровать нам бодренное сердце и трезвенную мысль для спокойного прохождения ночи жизни и чтобы мы оказались готовыми внити в божественный чертог славы Божией). Когда Утреня служится вместе с Вечерней, то Полунощницы не бывает, поэтому Полунощница служится не очень часто в тех храмах, где бывают совершаема Утреня с вечера. За началом в обыкновенной утрени бывает еще особенное, так сказать, предварительное моление за Царя и властей, совершающееся по завещанию Апостола Павла, который убеждал прежде всего творить молитвы за Царя и за власти ( 1Тим.2:1:2 ). Это моление состоит из чтения псалмов Пс.19 и Пс.20 , в которых высказываются разные благожелания Царю и его царству; – из прославлений Святой Троицы (в молитвах: «Святый Боже», – «Пресвятая Троице» и проч.), из тропарей, в которых находятся моления о Царе и отечестве нашем и, наконец, из краткой ектеньи: «Помилуй нас, Боже». Славословием «Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Тройце», и потом славословием: «Слава в вышних Богу», начинается собственно утреннее Богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Римский чин Из взаимного влияния древнего соборно-приходского богослужения и настоящих «Правил», особенно Венедиктовых, и выработался нынешний чин римского богослужения, сложившийся в нынешнем его виде к концу VIII b., как видно из того, что в IX b. на него уже пишет подробное символическое толкование Amalarius. Псалтирь выпевается по очереди на службах в течение недели; только некоторые службы имеют постоянные псалмы. В воскресенье на ноктурнах поется 18 псалмов: 1–20 без 4 и 5. в другие дни на ноктурнах только 2 псалмов; в понедельник 26–38, во вторник 38–61 без 42 и 50, в среду 52–67 без 53, 62, 64 и 66, четверг 68–79, пятница 80–96 без 89–92, 94; в субботу 97–108. На Laudes 4 псалма и одна песнь из Ветхого Завета; на первом месте в воскресенье и праздники пс. 92, в будни 50; на втором месте в воскресенье и праздники 99, в остальные дни последовательно 6, 52, 64, 89, 142, 91; на третьем месте и четвертом всегда Пс. 62 и 66, рассматриваемые как один, далее библейская песнь; в воскресенье и праздники — трех отроков, в понедельник — Исаии, во вторник — Езекии, в среду Анны, в четверг Моисея Поим Господеви, в пятницу Аввакума, в субботу Моисея — Слыши небо; затем опять три псалма в одном отделе 148–150. на первом часе в праздники и субботы пс. 53 и два отдела 118 пс. (под двумя первыми буквами — алеф и бет еврейского алфавита). В остальные дни присоединяется в качестве 4-го псалма на первом часе последовательно, начиная с воскресения, такие псалмы: 117, 23, 24, 25, 22, 21. На 3, 6 и 9 часе по три отдела пс. 118. На вечерни ежедневно 5 псалмов, начиная от воскресения, из группы пс. 109–147, за исключением пс. 117, 118, 133 и 134. На повечерии пс. 4 (ср. у нас), затем пс. 30, 1–6, пс. 90 и 133. Порядок служб: на утрени или ноктурнах начало тайно про себя: Отче наш, Ave (Богородице Дево радуйся) и Верую; громко: стихи: Господи устне мои отверзеши, Боже в помощь мою вонми (стих с респонсорием), Слава Отцу, аминь, аллилуиа (последнее, как и в других местах службы не поется в Великий пост и подготовительные недели от недели 70-цы), стих invitatorium сообразно дню с псалмом 94 и утренний гимн; все это вступительная часть к утрене.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Саввы Освященного. Но так как сведение о всенощном бдении дает нам лишь Евхологий то, констатируя влияние студийской редакции чина пострижения в монашество на постригальную практику монастырей, управлявшихся Иерусалимским уставом 225 , мы, тем не менее, должны признать, пожалуй, преобладающим в древних византийских монастырях тот порядок, по которому великий постриг предварялся не всенощным бдением, а вечерней и утреней. В день Великого пострига совершается литургия 226 . Она начинается тремя антифонами. 1-ый антифон – пс. Благослови, душе моя, Господа. 2-ой антифон – пс. Хвали, душе моя, Господа. 3-им антифоном служат Блаженны, числом – шесть. Во всех рукописях Блаженны одинаковы, именно: χ. δ», πρς τ τε ν τ πθει σοι τ ν κσμω ποθειν γκατελπετε... θλων πντας ες πγνωσιν λθεν... Πντων τν προσκαρων κα φθαρτν κατεφρνησας... Πσας τς σαρκς τς δονς ποστησμενος... Τρβον τν πλατεαν κα ερχωρον φμενος 227 ... Θεοτοκον Χαρε τς παρθενας τ πρτιμον καλλπισμα... 133 указывает соединять с блаженными схимы и блаженны дня, на 4; если же постриг происходить в воскресенье, то на 6. В обычное время совершается, затем, вход с молитвою Трисвятого 474), при чем диакон возглашает: «Премудрость!» По входе начинается пение тропарей Великого пострига. До сего времени принимающей постриг находился в дверях церковного притвора, как это точно определяется выражениями наших памятников: ν τ βασιλικ πυλνι 474 л. 144), νδον τς βασιλικς πλης 213, СД, 343, 100, 133:604). Царским пилоном и царскими вратами в византийских храмах назывались входные двери в храм из притвора. Сюда, к дверям церковного притвора, выходил и игумен монастыря. Принимающий схиму становился возле игумена – πλησον το γουμνου (СД, 343, 133:604), одетый в обычные свои одежды (φορντες τ ξ θους ατν μτια – 474, Л. 144; φορν τ πρς συνθειαν καθημεριν μτια – 213 и СД; φορν τ πρς συνθη ατο μτια – 343, 133:604); в них он остается до малого входа. По совершении малого входа, принимающий постриг снимает с себя головной убор (τ κλυμμα), калиги (τ καλλγια) и все верхние одежды 228 . Непокрытый и босой, в одной исподней одежде 229 , стоить он в дверях церковнаго притвора (СД, 343, 133:604). Певцы начинают петь тропари великой схимы, разделенные на три антифона. 1 Евхологий Рум. Муз. 474, лл. 145 об.–149, «Прилож.»,сс. 14–15. χ. δ». νοκται θρα τς μετανοας...

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Рядовых антифонов было всего 68. К ним присоединились библейские песни, которые заменяли рядовые антифоны в субботней Утрене. Повторим, что вся Псалтырь пелась в течение одной недели; в следующей неделе вечерняя псалмодия пелась утром и утренняя вечером: так получаются неделя А и неделя В кодекса 2061, между тем как в кодексе 2062 даются указания только в отношении одной недели, совпадающей с неделею А кодекса 2061. Поскольку этот кодекс более позднего происхождения, эпохи св. Симеона, можно предполагать, что ревностный пастырь так перестроил псалмопение опираясь на древние порядки, чтобы его паства (не особенно прилежная, по словам самого архиепископа) могла слушать всю Псалтырь, так как некоторые посещали храм только утром или только вечером, хотя в другом месте, как увидим позже, сам архиепископ жалуется на то, что древнее псалмопение больше не практикуется. Во всяком случае вот таблица, составленная по Афины 2061 и 2062 554 . Неделя А кодекса Афины 2061 Единственная неделя кодекса Афины 2062 Воскресенье вечером: (1). Пс. 85 . Припев: Слава Тебе Боже. (8). (антифон LII): Пс. 103 . Аллилуиа. Пс. 140 . Кекрагарион 555 : Славная Приснодево Богородице Матерь Бога . принеси нашу молитву . Сыну Твоему . и Богу нашему. Вход (в храм) 556 . Прокимен. Иерей: прошения [аитисеис]. Антифоны: (1-ый) Пс. 114,1.2.5.6 . Слава. И ныне. (На каждый стих): Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. Антифон 2-ой: Пс. 115 ,1а.16.3.4. Спаси нас, Сыне Божий, во святых дивен сый поющия Tü Аллилуиа. Слава: Единородный Сыне. И ныне: Преславную Матерь Бога. Антифон 3-ий: Пс. 116 ,1а.1б.2а.2б. Слава и ныне. (На каждый стих): Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас. Повторяется последний раз повышая голос. Остальное последование [аколоуфиа]. Отпуст [аполусис]. Понедельник утром: (1) . Пс. 3 (,62 и 133). Слава Тебе Боже. (2) . (VII): Пс. 17 . Аллилуиа. (3) . (VIII): Пс. 18 (, 19, 20). Услыши мя, Господи. (4) . (IX): Пс. 21 . Аллилуиа. Каждение иереем. (5) . (X): Пс. 22 (, 23). Помилуй мя, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010