«И преподобные Твои возрадуются», т.е. когда это сбудется. Смотри: он не просит ни построения города, ни обилия жизненных припасов, ни другого какого-нибудь благопо­лучия, но благолепия храма, успокоения ковчега, совершенства священников, священных обрядов, богослужения, священства. Далее, так как просившие этого сами были виновны во мно­гих грехах, он опять прибегает к предку и говорит: «ради Давида, раба Твоего, не отвергни лица помазанника Твоего» ( Пс.131:10 ). Что значит: «ради Давида, раба Твоего»? Не только за добродетель его, говорит, и не за то, что он показал такое усердие к созданию храма, но и потому, что ты дал ему такое обещание. «Ради Давида, раба Твоего, не отвергни лица помазанника Твоего». Кого? Того, кто тогда был помазан, управлял и стоял во главе народа. «Клялся Господь Давиду истиною и не отречется от нее: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» ( Пс.131:11 ). Упомянув о Давиде, о добродетели этого мужа, усердии его ко храму, изложив древние события и высказав просьбу о восстановлении прежнего их общественного устройства, он теперь предлагает самое главное, именно говорит о Божиих обетова­ниях. Каких? «От плода чрева твоего посажу на престоле твоем». Но эти обетования даны были не просто, а с некоторым усло­вием. Какое же это условие? Послушай: «если, продолжает он, сохранят сыны твои завет Мой и сии откровения Мои, которым Я научу их, (то) и сыны их до века будут сидеть на престоле твоем» ( Пс.131:12 ). Заключив такие условия, Бог вручил им рукописание, а они отве­чали: «всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» ( Исх.24:7 ). Потом, видя, что одна сторона нарушила условия, он обращает речь к месту, отвсюду заимствуя слова утешения: «ибо, говорит, избрал Господь Сион и возжелал его в жилище Себе: это – покой Мой в век века, здесь по селюсь, ибо Я возлюбил его» ( Пс.131:13, 14 ). Т.е. не человек избрал это место, а Бог назначил его, снисходя к их слабости. Смысл слов его следующий: месту, которое Ты взял, которое избрал, которое назначил, которое признал удобным для Себя, не попусти разрушаться и погиб­нуть, потому что Ты сказал: «здесь по селюсь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Встань и молоти, дщерь Сиона, Ибо я сделаю рог твой железным И копыта твои сделаю медными, – И сокрушишь многие народы, И посвятишь Господу стяжания их И богатства их Владыке всей земли. Мих.4:13 , см.: Иер.48:25 Очевидно, что переносные значения слова qeren – «сила, мощь, владычество» в применении к народу являются признаками власти, свойственной царю; 5) царя Не удивительно, что позднее в Священном Писании слово «рог» стало символизировать царя и даже целую мировую державу ( Дан. 7:7–24; 8, 3 , см.: Откр. 5:6 ). После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него – большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него ( Дан. 7:7 ). А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей ( Дан. 7:24 ); 6) Мессии Как известно, мессианские пророчества в Священном Писании имеют прикровенный характер, в них используются многочисленные заменители слова «Мессия» – «камень» ( Пс.117:22 ), «отрасль» ( Ис.11:1 ), «звезда» ( Чис.24:17 ). К этому ряду слов, указывающих на Мессию, принадлежит и слово «рог». Например: Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему ( Пс.131:17 ). Блаженный Феодорит видит в этих словах Псалмопевца указание на рождение Христа, он говорит: «По понятию, какое представляется с первого раза, указывается сим на Зоровавеля. Но поскольку Зоровавель власти народоправления не передал ни потомкам, ни детям, то никто не вправе назвать его рогом, как управляющего народом малое время, потому что рог означает нечто крепкое и постоянное. Поскольку пророчество не приличествует Зоровавелю, то слово сие предвозвещает по плоти Христово рождение» 25 . 7) именования Божии Наиболее известное метафорическое библейское выражение со словом «рог» – «рог спасения» ( 2Цар.22:3 ; Пс.17:3 ; Лк.1:68, 69 ). Как понимают его толкователи? Блаженный Феодорит полагает, что в контексте 17-го псалма оно означает одно из имен Божиих.

http://azbyka.ru/znachenie-slova-rog-v-b...

От суда, однако, " спасется " тот, " кто призовет имя Господне, " конечно, не в это только время и не устами только. " Призовет не просто, " поясняет св. Златоуст, " ибо не всякий, - говорит Христос, - говорящий Мне: Господи, Господи, войдет в Царство небесное, но призовет с усердием, при хорошей жизни, с должным дерзновением. " Разумеются здесь истинно верующие в Господа праведники. Какое отношение имело это пророчество к событию дня Пятидесятницы? Когда Апостол объяснял слушателям, что чудное событие, свидетелями которого они явились, есть исполнение ветхозаветного пророчества Иоиля, это само собой рождало мысль, что, следовательно, мессианское время уже наступило, Мессия уже пришел. Но где же Он и Кто Он? И вот в дальнейшей своей речи св. Апостол Петр начинает свое благовествование о Христе. Он возвещает слушателям, что Мессия явился в лице " Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями... " Всем известные чудеса Христовы Апостол вспоминает, как доказательства Его мессианского достоинства. Однако, для иудеев того времени крест, понесенный Христом, был большим соблазном. Дабы устранить этот соблазн, св. Петр прибавляет, что предание и умерщвление Христово совершилось: " по определенному совету и предведению Божию. " Устраняя соблазн, что Бог мог быть распят и умереть, св. Апостол говорит о Христе, применительно к иудейским понятиям, как о Человеке, Сыне Давидове, а потому и выражается, что " Бог воскресил Его, " хотя Христос, как Сын Божий, воскрес Своею собственной силой и властью (см. Иоан. 10:18). Говоря о воскресении Господа, св. Петр приводит убедительное для евреев свидетельство царя Давида из 15 псалма ст. 8-11. Псалмопевец изображает в этом псалме праведника, который говорит о своем внутреннем тесном общении с Богом и выражает радость о том, что это общение не будет прервано смертью, что душа его не останется во аде и самое тело его не подвергнется тлению, а будет наслаждаться полнотой жизни в Боге и радостью в общении с Ним. Апостол прямо указывает, что этого Давид не мог говорить о себе, так как " он умер и погребен, " как обыкновенный смертный человек, а что это Давид говорил " о Нем, " т.е. о Христе. Говорил он это, будучи пророком, в тесном смысле слова, или провидцем будущего, и зная, что Бог с клятвой обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его. Это действительно мы находим во 2 книге Царств 7:12-16. Тут Бог дал такое обетование Давиду о непоколебимости дома его и о вечности престола и царства его, которое могло исполниться, конечно, только на Мессии, имевшему произойти по плоти из рода Давидова. Давид тогда же так это и понял и прославил Бога песнью в стихах 18-29. В 131 псалме говорится о том же предречении Господа Давиду, что из рода его произойдет Мессия, причем оно названо " клятвой " : " Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее " в смысле совершенной непреложности предрекаемого (Пс. 131:11).

http://sedmitza.ru/lib/text/430511/

13 . Итак, Иисус у евреев означает Спасителя, а на языке греческом – Врача. Поскольку Он есть Врач душ и тела и Целитель духов, Целитель слепотствующих чувственными очами и вместе Просветитель умов. Врач видимых хромых и Путеводитель грешников к покаянию. Он говорит расслабленному: не греши более ( Ин.5:14 ), и возьми постель твою и ходи ( Ин.5:8 ). Ибо так как тело пришло в расслабление по причине душевного греха, то Он прежде исцелил душу, чтобы и телу сообщить исцеление. Итак, если кто страдает душой от грехов, имеет Врача. И если кто из вас маловерен, да говорит Ему: помоги моему неверию ( Мк.9:24 ). Если кто подвержен и телесным болезням, да не отчаивается, но да приходит к Нему, ибо Он врачует и их, и да познает, что Иисус есть Христос. 14 . Иудеи признают Его Иисусом, но никак не признают Его Христом. Потому-то апостол говорит: кто лжец, если не тот, Кто отвергает, что Иисус есть Христос? ( 1Ин.2:22 ). Христос есть Первосвященник, непреходящее имеющий священство ( Евр.7:24 ), Который не во времени начал священствовать, не имеет иного преемника в первосвященстве, так, как ты и слышал, когда мы в день недельный в собрании предлагали поучение на слова: по чину Мелхиседека ( Пс.109:4 ). Не по плотскому преемству получил первосвященство, не приготовленным елеем, но предвечно от Отца помазан и потому более других превосходит, что клятвой утверждено священство Его: ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается ( Евр.7:20–21 ). Довольно было для утверждения и одного изволения Отца, однако же образ утверждения двояк; к изволению присоединена клятва, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы ( Евр.6:18 ), приемля Христа Иисуса, Сына Божия. 15 . Сего пришедшего Христа иудеи отвергли, а бесы исповедали. Впрочем, не был Он сокрыт от праотца Давида, который говорит: поставлю светильник помазаннику Моему ( Пс.131:17 ). Одни чрез светильник разумеют свет пророческий, а другие -принятую от Девы плоть, по следующим словам апостола: Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах ( 2Кор.4:7 ). Не был Он сокрыт и от того пророка, который говорит: Он... объявляет человеку намерения его ( Ам.4:13 ). Знал Его и Моисей, знал Его и Исаия, знал Его и Иеремия. Каждый пророк знал Его. Узнали Его и бесы. А Он запрещал им сказывать, что они знают, как сказано, что Он Христос ( Лк.4:41 ). Первосвященники не знали, а бесы исповедали. Первосвященники не знали, а жена самарянская проповедовала, говоря: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? ( Ин.4:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Плоды доброго воспитания От добраго воспитания добрые плоды следуют: 1) плод благочестиваго жития в возрастших детях; 2) родителям радость и утеха о добронравии детей своих; 3) несомненная вечнаго живота надежда; 4) таяжде надежда добрая и предвидится быть и во внуцех, ибо дети, как сами добре наставлены, так и своих детей наставлять не преминут; 5) честь и похвала фамилии; 6) подпора отечеству (1:121). Доброе и благочестивое воспитание есть путь избавления от ГРЕХА Помощь в подвиге противу греха: тщаться иметь доброе в младых летах воспитание, которое бывает «в наказании и учении Господни» ( Еф. 6, 4 ). От воспитания бо все прочее житие зависит, как бо свежий глиняный сосуд, чим с начала напоен будет, такий запах и чрез прочее время жития своего издавать будет. Всяк раждается зол; яко всяк «в беззакониях зачинается и во гресех раждается» ( Пс. 50, 7 ). Сего ради, чтобы добрым сделаться, требует исправления, обучения: якоже конь свирепый и необученный обучается, чтобы удобен и угоден был к езде. Страсти, хотя и имеются в молодом сердце, однакож еще не усилились, и потому, когда с начала наказанием и страхом обуздаются, усмирятся и укротятся: надобно ожидать доброй надежды в юноше, тако воспитанном. Молодое деревцо, к которой стороне приклонено будет, так и до конца будет стоять; так и юное сердце, чему приобучено будет, того и до смерти будет держаться (2:131). Молить Бога, чтобы Он Сам умудрил Родителям о детях своих должно молитися Богу, дабы их Сам Он наставил на страх Свой и умудрил во спасение (3:393). Плоды худого воспитания От худаго воспитания все противное следует: 1) злое и развращенное житие; 2) родителям скорбь и печаль о злом детей своих состоянии; 3) тщетные и всуе подъемлемые труды о исправлении развратившихся детей своих, понеже весьма трудно вкорененное зло исторгается. «Аще пременит Ефиоплянин кожу свою, и рысь пестроты своя, и вы можете благотворити, научившеся злу», глаголет Господь чрез Иеремию пророка ( Иер. 13, 23 ). 4) Худая надежда о спасении их, но паче явная погибель; 5) тоежде злонравие и во внуцех уповательно быть может, понеже злый отец не может добру научить сына; 6) родителям тоска, скука, страх належит, что имеют быть истязаны от Бога за худое воспитание детей своих, которых не наказывали, а может быть злым примером и соблазняли; 7) безчестие и укоризна всему роду; 8) отечеству явный и великий вред. От худаго воспитания последуют воровства, убийства, грабления, разбои, блудодеяния, прелюбодеяния, насилия, обиды, ссоры, драки, обманы, измены, клятвопреступления, бунты и прочая безчиленная злая (1:121).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Приражается ли к уму твоему грех плотской похоти? Ты тотчас устреми мысль свою на Иосифа, и рассуди, как он в самом цвете юности своей попрал многие и сильные приражения бесстыдной Египтянки, и тотчас «оставив ризы своя в руку ея» ( Быт.39:12 ), умертвил первые приражения и избегнул греха. Делает ли приражение к уму твоему гордость, рождающаяся от богатства, славы и честей твоих? ты тотчас обрати ум твой на Авраама. Он был и богат зело, яко имеяй множество скота, сребра и злата, и славен, яко победитель четырех Царей, и достоинством превыше всех, яко молитвенник к Богу о Содомлянах? ( Быт.14:9:14–15 ) Но говорил о себе сии преисполненные смиренномудрия слова: «аз же есмь земля и пепел» ( Быт.18:27 ). Вникни в слова сии, обрати потом мысли к самому себе, и вспомни, что и ты земля и пепел. Приходит ли на мысль твою покушение отмстить врагу своему? Ты тотчас помысли о Давиде. Какой враг толико гнал не злодея, но благодетеля своего, колико Саул Давида? Кто вражески гонимый имел толикую удобность отмстить врагу своему, коликую Давид Саулу? Кому столько советуемо было отмстить врагу, сколько Давиду относительно Саула, как например в то время, когда Саул един взошел в вертепе, где находился Давид и бывшие с ним? И еще когда он нашел его спящим в лагере на холме Ехелафе? ( 1Цар.24:4:26:7 ) Каких приражений мщения наделали на ум Давидов гонения Саулова? Каких удобный случай к отмщению, каких и советы мужей с ним воинствовавших? Но все таковые приражения, падши на твердое внимание Давидово, сокрушились, и нимало не устрояли против кротости его. Посему-то он с дерзновением и сказал пред Богом: «Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его» ( Пс.131:1 ). Как скоро приразится к душе твоей помысл греха, ты тотчас обрати мысль свою к видению примеров святых мужей: таким образом приражение греховное исчезнет, и ты останешься невредим. Священное Писание и Церковные Истории исполнены примерами, могущими утвердить душу нашу во внимании к собственному спасению, и уверить нас, что ни достоинство, ни звание, ни чин, ни состояние, какое бы оно ни было, не могут воспрепятствовать нам на пути святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Так и теперь мы записываем образы прошедшего и добродетели. Поэтому или устрани всякое изображение и постанови закон против Того, Кто приказал, чтобы они были, или принимай каждое сообразно с тем понятием и характером, какие свойственны всякому [из них]. Итак, сказавши о «родах изображения», скажем и о «поклонении». XIV. Поклонение есть знак смирения и почтения. Мы знаем различные роды и этого. Пер­вое поклонение – служебное, воздаваемое нами Богу, Который один только по Своей природе достоин поклонения. Потом, ради Бога, Который по Своей природе достоин поклонения, воздаем [последнее] друзьям Его и слугам, подобно тому, как Иисус, сын Навина, и Даниил поклонились Ангелу; или – «местам» Божиим, подобно тому как говорит Давид: «Поклонимся подножию ног Его» ( Пс.131:7 ), и посвященным Ему предметам, по­добно тому как весь Израиль поклонялся скинии Завета и, стоя кругом Иерусалимского храма и отовсюду взирая на него, поклоняются [евреи] еще и теперь; или поставленным от Него начальни­кам, подобно тому как Иаков – Исаву, как стар­шему, по воле Божией, брату, и фараону – по­ставленному Богом правителю; также – Иосифу его братья. Я знаю также о поклонении, воздава­емом ради взаимного уважения, подобно тому как Авраам – «сынам Еммора». Поэтому или устрани всякое поклонение, или допускай всякие, имею­щие должный смысл и характер. XV. Ответь мне на вопрос: Бог – один Бог ? Да, скажешь, как мне кажется, один Законода­тель. Итак, почему Он издает противоположные законы? Ведь Херувимы не вне числа сотворен­ных существ. Следовательно, почему Он повеле­вает, чтобы приготовляемые человеческими рука­ми изваяния Херувимов осеняли очистилище? Или ясно, что невозможно делать изображение Бога, как неописуемого и несравнимого, или – кого-либо как Бога, чтобы не было воздаваемо служения и поклонения твари как Богу? Изобра­жение же Херувимов как ограниченных и рабо­лепно стоящих подле божественного престола Он повелевает делать, чтобы оно раболепно осеняло очистилище. Ибо прилично было, чтобы образ бо­жественных таинств осенялся изображением не­бесных слуг Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Чин освящения А. отдельно от храма известен в греч. рукописях с XIV в., в рус.- с XVI в. ( Прилуцкий. С. 68). Существуют 2 различные редакции этого чина. 1-я, более древняя, очень близка к чину освящения храма. Она до сих пор используется в РПЦ под названием «                                  » (Чиновник. Т. 2. С. 28). Согласно этому чину, освящение А. совершается перед литургией (по указанию Чиновника, освящение А. может происходить и во время литургии после ектении об оглашенных, но это нежелательно из-за «медления» в порядке литургии). Порядок чина: А. полагаются на престоле, святые мощи - на жертвеннике на дискосе, накрытые звездицей и покровцами, архиерей поверх полного облачения надевает лентион , пояс и нарукавники; читается начальная молитва «        », ектения и коленопреклонная молитва в царских вратах «        »; над смесью вина и розовой воды (родостамой) читается молитва, используемая в чине освящения храма для освящения теплой воды, «            »; А. окропляются родостамой при произнесении слов: «                » и Пс 50. 9-21 и «                        »; А. трижды крестообразно помазываются св. миром с пением «Аллилуия», Пс 132 и возглашением: «                »; поется Пс 131. Далее епископ отходит к жертвеннику и читает перед святыми мощами молитву «              » и главопреклонную молитву «                        »; совершается перенесение святых мощей на св. престол при пении тропаря «        »; перед царскими вратами архиерей произносит: «        » (Пс 23. 7a) - и входит в алтарь, обходя вокруг св. престола с пением тропарей «    » и «            », ставит дискос со святыми мощами на престол; совершается каждение престола с чтением Пс 25; читаются молитва «                » и главопреклонная молитва «          »; чин завершается вложением святых мощей в пришитые к А. мешочки, запечатыванием их воскомастихом, чтением молитвы «              » и возглашением: «      ». А. обязательно должны быть подписаны архиереем. После освящения А. должны лежать на престоле 7 дней и каждый день на них должна совершаться Евхаристия (Там же. С. 28-44; Прилуцкий. С. 68-70). Все молитвы чина практически совпадают с соответствующими молитвами чина освящения храма (порядок молитв неск. иной); примечательно, что А. везде названы «жертвенниками», т. е. «престолами».

http://pravenc.ru/text/115730.html

«Послан был... от Бога.» Ангелы суть слуги Божии ( Пс. 103 :4 ; Евр. 1 :7 ). Архангелу Гавриилу поручалось и предсказание о зачатии Крестителя ( Лк. 1 :19 ); ему же повелевается объявить зачатие и Сына Божия от Девы Марии. Вообще он почитается возвестителем милостей Божиих, особенно явления Спасителя; тогда как архангел Михаил является охранителем славы Божией. И самые имена их, с еврейского языка, говорят об этом: Михаил — переводится — «кто как Бог!». Эти слова сказаны были им, когда восстал против Бога сатана. А Гавриил значит: «человек Бог». И вот именно архангелу Гавриилу и повелено было благовестить о «Боговочеловечении». А так как в то время Мария жила у Иосифа, в Назарете, то туда и «послан» был архангел. А чтобы читатель, некий достопочтенный Феофил, которому и писал свое Евангелие и Деяния апостолов евангелист Лука, не думал, что зачатие могло быть естественно, — то он предупреждает заранее, что Мария была, собственно, не жена Иосифу, а только обрученица. Обрученные же живут между собою, как брат с сестрой. И потому Мария — была Девой ( Лк. 1 :27 ). Конечно, это точно нужно было знать и архангелу, и Феофилу, и вообще — всем. А почему прибавлено: «из дома Давидова» ? По еврейскому закону муж брал жену из того же колена, из коего происходил и сам, — дабы не спутались и колена; и жена должна была выходить замуж за того, из которого колена происходила и сама. Но зачем нужно было писать об этом евангелистам? Потому, что Мессия должен был родиться от Авраама и Давида: так обещано было, что из их потомства произойдет будущий Мессия. Об этом говорится явно и в Писании ( Пс. 131 :17 ; Мих. 5 :2 ; Мф. 2 :6 ; Лк. 1 :69 ). «Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?» ( Ин. 7 :42 ). Так твердо верили и евреи. Так часто называли Христа: «Сын Давидов» ( Мф. 12 :23, 15:22, 20:30 ); даже маленькие дети вместе с народом при входе Господа во Иерусалим кричали: «осанна Сыну Давидову» ( Мф. 21 :9, 15 ). И Сам Господь прилагает к Себе имя «Сын Давидов» ( Лк. 20 :40—44 ). И в Апокалипсисе о Господе Иисусе Христе говорится, что Он происходит от корня Давидова: «Я есмь корень и потомок Давида...» ( Апок. 22 :16, 3:7, 5:5 ).

http://predanie.ru/book/216804-blagovesc...

1. Соответствие историческим фактам Пример 1. Ирод и Саломия (Мк 6:22). СП (=КБП): Дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним (κα εσελθοσης τς θυγατρς τς ρδιδος κα ρχησαμνης ρεσεν τ ρδ κα τος συν ανακειμνοις). НА: И его (Ирода — А. Ф. ) дочь Иродиада вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним (κα εσελθοσης τς θυγατρς ατο ρδιδος κα ρχηδαμνης ρεσεν τ ρδ κα τος συνανακειμνοις (С)). Из чтения НА следует, что плясавшая девушка была дочерью Ирода и ее звали Иродиадой, в то время как по другим источникам ее имя было Саломия, а Иродиадой звали ее мать. В СП плясавшая девушка — дочь Иродиады, а не Ирода. Далее в ст. 6:24 говорится: Она (то есть дочь — А. Ф. ) вышла и спросила у матери своей (то есть у Иродиады — А. Ф. ) (СП=НА). Кроме того, такое чтение подтверждается параллельным местом Мф 14:6: θυγτηρ τς ρδιδος (дочь Иродиады, НА=СП). Интересно, что большинство современных английских переводов, таких как REB, NIV, TEV, за исключением NRSV, принимает традиционное чтение, совпадающее с чтением СП и соответствующее историческим фактам. Пример 2. Речь первомученика Стефана перед синедрионом. Иерусалимский Храм (Деян 7:46). СП: Сей (Давид — А. Ф. ) обрел благодать пред Богом и молил, чтобы найти жилище Богу Иакова (ς ερεν χριν νπιον το θεο κα τσατο ερεν σκνωμα τ θε ακβ). НА (=КБП): Который обрел благодать пред Богом и молил, чтобы найти жилище дому Иакова (ς ερεν χριν νπιον το θεο κα τσατο ερεν σκνωμα τ οκ ακβ (B)). Речь здесь идет о построении храма, посвященного Богу, а не о нахождении дома (страны?) для иудеев (иудеи= дом Иакова , ср. Пс 113:1), которые его давно нашли. Это совершенно ясно из контекста: 45 Отцы наши с Иисусом (Навином — А. Ф. ) , взяв ее (скинию — А. Ф. ) , внесли во владения народов, изгнанных Богом от лица отцов наших. Так было до дней Давида. (46 Сей обрел благодать пред Богом и молил, чтобы найти жилище Богу Иакова.) 47 Соломон же построил Ему дом  (οκον) (Деян 7:45–47, СП=НА кроме ст. 46). Кроме того, выражение Бог Иакова , которое, в отличие от дом Иакова , встречается в Священном Писании довольно часто, употреблено в параллельном месте в Пс 131:5: Доколе не найду места Господу, жилища — Богу Иакова  (σκνωμα τ θε ακβ) (LXX) 22 . Как известно, ветхозаветные цитаты в Новом Завете чаще всего совпадают с LXX. Таким образом, чтение СП более соответствует контексту и исторической ситуации в целом и верно передает смысл. Большинство современных английских переводов, таких как REB, NIV, TEV, за исключением NRSV, принимает традиционное чтение, совпадающее с чтением СП.

http://pravmir.ru/tekstologicheskoe-sopo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010