Пс.131:2 . яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю: Пс.131:3 . аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея: Пс.131:4 . аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скраниама моима: Пс.131:5 . дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю. Сими словами изображает Соломон сильное попечение Давида, отца своего, которое имел он об устроении храма Господня. Ибо казалось ему весьма непристойно, что сам он и дом для живущих имел, и постелю для покоя, а кивот Господень, не имея постояннаго места, то есть храма, в котором бы он мог спокойно стоять, сюду и сюду преносим был. Сего ради клялся и обет Богу дал, что не войдет в дом свой и не ляжет на постелю, паче же и на постеле не уснет и не даст себе покоя, пока не обрящет спокойнаго места кивоту Божию. Сей образ клятвы не то означает, аки бы Давид обещал Богу жить вне дому, на открытом воздухе, не принимая сна и пищи (ибо человеческое естество снести сего не может), но сущность слов состоит в том, что Давид хотя бы был в доме, хотя бы лежал на постеле, всегда будет помышлять и пещися о том, чтоб устроить храм Богу. Пс.131:6 . Се, слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы: Здесь приводится причина, чего ради Давид желал создать храм Богу, показывающая, что кивот Господень не имел определеннаго себе места, но иногда находился во Евфрафе, то есть, в земле Ефремовой, во граде Силоме ( 1Цар. 4 ), а иногда в полях дубравы, то есть, во граде Кариафиариме, куда отпущен он был Филистимлянами, как повествуется в первой книге 1Цар. 6 ; ибо Кариафиарим толкуется град дубравный, сиречь, лесом окруженный. Пс.131:7 . внидем в селения его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе его. Соломон, описав обет и желание Давида отца своего и располагаясь внести кивот в новоустроенный храм, говорит к священникам и ко всему народу: внидем в селения Его. Аки бы сказал: доселе Господь был яко странник, преселяющийся с места на место, ныне же будет иметь постоянное жилище: сего ради внидем в селение Его, уже сооруженное и устроенное на горе Сионе, и обратяся лицем к Святому месту, идеже стоит подножие ног Его, поклонимся Ему. Ибо как святилище во внутренней части скинии так устроено было, что кивот служил вместо подножия ногам Господним, а над кивотом поставлено было очистилище, поддерживаемое двумя Херувимами, аки престол Господень, сего ради прилично сказано: поклонимся на место, идеже стоят нозе Его. Поскольку Евреи поклонялися кивоту не яко самому Богу, но яко подножию ног Его. Почему и во псалме 98 сказано: покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть ( Пс. 98:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.131:7 .   Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его. «Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его». Пророк переменил время; говорит же: там вошедши поклоняемся, веруя, что храм сподобится Божия пришествия. Ибо сей смысл имеют слова: «идеже стоясте нозе Его». Веруем, что Божество не только безплотно, но и неописуемо. Божественное же писание говорит о нем телесным образом, соразмеряя слова с человеческим слухом. Пс.131:8 .   Стань, Господи, на место покоя Твоего, – Ты и ковчег могущества Твоего. «Воскресни Господи в покой Твой». Воскресением Бога называют служение, совершаемое по закону, не потому что Бог имеет в нем нужду, но потому что возлюбленно Ему благочестие совершающих, и умоляют, чтобы благодать Его снова явилась, и храму дана была прежняя слава. «Ты и кивот святыни Твоея». поскольку во святая святых стоял кивот, заключающий в себе скрижали закона, и на нем было очистилище, посредством котораго Архиерею бывали некоторыя указания Божия явления; то Пророк кстати упомянул о кивоте; потому что «Бог, сотворивый» небо и землю, по словам блаженнаго Павла, «не в рукотворенных храмех живет» ( Деян. 17, 24 ). Так молился и премудрый Соломон: «аще небо и небо небесе не довлеют Ти» ( 2Пар. 6, 18 ). Сие изрек и сам Бог всяческих: «небо престол Мой, земля же подножие ног Моих. Кий дом созиждете Ми? и кое место покоища Моего» ( Ис. 66, 1 )? Пс.131:9 .   Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются. «Священницы Твои облекутся правдою и преподобнии Твои возрадуются». Когда совершится сие, говорит Пророк, и построен будет дом, и кивот поставлен снова во святилище; тогда священники, совершающие служение по закону, оправдаются, а не приявшие священническаго сана, однако же возревновавшие о благочестии, исполнятся всякаго веселия. Пс.131:10 .   Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего. «Давида ради раба Твоего, не отврати лице помазаннаго Твоего. Помазанным» Пророк называет здесь сан царский. Поскольку тогдашние цари их были злочестивы; то просят ради Давида не угашать царскаго рода. Потом напоминают о бывших обетованиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

    «Десница Твоя, Господи, прославилась в сил е: десная Твоя рука, Господи, сокруши ла враг ов, и множеством славы Твое й стер супостатов» 6 (Исх.15:6—7): «десница Господня творит силу!» (Пс.117:15), — левой рукой, говорит так: «Руки Твои сотворили меня и устроили меня» (Пс.118:73).    Потом, взяв епитрахиль 7 , благословив, целует; и, полагая на свою шею, говорит: «Благословен Бог, изливающий благодать Свою на священников Своих, «как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки» (Пс.132:2, 3).    И, взяв пояс и благословив, целует и говорит: «Благословен Бог препоясывает меня силою» (Пс.17:33) и изливающий благодать Свою, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Потом, взяв набедренник 8 , — если (облачающийся) есть протосинкел 9 великой церкви 10 , или кто-либо иной, имеющий какое-нибудь достоинство, — и благословив его, поцеловав, говорит: «Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела» (Пс.44:4, 5), постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Потом, взяв фелонь 11 , и, благословив, целует и говорит: «Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются» радостью (Пс.131:9), постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Потом, отойдя в предложение, они моют свои руки, говоря: «буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи, чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои. Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей. Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства. А я хожу в моей непорочности; избавь меня..., и помилуй меня. Моя нога стоит на прямом пути ; в собраниях благословлю Господа» (Пс.25:6—12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3367...

Что касается до действий виновников осуждения Иисуса Христа, то вот какие из них указаны были пророками: Лжесвидетельство на суде синедриона и оболгание пред Пилатом. – Так святой псалмопевец сказал: восташа на мя свидетели неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя ( Пс. 34:11 ). И в другом месте: ищущии злая мне, глаголаху суетная, и льстивым (коварствам) весь день поучахуся, – оболгаху мя ( Пс. 37:13,21 ). 128 Поругание Христа, именно: ударение в ланиту, заушение, заплевание, бичевание. Ударение в ланиту предвидел пророк Иеремия, и сказал: подаст ланиту свою биющему, насытится укоризн ( Плч.3:30 ). Заушение и заплевание предсказал пророк Исаия, говоря от лица Мессии: вдах ланите мои на заушения, лица же моего не отвратих от студа заплеваний. Положих лице свое аки твердый камень ( Ис. 50:6,7 ). И псалмопевец: покры срамота лице мое ( Пс. 68:8,20 ). О бичевании предсказал Исаия: плещи моя вдах на раны ( Ис. 50:6 ), и Давид: Аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну ( Пс. 37:18 ). На хребте моем делаша грешницы ( Пс. 128:3 ) 129 и бых язвен весь день ( Пс. 72:14 . сн. Иов. 16:11–14 ). А вот о том же и слова самого Спасителя: Сын Человеческий предан будет архиереом, и книжником, и предадят Его языком на поругание, и биение, и поругаются Ему, и уязвят Его, и оплюют Его ( Мк. 10:33,34 ; Мф. 20:18,19 ). Буйные вопли беззаконных обвинителей Иисуса Христа. Вот как пророки о них заявляли от лица Мессии: бысть Мне достояние Мое (народ избранный) яко лев в дубраве, даде противу Мене глас свой ( Иер. 12:8 ), Отверзоша на Мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй ( Пс. 21:14 ). Дом израилев ... ждах, да сотворит суд, сотвори же беззаконие, и не правду, но вопль ( Ис.5:7 )! 130 Предпочтение Христу разбойника Вараввы. Это предвозвестил пророк Иеремия в следующих словах: два бо зла сотвориша людие Мои: Мене оставиша, источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати ( Иер. 2:13 ). Такой смысл в них находит святая Церковь , когда говорит, что „источник воды животныя, которого отвергнулся Израиль, есть Господь Иисус, а „кладенец сокрушенный – Варавва, которого они избрали и отпустили. 131

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Будущее Иерусалима и его благополучие как святого города являются сквозной темой всей Книги пророка Захарии. Эта тема развивается в некоторых видениях (см. ком. к 1,7–17; 2,1–13; 5,1–4). В пророчествах Захарии об Иерусалиме отразились ветхозаветные представления об особой роли Сиона ( Пс. 45 47; 131). У Захарии мы находим многочисленные ясные описания образа Мессии Господа Иисуса Христа. Неразрывная связь между Ветхим и Новым Заветами проявляется в том, что Иисус как Мессия исполняет обещанное Господом о Себе в Ветхом Завете. Обещания Бога исполняются через посланного Им Помазанника. Именно этим объясняется частое цитирование в Новом Завете Книги пророка Захарии. Иисус изображается в ней как Царь, въезжающий верхом в Иерусалим (9,9.10). Этот фрагмент цитирует евангелист Матфей, когда говорит о торжественном входе Христа в Иерусалим. О предательстве Христа Иудою и Его смерти говорится в 13,7. Захария раскрывает такой образ Мессии (Отрасль), который соединяет в себе черты священника и царя (см. ком. к 3,8 и 6,12). Содержание I. Ободрение (гл. 1–8) А. Призыв к покаянию (1,1–6) Б. Восемь ночных видений (1,7 6,8) 1 . Человек среди миртовых деревьев (1,7–17) 2 . Четыре рога и четверо рабочих (1,18–21) 3 . Муж с землемерной вервью (2,1–13) 4 . Чистые одежды для великого иерея (3,1–10) 5 . Золотой светильник и две маслины (4,1–14) 6 . Летящий свиток (5,1–4) 7 . Женщина в ефе (5,5–10) 8 . Четыре колесницы (6,1–8) В. Дополнение: Увенчание Иисуса как пророчество о грядущей Отрасли (6,9–15) Г. Социальные проблемы и преображение Иерусалима (7,1 8,23) 1 . Вопрос относительно поста (7,1–7) 2 . Неспособность вершить суд справедливый и являть милость (7,8–14) 3 . Божий благословения будущему Иерусалиму (8,1–15) 4 . Ответ на вопрос о посте (8,16–19) 5 . Распространение Божиих благословений на все человечество (8,20–23) II. Будущее Царства Божия (гл. 9–14) А. Первое пророческое слово (гл. 9–11) 1 . Пришествие Бога-Царя в Иерусалим с северной стороны (9,1–8) 2 . Вход Царя в Иерусалим (9,9.10)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

20 . Акафист святому великомученику Димитрию, Солунскому чудотворцу. Церковной печати. Тамбов, 1878; СПб., 1881, 1882; М., РПМА, 1886, 1890, 1895. Составитель акафиста – схимонах Свято-Пантелеимонова монастыря Аркадий (Попов А. Православные акафисты... – ПС, 1902, 10, с. 449). О схимонахе Аркадии как составителе служб и акафистов см.: Дмитриевский А. А. Русские па Афоне. СПб., 1895, с. 328 234). 21 . Акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону, с изображением его. Церковной печати. СПб., 1861, 1866, 1867, 1871, 1872; М., РПМА, 1879, 1880, 1881, 1882, 1887, 1889, 1892. 1894, 1900. Гражданской печати. СПб., 1863, 1865, 1869, 1870, 1873, 1874, 1877; М., РПМА, 1879, 1881, 1887, 1888, 1890, 1891, 1893, 1894, 1898, 1915. Автором акафиста Л. Денисов считал иеросхимонаха Сергия Святогорца (Веснина) (Денисов Л. Святые заступники и молитвенники наши пред Богом. М., 1898, с. 131). Однако А. Попов , на основании сведений из Свято-Пантелеимонова монастыря, указывает в качестве автора схимонаха этого монастыря Аркадия (Попов А. Православные акафисты... – ПС, 1902, 7/8, с. 172). Другие издания акафиста см.: Служба и акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону... 774). См. также: Молебные предпразднственные каноны... 475). 22 . Акафист святому Иоанну Предтече и Крестителю Господню. Церковной печати. СПб., 1872; М., РПМА, 1883, 1891, 1894, 1896. Гражданской печати. СПб., 1872, 1873; М., 1878. Составитель акафиста – иеросхимонах Иероним (Соломенцев), духовник Свято-Пантелеимонова монастыря, редактор – схимонах того же монастыря Аркадий (Попов А. Православные акафисты... – ПС, 1902, 9, с. 319). 23 . Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 1. СПб., 1841. Из содерж.: Окружное послание митрополита Симона о милостыне на Афонский монастырь (1495–1005), с. 145–146. – Послание Афонского Ватопедского монастыря игумена Анфимия митрополиту Варлааму об отправлении в Москву святогорского старца Максима Грека с сопутниками (1516–1517), с. 175–176. – Послание Афонского Пантелеимоновского монастыря игумена Паисия митрополиту Варлааму о милостыне (1516–1517), с. 176–177. – Опасная грамота Великого князя Иоанна Васильевича святогорским старцам Пантелеимонова монастыря на приезд в Москву за милостынею (1543, ноября 3), с. 539. – Послание Александрийского Патриарха Иоакима Великому князю Иоанну Васильевичу об освобождении святогорского инока Максима и о дозволении ему возвратиться в место пострижения своего (1545, апреля 4), с. 539–541. – Окружное послание митрополита Макария о милостыне святогорским старцам (Руссика) (1547, августа 1), с. 545–546.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

“Подобитеся гробом повапленным”, т.е. убеленными известью. Ежегодно 15 числа месяца Адара пещеры, служившие гробницами, белились для того чтобы к ним не приближались и не прикасались прохожие, так как прикосновение ко гробу, по закону, причиняло нечистоту на 7 дней ( Числ. 19, 16 ). Обеленные гробы казались снаружи красивыми. Мф. 23, 37–39 : Скорбь Господа о Иерусалиме. Мк. 12, 41–44 : Лепта 490 вдовы. Ин. 12, 20–36 : Встреча с Эллинами 491 и предсказание о смерти. Ин, 12, 37–50: Размышление святого апостола Иоанна о причинах неверия Иудеев. Гора Елеонская Вечер Мф. 24, 1–31 : Пророчество Спасителя о разрушении 492 Иерусалимского храма. Признаки кончины мира и Второго пришествия Христова. Мф. 24, 32–35 : Притча о смоковнице. Мф. 24, 36–44 : Призыв к бодрствованию. Мф. 24, 45–51 : Притча о верном и неверном рабе. Мф. 25, 1–13 : Притча о десяти девах. Мф. 25, 14–30 : Притча о талантах 493 . Мф. 25, 31–46 : Слово о Страшном суде – разделение одних от других. Вторник 4 апреля или среда 5 апреля Двор первосвященника Каиафы Мф. 26, 1–5 : Заговор и решение Иудеев. Пророчество о ложном обвинении Спасителя: Пс. 40, 6–8 : “Враги мои говорят обо мне злое: “когда он умрет и погибнет имя его?” И если приходит кто видеть меня, говорит ложь: сердце его слагает в себе неправду, и он выйдя вон, толкует. Все, ненавидящие меня, шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло”. Среда 5 апреля Вифания, дом 494 Симона прокаженного сМк. 14, 3–9: Помазание Иисуса грешницей. Иерусалим Мф. 26, 14–16 : Решение Иуды Искариотского о предательстве. Плата 495 за предательство. Пророчество о предательстве от друга: Пс. 54, 13–14 : “Ибо не враг поносит меня, – это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, – от него я укрылся бы; но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой”. Четверг 6 апреля Вифания и Иерусалим Лк. 22, 7–13 : Приготовление Пасхи. Последняя Пасха 496 Четверг 6 апреля, вечер Иерусалим Сионская Горница Краткая историческая справка – гора Сион: Боговдохновенный царь-пророк Давид святую гору Сион ублажал многими похвалами. Он наименовал ее горою Божиею, домом Божиим, жилищем Бога: “Пойте Господеви, живущему в Сионе” ( Пс. 9, 12 ); “Гора Сион сия, в нейже вселился еси” (73, 2); “Явится Бог богов в Сионе. Основания его на горах святых: любит Господь врата Сионя, паче всех селений Иаковлих. Преславная глаголашася о тебе, граде Божий” (86, 2–4); “Господь в Сионе велик и высок есть над всеми людьми” (98, 2); “Надеющиися на Господа, яко гора Сион” (124, 1); “Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе” (131, 13); “Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю” (133, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Где содержатся, где записаны эти словеса Божии, которые похваляем мы в своих ежедневных псалмопениях, вслед за боговдохновенным царем-пророком? Только ли в Священном Писании ? Несомненно, все эти высокие похвалы с полным правом можно отнести и к словам духоносных отцов, оставивших нам свои священные песнопения и спасительные поучения. И об их словах можно сказать, как о древних откровениях Божиих, возвещенных через пророков: «Днесь, аще глас Его услышите, не ожестите сердец ваших, яко в прогневании» ( Пс. 94, 8 ). Не в тщеславии и гордости, не в ожесточенном нечувствии, не в пренебрежении и спешке, но с разумом, великим благоговением и любовью должно возвещать в церкви чтением и пением эти «словеса чистые», таинственно блистающие, как «сребро раждьжено, искушено земли, очищено седмерицею» ( Пс. 11,7 ). Пусть, проникая сквозь наше сознание внутрь сердца, серебро это войдет чистым от примесей страстности и неразумия. Необходимы здесь, прежде всего, молитвенное внимание, дерзновение и вера читающего, желание его и делом исполнить то, чему он поучается в чтении и пении. Это тоже может быть выражено словом пророка Давыда: «Уста моя отверзох, и привлекох Дух, яко заповеди Твоя желах» ( Пс. 118,131 ). Пославший апостолам в день Пятидесятный дар разумения и проповеди на различных языках – и ныне откроет усердно желающим очи сердца для правого разумения и исполнения духоносных отеческих слов. Но при этом для нас остается очень важным и очень желательным внимательное изучение литургического песнотворчества святых отцов с богословской, исторической, поэтической и даже языковой стороны. Ибо молитвенное благочестие существует в людях не отдельно и не взамен всего остального, а как венец, освящение и управление всех человеческих добрых навыков, знаний и умений. Оно и проявляется в использовании человеком тех или иных познаний. Истинно благочестивый не чуждается знания, но направляет его на истинную пользу, к целям спасения во Христе. В предлагаемой работе сделана попытка приступить к такому изучению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Для чего создается икона? Святой Иоанн Дамаскин объясняет: «Итак, мы знаем, что невозможно увидеть глазами природу как Бога, так души, так и демона, но что они созерцаются посредством некоторого приспособления, когда Божественный Промысл облекает образами и формами то, что бестелесно, и лишено образов, и не имеет телесной фигуры, для руководительства нами и для [доставления нам по крайней мере] поверхностного и частичного знания их, чтобы мы не находились в совершенном неведении Бога и бестелесных созданий. Ибо Бог, конечно, по природе совершенно бестелесен. Ангел же, и душа, и демон, по сравнению с Богом, Который, [впрочем], Один только выше сравнения, суть тела. По сравнению же с материальными телами они – бестелесны. И так Бог, не желая, чтобы мы совершенно не знали того, что бестелесно, облек его формами, и фигурами, и образами, применительно к нашей природе; фигурами, [говорю], телесными, созерцаемыми при помощи невещественного зрения ума. И этому мы даем формы, и это изображаем» (Иоанн Дамаскин, преподобный. Третье защитительное слово против порицающих святые иконы. XXV). В точном значении мы поклоняемся не иконам, не веществу, но посредством их Тому, Кто на них изображается. Воздаваемая иконе честь переходит на Первообраз. Поэтому в богословии проводится различие между служебным поклонением (греч. latreia – «служение, поклонение, культ») и почитанием (греч. proskunesis). В первом случае служебное поклонение воздается только Богу, тогда как неслужебное поклонение может относиться к святыням и святым. Неслужебное поклонение, воздаваемое святым, основывается на том, что они являются сосудом Божественной благодати. Но допустимо ли неслужебное поклонение, в чем православных упрекают протестанты? Вновь обратимся к священным текстам. «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс. 5: 8). «Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» (Пс. 98: 5). «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его» (Пс. 131: 7).

http://pravoslavie.ru/30488.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010