131 Песнь степеней. Тринадцатая песнь содержит в себе молитву о Давиде. Поскольку очищением уготовляется всем отпущение грехов; то, вследствие сего, пророчественный Дух говорит с прочими спасаемыми: помяни Господи и Давида, воздав ему по кротости его. Ибо как Давид, будучи кроток, за сделанные ему обиды прощал Саулу; так прости прегрешения и Давиду. Пс.131:1 . Помяни, Господи, Давида и всю кротость его. Пс.131:2 . Яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю, и т. д. Наученный Духом Святым, что к человекам приидет Господь и даст отпущение многих грехов, а потому, уповая спастись и сам, поспешает известиться, когда это будет, где совершится, и как Господь приидет. Желая же узнать об этом, подверг он себя таким изнурениям, отказался от всякого употребления постели, оставил дом свой, и на землю повергся пред Богом в виду святилища, подтвердив клятвою, что не восстанет, пока не будет извещен об этом. Бог, умилосердившись, склоняется на это усильное желание, и обещает, что, однажды дав клятву, Он не солжет. Потому Давид и присовокупил: Пс.131:6 . се слышахом я во Евфрафе, а это есть Вифлеем. О чем же слышали, как не о том, что там будет пришествие Господне? Обретохом я в полях дубравы, потому что на равнине, или в полях, вертеп, в котором родился Христос. Пс.131:7 . Внидем в селения Его. Означает Церкви, которые будут по времени. Поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его. Разумеет гору масличную, где покланяется всякий проходящий. Пс.131:8 . Воскресни Господи в покой Твой. Просить ускорить вознесение Его на небеса. Ты и кивот святыни Твоея. «Кивотом святыни» называет плоть Его святую. Пс.131:9 . Священницы Твои облекутся правдою, то есть, не в одежды предписанные Законом, но в самую правду; а правда есть Христос. Пс.131:10 . Давида ради раба Твоего не отврати лице Помазанного Твоего. Вместе с благодеянием, простирающимся на всех людей, вспомни и о Давиде Ты, Господи, заставивший его обратиться к Тебе благодаря греху. Ибо от него произошел по плоти Тот, Кто принял зрак раба.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Псалом 147 Господь дарует мир и благоденствие Иерусалиму и всей стране своего избранного народа-Израиля. Аллилуия, Аггеа и 3ахарии. (См. Пс.137,138,145 ). 1–3. Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе: яко укрепи вереи врат Твоих, благослови сыны твоя в тебе. Полагаяй пределы Твоя мир, и тука пшенична насыщаяй тя. Господа, как Царя над Своим народом, должен прославлять прежде всего главный город его, Иерусалим, где преимущественно Господь являет Свое присутствие. – «Восхваляй, Иерусалим, Господа, хвали, Сион, Бога твоего: ибо Он укрепляет вереи ворот твоих», – а вместе с тем, разумеется, и правительство города и страны: Он благословляет и сынов твоих – граждан, верных Богу, который избрал Сион жилищем Себе» ( Пс.131:13 ). Он полагает пределы твоя мир, или – твердо хранит мир на всех пределах твоих, не допуская ни нападения от соседей – неприятелей, ни скорби от бедствий и нищеты... Он «и туком пшеницы насыщает тебя», – покрывая небо облаками и проливая обильный дождь на землю, Он возращает во всей стране тучную пшеницу в изобилии, достаточном для насыщения народа на всех пределах оной. (Ср. Пс.146:8–9 ; Пс.71:16 ; Ис.60:18 ).– 4–7. Посылаяй слово Свое земли, до скорости течет слово Его, дающаго снег Свой яко волну, мглу яко пепел посыпающаго, метающаго голоть Свой яко хлебы: противу лица мраза Его кто постоит? Послет слово Свое, и истает я: дхнет дух Его, и потекут воды. Хвали, Иерусалим, Господа (ст. 1), ибо Он посылает слово свое земле, – дает ей повеление: до скорости течет слово Его, или – Его гром, как слово повеления Его, распространяется с величайшей быстротой, – подобно тому, как и чрезвычайные царские повеления быстро распространялись в народе посредством громкоголосых вестников-глашатаев и гонцов-скороходов ( Дан.3:4 ). – И этому слову Господа все на земле послушно. Так, Он дает снег свой как волну, т. е. такой же белый, мягкий, пышный, как овечья шерсть ( Ис.1:18 ; Сир.43:19–20 ). – Он дает мглу, яко пепел посыпающего, или – туман, серый как пепел, коим во множестве посыпали окрестности города Иерусалима, особенно на южной его стороне ( Иер.31:40 ). – Он метает голоть свой яко хлебы, или – разбрасывает свой голоть – лед, точнее – град, как-бы куски хлеба из сокровищницы, которые хозяин раздает рабам в своем доме, или животным на своем дворе (ср. Пс.122:2 ; Пс.103:27–28 ). – Противу лица мраза Его кто постоит? – перед морозом, какой посылает Господь зимой, никто не устоит. –

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Разделы портала «Азбука веры» Творчество — 1) Божественная деятельность, связанная с творением мира и попечением о нём; 2) разумно-свободная деятельность, направленная на создание чего-либо качественного нового. Кто обладает способностью к творчеству? В особом, исключительном понимании способность к творчеству свойственна только Богу . Только Он обладает нетварной, присущей Ему по природе от вечности творческой силой; только Он способен творить всё, что ни пожелает ( Пс.131:11 ), каким хочет образом и из ничего ( 2Мак.7:28 ); только Он в силах творить вне зависимости от каких-либо внешних влияний, условий и обстоятельств ( Пс.88:9 ); наконец, только Он, творя, никогда не совершает просчётов и ошибок и заранее, вплоть до мельчайших деталей, знает итоговый результат ( Деян.15:18 ). Творческая способность Бога проявилась в создании мира и проявляется до сих пор в делах Промысла и (в частности) Спасения . В  Символе веры славянское слово «творец» — перевод греческого ποιητης [ пойэтэс ] (делатель, изготовитель, творец, создатель, стихотворец, поэт). Процесс создания мира есть процесс творческий, художественный в самом глубоком смысле этого слова. Из Божьих созданий способностью к творчеству наделены ангелы и люди. Важнейшей характеристикой богоподобия является наличие творческого начала в человеке. Некоторыми современными мыслителями творческие способности ангелов ставятся под сомнение. Как правило, одним из центральных аргументов, используемых для «доказательства» и объяснения этой гипотезы, служит библейское утверждение, что ангелы суть служебные духи ( Евр.1:14 ). Смысл аргументации сводится к тому, что коль скоро они должны служить, то творческая инициатива и, следовательно, творческая деятельность им ни к чему. В действительности же это объяснение противоречит очевидному. Священное Писание , а в ещё большей степени Священное Предание предоставляет нам массу возможностей убедиться в обратном. Творчество ангелов проявляется в соучастии их в Промысле Божьем о мире. Способствуя реализации Божьего замысла они употребляют свои творческие силы в деле выбора наилучших возможностей для угождения Богу и осуществления тех обязательств, которые (свободно и охотно) принимают от Господа (см.: подробнее: Способны ли Ангелы к творческой деятельности? ).

http://azbyka.ru/tvorchestvo

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГТГ) В памятниках древнего доиконоборческого иерусалимского богослужения 3-е воскресенье после Пасхи посвящено воспоминанию Иосифа Аримафейского и Никодима, тогда как память жен-мироносиц празднуется во вторник, накануне этого дня (см.: Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 428-429); в цикле неподвижных праздников 2-й из этих памятей условно соответствует 25 апр. (Ibid. P. 207-208); 1-я память также имеет соответствие среди фиксированных дат - 31 авг. (Ibid. P. 317-318). В к-польских памятниках иконоборческой и послеиконоборческой эпох память жен-мироносиц присоединяется к памяти святых Иосифа и Никодима. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 114-116) 3-е воскресенье по Пасхе посвящено памяти прав. Иосифа, св. Никодима, а также Марии Магдалины и др. учениц Христовых. На Пс 50 утрени поются тропари 2-го гласа Ο εσχμων Ιωσφ, π το ξλου καθελν (          ), Τν μαθητν σου χορς σν μυροφροις γυναιξν (            ); на литургии: прокимен из Пс 149, Апостол из Деян (6. 1-7), аллилуиарий со стихом из Пс 131. 1-2, Евангелие из Мк (15. 43 - 16. 8), причастен Пс 32. 1. В позднейших памятниках память жен-мироносиц выходит на первое место и встает перед именами святых Иосифа и Никодима; тем не менее основным содержанием песнопений Ж.-м. Н. остается прославление Воскресения Христова. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 264-265), лучше всего отражающему первоначальную студийскую практику, в Ж.-м. Н. соединяются последования воскресное Октоиха и Триоди (песнопения в честь Ж.-м. Н., прав. Иосифа и св. Никодима). Женам-мироносицам посвящены 2 стихиры на вечерней стиховне и 1 - на утренней, после стихословия Псалтири на утрене поются седальны     и             затем степенны 2-го гласа, прокимен и «Всякое дыхание» 2-го гласа и Евангелие воскресное 4-е (Лк 24. 1-12). Поется канон из службы Великой субботы , после 6-й песни - кондак Ж.-м. Н. 2-го гласа        , после 9-й песни - светилен Ж.-м. Н. В качестве тропаря дня на вечерне и утрене поется     На литургии на блаженнах поется трипеснец (в действительности четверопеснец) Великой субботы, прокимен из Пс 15, аллилуиарий со стихом из Пс 84, Апостол и Евангелие - те же, что и по Типикону Великой ц., причастен не указан. Песнопения в честь жен-мироносиц продолжают исполняться на богослужениях будних дней после Ж.-м. Н.

http://pravenc.ru/text/182225.html

Радуйся, Благодатная!      Книга посвящена Божией Матери, Ее равноангельской жизни, Ее духовной высоте и красоте. Автор излагает практически все учение Православной Церкви о Богородице на основании Священного Писания, свидетельств святых отцов и церковного Предания. Книга также повествует о небесной помощи Матери Божией людям и Ее великом почитании в православном мире. Автор книги, архимандрит Василий (Бакояннис) — известный в Греции православный писатель — служит в греческом городе Патры. Предисловие В этой книге, посвященной нашей Матери и Матери нашего Господа, мы будем удивляться равноангельной жизни Пресвятой Богородицы. «Радуйся, ангельское житие являющая». Мы с удивлением будем постигать, насколько это для нас возможно, Ее душевную красоту, эту «глубину, неудобозримую и ангельскима очима». Увидим мы и много другого, чудесного и удивительного, поражающего наше воображение. Необходима духовная жизнь, и весьма напряженная, чтобы воспринять житие Божией Матери правильно, иначе мы подвергаемся опасности неправильно Ее понять или умалить Ее величие. Почитают Матерь Божию в должной мере и подобающим образом те, кто действительно считают себя грешными. «Душа моя в страхе и трепете, когда размышляю о славе Божией Матери», — говорил старец Силуан Афонский. Только святые достойны отверзти свои уста и говорить о Пресвятой Богородице подобающе. Лицу Твоему помолятся богатии людстии (Пс. 44, 13), то есть богатые Божественной благодатью, святые Божии. «Отверзу уста моя, и наполнятся духом, и слово отрыгну Царице Матери». Под «устами» подразумеваются духовные уста, уста души (разум), которые отверзаются постом и молитвой. И когда откроется (очистится) разум, тогда он исполнится Святого Духа: Уста моя отверзох и привлекох дух (Пс. 118, 131). «И слово отрыгну Царице Матери» и тогда «духоносные уста» сами будут источать слова во славу Царицы, Матери Божией, по псалму: Отрыгну сердце мое слово благо (Пс. 44, 2). Мы собрали некоторые изречения святых отцов, относящиеся к Матери Господа нашего Иисуса Христа, и, несколько видоизменив, представляем их в этой книге, чтобы ощутить, хотя бы в малой степени, бездонную глубину Ее божественного величия. «Светлыми сияньми, Пречистая Мати Божия, озари мой ум, тьмою лютаго неразумия одержимый, яко да улучив божественное просвещение, величия Твоя возвещу, Приснодево». Архимандрит Василий (Бакояннис) Содежание Предисловие ЧАСТЬ I Комментарии Библиография Книгу можно приобрести: ·  в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15 тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40) ·  в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17, тел.: +7 (495) 150-19-09) ·  в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС. 13 мая 2016 г. скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/92448.html

Глава 6 Когда Господь наш учил о блаженствах, Он воззрел на учеников: «возвел Иисус очи Свои на них и начал говорить: Блаженны нищие в духе своем» (ср. Лк.6:20 , Мф.5:1–3 ), то есть нищие потому, что все отвергают от себя. И дабы не отрекались от самой бедности, добавляет: «Блаженны кроткие» ( Мф.5:5 ). «Кротчайшим ...человеком ...был Моисей... из всех сыновей народа своего» (ср. Чис.12:3 ), и: «на кого... призрю и в ком буду обитать, если не в кротких и... смиренных сердцем» (ср. Ис.66:2 ). Также «вспомни, Господи, Давида и всю кротость его» ( Пс.131:1 ), и: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ), «Блажен, кто алчет и жаждет правды» (ср. Мф.5:6 ), как (и в другом месте) говорит (Писание): " не... алчет хлеба и не жаждет воды, но алчет и ...жаждет, дабы слышать слово Господа» (ср. Ис.49:10 , Пс.41:3, 62:2 ). «Блаженны, кои чисты сердцем, ибо они Бога узрят» (ср. Мф.5:8 ), как и пророк в своей молитве просил, говоря: «сердце чистое сотвори во мне, Боже» ( Пс.50:12 ). Сердце праведников чисто, и они, как и Моисей ( Исх.33:18–23 ), Бога узрят. «Блаженны, кои чисты сердцем» (ср. Мф.5:8 ), потому что сердце есть орган дыхания и до тех пор не перестает биться, пока человек жив, и когда сердце свято, оно сообщает свою святость всем членам. «В сердце, – говорит, – все помыслы... злые» (ср. Мк.7:21 , Мф.15:18 ). «Блаженны, которые плачут, поскольку они утешены будут» (ср. Мф.5:4 ), как и там: «если... с Ним терпим, ( с Ним) и прославляемся» (ср. Рим.8:17 ). «Блаженны миротворцы, ибо... будут наречены сынами Божиими» ( Мф.5:9 ), – поскольку Ангелы, когда благовествовали, сказали: «слава в вышних Богу, и на земле мир» ( Лк.2:14 ). «И устроил мир, – говорит (апостол), – Кровию Креста Своего между тем, что на небе, и тем, что на земле» (ср. Кол.1:20 ). И когда (Господь) посылал учеников Своих, сказал им: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему» ( Лк.10:5 ). Итак, миротворцев называет сынами Божиими, как и говорит: «кои ходят духом Божиим, сии суть сыны Божии» (ср. Рим.8:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Иисус Христос Пророчества об Иисусе Христе 25 Все, что предсказано было о Спасителе Господе нашем Иисусе Христе, все точно исполнилось. Предсказано было, что Христос от Девы неискусобрачной родится: Се Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил ( Ис.7:14 ). И было так: родился Христос от Девы ( Мф.1:18–23 ; Лк.1:26 ). Предсказано было, что от колена Иудова и во граде Вифлееме родится Спаситель: И ты, Вифлееме, земля Иудова ничим же меньше во владыках Иудовых. Из тебя произойдет Тот, Который должен быть Владыкою во Израиле ( Мих.5:2 ). Так и было. От колена Иудова возсиял Господь наш ( Евр.7:14 ). В Вифлееме иудейском родился Иисус Христос ( Мф.2:1 ; Лк.2:4 ). Предсказано было, что Иисус Христос от семени Давидова родится ( 2Цар.7:12 ; Ис.11:1 ; Пс.131:11 ), и было так. От семени [племени] Давидова родился Христос по плоти, отчего и назывался сыном Давидовым ( Мф.9:27 , Мф.20:30 , Мф.22:42 ). Предречено было, что к рождшемуся Христу придут с дарами на поклон: И поклонятся Ему все цари; все народы будут Ему служить и от золота Аравии дары принесут Ему ( Пс.71:10–11,15 ) – и было так. Пришли ко Младенцу Христу три премудрые царя с востока и, пав на землю, поклонились Ему и принесли дары: злато, ливан и смирну ( Мф.2:11 ). Не умолчано и то в Священном Писании , что при рождении Христа Спасителя будут избиты младенцы в том месте, где родился Господь, и что вопль матерей будет слышен в окрестных местах: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание. Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет ( Иер.31:15 ) – и сбылось так. После рождения Спасителя избиены были по повелению Ирода младенцы в Вифлееме, где родился Христос, и во всех пределах его ( Мф.2:16 ). Предвозвещено было бегство во Египет и возвращение Христово из Египта: Из Египта вызвал сына Моего ( Ос.11:1 ). И было так: бежали родители Господа с божественным Младенцем в Египет от убийцы Ирода, но по смерти его возвратились оттуда. Обещал Господь послать ангела (предвозвестника) Своего пред лицом Христа: Вот Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь пред Тобою, сказал Господь Христу, Сыну Своему ( Мал.3:1 ). И было так: послан был пред лицем Господним Иоанн Предтеча, о котором писано было пророком ( Мф.3:1–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Как слуга царя Д. занимал должность, к-рая в 1 Цар 21. 7 (21. 8 по МТ) называется    ,     - «сильный из пастухов» или «начальник пастухов Саула», а в 1 Цар 22. 9 -    ,         - «поставленный над рабами Саула». В LXX этим определениям соответствуют νμων τς μινους Σαουλ - «пасущий мулов Саула» (1 Цар 21. 7) и καθεστηκς π τς μινους Σαουλ - «стоящий над мулами Саула» (1 Цар 22. 9). В др. книгах ВЗ эти выражения не употребляются, и точное их значение неизвестно. При этом несоответствие их букв. значения функциям, выполняемым Д. при дворе Саула, как они описаны в 1 Цар 21-22, представляет проблему, к-рую комментаторы зачастую решали, предполагая ошибку в МТ и предлагая различные варианты возможного первоначального чтения (см.: Graetz. S. 209; Lagarde. S. 45; Ehrlich. S. 243; Caspari. S. 272). В то же время примеры использования сходных выражений в новоассир. (LU.GAL SIPA.MEŠ,    букв.- царь пастухов или начальник пастухов - Fales, Postgate. 1992. N 5, 130; 1995. N 83) и хетских (GAL NA.GAD - Daddi. 1982. P. 540; Beal. 1992. P. 391-396, 527) текстах, а также в 1-м угаритском (     - Dietrich, Loretz. 1977. S. 336-337) позволяют предположить, что Д. занимал при Сауле высокий пост, связанный с выполнением военных задач и обеспечением внутренней безопасности, аналогичный тому, к-рый занимали Иоав , сын Саруи, при Давиде (ср.: 2 Цар 3. 27; 18. 14; 20. 22) и Ванея , сын Иодаев, при Соломоне (3 Цар 2. 25, 34, 46; см.: Tsevat. 1965; Aster. 2003). В рамках этой теории может рассматриваться и свидетельство Талмуда, где Д. назван «начальником суда»        ,       -Мидраш Техелим. 3. 4) великим знатоком Торы (Санхедрин. 10. 2; см.: Kalmin. 2000. P. 390-405). В раввинистической традиции Д.- человек большой учености (Санхедрин. 106b). Идумеем (евр.  ,  ) он назван потому, что заставлял всякого спорящего с ним стыдиться своего невежества и краснеть (ср. евр.  ,   - красный - Мидраш Техелим. 52. 4). Тем не менее свои познания Д. поставил на службу самолюбию и низменным удовольствиям (Санхедрин. 106b). Ревностное отношение Давида к Богу (Пс 68. 10) вызвало зависть Д. (Зевахим. 54b). Он умышленно восхвалял его в присутствии Саула (1 Цар 16. 18), чтобы обратить на него гнев царя (Санхедрин. 93b). Под конец жизни Д. чудесным образом лишился выдающихся познаний. Дожил он только до 34 лет (Санхедрин. 106b). Согласно др. традиции, он был убит его же учениками, когда те увидели, что мудрость оставила его (Ялкут Шмуэль. 131). В результате Д. не имеет места в мире будущем (Санхедрин. 106b) и причисляется к тем людям, к-рые не получат того, к чему стремятся, и лишатся того, что имеют (Сота. 9b).

http://pravenc.ru/text/178734.html

Псалом 131 Давид дал клятву – найти место для жилища Господу: а Господь дал с клятвой обетование Давиду – посаждать на его престоле, детей его до-века, ибо избрал Сион местом жилища своего и благословил его. Песнь степеней или восхождений (см. ст. 7 и Пс.119 ). 1–5. Помяни, Господи, Давида и всю кротость его: яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю: аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея: аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скраниама моима: Дóндеже обряшу место Господеви, селение Богу Иаковлю. Благочестивый псалмопевец, храня закон о посещении храма и стремясь идти и поклониться Господу во храме Его (ст. 7), воспоминает, с какою благочестивой заботой и ревностью некогда царь Давид старался найти место для жилища Господу, и, по-видимому, этой ревностью вдохновляется при своем намерении путешествовать в Иерусалим. – Помяни, Господи, Давида и всю кротость его, – о том, как, с каким чувством смирения он давал клятву Господу и произносил обет пред Богом. Давид говорил: «войду ли я в селение дома моего, – где живет мое семейство? взойду ли я на одр, на котором моя постоянная постель? – дам ли я сон очам моим? – дам ли веждам моим дремание? – дам ли покой скраниама моима, т. е. вискам моим? Разумеется: нет, я не пойду в свой дом, не лягу на свой одр, не сомкну глаз, чтобы спать, – ни вежд, чтобы дремать, не склонюсь головой на возглавие, чтобы предаться покою. – Нет, я решил, и до тех пор не успокоюсь, доколе не найду место для постоянного жилища Господу, – для храма. 6. Се, слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы. Псалмопевец припоминает событие перенесения Ковчега Завета в скинию Давида, на Сион, и говорит от лица своих соотечественников. – «Вот мы слышали о нем – о Ковчеге Завета – в Ефрафе нашли его на полях дубравы» 21 : т. е. мы слышали, что Ковчег Завета некогда находился в области колена Иудина, в окрестностях Вифлеема, который назывался также и Ефрафа, – что нашли его на полях дубравы, иначе – на возвышенности Иарима, который назывался также и Кариф Иарим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Пс.131:12 . Аще сохранят сынове твои завет мой и свидения моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем. Сими словами изображает Соломон, на каком условии обещал Бог Давиду посадить на престоле сынов, имеющих произойти от плода чрева его, дабы сим образом удобнее привлещи к себе милость Божию и показать, что он потщится сохранить предписанные в завете договоры. Здесь заметить должно, что когда Бог клянется единородному Сыну Своему, то сие творит без всякаго условия, как сказано во псалме 109: клятся Господь, и не раскается. Но когда клянется, или нечто обещает другим сынам, то всегда полагает обещание условное, как видим здесь, и на других многих местах. Зри 1Пар. 28:7, 9 ; Пс. 88:3137 . Пс.131:13 . Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище себе. Пс.131:14 . Сей покой мой во век века, зде вселюся, яко изволих и. Здесь вводит Соломон Самого Бога, глаголющаго и ответствующаго на вышереченныя прошения, дабы показать, что Богу благоугодно намерение его, и что он не всуе устроит храм: ибо Господь ниспослет руку Свою с небеси, благословит его и самым делом покажет, что Богослужение, совершаемое в нем, будет Ему приятно. Все сие означил Соломон под именем покоя и жилища Божия, говоря по понятию человеческому, а в существе назнаменуя невидимое присутствие Бога, аки бы сказал Господь: здесь пребуду Моею благодатию и человеколюбием во век века, что и самым делом исполнил. Ибо хотя и храм был разорен, и олтарь разрушен, и все законное Богослужение уничтожено, но слава и величество Божие вскоре потом во всем своем блеске просияли, так что и храм и престол царский даже до пришествия Христова стояли непоколебимо. Пс.131:15 . Ловитву его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы: В сем стихе и в следующих обещает Господь граду Давидову, то есть Иерусалиму, многая благая: и во-первых – изобилие вещей, относящихся к содержанию жизни, в толиком множестве, какого только желать можно, дабы и бедныя вдовицы, и другие нищие насыщаться могли; ибо благословение Божие в Священном Писании обыкновенно изобилие означает. Сие присовокупление есть не излишнее: ибо люди, живущие в мире, не так духовны, чтоб могли прямо стремиться на небо, ежели Божие благословение наперед здесь не представится очам. А оно есть сугубое: ибо первее плодотворит землю, дабы приносила нам пшеницу, вино и елей; потом сокровенною силою Своею умножает плоды ея, дабы довлели к пропитанию всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010