Пс.131:14.   Сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и. Бог издревле предпочел «Сион» другим городам и назначил его Своим жилищем; в духовном значении: Христос усвоив себе «Сион» — Церковь из язычников, сделал уверовавших святым градом и «жилищем» Своим (Кирилл). Пс.131:15.   Ловитву его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы. В высшем значении «ловитвой Сиона» являются ежедневно уловляемые словом евангельской проповеди, а «нищыми» — «нищие» духом, те, которых Христос называет блаженными (см. Мф. 5:3) и у которых «хлеб» мысленный есть «Сшедший с неба» (Афанасий). Пс.131:16.   Священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются. Что выше назвал «правдою» , то и теперь называет «спасением» ; Христом «облекаются священники» церковные, как сказано: «облецытеся Господем нашим Иисус Христом» (Рим. 13:14). Любители же благочестия — «преподобнии» исполнятся всякого веселия (Афанасий, Феодорит). Пс.131:17.   Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному Моему. «Тамо» (в Иерусалиме) произращу «Я рог» — силу и славу «Давидови» — Христу Спасителю; так как «рогом спасения» называется Спаситель у Луки (см. Лк. 1:69). «Светильник» — есть святой Иоанн Предтеча, о котором Сам Христос сказал: «он бе светильник горя и светя» (Ин. 5:35) (Афанасий). Пс.131:18.   Враги его облеку студом, на немже процветет святыня Моя. «Враги» Христовы — демоны и все противящиеся Истине. «Святыня» — Божии Церкви во всей вселенной, именуемые телом Владыки Христа и от Него получающие источники «святости» (Феодорит). Песнь степеней, 132 Четырнадцатая степень: любовь к Богу и ближнему. Пс.132:1.   Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе; Кто же эти «братия» ? Это Христос и человек: ибо Сам Царь Небесный не стыдится причислять Себя к числу этих «братий» . От сожительства «братий» много пользы бывает для людей благоразумных. И Павел увещевал не оставлять взаимного общения. Этим-то мы и отличаемся от зверей. «Вкупе жити» — не просто пребывать вместе, в одном доме, но в согласии и любви; потому что отсюда происходит единодушие. «Добро» — указывает на достохвальность жизни, а «красно» — на веселие от единомыслия. Кто во всей точности проходит жизнь сию, тот есть ревнитель высочайшей добродетели. Он твердо помнит, что нам надлежит сострадать Христу в том убеждении, что без теснот и скорбей никто не получит венца победы. И об учениках Господа говорится в Деяниях, что у них «бе сердце и душа едина» (Деян. 4:32). Мы самим опытом дознали, что нет ничего приятнее братского согласия! (Иоанн Тобольский, Василий В., Златоуст, Пахомий, Симеон Благоговейный, Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Стихира на стиховне, гл. 4: В шестой месяц Архангел послан был к Чистой Деве и он, сказав Ей: «Радуйся», — возвестил о рождении от Нее Избавителя мира. Поэтому Она, приняв приветствие с верою, зачала Тебя, Превечного Бога, неизреченно благоволившего вочеловечиться для спасения наших душ. Тропарь гл. 4: Ныне начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил благовествует благодать. Поэтому мы с ним воскликнем Богородице: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Величание: Словами Архангела восклицаем Тебе, Чистая: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Стихи псалмов Боже, даруй Царю Твой суд и Сыну Царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; да судит нищих народа, да спасет сынов убогого (Пс. 71. 1–2.4). Благовествуйте со дня на день спасение Его (Пс. 95, 2). Господь даст слово: провозвестниц великое множество (Пс. 67, 12). Клялся Господь Давиду в истине и не отречется ее: от плода чрева Твоего посажу на престоле Твоем (Пс. 131, 11). Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю (Пс. 71, 6). Наклонил Он небеса и сошел, и мрак под ногами Его (Пс. 17, 10). Ибо избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе (Пс. 131, 13). Град Божий, святое жилище Всевышнего (Пс. 45, 5). Бог посреди его; он не поколеблется (Пс. 45, 6). Будет милосерд к нищему и убогому и души убогих спасет (Пс. 71, 13). Все народы будут служить Ему. Всякий день благословлять Его. Будет имя Его благословенно во век (Пс. 71, 17). Благословятся в Нем все племена земные. Благословен Господь Бог, Бог Израилев, один творящий чудеса. И благословенно имя славы Его во век, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь (Пс. 71, 11–19). Прокимен: Благовествуйте со дня на день спасение Бога нашего. Стих: Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля (Пс. 95, 2.1). Стихира после св. Евангелия, гл. 2: Ныне Гавриил возвещает радость исполненной благодати: «Радуйся, вечнодевственная и непознавшая мужа Матерь! Не удивляйся моему странному явлению; не бойся, ибо я — Архангел. Змей некогда прельстил Еву; ныне же я возвещаю Тебе радость: Ты, Пречистая, пребудешь нетленною и родишь Господа».

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Пс.131:9.   Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются. Пророк молится, а не пророчествует, и просит о приобретении добродетели. «Священницы» (да) «облекутся» в самую «Правду» ; а Правда — есть Христос; и «преподобнии» (благочестивые люди) — «возрадуются» при виде благолепия храма, совершенства священников, священных обрядов и богослужения. «Священник» — ангел, а не человек; все житейское он должен далеко отставить за собою... Да помнят они всегда о высоте своего звания, и да не запутываются они в сетях мира и диавола (Златоуст, Афанасий, Феодорит, Иоанн Кронштадтский). Пс.131:10.   Давида ради раба Твоего не отврати лице помазаннаго Твоего. Так как просившие этого иудеи сами были виновны во многих грехах, то опять прибегают к добродетели «Давида» , почитая себя недостойными дерзновения. Содержится здесь пророческое прошение о пришествии Христа Спасителя: «лице» Божие Христос Бог наш (Златоуст). Пс.131:11.   Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем. Только к Мессии и можно отнести эти слова божественного обетования. Обещает Бог Давиду «истиною» , т.е. твердым обещанием, что непременно от племени его воплотится Единородный Сын Его — Христос Спаситель (2 Цар. 7:12). «Престол» Давидов и царское седалище есть священство во святой Церкви: соединив воедино это царское достоинство и священническое служение, Господь даровал его Своей святой Церкви, перенеся в нее престол Давидов, не престающий пребывать во век (Афанасий, Евсевий, Епифаний). Пс.131:12.   Аще сохранят сынове твои завет Мой, и свидения Моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем. Сыновья Давида не сохранили Завет Божий и лишились Царства: ибо вскоре Соломон, впав в нечестие, навлек на себя гнев Божий и десять колен признали царство другого; впоследствии и у двух колен не стало царства Давида. Но Христос Спаситель во веки царствует, и царствию Его не будет конца (Феодорит). Пс.131:13.   Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Иисус Христос признавал Давида богодухновенным мужем ( Марк.12:36 = Пс.109:1 ), нередко прилагал к Себе псаломские пророчества ( Пс.8:3 = Матф.21:16 ; Пс.117:22–23 = Матф.21:42 ; Пс.109:1 = Марк.12:36 ; Пс.81:6 = Иоан.10:34 ; Пс.40:10 = Иоан.13:18 ; Пс.108:17 = Иоан.17:12 ) и признал, что в псалмах находится о нем не мало пророчеств, наравне с законом и пророками ( Лук.24:44 ). Точно также евангелисты и апостолы очень часто прилагали к Иисусу Христу псаломские пророчества ( Пс.68:10 = Иоан.2:17 ; Пс.21:19 = Иоан.19:24 ; Пс.68:22 = Иоан.19:28 ; Пс.15:8–11 . Пс.131:11 = Деян.2:25–31 ; Пс.117:22 = Деян.4:11 ; Пс.2:1–2 = Деян.4:25–26 и мн. др.). Вообще, по вычислению специалистов в Новом Завете до 50 цитат приводится из Псалтири, и после Исаии она чаще всех других ветхозаветных книг цитируется 225 . Согласно учению Иисуса Христа и апостолов, Псалтирь в христианской Церкви всегда составляла неизменную часть канона и помещается во всех соборных и отческих исчислениях священных ветхозаветных книг. В христианском богослужении она употребляется чаще других книг. В православном богослужении она еженедельно вся прочитывается, а в великий пост дважды в неделю прочитывается. Вообще, с древнего и до настоящего времени, Псалтирь – наиболее употребительная у христиан священная книга и в своей каноничности никогда ни в ком не вызывала сомнения. Значительная разность в частных выражениях между переводом 70 и еврейским текстом Псалтири – ныне общепризнана. Решение вопросов, какое чтение должно иметь преимущество, зависит в каждом частном случае от специального экзегеса. Монографий по этому вопросу не знаем 226 . Несомненно, лишь мессианские пророчества (напр. пс. 15:10;21:17;109:3 и др.) исправнее в тексте перев. 70, о других же – задача детальной экзегетики. Ожидаем ее выполнения в Cursus scripturae sacrae (Paris, 1885), в коем еще не вышло толкование на Псалтирь. У других же толковников этот вопрос решается мимоходом и случайно. Толковательная литература на Псалтирь своим обилием превосходит все ветхозаветные книги и едва ли уступает даже толкованию на ветхозаветные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Спаси нас, Сын Божий,/дивный во святых, поющих Тебе: аллилуиа. Стих 2: От плода чрева твоего/посажу на престоле твоём. Пс 131:11Б Спаси нас, Сын Божий,/дивный во святых, поющих Тебе: аллилуиа. Стих 3: Там возращу рог Давиду,/приготовил Я светильник помазаннику Моему. Пс 131:17 Спаси нас, Сын Божий,/дивный во святых, поющих Тебе: аллилуиа. Стих 4: Ибо избрал Господь Сион,/выбрал его в жилище Себе. Пс 131:13 Спаси нас, Сын Божий,/дивный во святых, поющих Тебе: аллилуиа. Слава, и ныне: Единородный Сын: Антифон 3 Стих 1: Здесь поселюсь,/ибо Я избрал Её. Пс 131:14Б Тропарь, глас 4: Рождество Твое, Богородице Дево,/радость возвести всей вселенней:/из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/и, разрушив клятву, даде благословение,/и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Тропарь, глас 4 Рождество Твоё, Богородица Дева,/радость возвестило всей вселенной,/ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш;/и, отменив проклятие, Он дал благословение,/и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную. Стих 2: Освятил обитель/Свою Всевышний. Пс 45:5БТропарь: Рождество Твоё, Богородица Дева: Стих 3: Свят храм Твой,/дивен в правде. Пс 64:5Г Тропарь: Рождество Твоё, Богородица Дева: Стих 4: Святость и великолепие/во святилище Его. Пс 95:6Б Тропарь: Рождество Твоё, Богородица Дева: Вход Придите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси нас, Сын Божий,/по молитвам Богородицы, поющих Тебе:/аллилуиа. Тропарь: Рождество Твоё, Богородица Дева: Слава, и ныне: Кондак, глас 4: Иоаким и Анна поношения безчадства/и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,/во святем рождестве Твоем./То празднуют и людие Твои,/вины прегрешений избавльшеся,/внегда звати Ти:/неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея. Кондак, глас 4 Иоаким и Анна от поношения за бездетность/и Адам и Ева от тления смертного освободились/святым Твоим рождеством, Пречистая./Его празднуют и люди Твои,/от осуждения за грехи избавленные, восклицая Тебе:/«Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашей!»

http://pravmir.ru/rozhdestvo-presvyatoj-...

Пс.2:7 : сын мой еси ты, аз днесь родих тя 323 . Псалмы 3, 21 и 40, по Амвросию, предвозвещают страдания Христа 324 . Пс.15:10 – «не оставиши души моея во аде», – указывает, по нему, на воскресение 325 . Пс.30 указывает на уничижение Христа, принятие Им зрака раба 326 . Пс.35:10 , согласно с 7, 27 книги Премудрости, учит, что Христос есть сияние вечного света – Его Отца, – зеркало без порока, потому что Отец видим в Сыне 327 . Пс.44:2 говорит о происхождении Сына от Отца 328 . Пс.44:3 – о Его превосходстве над людьми 329 . Пс.68 – о Его бедности, злословиях и поношении, которые Он претерпел нас ради 330 . Пс.65псалом воскресения 331 . Пс.84 ясно пророчествует о пришествии Христа 332 . Пс.87:5 – учит, что Христос при совершении дела спасения не имел нужды ни в чьей помощи 333 . В Пс.88 Христос предызображается как царь 334 . Слова Пс.117 предызображают страдание Христа 335 . Пс.118 также часто говорит о Христе 336 . Пс.131 пророчествует о рождении Христа из рода Давидова 337 . «Короче сказать, – пишет св. Амвросий, – в псалмах мы находим всю жизнь Христа. В них он не только рождён, но и перенёс спасительные страдания, лежит во гробе, вознесён на небо, сидит одесную Отца» 338 . Все эти псалмы и места псалмов, приведённые здесь и многие другие изречения псалмов, которые встречаем в произведениях св. Амвросия, в действительности частью прямо мессианские, частью же, по крайней мере, могут быть относимы ко Христу. Писания пророческие, по воззрению св. Амвросия, во всей полноте начертало образ Христа-Мессии. Это воззрение проводится св. Амвросием везде, где касается пророческих писаний. Последние, по нему, потому и носят такое наименование, что предызображают Христа: «пророком не может быть назван тот, кто не пророчествовал о Сыне Божием» 339 . Кроме писаний пророческих, мессианские пророчества содержатся, по св. Амвросию, и в других книгах Священного Писания. Пророчество Нафана Давиду – «я возставлю семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих, и утвержу царство твое. Он построит мне дом, и утвержу престол Его на веки». ( 1Пар.17:11–13 ) – св. Амвросий относит ко Христу и приводит к тому следующие основания. Царство Соломона имело конец; не имеет конца только царство Христа, Соломон был рождён при жизни Давида; о семени же говорится, что оно произойдёт после смерти Давида 340 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Пс.30 (31) «В руки Твои предаю дух мой» Пс.39 (40) Мессия пришел исполнить волю Божию Пс.40 (41) О предателе Пс.44 (45) Мессия – Бог Пс.54 (55) О предателе Пс.67 (68) «Восшел на высоту, пленил плен» (Еф.4, Евр.1:3) Пс.68 (69) «Ревность Дома Твоего съедает Меня» Пс.71 (72) Описание славы Мессии Пс.94 (95) О неверии иудеев Пс.109 (110) Вечный Первосвященник по чину Мелхиседека Пс.117 (118) «Не умру, но жив буду..» Мессия – камень, отвергнутый строителями Пс.131 (132) Потомок Давида воцарится на веки Пророк Исаия Ис.2:2—3 Царство Мессии подобно горе Ис.6:9—10 Неверие иудеев Ис.7 Рождение от Девы Ис.9:1—2 Проповедь Мессии в Галилее Ис.9:6—7 Мессия – Бог крепкий, Отец вечности Ис.11:1—10 На Нем – Дух Господень, о Церкви Ис.12О радости и благодати Ис.25—27 Хвалебная песнь Мессии Ис.28:16 – краеугольный камень Ис.35:5—7 Исцелит всевозможные болезни Ис.42:1—4 О кротости Отрока Господня Ис.43:16—28 призвание язычников, Ис.44 Излияние благодати Св. Духа Ис.49 Мессия – свет народам Ис.50:4—11 О поругании Мессии Ис.53 О страданиях и воскресении Мессии Ис.54:1—5 О призвании язычников в Царство Ис.55 О вечном завете Ис.60:1—5 Его Царство – Новый Иерусалим Ис.61:1—2 Дела милосердия Мессии Прор. Иоиль Иоил.2:28—32 О дарах Св. Духа Прор. Осия Ос.1, 2 Призвание язычников Ос.6:1—2 Воскресение на третий день Ос.13 Уничтожение смерти Прор. Амос Ам.8О восстановлении скинии Давида Ам.8:9 Помрачение солнца Прор. Михей Мих.5О рождении Мессии в Вифлееме Прор. Иеремия Иер.23 Мессия – праведный Царь Иер.31 Избиение младенцев в Вифлееме Иер.31:31—34 Установление Нового Завета Варух Вар.3:36—38 О пришествии Бога на землю Прор. Иезекииль Иез.34:23—24 Мессия – Пастырь Иез.36:24—27 Закон Божий написан на сердцах Иез.37 Мессия -Царь и добрый Пастырь Прор. Даниил Дан.2:34—44 Мессианское Царство подобно горе Дан.7:13—14 Видение Сына Человеческого Дан.9:24—27 Пророчество о семидесяти седьминах Прор. Аггей Агг.2:6—7 О посещении Мессией храма Прор. Аввакум Авв.3 О вере Прор. Захария Зах.3:8—9 Грехи людей изгладятся в один день

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2623...

3. Успение Твое славят Власти и Престолы, Начала и Господства, Силы и Херувимы и величественные Серафимы; земнородные же радуются о Божественной Твоей славе, ликуя. Припадают цари с Архангелами и Ангелами и воспевают: «Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подающий через Тебя миру великую милость». Стихира на литии, гл. 1: Очевидцам и служителям Слова надлежало видеть и Матери Его по плоти успение — это последнее над Нею таинство, чтобы они видели не только вознесение Спасителя от земли, но и были свидетелями переселения Родившей Его. Для этого они, отовсюду по Божией воле собравшись, достигли Сиона и провожали шествующую к небу, высшую Херувимов; с ними вместе и мы поклоняемся Ей, как молящейся о наших душах. Стихира на стиховне, гл. 4: Приидите, люди, прославим Пресвятую Деву Чистую, ибо от Нее неизъяснимо родился воплотившийся Сын — Слово Отца; прославим Ее, взывая и говоря: «Благословенна Ты между женами, блаженно чрево, вместившее Христа. Его святым рукам отдавшая душу, молись, Пречистая, о спасении наших душ». Тропарь, гл. 1: Богородица, Ты при рождении Христа сохранила девство и после смерти не оставила мира; Ты перешла к жизни, будучи Матерью Жизни, и Твоими молитвами избавляешь от смерти наши души. Величание: Прославляем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и хвалим всеславное Твое успение. Стихи из псалмов Воскликните Богу, вся земля, пойте славу имени Его (Пс. 65, 1–2). Торжествуйте перед Царем Господом (Пс. 97, 6). Славьте Его, благословляйте имя Его (Пс. 99, 4). В городе Господа сил, в городе Бога нашего (Пс. 47, 9). Избрал Господь Сион, возжелал Его в жилище Себе (Пс. 131, 13). Славное возвещается о Тебе, город Божий (Пс. 86, 3). Бог утвердит его на веки (Пс. 47, 9). Святое жилище Всевышнего (Пс. 45, 5). Сила и великолепие во святилище Его (Пс. 95, 6). Буду петь и воспевать во славе моей (Пс. 107, 2). Чашу спасения прииму и имя Господне призову (115, 4). Спокойно ложусь я и сплю (Пс. 4, 9). Возвратись, душа моя, в покой Твой; ибо Господь облагодетельствовал тебя (Пс. 114, 7).

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Величание: Прославляем Тебя, Пречистая Дева, и почитаем святых Твоих родителей и славим Твое всеславное рождество. Стихи псалмов Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его, как он клялся Господу, давал обет сильному Иакова; вот мы слышали о Нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима (Пс. 131, 1–2.6). Славное возвещается о Тебе, град Божий (Пс. 86, 3). Бог посреди его: он не поколеблется (Пс 45, 6). Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от нее; от плода чрева твоего посажу на престоле твоем. Ибо избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе (Пс. 131, 11.13). Святое жилище Всевышнего (Пс. 45, 5). Сила и великолепие во святилище Его (Пс. 95, 6). Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни (Пс. 92, 5). Сделаю имя Твое памятным в род и род. (Пс. 44, 18). Благословен Господь во век и в век вечный. Прокимен, гл. 4: Сделаю имя Твое памятным в род и род. Стих: Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе (Пс. 44, 18.2). Первый канон, гл. 2. Песнь 1 Ирмос: Приидите, люди, воспоем песнь Христу Богу, разделившему море и проведшему народ, который Он освободил от Египетского рабства, ибо Он прославился. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Тропари 1. Приидите, верные, обрадованные Божественным Духом, почтим песнями происшедшую ныне от бесплодной Анны для спасения людей Вечнодеву Отроковицу. 2. Радуйся, честнейшая Матерь и раба Христа Бога, исходатайствовавшая первобытное блаженство человеческому роду; Тебя все мы достойно прославляем песнями. 3. Ныне рождается мост жизни, через который смертные, обретая восход из адовой глубины, прославляют песнями Христа жизнодавца. Песнь 3 Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи, древом умертвивший грех, и внедри страх Твой в сердца нас, воспевающих Тебя. Тропари 1. Спасение для всех родили непорочно жившие для Бога, богомудрые родители родившей Создателя и Бога нашего. 2. Источающий всем жизнь Господь произвел от бесплодной Деву, в которую благоволил вселиться, сохранив Ее по рождении нетленною. 3. Плод Анны, Марию, родившую живоносный грозд, воспеваем ныне, как Богородицу, предстательницу всех и помощницу.

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Описание избрания Господом Сиона Себе в «жилище» (ср. 2 Цар. 6 и Пс. 131:1-6; 13-14) и закрепления власти потомков Давида в силу заключенного завета заимствуется из 2-й книги Царств (ср. 2 Цар. 7 и Пс. 131:10-12; 17-18) . Темы, связанные с Давидом, священниками, ковчегом и Сионом, перекликаются с царскими псалмами (см. Пс. 2, 19, 20, 27) и песнями Сиона (см. Пс. 45, 47, 75, 86). Автор псалма как будто нарочно обходит Соломона стороной. Описанная в стихах 17-18 слава «помазанника» — это, как считает Тийс Буидж, слава Давида . С этим трудно не согласиться, однако следует обратить внимание на то, что чаемый блеск царства грядущего «помазанника», согласно содержанию данного псалма, тонко намекает на славу царства Соломона. Сначала псалмопевец действительно упоминает о «скинии» ( — «скиния», переносной шатер; ст. 5), которая возвращает нашу мысль ко времени Давида. Но затем автор указывает на «место покоя» (, ст. 8) как на Божий «дом» (ср. ст. 14; см. Ис. 66:1), куда вносится ковчег только при Соломоне (см. 3 Цар. 8:56). Согласно послепленной литературе, Давид говорит: «У меня на сердце построить дом покоя ( ) для ковчега завета Господня и в подножие ногам Бога нашего» (1 Пар. 28:2). Следовательно, «покоем» () в псалме обозначен «храм», здание, построенное на камне (см. Ис. 66:1; Пс. 94:11), и поклонение «подножию ног» Господа (см. Пс. 131:7) указывает на совершение религиозных обрядов перед его входом . Поскольку Давид пролил много крови, Бог не позволил ему построить священный «дом» из камня. Храм должен был построить человек по духу «мирный» (Соломон). Тот самый термин, который в псалме обозначает «покой» (, ст. 8), для автора 1-й книги Паралипоменон указывает как раз на Соломона: «Вот, у тебя [Давид] родится сын: он будет человеком покоя ( ); Я дам ему покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломон () «(1 Пар. 22:9). Вряд ли игру слов «покой» и «Соломон» можно назвать случайной. Однако эту же игру слов автор псалма использует в иной динамике. Намекнув на то, что на смену «временному жилищу» (, ст. 5, 7) пришел храм как «место покоя» (, ст. 8), далее он снова вспоминает о «месте покоя» (, ст. 14), но заканчивает гимн не только упоминанием о воинственном Давиде (ст. 17), «врагах» (ст. 18), но даже и о «роге» (ст. 17), который в поздней ветхозаветной литературе мог означать железное оружие, с помощью которого царь Седекия победит сирийцев (см. 3 Цар. 22:11; 2 Пар. 18:10; Мих. 4:13).

http://bogoslov.ru/article/6177151

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010