129 . Определено и это: если кто говорит, что святые, в молитве Господней прости нам долги наши ( Мф. 6:12 ) говорят не о себе, поскольку им уже не нужно это прошение, но о других грешных, находящихся в народе их, и что каждый из святых не говорит лично: прости мне долги мои, а говорит: прости нам долги наши, так чтобы это прошение праведника понималось [как прошение] о других скорее, чем о нем самом, – таковой да будет анафема. Свят и праведен был Апостол Иаков, когда сказал: ибо все мы много согрешаем ( Иак. 3:2 ). Ибо для чего прибавлено это слово: все, если не для того, чтобы мысль эта согласна была со псалмом, в котором читается: не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобою ни один из живущих ( Пс. 142:2 ). И в молитве премудрого Соломона: нет человека, который не грешил бы (З Цар. 8:46): и в книге святого Иова: Он полагает печать на руку всякого человека, чтобы все люди знали дело Его ( Иов. 37:7 ). Поэтому также и святой и праведный пророк Даниил в молитве говорил во множественном числе: согрешили мы, поступали беззаконно ( Дан. 9:5 ), и прочее, что он там смиренномудренно и истинно исповедует. Дабы не подумали, будто он говорит не о своих [грехах], но скорее о грехах людей своих, то он еще говорил, и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего… пред Господом Богом моим ( Дан. 9:20 ). Он не хотел сказать: грехи наши, но сказал: и грехи свои, поскольку пророк как бы предвидел, что появятся такие люди, которые неверно это поймут. 130 . Определено и это: если кто полагает, что сами слова молитвы Господней, в коих говорим: прости нам долги наши, святыми произносятся по смирению, а не по истине, – да будет анафема. Ибо кто потерпел бы молящегося, который бы лгал не человекам, но Самому Господу; устами своими говорил, что хочет иметь прощение, сердцем же говорил бы, будто не имеет грехов, которые бы надлежало отпустить ему. Правила пято-шестого поместного собора, Константинопольского, называемого Трулльский 691–692 гг. 7 1 . При начинании всякого слова и дела лучше всего начинать от Бога и Богом оканчивать, по слову Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Отличался деспотическим характером, имел склонность к роскоши, часто устраивал пиршества. По выражению Н. С. Лескова , «мог бы постоять за дело веры, но, к сожалению, не оно его занимало» (Святительские тени//ИВ. 1881. Июнь. С. 424). Соч.: Слово на новый 1743 г. М., 1744; Надгробное слово при погребении П. К. Хлебникова. СПб., 1744; Указ Варлаама (Скамницкого) духовной консистории об определении казначея архиерейского дома и 2 прошения 1743 и 1746 гг. на его имя//Тр. Вятской учен. арх. комис. 1905 г. Вятка, 1905. Вып. 3. Арх.: РГИА. Ф. 796. Инв. оп. 18, 42, 90, 201. Ист.: ОДДС. Т. 11. 1903. 59; Т. 12. 1902. 232; Т. 14. 1910. 192, 347, 440; Т. 15. 1907. 10, 161, 322, 347, 425; Т. 16. 1906. 24, 33, 114, 120, 129, 130, 135, 141, 234, 246, 255, 321; Т. 19. 1913. 32, 36, 67, 72; Т. 20. 1908. 55, 208, 279, 303; Т. 21. 1913. 1, 169, 328, 615, 622, 628, 659, 702; Т. 22. 1914. 31, 233, 272, 505, 535, 584, 805, 809, 855, 868, 904, 1168. Прил. III; Т. 23. 1911. 26, 76, 135, 151, 331, 378; Т. 26. 1907. 134, 180, 185, 356; Т. 27. 170; Т. 28. 1916. 18, 50, 78; Т. 29. 1913. 68; Т. 31. 1909. 41, 118, 152, 253, 265, 277; Т. 32. 1915. 13, 58; Т. 34. 1912. 115, 161, 350, 408, 413, 424; Т. 39. 1910. 13, 17, 24, 104, 116, 154. Лит.: Платон (Любарский). Иерархии. С. 55; Ардашев В. Летопись 700-летнего существования г. Устюга Великаго//Вологодские ГВ. 1857. 48. С. 352; Суворов Н. Об иерархах бывшей Великоустюжской епархии//Вологодские ЕВ. Приб. 1869. 14. С. 600-603; Иконников В. С. Арсений (Мацеевич)//РС. 1879. Апр. С. 752; Лесков Н. С. Святительские тени//ИВ. 1881. Май. С. 60-61, 66; Июнь. С. 424; Суворов Н. Дела давно минувших дней//Вологодские ЕВ. Приб. 1886. 23. С. 355-363; Титов А. А. Летопись Великоустюжская по Брагинскому списку. М., 1903. С. 14-15; Рудаков В. Рецензия на издание указа Варлаама (Скамницкого)//ИВ. 1906. Янв. С. 325; Потоцкий П. , прот. Заботы рус. пастырей церкви о развитии просвещения и проповедничества среди белого духовенства в эпоху имп. Екатерины II//ПС. 1909. Июль-Авг. С. 211.

http://pravenc.ru/text/154209.html

«Да будут уши Твои внимательны к голосу моления» (Пс. 129:2) раба Твоего, Господи. Пусть «не надмевается сердце мое и не возносятся очи мои» (Пс. 130:1), но да пребываю в смирении, «доколе не найду места Господу, жилища» — Богу «Иакова» (Пс. 131:5). Где Ты «заповедал благословение и жизнь навеки» (Пс. 132:3), там я подниму «руки мои к святилищу и благословлю Тебя» (Пс. 133:2), Который будет «судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится» (Пс. 134:14). «Боже богов и Господи господствующих» (Пс. 135:2—3), «плачу» (Пс. 136:1) и «поклоняюсь пред святым храмом Твоим» (Пс. 137:2); «испытай меня и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23—24). «Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани от притеснителей» (Пс. 139:5). «Да направится Пс. 140:2), Господи. (Пс. 141:7), Господи. «Услышь» меня, Господи, «по истине Твоей и не входи в суд с рабом Твоим. Скоро услышь меня, Господи» , да не изнеможет «дух мой» (Пс. 142:1—2, 7), — так как Ты — Бог мой, «Милость моя, Прибежище мое и Избавитель мой» (Пс. 143:2). Ты «велик и достохвален, и величию Твоему» (Пс. 144:3) нет конца. «Восставь согбенного, разреши узника, открой очи слепому» (Пс. 145:7—8), Созидающий «Иерусалим, Господи» (Пс. 146:2). Когда же «укрепишь вереи ворот» (Пс. 147:2) Твоих, да поселюсь я внутри с сынами Твоими. Как хвалят Тебя «ангелы и все воинства Твои» (Пс. 148:2) в царстве небесном; так и я, веселясь с ними со славою в «собрании святых» (Пс. 149:1), да восхвалю и прославлю «на громогласных кимвалах» (Пс. 150:5) имя Твое святое, славное и царствующее в бесконечные века веков. Аминь. Душеспасительные размышления с молитвенными обращениями к Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице 1. Призывание Всемогущего Бога для стяжания добродетельной жизни Господи Боже мой, дай, чтобы сердце мое Тебя желало, желая искало, ища нашло, найдя любило; любя, очистило себя от грехов; очистив, уже не повторяло их. Даруй, Господи Боже мой, сердцу моему покаяние, духу сокрушение, глазам источник слез, рукам щедрость к милостыне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

Землетрясение Большой Требник содержит следующие тексты на случай землетрясения («труса»): а) канон Иосифа 6-го гласа (акростих: Ω Χριστ, τς γς τν κλνον πασον τχος. Ιωσφ - О Христе, земли колебание успокой скорее. Иосиф) с сохранившейся 2-й песнью; б) 3 стихиры 1-го гласа (подобен «Небесных чинов») и 3 самогласных стихиры 2-го гласа, тропарь 6-го гласа «на всякую литию» («        »); в) 3 молитвы: «            », «        », «                  »; г) литургийные чтения: прокимен 8-го гласа (Пс 6. 1; стих: Пс 68. 18); Апостол (Евр 12. 6-13); аллилуиарий со стихом из Пс 59. 3; Евангелие (Мф 8. 23-27); причастен (Пс 103. 32). Гимнографические тексты рассматриваемого последования Требника являются частью минейной службы под 26 окт., когда вспоминается сильное землетрясение 740 г. в К-поле при имп. Льве III Исавре. Эта служба известна уже по студийским Минеям (напр., ГИМ. Син. 160, XII в.; РГАДА. Тип. 1268, 1096 г.); соединять 26 окт. последования вмч. Димитрия Солунского и землетрясения предписывают как нек-рые студийские, напр. Мессинский 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 44-45), так и иерусалимские Типиконы, в т. ч. принятый ныне в РПЦ (Т. 1. С. 226-330; воспоминание землетрясения, присутствующее в общепринятых Типиконе и Минеях, систематически ошибочно не указывается в рус. церковных календарях). В совр. печатных Минеях, как греч., так и рус., из канона землетрясения исключена 2-я песнь, но она по-прежнему сохраняется в этом же каноне, помещенном в Требнике. Кроме того, в совр. греч. Минеях и Евхологии (и в исправленном по последнему рус. Требнике) из состава последования исключен кондак 6-го гласа «            », но он сохраняется в рус. Минее в составе службы 26 окт. Самогласные стихиры последования (в пункте б) 26 окт. указаны для пения на стиховне вечерни) написаны прп. Симеоном Дивногорцем († 596). Из Жития его матери блж. Марфы (пам. 4 июля) известно, что в пятилетнем возрасте прп. Симеон едва не погиб во время землетрясения 526 г., упоминается и его молитвенная песнь о прекращении землетрясения (ActaSS. Mai. T. 5. P. 348; ср.: Филарет. Песнопевцы. С. 183). В рукописях встречаются и др. каноны на землетрясение, не вошедшие в печатные книги (Sinait. gr. 563. Fol. 47v - 50, XI в.; Sinait. gr. 562. Fol. 127-129, XI в.; Paris. gr. 13. Fol. 118v - 119, XIII в.; Ath. Laur. Q. 86. Fol. 248v - 254: Ταμεον. Σ. 73-74). Еще в XVI в. гимнографические тексты из минейной службы 26 окт. не включались в состав рассматриваемого последования Евхология (ср.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 765, 804); с XVII в. они вошли в него.

http://pravenc.ru/text/77782.html

После сего слышатся воззвания падших и согрешающих людей: Господи помилуй. Сожаление о потерянном рае и мольба о помиловании и спасении выражаются ещё сильнее в пении стихов Псалмопевца: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых ( Пс.1 ). Господи, воззвах к Тебе, услыши мя ( Пс.140 ). Но эта скорбь не безотрадная: в ней слышится надежда на спасение: Блажены еси надеющиеся на Нь (т. е. на Него – Господа) ( Пс.2:12 ). Яко у Господа милость и многое у Него избавление ( Пс.129:6 ). После песнопений (стихир) в честь празднуемых событий и воспоминаемых святых, поётся особенная песнь в честь и славу Божией Матери, во время которой совершается так называемый вечерний вход священника в предшествии диакона чрез растворённые Царские двери. Вечерний вход напоминает нам о сошествии Сына Божия с небес для нашего спасения, и верующие поют ему следующую песнь: «Свет тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит». «Иисусе Христе! Тихий свет святой славы Бессмертного Отца Небесного, Святого Блаженного. Дожив до солнечнаго заката и увидев вечерний свет, воспеваем Отца, Сына и Св. Духа Бога. Сыне Божий, дающий жизнь! Ты достоин, чтобы во все времена голоса святых Тебя воспевали, поэтому и мир Тебя славит». Вторая часть Всенощной. – Вторая часть Всенощной (собственно Утреня) начинается печально. Во время её большею частью слышится чтение псалмов: сперва читаются избранные (всегда одни и те же) шесть псалмов, и это чтение известно под именем шестопсалмия; затем, после некоторого перерыва (великая ектенья, стихи: Бог Господь и тропарь праздника) читаются два отделения псалмов, известных под именем «кафизм». Слово «кафизма» значит сидение. Во время чтения кафизм в монастырях, по причине продолжительной службы, дозволяется сидеть. Главная мысль всех этих чтений та, что люди собственными силами и средствами никак не могли бы спастись; единственная надежда на спасение – в Господе Иисусе Христе: «Бог Господь и явися нам благословен Грядый во имя Господне». Но, дав почувствовать нам нашу бедность и немощь, церковь обильными струями льёт в наше сердце утешение и радость в следующих за сим священнодействиях и песнопениях. Таковы в особенности полиелей, пение канона и великое славословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

исполни уста наша хваления Твоего= Пс. 70 .8а 3 . еже подати величествие имени Твоему святому=Второзак. 32,3б; Тов. 12,6 ; Сирах 39 .15а; 4 . и даждь нам участие и наследие=ср. Иерем. 13.25 со всеми боящимися Тебе истиною и хранящими заповеди Твоя 5 . молитвами святыя Богородицы и всех святых Твоих. В. как Эта молитва является, по-видимому, начальной, и она могла быть таковой в Вечерне или в совершенно другой службе, например, службе ночной, имея отношение к ангельской хвале. Одна редкая рукопись, о которой мы будем говорить ниже, связывает ее с псалмом 129, но это совсем не оправдывается содержанием молитвы. В ней можно найти некоторое сходство с первым еврейским благословением перед Шемой, которое, начинаясь с темы творения света, переходит на хвалу, воздаваемую Богу небесными силами; она снова появляется в третьем благословении Амиды; в обоих случаях Свят, Свят, Свят можно включить в эту хвалу, в которой люди, как кажется, не принимают участия, то, что бывает наоборот в 3-ем благословении Амиды 69 . 5-ая молитва Вечерни Эта молитва, которая в более древних рукописях фигурирует как «шестая», отсутствует во многих других. Она является типичной вечерней молитвой, во всем подобной и с некоторыми библейскими ссылками 70 : Славянский Служебник: 1. Господи, Господи, пречистою Твоею дланию 71 содержай всяческая, 2 . долготерпяй на всех нас 3 . и каяйся о злобах наших= Иона 4,2 , помяни щедроты Твоя и милость Твою, 4 . посети ны Твоею благостию= Пс. 105,4 5 . и даждь нам избежати и прочее настоящаго дне, Твоею благодатию, от различных козней лукаваго, 6 . и ненаветну жизнь нашу соблюди благодатию всесвятаго Твоего Духа. В. Милостию и человеколюбием единородного Твоего Сына, с Нимже благословен еси,со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом... 6-ая молитва Вечерни Эта молитва, «Седьмая» в тех же самых рукописях, в которых предыдущая была «шестой», также пропущена в других 72 : Славянский Служебник: 1. Боже великий и дивный= Дан. 9,4 , 2 . неисповедимою благостию и богатым промыслом 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Обратить сердца отцов на детей ( Лк.1:17 )». Так как дети от иудейства перешли к древнему язычеству и отпали от завета Бога своего, посему сказал: обратит сердца их, дабы в истине служили Господу всяческих, как и их отцы. «Приготовит Господу народ совершенный ( Лк.1:17 )». Тем же, очевидно, образом, каким Илия ревно- —26— стью своей многих возвратил к Божественной религии Господа своего. Если же скажут, что сие имеет быть при кончине мира, то отвечаем: уже и ныне не разделены различными мнениями отцы от детей и дети от отцов, и не предаются более служению идолам. 125 И сие говорит: «таилась Елисавета ( Лк.1:24 )», то есть, вследствие печали о том, что приключилось Захарии. Таилась еще и потому, что стыдилась, что уже престарелая перешла к деторождению. Иные говорят, что не по причине старости таилась Елисавета. Ибо не написано ни о Саре, что она скрывала себя, хотя девяностолетнею имела Исаака в утробе, ни о Ревекке, когда она беременна была близнецами. О Елисавете же написано, что она скрывала себя пять месяцев, – до тех пор, именно, пока образовались члены её сына, дабы радостно взыграл пред Господом своим, – и так как благовещение Марии было близко. «В месяц шестый ( Лк.1:26 )»; ибо Евангелист считает время, с которого зачала Елисавета. «Даст ему Господь Бог престол Давида ( Лк.1:32 )», так как было предсказано: «не отпадет властитель и князь у пока не придет ( Быт.49:10 )». И когда Ангел научил её, что для Бога все возможно, говоря: «И Елисавета, сестра твоя, зачала в старости своей ( Лк.1:36 )», тогда Мария сказала: если с ней так случилось, то се, раба Господня да будет мне по слову твоему ( Лк.1:38 ). Хотя вследствие того, что Ангел сказал Марии: «Елисавета, сестра твоя», можно подумать, что Мария была из дома Левина, однако должно сказать, что пророче- —27— ство (о рождении Мессии) дано было только одному роду предков. 126 Род Давида пребыл даже до обручника Марии Иосифа, рождение коего было естественно. Ради рода Давидова была сия слава, поскольку во Христе и семя и род его достигли своего назначения (обетованного им). О роде же Марии Писание умалчивает, так как обыкновенно исчисляет и отмечает род мужа. Если бы было в обычае объяснять и показывать материнский род, то справедливо было бы спрашивать и о роде Марии. Поскольку же вместе с царством Господь должен был отменить и священство, то (Писание) и указывает тот и другой род вместе, – Иудин чрез Иосифа и Левин чрез Марию. 127 Так и Давид в качестве отца, от которого имел произойти Христос, сказал в пророчестве: «Ты священник во век по чину Мелхиседека ( Пс.109:4 )». 128 А если, – на основании слов Писания: «Елисавета сестра твоя», – ты думаешь, что сие сказано для того, чтобы показать, что Мария происходит из дома Левина, то в другом месте тоже Писание сказало, что оба они, Иосиф и Мария, происходят из дома Давидова. 129 Но Ангел не сказал Марии: «ты сестра Елисаветы», а (сказал): «Елисавета сестра твоя». 130

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во время Крымской (1853-1856) и русско-тур. (1877-1878) войн помогал деньгами рус. армии. Неоднократно дарил духовную лит-ру, в т. ч. собственные сочинения, в б-ки духовных учебных заведений: СПбДА, КазДА, КДА, Курской и Тифлисской семинарий, Тифлисского ДУ, а также груз. попечительству о бедных духовного звания. Соч.: Собр. соч. и пер. СПб., 1858. 3 т.; Лекции по классу церк. красноречия. СПб., 1837. Литогр.; Слова. Вильно, 1850-1851. Т. 1-2; Ковно, 1851. Т. 3; Слова. Каменец-Подольск, 1851; Речи. Тифлис, 1864; Слова и речи. СПб., 1864; То же. Тифлис, 1866; То же. СПб., 1870; Слова, поучения и речи. СПб., 1875; Поучения, слова, беседы и речь. СПб., 1876; Переводы из творений св. отцов и [нек-рые] соч. Тверь, 1878. Лит.: Иоселиани П. Описание древностей г. Тифлиса. Тифлис, 1866. С. 64, 83; 50-летний юбилей КДА. К., 1869. С. 411; 50-летний юбилей правосл. Литовской ДС, 7 окт. 1878 г. Вильна, 1878. С. 171-184; Послужной список синодального члена Евсевия, архиеп. Тверского и Кашинского//Тверские ЕВ. 1879. 7. С. 119-128; Кр. сведения о последних днях высокопреосв. Евсевия, архиеп. Тверского и Кашинского//Там же. С. 129-136; Высокопреосв. Евсевий: (Некр.)//Подольские ЕВ. 1879. 9. С. 338; Иосиф (Семашко), митр. Записки. СПб., 1883. 3 т.; Щербицкий О. В. Виленский Св.-Троицкий мон-рь. Вильна, 1885. С. 123-125, 182; Путятин П. А. Восп.//РС. 1888. Т. 57. Март. С. 715; Е. Н. Из памятной книжки: (Марткобский мон-рь. Экзарх Грузии Евсевий)//ПС. 1889. Июль. С. 445-454; Извеков Н. Д., свящ. История Литовской ДС. Вильна, 1892. С. 170-171; он же. Ист. очерк состояния Правосл. Церкви в Литовской епархии за время с 1839-1889. М., 1899. С. 24, 247-248; Киприанович Г. Я. Жизнь Иосифа Семашки, митр. Литовского и Виленского, и воссоединение западно-рус. униатов с Правосл. Церковью в 1839 г. Вильна, 1893; Викул П. Ф., свящ. Подольские архипастыри. Каменец-Подольск, 1895. С. 3, 46-48; Церк. вопросы в России. Браила, 1896. С. 85-86, 95-96; Кирион (Садзагелов), еп. Кр. очерк истории Груз. Церкви и экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901. С. 25-26; Пашкевич М., свящ. Пожайский Успенский 1-кл. мон-рь. Вильна, 1906. С. 67-68, 86; Дурново Н. Н. Судьбы Груз. Церкви. М., 1909. Вып. 4. С. 84-85; Безгодов А. А. Старообрядчество Подольской губ. 1850-х гг. по донесению Евсевия, еп. Подольского и Брацлавского//Липоване: История и культура рус.-старообрядцев. Од., 2005. Вып. 2.

http://pravenc.ru/text/187365.html

Γεωργου, М. Арранц). Число рядовых А. не было зафиксировано: Великим постом на утренях 1-й седмицы пелось по 12 А., далее каждую седмицу пели на один А. меньше ( Mateos. Typicon. T. 2). В списках Типикона Великой ц. (Patm. gr. 266, кон. IX в.; Hieros. S. Crucis. gr. 40, X-XI вв.; Dresd. gr. 104, XI в. и др.) указывается пение 25 изменяемых А. в день (в разных соотношениях между вечерней и утреней - от 7 до 18), что, по мнению М. Арранца , отражает влияние обычаев к-польских монахов- акимитов , к-рое, впрочем, не упразднило более древний устав песненного последования. Промежуточный характер между К-польской Псалтирью, разделенной на А. соответственно соборному песненному последованию, и Иерусалимской Псалтирью, соответствующей монастырскому богослужению, носит Хлудовская Псалтирь (ГИМ. Хлуд. греч. 129-д, IX в.). Переход от пения А. по песненному последованию к монастырскому правилу пения Псалтири отражен в сочинениях архиеп. Фессалоникийского Симеона († 1429) (De sacra precatione. 302, 303, 346-351). II. А. литургии. На основании анализа рукописных Евхологиев и Типиконов Х. Матеос показал, что в IV-V вв. к-польская литургия начиналась с возгласа «Мир всем», после к-рого следовали чтения ( van de Paverd. P. 425-428); с VI в. литургия начиналась с Трисвятого, к-рое было одновременно входным А. ( Mateos. Célébration. P. 112-115). В Великую субботу, когда совершалось Крещение оглашенных, роль Трисвятого выполнял Пс 31 с припевом «Елицы» ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 88). Богослужение в К-поле было стациональным: в торжественные дни в К-поле совершались шествия из к.-л. места города в тот храм, где должна была совершаться праздничная служба. Во время шествия из одного храма в др. (т. е. до литургии) на Форуме (или в церкви, находившейся на пути шествия) пелась особая праздничная служба с 3 А.; по прибытии в последний храм А. допевался и литургия начиналась с пения Трисвятого. В Типиконе Великой ц. указаны номера псалмов и припевы к этим А. на разные праздники ( Mateos. Célébration.

http://pravenc.ru/text/115824.html

Тема ночи и утра отчетливо звучит в псалмах 3:62, 87 и 142 и несколько завуалированно – в псалмах 37 и 102 (Об утреннем времени говорится и в других псалмах, например, в псалмах первого часа (5:4, 89:6, 100:8), а также вПс.1:2, 29:6, 48:15, 58:17, 72:14, 118:148, 126:2, 129:57. – Прим. ред.). Однако, если выписать подряд отмеченные Скабаллановичем стихи, то нетрудно увидеть проходящую через все Шестопсалмие “волну” – чередование тьмы и света, идущее по нарастающей и заканчивающееся светлой надеждой на милость Божию. Первый псалом Шестопсалмия открывает эту тему: аз уснух и спах (ночь), востах, яко Господь заступит мя – пробуждение ( Пс.3:6 ). Затем наступает полоса как бы непрерывного мрака: весь день (т.е. всегда, непрестанно) сетуя хождах ( Пс.37:7 ), лъстивным весь день поучахуся ( Пс.37:13 ), которая сменяется радостной, утренней устремленностью к Богу: Боже, Боже мой, к Тебе, утренюю ( Пс.62:2 ). Тема ночной и утренней (т.е. постоянной) обращенности к Богу укрепляется, дважды повторяясь в псалмах 62 и 87: аще поминах Тя на постели моей (ночь), на утренних поучахся в Тя ( Пс.62:7 ), во дни воззвах (утро) и в нощи пред Тобою, и утро молитва моя предварит Тя ( Пс.87:2, 13 ). И, наконец, с особой силой тема ночи и утра, мрака и надежды звучит в псалмах 102 и 142: после скорбных размышлений о кратковременности человеческой жизни, которая отцветает, подобно полевому цветку ( Пс.102:15 ), псалмопевец с новым молитвенным подъемом взывает ко Господу: слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах ( Пс.142:8 ). Обратимся теперь и к другим стихам Шестопсалмия. По наблюдению Скабаллановича, данные псалмы однородны по содержанию и тону. Эта однородность проступает особенно явственно, если рассматривать содержание Шестопсалмия не последовательно – по псалмам, а параллельно – по темам, подобно тому, как мы проследили за движением мрака и света (ночи и утра). Псалмопевец возносит молитвы – Господь слышит Эта тема звучит в четырех псалмах: гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея ( Пс.3:5 ); яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой ( Пс.37:16 ); да внидет пред Тя молитва моя: приклони ухо Твое к молению моему ( Пс.87:3 ); Господи, услыши молитву мою, внуши (Внуши – прими в уши, то есть услыши.

http://azbyka.ru/shestopsalmie

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010