Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОСЛОВЕНИЕ [евр.  ; греч. ελογα; лат. benedictio], пожелание либо получение особой благосклонности Божией для отдельной личности или общности людей посредством соответствующих слов или символических жестов; по отношению к Богу - одна из составляющих религ. почитания. Принимая во внимание сущностную зависимость твари от Творца, Б. представляет собой основную сакральную категорию религии. В церковной практике термин «Б.» может также употребляться по отношению к предметам в значении, близком к слову «освящение». В Ветхом Завете Представление о творческой силе, заключенной в словах, произнесенных вслух, присуща мн. народам древности (В. В. Емельянов). Нек-рые исследователи считали, что в ВЗ Б. является реликтом язычества, и рассматривали его в связи с дискуссией о магизме и религии как двух этапах духовной эволюции Др. Израиля (Дж. Фрейзер, Й. Педерсен, Я. Хемпель и др.). Совр. исследователи отрицают наличие мифологического восприятия магии у библейских авторов (И. Кауфман, К. Вестерманн, Й. Шарберт и др.); Б. в ВЗ полностью зависят от всемогущей воли Божией. В Свящ. Писании субъект Б., а подчас также и объект - Сам Бог; человек дарует Б. от Его имени (ср., напр.: Пс 129. 8). Обращенным к человеку Божиим Б. отмечены основные моменты ранней ветхозаветной истории, изложенной в кн. Бытие: сотворение человека (1. 28), примирение Бога с человеком после потопа (9. 1), наконец, история патриархов, к-рая является реализацией Б., данного Аврааму (12. 3) для всего человечества,- в каждом поколении потомков Авраама тот или иной сын лишается наследства, пока при патриархе Иакове все сыновья не оказываются достойными Б. (49. 1-28). Исходящее от Бога Б. является свидетельством Его Промысла о мире (Быт 1. 22; 2. 3) и человеке (Быт 1. 28), даром Его любви (Втор 7. 13-16). Древнейшие Б. были связаны с реалиями кочевой жизни и относились к урожаю, продолжительности жизни, передаче потомству имени или права владения землей. В Б., содержащихся в более поздних книгах ВЗ, также преобладает пожелание земных благ, благоденствия, мира и полноты жизни (Лев 25. 21; Втор 28. 2-6; 1 Цар 2. 20). Содержанием Б. может быть также помощь Бога и спасение из трудной ситуации; для народа Божия - милость и попечение Бога (Пс 29. 11), для рода Давида - его долголетие и продолжение (2 Цар 7. 29; Пс 21. 7, 72. 17). В межзаветный период содержанием Б. становятся эсхатологические ценности, а традиц. блага приобретают больше духовных черт - напр., в богослужебном Б., содержащемся в кумран. текстах (ср.: 1 QS 2. 2-4; 1 QSb I. 1 - V. 29), речь идет не только о благах и спасении от всякого зла, но и о вечном знании и вечном мире, обещающих лучшее место среди святых (1 QSb III. 27-28).

http://pravenc.ru/text/149325.html

Псалом 129 Этот псалом – тоже молитва к Богу евреев, находящихся в плену, из которого они жаждали освобождения и об этом усердно молили Господа. Пс.129:1 .  Из глубины взываю к Тебе, Господи. «Из глубины» – разумеется бедствий плена и отвержения от Бога, выражением чего он и являлся. Пс.129:3 .  Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит? Пленники просят от Бога снисхождения к своим грехам. Нет на земле ни одного человека безгрешного; если бы Господь стал карать каждого за совершенный им поступок, то никто не избежал бы Его осуждения ( «если ты, Господи, будешь замечать беззакония, ...кто устоит?»). Но Господь может очистить от грехов и потом помиловать, о чем и молит писатель (4 ст.). Пс.129:5 .  Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю. Пс.129:6 .  Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи – утра, более, нежели стражи – утра. «На слово Его уповаю», т. е. я верю, что Ты, Господи, исполнишь те обетования, которые даны Тобою через пророков об освобождении из плена; по Твоей милости наши беззакония будут прощены и мы с большим желанием и напряжением ожидаем освобождения, чем с каким ночной сторож ожидает наступления утра, конца его ответственного и тяжелого вида служения. Пс.129:7 .  Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление, Пс.129:8 .  и Он избавит Израиля от всех беззаконий его. Вера в милосердие Господа создает в писателе уверенность, что Он пошлет «многое... избавление», т. е. полное освобождение из плена, и что он не вменит еврейскому народу его беззаконий, и эта уверенность дает бодрый и радостный тон всему содержанию псалма. Псалом употребляется на вечерне, пред временем наступления ночи (с чем можно сравнить времена Ветхого Завета), когда верующий молится к Богу о сохранении его в благополучии и о снисхождении к сделанным им во время дня «беззакониям». Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 141 По надписанию псалом в еврейской, греческой и латинской Библиях принадлежит Давиду и изображает то его состояние, которое он переживал в вертепе. Здесь разумеется пребывание Давида в Одолламской пещере. ( 1Цар. 22:1–2 ) во время гонений от Саула. Во время бедствий я взывал ко Господу и только в Нем искал защиты, так как около меня не было никакого защитника (1–4). Я взывал ко Господу: внемли моему воплю, избавь от притеснителей, и тогда праведные соберутся вокруг меня (5–7). Пс.141:2 .  излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему. «Излил... моление» – указывает на постоянную усиленную молитву Давида к Богу. Пс.141:3 .  Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня. Пс.141:4 .  Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признаёт меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей. Пс.141:5 .  Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище мое и часть моя на земле живых. Пс.141:6 .  Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня. «Изнемогал... дух» – когда я терял мужество, Ты, Господи, «знал стезю мою» – полюбил, одобрил мои действия, оказывал мне защиту и благоволение. – «Никто не признает меня» – не было никого из людей, кто бы был ко мне близок, от меня все сторонились. – «Не стало для меня убежища» – мне некуда было бежать, чтобы укрыться от врагов, почему я только в Тебе и ищу защиты. Пс.141:7 .  Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. Вокруг меня соберут­ся праведные, когда Ты явишь мне бла­го­деяние. «Выведи из темницы душу мою» – избавь меня от тяжелых бедствий, от стесненного положения, чтобы я мог славословить Тебя. Ко мне тогда (по миновании бедствий) присоединятся все праведники, которые ждут, наблюдают за ходом моей судьбы, чтобы, когда Ты «явишь мне благодеяние» – защитишь меня и воздашь должное моим врагам, присоединиться ко мне для Твоего восхваления. Псалмы 140 и 141 употребляются на вечерне. Как и в Пс.129 псалме здесь излагается молитва к Богу о спасении от бедствий, об исправлении молитвы наподобие «жертвы вечерней» ( Пс. 140:2 ) и об избавлении из всеми оставленного положения, беззащитного, каким бывает человек во время сна – (образ Ветхого Завета). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1. Библейские изречения о надежде на Бога Человек должен возлагать свою надежду только на одного Бога: «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеться на князей» ( Пс.117:8–9 ). – «Уповайте на Господа вовеки; ибо Господь Бог есть твердыня вечная» ( Ис.26:4 ). – «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» ( Пс.145:3 ). – «Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его: ибо что он значит?» ( Ис.2:22 ). – «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека, и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» ( Иер.17:5 ). – «Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою, и справедливость твою, как полдень» ( Пс.36:5–6 ). – «Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» ( Притч.16:3 ). – «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» ( Флп.4:6 ). – «Не бойся их; ибо Я с тобою, чтоб избавлять тебя, говорит Господь» ( Иер.1:8 ). – «Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» ( 1Пет.4:19 ). – «Когда я в страхе, на Тебя я уповаю» ( Пс.55:4 ). – «Горы сдвинутся, и холмы поколеблются, – а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» ( Ис.54:10 ). П о б у ж д е н и е к н а д е ж д е н а Б о г а: Его благость: «Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» ( Пс.146:11 ). – «Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него» ( Наум.1:7 ). Его милость и Его милосердие: «Да уповает Израиль на Господа; ибо у Господа милость и многое избавление у Него» ( Пс.129:7 ). – «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» ( Евр.4:16 ). Его любовь во Христе: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

[Греч. Μανουλ Θηβαος], доместик, визант. мелург периода калофонического пения (не позднее 2-й пол. XIV в.). Ему принадлежат стихи непорочнов на погребение мирян и монахов (в т. ч. «Князи погнаша мя туне» (Пс 118. 161) на 4-й плагальный (8-й) глас (Ath. Iver. 973. Fol. 203v - 226, нач. XV в.; 974. Fol. 238-243v, 1-я пол. XV в.; 1120. Fol. 453-459, 1458 г. (письма Мануила Хрисафа ); БАН. РАИК. 154. Л. 168 об., 1430 г.; Ath. Doch. 315. Fol. 198-209v, 210-217, рубеж XVI и XVII вв.; 357. Fol. 168-193v, нач. XVII в.), стихи антифона на полиелее в дни памяти святых «Господа, аллилуия. Блажен муж» на 4-й глас с ремаркой «городское» (πολτικον) или «фессалоникийское» - «Правда Его пребывает», «В век века», «Воссия во тьме свет правым», «Блажен муж щедря и дая», «Щедря и дая», «Устроит словеса своя на суде», «Грешник узрит и прогневается» (Пс 111. 3б, 4а, 5а, 10а) и «Веков, аминь» (Ath. Cutl. 457. Fol. 144, 2-я пол. XIV в.; Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 90, кон. XIV в.; 2406. Fol. 129, 1453 г.; Ath. Iver. 985. Fol. 91-98, 1425 г.; 974. Fol. 153-164; 949. Fol. 74-76v, рубеж XVII и XVIII вв.; 1250. Fol. 147-147v, ок. 1770 г.; БАН. РАИК. 154. Л. 123v - 124v; Ath. Konstamon. 86. Fol. 179v - 184v, 1-я пол. XV в.,- рукопись фессалоникийской певч. традиции; Ath. Philoth. 122. Fol. 123-130v, 1-я пол. XV в.; РНБ. Греч. 126. Л. 105-106, 2-я пол. XV в.; 130. Л. 150, нач. XVIII в.; 711. Л. 113 об.- 114, XVIII в.; 132. Л. 178 об., посл. треть XVIII в.; Ydra. Iliou. 597(33). Fol. 148-148v, кон. XVII в.; Lesb. Leim. 238. Fol. 145-145v; 459. Fol. 138, обе рукописи - ок. 1700 г.; 8. Fol. 85v, кон. XVIII в.; Ath. Xeropot. 307. Fol. 175v - 179, 1767-1770 гг.; транскрипция хартофилакса Хурмузия в нотации Нового метода: S. Sepulcri. 704. Fol. 137-138, 1819 г.), стихира первомч. архидиак. Стефану (27 дек.) «Первый в мученицех» на 2-й плагальный (6-й) глас (РНБ. Греч. 126. Л. 249 об.-251; Sinait. gr. 1438. Fol. 150-157v, 1660 г.; Ath. Iver. 991. Fol. 108-109, 1670 г.; транскрипция Хурмузия: S. Sepulcri. 730. Fol. 99-102v), 2 версии калофонического стиха «Работайте Господеви со страхом» (Пс 2. 11) на 4-й плагальный глас (Ath. Konstamon. 86. Fol. 89v - 91, 93-94), стихи полиелея «Кукума» «Раби Господа» на 1-й глас, «поющегося в Фессалонике и в Константинополе» (Ath. Iver. 973. Fol. 131-145v), аллилуиарий на литургии (Ath. Cutl. 457. Fol. 199v - 202). Имя М. Ф. включено в каталог мелургов в рукописи нач. XIX в. Ath. Xeropot. 318 (Fol. 140-143).

http://pravenc.ru/text/2561924.html

Псалом 129 Песнь степеней. По св. Афан. – «псалом сей содержит в себе молитву мучеников и учение исповедания народу новому (т.е. христианам)». 1 . Из глубины воззвах к Тебе, Господи, т.е. «из глубины сердца, с великим усердием и ревностию, из самых оснований души» (Злат.). 2 . С Евр.: «Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих». 3 . Кто постоит? Т.е., если Ты, Господи, будешь судить нас только по Твоему правосудию, то никто не устоит, не оправдается на Твоем суде. Яко у тебе очищение есть. В человеке всецело нечистом и грешном нет ничего очищающего грехи его. Сила, очищающая грехи людские, – в Боге, в Его беспредельном человеколюбии, в Его искуплении, в смерти на кресте ( 1Ин. 2:2 ; Ис. 43:25 ). Вот почему никто из людей не может устоять на суде Божием. С Евр.: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония; Господи! кто устоит»? «Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою». Последних слов нет у LXX. 4 . Имене 642 ради Твоего потерпех 643 тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое. С Евр.: «Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю». «Смысл этих слов, – говорит св. Злат., – следующий: ради человеколюбия Твоего, ради закона Твоего я ожидал спасения, ибо если бы я смотрел на свои дела, то давно отчаялся бы, давно потерял бы надежду, но теперь, внимая закону Твоему и слову Твоему, я питаю добрые надежды. Какому слову? Слову человеколюбия ( Ис. 53:9 . Пс. 102:11–12 )». 5 . От стражи утренния до нощи, т.е. во всю жизнь, во всякую ночь и день (Зл.); «потому что последний час ночи есть утренняя стража и до сего времени стоят на страже последние стражи» (Бл. Феод.). С Евр.: «Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи (ждут) – утра, более, нежели стражи утра». 7 . С Евр.: «Да уповает Израиль на Господа; ибо у Господа милость и многое у Него избавление». 8 . С Евр.: «И Он избавит Израиля от всех беззаконий его». 642 Имене. Так в Римском издании LXX, но в Компл. и других изданиях: του νομου – ради закона Твоего. Так и в Вульгате: «ргортег legem Тиат». Симмах перевел: «закона»; Акила и Феодот: «страха». Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

А. присутствует в литургиях всех вост. обрядов (Raes. P. 77-79) (см. Литургические семьи ). Древнейшая рукопись, содержащая А.,- груз. перевод иерусалимского канонаря VII в. (Кекелидзе. С. 43-44), А. здесь входит в состав иерусалимской литургии ап. Иакова . Согласно рукописям этой литургии, пение А. сопровождалось каждением и молитвой (СДЛ. Т. 1. С. 156) (см. Иерусалимское богослужение ). Греч. текст александрийской литургии ап. Марка упоминает об А., называя его «прологом аллилуии» (греч. πρλογος το λληλοα) (Cuming. P. 12, 129). В литургии Коптской Церкви перед Евангелием читается «псалом Давида» (копт. калька yalmos tw dauid с греч.) (The Coptic Liturgy. P. 73, 196), в конце к-рого чтец возглашает: «Аллилуия», диакон: «Станем со страхом Божиим. Услышим святое Евангелие», а священник: «Благословен Грядый во Имя Господне» (Пс 117. 26a). В литургии Эфиопской Церкви А. состоит из произносимых священником 1-3-го стихов Пс 33 и троекратного «аллилуия» (СДЛ. Т. 3. С. 94-95). В литургии Яковитской Церкви А. после чтения апостольских посланий и краткой молитвы диакон возглашает: «Псалом Давида произносится пред Отцом нашим», священник благословляет диакона, и тот поет дважды «аллилуия», священник отвечает славословием, содержащим стихи Пс 95 и оканчивающимся «аллилуия» (СДЛ. Т. 2. С. 18). За литургией Армянской Церкви А. (арм. название - ) исполняется сходным образом: хор поет «аллилуия» дважды и стих псалма, после чего диакон возглашает 3-е «аллилуия» (Armenian Liturgy. P. 162-163). Воскресный А. содержит стих Пс 67. 1, праздники имеют особые стихи (Ibid. P. 218-219). А. в литургиях зап. обрядов Одно из первых упоминаний о пении «аллилуия» на Западе принадлежит блж. Августину († 430), к-рый сообщает о пении А. в африкан. Церквах в период Пятидесятницы (Augustinus Hipponensis. Ennarationes in psalmos. Ps. 110//PL. 37. Col. 1938) и по воскресным дням в течение всего года (Idem. Epistula ad Ianuario//PL. 23. Col. 215). О рим. практике сер. V в. пишет Созомен : «Один раз в году поют в Риме аллилуия, в первый день праздника Пасхи» (Созомен.

http://pravenc.ru/text/114746.html

Исследователи, обобщая данные источников, предполагают, что Г. С. был спровоцирован тем, что аскетическое учение Евстафия воспринималось как претензия на кардинальное изменение образа жизни христиан. По всей видимости, Евстафий в проповеди стремился представить безбрачие и всеобщую бедность как норму христ . жизни ( Gribomont. 1984. T. 1. P. 104). Вместе с тем нек - рые злоупотребления, вне всякого сомнения, не имели непосредственного отношения к Евстафию, а оказались крайностями, в к-рые впали его ученики. Яркий пример подобного рода приводится у Епифания Кипрского , к - рый описывает некоего Аэрия, ученика Евстафия, отколовшегося от него из ригористических побуждений и увлекшего за собой нек - рое количество мужчин и женщин призывами к абсолютной духовной свободе, чуждой к . -л . социальности ( Epiph. Adv. haer. 75. 1-2). Наследниками Евстафия и его учеников, возможно, являются мессалиане ( Дунаев. С. 226-227). В последние века истории Византии это мнение прочно вошло в сознание правосл . христиан. Так, один из визант . комментаторов правил Г. С.- Аристин Алексий (XII в.) - напрямую отождествляет ересь Евстафия и его последователей с ересями мессалиан и евхитов (Правила ПС с толк. С. 133). Вместе с тем нек-рые исследователи полагают, что аскетизм Евстафия и его сторонников был выражением глубокого и последовательного восприятия призыва Спасителя к отречению от мира ( Gribomont. 1957. P. 406). Известно, что Евстафия до определенного момента связывали тесные отношения со свт. Василием Великим ( Basil. Magn. Ep. 1; 244. 1), и в аскетических творениях ( Basil. Magn. Asc. br., Asc. fus.) святителя отдельные авторы находят отражение нек-рых его идей ( Gribomont. 1980. P. 129-136; ср.: Sozom. Hist. eccl. III 14. 31). Правила Г. С. 20 правил выражены в форме анафематизмов, всесторонне описывающих отклонения последователей Евстафия от традиц. образа христ. благочестия. По выражению соборного послания, эти правила, с одной стороны, определяют, кого следует отлучать, поскольку сами последователи Евстафия не имели ясных формулировок своих убеждений. С др. стороны, публичный отказ от упомянутых в правилах заблуждений обеспечивал покаявшимся возвращение в Церковь (Правила ПС с толк. С. 108). 21-е прав. является эпилогом соборного послания; в нем излагаются общие правила христ. благочестия.

http://pravenc.ru/text/161636.html

Соч.: Ударение имен существительных в русском языке. Варшава, 1882; Детская речь. Варшава, 1883; Литовские этюды. Варшава, 1888; Материалы и некоторые исследования по истории Черногории. Каз., 1897; Языковедение и славяноведение, их метод и задачи. Язык церковнославянский в историческом прошлом славянства. Каз., 1889; Служба святым Кириллу и Мефодию в болгарском списке XIV в. Варшава, 1893; «Физиолог» по рукописи сербской редакции. Каз., 1893; Грамоты русских государей и диптихи в славянских монастырях Адриатического побережья. Каз., 1894; История развития духовной жизни Черной горы и князь-поэт Николай I. Каз., 1895; Служба св. Кириллу, учителю славянскому по сербской рукописи XIV века русского Пантелеймоновского монастыря на Афоне. СПб., 1895; Петр I Петрович, владыка митрополит Черногорский: Его посвящение во епископа и сказанное им после этого слово. Каз., 1895; Новое произведение черногорского князя Николая «Княз Арванит». Каз., 1896; По поводу перехода в католичество княжны Елены Черногорской. Каз., 1896; Из Одессы на Афон. Каз., 1896; Материалы и некоторые исследования по истории Черногорья. Каз., 1897; Черногорска в жизни частной и общественной. Каз., 1897; В. И. Григорович, профессор славянских наречий. Каз., 1901; По Волге в Болгары. Каз., 1902; Царь-освободитель, преобразователь и просветитель России, имп. Александр II. Каз., 1902; Имп. Александр II, южные славяне и Македония. Каз., 1903; Некрополь Казанского кафедрального собора. Каз., 1907; Святые мученики Иоанн, Стефан и Петр, Казанские чудотворцы. Каз., 1909; Политическая и церковная жизнь славянства в 19 в. Каз., 1911; Памяти М. В. Ломоносова, отца русской науки и певца на лад лиры богодуховенного псалмопевца. Каз., 1912; Речь при наречении во епископа//ПрибЦВед. 1912. 10. С. 403; Слово в Великий четверг//ПС. 1913. Май. С. 679-681; Семена веры Христовой на Казанской земле//ПрибЦВед. 1916. 1. С. 3; Слово при пострижении в монашество//ХЧ. 1916. Янв. С. 3; Слово, [произнесенное] 2 февр. 1916 г. в храме Александровского лицея//ХЧ. 1916. Февр. С. 129.

http://pravenc.ru/text/114834.html

Эти пленные были, по всей вероятности, преимущественно из болгар, которые перед тем, в качестве союзников немцев, находились в войне с моравлянами. В Венеции святые братья встретили не то, чего ожидали. Здесь собрались на св. Константина латинские епископы, иереи и монахи, как «вороны на сокола». Собор этот с участием нескольких епископов был, видно, не случайный, а вызванный разнесшейся молвой о неслыханном дотоле нововведении, учиненном восточными пришельцами-учителями в Моравии. Председательствовал на этом неразумном соборе, конечно, не кто другой, как венецианский митрополит-патриарх Виталис Партиципаццо, уже знавший о споре между папой Николаем и Фотием, между Римом и Византией, что также могло не остаться без влияния на неблагосклонный прием, оказанный Виталисом восточным учителям, прибывшим из Моравии. 128 Но главным предметом нападок венецианского собора на Константина были его славянские богослужебные книги. «Скажи, говорили ему на соборе, зачем это ты поделал славянские книги, которых доселе не изобретали ни апостолы, ни папа римский, ни Григорий богослов , ни Иероним, ни Августин? 129 Мы знаем только три языка, на которых можно славословить Бога в книгах: это языки – еврейский, греческий и римский». Константин отвечал: «Не для всех ли от Бога дождь, не для всех ли солнце? Не все ли равно дышим одним воздухом? Как же не стыдитесь вы допускать только три языка, а прочим народам велите быть глухими и слепыми? Хотите вы сделать Бога немощным или завистливым, т.е. будто Он не может или не хочет дать людям славить Его родным языком? Мы, напротив, знаем много народов, которые имеют грамоту и службу Божию на своем родном языке, как-то: армяне, иверы (грузины), готфы, хазары, арабы, египтяне и др. Убедитесь еще от Писания. Давид говорит: Хвалите Бога вси языцы, похвалите Его вси людие ( Пс.116:1 ). А в Евангелии св. Иоанн говорит, что всем верующим дана власть или право быть чадами Божиими, следовательно, всем им дано право взывать к Богу, как к общему Отцу, на каком языке кто может.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010