Псалом 125 Первый стих псалма ясно указывает на время его написания – при возвращении из плена, когда еврейский народ был полон самых радостных чувств и ожиданий. При возвращении из плена мы были полны веселья и благодарения Богу за великое дело освобождения (1–3). Возврати, Господи, из плена всех, еще оставшихся там. Мы надеялись, что Господь обильно вознаградит наши труды на родных полях ниспосланием обильного урожая (4–6). Пс.125:1 .  Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: Возвращавшиеся из плена были «как бы видящие во сне», т. е. им рисовались картины необыкновенного довольства и благополучия, какие они надеялись найти на родной земле. Так как возвращение из плена было делом милости Божией, которому удивлялись и язычники (3 ст.), то евреи могли мечтать, что эти милости обильно будут изливаться на них особенно в их стране благословения, и потому возвращавшиеся из плена были полны грез, мечтаний, были как бы во сне. Пс.125:4 .  Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень. Из плена возвратились не все евреи, а только беднейшая часть из этого народа, большинство же оставалось жить среди язычников. О возвращении последних и молят те, кто вышел из плена: возврати, Господи, всю ту массу единоплеменников, какая осталась в чужих странах так же, как Ты возвращаешь воду на землю через южные ветры (полдень), которые с моря приносят обильную и нужную для земли влагу. Пс.125:5 .  Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. Пс.125:6 .  С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои. Содержание грез, мечтаний евреев. У возвратившихся из плена было очень недостаточное количество семян для своих полей, почему производимые ими посевы обнимали незначительную площадь земли, с которой по обычному хозяйственному расчету мог получиться только незначительный сбор урожая, но евреи надеялись, что Господь вознаградит их труд далеко выше их ожиданий, почему «с плачем несущий семена» в землю при посеве, «возвратится с радостью» при жатве. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.125:4. возврати, Господи, пленение наше, яко потоки югом.   Этим показывают, что наибольшее число израильтян оставалось в Вавилоне, почему и возвращение их уподобляют потоку реки египетской. Ибо «югом» называет пустыню. Пс.125:5. Сеющии слезами радостию пожнут: Пс.125:6. ходящии хождаху и плакахуся.   Молившимся об оставшихся в плену пророческий Дух ответствует, и говорит: если восплачут о пребывающих в Вавилоне, то и им будет возвращение.    См. тж. Исх.14:21.Редакция «Азбуки Веры» Псалом 126 Песнь степеней Соломону.   Восьмая песнь воспевается, когда уже положены основания храма, и израильтяне надеются, что согражденное ими будет незыблемо. Поэтому, Псалмопевец прикровенно пророчествует о будущем снова падении храма при владычестве римлян. Присовокупляет же и пророчество о Церкви Христовой. Песнь воспевается пророчественно Соломоном, как есть, без сомнения, псалмы и Захарии и Аггея. Восьмая песнь справедливо считается началом Нового Завета. Пс.126:1. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии.    Говорит это иудеям, которые высоко думали о прочности здания. Пс.126:2. Егда даст возлюбленным Своим сон. Пс.126:3. Се достояние Господне сынове.   В рассуждении храма не высоко о себе думайте, будто бы в нем дано вам достояние. Ибо храм — не ваше достояние. Напротив того, когда упокоит возлюбленных Своих из народа первого, т. е. Пророков; тогда даст в достояние сынам его. Кто же это, как не ученики Христовы? Ибо обетование и благословение Божие в чадах даруется как бы в некую награду возложившим упование на Бога. Мзда плода чревняго.   Плод чрева есть спасение духа, по сказанному: «поболехом, и родихом дух спасения, егоже сотворихом на земли» (Ис. 26:18). Наградою и как бы достоянием сего плода дано будет сыноположение. Пс.126:4. Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных.    «Оттрясенными» называет отверженных из народа первого; сыны их, т. е. Апостолы, соделались стрелами Сильного, которыми сострелял сопротивные силы. Пс.126:5. Блажен, иже исполнит желание свое от них.    Из них ублажает тех, которые воспользуются учением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Пс.124:5.   Уклоняющыяся же в развращения отведет Господь с делающими беззаконие: Мир на Израиля. Бог благ и правосуден. А правосудному свойственно воздавать по достоинству; добродетель ровна и удобна, как напротив злонравие изворотливо. Итак, кто хочет лгать и составлять хитрости, тот, подумай, какой требует изворотливости, каких притворных видов, какой способности! Но кто говорит истинно, тот не имеет ни труда, ни затруднения, ни притворства, потому что истина сама по себе светла. Молитвою заключает Пророк слова. Таковы души святых; с увещанием и советом они соединяют молитву, предлагая ее слушающим, как величайшую помощь (Василий В., Златоуст). Песнь степеней, 125 Седьмая степень: веселие о Боге. Пс.125:1.   Всегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко утешени. Когда возвращал Господь «плен Сион» (пленных иудеев) из Вавилона, то они были «яко утешени» , т.е. настолько обрадованы, что возвращение им казалось как бы сном, мечтою. Опаснее быть в «плену» греха, нежели в «плену» неприятеля (врага) — ибо здесь щадится душа, а в греховном плену не щадится ничего и не милуется (Феодорит, Златоуст). Пс.125:2.   Тогда исполнишася радости уста наша, и язык наш веселия, тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними. Пленные радуются не только по причине освобождения от бедствий, но и потому, что соседние «языцы» (народы) узнают Божие промышление об иудеях. В Псалтири повсюду под именем «языков» разумеются в таинственном значении демоны. Тогда подвижник познает свое избавление от порабощения демонам, когда ум его перестанет увлекаться приносимыми ими помыслами и мечтаниями, когда он начнет молиться чистою молитвою, всегда соединенною с духовным утешением. Избавление это понятно и для демонов: «тогда рекут во языцех» ... (Златоуст, Игнатий). Пс.125:3.   Возвеличил есть Господь сотворити с нами: быхом веселящеся. Не напрасно здесь допущено повторение, но для того, чтобы показать великую радость самих иудеев. «Возвеличил» — этим словом выражает необычайность дела, исполненного чудесности (Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс.125:3 . Возвеличил есть Господь сотворити с нами: быхом веселящеся. Свобожденные от плена подтверждают слова языческих народов, признаваясь, что они говорят истину и что Господь подлинно возвеличил к ним милость Свою не по заслугам их, когда из толь бедственнаго плена возвратил их в любезное отечество. Сего ради справедливо веселятся и радуются, забывая горестное несчастие, под игом котораго доселе стенали, скорбя и сетуя. Пс.125:4 . Возврати, Господи, пленение наше, яко потоки югом. Понеже пленные не все вдруг возвратилися, но некоторые с Ездрою прежде, а другие с Неемиею после, сего ради возвратившиеся прежде молятся к Богу о полном и всецелом возвращении пленных, употребляя подобие потоков, которые во время южнаго ветра весьма скоро и быстро текут. Почему как бы так говорят: сотвори Господи, да возвратятся пленники наши, доселе еще остающиеся в земле чужой, и притом все, и елико возможно скорее, да будет возвращение подобно потокам, которые все встречающееся с собою влекут и уносят, когда при сильном действии полуденнаго ветра наполняются дождями, падающими с неба, или водами, текущими с гор. Сей образец молитвы влагает Дух Святый во уста Иудеев, достигших уже отечества, с тем намерением, дабы они не пренебрегали бедных братий своих. Ибо хотя всему народу позволен был выход и дана свобода: однако, как известно нам, не многое число людей возымели участие в сем великом благодеянии. Ибо иных страх удержал, иных леность, иных болезни или слабое сложение тела, но были и такие, которые лучше хотели остаться в бедности плена, нежели понести неудобство пути. Таким образом, исполнилось то пророчество, которое предсказал Исаиа: аще будут людие Израилевы яко песок морский, останок их спасется ( Ис. 10:22 ). Пс.125:5 . Сеющии слезами, радостию пожнут. Пс.125:6 . Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя. Пророк, по принесении молитвы Богу о скором возвращении пленных, здесь увещевает самых пленников, дабы охотно предприяли труд путешествия и не пленялися бы любовию к тем вещам, которыя стяжали в чужой земле: ибо в отечестве своем несравненно большия и лучшия обрящут.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Яркие картины бедствий и опасностей предстают перед нами: ярость врагов подобна землетрясению («поглотили бы», 3; Чис. 16:30 ) и потопу (4а: «воды»), от которых нет спасения простому смертному, но Господь спасает нас от всего! Человек может погибнуть как от опасностей, поджидающих его в животном мире (6, 7), так и во враждебном окружении людей. Но мы были избавлены не только от этих угроз, но и сами их причины были уничтожены (7). Только Бог, Творец и Владыка мира (8), может совершить это, и Он есть Господь, Который неизменно присутствует среди Своего народа (1–2). Псалом 124. «Господь окрест народа Своего» Здесь представлены следующие картины: а) верующие, которые неизменно уповают на Господа (1, 2); б) народ, который, ощущая угрозы со всех сторон, терпеливо ждет, пока Господь не отвергнет правления нечестивых (3); в) общество, в котором тесно переплетены добро и зло (4–5). 1–2 Стойкая вера помогает нам уподобиться твердыне – Сиону; окрестные горы (горы окрест Иерусалима) – метафорически изображают Господа «окрест народа Своего». 3 Это упование на Господа заключает в себе веру в провидение Божье, которое управляет миром. Время бедствий или отсутствие надлежащего правления соответствуют терпению народа Божьего в этот период. Господь не допустит, чтобы испытания достигли того уровня, когда люди могут впасть во зло (отклониться от добра), совершая насилие, о котором Он предупреждал ( Рим. 13:1 ). 4–5 Такая ситуация, когда доверие Богу проверяется обстоятельствами, ведет к молитве. Молитва направлена не против нечестивых (5), судьба которых в руках Господа, она – за духовное подкрепление тех, кто посвятил себя Господу всем сердцем (4), за Его Израиль (5), за Его истинный народ, живущий среди формально верующих. Псалмы 125–127. Третья триада. Когда поджидает неудача Народ Божий не изолирован от окружающего его мира. Слезы ( Пс. 125:5 ) – явление обыденное в этой жизни. Но Пс. 126 высвечивает другую сторону: среди жизненных невзгод Господь дает мир и покой «возлюбленному Своему» (1–2), и на смену горьким сетованиям, которыми завершается Пс. 125 , приходит радость (блажен, Пс. 126:5 ). Лейтмотив Пс. 127 – счастье (1–2: блажен, т. е. счастлив), которое неизменно дарует благословение Господне (4–5). Таким образом, тема этих псалмов существенно отличается от темы двух первых триад, где она звучит как «путь к Сиону». Хотя в определенном смысле данная триада созвучна теме Сиона ( Пс. 125 ), но начинается она с жаркой молитвы о благословении будущего урожая, а завершается радостным предвкушением благоденствия Израиля. Короче говоря, это паломничество скорее духовное, чем физическое, ибо здесь жажда благословений еще больших, чем те, что уже принесли нам радость ( Пс. 125 ), и еще большей, чем мы испытали, защиты Божьей ( Пс. 126 ). Псалом 125. Сложный опыт народа

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Наименование Псалтири Псалмами Давида или Псалтирью Давидовой не значит, будто книга псалмов вся написана одним царем Давидом. 1) Почти целая треть псалмов не только по евр. тексту, но и ни по одному из переводов не приписывается Давиду; одни из этих псалмов остаются без всяких надписаний, – как псалмы: 101, 104–106, 110, 112–117, 119, 120, 124, 125, 127–129, 134, 135, 149 и 150, другие же надписываются именами: Моисея ( Пс.89 ), Асафа ( – 72–82), Емана (87), Ефама (88) и сынов Кореевых ( Пс.83, 84 и 86), и даже – по греч. тексту – именами позднейших пророков Аггея и Захарии (111, 145–148). 2) в содержании псалмов, не надписанных именем Давида или надписанных другими именами, встречаются довольно ясные указания на времена позднее Давида, напр. на времена последующих царей иудейских (в Пс.88, 39–46 ; Пс.47, 5–8 ср. 2Пар.20:1–37 ; Пс.82, 6–9; 86, 3–4, 79:13,14,17 и т. д.), разрушения Иерусалима ( Пс.73:1–10, 78:1–5 и 11), плена вавилонского и возвращения из оного ( Пс.101:14–23; 105:47; 106:2–3; 136:1 и дал.; 125:1 и дал. 146:2 и т. п.). 3) Подпись в конце 71-го псалма «окончились молитвы Давида, сына Иесеева», по сравнении с следующими за нею псалмами, надписанными именем Асафа и сынов Кореевых, показывает, что и древний собиратель псалмов не приписывал их в целом составе одному Давиду, а признавал и других писателей. 4) Наконец, свидетельство 2 Парал. 29:30: и сказал царь Езекия и князья левитам, чтобы очи славили Господа слог вши Давида и Асафа прозорливца, – ясно показывает, что во времена Езекии, кроме песней Давида, существовали еще. песни Асафа прозорливца, которые наравне с песнями Давида употребились при богослужении во храме. Следуя указаниям надписаний псалмов в еврейском тексте и некоторых местах других книг св. Писания и осторожно пользуясь свидетельствами содержания псалмов, а также свидетельствами древнего предания, сохранившимися в различных древних переводах и толкованиях Псалтири, из множества разнообразных мнений различных толкователей относительно писателей и времени написания отдельных псалмов, вероятнейшими должно признать следующие выводы:

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

«Мир» же при этом предстает как обозначаемое «жатвы»: «Ведь что ты сеешь? Милосердие. И что жнешь? Мир». Несколько далее, уже на примере конкретного доброго дела (раздача Закхеем половины своего имущества), Августин употребляет наряду со словом «(bona) uoluntas» слово «caritas» – «любовь»: «Великая воля была у Закхея, великая любовь», – тем самым показывая, что любовь и составляет сущность «доброй воли», порождающей дела милосердия. Несколько позже то же слово «любовь» будет употреблено при упоминании самомалейшего по видимости доброго дела – поднесения чаши холодной воды, и цель этого – показать, что даяние это столь же значительно, как щедрость Закхея и как жертва вдовы, вложившей в сокровищницу две лепты: «Так вот, если тот, у кого она (чаша воды. – С. С.) есть, даст тому, у кого нет, то он дал столько же (если, конечно, дал от полноты любви), сколько вдова дала двумя монетами, сколько Закхей половиной своего достояния» (Толкование на Пс.125:12 ). Это – единственное у Августина место, где «семена» 125–го псалма связываются именно с любовью, где сущность их раскрывается как любовь. Более того, здесь эта тема связывается с темой церковного единства, единства, сплачивающего верующих в церковном теле: «Так и держится тело Христово, так сплачиваются и соединяются члены–братья любовью и узами мира, когда каждый предоставляет, что имеет, неимущему; что он имеет, тем богат; тем, чего у другого нет, этот другой беден. Так заботьтесь друг о друге, так любите друг друга. Думайте не только о себе, думайте и о нуждающихся вокруг вас» (Толкование на Пс.125:13 ). Итак, данное изъяснение «сеяния» добрыми делами представляется самым широким и самым глубоким их всех текстов, где цитируются стихи Пс.125:5 и 6. Оно самое широкое, потому что в ней показывается все разнообразие добрых даяний: одаривание деньгами, предоставление материальных благ, служение своей телесной силой, услуга советом. Она самая глубокая, потому что дает видеть за этим разнообразием сущность благого даяния – любовь, и цель благого даяния – соединение во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Офферторий ), молитва А. ad а. может читаться в начале мессы. В древней мессе галликанского обряда священник испрашивал молитв о себе после поставления Даров на престол (СДЛ. Т. 4. С. 102). В мессе испано-мосарабского обряда , облачившись, священник читает молитву А. ad а. Далее следует диалог священника с клиром, состоящий из Пс 42. 1-5; 117. 1 и др. (стих Пс 42. 4 повторяется в диалоге перед началом анафоры), краткого исповедания грехов, второй молитвы А. ad а. (Там же. С. 129-131, 144; Lodi. Enchiridion. P. 1142). Умовение рук совершается после предложения Даров (СДЛ. Т. 4. С. 139). Месса амвросианского обряда до реформ Ватиканского II Собора открывалась диалогом священника, стоявшего на алтарной ступени (т. е. ступени престола), с чтением Пс 42. 4 («Подойду к жертвеннику Божию») и Пс 67. 1, затем следовали краткое исповедание грехов и тайная молитва священника о себе во время приближения к престолу (СДЛ. Т. 5. С. 14-16). Умовение рук с чтением Пс 25. 6-7 совершалось во время анафоры, прежде institutio (Там же. С. 26). Месса рим. обряда до реформ II Ватиканского Собора (Тридентская месса), как и месса амвросианского обряда, начиналась с диалога предстоятеля и клира у алтарной ступени с чтением Пс 42. 4, 1-5; 123. 8, далее следовали исповедание грехов и тайная молитва А. ad а. ( Lodi. Enchiridion. P. 1705; СДЛ. Т. 5. С. 113-116). Умовение рук (с чтением Пс 25. 6-12) входило в состав обрядов принесения Даров, анафора предварялась диалогом священника с клириками «Orate fratres» (лат.- Молитесь, братья) и чтением молитвы над приношениями (лат. super oblata, или secreta.- Lodi. Enchiridion. P. 1708 и др.; СДЛ. Т. 5. С. 124-125). Древние Миссалы (напр., Миссал Карла Лысого, ок. 870) включают в диалог священника с клиром слова Лк 1. 35, известные по вост. литургиям, и Пс 19. 4-5 ( Jungmann. P. 82-88). В мессе Novus ordo действия А. ad а. подверглись сокращению - начальные обряды не содержат диалога: священник молча подходит к алтарю и целует его; в начале евхаристической литургии после поставления на престол хлеба и вина следуют умовение рук и обращение «Молитесь, братья», на к-рое священнику отвечают не только клирики, но и все молящиеся (Святая месса.

http://pravenc.ru/text/63974.html

1–3). Псалмопевец от имени общины верных просит Его о дальнейшем заступничестве за Израиль (ст. 4–6). Пс. 125 можно было бы отнести к разряду плачей, если бы не громко звучащая нота упования на Господа и веры в Его заступничество. Есть основание полагать, что в псалме подразумевается возвращение народа Божиего из вавилонского плена. Израильтяне возвращались в землю обетованную с великой радостью, хотя и знали, что впереди их ожидает множество испытаний. Заглавие. Песнь восхождения. См. вводные замечания к Пс. 119 . 125 Когда возвращал Господь плен Сиона. Имеется в виду возвращение народа Божиего из вавилонского плена (см. книги Ездры и Неемии). Израиль был отпущен из Вавилона в землю обетованную персидским царем Киром. Псалмопевец сознает, что решение Кира было обусловлено не соображениями политического порядка, а вмешательством Господа. 125 Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. Участь людей всецело зависит от Божиего соизволения, по которому Он может переменить зло на добро, страдание на благословение (ср. Пс. 29,11.12 ; Ин. 16,20 ). Глава 126 Пс. 126 Эта исполненная мудрости молитва состоит из двух отдельных, но при этом тесно связанных, частей. В первой (ст. 1,2) псалмопевец говорит о тщетности любых человеческих усилий, не поддержанных Богом (эта мысль также пронизывает всю книгу Екклесиаста). Без помощи Господа человек не может ни построить дом (ст. 1), ни защитить от врага город (ст. 1), ни добыть себе пропитание (ст. 2). Поскольку Пс. 126 является песнью восхождения (см. вводные замечания к Пс. 119 ) и к тому же приписывается Соломону строителю храма, под «городом» и «домом» следует понимать Иерусалим и расположенный в нем храм Божий. Вторая часть (ст. 3–5) посвящена созиданию семьи рождению и воспитанию детей, которые являются Божиим даром. В ветхозаветные времена большое количество детей в семье воспринималось как Божие благословение, т.к. потомство рассматривалось в контексте обетования Господа Аврааму, согласно которому Израиль должен был стать великим и многочисленным народом (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Эту фразу произносит священник, ведущий общественное благодарственное богослужение. 123 живых они поглотили бы нас. Если бы не Божественное заступничество, враги разгромили бы Израиль. 123:4 См. ком. к Пс. 17,5.17 . 123 в добычу зубам их! Псалмопевец сравнивает врагов Израиля с хищными зверями, возможно, со львами (ср. Пс. 33,10; 57,6 ) или собаками (ср. Пс. 58,7.15 ). 123 в имени Господа. Т.е. Сам Господь является «помощью» Израилю. Глава 124 Пс. 124 Шестая из песней восхождения (см. вводные замечания к Пс. 119 ) началом своим напоминает гимн Сиону (ср. Пс. 45; 47; 75 ). Из храма на горе Сион Господь посылает Своему народу помощь, в которой Израиль очень нуждается, в частности, потому, что некоторые области земли обетованной все еще находятся во власти язычников. В ст. 3 прямо выражена обеспокоенность псалмопевца тем, как бы язычники не совратили израильтян с пути истины. Заглавие. Песнь восхождения. См. вводные замечания к Пс. 119 . 124 Горы окрест Иерусалима. Иерусалим расположен в гористой области Иудеи: его со всех сторон окружают горы и холмы, среди которых своей высотой выделяется Масличная (Елеонская) гора. Горы делали Иерусалим менее уязвимым для нападения врагов, демонстрируя заботу Господа о защите Своего народа (см. 4Цар. 6,17 ). 124 не оставит Господь жезла нечестивых. Жезл, или скипетр, является символом власти. Данный стих подразумевает, что народ Божий (или какая-то его часть) находился под властью либо нечестивых из числа израильтян, либо соседей-язычников. дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию. Т.е., дабы нечестивые не заставили праведных уподобиться себе. 124 Благотвори, Господи, добрым. Этот стих содержит призыв к Богу исполнить заветное обетование и благословить тех, кто хранит верность Ему и данному Им закону. 124 совращающихся на кривые пути. Псалмопевец имеет в виду тех израильтян, которые последовали примеру нечестивых соплеменников или соседних с Израилем языческих народов (ст. 3). Глава 125 Пс. 125 Псалом начинается выражением хвалы Господу за ниспосланное Им спасение (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010