Для нас же, познавших явление Его, стеною и ограждением стал Сам Еммануил, ограждающий нас неизреченной силой и отгоняющий от душ наших нечистых демонов и не допускающий попрания нас ими. Посему пророк говорит о Нём: и прозовешися здатель оград, и стези твоя посреди упокоиши ( Ис.58:12 ). Как огораживающие заброшенные виноградники обыкновенно уничтожают —121— тропинки через них, не дозволяя, чтоб ноги идущих вверх и вниз топтали их; так и Господь наш Иисус Христос , поставив нам Себя как бы в стену несокрушимую и оградив нас ангельскими силами, сделал то, что мы избавились от попрания. И сверх того сказал, что ктому не имать приити на ня изгоняяй; ибо некогда мы были пленниками, удобопреклонными и легко предающимися всякого рода беззаконию, когда сатана водил и увлекал нас и как бы гонял от одного (греха) к другому. Но и это прекратил Христос: не придёт против нас грабитель и не вторгнется, как прежде, когда ему угодно; ибо мы утверждены во Христе и имеем безопасную и сильную душу, не увлекаемся тем, чем не следует, и не вступаем в многобожие, нас не гонят к заблуждению, но как бы вступили в веру и любовь к Богу, так что, радуясь этому, говорим: постави на камени нозе мои ( Пс.39:3 ). Говоря же: ныне видех очима моима, он ясно показал, что время пришествия Спасителя есть время посещения; ибо посетил есть нас восток свыше ( Лк.1:78 ) и о чём Давид говорит: Господь с небесе на землю призре ( Пс.101:20 ), хотя некогда ради нашего греха совсем не удостаивал нас попечения, сострадания и любви и другого тому подобного, но как бы отвращался от нас. Посему мы находились в смятении: о чём и блаженный Давид свидетельствует, говоря: отвращшу тебе лице, возмятутся: и в персть свою возвратятся ( Пс.103:29 ). Поскольку же ныне, то есть во время пришествия Спасителя, мы увидели очами Его, то мы спасены и помилованы, и чего только мы не приобрели, что превыше всякого слова и поистине достойно удивления? —122— Зах.9:9 . Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: се царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Минь. Т. V. С. 340 Творения Т. V. С. 366 554. Причина раздоров – пристрастие к земному Ничто не бывает столько причиною вражды и раздора, как любовь к настоящим благам, пристрастие или к славе, или к богатству, или к удовольствиям. Когда же ты разорвешь все эти узы и не попустишь душе пленяться чем-либо подобным, тогда увидишь, откуда берет свое начало раздор, где лежит основание добродетели… Не говори мне: он зол, я не могу сносить. Тогда особенно и нужно показывать кротость, когда мы имеем дело с злобными и враждебными; тогда и открывается ее сила, тогда и сияет ее действенность, достоинство и польза. Минь. Т. V. С. 343 Творения Т. V. С. 370 555. Помощь Божия близка нам Беседа 30 на псалом 120. Помощь наша от Господа (ср.: Пс. 120:2 ). Эта помощь непреодолима, это содействие легко и удобно. Не нужно ни идти далеко, ни кланяться привратникам, ни издерживать деньги, ни отправлять посольства, но можно, оставаясь дома, приобрести это покровительство; только нужно отрешиться от всего человеческого, держаться этой надежды, иметь острое зрение и смотреть на предметы высокие.– Минь. Т. V. С. 345 Творения Т. V. С. 372 556. Леность наша в посещении храма Беседа 31 на псалом 121. Возвеслихся о рекших мне: в дом Господень пойдем ( Пс. 121:1 ). А теперь многие даже огорчились бы при таком приглашении. Если кто пригласит идти на конские ристалища, или на зрелища беззакония, то стекаются многие; а в дом молитвы немногие идут без лености.– Минь. Т. V. С. 347 Творения Т. V. С. 375 557. Бедствия необходимы для обуздания гордости Беседа 32 на псалом 122. Для того и бывают искушения и скорби, дано смертное тело и посылаются многие несчастные обстоятельства, для того страдания и болезни, чтобы крепче обуздать душу, которая легко надмевается и доходит до гордости. Поэтому, не смущайся, возлюбленный, когда подвергаешься искушениям, но помня слова пророка: благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданиям твоим ( Пс. 118:71 ), принимай несчастие за врачевство, пользуйся искушением надлежащим образом, – и достигнешь величайшего спокойствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

    Слава и ныне: Единая Чистая и Непорочная Дева, бессеменно родившая Бога, моли Его о спасении наших душ!     Глас 5.    1. «Вспомнил я пророка, воскликнувшего…» (Стр. 100).     Стих: «Вот стоят ноги наши во дворах Твоих, Иерусалим» (Пс. 121:2).    2. Ты сказал, Христе: «верующий в Меня не увидит смерти, и как Я — Свет от Света есть Свет так и вы просветитесь во Мне в Моей славе. Ибо, будучи Истинным Богом, Я пришел спасти почитающих в истинном Православии Меня, Единого Господа Бога в Одном лице, но в двух естествах: Божеском и человеческом». Поэтому Ты, Человеколюбивый Господи, упокой так Тебя исповедывавшего верного Твоего раба со святыми во свете Твоего лица.     Слава и ныне: Тебя, Преблагословенная, мы просим, как Божию Матерь, молись Господу о нашем спасении.     Глас 6.    1. «Началом существа моего…» (стр. 101).     Стих: «К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах» (Пс. 122:1).    2. Ты, Слово, Христе, почтил Своим образом создание Твоих рук, ибо, изобразив в вещественном образе подобие духовного существа, Ты сделал меня и общником его, определивши самостоятельно господствовать на земле над тварями. Поэтому упокой, Спаситель, Твоего раба в стране бессмертных, в жилище праведников.     Слава и ныне: Мы, Богородица Дева, познали Воплотившегося от Тебя Бога, Которого и моли о спасении наших душ.     Глас 7.    1. «Создавший в начале человека…» (Стр. 101).     Стих: «Как вожделенны жилища Твои, Господи Сил» (Пс. 83:2).    2. Всякую скорбь прекращает смерть, воспринятая природой Адама, ибо мы сделались смертными через вкушение запрещенного плода. Познаем же, братья, что мы, как созданные из земли, снова будем прахом и пеплом, как и были прежде. Поэтому с сильным плачем помолимся Создателю о даровании переселившемуся прощения и милости.     Слава и ныне: Мы, верующие, имеем Тебя, Богородица, несокрушимой стеной и надеждой, поэтому, Владычица, Ты, как знающая нашу природу, ныне оскверненную всякими грехами, не переставай молиться о скончавшихся в вере Твоих рабах, чтобы они получили прощение на суде, когда будет судить Сын Твой и Бог и чтобы все мы прославляли Тебя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3849...

118) Не можешь ты сделать ума своего высшим похотения тел, денег и яств, если не введешь его в чистую страну праведных, в коей (или под действием коей), внедрившись в сердце память о смерти и Боге, уничтожит в нем всякое возстание земных похотений. 119) Ничего нет страшнее памяти смертной, и дивнее памяти Божией; та вселяет спасительную печаль, а эта исполняет духовным веселием. Ибо Пророк Давид поет: помянух Бога и возвеселихся (Пс. 76, 4); а Премудрый учит: поминай последняя твоя и во веки не согрешишь (Сир. 7, 39). 120) Пока ум не узрит славы Божией откровенным лицем (2 Кор. 3, 18), дотоле душа не может возглашать в чувстве своем: аз же возвеселюся о Господь (Пс. 103, 34), возрадуюся о спасении Его (Пс. 19, 6). Потому что покрывало самолюбия лежит на сердце ея, которое не снимается с нея без произвольных и невольных скорбей и лишений; оставаясь же на ней, не дает ей видеть, как все есть и бывает. 121) Не после бегства из Египта, т. — е. не после пресечения греха делом, и не после прехождения моря, т. — е., не после отсечения сочувствия и склонности ко греху; но после пребывания в пустыне, т. — е., после претерпения всяких бед, лишений и скорбей, вождь Израиля сподобляется узреть землю обетованную, т, — е. безстрастие, обладающее сильным созерцанием умным (Второз. 34, 1). 122) По пустыне шествующие, — т. е., те, у которых грех в бездействии, — по одному слуху знают о благах блаженной оной земли; соглядатаи своими глазами видят их, т. — е. пребывающие в трудах добродетели и послушания упованием объемлют их; войти же в нее сподобившиеся всем чувством насыщаются ими, как медом и млеком. 123) Не сораспялся еще Христу тот, кто имеет естественныя движения плотския, и не спогребся еще Ему тот, кто носит помышления и сочувствия плотския: как же совозстать такому с Ним, чтобы ходить во обновлении жизни (Рим. 6, 4)? 138) Древледревним заповедано было приносить в храм начатки от гумна и точила (Исх. 22, 29). Ныне же нам должно приносить Богу, как начатки деятельной добродетели, воздержание и истину, а как начатки добродетели созерцательной — любовь и молитву: теми отсекая стремления похоти и гнева, а этими —суетныя помышления, и порождаемыя ими прилоги.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

53 Сочетание цитат из двух псалмов (аллюзия на Пс. 43:26, не замеченная «Bl», и параллель с Пс. 114:7) имеет здесь принципиальное значение. Анализ других толкований Оригена на эти псаломские стихи показывает, что „смирение в персть“ означало для него, прежде всего, принятие тела (оплотяневшими душами, ангелами или даже Христом в момент воплощения), а „отдохновение“ („покой“) — разрешение от тела или очищение души и возвращение ее в состояние ума (для ангелов или для людей, совершающих добродетельные поступки). См., например: «Ориген», Комм. Ин. I:121; XX, 225. 376; „О молитве“ II, 3 (рус. пер. с. 11); ПЦ VII, 50; Sel. in Gen. (PG 12, 136); Sel. in Ps. (Dub.) (PG 12, 1576. 1592); Fr. in Ps. 114 Ed. J. B. Pitra (Dub.); «св». Юстиниан», „Письмо к Мене“ (из „О началах“, 2); «св. Епифаний Кипрский», „Панарий“ LXIV, 4 (vol. 2, p. 412 Holl). 54 Ср. ПЦ II, 4. 55 Мк. 1:1—3 (ст. 2: ср. Мал. 3, 1 [Исх. 23:20]; ст. 3: Ис. 40:3 LXX). Синод. перевод следует textus receptus. Ср. Лопух. Толк. Библ. к Мк. 1:2—4. 56 Подразумеваются гностики, в первую очередь — Маркион. О полемике с последним в сочинениях Оригена см.: «Rius-Camps J». Orígenes y Marción. Carácter preferentemente antimarcionita del prefacio y del segundo ciclo del «Peri Archôn» Origeniana. Premier colloque international des études origéniennes. Bari, 1975. P. 297—312; «Spada C. A». Aspetti della polemica antimarcionita nel «Commento al Vangelo di Giovanni» Origeniana quinta. Historica — Text and Method — Biblica — Philosophica — Theologica — Origenism and Later Developments. Papers of the 5th International Origen Congress, Boston College, 14—18 August 1989 Ed. by R. J. Daly. Leuven, 1992. P. 85—91. 57 Мк. 16:15 «Bl». 58 Определение мира (космоса) как совокупности неба и земли — отголосок стоической философии (см. Co», p. 141—142, n. 24). 59 Комментарий к параграфам, посвященным анализу слова «начало», см.: «Früchtel E». " Arc» und das erste Buch des Johanneskommentars des Origenes Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Bd. 117. Berlin, 1976. S. 122—147.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3775...

Соч.: Черты из жизни блаж. Феофилакта, архиеп. Болгарского//ПС. 1855. Кн. 1. С. 3-36; О мнимо-духовном христианстве в древние времена Церкви//Там же. 1856. Кн. 1. С. 27-71; 1857. Т. 1. С. 6-53; 1867. Т. 3. С. 3-47; Письма из Посольского мон-ря//Зап. Миссионерского об-ва. СПб., 1867. Вып. 2. С. 59-122 (то же//Свет Христов просвещает всех!: Сб. Новосиб., 2000. С. 292-348); Амурская духовная миссия в 1870 г.//Странник. 1871. Т. 3. С. 260-285 (отд. изд.: [Благовещенск на Амуре, 1871]); Беседа о вере с молоканами. М., 1871; Отчет преосв. Вениамина, еп. Камчатского, о состоянии Камчатской и Японской духовных миссий в 1872 г. Иркутск, 1873; Обязанности Рус. гос-ва по обращению раскольников и иноверцев к Православной Русской Церкви. Иркутск, 1882; Положение христиан в бурятских обществах под начальством язычников. Иркутск, 1884; Жизненные вопросы правосл. миссии в Сибири: Соч. СПб., 1885; Начальное обучение: Наставление приходским священникам о церк. обучении детей вере и благочестию. Тамбов, Извещение о появлении в Иркутске ереси шалопутской и обличение ее//ЦВед. 1890. 25. С. 817-821; Некролог, телеграммы по случаю смерти, речи при погребении, духовное завещание//Иркутские ЕВ. Приб. 1892. 6. С. 1-2; 8-17; Чернавский Н. Из переписки архипастырей: Письма высокопреосв. Вениамина (Благонравова), архиеп. Иркутского, и Григория (Митькевича), архиеп. Калужского, к преосв. Антонию (Радонежскому), еп. Оренбургскому. Оренбург, 1904; О христианском просвещении инородцев: 10 писем Н. И. Ильминскому за 1863-1884 гг.//ПС. 1905. Ч. 2. Июль-авг. Прил. С. 1-38 (2-я паг.); Автобиография высокопреосв. Вениамина, архиеп. Иркутского//Иркутские ЕВ. 1912. 17. С. 483-493; 18. С. 518-522; 21. С. 586-602; 22. С. 610-624; 23. С. 647-656 (отд. изд.: Иркутск, 1913); Частная переписка высокопреосв. Вениамина, архиеп. Иркутского, с обер-прокурором Св. Синода К. П. Победоносцевым//Иркутские ЕВ. Приб. 1913. 1. С. 2-18; 2. С. 34-50; 3. С. 71-77; 9. С. 262-265; 14/15. С. 432-436; 18. С. 561-565; 21. С. 670-676; Письма Вениамина, архиеп. Иркутского († 1892), к Казанскому архиеп. Владимиру († 1897)/Сост. К. В. Харлампович. М., 1913; Список тр.//Свет Христов просвещает всех!: Сб. Новосиб., 2000. С. 533-535.

http://pravenc.ru/text/150287.html

Шегг (S. 207) перевод Вульгаты объясняет иначе. По его мнению, Бл. Иероним, переведя occumbere faciet, читал совершенно правильно , но только принял это слово не за imperativ. гиф. а за infinitivum absolutum той же формы (также ), употребленное вместо futurum. Ср. Иов.40:8 (по Евр. счислению); Иез.1:14 459 . Стих 12-й. Язычники должны собраться в долину Иосафатову, потому что там Иегова будет судить их. Да востантъ и взыдтъ вс зыцы на юдоль к там сд разсдити вс зыки же окрестъ. Да востантъ и взыдтъ вс зыцы. Евр. , „пусть встанут и идут народы“. Розенмиллер (р. 501) и переводит буд. временем – „воспрянут и поднимутся“, думая, что в этих словах Иегова возвещает пророку о несомнительном исполнении его молитвы („низведи, Господи, сильных Твоих“ для погубления язычников), т. е. что народы, действительно, соберутся в долину Иосафатову и там произойдет суд над ними. Но в таком случае речь пророка была бы темною, так как ниоткуда не было бы видно, что он окончил речь, призывающую язычников к войне, и начинает говорить о новом, – о том, что языческие народы послушаются Божественного повеления и соберутся в долину Иосафатову. Поэтому и правильнее понимать как прош. несов. увещательные „пусть встанут и идут народы“, т. е. думать, что в этих словах продолжается воззвание, обращенное к язычникам. LXX-mь переводят: ξεγειρσϑωσαν, ναβαιντωσαν πντα τ ϑη. Здесь 1) нет соединительного союза α между ξεγειρσϑωσαν и ναβαιντωσαν, но в весьма многих, дошедших до нас, кодексах, он имеется (Holm. ωλ 3:12); находится он и в славян. переводе („да востантъ и взыдтъ“); и 2) прибавляется лишнее, сравнительно с евр. текстом, слово – πντα; но в Комплютенской полиглотте его нет (ibid.). В Вульгате переведено правильно: consurgant et ascendant gentes. На юдоль См. объясн. 2-го ст. к там сд разсдити. Евр. , „ибо там Я возсяду судить“. В долине Иосафата произойдет окончательный суд над народами. Все они предстанут пред лице Иеговы, а Он воссядет и произнесет решительный приговор над ними (ср. Пс.9:5, 8 ; Пс.121 ; Евр.122:5 ; Исх.18:13 ; Неем.3:7 ; Дан.7:9 и сл.) Сд – . Обычай сидеть судьям и стоять подсудимым мы встречаем не только у евреев, но также у римлян и греков. В латин. языке гл. sedere имеет иногда даже значение judicare (Cicer. ad fam. 2:13; Liv. 3:46), как и в греческом αϑζειν (Aeschines. Socr. dial. III. p. 162).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

1516 Точная дата постройки Ноем ковчега по книге Юбилеев – 5-й год 5-й седмины 27-го юбилея (т.е. 49-летнего цикла) от сотворения мира. 1518 На основании даты смерти Ноя, после которой началось Вавилонское столпотворение (Пс.-Филон. Древн. V.8-VI.1). 1519 Здесь необходимо сделать оговорку, что некоторые ученые XIX в. и более раннего времени, начиная еще с блж. Августина, склонны были рассматривать возраст рождения сыновей как десятикратно увеличенный возраст обычного человека, т.е. 230 лет Адама соответствует 23-м годам, а его же 13 лет – 13-ти годам, и с этой точки зрения МТ как бы занижает возраст половой зрелости, а LXX как бы увеличивает. Августин видел в этом прямое указание на целомудрие патриархов, что находит себе соответствие и в иудейском предании, которое утверждает, что по смерти Авеля Адам и Ева воздерживались в течение 130 лет (см.: Спасский И. Исследование библейской хронологии. Киев, 1857. С. 27–28). Очевидно, что это предание отражает домасоретскую хронологию. 1523 Хронология пс.-Филона вычисляется только приблизительно, так как отсутствует указание лет жизни Адама до рождения Сифа и лет жизни Ноя до потопа после рождения сыновей, которых он родил, согласно этому тексту, в возрасте 300 лет. Однако указание на дату смерти Ламеха (585 лет Ноя) позволяет установить время потопа не ранее чем через 285 лет по рождении сыновей Ноя. 1524 Существует еще, правда, предположение, что хронологии LXX и МТ (а также 1 Ен и Юб) отражают, соответственно, схематическую и несхематическую, т.е. подчиненную и не подчинённую символике чисел концепцию истории (Huges J. Chronology//A Dictionary of Biblical Interpretation. London, 1990. P. 122). Однако если смысл схематической концепции хотя бы можно предположить, то каким было предназначение несхематической, решительно непонятно. Разумеется, годы рождения патриархов по LXX могли обладать имманентной ценностью: они устанавливали определенное соотношение между возрастом деторождения и общей продолжительностью жизни, которое также нашло потом отражение в иудейской традиции (Адамов пост после изгнания из Рая). Но тогда проблема, в сущности, перестает быть хронологической. В целом, отмечает Э. Тов, наука еще не установила, какая из двух основных систем библейской хронологии первична (Tov E. The Nature of the Large-Scale Differences between the LXX and MT//The Earliest Text of the Hebrew Bible. P. 127).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

От этого одни потерпели кораблекрушение в вере (1Тим.1,19); другие погубили целомудрие, приобретенное ими в юности, как скоро, подобно какой-то неожиданной буре, подуло на них лукавое сластолюбие. Подлинно, самое жалкое зрелище - после поста, после суровой жизни, после продолжительных молитв, после обильных слез, после двадцатилетнего или даже тридцатилетнего воздержания по невнимательности и по нерадению души оказаться вдруг лишенным всего. Жалкое зрелище - тому, кто обогатился исполнением заповедей, уподобиться какому-то богатому купцу, который, восхищаясь множеством товаров, когда корабль его, носимый попутным ветром, переплыл уже страшное море, вдруг остается без всего, потому что корабль разбивается у самой пристани,- уподобиться, если и он приобретенное многими трудами и потом губит при одном приражении беса, потопленный грехом, как некою бурею! Такому человеку, у которого вся добродетель подвергается вдруг кораблекрушению, прилично сказать: приидох во глубины морския, и буря потопи мя (Пс.68,3). Потому твердо держись за кормило жизни. Управляй своим глазом, чтобы когда-нибудь чрез зрение не вторглись в тебя стремительные волны вожделения; управляй слухом и языком, чтобы одним не принять в себя всего вредного, а другим не выговорить чего запрещенного. Смотри, чтобы не опрокинула тебя буря раздражительности, чтобы не обрушились на тебя ужасы страхов, чтобы не потопила тебя тягота скорби. Страсти суть волны; держись выше их, будешь надежным кормчим жизни. А если не уклоняешься каждой из них благоразумно и постоянно, то, подобно кораблю без груза, увлекаясь всем, что ни приключится, погрязнешь в море греха. Поэтому выслушай, как может прийти к тебе знание управления. У мореходцев в обычае смотреть на небо, и там находить путеуказание кораблю, днем в солнце, а ночью в Медведице или в другой какой из постоянно видимых звезд, и по оным всегда угадывать прямизну пути. Посему и ты имей око, обращенное к небу, по слову сказавшего: к Тебе воздвигох очи мои, живущему на небеси (Пс.122,1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/70/f...

Пс.122:1. К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси. Пс.122:2. Се яко очи раб в руку господий своих.   Очи тех, в ком «дух работы... в боязнь» (Рим.8:15) — «в руку господий и госпожи»: а очи того, в ком «Дух сыноположения» (Рим.8:15) — ко Господу Богу. Пс.122:3. Помилуй нас, Господи, помилуй нас.    Повторение это выражает горячность прошения. Просим милости, не как достойные, но как подвергшиеся крайнему поношению. Псалом 123 Песнь степеней. Пс.123:1. Яко аще не Господь бы был в нас.    Вошедшие в иудейскую землю, воспевая пятую песнь, приносят молитвы за то, что избавились от плена и от врагов, угрожавших им во время пути. Псалом 124 Песнь степеней. Пс.124:1. Надеющиися на Господа, яко гора Сион.    Шестую песнь воспевают, достигнув самой для них вожделенной горы. Потом, видя город не огражденный стенами, молятся, чтобы помощь Господня соделалась ему стеною; и хотя твердо надеются избежать вражеских наветов, однако же не иначе, как при той же опять помощи самого Бога, Который Пс.124:3. не остав[п]ляет жезла грешных на жреби[п]и праведных    и святых Своих. Пс.124:5. Мир на Израиля.    Ибо «мир... превосходяй всяк ум» (Филип. 4:7), дается только имеющему ум. Но и они, по истреблении врагов, насладились миром. Псалом 125 Песнь степеней.   Седьмую песнь воспевают удостоверившиеся в своем избавлении; потому что они уже в самом городе. Умоляют же и о прочих, пребывающих еще в Вавилоне, чтобы и они были избавлены. Пс.125:1. Внегда возвратити Господу плен Сион, быxoм[v] яко утешени.    Это Апостолы пророчествуют о себе и о верных из язычников. Ибо во времена Давидовы не было плена. Поэтому, может быть, разумеется плен духовный. Ибо слово «рекут» (Пс.125:2) указывает пророчески на будущее. Пс.125:2. Тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь.    Этим показал, что мы для всех весьма достоплачевны. Ибо все дивятся великим делам Божиим, потому что Бог избавил нас от того горького рабства. И мы вопием (потому что не бесчувственны), хотя и не возвращены нам прочие братья, о которых и просим, говоря:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010